Закон о полиции п3 ст13

Главная / Закон о полиции п3 ст13

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Прим.: данная статья была опубликована в журнале «Бухгалтерия» 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный материал от 11.10.2017 года можно скачать тут .

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции. обязательны для исполнения. организациями, должностными лицами и иными лицами. «. Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции». Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • ст. ст. 6, 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
    Рассмотрим их подробнее, выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований.
    Закон «О полиции» Сотрудники полиции в своих запросах о представлении информации обосновывают свои требования п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13

    Закона «О полиции».

    Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект — это законность и обоснованность запроса.
    Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.

    Придраться к слову

    Пункт 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги вашей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы.

    В связи с некорректностью формулировки — «другие информационные материалы» — сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.
    Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

    Следовательно, если в запросе имеется ссылка на вышеуказанную норму права, в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером либо деле об административном правонарушении.

    В противном случае вы вправе на запрос не реагировать ввиду его необоснованности.
    Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на указанную норму, что, в свою очередь, является основанием для отказа в представлении информации.

    Я слежу за тобой

    Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
    При применении данного Закона в запросах о представлении информации сотрудники полиции чаще всего ссылаются на его ст. ст. 6 и 7.

    Статья 6. В ней перечислены оперативно-разыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.
    Необходимо заметить, что мероприятие «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Оно может проводиться в виде гласного и подразумевает получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

    Исследование предметов и документов применяется только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-разыскных мероприятий.

    Готовить злодеяние

    Статья 7. В данной статье приведены основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
    Наиболее часто применяемое основание — это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
    Указанные основания должны быть сообщены вам в случае проведения в отношении вас оперативно-разыскных мероприятий, и на основании этих данных вы решаете, соглашаться с проведением данных мероприятий или нет.

    Права имеют

    Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Часто в своих запросах сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, — за непредставление сведений (информации): для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции» сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).
    При этом согласно ст. 23 Закона «О милиции» законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

    Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции») не порождало аналогичную обязанность у организаций.

    А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

    В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

    Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения. организациями. и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения».

    Как уже говорилось, ст. 19.7 КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

    Легальное подозрение

    Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.
    Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет.

    Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции.

    Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст. 7.
    В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

    Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности.

    Такая проверка должна проводиться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом. Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным Законом, является Росфинмониторинг.
    Как было указано выше, обязанности представлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями данной статьей не предусмотрено.

    Не сдаваться!

    Иногда в запросах также встречается ссылка на ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
    Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Статья 145 УПК РФ — порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

    Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции права изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по представлению информации.

    Практические рекомендации

    Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.
    В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

    Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными.
    Но только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

    Спросить еще раз

    До тех пор пока вам непонятны причины и основания проверки, вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и не можете быть абсолютно уверены в законности ваших действий.
    Поэтому в ответ на запрос вы можете направить письмо с просьбой разъяснить законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбуждено уголовное дело, каковы их номера).
    До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.

    А.Матюшенко
    Адвокат
    МКА «Князев и партнеры»

    В.Китсинг
    Адвокат
    МКА «Князев и партнеры»

    Подписано в печать
    23.02.2012

    Не нашли полезную информацию?

    Звоните нам +7 495 987-18-70 или закажите звонок:

    www.kniazev.ru

    13 статья закона «О полиции»

    Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 7 февраля 2011 года. В нем описаны принципы работы полиции, ее права и обязанности, и в каких случаях правоохранительным органам разрешено применять крайние меры чтобы обезопасить граждан РФ.

    Содержание

    Статья 13 ФЗ-3 «О полиции» регламентирует права, предоставленные полицейским для исполнения своих должностных обязанностей.

