Законы принимаются судебными органами власти

Главная / Законы принимаются судебными органами власти

Глава 3. Федеративное устройство

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург , Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

www.constitution.ru

Законы принимаются судебными органами власти

ъБЛПОПДБФЕМШУФЧП П РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОБИ — ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ ЪБЛПОПЧ Й ЙОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ тж Й УХВЯЕЛФПЧ тж, Б ФБЛЦЕ НЕЦДХОБТПДОЩЕ ДПЗПЧПТЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ОПТНЩ П РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

оПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ ТБЪМЙЮБАФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ АТЙДЙЮЕУЛПК УЙМЩ Й ЙИ УПДЕТЦБОЙС.

чУЕ ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ ЪБЛПОЩ, ЛПФПТЩЕ РТЙОЙНБАФУС ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ ПТЗБОБНЙ ЧМБУФЙ тж Й ЕЕ УХВЯЕЛФБНЙ, Й РПДЪБЛПООЩЕ БЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ЙЪДБАФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ ОБ ПУОПЧЕ Й Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЪБЛПОБНЙ.

рП АТЙДЙЮЕУЛПНХ ЪОБЮЕОЙА ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:

— лПОУФЙФХГЙС тж — ЬФП ОПТНБФЙЧОЩК БЛФ ЧЩУЫЕК АТЙДЙЮЕУЛПК УЙМЩ. чУЕ ЙОЩЕ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩЕ БЛФЩ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ лПОУФЙФХГЙЙ Й Ч УМХЮБЕ ОЕУППФЧЕФУФЧЙС ОПТНБФЙЧОЩК БЛФ УЮЙФБЕФУС ОЕДЕКУФЧЙФЕМШОЩН. лПОУФЙФХГЙС УМХЦЙФ ВБЪПК ЧУЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ;

— жЕДЕТБМШОЩЕ ЛПОУФЙФХГЙПООЩЕ ЪБЛПОЩ — РТЙОЙНБАФУС РП ЧПРТПУБН, ХЛБЪБООЩН Ч лПОУФЙФХГЙЙ, ХУФБОПЧМЕОБ УРЕГЙБМШОБС РТПГЕДХТБ ЙИ РТЙОСФЙС;

— жЕДЕТБМШОЩЕ ЪБЛПОЩ, РТЙОЙНБЕНЩЕ РП ЧПРТПУБН ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ — ТБУЛТЩЧБАФ Й ДЕФБМЙЪЙТХАФ РПМПЦЕОЙС, ЙЪМПЦЕООЩЕ Ч лПОУФЙФХГЙЙ;

— лПОУФЙФХГЙЙ, ХУФБЧЩ Й ЪБЛПОЩ УХВЯЕЛФПЧ тж;

— хЛБЪЩ Й ТБУРПТСЦЕОЙС рТЕЪЙДЕОФБ тж РП ЧПРТПУБН ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ, ЧИПДСЭЙИ Ч УЙУФЕНХ ЙУРПМОЙФЕМШОПК ЧМБУФЙ (нчд, жув, жуор);

— рПУФБОПЧМЕОЙС Й ТБУРПТСЦЕОЙС рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж — ПОЙ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ОЕ ФПМШЛП лПОУФЙФХГЙЙ тж Й ЖЕДЕТБМШОЩН ЪБЛПОБН, ОП Й ХЛБЪБН рТЕЪЙДЕОФБ тж;

— чЕДПНУФЧЕООЩЕ БЛФЩ — ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ НЙОЙУФЕТУФЧ Й ЧЕДПНУФЧ, ЙЪДБЧБЕНЩЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ ТХЛПЧПДЙФЕМСНЙ НЙОЙУФЕТУФЧ Й ЧЕДПНУФЧ, ЧЩРПМОСАЭЙИ РТБЧППИТБОЙФЕМШОХА ЖХОЛГЙА (нЙОЙУФЕТУФЧП АУФЙГЙЙ тж, нчд тж). ьФЙ БЛФЩ НПЗХФ ОБЪЩЧБФШУС ЙОУФТХЛГЙЕК, РТЙЛБЪПН, ТБУРПТСЦЕОЙЕН Й Ф.Р;

