Сроки доставки штрафа

Главная / Сроки доставки штрафа

Нарушение перевозчиком установленного таможенным органом срока доставки при перевозке товаров

Таможенный орган отправления выдал компании ООО разрешение на внутренний таможенный транзит в котором определил срок доставки товара автомобильным транспортом в таможенный орган назначения. Поскольку ООО нарушило установленный срок доставки, был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении его к ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ. Как считает ООО, вышеуказанное постановление незаконно, ввиду того, что ст. 16.10 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение срока внутреннего таможенного транзита, а не срока доставки товара. Обоснованно ли это?

ООО обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 16.10 КоАП РФ несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

— от 300 до 500 руб. — для граждан;

— от 500 до 1000 руб. — для должностных лиц;

— от 5000 до 10000 руб. — для юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит (далее — ВТТ) — это процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Разрешение на ВТТ выдается таможенным органом отправления при соблюдении условий, указанных в п. 3 ст. 80 ТК РФ.

В силу абз. 1 п. 4 ст. 80 ТК РФ таможенный орган отправления выдает разрешение на внутренний таможенный транзит после того, как ему предъявлены товары и он убедился в соблюдении условий, установленных п. 3 ст. 80 ТК РФ, но не позднее трех дней с момента принятия транзитной декларации (ст. 81 ТК РФ). Транзитная декларация принимается в день подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 80 ТК РФ при выдаче разрешения на ВТТ таможенный орган отправления устанавливает срок ВТТ (ст. 82 ТК РФ) и определяет место доставки товаров (ст. 85 ТК РФ).

Согласно абз. 1 п. 18 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973, письменное разрешение на ВТТ товаров выдается путем проставления в транзитной декларации и транспортном (перевозочном документе) либо в документах, используемых в качестве транзитной декларации, уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления направляющего штампа, который он заполняет, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати.

В силу п. 1 ст. 82 ТК РФ предельный срок ВТТ не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 км за один месяц, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом. Этот срок устанавливается таможенным органом отправления на основании заявления перевозчика (экспедитора), обычного срока перевозки товаров, вида транспорта и возможностей транспортного средства, его маршрута и других условий перевозки (п. 2 ст. 82 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены.

Таким образом, срок доставки товаров и документов на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров входит в обязанность перевозчика в соответствии с таможенной процедурой ВТТ.

В рассматриваемом случае ООО не оспаривает факт доставки товара в место доставки с нарушением срока, установленного таможенным органом отправления. При этом мнение общества о том, что его действия нельзя квалифицировать по ст. 16.10 КоАП РФ, поскольку она регламентирует ответственность за нарушение срока ВТТ, а не срока доставки товара, ошибочно по следующим причинам.

По смыслу гл. 10 ТК РФ понятие нарушения срока ВТТ включает в себя и срок доставки товаров и документов в место доставки товаров (ст. 88 ТК РФ), и срок завершения ВТТ (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, нарушение перевозчиком установленного таможенным органом срока доставки при перевозке товаров в соответствии с ВТТ является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.10 КоАП РФ. В связи с этим в рассматриваемой ситуации таможенный орган обоснованно привлек ООО к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 03.09.2004 N КА-А40/7774-04; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А56-22780/2008).

www.brokert.ru

Сроки доставки штрафа

Перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки исчисляются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик, в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

По прибытии груза на станцию назначения Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Задержка выдачи прибывшего груза не допускается.

За просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки грузов если:

-задержка подачи вагонов, контейнеров с грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам;

-не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи;

-произошли иные зависящие от грузополучателя причины.

Кроме того, перевозчик освобождается от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки.

За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей , владельцев железнодорожных путей необщего пользования , обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Таким образом, груз должен быть доставлен в установленный нормативный срок, указываемый в накладной. Если просрочка доставки груза все же состоялась, перевозчик обязан заплатить неустойку в виде пени. Перевозчик освобождается от уплаты пени только в случае вины грузоотправителя или грузополучателя, а также при возникновении непреодолимых обстоятельств, которые не зависят от перевозчика и/или владельца железнодорожной инфраструктуры.

xn—-gtbfk3bhh6g.xn--p1ai

§ 8. Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, так как, хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Как правило, общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Например, ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ).

На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТиГЭТ) перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном, речном, морском и воздушном видах транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов [184]. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или ограничение перевозок и т.д.

Воздушный кодекс РФ в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в ст. 36 приводит перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку в доставке грузов. Это: явления непреодолимой силы; временные ограничение или запрет движения транспортных средств по автодорогам, введенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иные, не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 33) предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

Правила предусматривают, что, если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Правила делают исключение для груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на речном транспорте: при перевалке груза мелкими партиями — на двое суток, при перевалке остальных грузов — на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам погрузки-разгрузки судов.

