Взятка пути решения

Главная / Взятка пути решения

Экспертное мнение

Коррупция как явление имеет глубочайшие корни в истории. Как правило, ее появления связывают со становлением государства и появлением профессиональной касты управленцев – чиновников, в чьи должностные обязанности входит принятие решений и кто наделен для этого соответствующими ресурсами. Так сложилось исторически, что чаще всего коррупцию связывают с фактом дачи взятки, а ее причины видятся в особенностях финансирования чиновников.

Например, в Московском царстве XVI—XVII вв. существовал запрет только на «посулы» — взятки судьям, в то время как получение денег и еды от управляемых было естественным средством обеспечения деятельности должностных лиц. Чиновники практически жили за счет «кормлений». Не смотря на дальнейшие кардинальные административные преобразования, аппарат сохранил практику подношений со стороны челобитчиков, которая с началом уплаты в 1715 г. фиксированной заработной платы чиновникам стала рассматриваться как преступление. Уголовный кодекс 1922 г. взятку вообще трактовал как контрреволюционное действо, за которое следовал расстрел.

Вместе с тем, взятничество далеко не исчерпывает всего состава коррупционных действий. При этом стоит учитывать, что коррупция – живой организм, который развивается под влияние внешних и внутренних факторов общественного развития. Поэтому для каждого исторического этапа будет характерно доминирование ее определенной разновидности и определенный механизм противостояния этому явлению.

Представляется, что стоит говорить о нескольких моделях коррупциях. Первая, — назовем ее условно «классическая», т.к. именно о ней говорится в большинстве определений, которые можно встретить в толковых словарях и энциклопедических справочниках. Как правило, под такой моделью коррупции подразумевается, моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами (Толковый словарь Ожегова и Шведовой). Согласно таким определениям коррупция в основном лежит в плоскости незаконных действий государственной службы. Причем издревле коррупцию делили на «мздоимство» и «лихоимство». Чиновник считался «мздоимцем» если получал взятку за исполнение своих обязанностей. «Лихоимцем» считался чиновник, совершающий незаконные действия за взятку. «Лихоимство» считалось более тяжким преступлением и каралось более строго. Другая же форма, сродни «мздоимству», т.е. когда присвоение «благ» идет вполне законным путем, не нарушая законодательство, а используя информационные и административные ресурсы должностным лицом. Более того, следуя классическому определению коррупции, такая ее разновидность вообще – не коррупция. Отметим, что в современное законодательство о государственной службе введены не только ограничения и запреты, но и понятие «конфликт интересов», предусматривающий конкретные предписания для чиновников действий, в случае если личные и общественные служебные интересы могут вступить в противоречие. И, наконец, третьим видом коррупции является бытовая коррупция, наиболее распространенная в нашей стране в 1970-1980-е гг. и связанная с дефицитом товаров. Сегодня бытовая коррупция тоже имеет место быть, но в других объемах. Она связана, главным образом, с различными формами благодарности за услуги (врачам, воспитателям, педагогам и т.д.) и вообще не воспринимается большинством населения как коррупция.

Достаточно распространено представление о том, что коррупция, главным образом, определяется экономическими причинами. Здесь стоит оговорится, что при справедливости такого заключения, стоит разделить экономические предпосылки коррупции в формате якобы невысокой заработанной платы чиновников (что вряд ли можно считать основной причиной), и экономические предпосылки – как предметное поле возможности коррупционных действия (что в свою очередь связано рыночный экономикой и товарно-денежными отношениями). Комментируя последнее, можно обратить внимание, на то, например, что в советское время одним из сдерживающих коррупцию факторов среди номенклатуры как раз и была ситуация, когда значительно большие блага давали принадлежность к касте, обеспеченной льготами со стороны государства, чем индивидуальные незаконные сбережения, которые практически невозможно было потратить и использовать.

Объективно, что причины коррупции носят системный характер и не исчерпываются исключительно экономическими или правовыми аспектами. Коррупция — это явление, прежде всего, социально-психологическое. Ее существование во многом определяется именно менталитетом общества, а, следовательно, противодействие ей не может ограничиваться исключительно организационно-правовыми и экономическими мероприятиями.

