Закон всемирного тяготения анимации

Главная / Закон всемирного тяготения анимации

ЦОР — слайды, анимации, видеоролики по физике

На этих страницах представлены ссылки на слайды, рисунки, анимации, видеоролики по физике (в формате swf и avi) из «Единой коллекции ЦОР» по всем разделам школьной физики.

«Кинематика»: действия над векторами, перемещение, равномерное движение, равноускоренное движение, ускорение, свободное падение, движение по окружности . смотреть

«Динамика»: Масса, плотность, силы, динамометр, деформация, закон Гука, трение, инерция, законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, законы сохранения, равновесие . смотреть

«Электричество»: Электризация, заряды, Электрическое поле, проводники, закон Кулона, сила тока, источники тока, закон Ома, напряжение, сопротивление, электрические цепи, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца, газовый разряд, напряженность, потенциал, лампа накаливания . смотреть

«Электромагнитное поле»: магнит, магнитное поле, магнитное поле Земли, электромагнит, электродвигатель, правило Ленца, трансформатор, передача электроэнергии . смотреть

«Давление»: давление твердого тела, давление жидкости, давление газа, атмосферное давление, сообщающиеся сосуды, гидравлическая машина, водопровод, закон Архимеда, плавание тел, воздухоплавание . смотреть

«Колебания и волны»: механические колебания, пружинный маятник, математический маятник, резонанс, механические волны, звук, эхо, интерференция дифракция, электромагнитные колебания, колебательный контурЮ энергия конденсатора, электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, радиосвязь, радиолокация . смотреть

«Строение вещества, тепловые явления, основы термодинамики»: температура, диффузия, броуновсое движение, внутренняя энергия, теплорередача, количество теплоты, законы термодинамики, тепловые двигатели, изменение агрегатных состояний . смотреть

«Оптика»: сила света, распространение света, оптические иллюзии, отражение света, преломление света, зеркало, линзы, глаз, свойства света, скорость света, дисперсия, дифракция, испускание света, поглощение света . смотреть

«Строение атома. Атомное ядро»: радиоактивность, строение атома, радиоактивный распад, ядерные силы, энергия ядра, дефект массы, ядерный реактор . смотреть

Знаете ли вы?

Немного о физике

. Изобретатель парохода Роберт Фултон предлагал Наполеону Бонапарту спонсировать его исследования. Однако император перспективы не увидел и денег не дал. Говорят, что об этом относительно известном случае рассказал секретарь, прочитав Рузвельту письмо Эйнштейна. В 1939 году секретарь предостерегал президента США от того, чтобы тот не повторил ошибки Наполеона и вложил деньги в развитие атомного проекта. Большую часть текста письма, правда, написали физики Силард, Вигнер и Теллер, а Эйнштейн лишь подписал его. Да и сожалел позже об этом письме, приведшем к разработке атомной бомбы и многочисленным жертвам.

. Этот человек родился в 1646 г. Он был дипломатом, историком, философом, химиком, медиком, физиком, механиком, лингвистом. Он внес огромный вклад в развитие математической логики и дифференциального исчисления. Норберт Винер писал, что если бы кибернетика нуждалась в святом покровителе, то им надо было бы признать именно его — Готфрида Вильгельма Лейбница.

. Давно известно, что приливы и отливы напрямую связаны с движением Луны. Однако еще в девятнадцатом веке было обнаружено, что на несколько тысяч приливов-отливов возникает лишняя пара или одной недосчитываются. Объяснить это интуитивно не удалось, и лишь во второй половине двадцатого века это объяснил расчет математической модели. В основе лежало «обратное влияние Земли», то есть искажение траектории Луны в результате взаимодействия с гидросферой Земли.

. В 1827 году этот немец не сдал экзамен и не был допущен к преподаванию физики в школе из-за крайне низкого уровня знаний и отсутствия педагогических способностей. Его имя сегодня известно каждому школьнику, это был Георг Ом.

. Современная физика сверхпроводимости ставит своей целью достижение высокотемпературной сверхпроводимости, а затем, возможно, даже комнатно-температурной сверхпроводимости. Ведь «высокие» температуры для сверхпроводников все равно существенно ниже нуля.

. Слово «плазма» переводится на русский язык как «вылепленное, оформленное» и часто используется в физике и биологии. Оно дало название минералу и четвертому агрегатному состоянию вещества. В физике это ионизированный газ, нередко, особенно среди непрофессионалов, называемый «четвертым состоянием вещества». В биологии плазмой называется жидкость внутри клеток. В минералогии плазма — минерал из группы халцедона.