    Статья 13 пункт 1

    Права полиции согласно статье 13:

  • требовать от физических и юридических лиц прекращения действий, нарушающих работу государственных и муниципальных органов;
  • осуществлять проверку личных документов при подозрении в совершении преступлений или на пребывании в розыске;
  • вызывать в отделение полиции подозреваемых в уголовном деле и проходящих по делам административных нарушений;
  • запрашивать от государственных органов данные о подозреваемых в совершении преступлений;
  • посещать расследуемый объект недвижимости при предъявлении удостоверения личности;
  • патрулировать населенные пункты и улицы страны, выставлять стационарные посты для сохранения общественного порядка;
  • требовать от людей покинуть место преступления, если они мешают проводить оперативно-розыскные работы;
  • заполнять протокол в случае административных правонарушений, сбор доказательств и применение мер в отношении нарушителей;
  • проводить поисковые операции;
  • наблюдать за социальной реабилитацией недавно освободившихся граждан;
  • осуществлять принудительное сопровождение граждан в помещения временного размещения для правонарушителей;
  • сопровождать граждан, находящихся под алкогольным опьянением или наркотической зависимостью;
  • согласно законодательству РФ осуществлять личный досмотр граждан;
  • требовать от предприятия продукцию для проведения независимой экспертизы;
  • при наличии веских оснований останавливать транспортное средство для проверки;
  • организовывать мероприятия по объяснению правил дорожного движения;
  • проверять оружейные склады и магазины при подозрении в совершении преступления;
  • проверять достоверность предоставленного пакета документов для получении лицензии;
  • обеспечивать безопасность граждан, предотвращать антитеррористические действия;
  • в случаях необходимости участвовать в налоговых проверках;
  • беспрепятственно использовать возможности СМИ и телекоммуникаций;
  • проводить проверки физических и юридических лиц, занимающихся продажей наркотических средств.
  • Статья 13 пункт 2

    Согласно закону, останавливать транспортные средства и организовывать мероприятия по разъяснению гражданам ППД вправе только специально уполномоченные сотрудники полиции.

    Статья 13 пункт 3

    Федеральный орган исполнительной власти определяет порядок исполнения полицейскими своих прав. Это возможно в случае, если порядок не регулируется президентом РФ.

    Статья 13 пункт 4

    Физические и юридические лица обязаны выполнить предписание, протокол или другой документ, выданный полицией, не позднее чем через 1 месяц с момента его получения.

    Личный досмотр граждан

    Сотрудники правоохранительных органов вправе проводить личный досмотр граждан, а также их личных вещей при наличии информации о перевозимом оружии, наркотиков и других законодательно-запрещенных вещей. Полицейские вправе участвовать в досмотре пассажиров и их багажа на железнодорожном вокзале, аэропорту и других транспортных путях. Сотрудники правоохранительных органов вправе изъять у пассажира предметы, запрещенные для перевозки в ручной клади.

    Проверка документов

    Согласно статье 13 полицейские вправе потребовать от физического и юридического лица предоставления необходимых для расследования документов. Все запрашиваемые акты предоставляются в оригинале с приложенными к ним копиями.

    В случае необходимости сотрудники полиции вправе запросить у государственных органов нужные им документы для расследования уголовного дела или административного нарушения.

    Федеральный закон №3 «О полиции» включает в себя 11 глав и 56 статей. Основной из них является статья 13, которая описывает права служащих в полиции. Статьей установлен порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам.

    Чтобы подробнее ознакомиться с 13 статьей ФЗ-3 скачайте ее тут.

    Если вас заинтересовала 13 статья, то вы можете подробнее ознакомиться с полным текстом Федерального закона, скачав его по ссылке.

    Комментарии к статье 13 Закона о полиции

    Комментарии к пунктам 13 статьи ФЗ-3 о полиции разъясняют гражданам главные права, предоставленные полицейским.

    Согласно закону документ, удостоверяющий личность гражданина — паспорт РФ. В случае его отсутствия, человек может предоставить вид на жительство или свидетельство о временной регистрации.

    Чтобы подробнее ознакомиться с комментариями к статье 13 ФЗ-3 скачайте их по ссылке.

