Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф

Главная / Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф

Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами ТС и РФ

В последние годы во всем мире наряду с такими видами собственности, как недвижимость, банковский и промышленный капитал, ценные бумаги и т.д., все большее значение приобретает интеллектуальная собственность.

Интеллектуальная собственность представляет собой материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, дающий его создателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами — патентами или свидетельствами, либо законодательно установленными нормами авторского права.

Таким образом, интеллектуальная собственность включает в себя две основные сферы прав:

промышленную собственность, под которой понимаются главным образом права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и наименования мест происхождения товара;

авторское право, под которым понимаются главным образом права на литературные, музыкальные, художественные, фотографические и аудиовизуальные произведения.

Как и другие виды собственности, интеллектуальная собственность требует законодательной защищенности от посягательств на права ее собственников. В этой связи в российской и международной практике предусмотрена регистрация таких прав в виде патентов исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, и свидетельств на товарные знаки, знаки обслуживания и т.п., и регистрации программ для ЭВМ, баз данных и т.п. В результате создатель зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности (ОИС) приобретает тем самым исключительное право на его использование, реализацию в любой форме, передачу по договору (например, по лицензии) и т.д. Поэтому практически всегда владелец охраняемого права интеллектуальной собственности пристально следит за нарушениями своих прав третьими лицами. Он не только пресекает такого рода попытки (в судебном или ином порядке), но и, неся от этих нарушений ущерб (в том числе и в виде так называемой упущенной выгоды), требует его возмещения со стороны нарушителя. Убытки могут быть достаточно крупными, а иногда просто разорительными для фирмы-нарушителя.

Защита интеллектуальной собственности на международном уровне закреплена такими законодательными актами как Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков», в котором сегодня участвуют 46 стран, «Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности» (ВОИС). Россия применяет все эти законодательные акты, а так же является членом ВОИС.

В Российской Федерации понятие интеллектуальной собственности, действия в отношении нее и ответственность за нарушение прав ее собственников закреплены в Гражданском (ст. 1252, п. 5 ГК РФ и др.), Административном (ст. 7.12 КоАП) и Уголовном кодексах РФ (ст. 146, 147, 180 УК РФ).

Со стороны таможенных органов РФ также осуществляется строгий контроль ввоза ОИС на территорию РФ. Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТР ОИС) (ст. 395 ТК РФ), который ведется Федеральной таможенной службой РФ на основании заявлений обладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. По данным на 25 апреля 2011 года, таможенный реестр насчитывает 1879 объектов, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям.

Включение товарного знака или другого объекта интеллектуальной собственности в ТР ОИС обеспечивает возможность защиты прав правообладателя при ввозе товаров, незаконно маркированных товарным знаком правообладателя, через таможенную границу России, с помощью ограничения оборота таких товаров как контрафактных.

В случае если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается и начинается выяснение наличия разрешения от правообладателя на приобретение и продажу ОИС. В случае если оно не обнаруживается, таможенный орган информирует обладателя прав и тот отправляет заявление в ФТС о нарушении своих авторских прав с требованием возмещения убытков (упущенной выгоды) от подобной незаконной деятельности. Кроме возмещения этих убытков импортер несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также его вносят в черный список импортеров, при этом контрафактный товар подвергается уничтожению за счет грузополучателя.

Таким образом, необходимо уделять особое внимание перемещению объектов интеллектуальной собственности в режиме импорта/ экспорта, тщательно проверять наличие патентов и других документов правообладания на товар и во избежание неизгладимых последствий обращаться к надежным специалистам в области ВЭД.

www.intersolution.ru

Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф

Главное меню

Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами Северо-Западного таможенного управления

26 апреля — Международный день интеллектуальной собственности

26 апреля — Международный день интеллектуальной собственности, учрежденный Генеральной ассамблеей Всемирной организации интеллектуальной собственности. Наше государство разделяет озабоченность мирового сообщества глобальным масштабом проблемы оборота контрафактной продукции и поддерживает усиление мер, направленных на обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.

Совсем недавно Россия была исключена из списка 20 самых неблагополучных стран в области защиты прав интеллектуальной собственности. Такое событие явилось прямым следствием огромной работы, проделанной многими государственными структурами. Федеральная таможенная служба также не остается в стороне и постоянно участвует в работе по данному направлению.

