Закон рсфср о земельной реформе

Главная / Закон рсфср о земельной реформе

Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Информация об изменениях:

Законом РСФСР от 27 декабря 1990 г. в настоящий Закон внесены изменения

Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г.
«О земельной реформе»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 1990 г., 24 июня, 20 ноября 1992 г., 28 апреля 1993 г.

В настоящее время земельные отношения на территории Российской Федерации регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Указано, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равномерного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю. Проведение земельной реформы возложено на местные органы власти.

Определен порядок передачи земли гражданам и коллективным объединениям. Установлено, что иностранным гражданам земля в собственность не передается.

Закон вступает в силу с момента его принятия.

Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 29 ноября 1990 г., N 26, ст. 327

Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 настоящий Закон признан недействующим

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон РФ от 28 апреля 1993 г. N 4888-1

Закон РФ от 20 ноября 1992 г. N 3936-1

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-1

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 г.

Изменения вводятся в действие с 1 января 1991 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

ЗАКОН РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 «О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ»

23 ноября 1990 года N 374-1

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ

Статья 1. Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
На Государственный комитет РСФСР по земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы.

Статья 2. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется. Вводятся две основные формы собственности на землю — государственная и частная.
Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР.
Право распоряжения землей, находящейся в государственной собственности, передается Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Частная собственность на землю реализуется в виде индивидуальной и коллективно — долевой собственности граждан.

Статья 3. В государственную собственность РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, закрепляются земли под объектами, принадлежащими соответственно РСФСР и республикам, входящим в ее состав.
Для общесоюзных целей земли могут предоставляться Союзу ССР на условиях и в порядке, устанавливаемых Союзным договором, законодательством РСФСР и республик, входящих в ее состав.
Земли, находящиеся в собственности республик, входящих в состав РСФСР, могут предоставляться РСФСР на условиях и в порядке, устанавливаемых договором между ними и законодательством соответствующей республики.

Статья 4. В частную индивидуальную собственность граждан могут передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.
Возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается, они могут получить землю в собственность на общих основаниях.
Иностранным гражданам земля в собственность не передается.
В коллективно — долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также земли для ведения коллективного садоводства, животноводства, коллективного дачного строительства. Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка.

Статья 7. До юридического закрепления земель в собственность владение, пользование, в том числе

zaki.ru

Земельная реформа: 1990–2002.

Основной целью земельной реформы
в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для
возникновения рынка земли и субъектов
этого рынка, владеющих землей на правах
частной собственности. Для легализации
такого необходимого элемента рыночной
экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей. Особенно ожесточенные дебаты
между сторонниками и противниками
коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.

Известно, что в советский период союзное государство обладало монополией
собственности на землю, возникшей в результате ее национализации [1] и закрепленной в Конституции СССР: «В исключительной собственности государства
находятся: земля, ее недра, воды, леса».
Первая попытка изменить эти положения
была предпринята в конце 1980-х годов
в рамках реформирования социалистической системы. Закон «О собственности
в СССР» и Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о земле,
вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов
права (публичных) и многообразие форм
собственности на землю. И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать
понятие частной собственности, в результате политического компромисса был
введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся по сути
завуалированной формой ограниченного
права частной собственности.

Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР
«О земельной реформе» и «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве». Вместе с новым
Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения
различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного
наследуемого владения и постоянного
(бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность
приобретения участков земли в частную
собственность [2]. В то же время речь в них
шла только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота и был введен
мораторий на куплю-продажу, дарение
и иные сделки с земельными участками
(за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10 лет.

На этом начальном этапе реформы
основной задачей правительства было
перераспределение земельного фонда
в пользу граждан и создание нового типа
сельскохозяйственных производителей —
индивидуальных фермерских хозяйств. С целью развития фермерского движения
в начале 1991 года Советом Министров
РСФСР были приняты соответствующие
постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую помощь
в размере одного миллиарда рублей (так
называемый «силаевский миллиард»).
Однако, вопреки ожиданиям, массового
исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им
выделялись не самые качественные или
неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали
противодействие и негативное отношение
не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников.
Со временем государственная поддержка
фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных
хозяйств разорялись и банкротились.
Основной рост фермерства наблюдался
в период с 1992 по 1994 год, когда число
хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч,
а в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1 тысячи фермерских хозяйств,
располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затем это число стало сокращаться
при некотором возрастании общей площади земельных наделов (в 2000 году насчитывалось 264,6 тысячи хозяйств, располагающих 14 484 гектарами земель) [3].

С целью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»
и ряд постановлений правительства по реорганизации колхозов и совхозов, обязывавших последние в установленные сроки
принять решение о преобразовании в новые формы хозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы и т. д.) либо о
сохранении прежней [4]. За 1992–1994 годы
большинство предприятий аграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правового статуса,
однако во многих случаях происходила
лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая основ внутриколхозных отношений.

В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности
коллективных хозяйств был положен
принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность
членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей
и имущественных паев. В результате этих
преобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывших колхозников и работников совхозов,
однако это право собственности долгое
время оставалось виртуальным — в натуре
земельные доли не выделялись, не было
ясности и в вопросе о том, как крестьяне
могут реально ими распорядиться.

