Закон о новых стандартах образования

Главная / Закон о новых стандартах образования

Особенности новых стандартов образования

Не все еще понимают, насколько далеко зашли реформы, разрушающие школьное образование в нашей стране. Я расскажу немного о новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) – ведь бесплатное образование у нас гарантируется именно в соответствии с ФГОС. Стандарт дошкольного образования введен впервые, поэтому людям, не работающим в детских садах, сложно найти материал для корректного сравнения требований к дошкольному образованию (это не значит, что материал отсутствует, ведь можно сравнивать методические рекомендации до и после утверждения ФГОС). Однако педагоги в детсадах уже ощутили на себе требования чиновников. О том, как изменились эти требования и к чему ведет утвержденный ФГОС дошкольного образования, написала Анна Кульчицкая в статье «ФГОС неразвития». Здесь же речь пойдет о следующих ступенях образования – начальном, основном и среднем образовании, которое ребенок получает в школе. В школьном образовании стандарты введены уже давно, новые стандарты можно сравнить с предыдущими и наглядно увидеть, в какую сторону мы движемся.

За дошкольным следуют три ступени школьного общего образования — это начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы). Новый ФГОС для начального общего образования начал действовать с 2011 года, в нынешнем 2015 году младшие школьники впервые закончили 4-й класс по новым стандартам и с сентября по новому ФГОС начнут учиться пятиклассники. Они получат основное общее образование по новым стандартам в 20-м году, и в сентябре того же года на новый ФГОС перейдут 10–11 классы.

Новые ФГОС принципиально отличаются от предыдущих стандартов 2004 года.
Раньше в основе образования были знания, при получении которых и посредством которых развивалась личность ребенка. Теперь же в основу положен системно-деятельностный подход, при котором личность ребенка развивается, когда ученик добывает знания самостоятельно. В стандартах 2004 года уже было отмечено, что цели личностного развития детей важнее их учебных успехов. Но наряду с личностным развитием одним из базовых требований к содержанию образования оставалось знание — по каждому учебному предмету указывался минимум содержания программ, включающий в себя не только перечисление навыков и умений, но и конкретные темы, которые ученик должен был усвоить на том или ином уровне образования.

В новых стандартах заявлено, что стандарт основан на системно-деятельностном подходе и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. При этом дается портрет выпускника соответствующего уровня образования, в которых о знаниях, которые ребенок должен получить в процессе образования, говорится в общей форме.
Вот каков портрет выпускника после получения основного общего образования:
«6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
• любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы
».

Знаний касается только пункт об умении учиться и применять полученные знания на практике. Чтобы подсластить горечь полного отказа от требований к усвоению учениками знаний, в стандартах предусматриваются требования к предметным результатам, которые, например, на ступени основного образования включают в себя «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами». Эти результаты «должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования». Однако эти требования стоят на третьем месте после требований к личностным и метапредметным результатам. При этом минимум конкретного содержания по учебным предметам, которое должен усвоить ученик, из стандартов исчезло, конкретные «ключевые» теории и понятия не указаны (не указаны они и в ФГОС следующего уровня образования – среднего). В общие слова, которыми описаны требуемые предметные результаты по конкретным предметам, можно втиснуть абсолютно любое содержание. При таком положении дел неудивительно, что владение предметными знаниями вообще не внесено в характеристики выпускника.

Подобные ФГОС полностью соответствуют закону № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: в требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания (ст.2 п.6 и ст.11 п.3). Указана только необходимость требований к результатам освоения образовательной программы (в которые, как мы видели, можно включить предметные результаты без минимума содержания). Минимум содержания предусмотрен только в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным программам (ст.2 п.8)

Вполне понятно, для чего из стандартов удалено конкретное содержание учебных предметов. Время уроков не резиновое, и при провозглашенном системно-деятельностном подходе, когда ученик сам в поте лица учится познавать мир, он сможет добыть намного меньший объем знаний, чем если бы ученику помогал учитель. А кто-то из детей в силу своих психо-физиологических особенностей в некоторых областях не сможет добыть ничего. Чтобы такие ученики тоже считались образованными, и введены новые стандарты. Вместо того, чтобы сочетать системно-деятельностный подход и активное взаимодействие с учителем как транслятором знаний, роль учителя занижается, а усвоение знаний перестает считаться важным в образовании человека.