Полномочия таможни по защите прав интеллектуальной собственности установлены 38 главой Таможенного Кодекса РФ. Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Включая свою торговую марку в реестр, правообладатель получает право требовать приостановки выпуска товаров. Эта форма показала свою высокую эффективность. За 2008 год в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности внесено 350 товарных знаков. По состоянию на 23 апреля 2009 года, в реестре зарегистрировано около 1,4 тыс. товарных знаков.

Деятельность Северо-Западного таможенного управления по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности осуществляется по двум основным направлениям – прежде всего, таможенный контроль за иностранными товарами, поступающими в торговый оборот на территорию Российской Федерации, и выявление нарушений законодательства РФ об интеллектуальной собственности, во-вторых, таможенный контроль за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, вывозимых с территории РФ.

Таможенный контроль осуществляется в отношении объектов интеллектуальной собственности как включенных в ТРОИС, так и не включенных в него, но имеющих государственную регистрацию в федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Налаженное в Северо-Западном регионе оперативное взаимодействие таможенных органов с крупнейшими представителями правообладателей иностранных товарных знаков на территории РФ и проводимая работа по привлечению правообладателей известных торговых марок, не включенных в ТРОИС, к защите своих прав на региональном уровне, дает свои положительные результаты — проведение необходимых проверочных мероприятий в рамках времени, отведенного для таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Таможенные органы СЗТУ в целях выявления, пресечения и распространения на территории Российской Федерации конрафактной продукции взаимодействуют с органами МВД. В ряде таможен созданы межведомственные рабочие группы по борьбе с правонарушениями в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

Таможенными органами Северо-Западного региона в 2008 году было выявлено более 8 млн. 104 тыс. единиц товаров, обладающих признаками контрафактных, из них свыше 2 млн. 683 тыс. единиц контрафактной продукции (далее – ЕКП), в том числе: см. диаграмму

— признано судами контрафактными – свыше 2 млн. 529 тыс. ЕКП;

— по 127 тыс. ЕКП уполномоченными органами принято решение о наложении ареста или об изъятии в рамках возбужденных по материалам, переданным таможенными органами, уголовных дел или дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности (ч.1 статьи 7.12, статья 14.10 КоАП РФ; статьи 146, 180 УК РФ);

— в отношении 26 тыс. 558 ЕКП было принято решение об отмене решения о приостановлении выпуска на основании мотивированного письменного обращения правообладателя.

В 2008 году были выявлены попытки оформить с нарушением прав интеллектуальной собственности следующую продукцию (в % от общего количества выявленных таможенными органами СЗТУ контрафактных товаров): продукты питания – 85,3 %, изоляционные материалы – 4,7 %, батарейки – 3,6 %, прочие товары (п/э пакеты, наушники, зажигалки, игрушки, карты памяти) – 2,7 %, сигареты – 2,1 %, охлаждающая жидкость – 0,58 %, одежда – 0,28%, запасные части для автомобилей – 0,26%, DVD диски – 0,11%, парфюмерия – 0,04%, часы – 0, 008%. см. диаграмму

Сумма начисленных штрафов по товарам, признанным контрафактными, в 2008 году составила 752 000 рублей.

Лидирующее место по выявлению контрафактных товаров в 2008 году среди таможенных органов Северо-Западного региона см. диаграмму у Калининградской областной таможни, Санкт-Петербургской таможни, Балтийской таможни и Вологодской таможни.

В I квартале 2009 года таможенными органами Северо-Западного региона было выявлено 621 тыс. 657 единиц товаров, обладающих признаками контрафактных, из них 245 тыс. 498 единиц контрафактной продукции

Были выявлены попытки оформить с нарушением прав интеллектуальной собственности следующую продукцию (в % от общего количества выявленных таможенными органами СЗТУ контрафактных товаров): см. диаграмму лекарственные средства – 73,59 %, оборудование и механические устройства: и их части – 20,92 %, продукты питания – 3,6 %, одежда и обувь – 1,13 %, прочие (DVD диски, карты памяти, зажигалки, мобильные телефоны и аксессуары для них, часы) – 0,74 %.

Сумма начисленных штрафов по товарам, признанным контрафактными, в I квартале 2009 года составила 171 000 рублей.