В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших
в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались
почти исключительно на основании указов президента и постановлений правительства. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года
«О регулировании земельных отношений
и развитии аграрной реформы в России»
владельцы долей должны были получить
документы, удостоверяющие их права на
земельные участки, и принять решение по
их использованию. Они получали право
передавать долю по наследству, получать
земельные участки в натуре при выходе из
хозяйства, вносить их в уставный капитал
сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать. В последующих указах президента и постановлениях правительства [5] подтверждались
права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования,
при котором разрешались практически
все виды операций с землей, включая ее
куплю-продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров
по сделкам с землей шел крайне медленно. К середине 1995 года многие субъекты
РФ из политических или иных соображений задерживали (а некоторые и вовсе не
начинали) выдачу свидетельств на земельные доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей.
К 1995 году свидетельства на земельные
доли получили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным Госкомзема России, — 91,2 процента, из которых
около 2/3 распорядились правами на свои
земельные доли (см. табл. 1).

К середине 1990-х годов в земельном законодательстве сложилась довольно парадоксальная ситуация. Основной
массив норм, регулирующих земельные
отношения, содержался в пакете указов
президента и постановлений правительства 1992–1993 годов, изданных в условиях
противоборства между исполнительной и
законодательной ветвями власти. Эти
нормативные акты, отменявшие бoльшую
часть статей Земельного кодекса РСФСР
и снимавшие мораторий на сделки с землей, содержали наиболее либеральные
нормы, не запрещавшие практически никаких операций с землей. Полные права
собственности на землю были также провозглашены в положениях Конституции
РФ и развиты в регулирующей сделки
с землей 17-й статье нового Гражданского
кодекса. Однако президентские указы, по
мнению многих законодателей, не отражали степени достигнутого согласия
в обществе по вопросу о гражданском
обороте земель; 17-я глава Кодекса была
заморожена и должна была вступить в силу лишь после принятия нового Земельного кодекса.

История принятия этого правового
акта стала, возможно, наиболее драматичной законодательной коллизией
за всю работу Государственной думы. Начавшись уже в 1993 году, работа над новым Земельным кодексом продолжалась
в течение восьми лет. Летом 1994 года
в нижнюю палату парламента Правительством РФ и фракцией «Выбор России» были внесены два законопроекта,
но ни один из них не набрал необходимого числа голосов. В 1995 году состоялось
новое голосование по правительственному варианту проекта, доработанному
в Комитете ГД по аграрным вопросам
с учетом многочисленных замечаний,
высказанных субъектами Федерации,
различными министерствами, депутатскими объединениями. Этот компромиссный вариант имел хорошие шансы
на принятие, однако был вновь отклонен
депутатами: голосовали «против» фракция КПРФ, отвергавшая частную собственность на землю, в том числе на садовые и приусадебные участки, а также
«Выбор России» и «Яблоко», считавшие его недостаточно либеральным, ограничивающим конституционные права граждан. Принять Земельный кодекс удалось лишь в 1996 году Государственной
думе второго созыва, однако его концепция, не предусматривавшая куплю-продажу и залог земель, не устроила Совет
Федерации, предложивший создать согласительную комиссию для преодоления
возникших между палатами разногласий.
После многомесячных ожесточенных
споров законопроект с учетом внесенных
поправок был в 1997 году принят Думой,
одобрен Советом Федерации, но отклонен президентом. Камнем преткновения,
не позволившим Думе второго созыва
принять Земельный кодекс, стал вопрос
о вовлечении сельскохозяйственных земель в гражданский оборот, против которого выступало думское большинство
и на котором настаивал президент.

В этой ситуации политического пата,
когда ни одна из конфликтующих сторон
не могла настоять на принятии ее версии
закона о земле, законодательную инициативу стали активно проявлять регионы.
Одними из первых легализовали сделки
с землей, в том числе ее свободную куплю-продажу, законодатели Саратовской
области. На федеральном уровне работа
над земельным законодательством вновь
активизируется в 2001 году. В январе,
с четвертой попытки, Думе удается разблокировать 17-ю главу Гражданского
кодекса, регулирующую порядок осуществления сделок с землей, — правда,
в компромиссном варианте, исключающем из сферы ее действия сельскохозяйственные земли. Президиум Госсовета
обсуждает вопросы земельной реформы
и поручает министерству Грефа подготовить новый проект Земельного кодекса.
При отчаянном сопротивлении фракции
КПРФ и левого крыла аграриев этот правительственный законопроект летом —
осенью 2001 года был принят Государственной думой в трех чтениях и подписан
Президентом РФ [6].

Принятый Земельный кодекс сохраняет принцип деления земель на семь категорий (земли сельскохозяйственного
назначения, поселений, промышленности, лесного, водного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса), устанавливая правила их оборота
и пользования, кроме сельскохозяйственных земель. В действительности Кодекс вводит в гражданский оборот лишь
земли промышленности и поселений —
иначе говоря, чуть более двух процентов
всего земельного фонда страны. В то же
время необходимо подчеркнуть, что
именно эти категории земель являются
наиболее экономически значимыми.
Кроме того, Кодекс содержит несколько
важных нововведений. Прежде всего он
объявляет принцип единства объекта
недвижимого имущества, т. е. строения
и земельного участка, на котором оно
стоит. В соответствии с этим принципом
промышленные предприятия получили
возможность выкупать занимаемые ими
земельные участки (порядок осуществления этих операций и стоимость участков
также определены в Кодексе).