Таким образом, правила не устанавливают конкретных сроков для перевалки каждого груза, из-за этого нередко грузы подолгу находятся в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.

Как показывает практика, очень часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала местную продукцию (предназначенную для местных организаций), а когда появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают в адрес получателя со значительной просрочкой.

Задержке грузов в пунктах перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне затрачиваются огромные средства. Это одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.

Выходом из этого положения явилось бы установление на всех видах транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 г. предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности груза, указанного грузополучателем?

Для разрешения этого вопроса необходимо выявить юридическую природу и правовое значение срока транспортабельности грузов, который указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, так как природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены. В качестве примера рассмотрим соотношение этих сроков при перевозках скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, где перевозится наибольшее количество таких грузов.

В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

Например, садвинсовхоз «Булунгур-2» в качественном удостоверении определил срок транспортабельности винограда в 20 суток, а перевозчик доставил его за 11 суток, хотя и этот срок превышал срок доставки и груз был доставлен с просрочкой. Значительная разница между сроком, указанным в удостоверении о качестве, и фактическим сроком доставки свидетельствует о том, что сроки транспортабельности, которые устанавливает грузоотправитель, ни на чем не основаны и указываются без учета действующих в настоящее время сроков доставки.

Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов такие грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. В то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда сроки транспортабельности намного превышают сроки доставки грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики Российской Федерации.

Срок доставки — это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

Утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области экономики сроки доставки грузов публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

[184] См.: статья 97 УЖТ; ст. 116 КВВТ; ст. 166 КТМ; ст. 120 ВК.

domir.ru

Статья 792. Сроки доставки груза, пассажира и багажа

Срок исполнения договора перевозки определяется транспортными уставами, кодексами по-разному, в зависимости от вида транспорта, причем имеются различия в установлении сроков доставки грузов, пассажиров, багажа. 2.

В отношении грузов транспортные уставы и кодексы предусматривают их доставку в установленные правилами перевозок грузов сроки (ст. 33 УЖТ, ст. 109 ВК, ст. 69 УАТ, ст. 76 КВВТ). На железнодорожном транспорте сроки доставки груза и правила их исчисления утверждает Минтранс России по согласованию с Минэкономразвития России. В настоящее время действуют Правила, утвержденные Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Эти сроки различны в зависимости от скорости доставки (маршрутами, большая, грузовая) и существенно дифференцированы в отношении отдельных отправок (повагонных, контейнерных, мелких), а иногда и рода грузов (негабаритные, опасные) (см. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Правила перевозок грузов. С. 349 — 357). При морской перевозке срок доставки груза устанавливается соглашением сторон, а при его отсутствии применяется срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 КМТ). На воздушном транспорте стороны вправе в договоре перевозки груза предусмотреть иной срок доставки по сравнению с установленным Правилами (ст. 109 ВК). При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении общий срок доставки определяется по совокупности сроков доставки каждым соперевозчиком (ст. 75 УЖТ, п. 1 ст. 109 КВВТ). 3.

Сроки перевозки пассажиров определяются расписаниями движения соответствующих транспортных средств, которые разрабатываются и утверждаются на каждом виде транспорта (ст. 95 КВВТ, ст. 76 УАТ). За задержку отправления пассажира, а также за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения перевозчик несет имущественную ответственность (см. коммент. к ст. 795). 4.

Срок доставки багажа разными видами транспорта регулируется соответствующими транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок. Срок доставки багажа (грузобагажа) железнодорожным транспортом определяется временем следования поезда, в котором он отправлен до станции назначения. Если багаж (грузобагаж) в пути следования подлежит перегрузке, то срок доставки удлиняется исходя из времени, необходимого для выполнения такой операции и транспортировки багажа другим поездом с прибавлением одних суток на каждую перегрузку (ст. 89 УЖТ). На внутреннем водном, морском, воздушном транспорте багаж следует тем же транспортным средством, на котором перевозится пассажир (ст. 95 КВВТ, ст. ст. 177, 180 КТМ, ст. 103 ВК). Поэтому сроки доставки пассажира и багажа этими видами транспорта совпадают. На автомобильном транспорте багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее прибытия пассажира в этот пункт по расписанию (ст. 88 УАТ). 5.

При отсутствии установленных транспортным законодательством или согласованных сторонами сроков исполнения договора перевозки ст. 792 предусматривает транспортировку в разумный срок. 6.

Ответственность перевозчика за просрочку исполнения ГК устанавливает только для пассажирских перевозок (ст. 795). В отношении перевозок грузов и багажа такая ответственность установлена транспортными уставами и кодексами. За просрочку доставки багажа железная дорога уплачивает пени в размере 3%, а груза — 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более размера провозной платы (ст. ст. 97, 108 УЖТ). Аналогичная ответственность за просрочку доставки груза установлена на внутреннем водном транспорте, но она ограничена 50% провозной платы (ст. 116 КВВТ).