Вместо развития методик для усвоения знаний и вариативности методического сопровождения ученика для такого усвоения, ребенку предлагают возможность выбрать то, что у него получается лучше – т.е. ограничивают развитие ребенка тем, что он сможет (захочет) сделать самостоятельно. Вариативность (возможность существования разных образовательных программ) предусмотрена законом (ст.11 п.1 пп.3). Образовательная программа, по ФГОС, должна содержать обязательную и вариативную часть. Школы могут формировать свои собственные программы с учетом рекомендованной примерной программы. В программе начальной школы вариативная часть составляет 20% от общего объема программы, основного общего образовании (5–9 классы) – 30%, а в программе среднего общего образования (10–11 классы) – 40%.

В старших классах, где предусмотрен наибольший относительный объем вариативной части, необходимо обязательное включение в учебный план 9 (10) предметов, из них общие – «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Остается 3 учебных предмета, которые может выбрать ученик – Это могут быть любые предметы, главное, чтобы в получившемся плане было не менее одного учебного предмета из каждой предметной области (всего четыре области – «Филология», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультра и ОБЖ»). Обязательными предметами не охвачена только область естественных наук, поэтому ученик должен выбрать хотя бы один предмет из этой области. Существует предмет «естествознание», который включает всего понемножку из физики, биологии, химии. Но в соответствии со стандартами ученик, например, кроме обязательных может выбрать «биологию», «право» и «обществознание», добавить дополнительные предметы вроде «психологии» и «дизайна» и какие-нибудь курсы. А физику, географию, химию вообще при таком учебном плане в старших классах можно не изучать – всё в соответствии со стандартами, из каждой области в плане не менее одного предмета. И это несмотря на то, что изучение физики очень важно для развития конкретного мышления ученика, биологии и химии – для понимания процессов функционирования живых организмов.

К чему может привести реализация новых стандартов, будет показано в следующей статье.

rvs.su

Минобрнауки подготовило новый стандарт начального общего образования

ФОТО: ПГ / ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

Минобрнауки подготовило новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Соответствующий проект приказа ведомства опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов.

В Госдуме оценили идею об усовершенствовании ЕГЭ

«ФГОС НОО отражает детализированные требования к предметным результатам на уровне начального общего образования. Они носят более конкретный, понятный и содержательный характер, что позволит проверять все предметные результаты как в ходе текущего контроля, так и в ходе государственной итоговой аттестации», — говорится в пояснительной записке к документу.

По словам авторов нового стандарта начального общего образования, наполнение документа конкретным содержанием позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, а также гарантии качества образования.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

www.pnp.ru

Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на повышение качества образования, обеспечивая единство образовательного пространства РФ и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. Стандарт представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

  • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования.
  • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
  • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
  • Что является отличительной особенностью Стандарта?

    Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

    Каков должен быть выпускник ДОУ?

    Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

    Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

    Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера. Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

    Каково участие родителей?

    Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации». Статья 44 «Закон Об образовании в РФ»: «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

    С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения стал обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года будет введен для учащихся 2 ступени, а на ступени среднего полного (общего) образования будет обязательным с 1 сентября 2020 года.

    Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

    С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru.

    Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

    Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
  • Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

    Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

    Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:

    • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
    • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
    • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
    • Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

      Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

      Что изучается с использованием ИКТ?

      Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

      Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

      Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

      В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

      В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

      Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

      Что такое информационно-образовательная среда?

      Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

      Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

      Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

      Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

      Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

      Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

      Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

      gymc1540.mskobr.ru

      А «Муму» у вас в программе?

      Опубликован проект закона об обязательной литературе для школьников. То, что наши дети и внуки должны прочитать. Но почему именно это?

      На днях на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов были опубликованы наметки закона «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции». Этот документ включает в содержание стандарта предметной области «Русский язык и литература» обязательный для изучения список литературы. Необходимость такого списка уже несколько лет горячо оспаривается профессиональным сообществом, а рабочая группа Министерства образования, которая работала над уточнением требований стандарта, от идеи единого списка произведений отказалась. И как он в этом проекте появился — пока загадка.

      Люди, не имеющие отношения к преподаванию литературы, часто спрашивают: а такое-то произведение входит в школьную программу? Сейчас «школьная программа» не сводится к обязательному списку текстов для изу­чения. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не содержат перечня произведений, а предъявляют требования к тому, чему должен научиться ученик к окончанию школы (для предмета «литература» это в основном требования к квалифицированному читателю, который понимает, зачем ему читать, умеет выбирать книги для своего чтения, понимает прочитанное). Никто не отрицает, что какое-то общее ядро у школьного курса литературы должно быть; споры велись в основном о том, следует ли фиксировать единый для всех список в законе, или дать возможность хотя бы ограниченного выбора: уж очень разные бывают и дети, и школы, и учителя.