— пВЭЕРТЙЪОБООЩЕ ОПТНЩ НЕЦДХОБТПДОПЗП РТБЧБ Й НЕЦДХОБТПДОЩЕ ДПЗПЧПТЩ, ЛБУБАЭЙЕУС РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ЪБЛМАЮЕООЩЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У лПОУФЙФХГЙЕК тж Й ЖЕДЕТБМШОЩНЙ ЪБЛПОБНЙ ПФ ЙНЕОЙ тж Й ПДПВТЕОЙС Ч ХУФБОПЧМЕООПН РПТСДЛЕ РТЙПВТЕФБАФ ПВСЪБФЕМШОХА УЙМХ ОБ ЧУЕК ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙЙ;

— бЛФЩ ЧЩУЫЙИ УХДЕВОЩИ ПТЗБОПЧ, ОЕ СЧМСАЭЙЕУС ЙУФПЮОЙЛБНЙ РТБЧБ, ОП ЙНЕАЭЙЕ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ: РПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж, РПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЩУЫЕЗП БТВЙФТБЦОПЗП УХДБ тж — ТБЪЯСУОЕОЙС РП ЧПРТПУБН УХДЕВОПК РТБЛФЙЛЙ, ПВСЪБФЕМШОЩЕ ДМС ЧУЕИ ОЙЦЕУФПСЭЙИ УХДПЧ ПВЭЕК АТЙУДЙЛГЙЙ ЙМЙ БТВЙФТБЦОЩИ. рПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ ууут НПЗХФ ВЩФШ ДЕКУФЧХАЭЙНЙ Ч УМХЮБЕ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙС ЙИ ДЕКУФЧХАЭЕНХ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧХ. рП ДБООПНХ ЧПРТПУХ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪЯСУОЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж ЙМЙ рМЕОХНБ чЩУЫЕЗП БТВЙФТБЦОПЗП уХДБ тж. лТПНЕ ЬФПЗП, ЧЩУЫЙЕ УХДЕВОЩЕ ПТЗБОЩ РТЙОЙНБАФ БЛФЩ ПТЗБОЙЪБГЙПООПЗП ИБТБЛФЕТБ (рПМПЦЕОЙЕ П ОБХЮОП-ЛПОУХМШФБГЙПООПН УПЧЕФЕ, ХФЧЕТЦДЕООПЕ РПУФБОПЧМЕОЙЕН рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж);

— рПУФБОПЧМЕОЙЕ лПОУФЙФХГЙПООПЗП УХДБ тж РП ЧПРТПУБН УППФЧЕФУФЧЙС лПОУФЙФХГЙЙ тж ЛПОЛТЕФОЩИ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ П РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

дМС РТБЧЙМШОПЗП РТЙНЕОЕОЙС ОПТНБФЙЧОПЗП БЛФБ ПВСЪБФЕМШОП, ЮФПВЩ ПТЗБОЩ Й ДПМЦОПУФОЩЕ МЙГБ ЙНЕМЙ ЧПЪНПЦОПУФШ ТХЛПЧПДУФЧПЧБФШУС ФПЮОЩН, ОЕ ХУФБТЕЧЫЙН, ОЕЙУЛБЦЕООЩН ФЕЛУФПН УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП БЛФБ.

cde.osu.ru

Законы и иные нормативные акты о судебной власти и правоохранительных органах

Законы представляют собой основу формирования судебной и правоохранительной систем России. К ним относятся федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Вопросам организации судебной власти и построения судебной системы посвящены: Федеральные конституционные законы от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральные законы от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Организацию и деятельность нотариата и адвокатуры регламентируют Основы законодательства Российской

Федерации о нотариате от 11 февраля 1994 г. № 4462-1 [1] и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Φ3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Особое место в системе нормативных актов занимают кодифицированные нормативные акты: АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, в которых содержатся положения об организации суда и правоохранительных органов. Это, в частности, нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компетенцию судов различных инстанций. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит нормы, посвященные органам дознания и предварительного следствия и их компетенции.

Некоторые вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов разрешаются законами субъектов РФ. В частности, все субъекты РФ приняли законы о мировых судьях, многие регионы имеют законы о порядке согласования при назначении на должность прокурора субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ и законам РФ (ст. 90 и 115 Конституции РФ). К их числу можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) ведомственные нормативные акты.

Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов (например, Указы Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного Комитета Российской Федерации» и от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»).

Постановлениями Правительства РФ, осуществляющего руководство подчиненными органами исполнительной власти, также решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов.

Отдельную группу актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются Генеральным прокурором РФ, руководителями федеральных министерств и служб в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений. Если эти акты касаются прав и интересов граждан, они приобретают силу только после регистрации их в Минюсте России и открытого опубликования в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Такие нормативные акты публикуются также в ведомственных журналах (например, «Законность» – орган Генеральной прокуратуры РФ, «Российская юстиция» – орган Минюста России и Верховного Суда РФ и др.).