ЦОР — Механика. Динамика — слайды, анимации, видеоролики по физике

Слайды, рисунки, анимации, видеоролики по физике (в формате swf и avi) из «Единой коллекции ЦОР» по теме «Динамика»: масса, плотность, силы, динамометр, деформация, закон Гука, трение, инерция, законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, законы сохранения, равновесие.

Слайды, рисунки, анимация, интерактивные задачи

1. Взаимодействие тел — 7 класс

Анимации «Инертность вокруг нас» . смотреть
Слайд-шоу «Масса как мера инертности» . смотреть
Слайд-шоу «Эталон массы» . смотреть
Слайд-шоу «Массы различных тел» . смотреть
Анимация «Плотность жидкостей и твердых тел и их молекулярное строение» . смотреть
Интерактивная задача «Плотность вещества» . смотреть
Подборка заданий «Масса тела. Плотность вещества» . смотреть
Формула «Плотность вещества» . смотреть
Рисунок «Вектор силы и скорость тела» . смотреть
Подборка заданий «Сложение сил» . смотреть
Интерактивная модель «Сложение сил при перетягивании каната» . смотреть
Слайд-шоу «Действие сонаправленных сил» . смотреть
Рисунок «Динамометр» . смотреть
Анимация со звуком «Динамометр» . смотреть
Интерактивная модель «Измерение силы с помощью динамометра» . смотреть

Видеоролик «Сила тяжести и масса груза» . смотреть
Слайд-шоу «Сила тяжести» . смотреть
Интерактивная задача «Вес и сила тяжести» . смотреть
Интерактивная модель «Вес тела» . смотреть
Слайд-шоу «Изменение веса в лифте» . смотреть
Слайд-шоу «Невесомость» . смотреть
Подборка заданий «Вес тела. Невесомость. Сила упругости» . смотреть
Слайд-шоу «Упругая и неупругая деформация» . смотреть
Анимация «Растяжение и сжатие» . смотреть
Формула «Закон Гука» . смотреть
Анимация «Построение графика зависимости силы упругости от удлинения» . смотреть
Интерактивная задача «Закон Гука» . смотреть
Подборка заданий «Закон Гука» . смотреть
Интерактивная задача «Сила трения» . смотреть
Формула «Сила трения скольжения» . смотреть
Подборка заданий «Сила трения» . смотреть
Слайд-шоу «Сила трения в природе и технике» . смотреть
Слайд-шоу «Сила трения при ходьбе» . смотреть

2. Работа, мощность, энергия

Интерактивная задача «Условие равновесия рычага» . смотреть
Определение «Правило моментов для твердого тела» . смотреть
Слайд-шоу «Ворот» . смотреть
Определение «Равновесие груза на вороте» . смотреть
Определение «Условие равновесия рычага второго рода» . смотреть
Интерактивная модель «Выяснение условий равновесия рычага» . смотреть
Слайд-шоу «Равновесие лабораторный рычажных весов» . смотреть
Определение «Равновесие подвижного блока» . смотреть
Интерактивный рисунок «Подвижный блок» . смотреть
Рисунок «Момент силы» . смотреть
Подборка заданий «Момент силы. Рычаг и блок. Закон сохр-я мех. энергии. КПД» . смотреть
Анимация «К золотому правилу механики в рычаге» . смотреть
Слайд-шоу «К золотому правилу механики в рычаге» . смотреть
Формула «КПД простого механизма» . смотреть
Слайд-шоу «КПД механизмов» . смотреть
Интерактивная задача «КПД простого механизма» . смотреть
Слайд-шоу «Механическая работа» . смотреть
Формула «Механическая работа» . смотреть
Анимация «Работа при растяжении пружины» . смотреть
Слайд-шоу «Когда работа не совершается» . смотреть
Интерактивная задача «Вычисление механической работы» . смотреть
Формула «Механическая мощность» . смотреть
Слайд-шоу «К понятию мощности» . смотреть
Слайд-шоу «Мощность вокруг нас» . смотреть
Интерактивная задача «Вычисление мощности» . смотреть
Подборка заданий «Работа, мощность» . смотреть
Слайд-шоу «К понятию потенциальной энергии» . смотреть
Анимация «Относительность потенциальной энергии» . смотреть
Слайд-шоу «Потенциальная энергия поднимаемого тела» . смотреть
Слайд-шоу «Относительность потенциальная энергия поднимаемого тела» . смотреть
Формула «Потенциальная энергия в поле силы тяжести» . смотреть
Слайд-шоу «Потенциальная энергия и работа» . смотреть
Интерактивная задача «Вычисление потенц. энергии тела при действии силы тяжести» . смотреть
Слайд-шоу «Потенциальная энергия деформированного тела» . смотреть
Формула «Потенциальная энергия деформированного тела» . смотреть
Интерактивная задача «Вычисление потенц. энергии упруго деформированной пружины» . смотреть
Формула «кинетическая энергия двигающегося тела» . смотреть
Интерактивная задача «Вычисление кинетической энергии» . смотреть
Слайд-шоу «Использование энергии ветра» . смотреть
Слайд-шоу «Подушки и ремни безопасности» . смотреть
Интерактивная задача «Вычисление энергии свободно падающего тела в любой момент t» . смотреть
Определение «Закон сохранения механической энергии» . смотреть
Анимация «Закон сохранения механической энергии» . смотреть
Слайд-шоу «Преобразование потенциальной энергии в кинетическую при падении» . смотреть
Слайд-шоу «Энергия явлений природы» . смотреть
Подборка заданий «Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии» . смотреть

