Закон о справки переселенца

Главная / Закон о справки переселенца

Пресс-центр

Миграционный штамп в справке переселенца не нужен?

На днях Верховная Рада приняла два важнейших для переселенцев закона. Первый решает коллизию с проставлением отметок о месте проживания в справке ВПЛ. Второй – предотвращает спекуляции с завышением коммунальной платы в местах компактного поселения. Юрист Всеукраинского благотворительного фонда «Горение» Светлана Гаврилюк подробно рассказала о законодательных изменениях.

№4022а – о внесении изменений в Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине».

Этот документ, наконец, исключает справку ВПЛ из перечня документов, в которые вносятся сведения о месте пребывания. Таким образом, Верховная Рада привела закон «О свободе передвижения . » в соответствие с законом 921-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Последний вступил в силу 13 января 2016 и исключил необходимость проставлять миграционный штамп в справку переселенца.

№2481 – о внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».

Во-первых, документ позволяет указывать адреса компактного поселения ВПЛ как места фактического проживания. В списке таких мест – модульные городки, общежития, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, пансионаты, гостиницы и так далее.

Во-вторых, законопроект регулирует вопрос оплаты коммунальных услуг, на котором спекулируют некоторые их поставщики и владельцы мест компактного поселения, завышая тарифы. Закон №2481 дает переселенцам государственную гарантию на получение коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения. Владельцев и балансодержателей мест компактного поселения документ обязывает установить счетчики.

Кабинет Министров Украины должен за три месяца привести в соответствие все надлежащие нормативно-правовые акты.

К моменту публикации статьи, принятые законопроекты в силу не вступили.

www.fdu.org.ua

Пенсия без справки переселенца: что предлагает закон

В середине июля в парламенте зарегистрировали законопроект №6692 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно права на получение пенсий отдельным категориям граждан». Он предусматривает выплату пенсий жителям неподконтрольной территории без справки внутренне перемещённого лица. О том, что изменится, если закон примут, «МедиаПорту» рассказала одна из его разработчиков, эксперт по социальным выплатам программы «Советник по вопросам ВПЛ» Ирина Лоюк .

Какая ситуация сложилась с получением пенсий жителями неподконтрольной территории?

Самая большая проблема в том, что люди, вынужденные жить на неподконтрольной территории, не могут реализовать своё право на получение пенсии. Им нужно выехать из неподконтрольной территории, получить справку внутренне перемещённого лица и только после этого оформить выплату пенсии. Эти люди заслужили свою пенсию, она уже давно им назначена и выплачивалась. Но сейчас они не могут получить ту государственную гарантию, на которую имеют право.

Кто инициировал изменения на законодательном уровне?

Достаточно много общественных организаций, занимающихся защитой прав переселенцев, столкнулись с проблемами, которые пытается урегулировать этот закон. Во-первых, невыплата пенсий людям на неподконтрольных территориях. Во-вторых, отсутствие бумажных дел пенсионеров. Это системные проблемы, которые установлены законодательными актами.

Следовательно, программа «Советник по вопросам ВПЛ», представительство Норвежского совета по делам беженцев в Украине, Агентство ООН по делам беженцев, общественные организации «Група впливу» и «Донбасс СОС» объединились и обратились к Комитету по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения с вопросом о возможности поддержать нашу инициативу. Затем предложили текст закона, который рассматривали и правили в рабочей группе Комитета, предлагали для рассмотрения Министерству социальной политики и Пенсионному фонду. Никаких предложений от них не поступило, текст был одобрен и Комитетом, и остальными депутатами для того, чтобы продвигать его дальше.

Что изменится для пенсионеров, которые живут на неподконтрольной территории?

У пенсионеров, которые живут на неподконтрольной территории, нет необходимости обманывать государство и получать статус ВПЛ не будучи ВПЛ. В законе мы ещё раз установили их право на получение пенсий. Затем должны быть разработаны определённые действия органов власти для того, чтобы люди могли получать пенсии независимо от статуса ВПЛ.