К источникам, на которых базируется данный курс, можно отнести акты (постановления, заключения, определения) Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ. Их тексты публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» или «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», журнале «Российская юстиция».

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Для России важнейшими из них являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Россией 30 марта 1998 г., Всеобщая Декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.

  • [1] В ближайшее время планируется принятие Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности».

studme.org

Статья 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Комментарий к Статье 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы — новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин «федеральные законы» употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.

Именно в таком широком смысле следует понимать положения Конституции о федеральных законах, составляющих основы конституционного строя: о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, требовании непротиворечивости законов Конституции и обязанности их соблюдения всеми (см. комментарии к ч. 2 ст. 4 и ч. 1 и 2 ст. 15). Терминами «федеральный закон» и «закон» здесь охватываются и федеральные конституционные законы. Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 76).

Часть 1 комментируемой статьи, развивая названные конституционные положения, устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Из этого следует по крайней мере следующее: федеральными конституционными законами регулируются не все отношения, охватывающие предметы ведения, а только те из них и по тем вопросам, которые прямо названы конституционным законодателем, т.е. многонациональным народом РФ, принявшим всенародным голосованием настоящую Конституцию. С этим, разумеется, не согласуются предложения урегулировать федеральными конституционными законами те или иные вопросы, прямо не предусмотренные в Конституции, а также о возможном использовании данного института для «актуализации Конституции».

Ответ на подобного рода предложения дает сама ч. 1 ст. 108, имеющая отсылочный характер. Из нее следует, что перечень вопросов, требующих принятия конкретных конституционных законов, исчерпывающе определен Конституцией. В Конституции закреплен и механизм ее «актуализации», в том числе посредством принятия опять-таки прямо названных в Конституции федеральных конституционных законов. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, принимаются поправки к гл. 3-8 Конституции, вступление в силу которых требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. В случае принятия в конституционной процедуре предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом (не принят) созывается Конституционное Собрание (см. комментарии к ч. 2 ст. 135 и ст. 136). Тем самым использование федеральных конституционных законов и для регулирования конкретных вопросов и как одно из средств возможного совершенствования Конституции — предмет исключительно конституционного регулирования и не может быть усмотрением федерального законодателя.

Конституция определяет следующий круг вопросов, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и (или) в ее отдельных местностях (ч. 2 ст. 56; ст. 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 65, 66 и 137); установление государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования (ст. 70); порядок назначения референдума (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); статус Уполномоченного по правам человека (ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Из комментируемой ч. 1 ст. 108 следует, что данный перечень вопросов исчерпывающий.

В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: Законы о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о порядке принятия в РФ, о ЧП, о референдуме, Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2005), от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003), от 25.12.2000 N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. от 22.03.2001), от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении», от 25.03.2004 N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (в ред. от 12.04.2006), от 14.10.2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», от 12.06.2006 N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», от 30.12.2006 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», от 21.06.2007 N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». Таким образом, по вопросам, предусмотренным в 12 статьях Конституции, уже приняты 18 федеральных конституционных законов об особенностях законов РФ о поправках к Конституции РФ, включаемых в перечень ФКЗ (см. комментарии к ст. 134 и 136).

Важной задачей, решаемой действующей Конституцией, является повышение стабильности законодательного регулирования, в чем существенная роль отводится федеральным конституционным законам и что, безусловно, должно учитываться в работе парламента. За указанный период принято также 30 федеральных конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в действующие федеральные конституционные законы, в том числе: в Закон о Правительстве РФ — 7; Закон о Конституционном Суде РФ — 5; Закон о судебной системе РФ — 3; Закон об арбитражных судах — 3; «О Государственном флаге Российской Федерации» — 4; Закон о референдуме — 2. Вместе с тем отсутствует регулирование в форме федерального конституционного закона полномочий, порядка образования и деятельности Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 128).