Вся работа таможенных органов Северо-Западного региона по предотвращению перемещения через таможенную границу Российской Федерации контрафактных товаров — это широкомасштабная и планомерная долгосрочная работа по обеспечению интересов национальной безопасности Российской Федерации и соблюдения взятых на себя международных обязательств.

sztu.customs.ru

Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами

Что показывает практика

Еще в феврале 2010 года Международная коалиция по борьбе с контрафактом подготовила обзор и рекомендации по охране интеллектуальной собственности в 10 странах, вызывающих наибольшее беспокойство, в первую тройку которых вошли Китай, Россия и Канада.
Согласно ст. ст. 1515, 1519 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковка товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения.

По экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в том числе на CD/DVD-дисках, подделываются на 70 — 80%; алкоголь, одежда, обувь — на 30 — 40; чай, кофе, продовольственные товары — на 30; текстильные изделия — на 25, медикаменты и парфюмерия — на 10 — 15, а табачные изделия — на 1 — 2%.

Как показывает практика, значительная часть контрафакта поступает в Россию из-за рубежа. Так, в 2012 году таможенные органы выявили 19,1 млн. контрафактных товаров, что более чем вдвое превышает показатель 2011 года (9,3 млн.). В результате этого предотвращен возможный ущерб правообладателям на сумму 2,3 млрд. (в 2011 году — 1,7 млрд.) руб.
Увеличение объемов задержанной продукции в основном связано с расширением таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Всего же за 2007 — 2012 годы было выявлено 68,5 млн. единиц контрафактной продукции. Предметами правонарушений чаще всего были одежда, обувь, алкоголь и кондитерские изделия.

Вместе мы — сила

В июне 2011 года была одобрена Стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р), составной частью которой стало обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Важным элементом этой деятельности является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, таможенными службами иностранных государств, а также с общественными и международными организациями, правообладателями. В марте 2012 года была создана рабочая группа по защите интеллектуальной собственности при Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС.

В ходе окончания переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию отмечалось, что законодательство РФ в области обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности полностью соответствует положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Вопросы таможенной защиты брендов регламентированы главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), а также национальными законами России, Казахстана и Беларуси, которыми в том числе охвачены вопросы:

— приостановления таможенного оформления контрафактных товаров;

— особенностей ведения национальных таможенных реестров товарных знаков и др.

Процедуре регистрации товарных знаков в Едином таможенном реестре товарных знаков посвящено Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов ТС от 21.05.2010 и Регламент взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 290.

В соответствии с Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 09.12.2010 Россия, Беларусь и Казахстан приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (ЕЭП).

В России борьбой с распространением контрафактной продукции занимаются не только таможенные органы, но и полиция, ФАС, Роспотребнадзор. При этом распределение компетенции между ними следующее. Таможенные органы контролируют импортные товары, остальные государственные органы — товары внутреннего производства.

На территории Республики Беларусь распространению контрафакта противодействуют таможенные органы, милиция и прокуратура, а в Казахстане — финансовая полиция.

Все объекты — на учет

Большинство объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей, включаются в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Он также содержит информацию об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, о возможных признаках контрафакта. Из ТРОИС можно узнать контактные данные правообладателя или его российского представителя. В связи с этим крайне важно своевременно актуализировать в нем информацию.

Таможенные реестры товарных знаков существуют как в России, так и в Казахстане и Беларуси. Таможенный союз облегчил правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС). Он имеет прямое действие сразу в 3 странах ТС.

Сегодня ЕТРОИС ведет ФТС России. По состоянию на 2012 год в нем содержалось 2600 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих российским и зарубежным компаниям, что почти на тысячу больше, чем в 2011 году. Из них 2568 товарных знаков, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров.

ТРОИС и ЕТРОИС не только выполняют информационную функцию, но и помогают таможенным органам выявлять контрафактную продукцию на стадии таможенного оформления поставки.

Установка на приостановку

Анализ норм таможенного законодательства показывает, что основной мерой защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами выступает приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которое осуществляется в соответствии со ст. 331 ТК ТС.