    210fz.ru

    Статья 13 ФЗ о полиции

    В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачи этой структуры регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.

    Общие сведения

    Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы населения и собственности граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

    Также полезная информация содержится в статье 23 закона о полиции РФ. Ссылка тут:

    Федеральный закон N 3-ФЗ «О полиции» был принят Государственной Думой РФ в январе и одобрен Советом Федерации РФ в феврале 2011 года. В первую очередь тот период запомнился обывателю самим фактом переименования прежней милиции в полицию, после — реформированием структуры, переаттестацией и обновлением кадрового состава. Все эти действия производились с той целью, чтобы государственный орган, обеспечивающий безопасность и общественный порядок в России, отвечал требованиям к уровню подготовки — как физической, так и профессиональной.

    Основные аспекты, регламентируемые законом о полиции:

  • Назначение, основные направления деятельности и ее правовая основа, а также организация полиции;
  • Принципы: соблюдение прав и свобод, законность, беспристрастность, открытость, взаимодействие и др.;
  • Права и обязанности;
  • Меры принуждения: задержание, проникновение на частную территорию, оцепление, формирование базы данных о гражданах;
  • Применение физической силы, спецсредств и оружия;
  • Правовое положение: статус полицейского, звания, специальные права, обязанности и ответственность;
  • Гарантии соцзащиты: страховые, оплата труда, медицинское обслуживание;
  • Финансовое и материально-техническое обеспечение;
  • Контроль за деятельностью полиции.
  • В данной статье мы рассмотрим права сотрудников полиции (прописаны в статье 13 закона) и обязанности сотрудников полиции, а также применение ими отдельных мер, в частности, в части проверки документов, условий досмотра и др.

    Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 103. Редакция 2018 года тут:

    Часть 1 статьи 13 прописывает права полиции, предоставленные для выполнения возложенных обязанностей. Рассмотрим подробно ниже.

    В части 2 статьи 13 указано, что права, обозначенные в пунктах 20 и 21 части 1 настоящей статьи могут быть предоставлены только специально уполномоченным сотрудникам полиции. Речь идет о следующих правах:

    • Остановка транспортных средств, проверка документов на право пользования и управления, на сам автомобиль и перевозимый груз (права, ОСАГО, ПТС и др.), задержание ТС, находящегося, к примеру, в розыске, временное ограничение, изменение или запрещение дорожного движения и др.
    • Проведение мероприятий, обеспечивающих дорожную безопасность, ограничение или запрет проведения ремонта дорог и других работ, задержание транспорта и отстранение водителя от управления, запрет эксплуатации транспорта в связи с техническими неисправностями, представляющими опасность и пр.
    • Часть 3 статьи 13 гласит о том, что порядок реализации прав определяет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, если предоставленные права не являются предметом регулирования федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ или Правительства России.

      В части 4 статьи 13 указан перечень требований полиции (в виде запросов, предписаний и пр.), обязательных к исполнению для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан в установленные сроки.

      С 1 января 2018 года из этого перечня были исключены требования, прописанные в пунктах 23 и 24 ч. первой 13-ой статьей закона, в связи с признанием тех утратившими силу.

      Права сотрудников полиции

      Обязанности и права полиции прописаны в статьях 12 и 13 закона соответственно. Рассмотрим подробнее права сотрудника, находящегося при исполнении (ч. 1 статьи 13 закона о полиции).