Также мы попытались урегулировать вопрос, когда у человека требуют бумажное пенсионное дело, если он отказывается от статуса ВПЛ. Эта проблема опять же установлена на уровне подзаконных актов и решений Пенсионного фонда, который использует их, закрывая глаза на реализацию прав людей. На самом деле у Пенсионного фонда в электронном виде есть вся необходимая информация для того, чтобы выплачивать людям пенсии. Но из-за неправильной нормы в самом подзаконном акте перестают выплачивать пенсию, если человек отказывается от статуса ВПЛ. Мы предусмотрели, что людям, пострадавшим от таких ситуаций, не нужно будет подавать бумажные документы.

Человек должен будет обратиться с заявлением в любое управление Пенсионного фонда, где ему не смогут отказать на основании того, что он не ВПЛ и проживает на неподконтрольной территории. Это то, что мы смогли установить на уровне закона.

Я правильно понимаю, что, согласно изменениям, государство будет обязано выплатить жителям неподконтрольной территории пенсию, которую они не получали из-за конфликта?

Государство и так должно было выплачивать эту пенсию. То, что государство не смогло защитить свои территории, отбить агрессию и перевести сюда своих граждан, не снимает этой обязанности. Есть постановление Кабмина, которое предусматривает выплату пенсии за всё время, когда она не проводилась. В законе не было смысла дополнительно это указывать.

Единственное, что мы прописали, — увеличить срок, за который может быть выплачена эта пенсия. Есть трёхгодичное ограничение, оно не касается только тех случаев, когда виноват Пенсионный фонд. В данном случае мы имеем белое пятно — человек не виноват, Пенсионный фонд не виноват. И получается, что пенсия может быть выплачена за предыдущие три года. Это ограничение мы попытались снять.

Как долго вы работали над законопроектом? Чей опыт брали в основу?

Над законопроектом начали работать с декабря, а зарегистрировали его только летом. Механизм того, как это должно быть реализовано, основывался на зарубежном опыте. Недавно проходила международная конференция, организованная Норвежским советом по делам беженцев. Как нам рассказали специалисты, в Молдове идёт некая война за пенсионеров, которые находятся в Приднестровье. Там Россия выплачивает более высокие пенсии, и люди пытаются зарегистрироваться там, чтобы их получать. Это скорее пример того, что нужно избежать.

В Грузии, наоборот, делается всё, чтобы реализовать право на пенсии. Вплоть до того, что малоподвижным гражданам позволено оформлять доверенности. Есть возможность выехать из неконтролируемой территории, оформить и получить пенсию на контролируемой территории.

На каком этапе работа над законом в парламенте?

Сейчас мы уже прошли через три комитета. Основной комитет и ещё два поддержали законопроект. Далее его рассмотрят семь комитетов. Если законопроект поддерживает основной комитет, то обычно его поддерживают и остальные комитеты. Потом будет первое чтение и исправления ко второму чтению.

У нас есть замечания от других организаций, я думаю, в ближайшее время мы ещё дополним проект и будем надеяться, что его примут.

Какие это замечания?

Когда писался законопроект, снималось ограничение по выплатам на три года. В законе звучало «начисленные, но не выплаченные» пенсии. Почему-то сейчас Пенсионный фонд перестал насчитывать назначенные людям пенсии, хотя должен это делать. Поэтому мы думаем добавить туда «начисленные и назначенные» пенсии.

Организации, работающие с проблемами переселенцев, всё больше удивляются, как извращаются органы государственной власти, и пытаются предусмотреть все возможные риски. Это техническая правка, чтобы предупредить возможную реакцию государственных органов.

Какие ещё преграды у законопроекта?