Воздушный перевозчик за просрочку доставки багажа или груза уплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час опоздания, но не более 50% провозной платы (ст. 120 ВК). Автотранспортные предприятия за просрочку доставки груза платят штраф 15%, а багажа — 10% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более соответственно 90 и 50% этой платы (ст. ст. 137, 138 УАТ). Предусмотренные уставами и кодексами пени и штрафы считаются исключительной неустойкой, и возможные убытки грузополучателя перевозчиком не возмещаются. В отличие от этого морской перевозчик вместо уплаты штрафов возмещает пассажиру ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан в разумный срок после прибытия судна, на котором он перевозился или должен быть перевезен (ст. 186 КТМ).

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Комментарий к статье 793 1.

Статья носит общий характер и в п. 1 отсылает к нормам ГК и транспортным уставам и кодексам. Следовательно, установление гражданско-правовой ответственности в правилах перевозок не допускается. Общие условия гражданско-правовой ответственности определены в гл. 25 ГК, однако они существенно дополняются нормами гл. 40 о перевозках (см. коммент. к ст. ст. 794 — 796). 2.

В силу п. 2 комментируемой статьи не допускается соглашение транспортных организаций с клиентурой об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика.

Транспортные уставы и кодексы также запрещают соглашения о послаблении ответственности пассажиров и грузовладельцев (ст. 114 УЖТ, ст. 122 КВВТ, ст. 126 УАТ). Подобные соглашения возможны для перевозки багажа (на железнодорожном транспорте — грузобагажа), груза (но не пассажира), когда они предусмотрены уставами и кодексами (например, ст. 8 УЖТ, ст. 175 КТМ). 3.

Стороны вправе устанавливать в договоре ответственность за нарушение обязательств по перевозке грузов, когда она не предусмотрена законом, а также повышать пределы своей ответственности (например, ст.

Об отдельных случаях ответственности при перевозках см. ст. ст. 794 — 796, 800 и коммент. к ним.

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Комментарий к статье 794 1.

Комментируемая статья устанавливает имущественную ответственность сторон за неисполнение обязательств в соответствии с принятой заявкой или договором (см. п. 1 ст. 791 и коммент. к ней). Основания ответственности отправителя, указанные в п. 1 комментируемой статьи, шире по сравнению с названными в наименовании статьи, т. к. отправитель отвечает не только за неиспользование поданных транспортных средств, но и за непредъявление груза к перевозке. Стороны вправе по соглашению устанавливать ответственность за нарушения, предусмотренные комментируемой статьей, но с учетом требований ст. 793 (см. п. 2 коммент. к ней). Подобными соглашениями могут быть, в частности, договоры об организации перевозок (см. ст. 798 и коммент. к ней). 2.

Транспортными уставами и кодексами ответственность сторон за неподачу и неиспользование транспортных средств установлена в виде уплаты штрафов, которые носят характер исключительной неустойки (ст. 94 УЖТ, ст. 115 КВВТ, ст. 127 УАТ). ВК норм по этому вопросу не содержит, и ответственность сторон должна определяться соглашением сторон, в частности в договорах об организации перевозок. 3.

На разных видах транспорта установлены различные основания определения размера штрафа. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте штраф предусмотрен исходя из МРОТ. Конкретный размер штрафа зависит от характера железнодорожной перевозки (в вагонах и тоннах) и от вида перевозочных средств (типа вагонов, контейнеров и т.п.) (ст. 94 УЖТ), а на внутреннем водном транспорте — от вида средств транспортировки (судно, контейнер, буксируемый объект) (ст. 115 КВВТ). На автомобильном транспорте размер штрафа определен в процентах от стоимости груза (ст. ст. 127, 130 УАТ). 4.

Пункт 2 ст. 794 устанавливает перечень оснований, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств. Этот перечень может быть расширен в транспортных уставах и кодексах (но не в правилах). Причем уставы и кодексы, устанавливая дополнительные основания, исходят из специфики вида транспорта (ст. 94 УЖТ, ст. 118 КВВТ, ст. 131 УАТ). Перечень оснований освобождения от ответственности, указанный в ГК и транспортных уставах и кодексах, носит исчерпывающий характер. Следовательно, такая ответственность перевозчика и грузоотправителя, в отличие от ответственности перевозчика за несохранность груза и багажа, наступает независимо от вины.

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

Комментарий к статье 795

Комментируемая статья в п. 1 вводит новую норму транспортного права, направленную на повышение ответственности транспортных организаций за обслуживание пассажиров. Причем содержание статьи шире ее наименования: в ней установлена ответственность перевозчика не только за задержку отправления, но и за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения.

