Законы получение информации

Главная / Законы получение информации

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 21 июля, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 7, 18 июня, 1, 29 июля, 25 ноября, 31 декабря 2017 г., 23 апреля, 29 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений, возникающих при охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Разработка нового базового законодательного акта в данной сфере обусловлена необходимостью унификации как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципов и правил регулирования информационных отношений, устранения ряда пробелов в регулировании и приближения законодательства РФ к международной практике регулирования информационных отношений.

Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.

Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничения доступа к информации могут устанавливаться только федеральными законами.

Закон содержит положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице — распространителе в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю возможность отказа от такой информации.

Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен (например, о деятельности органов власти и об использовании бюджетных средств), информации, представляемой на безвозмездной основе.

Закреплен прямой запрет на требование от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и на получение такой информации помимо воли гражданина (физического лица) Исключение могут составлять только случаи, прямо предусмотренные федеральными законами.

Со дня вступления в силу Федерального закона признается утратившими силу Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. N 165, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 156-ФЗ

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 442-ФЗ

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 264-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 364-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 398-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2012 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Законы получение информации

Федеральный закон «О праве на информацию в Российской Федерации»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера регулирования настоящего федерального закона

Настоящий федеральный закон устанавливает условия и порядок реализации права на информацию как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию на территории Российской Федерации.

Его действие распространяется на физических лиц; на юридических лиц, независимо от их формы собственности и организационной формы (далее организации); органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее органы).

Иностранные граждане и лица без гражданства реализуют в Российской Федерации право на информацию наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Термины и их определения, используемые в настоящем федеральном законе

«Информация» — сведения о фактах, лицах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

«Официальная информация» — все виды информации, создаваемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, содержащая сведения о принимаемых ими решениях и действиях в пределах их компетенции; нормативные правовые акты, издаваемые этими субъектами.

«Пользователь» — субъект, обращающийся за получением информации.

«Поиск информации» — обращение лица в целях получения необходимой информации.

«Получение информации» — получение информации в установленной форме.

«Передача информации» — адресное предоставление имеющейся у лица информации пользователю по каналам связи или непосредственно.

«Производство информации» — создание информации в процессе творческой, производственной и иной деятельности физических и юридических лиц.

«Распространение информации» — безадресное предоставление имеющейся у лица информации другим лицам в различной форме.

«Персональные данные» — достоверная информация (сведения, данные) о гражданине, формируемая им в процессе его общения с публичными и частными лицами в целях реализации его конституционных прав и обязанностей и позволяющие идентифицировать его личность.

«Личная тайна» — информация о личности, режим ограниченного доступа к которой личность устанавливает самостоятельно.

«Семейная тайна» — информация о членах семьи, принадлежащая членам семьи, режим ограниченного доступа к которой устанавливает лично член семьи.

«Тайна переписки» — конституционно установленный запрет на свободный доступ третьих лиц к информации, которую лицо передает другим лицам.

«Частная жизнь» — право личности на сохранение в тайне информации, затрагивающей интересы личности и не отнесенной к персональным данным.

«Достоверная информация» — заведомо неискаженная и соответствующая истине информация.

Статья 3. Законодательство о праве на информацию

Право на информацию в Российской Федерации закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», данным Федеральным законом, иными федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, а также законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, международными актами, включенными в состав российского законодательства, посвященного праву на информацию.

Статья 4. Содержание и субъекты права на информацию

1. Право на информацию реализуется как право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

2. Право на информацию реализуется в процессе личной, профессиональной, производственной, общественной деятельности физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, государства, выступающих в роли:

— собственников и владельцев (держателей) информационных ресурсов, информационных систем и сетей;

— пользователей информационными ресурсами, информационными системами и сетями;

— посредников между собственниками, владельцами (держателями), пользователями информационных ресурсов, систем и сетей.

3. Право на информацию реализуется в единстве прав и обязанностей каждого конкретного субъекта в соответствии с его правовым статусом.

www.dzyalosh.ru

Алгоритм получения информации

На сегодняшний день отношения по доступу журналистов к информации, находящейся в ведении государства, регламентированы в Законе «О средствах массовой информации» и в Законе «Об информации, информатизации и защите информации».