По выводу Главного научно-экспертного управления Верховной рады, своим законом мы должны были, во-первых, снова привязать пенсии к статусу ВПЛ. Во-вторых, ограничить выплату пенсий людям, которые участвовали в террористических организациях. Но регулировать пенсионным законом способы наказания за преступления — это несколько перечит фундаментальным основа права. Если это преступление, такое, как участие в террористической организации, то наказание за него предусмотрено Уголовным кодексом. Отнимать пенсию — это вообще не способ наказания за уголовное преступление. Человек, который совершил преступление, даже сидя в тюрьме получает свою пенсию. Никто не имеет права лишать его социальных гарантий, предусмотренных государством.

На последнем заседании Комитета присутствовал глава Пенсионного фонда. От него было замечание, что законопроект не предусматривает конкретного механизма действий. Это возмутило Комитет, потому что конкретный механизм должен прописываться в подзаконных актах. Глава Пенсионного фонда также заявил, что у него государства нет денег на выплату этих пенсий. Но это проблема государства — отвечать за свои социальные гарантии перед людьми.

www.mediaport.ua

Справка переселенца – как получить?

В связи с ситуацией, сложившейся в Украине (временная оккупация территории Автономной Республики Крым и проведение масштабной антитеррористической операции на территории Луганской и Донецкой областей), появилась новая категория граждан со специальным статусом, то есть переселенцы.

Термин «переселенцы» является общеупотребительным, но на законодательном уровне закреплено тождественно ему понятие «внутренне перемещенные лица». Специальный закон не только определяет понятие внутренне перемещенных лиц, но и определяет порядок получения такого статуса, льготы, права и обязанности указанных лиц, а также полномочия государственных органов по постановке на учет внутренне перемещенных лиц, помощь в реализации предусмотренных законом прав и тому подобное.

Закон определяет, что статус внутренне перемещенного лица могут получить граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, имеющие право на проживание на территории Украины и фактически таким правом пользующиеся, в связи с тем, что такие лица были вынуждены покинуть свое постоянное место жительства в связи с временной оккупации, вооруженным конфликтом, повсеместными проявлениями насилия и массовыми нарушениями прав человека.

Итак, статус внутренне перемещенных лиц получают лица, имевшие постоянное место жительства на территории Крыма, Донецкой и Луганской областей, но которые выехали на территорию, контролируемую украинскими властями из-за оккупации или боевых действий, связанных с проведением антитеррористической операции.

Статус внутренне перемещенного лица присваивается лицу после получения справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица.

Куда обращаться за получением справки?

Переехав с зоны проведения антитеррористической операции или временно оккупированной территории, для получения справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица необходимо обратиться с заявлением в органы социальной защиты населения по новому месту жительства.

Заявление, которое подается в орган социальной защиты населения утвержденной формы и заполняется лицом в помещении органа, в который произошло обращение. Заявитель должен предоставить документы, подтверждающие личность и принадлежность к гражданству Украины или другие документы, такие как паспорт гражданина Украины или вид на постоянное место жительства иностранца в Украине.

Особенности обращения

Обратиться за получением справки можно только лично, обращение через представителя не допускается. Исключение составляют малолетние дети, недееспособные или ограниченно дееспособные лица, обращаться в интересах которых имеют право законные представители.

Если обращаются для получения справки законные представители указанных категорий лиц, они обязаны предоставить документы, удостоверяющие их личность и личность человека, в интересах которого они обращаются и подтвердить наличие у них полномочий для обращения. Например, необходимо предоставить документ, подтверждающий, что заявитель является опекуном недееспособного лица, в интересах которого подает заявление о получении справки переселенца.

Факт отцовства в случае обращения одного из родителей в интересах малолетнего ребенка не требует дополнительного подтверждения, ведь такие лица предоставляют свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка, что фактически и подтверждает законность полномочий.

Сроки выдачи справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица

Согласно закону наличие обстоятельств, которые заставили человека покинуть свое постоянное место жительства, общеизвестны и не требуют доказывания, однако для получения статуса, так называемого переселенца, и для использования определенных для этой категории льгот некоторые факты необходимо подтверждать.