Для поддержания стабильности землепользования Кодекс сохраняет права
собственности граждан и юридических
лиц, которым оно было предоставлено
ранее. Предусматривается также возможность однократного бесплатного переоформления в частную собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков (на правах постоянного
пользования и пожизненного наследуемого владения). Граждане, владеющие земельными участками на правах аренды,
имеют преимущественное право на их
покупку. В Кодексе также разграничены
формы государственной собственности
на землю (федеральная, муниципальная
и собственность субъектов Федерации)
и определены функции органов власти,
представляющей интересы публичных
земельных собственников.

Таким образом, в соответствии с Земельным кодексом РФ участниками земельных отношений являются граждане,
юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципалитеты. При
этом в отношении иностранных граждан
устанавливаются права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме специально оговоренных случаев (в частности, они
не могут владеть земельными участками на
приграничных территориях).

Не запрещая куплю-продажу земель
сельскохозяйственного назначения, Земельный кодекс предусматривал ее регулирование при помощи специального
федерального закона. Работа над ним
началась сразу после принятия Кодекса.
Ей предшествовало необычайное обострение политических противоречий —
как между различными фракциями, так
и между центром и периферией. Наконец в июле 2002 года был принят внесенный правительством компромиссный вариант закона «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» [7],
который носил «рамочный» характер
и наделял широкими властными полномочиями по созданию рынка земли
субъекты Федерации. Предполагалось,
что законодательные собрания регионов примут соответствующие законы
и определят сроки их введения исходя
из своих природно-климатических,
культурных, социально-экономических
особенностей.

Учитывая неравномерное распределение земель, законодательным органам
субъектов Федерации было также делегировано право устанавливать минимальные и максимальные пределы сельскохозяйственных угодий, которые
могут находиться в частной собственности одного гражданина и членов его семьи. Оговаривалось, что минимальный
предельный размер такого участка не
может составлять менее 10 процентов
общей площади угодий в границах одного административно-территориального
образования. С учетом специфики данного вида земель закон устанавливает
особый правовой режим осуществления
различных операций с земельными участками сельскохозяйственного назначения (залог, аренда, купля-продажа),
предусматривая ряд оснований для ограничения их оборота. Наибольшие возражения вызвала норма, согласно которой
при продаже участка земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеют субъекты
РФ и органы местного самоуправления [8].
Закон также вводит ограничения на изменение целевого использования таких
земель, допуская их перевод в другую категорию только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ или
правительства.

Наряду с законами «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю»
закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по замыслу
его разработчиков, должен составить
основу формирования экономической
и правовой системы гражданского оборота земельных участков. Он знаменует
новый этап земельной реформы, главной целью которой становится концентрация земель в руках эффективных собственников.

Справку подготовила Олеся Кирчик.

[1] Начало национализации земли положил Декрет II Всероссийского съезда Советов
«О земле» 1917 года. Собственность государства на землю была в дальнейшем закреплена
в Декрете ВЦИК «О социализации земли» 1918 года, в Земельном кодексе РСФСР 1922 года,
а также в более поздних законах и редакциях Конституции СССР.

[2] Право российских граждан владеть и распоряжаться земельными участками на правах
частной собственности было закреплено позднее в статье 36 Конституции РФ
от 12 декабря 1993 года.

[3] Число индивидуальных фермерских хозяйств остается сравнительно небольшим.
Для сравнения напомним: в РФ насчитывается около 12 миллионов сельских жителей
и свыше 440 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель.

[4] Под давлением со стороны съезда колхозников, протестовавших против насильственной
приватизации, правительство было вынуждено изменить свои первоначальные намерения
и позволить сельскохозяйственным предприятиям сохранять прежние формы хозяйствования
(февраль 1992 года).

[5] В частности, Постановление Правительства РФ № 96 «О порядке осуществления прав
собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 года,
Указ Президента РФ № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»
от 7 марта 1996 года.

[6] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001.
№ 44. ст. 4147. Вступил в силу 30 октября 2001 года.

[7] «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон
от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ // Российская газета. 27.07.2002.

[8] Данное положение Закона вступает в противоречие с рядом действующих правовых актов,
предоставляющих преимущественное право покупки владельцам соседних земельных
участков, лицам, ранее арендовавшим этот участок, и т. п.

www.strana-oz.ru

Закон рсфср о земельной реформе

Земельная реформа 1990 г.

К концу «Перестройки» колхозный строй, не обеспечивавший эффективного развития сельского хозяйства, вызывал всеобщее недовольство. Практически все политические течения стали выступать за преобразование сельского хозяйства на началах частной инициативы и частной предприимчивости. Однако о степени реформирования существовали серьезные разногласия.

Умеренный вариант реформы отстаивался союзным руководством. Его позиция изложена в первом документе. Он сохранял исключительное право государства на земельную собственность, запрещал куплю-продажу земли, однако вводил передачу ее частным лицам в пожизненное наследственное владение или в аренду без ограничения предельного размера. Устанавливалось право пользователей и арендаторов на компенсацию за неиспользованные улучшения земли.

Изданный в условиях «войны суверенитетов» закон РСФСР (второй документ) не развивал союзные Основы законодательства, а проводил более радикальные идеи. Он декларировал введение частной собственности на земли и в перспективе ее купли-продажи, но совершенно не предусматривал необходимые подробности преобразования.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. 28.2.1990 г.

Настоящие Основы регулируют земельные отношения и направлены на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Земельное законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик

Земельные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемым в соответствии с ними другим законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 2. Состав земель СССР

В соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко — культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп законодательством союзных и автономных республик может быть установлен особый режим использования указанных категорий земель.