3. Динамика — 9 класс

Видеоролик «Инерция движения» . смотреть
Определение «Первый закон Ньютона» . смотреть
Определение «Второй закон Ньютона» . смотреть
Формула «Второй закон Ньютона» . смотреть
Подборка заданий «Второй закон Ньютона» . смотреть
Интерактивная задача «Второй закон Ньютона» . смотреть
Определение «Третий закон Ньютона» . смотреть
Анимация со звуком «Третий закон Ньютона» . смотреть
Интерактивная задача «Третий закон Ньютона» . смотреть
Подборка заданий «Третий закон Ньютона» . смотреть
Слайд-шоу «Иллюстрация к третьему закону Ньютона» . смотреть
Слайд-шоу «Открытие Ньютона» . смотреть
Слайд-шоу «Сила притяжения к Земле в зависимости от расстояния» . смотреть
Слайд-шоу «Гравитационное взаимодействие» . смотреть
Подборка заданий «Закон всемирного тяготения» . смотреть
Интерактивная задача «Закон всемирного тяготения» . смотреть
Рисунок «Орбиты» .. смотреть
Интерактивная задача «Вычисление космической скорости» . смотреть
Анимация «Эллиптическая форма планеты» . смотреть
Рисунок «Приливы» . смотреть
Анимация со звуком «Импульсы тел при взаимодействии» . смотреть
Определение «Закон сохранения импульса» . смотреть
Формула «Закон сохранения импульса» . смотреть
Интерактивная задача «Закон сохранения импульса» . смотреть
Подборка заданий «Импульс тела. Закон сохранения импульса» . смотреть
Рисунок «Полет многоразового космического корабля» . смотреть
Слайд-шоу «Реактивное движение» . смотреть

4. Динамика — 10 класс

Силы, действующие на тело, покоящееся на наклонной плоскости . смотреть
Силы, действующие на подвешенное тело . смотреть
Сила — мера воздействия одного тела на другое . смотреть
Измерения силы по изменению скорости движения . смотреть
Измерения силы по деформации эталонной пружины . смотреть
Схема расчета результирующей двух сил . смотреть
Построение вектора равнодействующей силы . смотреть
Опыт с грузом на нити и пружиной . смотреть
Вычисление проекций векторов сил и проекций равнодействующей . смотреть
Сила реакции поверхности клина . смотреть
Поле тяготения Земли . смотреть
Векторное изображение силы тяжести . смотреть
Векторное изображение силы гравитационного притяжения . смотреть
Притяжение между различными шарами . смотреть
Взаимодействие материальной точки с гантелью . смотреть
График зависимости силы притяжения материальной точки гантелью от расстояния между их центрами . смотреть
Схема опыта Кавендиша . смотреть
Силы реакции поверхности . смотреть
Силы, действующие на тело, покоящееся на наклонной плоскости . смотреть
Зависимость коэффициента трения от скорости скольжения . смотреть
Деформация пружины . смотреть
Деформация, последовательно соединенных, пружин . смотреть
Зависимость деформации однородной металлической проволоки от приложенной силы . смотреть
Зависимость деформации полимерной нити от времени . смотреть
К опыту Ньютона по проверке эквивалентности гравитационной и инертной массы динамика мат. точки) . смотреть
Вертикально подвешенный на пружине груз . смотреть
Силы, действующие на брусок на поверхности шершавой доски, двигающейся по горизонтали . смотреть
Силы, действующие на вертикально подвешенный груз . смотреть
Сила, приложенная к бруску под углом . смотреть
Силы, действующие на клин и кубик . смотреть
Силы взаимодействия между вагоном и локомотивом . смотреть