Так, лицо должно подтвердить, что на момент возникновения обстоятельств, которые привели к смене места жительства, лицо действительно проживало на указанной территории. Обычно такое подтверждение происходит путем предъявления зарегистрированного места жительства на оккупированной территории или в зоне АТО, в частности, паспорт гражданина Украины удостоверяющего личность и подтверждающего регистрацию места жительства.

Кроме того, подтвердить свое место жительства на указанных территориях можно справкой о постоянном проживании или рядом других документов. Например, лицо не имело места регистрации на территории, где сегодня ведутся боевые действия, но постоянно проживала там в связи с работой и может это подтвердить трудовой книжкой.

Если лицо, обратившееся в уполномоченный орган за получением справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица, предъявляет паспорт с регистрацией места жительства на указанных территориях, то справка выдается сразу, но если подтверждающие документы (аттестаты, дипломы, справка с места работы, трудовая книга и т. д.) требуют дополнительного изучения, то справка будет выдана в течение 15 дней с момента обращения, после того, как орган социальной защиты убедится в том, что лицо действительно проживала на временно оккупированной территории или на территории проведения антитеррористической операции на время начала таких событий.

Закон также устанавливает основания для отказа в выдаче справки о постановке на учет внутренне перемещенных лиц. Например, такими основаниями являются: представление недостоверных сведений, отсутствие достаточных доказательств проживания на территории определенных административно-территориальных единиц, отсутствие обстоятельств, повлекших внутреннее перемещение, или в случае потери заявителем документов, подтверждающих его личность.

В случае отказа органа социальной защиты населения в выдаче справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица или в случае нарушения прав таких лиц необходимо проконсультироваться с юристом и обжаловать незаконные действия и решения в административном или судебном порядке.

www.bitlex.ua

От переселенцев не будут требовать наличие прописки — закон

Парламент отменил необходимость прописки у переселенцев при взятии их на учет. Достаточно будет представить военный билет или трудовую книжку, подтверждающие проживание на территории, с которой осуществляется перемещение

Верховная Рада Украины отменила необходимость наличия у внутренних переселенцев регистрации места проживания при взятии их на учет. Соответствующий проект закона №2166 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц» с учетом предложений президента Петра Порошенко поддержали 266 народных депутата.

Согласно законопроекту, для постановки на учет и получения соответствующей справки, внутренний переселенец подает заявление в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных государственных администраций по месту жительства. Вместе с заявлением заявитель предоставляет документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Украины или специальный статус.

Отмечается, что в случае отсутствия в таком документе отметки о регистрации места жительства на территории административно-территориальной единицы, с которой осуществляется внутреннее перемещение, заявитель представляет доказательства, подтверждающие факт проживания на данной территории (военный билет, трудовая книжка, документы о среднем или высшем образовании и другие).

Законом устанавливается, что внутренний переселенец не обязан сообщать о своем фактическом месте проживания в ближайшее территориальное подразделение Государственной миграционной службы.

Подчеркнем, что по мнению президента Петра Порошенко, предыдущая редакция документа не определяла уполномоченный орган, который будет выявлять факт отсутствия внутренних переселенцев по месту жительства и подтверждать информацию об их перемещениях в пределах Украины.

Согласно внесенным ВР изменениям, информацией, которая дает основание считать, что внутренне перемещенное лицо вернулось на оставленное место постоянного проживания, считаются данные, полученные с соответствующих госреестров; данные, полученные в результате обмена информацией структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения районных государственных администраций, исполнительных органов городских советов с органами исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Отмечается, что к такой информации также относятся данные, полученные в результате обмена информацией вышеуказанных структурных подразделений по вопросам соцзащиты населения с общественными объединениями, волонтерскими и благотворительными организациями, а также другими юридическими и физическими лицами.

delo.ua

Справки переселенцев Кабмин сделал бессрочными

Постановлением от 8 июня 2016 года № 352 Кабмин внес изменения в постановление № 509 «Об учете внутренне перемещенных лиц».