Статья 3. Земля — народное достояние

Земля является достоянием народов, проживающих на данной территории.

Каждый гражданин СССР имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 4. Правомочия Советов народных депутатов по распоряжению землей

Советы народных депутатов предоставляют земельные участки во владение и пользование гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, установленных законодательством, — иным организациям и лицам.

Советы народных депутатов изымают земельные участки в соответствии с настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Предоставление и изъятие земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, могут быть произведены по результатам референдума среди этих народов и этнических групп с согласия соответствующих Советов народных депутатов.

Статья 5. Владение землей

В пожизненное наследуемое владение земля предоставляется гражданам СССР для нужд, предусмотренных статьей 20 настоящих Основ.

Предельные размеры предоставляемых земельных участков определяются законодательством союзных и автономных республик.

В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства.

Статья 6. Пользование землей

В постоянное или временное пользование земля предоставляется:

гражданам СССР для целей, указанных в статьях 21, 22 настоящих Основ;

промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям;

для нужд обороны организациям, указанным в статье 31 настоящих Основ;

совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц.

Сроки временного пользования землей устанавливаются законодательством союзных и автономных республик.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, земля предоставляется в пользование иным организациям и лицам.

Статья 7. Аренда земли

Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам.

Арендодателями земли являются соответствующие Советы народных депутатов.

Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.

Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору.

Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства.

Отношения по аренде земли регулируются настоящими Основами, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 8. Предоставление земель

Предоставление земельных участков во владение и пользование осуществляется в порядке отвода.

Предоставление земельного участка, находящегося во владении или пользовании, другому землевладельцу или землепользователю производится только после изъятия этого участка в порядке, предусмотренном статьями 11, 24 настоящих Основ.

Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственных целей.

Право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется государственным актом.

Форма государственного акта, порядок его регистрации и выдачи определяются законодательством союзных республик. Форма и порядок регистрации договоров на аренду земли и других договоров на временное пользование землей определяются законодательством союзных и автономных республик.

Статья 9. Прекращение права владения и права пользования землей

Право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается Советом народных депутатов в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского хозяйства;

4) использования земли не по целевому назначению;

5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик;

6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке);

7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

8) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством союзных и автономных республик, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет – для несельскохозяйственного производства;

10) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящими Основами.

Пункты 6 и 9 части первой настоящей статьи не распространяются на право владения землей граждан, ведущих крестьянское хозяйство, в течение трех лет с момента предоставления земельного участка.

Право пользования арендованной землей прекращается также при расторжении договора аренды земли в случаях, предусмотренных Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.

Законодательством союзных и автономных республик могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права пользования землей и аренды земли.

Статья 10. Переход права владения и права пользования земельным участком

При переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик.

Статья 11. Изъятие земель

Изъятие земель для государственных и общественных нужд производится по решению соответствующего Совета народных депутатов при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд может быть допущено лишь в исключительных случаях в соответствии с законодательством союзных и автономных республик.

При несогласии землевладельца или землепользователя решение Совета народных депутатов может быть обжаловано в судебном порядке.

Изъятие особо ценных продуктивных земель, определенных в соответствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, не допускается. Перечень таких земель устанавливается законодательством союзных и автономных республик.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, опытных полей научно — исследовательских учреждений и учебных заведений, лесов первой группы для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик.

Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами и землепользователями, а также с местными Советами народных депутатов место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории. Финансирование проектных работ до предварительного согласования не допускается.

Изъятие земель у колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий для предоставления их гражданам СССР и сельскохозяйственным кооперативам осуществляется районным, городским Советом народных депутатов в случаях и порядке, установленных настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 12. Земельный налог и арендная плата за землю

Землевладение и землепользование в СССР являются платными. Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.

Порядок и ставки налогообложения устанавливаются законодательством союзных и автономных республик. Арендатор выплачивает арендную плату, размер которой устанавливается по соглашению сторон в порядке и пределах, определяемых законодательством союзных и автономных республик.

Плата за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами.

Платежи за землю поступают в бюджеты местных Советов народных депутатов, могут частично централизоваться в бюджетах союзных и автономных республик и направляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, на материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, за осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и социальное развитие территории.

В законодательстве союзных и автономных республик могут быть предусмотрены льготы по взиманию платы за землю: полное или частичное освобождение на определенный срок, отсрочка выплаты, понижение ставки земельного налога.

От платы за землю освобождаются заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, а также предприятия, учреждения, организации, коллективы и граждане, получившие во владение или пользование нарушенные или малопродуктивные земли. В порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик, по решению Советов народных депутатов от платы могут освобождаться заказники, опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля, учреждения культуры, образования, здравоохранения, а также предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, другие предприятия, учреждения и организации, граждане СССР.

Статья 13. Компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений

Ведению Советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно-территориальных единиц в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) предоставление земли во владение, пользование и аренду гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям;

2) регистрация права землевладения, права землепользования и договоров на аренду земли;

3) организация ведения земельно-кадастровой документации;

4) организация землеустройства;

5) изъятие земель в случаях, предусмотренных настоящими Основами;

6) взимание платы за землю;

7) контроль за использованием и охраной земель.

Предоставление земли в пределах территории автономных областей, автономных округов для общесоюзных, межреспубликанских и республиканских нужд осуществляется при согласии соответствующих автономных образований.