5. Законы сохранения

Зависимость импульса точки и сил, действующих на нее, от времени . смотреть
Зависимость проекции силы от времени . смотреть
Изменение вертикальной составляющей импульса шарика . смотреть
Силы взаимодействия двух материальных точек . смотреть
Построение вектора конечного импульса системы точек по известному импульсу внешней силы . смотреть
Траектория и импульс разрывающегося снаряд . смотреть
Внешние и внутренние силы, действующие в системе кубик-доска . смотреть
Внешние силы действующие на систему доска человек на гладкой наклонной плоскости . смотреть
Вычисление работы силы, зависящей от координаты . смотреть
Зависимость силы от координаты точки . смотреть
Проекция вектора силы на перемещение . смотреть
Прямолинейное равноускоренное движение под действием двух сил . смотреть
Независимость работы силы упругости от траектории перемещания точки из точки 1 в точку 2 . смотреть
Работа по перемещение частицы из начала координат в точку 1 и 2 под действием постоянной силы . смотреть
Работа силы в различных системах отсчета . смотреть
Задача. Расчет силы реакции в движущейся системе отсчета при упругом ударе шарика о стенку . смотреть
Иллюстрация о скольжении груза на пружине по наклонной плоскости с трением . смотреть
Задача на расчет внешней силы при воздействии на систему, в которой действуют и внутренние силы . смотреть
Упругий нелобовой удар . смотреть
Упругий удар двух шаров при изменении соотношения масс и прицельного расстояния . смотреть
Задача о переходе рыбака с носа на корму лодки . смотреть
Упругий удар двух тел на примере столкновения кубика с двумя кубиками, стянутыми пружиной . смотреть
Понимание понятия мощность силы . смотреть
Понимание природы силы трения при остановке автомобиля . смотреть
Понимание роли силы трения и ее природы при разгоне автомобиля . смотреть
Трение качения . смотреть
Виды равновесия . смотреть
>Понимание понятия плечо силы . смотреть

Видеоролики

Видеоролик «Потенциальная энергия деформированной пружины» . смотреть
Видеоролик — анимация «Сила трения и кинетическая энергия» . смотреть
Видеоролик — анимация «Преобразование энергии при свободном падении в воздухе» . смотреть
Видеоролик — анимация «Условие равновесия рычага» . смотреть
Видеоролик — анимация «Рычажные весы» . смотреть
Видеоролик «Силы в природе и технике» . смотреть
Видеоролик — анимация «Принцип действия динамометра» . смотреть
Видеоролик «Вес тела. Невесомость» . смотреть
Видеоролик — анимация «Вес тела на полюсе и на экваторе» . смотреть
Видеоролик — анимация «Опыт по наблюдению силы трения покоя и скольжения» . смотреть
Видеоролик — анимация «Сила трения покоя и сила трения скольжения» . смотреть
Видеоролик — анимация «Сила трения при ходьбе» . смотреть
Видеоролик — анимация «Скольжение гладкого тела» . смотреть
Видеоролик — анимация «Сравнение силы трения покоя, скольжения и качения» . смотреть
Видеоролик — анимация «Уменьшение трения при катании на коньках» . смотреть
Видеоролик — анимация «Разложение силы» . смотреть
Видеоролик «Инерция движения» . смотреть
Видеоролик «Инерция покоя» . смотреть
Видеоролик — анимация «Закон сохранения импульса при столкновении ледокола с льдиной» . смотреть
Видеоролик — анимация «Закон сохранения импульса при стрельбе из орудия» . смотреть
Видеоролик — анимация «Закон сохранения импульса при упругом ударе» . смотреть
Видеоролик — анимация «Закон сохранения импульса при центральном столкновении шаров» . смотреть
Видеоролик «Второй закон Ньютона» . смотреть
Видеоролик «Второй закон Ньютона» . смотреть
Видеоролик — анимация «Равнодействующая сил» . смотреть
Видеоролик — анимация «Сумма сил и движение тела» . смотреть
Видеоролик «Время свободного падения в зависимости от высоты» . смотреть
Видеоролик — анимация «Движение тела, брошенного горизонтально, как составное» . смотреть
Видеоролик — анимация «Свободное падение тела» . смотреть
Видеоролик «Силы взаимодействия на примере динамометра» . смотреть
Видеоролик — анимация «Зависимость центростремительного ускорения от радиуса и скорости» . смотреть
Видеоролик — анимация «Скорость при движении по окружности» . смотреть
Анимация «Опыт Кавендиша по определению значения гравитационной постоянной G» . смотреть

class-fizika.ru

Обсуждения

Основные понятия и термины

1 сообщение

»’Фут плэйсмент, фут»’ (foot placement англ.) — положение ступни в пространстве, в переводе с английского. Без него ступни человечка, да и вообще любого объекта/субъекта дергаются, вылетают из под ног. В общем, ведут себя не так, как мы привыкли в жизни. Чтобы устранить это, нужно держать ступню (или что там) просто в том месте, где она была в прошлом кадре (серый след). Делать это надо после всех передвижений частей тела.