Так, если при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в любой из реестров, обнаруживаются признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Данный срок может продлеваться не более чем еще на 10 дней, но только по запросу правообладателя (его представителя). Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия. Любое из указанных решений принимается в письменной форме до истечения срока выпуска товаров руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

Указанные сроки нужны правообладателю для того, чтобы определиться, является ли товар, предъявленный к таможенному оформлению, контрафактным или нет. Для этого правообладатель (его представитель) вправе получить необходимое описание товара, осмотреть, сфотографировать и даже получить его образец.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают или сохраняют статус находящихся на временном хранении. В течение срока приостановления выпуска товаров декларант может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен, но только при наличии письменного согласия правообладателя на их уничтожение.

В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене. Кроме того, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления, если:

— в таможенный орган поступило заявление правообладателя (его представителя) об отмене такого решения;

— объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня, когда стало известно о наличии указанных выше оснований.

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров их выпуск возобновляется и производится в соответствии с положениями ТК ТС, если иное не предусмотрено законодательством государств Таможенного союза.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, их выпуск также возобновляется и производится в установленном порядке. Исключением из данного правила являются случаи, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств ТС.

Так, если по истечении срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров, о наложении на них ареста либо об их конфискации, то решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

Выпуск таких товаров возобновляется и производится в установленном порядке. Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с действующим законодательством, оборот таких товаров на территории РФ допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ТС и законом о таможенном регулировании.

В силу статуса

Если правообладатель подтверждает, что товары контрафактные, то таможня начинает административное расследование против импортера. Ввоз контрафактных товаров на территорию РФ в целях введения их в гражданский оборот является административным правонарушением (ст. 14.10 КоАП РФ). Аналогичная норма содержится в КоАП Казахстана (ст. 145). Изложенный порядок действий применяется, если товарный знак включен в ТРОИС или ЕТРОИС.

Если правообладатель не успел предпринять действия по включению товарного знака в указанные реестры, защита ему будет предоставлена только в России и Казахстане.

Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ и РК таможенные органы вправе приостановить таможенное оформление товара на основании права ex-oficio (права действовать в силу своего статуса) и сообщить об этом правообладателю, даже если охраняемый товарный знак не включен в ТРОИС или ЕТРОИС. Право действовать ex-oficio законами Беларуси не предусмотрено.

По процедуре ex-oficio таможенные органы РФ вправе приостановить работу по оформлению товаров на срок до 7 рабочих дней с возможностью его продления еще на 10 рабочих дней, в Казахстане — на срок до 3 рабочих дней, который может быть продлен до 10 рабочих дней.

В остальном порядок приостановления выпуска в силу ex-oficio ничем не отличается от процедуры, применяемой к зарегистрированным товарным знакам.

Но есть важная особенность — в России таможенное оформление в целях защиты товарного знака приостанавливается по процедуре ex-oficio только один раз. В дальнейшем, если правообладатель желает защищать свой бренд, он должен включить его в таможенный реестр.

Не все так просто

Таможенные органы не вправе предъявлять претензии по вопросу соблюдения исключительных прав на товарные знаки:

— к гражданам, ввозящим товары (даже если те обладают признаками контрафактности) для личных нужд;

— международным почтовым отправлениям, поступающим в адрес граждан;

Кроме того, ч. 2 ст. 328 ТК ТС запрещает проверять на предмет контрафактности грузы, следующие по процедуре таможенного транзита.

В зависимости от сложности дела возможно использование комплекса доказательств, одним из которых является заявление правообладателя.

Однако российские арбитражные суды критично относятся к таким документам, считая правообладателя заинтересованным лицом. Как следствие, суды не воспринимают такие документы как допустимые доказательства.

В связи с этим следует прибегать к иным доказательствам:

— заключению патентного поверенного;

— экспертному заключению таможенной лаборатории и т.д.

Меры ответственности за контрафакт

Наиболее распространенной мерой ответственности, применяемой к изготовителям и распространителям контрафакта, является ст. 14.10 КоАП РФ. Для того чтобы ввоз контрафактного товара был признан административным правонарушением, необходимо соблюдение следующих условий:

— товар должен быть помещен под таможенную процедуру, предполагающую возможность введения его в гражданский оборот (например, выпуск для внутреннего потребления). Поэтому такие процедуры, как реэкспорт, уничтожение, не образуют объективной стороны данного правонарушения;

— правонарушение должно быть оконченным, то есть декларантом должна быть подана таможенная декларация, необходимая для помещения товаров под таможенную процедуру, условия которой предполагают возможность их введения в оборот на территории РФ.