Ответственность перевозчика предусмотрена в форме уплаты штрафа, размер которого устанавливают транспортные уставы и кодексы. Железнодорожный перевозчик за задержку отправления или опоздание поезда на станцию назначения (кроме пригородного сообщения) уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда (ст. 110 УЖТ). Аналогичная ответственность предусмотрена за задержку отправления судна или прибытие его с опозданием на внутреннем водном транспорте (за исключением перевозок по пригородным и внутригородским маршрутам) (п. 2 ст. 116 КВВТ). Размер ответственности морского перевозчика за это нарушение ограничен 50% платы за проезд пассажира (ст. 196 КТМ). За просрочку доставки пассажира в пункт назначения ВК (ст. 120) предусмотрел уплату штрафа в размере 25% МРОТ за каждый час опоздания, но не более 50% провозной платы. Однако ВК, вопреки ст. 795 ГК, не устанавливает ответственности за задержку отправления. Действующим УАТ не предусмотрена ответственность автомобильного перевозчика за нарушения, предусмотренные ст. 795 ГК. Практическая реализация правил п. 1 комментируемой статьи требует внесения соответствующих дополнений в ВК и УАТ.

Кроме уплаты штрафа пассажир вправе потребовать от железнодорожного перевозчика возмещения иных причиненных ему убытков (ч. 3 ст. 110 УЖТ).

Ответственность перевозчика в силу п. 1 статьи наступает при наличии его вины, которая предполагается. Перевозчик вправе свою ответственность оспорить, доказывая, что задержка или опоздание транспортных средств вызваны обстоятельствами, от него не зависящими.

4. Пассажир в случае задержки отправления транспортного средства вправе отказаться от перевозки, а перевозчик обязан вернуть провозную плату (п. 2 комментируемой статьи, а также ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ, п. 2 ст. 183 КТМ). УАТ связывает право пассажира отказаться от поездки и потребовать возврата платы с опозданием отправления автобуса против расписания более чем на один час (п. «а» ст. 82 УАТ).

lawbook.online

Смотрите так же:

  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду штрафы Новые штрафы за загрязнение окружающей среды 26 декабря 2005 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 183-ФЗ, которым с 8 января 2006 года увеличены штрафы за загрязнение окружающей среды . Кроме того, этот Закон ввел наказание за то, что не внесена плата за негативное воздействие […]
  • Налог на собственность физических лиц в 2014 году Установлены новые ставки налога на имущество физических лиц на 2014 год 18 декабря 2013 года депутаты городской Думы одобрили новые ставки налога. Итак, в 2014 году налог будет уплачиваться с суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, умноженной на […]
  • Узнать штрафы в гаи по номеру прав Срок давности по штрафам ГИБДД — какой срок оплаты штрафов ГИБДД в 2018 году 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. 10 дней с момента вручения. 3 месяца - если дело рассматривается судьей; 2 месяца - если Вам не было выписано […]
  • Штрафы по охране труда 2018 год Штрафы трудовой инспекции 2018 Нарушения трудового законодательства влекут за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Субъекты правонарушений в области труда КоАП РФ предусматривает различные виды административной ответственности за невыполнение норм […]
  • Закон о резине на авто 2018 штраф Штраф за летнюю резину в 2018 году Автолюбителей страны в эту осень весьма волнуют слухи о принятии дополнения к Правилам дорожного движения или Кодексу об административных правонарушениях, согласно которому предусматривается штраф за летнюю резину, если она вовремя не заменена на […]
  • Заявление на возврат денежных средств по договору оказания услуг ПРЕТЕНЗИЯ о возврате денежных средств по договору на оказание услуг по проведению мероприятия Кому: 1. Общество с ограниченной ответственностью Концертно-гастрольное агентство "Концерт Групп" Адрес: 630058, г. Новосибирск, Русская Улица, 11/1, 14 2. Благотворительный фонд по охране […]
  • Уровни шума на судах Измерения уровней шума и вибрации специалистами нашей Компании. Измерения уровней шума и вибрации специалистами нашей Компании Все виды измерений акустического шума в воздушной среде, а также общей и локальной вибрации Измерения акустического шума (уровни звукового давления, звука, […]
  • Возражение на исковое заявление о взыскании долга по договору поставки Отзыв на исковое заявление В АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ (107802, г. Москва, ул. Новая Басманная, 10) ИСТЕЦ: ООО «_________» ОТВЕТЧИК: ОАО «______________» (Адрес: ____; ( ____) Арбитражное дело № ____ Предмет спора: о возмещении убытков. ОТЗЫВ НА ИСК (в порядке ст. 109 АПК РФ) ___ 2013 […]