Другая трактовка или правило Фут Плэйсмента:
Передвинув все части стика без передвигания желтой точки, поставьте ногу, которая стояла в предыдущем кадре на том или ином месте в серый след на то или иное место.

»’Резкость»’ (stiffness англ.) — эта проблема касается практически всех начинающих аниматоров. В этом случае, аниматор тратит на анимацию в определённых движениях слишком мало кадров, что делает её неприятной на глаз. Решением этой проблемы является добавление в анимацию больше кадров и изинга.

»’Динамическая камера»’ (dynamic camera англ.) — передвижение камеры за предметом, персонажем.

»’Хэвиспэйсинг»’ (heavyspacing англ.) — это быстрый изинг, при котором одно движение занимает обычно 3 или 4 кадра. Хэвиспейсинг — хороший способ создания простой и красивой анимации, однако не забывайте, что это изинг, и если вы собирайтесь прибегнуть к хэвиспейсингу, то движения должны быть обязательно заизингованы.

»’Дерганность»’ (shakiness англ.) — это когда в одном кадре ты двигаешь часть стика, а во втором движение уже не соответствует смыслу предыдущего кадра, т.е. дерганность проявляется тогда, когда ты забываешь о той или иной части стика, а потом, через несколько кадров ты делаешь движение уже с другой намеренностью что-то показать.

»’Дерево»’ (wood effect англ.). Дерево в анимации есть тогда, когда Вы в одном кадре двигаете не все точки, т.е. движения выглядят нереалистично и некрасиво. Это самая распространенная ошибка новичков. Чтобы не получилось дерева, нужно продумывать каждый кадр.

»’Изинг (Easing англ.) — своеобразное смягчение движений в анимации посредством плавного нарастания, а затем спада скорости в процессе. Используется для повышения реалистики и общего впечатления о физике в мультике.

»’Физика»’ (англ. Physics) — реалистичность взаимодействий объектов, соблюдение реально существующих физических законов (как то: закон сохранения импульса, всемирного тяготения, сопротивление воздуха).

»’Тайминг»’ (англ. Timing) — это время, за которое движение переходит из одной ключевой позиции в другую. Нарушенным таймингом называют неправильную густоту кадров, а точнее — не соответствующую длительности реальных движений. К примеру, в анимации человечек подбегает к обрыву и прыгает вниз. Если он будет лететь вниз не ускоряясь медленнее или с такой же скоростью, с какой бежал, это будет ошибкой. Очень распространённая ошибка неопытных аниматоров — статичный тайминг. Это когда абсолютно все движения длятся одинаково, не взаимодействуя с прикладываемой силой к их осуществлению.

m.vk.com

Закон всемирного тяготения (конспект)

Описание разработки

Урок «Закон всемирного тяготения» подготовлен для 10-ых классов, но может быть использован в 9-ых классах при изучении данной темы, а также на различных предметных курсах, тематических мероприятиях.

Цели урока: ознакомить учащихся с историческими фактами, ведущими к открытию закона всемирного тяготения, изучить области применения закона, его значение для науки.

Задачи урока:

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися физического смысла закона всемирного тяготения, гравитационной постоянной, изучение формул ускорения свободного, научить применять закон при решении задач.

Развитие осознания практической значимости закона всемирного тяготения в окружающем мире.

Развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изученного материала, делать выводы.

Формирование логических умений при анализе материала, выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспекты.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствует учащихся. Создает позитивный настрой на учебную деятельность. Контролирует эмоциональное состояние учащихся.

Постановка проблемного вопроса. Актуализация знаний.

Задает проблемные вопросы. Слушает ответы учащихся. Учитель направляет обучающихся на предположение о теме урока и совместное формирование целей урока.

Изучение нового материала.

Объясняет материал, задает вопросы, используя презентацию, анимацию, компьютерную модель

Предоставляет подборку вопросов по теме. Задает вопросы. учащимся. Оценивает ответы.

Домашнее задание.

Весь материал — в архиве.

Содержимое разработки

Урок физики «Закон всемирного тяготения» 9 — 10 класс.