Исходя из требования непротиворечивости федеральных конституционных законов Конституции, дела о соответствии их Конституции разрешаются Конституционным Судом РФ (см. комментарии к ст. 15 и 125). Термин «соответствие Конституции федеральных законов», употребляемый в Конституции и Законе о Конституционном Суде РФ, включает все виды законов в Российской Федерации: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда, Конституция, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам, не допускает существования нормативных правовых актов, соответствие которых Основному Закону не подлежит судебной проверке. Термином «федеральный закон» в Конституции, поскольку иное специально не оговорено, охватываются как федеральные конституционные законы, так и собственно федеральные законы. Принимаемые на основе и во исполнение Конституции федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее положений, т.е. должны соответствовать Конституции, тем более если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан, и подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства в соответствии со ст. 125 Конституции. Объектом проверки Конституционного Суда, как специализированного органа судебного конституционного контроля, обеспечивающего верховенство Конституции РФ, ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, являются все законы, принимаемые Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П*(1024)).

Конституционный Суд устанавливает соответствие формы, содержания норм и порядка принятия федерального конституционного закона, а значит предмета (вопроса) его регулирования Конституции (ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности порядка принятия федерального конституционного закона, условия участия в этой процедуре Совета Федерации, Государственной Думы и Президента.

Такие особенности в отличие от условий общего порядка принятия федеральных законов (см. комментарии к ст. 104, 105, 107) заключаются в следующем: федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен и Советом Федерации, и Государственной Думой; для его принятия (одобрения) требуется большинство — не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней.

Конституционный Суд, давая толкование ч. 2 ст. 108 и ряда других статей Конституции, установил, что под «общим числом» депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации понимается их конституционное число (450 депутатов и по два представителя от каждого из субъектов Федерации соответственно) и что федеральные конституционные законы принимаются палатами раздельно (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1025)). Отсюда — необходимость использования конституционных норм общего порядка принятия федеральных законов: проект федерального конституционного закона также вносится в Государственную Думу; при его одобрении в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации; сохраняется возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления разногласий, после чего проект подлежит повторному рассмотрению и Государственной Думой, и Советом Федерации; Правительство обязано давать заключения на проекты федеральных конституционных законов (см. комментарий к ч. 3 ст. 104).

Рассмотрение проекта федерального конституционного закона обязательно для Совета Федерации, а в случае его отклонения Государственная Дума не вправе проводить по нему повторное голосование. Принятым федеральный конституционный закон становится тогда, когда решение об его одобрении принято в каждой из палат, после чего он приобретает форму закона.

Принятый федеральный конституционный закон в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования (см. комментарий к ст. 107). Принятый с соблюдением конституционной процедуры федеральный конституционный закон Президент не вправе отклонить.

В аналогичном порядке рассматриваются и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные конституционные законы. Требованиям конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов должны соответствовать Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.

constrf.ru

Смотрите так же:

  • Что выгодней пенсия по старости или по инвалидности Человек может потерять способность трудиться по причине болезни, травмы, врожденных особенностей организма или же с наступлением определенного возраста. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный […]
  • 32 приказ по медосмотрам ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) Г. […]
  • Претензий не имею а потом имею Как написать расписку, что не имею претензий Я купила тур у ИП, по прилету на Кипр оказалось, что за мое проживание в отеле не заплачено, также и не забронированы обратные билеты. Часть денег ИП перевела. По возвращению, написала претензию, ИП обещала перевести остальные деньги до 23 […]
  • Приказ 3 ндфл 2011 Приказ Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/[email protected] "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)" (с изменениями и […]
  • Обставина мети правило Обставина мети правило Гіпермаркет Знань>>Українська мова>>Українська мова 5 клас>>Українська мова 5 клас>> Другорядні члени речення: додаток, означення, обставина. Способи їх вираження різними частинами мови Прочитайте уривок вірша. Знайдіть у ньому назви другорядних членів […]
  • Война без правил документальный На "Беларусь 3" премьера цикла документальных фильмов "Хатынь. Война без правил" 20 марта зрители "Беларусь 3" увидят премьеру цикла документальных фильмов "Хатынь. Война без правил", приуроченного к 75-й годовщине со дня трагедии в белорусской деревне. 75 лет отдаляют нас от страшного […]
  • Возврат налога нерезидентам НДФЛ иностранцев: от 30 к 13 Пересчитывать НДФЛ для граждан, получивших статус резидента, можно только за отчетный год. Что же касается российских граждан, ставших нерезидентами, то у них НДФЛ облагаются только премии, отпускные и компенсации. В настоящее время организации всe чаще и […]
  • Иск претензий не имею заявление "претензий не имею" как прекратить следствие, если потерпевшая сторона претензий не имеет? Попросить заявителя забрать заявление. Если расследуемое уголовное дело относится к категории дел публичного обвинения (а таких дел 99%), то никак В суде помиритесь, если статья […]