      Сотрудник полиции, будучи при исполнении, вправе:

    • Требовать прекращения противоправных действий от лиц, их совершающих;
    • Проводить проверку документов граждан;
    • В рамках расследуемых преступлений и нарушений, а также на основании заявлений:
      • Вызывать или подвергать приводу граждан в отделение, проводить допросы;
      • Получать по мотивированному запросу требуемые сведения, документы, персональные данные и др. от гос. органов, общественных объединений, организаций и граждан;
      • Беспрепятственно посещать государственные органы, объединения и организации, знакомиться с интересующими документами и материалами, в т.ч. персональными данными лиц, имеющих отношение к расследованию;
      • Патрулировать улицы, публичные места, в случае необходимости — организовывать КПП, посты, заслоны и др. формы охраны порядка;
      • Требовать от граждан покинуть место преступления или происшествия, если это необходимо для обеспечения безопасности или проведения неких следственных или разыскных мероприятий;
      • Составлять протоколы о нарушениях, собирать доказательства;
      • Руководствуясь уголовно-процессуальным законодательством РФ, проводить следственные и иные мероприятия;
      • В процессе оперативно-разыскной деятельности производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. Объявлять розыск и принимать соответствующие меры;
      • В рамках надзора примерять меры наблюдения за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
      • Вносить руководству и должностным лицам организаций предложения по устранению факторов, представляющих угрозу безопасности и несущих риск совершения преступлений или нарушений, обязательные к исполнению;
      • Доставлять граждан в полицию в целях решения вопроса о задержании, установления личности, защиты от непосредственной угрозы жизни и здоровью данного гражданина в порядке, предусмотренной частями 14 и 15 статьи 14 закона;
      • Доставлять граждан, которые находятся в общественном месте в сильном алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении в медицинские организации, также доставлять в больницу или полицию гражданина, находящегося в таком состоянии в помещении — по заявлению об угрозе жизни и здоровью от находящихся с ним людей; доставлять или направлять на медобследование граждан, подозреваемых в совершении преступления или нарушения, если заключение необходимо для установления неких существенных обстоятельств;
      • Доставлять лиц, не достигших совершеннолетия, если те совершили преступление, а также беспризорных и безнадзорных детей в центры временного содержания, специализированные учреждения либо отделение полиции;
      • При поступлении данных о наличии у гражданина запрещенных предметов (оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотики, психотропы, яды и др.) — осуществлять досмотр граждан, транспортных средств, вещей, при обнаружении таких предметов и в случае отсутствия соответствующего разрешения на ношение и хранение — изымать. Также сотрудник полиции вправе участвовать в досмотре пассажиров железнодорожного, водного или воздушного транспорта, метрополитена а также досмотре багажа этих граждан в целях изъятия запрещенных к перевозке предметов и веществ;
      • Истребовать у различного рода производителей, организаций и т.д. образцов продукции, каталоги, технологическую документацию и др. информацию, необходимую для производства экспертиз;
      • Исследовать предметы и документы, свидетельствующие о готовящемся или совершенном преступлении или нарушении, документы, изъятые в связи с наличием признаков подделки, а также вещи с ограниченной оборотоспособностью, изъятые по причине отсутствия соответствующего разрешения. В зависимости от результатов проверки, перечисленные предметы возвращаются, приобщаются к материалам дела, передаются другим службам в соответствии с назначением или уничтожаются согласно законодательству РФ;
      • Проводить с применением техсредств (металлодетектеров) личный осмотр посетителей различных массовых и публичных мероприятий при входе на территорию по договоренности с организаторами;