Определяется, что справка, выданная до 20 июня 2016 года, которая не отменена и срок действия которой не истек, является действительной и действует бессрочно.

Напомним, что ранее срок действия данной справки составлял 6 месяцев, после чего она могла быть продлена.

Кроме того, урегулирован вопрос перерегистрации справок тех внутренне перемещенных лиц, у которых адресом места жительства указан адрес местонахождения органов государственной власти, местного самоуправления, их подразделений, что не предусмотрено действующим законодательством. Такие лица будут иметь возможность в течение месяца или в течение 2 месяцев, в случае наличия обоснованных причин, перерегистрироваться и получить новую справку.

Также документ позволит полноценно реализовать права и свободы:

— внутренне перемещенных лиц, которые являются иностранцами и лицами без гражданства;

— внутренне перемещенных лиц, которые проживали на временно оккупированной и неподконтрольной украинской власти территории, но не имели регистрации места проживания на данной территории;

— несовершеннолетних и малолетних детей, которые перемещаются без сопровождения законных представителей;

— лиц, отбывавших (отбывающих) наказание в местах лишения свободы, и имеющих регистрацию места жительства на временно оккупированной и неподконтрольной украинской власти территории;

— военнослужащих, проходивших военную службу на временно оккупированной территории.

Новая платформа от ЛИГА:ЗАКОН: полная правовая картина дня, законодательство, шаблоны договоров, аналитика и многое другое, что необходимо для работы юриста!
Попробовать бесплатно
Купить

jurliga.ligazakon.ua

Смотрите так же:

  • Нотариус ногинск режим работы Нотариус ногинск режим работы C 04 по 19 сентября 2017 года нотариальная контора не работает. Режим работы в майские праздники: С 2 мая по 12 мая - нотариальная контора не работает. С 13 мая (суббота) - по обычному графику. Внимание! 23, 24 и 25 февраля нотариальная контора не […]
  • Газета взятка в чувашии Газета взятка в чувашии Следственный комитет обвинил главу столицы Чувашии Ирину Клементьеву в превышении должностных полномочий. Следствие считает, что из-за ее действий бюджет Чебоксар недополучил около 5 миллионов рублей. В отношении главы города возбудили два уголовных дела. Как […]
  • Какой налог с огорода Налог с огорода Выбор категории Продажа унаследованного земельного участка, которым наследодатель владел около 50 лет Огород достался мне по наследству от отца. Он владел им около 50 лет. Участок находится в собственности. Нужно ли мне будет платить подоходный налог при продаже. Если […]
  • Налоги с зарплаты ооо Налоговые вычеты для физических лиц в 2017 году Налоговый вычет – это льгота, предоставляемая гражданам РФ и выражающаяся либо в возврате части истраченных на определенные нужны средств (покупка жилья, оплата лечения, обучения и т.п.), либо в уменьшении суммы налога, подлежащего уплате в […]
  • Закон 4468-1 статья 13 Назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии […]
  • Закон о портах 261 фз Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ"О морских портах в Российской Федерации и о […]
  • Почерковедческая экспертиза в суде Экспертиза в суде апелляционной инстанции: почему бы и нет? В последний обзор судебной практики ВС РФ включено дело о признании завещания недействительным (Обзор судебной практики ВС РФ № 1, утв. Президиумом ВС РФ 13 апреля 2016 года). При его рассмотрении ни суд первой инстанции, ни […]
  • Налог свыше миллиона Подоходный налог при продаже квартиры (комнаты) Если же срок владения проданной недвижимостью составил менее чем пять лет (для недвижимости, купленной до 1 января 2016 г. - менее 3-х лет), из полученного дохода вычитается 1 млн. рублей или по выбору сумма документально подтвержденных […]