Для решения земельных вопросов местными Советами народных депутатов создаются депутатские комиссии.

Разграничение компетенции местных Советов народных депутатов различных уровней в области регулирования земельных отношений определяется законодательством союзных и автономных республик.

Статья 14. Компетенция союзных и автономных республик в области регулирования земельных отношений

Ведению союзных и автономных республик в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) распоряжение землями в границах союзных и автономных республик в общесоюзных, межреспубликанских и республиканских целях по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов, а также землевладельцами и землепользователями;

2) разработка и совершенствование земельного законодательства союзных и автономных республик;

3) установление границ территорий с особым правовым режимом земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими местными Советами народных депутатов;

4) установление порядка и предельных размеров платы за землю, а также льгот по взиманию платежей;

5) разработка и выполнение совместно с местными Советами народных депутатов республиканских программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

6) контроль за использованием и охраной земель;

7) организация землеустройства и ведение государственного земельного кадастра.

Статья 15. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений

Ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) решение совместно с союзными и автономными республиками вопросов о предоставлении земель для общесоюзных и межреспубликанских нужд;

2) установление основных положений регулирования земельных отношений в СССР, разработка и совершенствование земельного законодательства Союза ССР;

3) разработка совместно с союзными и автономными республиками, утверждение и контроль за выполнением общесоюзных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов;

4) установление единых для Союза ССР принципов платы за землю;

5) организация контроля за использованием и охраной земель, установление систематического слежения за состоянием земель (мониторинга);

6) установление порядка ведения государственного земельного кадастра;

7) установление основных положений землеустройства.

Раздел II. Права и обязанности землевладельцев и землепользователей

Статья 16. Права и обязанности землевладельцев

Землевладельцы имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

3) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

4) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

5) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

6) в случае изъятия земли или добровольного отказа от земельного участка получать полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли;

7) передавать во временное пользование земельный участок или его часть в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренный статьей 42 настоящих Основ;

3) своевременно вносить земельный налог;

4) не нарушать права других землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов.

Статья 17. Права и обязанности землепользователей

Землепользователи имеют право:

1) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;

2) использовать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения по согласованию с Советом народных депутатов, предоставившим землю;

4) получать при прекращении пользования возмещение стоимости земельных улучшений, произведенных за собственный счет;

5) собственности на посевы сельскохозяйственных культур и произведенную сельскохозяйственную продукцию;

6) передавать во временное пользование земельный участок или его часть в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

1) обеспечить использование земли в соответствии с целевым назначением и условиями ее предоставления;

2) эффективно использовать предоставленную им землю, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

3) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренный статьей 42 настоящих Основ;

4) своевременно вносить земельный налог или арендную плату за землю;

5) не нарушать права землевладельцев, других землепользователей, в том числе арендаторов.

Статья 18. Защита прав землевладельцев и землепользователей

Вмешательство в деятельность землевладельцев и землепользователей со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения землевладельцами и землепользователями законодательства.

Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев и землепользователей, подлежат возмещению в полном объеме.

Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или государственным арбитражем.

Права землевладельцев и землепользователей могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 19. Гарантии землевладения

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, предоставленных гражданам СССР, может производиться после выделения по их желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков согласно разделу IX настоящих Основ.

Изъятие для государственных или общественных нужд земель колхозов, совхозов, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других государственных, кооперативных, общественных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков согласно разделу IX настоящих Основ.

Раздел III. Землевладение и землепользование граждан СССР

Статья 20. Землевладение граждан СССР

Граждане СССР имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков:

для ведения крестьянского хозяйства;

для ведения личного подсобного хозяйства;

для строительства и обслуживания жилого дома;

для садоводства и животноводства;

для дачного строительства;

в случае получения по наследству или приобретения жилого дома;

для традиционных народных промыслов.

Законодательством союзных и автономных республик может быть предусмотрено предоставление земельных участков во владение и для других целей.

Порядок наследования права владения земельным участком определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 21. Землепользование граждан СССР

Гражданам СССР земельные участки предоставляются в пользование для огородничества, сенокошения и выпаса скота из земель, находящихся в ведении соответствующего Совета народных депутатов. Предприятия, учреждения и организации могут выделять участки для этих целей из земель, находящихся в их владении или пользовании.

Законодательством союзных и автономных республик может быть предусмотрено предоставление земельных участков в пользование и для других целей.

Статья 22. Служебные земельные наделы

Предприятия, учреждения и организации транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также других отраслей народного хозяйства из земель, находящихся в их владении или пользовании, предоставляют отдельным категориям своих работников служебные земельные наделы на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных и автономных республик.

Раздел IV. Земли сельскохозяйственного назначения

Статья 23. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) гражданам СССР – для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

2) кооперативам граждан СССР – для коллективного садоводства, огородничества и животноводства;

3) гражданам СССР, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям – для ведения товарного сельского хозяйства;

4) сельскохозяйственным, научно-исследовательским, учебным и другим учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам – для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для ведения сельского хозяйства;

5) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям – для ведения подсобного сельского хозяйства.

Приусадебные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйства иным организациям и лицам.

Статья 24. Землевладение колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций

Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия и организации получают землю в постоянное владение для ведения общественного сельскохозяйственного производства. Указанные предприятия, учреждения и организации могут дополнительно арендовать земельные участки.

Право колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на землю сохраняется при вхождении их в состав агропромышленных объединений, комбинатов, агрофирм и других формирований.