Автор: Игнатова Евгения Савельевна

МБОУ СОШ № 16 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район Краснодарского края

Урок физики «Закон всемирного тяготения». 9 — 10 класс.

Урок «Закон всемирного тяготения» подготовлен для 10-ых классов, но может быть использован в 9-ых классах при изучении данной темы, а также на различных предметных курсах, тематических мероприятиях.

Цели урока: ознакомить учащихся с историческими фактами, ведущими к открытию закона всемирного тяготения, изучить области применения закона, его значение для науки.

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися физического смысла закона всемирного тяготения, гравитационной постоянной, изучение формул ускорения свободного, научить применять закон при решении задач.

Развитие познавательного интереса с применением исторических материалов и физических терминов.

Развитие синтезирующего мышления развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изученного материала, делать выводы.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Тип урока – урок проблемного изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся.

Техническое обеспечение урока:

Мультимедийная система (выход в интернет)

Анимация «Опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной» https://www.youtube.com/watch?v=OU_WaAPvUEI&feature=youtu.be

Отвечают на приветствие учителя.

Постановка проблемного вопроса. Актуализация знаний.

Отвечают на поставленные вопросы. Уточняют и дополняют высказывания одноклассников.

Совместно с учителем формулируют тему и цели урока.

Изучение нового материала.

Слушают, смотрят, запоминают, устно отвечают на вопросы, комментируют и дополняют ответы одноклассников.

Совместно с учителем обсуждают, анализируют, выделяют главное, составляют опорный конспект в тетрадях.

Фронтальный опрос учащихся. Первичная проверка понимания.

Отвечают на вопросы, обсуждают ответы и дополняют друг друга.

Первичное закрепление. Решение задач.

Предоставляет подборку задач. Вызывает учащихся к доске. Контроль правильности решения. Оценивает решение.

Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение на доске и в тетрадях.

Объясняет домашнее задание.

Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщает выполненную работу. Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. Ставит оценки.

Совместно с учителем делают главные выводы. Отвечают на вопросы рефлексии.

Обращение учителя классу: Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы попытаемся расширить круг наших знаний.

Отвечают на приветствие учителя. Слушают учителя.

2. Постановка проблемного вопроса. Актуализация знаний.

Слайд 2. Мы с вами знаем, что все тела падают на Землю. Почему?

По мере того как развивалась наука, человек узнавал и изучал все новые силы, действующие в природе. Однако, без сомнения, самой первой из сил, ставшей известной человеку и поразившей его воображение, была сила тяготения. Кто из нас не падал на землю под действием этой силы, не сталкивался с ней каждый день, каждый миг? Нельзя себе представить жизнь на земле без силы тяготения.

Слайд 3. Этот вопрос занимал еще древних ученых. Как они объясняли это явление?

Комментирует ответы учащихся: Такое представление об устройстве мира было тесно связано с понятием об абсолютном «верхе» и «низе», вполне согласовавшимися со взглядами рабовладельческого общества древнего мира.

Объясняя этот явление, мы узнаем объяснение и смысл удивительного и важного физического закона, название которого является темой нашего урока.

Слайд 4. Итак, вы верно предположили, что темой урока является «Закон всемирного тяготения», тогда какими же будут цели урока?

Целями нашего урока является знакомство с историческими фактами, ведущими к открытию закона всемирного тяготения, изучение области применения закона, его значение для науки.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответ: причиной падения тел является сила тяготения (тяжести).

Отвечают на вопрос учителя:

Ответ: В древности люди считали Землю плоскостью, на которую опирается небесный свод.

Это представление возникло из непосредственного зрительного впечатления. Видя, что все тела на земной поверхности падают вниз, они решили, что и во Вселенной есть «верх» и «низ». Поэтому-то тела и падают.

Выдвигают предположения о теме урока «Закон всемирного тяготения».
Записывают тему урока в тетрадь.

Ставят возможные цели к уроку: узнать, каким ученым принадлежали открытия, которые привели к открытию этого закона; о чем говорит этот закон, каково математическое выражение закона, как закон способствовал развитию науки, какие задачи можно решать с его помощью и т.д.

Изучение нового материала.

Приступаем к изучению нового материала. Вы должны выделять для себя главные сведения и записывать их в тетради.

Слайд 5. Знаете ли вы греческих ученых Аристотеля и Птолемея? Чему учили они древних людей?