Статья 39 Закона о СМИ говорит об обязанности руководителей государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц отвечать на запрос редакции на получение информации. Конституция РФ, принятая в 1993 году, через два года после Закона о СМИ, предусмотрела создание органов местного самоуправления (городские, районные, сельские думы, собрания и т.п., мэрии), которые не входят в вертикаль государственных органов власти. Однако по смыслу (но не по букве) Закона о СМИ, а также в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от ответа на запрос не должны уклоняться и органы местного самоуправления. К общественным объединениям по закону (ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года) не относятся религиозные организации, а также коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы и ассоциации.

Следует заметить, что до недавнего времени в одном из субъектов РФ, Башкирии, права средств массовой информации трактовались в этом отношении шире, нежели федеральным законодательством. С 1992 по 2001 год статья «Запрос информации» Кодекса Республики Башкортостан о средствах массовой информации устанавливала обязанность «негосударственных организаций, учреждений и предприятий. и их должностных лиц предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам их редакций. » Как видим, данное положение содержало новеллу, обязывающую негосударственные организации предоставлять информацию по запросам редакций. За рубежом на сегодняшний день схожая норма существует только в праве Южно-Африканской Республики, в Законе 2000 года «О содействии в доступе к информации».

Кроме законов о СМИ и «Об информации, информатизации и защите информации» существует ряд других актов, которые требуют от чиновников предоставления обществу информации. Например, Основы законодательства Российской Федерации о здоровье граждан (1993) в статье 19 предписывают информировать о факторах, влияющих на здоровье граждан, и предоставлять всем желающим экологическую информацию.

Закон РФ «О банках и банковской деятельности» (1990) требует от любой кредитной организации предоставлять как клиентам, так и другим лицам копии лицензий на осуществление банковских операций, копии иных обязательных разрешений, выданных ей, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год (ст. 8). В той же статье говорится, что головная кредитная организация банковской группы, управляющая компания банковского холдинга обязаны ежегодно публиковать свои консолидированные бухгалтерские отчёты и консолидированные отчёты о прибылях и убытках после подтверждения их достоверности заключением аудитора.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995) содержит статью 92 «Обязательное раскрытие обществом информации», в соответствии с которой ОАО обязано обнародовать свой годовой отчёт, годовую бухгалтерскую отчётность, информацию о проведении общего собрания акционеров, а также иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации акционерным обществом, в том числе и закрытым обществом, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется в объёме и порядке, установленными тем же органом исполнительной власти, например Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 г. (№ 9) «Об утверждении положения о порядке и объёме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путём подписки».

Эти нормы зачастую не применяются, а средства массовой информации и журналисты порой не знают о своих правах в этой области либо не умеют ими воспользоваться. Но проблема заключается не столько в этом, сколько в том, что не предусмотрена реальная ответственность за не предоставление информации.

Рассмотрим теперь сам алгоритм действий журналиста, запрашивающего информацию из государственных информационных ресурсов (см. схему ниже).

Первый этап этого алгоритма – подготовка запроса. По Закону о СМИ запрос подаётся либо в устной, либо в письменной форме, но на практике к запросам в устной форме серьёзно не относятся и на них не отвечают. Более того, некоторые фазы алгоритма (уведомление об отсрочке или отказе) возможны лишь при условии письменного запроса на получение информации.

АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО ПИСЬМЕННОМУ ЗАПРОСУ РЕДАКЦИИ

– Адресовать руководителю государственного органа (организации), общественного объединения или в соответствующую пресс-службу (ст. 39 ЗоСМИ).

– Запрос должен касаться деятельности этих государственных органов (организаций), общественных объединений и их должностных лиц (Ст.

– Подписать запрос у редактора (зам. редактора) (ст. 39 ЗоСМИ).

– Обосновывать необходимость получения информации не требуется (ч. 1 ст. 12 ЗоИ)

Направление запроса редакцией.