Кооперативам, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств) и выходят из них, по решению Совета народных депутатов предоставляются земельные участки из обрабатываемых ими ранее земель с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования. Эти участки подлежат изъятию из состава земель указанных предприятий. Порядок и условия предоставления земельных участков определяются законодательством союзных и автономных республик.

Членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, по решению Совета народных депутатов с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются участки, изымаемые из земель указанных предприятий. Порядок и условия предоставления земельных участков определяются настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 25. Землевладение граждан, ведущих крестьянское хозяйство

Гражданам СССР, изъявившим желание вести крестьянское хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, предоставляются по их желанию в пожизненное наследуемое владение или в аренду земельные участки, включая приусадебный надел. Законодательством союзных и автономных республик могут быть предусмотрены случаи и условия предоставления земли только в аренду.

Граждане, ведущие крестьянское хозяйство, могут дополнительно арендовать земельные участки для производственных целей.

Законодательством союзных и автономных республик определяется преимущественное право граждан на получение земельного участка с учетом опыта их работы в сельском хозяйстве, необходимой квалификации, других условий и факторов.

Предельные размеры земельного участка граждан, ведущих крестьянское хозяйство, в соответствии с законодательством союзных и автономных республик определяют местные Советы народных депутатов с учетом региональных особенностей, специализации и возможностей обработки предоставляемых земель преимущественно личным трудом членов крестьянского хозяйства.

Земельные участки граждан, ведущих крестьянское хозяйство, разделу не подлежат. Право владения земельным участком передается по наследству на условиях, установленных законодательством союзных и автономных республик.

При продаже имущества крестьянского хозяйства и передаче земельного участка другому гражданину, предприятию или организации по решению Совета народных депутатов землевладелец имеет право на получение от них полной компенсации всех затрат под урожай, а также затрат на улучшение качества земли в соответствии с повышением кадастровой оценки за время владения земельным участком.

Гражданин, ведущий крестьянское хозяйство, может в случае потери трудоспособности или достижения пенсионного возраста передавать право владения земельным участком или предоставлять его во временное пользование одному из членов семьи, ведущему совместно с ним крестьянское хозяйство, а при отсутствии таковых иным лицам в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик.

Статья 26. Порядок предоставления земли гражданам СССР для ведения крестьянского хозяйства

Предоставление земли гражданам СССР для ведения крестьянского хозяйства производится на основании их заявлений по представлению сельского Совета народных депутатов решением районного, городского Совета народных депутатов.

Земельные участки выделяются гражданам, как правило, единым массивом с расположенными на нем водными источниками и лесными угодьями.

Членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий, выходящим из их состава, выделяется земельный участок, кадастровая оценка которого должна быть, как правило, на уровне средней по хозяйству. При предоставлении земельных участков с оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству законодательством союзных и автономных республик устанавливаются налоговые и другие льготы.

Другим гражданам СССР земельные участки для ведения крестьянского хозяйства предоставляются из земель запаса в соответствии со статьей 38 настоящих Основ.

Отказ в предоставлении земли может быть обжалован в судебном порядке.

Раздел V. Земли населенных пунктов

Статья 27. Земли городов и поселков городского типа

Все земли в пределах городской (поселковой) черты находятся в ведении городских (поселковых) Советов народных депутатов. Порядок установления и изменения городской (поселковой) черты, земельно-хозяйственного устройства территории городов (поселков), изъятия и предоставления земельных участков и условия пользования ими определяются настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик. Решение о предоставлении земельных участков во владение, пользование и аренду в пределах городской (поселковой) черты принимает городской (поселковый) Совет народный депутатов.

Включение земельных участков в черту города (поселка) не влечет прекращения права землевладения и землепользования на эти участки.

Статья 28. Земли сельских населенных пунктов

К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в порядке землеустройства.

Земли сельских населенных пунктов находятся в ведении сельских Советов народных депутатов. В пределах границ сельских населенных пунктов сельский Совет народных депутатов принимает решения о предоставлении земельных участков во владение, пользование и аренду.

Порядок использования земель сельских населенных пунктов определяется законодательством союзных и автономных республик.

Раздел VI. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения

Статья 29. Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения

Землями промышленности, транспорта, связи и иного назначения признаются земли, предоставленные в пользование соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-технической документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 30. Предоставление предприятиями, учреждениями и организациями промышленности, транспорта, связи земель для сельскохозяйственных целей

Предприятия, учреждения и организации промышленности, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства предоставляют не используемые ими земли по решению местных Советов народных депутатов во временное пользование гражданам, колхозам, совхозам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик. Плата за указанные земли вносится в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящих Основ.

Статья 31. Земли для нужд обороны

Землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.

Порядок предоставления земель для нужд обороны определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Раздел VII. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

Статья 32. Земли природоохранного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы.

На указанных землях запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению.

Для обеспечения режима заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы учреждаются охранные зоны с запрещением на землях этих зон деятельности, вредно влияющей на обеспечение соблюдения их режима.

Порядок использования земель природоохранного назначения определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 33. Земли оздоровительного назначения

К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения.

Земли курортов подлежат особой охране. С целью охраны природных лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять земельные участки во владение, пользование или аренду тем предприятиям, учреждениям и организациям, деятельность которых несовместима с охраной природных лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населения.

Порядок использования земель оздоровительного назначения определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 34. Земли рекреационного назначения

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

Порядок использования указанных земель определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 35. Земли историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников.