Из древних наук в конце 13 века было разрешено преподавать учение греческого философа Аристотеля. Вы верно указали, что этому ученому уже было известно, что Земля – шар, а это противоречило библейскому взгляду на строение мира. Поэтому сочинения Аристотеля были снабжены различными комментариями, приводящими его учение в согласие с библией. Система мира греческого астронома Клавдия Птолемея, господствовавшая в науке до середины 16 века.

Слайд 6. Как зовут этого ученого? Какими достижениями он известен?

В 16 веке польский ученый Николай Коперник решил «обернуть» механизм Вселенной, опроверг систему мира Птолемея, монопольно господствовавшую в течение почти полутора тысяч лет.

Книга содержала ответ людям, которые в отчаянии думали, будто человек не может познать движения небесных светил и ему доступно знание движений лишь в «подлунном» мире, то есть на Земле.

Слайд 7. Как зовут этого ученого? В каком городе находится эта башня? Чем она знаменита?

Галилео Галилей экспериментально обнаружил, что Аристотель, которого считали до тех лет непререкаемым авторитетом, неправ. Все тела падают одинаково. А в 1610 году весь культурный мир был взволнован удивительной вестью: профессор университета в Падуе устроил трубу, в которую можно было увидеть на небе неизвестные до сих пор звезды и спутники планет. И направленная на небо зрительная труба далеко раздвинула пределы мира. В журнале «Звездный вестник» он рассказывал о горах, впадинах, возвышенностях на поверхности Луны, сообщал весть о новом мире планет – Юпитере, окруженном обращающимися вокруг него спутниками.

Но какая сила удерживает на орбитах планеты? На этот вопрос тогда никто не пытался еще ответить.

Слайд 8. Знаете ли вы Тихо Браге? В чем его заслуги перед наукой?

Браге возглавлял обсерваторию, которую построил близ Копенгагена, и снабдил превосходными инструментами, изготовленными под его руководством.

Слайд 9. Как зовут этого ученого? Кто стал преемником Тихо Браге?

В 1609 году немецкий астроном Иоганн Кеплер, завершая труд Коперника, сумел разгадать тайны орбит, по которым движутся планеты вокруг Солнца, а их спутники – вокруг самих планет. Эти орбиты оказались не кругами, как полагал Коперник, а эллипсами.

Слайд 10. Знаете ли вы, как называлась историческая книга великого английского ученого Исаака Ньютона?

Слайд 11. Ньютон рассуждал над тем, как меняется сила тяготения при изменении расстояния. Ньютон предположил, что сила тяготения изменяется подобно тому, как и освещение предмета при приближении или удалении от источника света: если расстояние станет в три раза больше, сила тяготения уменьшится в девять раз, и наоборот.

Слайд 12. Из второго закона динамики следует, что ускорение, которое получает тело под действием силы, обратно пропорционально массе тела. Но ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Это возможно только в том случае, если сила, с которой Земля притягивает тело, изменяется пропорционально массе тела. По третьему закону силы, с которыми взаимодействуют тела, равны. Если сила, действующая на одно тело, пропорциональна массе этого тела, то равная ей сила, действующая на второе тело, очевидно, пропорциональна массе второго тела. Но силы, действующие на оба тела равны, следовательно, они пропорциональны массе первого и второго тела.

Слайд 13. Ньютон рассчитал отношение радиуса орбиты Луны к радиусу Земли. Отношение равнялось 60. А отношение ускорения свободного падения на Земле к центростремительному ускорению, с которым обращается вокруг Земли Луна, равнялось 3600. Следовательно, ускорение обратно пропорционально квадрату расстояния между телами. По второму закону сила и ускорение связаны прямой зависимостью, следовательно, сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами.

Слайд 14. А теперь выясним физический смысл гравитационной постоянной, кто, когда и каким способом определил ее значение.

Учитель демонстрирует анимацию «Опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной».

Слайд 15. Давайте уточним ответ на вопрос, можно ли применять закон в любых случаях? Комментирует случаи применения закона на слайде.

Слайды 16-19. Рассмотрим практическое значение закона всемирного тяготения для науки. Комментирует информацию на слайдах.

Слайд 20. Комментирует информацию на слайде.

Возникает проблемная ситуация. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар, но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того, чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга».

Аристотель и Птолемей учили, что наша Земля имеет шарообразную форму и находится в центре Вселенной.

Система мира Клавдия Птолемея – геоцентрическая.

Слушают. Заполняют в тетради опорный конспект.

Это польский астроном Николай Коперник. Он доказал, что геоцентрическая система мира, (с Землей, как его центром), выдвинутая греческим ученым Птолемеем неверна.

Он создал гелиоцентрическую систему мира.