Получение запроса адресатом

(срок, в который должно быть направлено в СМИ уведомление об отсрочке или об отказе с указанием причины)

(ст. 40 Закона о СМИ)

(срок, в который должна быть предоставлена информация)

(ст. 39 Закона о СМИ)

Неполучение ответа в срок, получение неудовлетворительного ответа

РЕАКЦИЯ НА ОТСУТСТВИЕ (УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО) ОТВЕТА

Обращение с жалобой в вышестоящий по подчинённости орган

Обращение в суд с требованием:

– устранить допущенные нарушения ЗоИ и ЗоСМИ;

– возместить понесённые редакцией убытки (ч. 3 ст. 61 ЗоСМИ), ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 24 ЗоИ)

Обращение в прокуратуру с жалобой о несоблюдении законодательства

(ст. 58 ЗоСМИ, ч. 3 ст. 24 ЗоИ)

(ст. 5.39 КоАП, ст. 201, 406 ГПК, ст. 206 АПК)

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс РФ

ГК – Гражданский кодекс РФ

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

ЗоИ – Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

ЗоСМИ – Закон РФ «О средствах массовой информации»

КоАП – Кодекс РФ об административных правонарушениях

УК – Уголовный кодекс РФ

Запрос направляется редакцией, что предполагает необходимость его оформления на бланке, с соответствующими подписью и печатью. В нём не обязательно указывать, для чего средству массовой информации понадобились те или иные сведения, т.е. редакция не должна обещать, что полученные данные будут использованы для выпуска статьи или что готовится большой материал, для завершения написания которого нужны определённые сведения. В свою очередь адресаты запроса не должны ставить вероятность и полноту ответа в зависимость от возможного использования предоставляемых ими сведений.

Запрос подаётся либо руководителю государственного органа, либо в адрес организации или общественного объединения, либо (что предпочтительно) в пресс-службу этого органа или организации. Направив запрос, необходимо убедиться, что он дошёл до адресата, потому что все остальные сроки в процедуре ведут отсчёт именно с момента его получения, т.е. необходимо иметь доказательство того, что запрос, действительно, получен. Для этого существует много разных способов, например телеграмма с уведомлением о вручении, расписка канцелярии в получении письма и т.п.

На запрос должны ответить в течение семи (календарных, а не рабочих!) дней, причём если он был подан в письменной форме, то и ответить вам должны письменно. Если предоставлена полная и достоверная информация, вам остаётся лишь поблагодарить чиновника и забыть о других этапах алгоритма.

Редакция может получить уведомление об отсрочке в предоставлении информации. Такое уведомление должно быть получено ею в трёхдневный срок с указанием причин отсрочки, нового срока предоставления запрашиваемой информации (законом этот срок не ограничен) и фамилии ответственного лица. Причины отсрочки могут быть самые разные. Например, запрос направляется в министерство в Москву, а папка с информацией находится в подмосковном архиве. Ближайшая машина будет направлена туда через пять дней, поэтому необходимую информацию смогут предоставить только через неделю. Если редакция считает обоснования причины отсрочки законными, ей остаётся только ждать ответа по существу запроса.

Редакции могут вообще отказать в предоставлении информации. Такой отказ должен быть дан только в письменной форме и обязательно должен быть мотивированным. Уведомление об отказе также обязаны вручить в трёхдневный срок. В нём может быть написано примерно следующее: «В ответ на ваш запрос от такого-то числа предоставить информацию о количестве бомбоубежищ в Чеховском районе Московской области сообщаю о своем решении отказать в предоставлении этих сведений в связи с тем, что такая информация охраняется в соответствии со статьёй 5 Закона РФ «О государственной тайне» (подпись, дата)».

Другими словами, в таком уведомлении должна быть ссылка на конкретные положения того или иного закона, на основании которого запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены. Если можно предоставить лишь часть информации, орган, получивший запрос, должен отделить секретную часть от несекретной и вторую отправить в редакцию.