На этих землях запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению.

Раздел VIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Статья 36. Земли лесного фонда

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Местные Советы народных депутатов по согласованию с государственными органами лесного хозяйства могут предоставлять земли лесного фонда во временное пользование для сельскохозяйственных целей. Плата за указанные земли взимается в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящих Основ.

Порядок использования земель лесного фонда определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 37. Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов.

Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 38. Земли запаса

Землями запаса являются все земли, не предоставленные во владение и постоянное пользование. К ним также относятся земли, право владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьей 9 настоящих Основ.

Земли запаса находятся в ведении Советов народных депутатов и предназначаются для предоставления во владение, пользование и аренду преимущественно для сельскохозяйственных целей в соответствии с настоящими Основами.

Раздел IX. Возмещение убытков землевладельцам, землепользователям и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

Статья 39. Возмещение убытков землевладельцам и землепользователям

Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) землевладельцам и землепользователям, в том числе арендаторам, понесшим эти убытки.

Возмещение убытков производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, а также предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшение качества близлежащих земель, в порядке, устанавливаемом настоящими Основами и иным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Споры, связанные с возмещением убытков и определением их размеров, разрешаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.

Статья 40. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и организаций, подлежат возмещению Советам народных депутатов. Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренного статьей 39 настоящих Основ.

Указанные потери возмещаются предприятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся изымаемые сельскохозяйственные и лесные угодья для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, а также предприятиями, учреждениями и организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением из оборота сельскохозяйственных и лесных угодий или переводом их в менее ценные угодья.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, используются для освоения новых земель, повышения плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда.

Размеры и порядок определения подлежащих возмещению потерь, а также перечень предприятий, учреждений, организаций, освобождаемым от их возмещения, устанавливаются законодательством союзных и автономных республик.

Раздел X. Охрана земель

Статья 41. Цели, задачи охраны земель

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям, как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональных и региональных особенностей.

Система рационального использования земель должна носить природоохранный ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

Статья 42. Содержание и порядок охраны земель

Землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, осуществляют:

рациональную организацию территории;

восстановление и повышение плодородия почв, а также других свойств земли;

защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

защиту от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического состояния земель;

консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств земли;

снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Государственные органы принимают необходимые меры по охране земель в рамках общесоюзных и республиканских программ.

Порядок охраны земель устанавливается законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 43. Экологические требования к размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель.

Ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий, не обеспеченных мерами защиты земель от деградации или нарушения, запрещается.

Размещение объектов, влияющих на состояние земель, согласовывается с землеустроительными, природоохранными и другими органами в порядке, определяемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 44. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и включает:

выделение средств союзного, республиканского или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по их вине;

освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ;

предоставление льготных кредитов;

частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации нарушенных не по их вине участков;

поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции.

Порядок осуществления мер, связанных с экономическим стимулированием рационального использования и охраны земель, устанавливается законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Раздел XI. Контроль за использованием и охраной земель

Статья 45. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель

Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Статья 46. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется Советами народных депутатов и специально уполномоченными органами.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 47. Мониторинг земель

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Советом Министров СССР.

Раздел XI. Государственный земельный кадастр

Статья 48. Назначение государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения Советов народных депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле в целях организации ее рационального использования и охраны, регулирования земельных отношений, землеустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности.

Статья 49. Содержание и порядок ведения государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, регистрацией землевладений и землепользований, учетом и оценкой земель.

Государственный земельный кадастр ведется землеустроительными органами по единой для всей страны системе за счет средств государственного бюджета.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров СССР.

Раздел XIII. Землеустройство

Статья 50. Назначение и содержание землеустройства

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

1) разработку схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства;

2) установление на местности границ административно-территориальных образований;

3) составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей;

4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

5) разработку прогнозов, общесоюзных и региональных программ использования и охраны земель;

6) обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

7) авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства;

8) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

Статья 51. Организация землеустройства

Землеустройство осуществляется государственными землеустроительными организациями за счет средств бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством, коренным улучшением и охраной земельных участков, может проводиться по инициативе землевладельцев и землепользователей за их счет другими землеустроительными организациями.

Раздел XIV. Разрешение земельных споров и ответственность за нарушение земельного законодательства

Статья 52. Порядок разрешения земельных споров

Земельные споры разрешаются местными Советами народных депутатов, судом или государственным арбитражем в порядке, установленном законодательством союзных и автономных республик.

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.

Споры предприятий, учреждений и организаций одной республики по вопросам землепользования на территории другой республики рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных республик. Если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по данным вопросам подлежат рассмотрению в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 53. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен земельных участков недействительны.

Лица, виновные в самовольном занятии земельных участков, а также в порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, в размещении, строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, невыполнении требований природоохранного режима использования земель, нарушении возврата временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, уничтожении межевых знаков границ землепользований, искажении сведений государственной регистрации, учета и оценки земель, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Законодательством союзных и автономных республик может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений земельного законодательства.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

Раздел XV. Международные договоры

Статья 54. Международные договоры

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве СССР, то применяются правила международного договора.

Такой же порядок применяется в отношении земельного законодательства союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные земельным законодательством этой союзной республики.

Закон РСФСР о земельной реформе. 23.11.1990 г.

Статья 1. Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

На Государственный комитет РСФСР по земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы.