Борьба с коррупцией процесс долгий и сложный. Попытки свести его к определенному набору мероприятий, да еще и носящих разовый, фрагментарный характер, как свидетельствует история, не приводит к успеху. Традиционно борьбы с коррупцией в России шла по направлению узаконения, а затем и ужесточения санкций против нарушителей. Причем традиционно эти действа в основном были направлены на борьбу со взятничеством, как одним из проявлений коррупции. Вместе с тем, представляется, что противодействие коррупции более многогранно.

Одним из необходимых условий антикоррупционной политики государства является исключение самого поля для свершения коррупционных действий, создание таких условий, при которых они будут невозможны по различным причинам (правовым, психологическим и т.д.). Это процесс, требующий постоянной динамики как в пространственном, так и субъектном плане, так как исключение одних люфтов, в той или ной степени активирует иные варианты коррупции. Победить коррупцию в одночасье нельзя, но создать условия, которые могут затруднить ее существования, а постепенно (именно постепенно во времени) сделать ее антагоничной обществу представляется, все же, возможном.

Прежде всего речь идет об изменении среды ее обитания, т.е. изменение ситуации, когда волевое решение, услуга и другие действия, которые потенциально могут стать коррупционными, осуществляются либо на альтернативной основе, либо имеют прозрачность внутри ведомственной и административной вертикали. Достигается это как организационными, так и правовыми мероприятиями. Среди последних наибольший резонанс в современной России имели федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2013 г.), «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (2010 г.), «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (2009 г.) и др. В рамках этого же направления стоит рассматривать и повсеместно введённое в нормотворческую практику органов государственной власти требование об антикоррупционной экспертизе правовых актов, которое регулируется Федеральным законом 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Заметную роль, на наш взгляд, в этой связи играют разработанные административные регламенты предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций, которые впервые на нормативном уровне регулируют каждую административную процедуру. Это очень сложная задача, первые шаги реализации которой столкнулись с совершенно банальной ситуацией отсутствия исторического опыта и представления о том из чего складывается административная функция или действия. Как правило, в России регулировались должностные обязанности чиновников, но сама административная функция по действиям и содержанию не раскладывалась. Поэтому проследить на каком этапе возможны злоупотребления, а главное – на каком сегменте лежит ответственность — было весьма проблематично.

Свое место в противодействие коррупции, безусловно, имеют мероприятия карательно-воспитательной направленности, т.е. применение санкций к правонарушителям. Правда это касается в основном тех действий коррупционеров которые могут быть признанные противоправными, т.е. нарушающими нормы права, а таковыми являются далеко не все коррупционные схемы. Здесь стоит подчеркнуть три момента. Во-первых – санкции, привлечение к ответственности виновных (и не только согласно теоретическим представлениям о сущности и задачах наказания, но и, главным образом, психологически) имеют именно воспитательный резонанс в обществе и не столько в отношении даже виновных, сколько их окружения. В этой ситуации именно объективная реальность быть наказанным должна иметь сдерживающее, упреждающее значение. Во-вторых, объективно, несовершенство отечественного законодательства в области привлечения к ответственности за коррупцию. Достаточно сказать, что в современной России привлечение к ответственности за такие деяния осуществляются на разных основаниях. Наиболее стереотипным является привлечение за взятку (ст.290 — 291). При этом Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки за, например, покровительство или попустительство по службе. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки. Несмотря на кажущиеся четкий и всеохватывающий это негативное явление состав преступления, очевидно, что уже в самой формулировке субъектного состава кроются некие возможности толкования нормы права. Так в ст. 290 говорится, что субъектом взятки является лицо, в служебные полномочия которого входит свершение определённых действий (бездействий) либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Следовательно, если взятка дана лицу, в служебный статус и должностное положение которого формально не может способствовать осуществлению действия (бездействия), то это преступление уже не будет квалифицированно как взятка, т.к. не совпадает субъект преступления. И таких лакун в отечественном законодательстве не мало.