Наконец (и, к сожалению, это встречается слишком часто), редакции могут вообще не ответить. Отсутствие ответа необходимо рассматривать как неправомерный отказ в предоставлении информации, который возможно обжаловать.

lawbook.online

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

Комментарий к ст. 38 Закона о СМИ

1. Специфика деятельности средств массовой информации (свобода массовой информации, запрет цензуры, обязанность государственных органов, общественных объединений и их должностных лиц предоставлять информацию по запросу редакции и т.д.) позволяет средствам массовой информации быть посредниками между гражданами и государственными органами и организациями, органами местного самоуправления, общественными объединениями, их должностными лицами в вопросе получения информации. Резолюция 1003 (1993) по журналистской этике Парламентской Ассамблеи Совета Европы указала, что «право на информацию является фундаментальным правом, которому уделяется большое внимание в прецедентном праве Европейской комиссии и Суда по правам человека в связи со ст. 10 Европейской конвенции по правам человека и которое признано ст. 9 Европейской конвенции по трансграничному телевидению, а также и всеми демократическими конституциями. Субъектом этого права является гражданин, который в этой связи имеет также право требовать, чтобы информация, предоставляемая журналистами, была достоверной в том, что касается новостей, и честной в том, что касается мнений, без постороннего вмешательства, как со стороны властей, так и частного сектора. Власти не должны считать себя собственниками информации. Представительность их полномочий создает правовую базу для усилий по обеспечению и расширению плюрализма в СМИ, созданию необходимых условий для осуществления свободы самовыражения и права на получение информации и устранение цензуры. Более того, Комитету министров известно об этом, как свидетельствует его Декларация о свободе самовыражения и информации, принятая 29 апреля 1982 г.».

Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (28 ноября 1978 года), указывает, что доступ общественности к информации должен гарантироваться разнообразием доступных ей источников и средств информации, позволяя таким образом каждому убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события. В этих целях журналисты должны обладать свободой передачи сообщений и возможно максимально полными средствами доступа к информации. Равным образом важно, чтобы средства массовой информации отвечали озабоченности народов и отдельных лиц, способствуя тем самым участию общественности в выработке информации (ч. 2 ст. 2).

2. Комментируемая статья обеспечивает оперативное (то есть динамичное, быстрое, своевременное) получение информации. Информация должна быть достоверной.

Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» в качестве одного из важнейших принципов деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц был закреплен принцип информационной открытости, что выражается:

— в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

— в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

— в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

— в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

3. Комментируемая статья определяет некоторые конкретные формы получения редакциями СМИ информации от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, общественных объединений, их должностных лиц:

— предоставление информации по запросу редакции (порядок запроса информации предусмотрен ст. 39 комментируемого Закона). Отказ в предоставлении информации по запросу возможен только в строго ограниченных в ст. 40 комментируемого Закона случаях. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок;

— предоставление информации путем проведения пресс-конференций;

— рассылка справочных и статистических материалов.

Этот перечень является открытым, и получение необходимой информации возможно также любым другим не запрещенным законом способом.

4. Рекомендация Кабинета министров Совета Европы от 25 ноября 1981 г. N R (81) 19 «О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств» закрепила основные принципы доступа к такой информации:

— каждый человек, находящийся под юрисдикцией государства-члена, имеет право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств, за исключением законодательных органов и органов судебной власти;

— для обеспечения доступа к информации следует принять соответствующие эффективные меры;

— в доступе к информации не может быть отказано под предлогом, что обратившийся за информацией не имеет специальных интересов в данной области;

— доступ к информации обеспечивается на основе равных прав;

— упомянутые принципы подлежат ограничению только в случаях, необходимых в демократическом обществе для защиты легитимных интересов общества (как, например, национальная безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, экономическое благосостояние страны, предотвращение преступлений и предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально), а также для защиты частной жизни и других легитимных частных интересов, но при этом с учетом особого интереса каждого человека к информации в распоряжении государственных ведомств, которая касается его лично;

— каждое обращение за информацией должно рассматриваться в разумные сроки;

— государственное ведомство, отказывающее в предоставлении информации, должно объяснить причину отказа в соответствии с законом или практикой;

— каждый отказ в предоставлении информации может быть обжалован.

5. Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

— о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

— затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

— иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

6. В информационных программах государственных телерадиовещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке должны доводиться основные положения правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска.

Указом Президента РФ N 2334 государственным телерадиовещательным компаниям было поручено создать циклы передач (программы), разъясняющие деятельность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, существо принимаемых решений с привлечением к работе над этими программами ведущих специалистов, экспертов, разработчиков соответствующих документов. Установлено, что объем и периодичность выпуска указанных программ определяются руководителями государственных телерадиовещательных компаний самостоятельно.

7. Часть 3 комментируемой статьи корреспондирует с положениями абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации в части, не урегулированной законодательством РФ о средствах массовой информации.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления представляет собой информацию относительно выполнения возложенных на них полномочий, которые им установлены нормативными правовыми актами различного уровня (федеральными и субъектов РФ), а применительно к органам местного самоуправления, прежде всего, их уставами и муниципальными правовыми актами. Такая информация может быть не только созданной самим органом государственной власти или органом местного самоуправления, но и поступившей в эти органы. При этом поступление информации в органы государственной власти или местного самоуправления должно происходить в соответствии с их полномочиями.

Статьей 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ предусмотрены основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В случае наличия в запросе вопросов правовой оценки актов, принятых органом местного самоуправления, проведения анализа деятельности органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведения иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информации, информация не предоставляется.

Так, например, судом отказано в предоставлении информации на запрос редакции СМИ к главе города, и отказ признан правомерным, поскольку из содержания запроса заявителя следует, что запрошенная информация не подпадает под указанное в Законе понятие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку запрошены сведения не о деятельности органа местного самоуправления, а об оценке главой города ряда фактов, изложенных в представлении общественной организации; поставлены вопросы об информированности органа местного самоуправления; а также запрашивалась информация межрегиональной общественной организацией по вопросу об отстранении от должности С. (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2010 г. N 07АП-7747/10).

Как мы видим из примера, используемое в ч. 3 комментируемой статьи понятие «информация о деятельности органов власти» не может подлежать расширительному толкованию.

Часть 3 комментируемой статьи распространяет на вопросы предоставления информации по запросу редакции о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, частичное действие иного законодательства, обеспечивающего гласность и публичность деятельности соответствующих органов.

К такому законодательству относятся, в частности, Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В первую очередь нормы этих нормативных актов распространяются на официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, которое осуществляется в соответствии с установленным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования. Кроме того, следует учитывать, что если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством РФ, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления — также законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований. В отношении информации о деятельности судов указанный выше Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в ст. 13 предусматривает сходные требования: если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ — законодательством субъектов РФ предусматриваются требования к опубликованию судебных актов и иной информации о деятельности судов, то опубликование судебных актов и указанной информации осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Указанные нормативные акты предусматривают следующие формы предоставления информации: устная форма и документированная информация, в т.ч. в виде электронного документа.

Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления — муниципальными правовыми актами. В случае если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления.

Информация о деятельности судов, государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных государственным органом, органом местного самоуправления на ее предоставление, а также соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц. По устному запросу может быть предоставлена информация о деятельности, не требующая специальной проверки и поиска. Например, по устному запросу в суд может быть предоставлена информация о времени и месте судебного заседания, о результате рассмотрения дела, о передаче дела в отдел обеспечения судопроизводства. Суды не вправе отказывать в предоставлении указанной информации по устным запросам журналистов.

Информация о деятельности государственных органов, судов и органов местного самоуправления может быть передана по сетям связи общего пользования.