Статья 2. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется. Вводятся две основные формы собственности на землю – государственная и частная.

Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР.

Право распоряжения землей, находящейся в государственной собственности, передается Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Частная собственность на землю реализуется в виде индивидуальной и коллективно-долевой собственности граждан.

Статья 3. В государственную собственность РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, закрепляются земли под объектами, принадлежащими соответственно РСФСР и республикам, входящим в ее состав.

Для общесоюзных целей земли могут предоставляться Союзу ССР на условиях и в порядке, устанавливаемых Союзным договором, законодательством РСФСР и республик, входящих в ее состав.

Земли, находящиеся в собственности республик, входящих в состав РСФСР, могут предоставляться РСФСР на условиях и в порядке, устанавливаемых договором между ними и законодательством соответствующей республики.

Статья 4. В частную индивидуальную собственность граждан могут передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.

Возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается, они могут получить землю в собственность на общих основаниях.

Иностранным гражданам земля в собственность не передается.

В коллективно-долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также земли для ведения коллективного садоводства, животноводства, коллективного дачного строительства. Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка.

Статья 5. Наряду с передачей земли гражданам в собственность она по их желанию может быть передана им в аренду.

Статья 6. Предприятиям, учреждениям, организациям земля предоставляется в постоянное владение либо в аренду.

Статья 7. До юридического закрепления земель в собственность владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение 2-х лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.

Статья 8. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится советами народных депутатов за плату и бесплатно.

Для крестьянского хозяйства земля передается в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве. Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области, может быть получена за плату. Настоящий порядок распространяется и на случаи образования коллективно-долевой собственности на землю.

Для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

Для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.

Для строительства дач и гаражей, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности в частную собственность гражданам бесплатно передаются земельные участки, предоставленные до введения в действие настоящего Закона, в пределах норм, вновь устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов. За плату передаются в собственность земли, предоставленные после введения в действие настоящего Закона, и земельные участки, предоставленные ранее сверх вновь устанавливаемых норм.

Статья 9. В течение первых пяти лет после передачи земли в собственность граждан ее продажа разрешается только соответствующим Советам народных депутатов. По истечении данного срока сделки по купле-продаже земли совершаются на договорной основе под контролем местных Советов народных депутатов.

Статья 10. Собственники земли, землевладельцы и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Настоящее положение не затрагивает предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, прав государственных и иных органов по осуществлению контроля за деятельностью собственников земли, землевладельцев и арендаторов. В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства, собственник земли, землевладелец и арендатор вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Статья 11. Использование земли в РСФСР является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом в соответствии с законодательством РСФСР.

Земельный налог вносится на специальный счет местных Советов народных депутатов и используется на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением земельного кадастра и землеустройства, инженерным и социальным обустройством территории. Часть средств в соответствии с законодательными актами РСФСР может централизоваться в бюджеты областей, краев, автономных округов, автономных областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, размеры которой определяются договорами в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР.

Статья 12. Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, создается Российский земельный банк.

Статья 13. Собственники земли, землевладельцы и арендаторы поощряются за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производства экологически чистой продукции за счет средств бюджетов местных Советов народных депутатов. Одновременно на них возлагаются в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР, административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства, загрязнение и порчу земель, снижение их плодородия.

Статья 14. В процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Статья 15. Местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе.

Статья 16. Земельная реформа проводится поэтапно. На первом ее этапе осуществляется закрепление земель в федеративную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в ее состав, и закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей в пределах границ соответствующих административно-территориальных образований. Одновременно происходят уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.

На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляются передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациями и учреждениям.

Статья 17. Настоящий Закон вступает в силу с момента его принятия.

museumreforms.ru

Смотрите так же:

  • Приказ фапси от 13062001 n 152 Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих […]
  • Благоприятный день для подачи заявления в загс 2018 Благоприятные дни для свадьбы в 2018 году Для собирающихся сыграть свадьбу в 2018 году, предлагается немало благоприятных дней. Выбирать их нужно в зависимости от того, чему больше доверяют жених и невеста — астрологии, фен-шую или православному учению. Для скептиков есть свой параметр […]
  • Закон санкт-петербурга 315-45 Закон санкт-петербурга 315-45 Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 года N 283-51 (Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, N 20, 18.06.2012); Законом Санкт-Петербурга от 28 декабря 2012 года N 705-122 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга […]
  • Законы на ямайке Общие сведения о стране 10 991 км². Ямайка входит в состав Больших Антильских островов, располагается к югу от Кубы и к западу от Гаити. Часовой пояс UTC–5. Разница во времени с Москвой –8 часов. Праздничные и нерабочие дни: 1 января — Новый год;феврале-марте — Пепельная среда (среда […]
  • Приказ 77 от 02101996 Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон 53-фз о воинской обязанности Прокуратура Ставропольского края официальный сайт Изменения в законодательстве о воинской обязанности для госслужащих Главная > Новое в законодательстве 7 Сентября 2017 Изменения в законодательстве о воинской обязанности для госслужащих Федеральным законом от 26 июля 2017 года № […]
  • Приказ на отпуск праздничный день Отпуск в праздничные дни В ст. 114 ТК РФ сказано, что каждый работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Использовать такое право он может через полгода непрерывной работы у одного работодателя. На каждом предприятии должен быт график отпусков, согласно которому работники и […]
  • 176 фз закон о связи Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ"О почтовой связи" С изменениями и дополнениями от: 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 26 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 28 июня […]