Такие действия, как приобретение контрафактного товара, независимо от цели приобретения, а также его хранение или перевозка без цели введения в гражданский оборот на территории РФ, не образуют состава рассматриваемого правонарушения.

Субъектом данного правонарушения является любое лицо, которое занимается реализацией контрафактного товара, а также любое лицо, которое ввозит его для введения в гражданский оборот.

Вина считается доказанной, если лицо использовало чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в России и (или) осуществляет ли он такое использование на законных основаниях.

В России с правонарушителя может быть взыскан штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а контрафактная продукция подлежит уничтожению. Если же нарушитель будет привлечен к ответственности на основании ст. 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию, то штраф может быть эквивалентен 1 — 15% выручки от реализации контрафактной продукции.

Лица, причинившие крупный ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. ст. 147, 180 УК РФ.

Кроме того, за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации юридическое лицо может быть ликвидировано, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена (ст. 1253 ГК РФ).

Таким образом, правовые инструменты для защиты брендовой продукции от контрафакта на территории ТС в значительной мере уже созданы.

www.brokert.ru

75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.

Интеллектуальная собственность представляет собой материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, дающий его создателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами — патентами или свидетельствами, либо законодательно установленными нормами авторского права.Таким образом, интеллектуальная собственность включает в себя две основные сферы прав:

• промышленную собственность, под которой понимаются главным образом права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и наименования мест происхождения товара;

• авторское право, под которым понимаются главным образом права на литературные, музыкальные, художественные, фотографические и аудиовизуальные произведения.

В России отношения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, регулируются частью IV Гражданского кодекса РФ. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза, являются Таможенный кодекс таможенного союза, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 20.01.2008 «Об определении там. стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу там. союза», Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

В соответствии с ТК ТС одной из задач там. органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на там. территории там. союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания там. платежей. Поэтому при пересечении товарами таможенной границы там. союза особое значение приобретают два аспекта: включение платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, а также соблюдение мер по защите прав интеллектуальной собственности.Помимо контроля таможенной стоимости в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенными органами применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Согласно ст.12 Закона таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.

Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Таможенное законодательство таможенного союза выделяет два вида реестров объектов интеллектуальной собственности – единый для таможенного союза таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Комиссией таможенного союза и таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами государства – члена Таможенного союза. 21 мая 2010 года правительствами государств-членов таможенного союза подписано Соглашение «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности». Таможенный реестр в Российской Федерации ведется в соответствии с Законом, а также Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488.

Главой 42 Закона (311-ФЗ) определены меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров. Любые товары, даже не включенные в реестры, являются объектами контроля со стороны таможенных органов.

Правом приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенных в реестр, наделяет таможенные органы РФ статья 308 Закона. Согласно п. 2 данной статьи, выпуск товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Данный срок может быть продлен в случае, если правообладатель в течение этого срока подал в ФТС России заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр.

Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр государств — членов ТС и порядок его ведения, определяются международным договором государств — членов ТС.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при их включении в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах — членах ТС, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов ТС с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 (двух) лет со дня включения в такие реестры.

Перечень объектов интеллектуальной собственности, внесенных в единый реестр, публикуется в официальных изданиях и на официальных интернет-сайтах КТС и таможенных органов государств — членов ТС.

На территории России единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, а также порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности определены ФТС России.

Включение товарного знака или другого объекта интеллектуальной собственности в ТР ОИС обеспечивает возможность защиты прав правообладателя при ввозе товаров, незаконно маркированных товарным знаком правообладателя, через таможенную границу России, с помощью ограничения оборота таких товаров как контрафактных.

Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии и с законодательством РФ, и с законодательством ТС.

Следует отметить, что статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Вместе с тем, указанная статья не применяется в случае так называемого «параллельного» импорта, т.е. ввоза товара без разрешения правообладателя, но не являющегося контрафактным.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Что нужно для разрешения на перепланировку Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
  • Как самостоятельно оформить визу в литву Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
  • Материнский капитал когда закончится программа Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Полномочия местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]