Над разработкой своей системы мира Коперник работал всю жизнь. Он описал ее в книге «Об обращении небесных сфер», которую долго не решался опубликовать, чтобы не навлечь на себя преследование католической церкви.

Отвечают на вопросы учителя:

Галилео Галилей — итальянский физик. Изучал законы падения тел, законы инерции.

Это Пизанская башня. С неё Галилей сбрасывал пушечные ядра разного веса и размера и доказал, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Причем, ускорение для всех падающих тел одинаковое, оно составляет 9,8 м/с 2 .

Делают записи в конспектах.

Отвечают на вопрос учителя: это сила всемирного тяготения.

Это датский астроном, наблюдал звёзды, планеты и кометы, производя определения положений светил с весьма высокой точностью. В этом его главная заслуга.

Иоганн Кеплер был помощником Тихо Браге, после смерти которого остались ценнейшие наблюдения.

Используя данные этих наблюдений он установил законы движения планет вокруг Солнца.

Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадях. Отвечают на вопрос: «Математические принципы натуральной философии».

Смотрят изображение на слайде, слушают учителя.

Смотрят изображение на слайде, слушают учителя. Выделяют существенную информацию из слов учителя. Делают записи в тетрадях.

Смотрят изображение на слайде, слушают учителя. Делают записи в тетрадях: рисунок и формулу закона всемирного тяготения; комментируют название буквенных обозначений величин, входящих в формулу.

Смотрят изображение на слайде, слушают учителя. Делают записи в тетрадях (значение и единицы измерения гравитационной постоянной), просматривают анимацию.

Нет, закон применяется в строго определенных случаях.

Смотрят на изображение, слушают учителя. Делают записи.

Смотрят изображение на слайде, слушают учителя. Делают записи в тетрадях.

Отвечают на вопрос: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения для них различна. Равные силы притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с 2 , а земле — во столько раз меньшее ускорение, во сколько раз масса Земли больше массы яблока. Поэтому перемещение Земли к яблоку ничтожно мало.

Фронтальный опрос учащихся. Первичная проверка понимания.

videouroki.net

Смотрите так же:

  • Бывший муж не платит алименты уже год Муж не платит алименты - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Многие мамы, испытывающие трудности финансового характера, задаются вопросом: что делать, если муж не платит алименты? В такой ситуации имеется единственный выход: обратиться с заявлением в полицию. 157 статьей Уголовного кодекса РФ […]
  • Ремесленничество налог Как стать ремесленником: пошаговая инструкция для тех, кто решил превратить хобби в заработок Как стать ремесленником и какие виды деятельности могут считаться ремеслом, объяснили в федерации профсоюзов Беларуси. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер Как […]
  • Обставина мети правило Обставина мети правило Гіпермаркет Знань>>Українська мова>>Українська мова 5 клас>>Українська мова 5 клас>> Другорядні члени речення: додаток, означення, обставина. Способи їх вираження різними частинами мови Прочитайте уривок вірша. Знайдіть у ньому назви другорядних членів […]
  • Война без правил документальный На "Беларусь 3" премьера цикла документальных фильмов "Хатынь. Война без правил" 20 марта зрители "Беларусь 3" увидят премьеру цикла документальных фильмов "Хатынь. Война без правил", приуроченного к 75-й годовщине со дня трагедии в белорусской деревне. 75 лет отдаляют нас от страшного […]
  • Возврат налога нерезидентам НДФЛ иностранцев: от 30 к 13 Пересчитывать НДФЛ для граждан, получивших статус резидента, можно только за отчетный год. Что же касается российских граждан, ставших нерезидентами, то у них НДФЛ облагаются только премии, отпускные и компенсации. В настоящее время организации всe чаще и […]
  • Личное дело правила ведения Как формируется и ведется личное дело работника Согласно законодательству, личные дела (ЛД) обязательно должны вестись на служащих государственных учреждений, остальные предприниматели и юридические лица могут вести подобную документацию по желанию. Но иметь личное дело сотрудника на […]
  • Как отремонтировать коллектор Ремонт коллектора и щеток электрических машин постоянного тока При работе генераторов и электродвигателей постоянного тока чисто наблюдается искрение на коллекторе, при этом на поверхности его появляются борозды, пластины подгорают. В результате коллектор и щетки быстро […]
  • Рб закон о тунеядстве "Не ставших на путь исправления направят в ЛТП". Кого из тунеядцев освободят от полной оплаты ЖКУ Списки плательщиков полной стоимости коммунальных услуг по декрету № 1 будут готовы к 1 февраля 2019 года. Об этом заявила министр труда и соцзащиты Ирина Костевич на семинаре для местных […]