Достижению целей открытости и гласности судопроизводства, своевременного, квалифицированного, объективного информирования общества о деятельности судов общей юрисдикции, а также повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве служит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и доступе к информации о деятельности судов». Так, суды предоставляют журналистам:

— информацию, подготовленную судами в пределах своих полномочий при осуществлении правосудия (например, информацию о движении дела или материала) и иных полномочий, отнесенных законом к компетенции судов (например, обзоры судебной практики, утвержденные для опубликования президиумами соответствующих судов);

— информацию, поступившую в суды и относящуюся к деятельности судов (например, данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ). При этом не являются информацией о деятельности судов сведения, содержащиеся в поступивших в суды запросах, а потому суд не вправе, ссылаясь на п. 2 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ, предоставлять такие сведения;

— судебные акты по конкретным делам, т.е. судебные постановления, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по существу дела судами первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций;

— информацию, содержащуюся в актах, регулирующих вопросы деятельности судов (например, регламенты судов);

— сведения о законодательстве, устанавливающем порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов (см. п. 24 Постановления).

Кроме того, суды в пределах своей компетенции предоставляют и иную информацию в соответствии с федеральными законами, в частности в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Суд не вправе отказать в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что ее часть относится к информации ограниченного доступа. В таком случае предоставляется общедоступная часть информации (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ).

Судам необходимо учитывать характер запрашиваемой информации и ее значимость (актуальность) для пользователя в конкретный момент времени и принимать меры по оперативному предоставлению такой информации.

Согласно п. 35 названного Постановления официальные представители судов взаимодействуют с редакциями средств массовой информации. К официальным представителям в данном случае относятся председатели судов, а пресс-секретарь и иное должностное лицо, осуществляющее взаимодействие со средствами массовой информации, являются официальными представителями судов только в случае, если они уполномочены на это председателями судов.

Формы взаимодействия судов с редакциями средств массовой информации, обеспечивающие информирование пользователей информацией о деятельности судов, перечислены в ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ. Между тем могут использоваться иные формы взаимодействия.

В частности, официальные представители судов реализуют такое взаимодействие путем:

— оповещения представителей редакций средств массовой информации (журналистов) о предстоящих судебных заседаниях по делам, представляющим общественный интерес;

— опубликования или распространения иным способом в средствах массовой информации сведений о вступивших в законную силу судебных постановлениях по делам, которые приобрели общественный интерес (например, о признании незаконным решения избирательной комиссии о результатах выборов), а также сведений об отмене или изменении судебных постановлений, если ранее они были опубликованы либо иным образом распространены в средствах массовой информации;

— содействия представителям редакций средств массовой информации (журналистам) в организации проведения видеотрансляции в сети Интернет хода открытого судебного разбирательства и опубликовании информации о проведении такой трансляции по делам, которые вызвали общественный интерес, в средствах массовой информации.

Следует также учитывать положения главы 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ о взаимодействии с редакциями средств массовой информации судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации. Одной из форм взаимодействия в п. 3 ч. 2 ст. 21 названо «предоставление информации о деятельности судов по запросам редакций средств массовой информации», рассмотренное также в Положении о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по сети Интернет, утвержденном Приказом Верховного Суда РФ от 18 июня 2010 г. N 10-П.

К сожалению, в комментируемой статье невозможно охватить весь объем законодательства, регламентирующего порядок предоставления государственными органами, в том числе судебными, правоохранительными органами, а также органами местного самоуправления, информации о своей деятельности по запросам редакций. Однако в каждом конкретном случае необходимо в первую очередь выяснять, приняты ли конкретные правовые акты, регулирующие предоставление информации конкретным органом власти (регламент, положение, постановление). Только при их отсутствии применяются общие нормы законодательства.

www.zakonrf.info

Смотрите так же:

  • Закон об акционерных обществах гарант Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 […]
  • Федеральным законом от 27 июля 2010 г 210-фз Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" С изменениями и […]
  • Закон о конкуренции последняя редакция Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 […]
  • Статья 20 закона г Москвы Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" С изменениями и дополнениями от: 24 января 2007 […]
  • Закон рф о землях сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" С изменениями и дополнениями от: 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 […]
  • Закон о занятости ст 25 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 […]
  • Федерального закона об ипотеке залоге Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля, 29 […]
  • Закон 171 от 22111995 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]