      • Производить аудио-, фото- и видеосъемку, снимать отпечатки пальцев лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления и др. причинам, если установить их личность не удалось;
      • Останавливать транспорт, проверять документы на право пользования и управления а также проверять само транспортное средство и груз (права, ОСАГО, ПТС и др.), задерживать ТС, находящееся, например, в розыске, временно ограничивать, менять или запрещать дорожное движение и др.;
      • Проводить мероприятия по обеспечению безопасности на дорогах,ограничивать или запрещать проведение ремонта дорог и другие работы, задерживать транспорт и отстранять водителя от управления, запрещать эксплуатацию транспорта в связи с техническими неисправностями, представляющими опасность и пр.
      • Проверять места хранения, продажи а также соответствующие коллекции и выставки оружия и его составных частей, проверять документы на владение или пользование оружием;
      • Примечание: пункты 23 и 24 статьи 13-ой закона с 1 января 2018 года утратили свою силу. Однако вкратце следует отметить, что п. 23 прописывал порядок выдачи и аннулирования лицензии на оружие, а п. 24 — право беспрепятственного вхождения по служебному удостоверению в офисы частных детективов и профильные образовательные учреждения;
      • Обеспечивать безопасность в рамках защиты от террористической угрозы, используя специальные техсредства, здания и сооружения МВД, требовать от граждан соблюдения пропускного режима на охраняемых полицией объектах и территориях, осуществлять осмотр граждан, их транспортных средств и вещей при въезде-выезде и т.д.;
      • Участвовать в проверках, организуемых органами госконтроля в области транспортной безопасности;
      • Участвовать по запросу налогового органа или службы социального страхования в проверках, получая в том числе в качестве предупреждения или доказательства совершения преступления сведения, которые составляют налоговую тайну;
      • Применять меры по защите граждан (потерпевших, свидетелей, участников судебного процесса, судей, прокуроров, следователей и др. лиц);
      • В период военного или чрезвычайного положения применять временные ограничения, предусмотренные для таких ситуаций законодательством;
      • Получать, хранить и использовать базу геномной информации и отпечатков пальцев;
      • Использовать аудио-, фото- и видеофиксирующую аппаратуру и др. специальные техсредства, вести базы информации о лицах, проходивших по делам и материалам проверок, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах, в том числе банки данных других государственных органов и организаций и персональные данные граждан, если законодательством не установлено иное;
      • Привлекать граждан в качестве внештатных сотрудников, содействовать с лицами, конфиденциально оказывающими помощь полиции, награждать и поощрять граждан, оказавших содействие в раскрытии преступлений, задержании подозреваемых и т.д., привлекать в качестве консультантов специалистов различного профиля в случае необходимости;
      • Использовать возможности СМИ, сети Интернет и др. источников для размещения информации о розыске и в целях установления определенных обстоятельств;
      • Пользоваться беспрепятственно средствами связи госпредприятий и учреждений, а в случае безотлагательных обстоятельств — принадлежащими негосударственным организациям или гражданам;
      • То же касается транспорта: в случаях, не терпящих отлагательств (в целях пресечения преступлений, преследования лиц, доставления пострадавших в медицинское учреждение, отбуксировки пострадавших в ДТП транспортных средств, проезда к месту совершения преступления и т.д.) сотрудник полиции вправе воспользоваться транспортным средством, принадлежащим как государственному предприятию или учреждению, так и частной компании или гражданскому лицу. Предусмотрено возмещение понесенных расходов или материального ущерба по требованию владельца ТС;
      • Проводить проверку юрлиц и ИП, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств или психотропных веществ.Выдавать соответствующие предписания и заключения.
      • Проверка документов по закону о полиции