      ФГОСы — это закон. Их выполнение обязательно. В соответствии с ФГОСами были созданы примерные общие образовательные программы (ПООП) для всех трех уровней: начальной, средней и старшей школы. И в них был достигнут компромисс между сторонниками единства и сторонниками вариативности: для каждого из уровней были разработаны списки «А», «В» и «С». Небольшой список «А» — конкретные произведения, которые изучают все школьники (например, «Война и мир»), «В» — имена конкретных авторов, а произведения можно выбирать («лирика Фета»), «С» — можно выбрать по одному тексту нескольких авторов из целой группы (скажем, проза о Великой Отечественной). Все это — уже не закон, а рекомендации для учителя.

      Затем пришлось обновить те учебники, что есть, и разработать новые. Смысл в том, чтобы учителя, привыкшие к старым учебникам, могли продолжить работать по ним, но в соответствии с новыми требованиями, а другие получили возможность попробовать новое. Это нормальный механизм обновления, смены поколений учебников и учителей.

      Но бывает механизм естественный, а бывает идейно верный. Министр образования Ольга Васильева в своей недавней статье в «Коммерсанте» провозгласила, что единые учебники нужны и что от их введения ожидается большая денежная экономия для всей страны. С учетом ее обещания заморозить федеральный перечень учебников (а в этом году должны были утвердить новый перечень) — судьба учебников, разработанных под новые ПООП, становится все более призрачной, и это ударит и по учителям, и по детям, и по издателям. Образование вновь будет ориентироваться не на людей с их живыми и разными интересами, а на идеальное представление о том, что правильно. На Петербургском экономическом форуме министр сказала, что в идеале все должны сдавать ЕГЭ по литературе. Общий вектор понятен: единое образовательное пространство — единый учебник — единый общий экзамен.

      Уточняем: списка не было!

      В конце 2016 года в Министерстве образования создали рабочую группу по уточнению федеральных стандартов. В предметной области «русский язык и литература» такую рабочую группу возглавила Наталья Дмитриевна Солженицына, а вошли в нее самые разные по своим взглядам эксперты. Рабочая группа сделала работу по уточнению стандартов для начальной и основной школы — и прервалась на каникулы. Вопрос о едином списке на заседаниях рабочей группы поднимался, но включать список в стандарт не стали. И в Министерстве образования на совещании всех рабочих групп было сказано: списки по литературе составлять и включать в стандарт не надо.

      Но в середине июля на федеральном сайте проектов нормативных документов вдруг появился для общественного обсуждения проект уточненных ФГОСов, в который — сюрприз! — включен список литературы для средней школы. Как он туда попал — члены рабочей группы, готовившей этот проект, не знают.

      Знание содержания

      В опубликованном проекте уточненного ФГОСа для основной средней школы от выпускника школы требуется «знание содержания изученных произведений писателей XVIII — начала XXI вв., в том числе литературного материала, на котором строится государственная итоговая аттестация по программам основного общего образования по литературе». А дальше приводится список, взятый из Примерной общей образовательной программы для основной средней школы, хотя и с небольшими изменениями. Что же это значит для школьников и образования в целом?

      Профессор МГПУ Сергей Зинин отказался комментировать проект стандарта, поскольку не уполномочен это делать, и предложил обратиться за комментарием в Министерство образования.

      Литературовед, телеведущий, автор учебников по литературе Александр Архангельский замечает: «Пока список произведений находится в ПООП — он служит для учителя базой, чтобы тот сам разрабатывал рабочую программу для своих учеников. Как только он попадает в Федеральный стандарт — он получает совершенно иной статус: это обязательный к исполнению документ. И список из ориентира, из базы превращается в прокрустово ложе».

      Доцент МГПУ Екатерина Асонова убеждена: «Внести список в ФГОС — это убить литературу. Я вижу, как относятся к книгам родители и учителя, как они боятся всего непохожего на то, что они проходили в школе, — это все последствия единого списка. Аргументация у сторонников единого списка простая: наши дети и внуки должны это прочитать. Но почему именно это? Почему в списке должно быть, к примеру, именно «Преступление и наказание», а не «Идиот»? Понятно, что цель этого списка — подготовка материалов к выпускным проверочным работам, которые будут проверять знание текста. И сразу понятно, что это будут за контрольные работы (на это дано прямое указание в тексте предложенного документа) и чему будут учить детей, чтобы к ним подготовиться».