        Сотрудникам полиции предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан (п. 2 ч. 1 статьи 13 закона), если имеются основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если есть повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении, основание для административного задержания (статья 27.3 КоАП РФ) либо задержания в качестве подозреваемого (статья 92 УПК РФ).

        В части 4 статьи 5 рассматриваемого нами закона о полиции прописан порядок обращения сотрудника полиции к гражданину. Так, в этой ситуации полицейский обязан:

      • Назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
      • В случае применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, разъяснить ему причину и основания применения этих мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.
      • Условия досмотра вещей и багажа

        Правовое регулирование проведения досмотров обеспечивается положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (статья 27.7) и рассматриваемым нами федеральным законом.

        Проведение досмотра личных вещей проводится с соблюдением следующих правил:

      • Лицо, осуществляющее проверку, должно быть того же биологического пола, что и досматриваемое;
      • Досмотр должен проводиться в присутствии двоих понятых или фиксироваться на видео. Примечание: если есть подозрения о том, что у досматриваемого лица имеется оружие, взрывчатые вещества и др. опасные предметы, это требование может быть проигнорировано;
      • По факту проведения досмотра в обязательном порядке составляется протокол с указанием всех вещей, подвергавшихся досмотру;
      • Не допускается нарушение целостности (порча) вещей;
      • Протокол обязательно должен быть предоставлен для ознакомления досматриваемому лицу под подпись. Если гражданин отказался подписать документ, — выполняется соответствующая отметка;
      • Гражданин, чьи вещи или багаж были досмотрены, может требовать копию составленного протокола.
      • Обстоятельства, при которых сотрудники полиции вправе прибегнуть к личному осмотру гражданина:

      • Задержание, связанное с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения;
      • Подозрение в совершении преступления или административного правонарушения без задержания лица в целях обнаружения орудия нарушения или преступления.
      • Также сотрудники полиции вправе проводить досмотр транспортных средств.

        Скачать текст ст 13 ФЗ о полиции

        Безусловно, роль полиции в обеспечении общественного порядка и безопасности крайне важна. Однако стоит учитывать человеческий фактор и пристрастие отдельных сотрудников полиции к превышению собственных полномочий.

        Чтобы встреча с полицией не обернулась нарушением Ваших прав, предлагаем скачать Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции» полностью или отдельно статью 13 закона, чтобы ознакомиться с правами и обязанностями стражей порядка России.

        Комментарии и разъяснения к статье

        Комментарии не являются нормативно-правовыми актами — это просто способ толкования норм права для их более удобного применения на практике.

        Ввиду большого объема информации, широкого спектра регулируемых аспектов и положений, а также актуальности, изучающим Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» могут понадобиться дополнительные комментарии.

        lawlinks.ru

        Смотрите так же:

        • Как оформить медицинскую книжку в новосибирске Спартака 8д Новосибирск Центр гигиены. Время работы. Получаем медкнижку Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области, расположенный по адресу ул. Спартака д. 8д, является основным местом в городе, где можно оформить медицинскую книжку. Кому она может понадобиться? Медицинская […]
        • Нотариус работа в субботу в москве Нотариус работает без выходных г.Москва ст.м. Кузнецкий Мост, Лубянка ул. Кузнецкий Мост д. 21/5 площадь Воровского подъезд 4, этаж 2, офис 2048 Уважаемые посетители, нотариальная контора ВРЕМЕННО по СУББОТАМ приём осуществлять НЕ БУДЕТ. О возобновлении приёма в субботу будет сообщено […]
        • Нотариус видное советский проезд Нотариусы Видное Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Белоконь Николай Иванович Телефон: +75912179 Адрес: 142700, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, дом 17 Часы […]
        • Нотариус на ломоносова в архангельске Нотариусы Архангельска по наследству по буквам Генералова Светлана Владимировна Адрес: г. Архангельск, ул. Гайдара, дом 4, корпус 1, 2 этаж, офис 255Телефон: +7 (8182)27-62-62Режим работы:Пн: с 13:00-17:00 Без перерываВт: с 10:00-18:00 Перерыв 13.00-14.00Ср: с 10:00-17:00 Перерыв […]
        • Пособие здравствуй мир 1 часть Здравствуй, мир. Окружающий мир. Ч. 1-2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. М.: Ч.1 - 2009, 80с.; Ч.2 - 2012, 64с. Является начальным звеном непрерывного курса "Окружающий мир" для дошкольников и начальной школы и составной частью комплекта учебников и пособий для ДОУ, начальной и […]
        • Учебное пособие по пту Учебное пособие по пту Приведены описание конструкции, принципа действия и основные характеристики механического, электрического и пневматического оборудования электропоездов переменного тока. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых цепей, вспомогательных и цепей управления […]
        • Приложения к приказам срок хранения Приказ Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 г. № 526 “Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и […]
        • Управление федеральной службы исполнения наказаний по калининградской области Структурные подразделения Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области» (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области) Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 […]