      Ректор МГПУ Игорь Реморенко спрашивает: «Что означает «знание содержания», например, «Войны и мира»? Это способность охарактеризовать основных персонажей? Или надо знать, как звали лошадь Николая Ростова? Или нужно знать, какую трактовку произведения имели в виду составители контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ? Вообще, очень важно понимать, в какой мере уточнение результатов образования по разным предметам в ФГОС подчинено общей логике. Ведь в требованиях по истории мы не увидим перечня исторических событий, которые надо знать наизусть и интерпретировать. Весь мир давно отказался от формулировок, привязанных к конкретным литературным произведениям в обязательной части стандартов. В других странах к выпускникам предъявляются требования, к примеру, уметь охарактеризовать ключевых персонажей, отнести произведение к определенному жанру, сравнить несколько литературных произведений и сделать выводы. А когда появляются конкретные произведения — становится ясно, что просто кто-то лоббирует единую хрестоматию и свой единый учебник, который будет обязательным для всех школ страны. И понятно, почему лоббирует: в этом случае авторский гонорар со всеми сопутствующими заработками может достигать 10—15 миллионов рублей в год, тут есть за что бороться».

      Евгения Абелюк, заслуженный учитель России, говорит: «Вероятно, сейчас учебники, которые писались в соответствии с примерной программой, будут просто похоронены. Вроде бы их можно будет издать как пособия — но школы предпочитают не покупать пособия, потому что им запрещено собирать деньги с родителей. А школам будет предложен единый учебник безо всякой вариативности. Между тем вариативность в образовании очень важна: той же самой классической литературой можно заинтересовать, только учитывая особенности конкретных детей. Те, кто против вариативности и за единый список, — не учитывают сегодняшний день, не думают о завтрашнем, они хотят в позавчерашний».

      «Как всегда, проект вывесили летом, когда у всех отпуска, — говорит Александр Архангельский. — Но очень важно, чтобы учителя увидели этот список. Если учительство неравнодушно, если уверено, что так быть не должно, — учителя обязаны проснуться и высказать свое суждение об этом проекте. Это их общественный долг».

      www.novayagazeta.ru

      Смотрите так же:

      • Региональный материнский капитал пермского края Региональный материнский капитал в Перми и Пермском крае в 2018 году Материнский капитал в Пермском крае в 2018 году предполагает выдачу сертификата, средства по которому предназначаются для целевого использования. Однако в отличие от государственного маткапитала, эта программа […]
      • Заявление на загранпаспорт ребенку до 14 лет нового образца пример Заявление на загранпаспорт ребенку Бланк «Заявление на загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет Скачать бланк анкеты «Заявление на биометрический загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет. Важно. Все поля анкеты заявления […]
      • Получение европейских правилах О системе выдачи виз в страны Шенгена Современные технологии проникают во все сферы жизни и делают более простыми и доступными процедуры, которые ранее казались довольно сложными и утомительными, как, например, получение визы. Несколько лет назад Европейский Союз начал внедрение […]
      • Диктофон для суда Является ли скрытая аудиозапись недопустимым доказательством? В прошлом году был подписан закон, который признал обязательность отнесения фотоматериалов, а также материалов видео- и звукозаписи к доказательствам по делу об административном правонарушении (Федеральный закон от 26 апреля […]
      • Порядок обращения граждан в органы прокуратуры рф Виды обращений, поступающих в органы прокуратуры. Работа с обращениями граждан в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений […]
      • Постановление пленума вс о практике назначения уголовного наказания Новые разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о практике назначения уголовного наказания В конце прошлого года Пленумом Верховного Суда РФ принято два Постановления, посвященных проблемам назначения и исполнения уголовного наказания, — от 22 декабря 2015 г. N 58 «О практике назначения […]
      • Пенсии инвалидам военной травмы в 2014 году Инвалиды военной травмы сохранят право на компенсацию, даже если получают повышенную пенсию за службу в ОВД Инвалиды вследствие военной травмы сохранят право на ежемесячную компенсацию, предусмотренную ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии […]
      • Со скольки лет по закону можно пить алкоголь Со скольки лет можно купить алкоголь в России в 2018 году «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство», — так сказал однажды русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. Эта […]