Новацией отечественного уголовного законодательства стало привлечение к ответственности за злоупотреблением полномочиями (ст. 285), служебный подлог (ст. 292), превышение должностных полномочий (ст. 286) и т.д. Вместе с тем, существующее в теории представление о противоправности действий, заключающихся в «злоупотреблением правом» не находит своего подтверждения в ни в уголовном, ни в другом праве. Такая законодательная лакуна ведет к возможности незаконного обогащения. При этом, ратифицировав в 2006 г. Конвенцию ООН против коррупции 2003 г., Россия не ратифицировала ст. 20 «незаконное обогащение», которая предусматривает возможность государства «принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». В свою очередь, наличие в законодательной базе нашего государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России даже появилось понятие «взяткоёмкость отдельного закона») способствует формированию нелегального источника доходов чиновника и сохранят коррупционную ситуация в России. При этом именно данный вид коррупции становится наиболее рас пространным в современной России.

И, наконец, третий момент, правоприменительная практика должна охватывать в равной степени всех. Наличие касты «неприкасаемых» по личным, правовым и иным основаниям таит колоссальную опасность нигилистического отношения общества к возможностям правосудия, способствует нарастанию чувства социальной несправедливости, что практически сводит антикоррупционную политику на нет. Именно это обстоятельство, наиболее трудно преодолеваемое в современной России, стало объективным следствием сложившихся межличностных связей и особенностей социальной структуры современного общества. Исторический опыт свидетельствует, что одним из способов решения этой проблемы является создание механизма внешнего контроля за деятельностью чиновников и служащих всех рангов, обладающего правом привлечения к ответственности или возбуждения такой ответственности перед судебными органами. В советском государстве сталинской эпохи, столкнувшись с колоссальными размерами якобы не свойственного для советского государства явления, такую функцию на себя взяли партийные комитеты всех уровней, используя при этом весьма различные механизмы, в том числе и ротацию, чистки и т.д. Чуть позже, в хрущёвское время – специально созданный Комитет партийно-государственного контроля. Так или иначе, но речь идет о неких формах общественного контроля, в современном понимании — структурах институтов гражданского общества, — которые могут стать сдерживающим фактором развития коррупции и субъектом инициирующим привлечение к ответственности. На отсутствие реального контроля со стороны гражданского общества (как одну из причин коррупции) прямо указывалось в одном из докладов Общественной палаты, который опубликован 3 ноября 2011 г. Справедливости ради, стоит отметить, что законодательная база в этом направлении в современной России уже начала складываться – Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (2006 г.) и др. Да и сами административные регламенты, о которых шла речь выше, — это первые публичные нормативные документы, адресованные, прежде всего, гражданам и организациям, вступающим в контакт с органами государственной и муниципальной власти, и дающие возможность контролировать действия чиновников.

Сложно поддается корректировке ментальный уровень коррупции. Однако, без решения этой задачи говорить об успехе антикоррупционной политики невозможно. Очевидно, что это направление наиболее пролонгировано во времени и связано с изменением психологических и ценностных ориентиров в обществе. Нельзя не признать, что сегодня многие действия определяются ценностями и подходами, свойственными именно традиционному обществу. Создание правовой культуры, развитие правового государства – эти цели, ворвавшись в нашу жизнь еще в 1990-е годы, так или иначе приобретают реальные очертания в современной России. Можно долго спорить относится ли современная Россия к правовому государству, но, представляется, что одно объективно — правовая культура общества, особенно молодого поколения, которая выражается, прежде всего, в апеллировании к правовым нормам, в том числе и благодаря информационному пространству, действительно меняется на глазах. Здесь, как не жестко это убеждение, именно смена поколений может изменить общественное восприятие коррупции. Государственная же политика в этом направлении выражается в создании и информационном сопровождении правового поля деятельности всех уровней власти, организаций и учреждений, а также публичном признании коррупции аморальным поведением. Первой реакцией на это стало принятие этических кодексов, в частности, 20 сентября 2012 г. на ХI Инвестиционном форуме в Сочи была подписана Антикоррупционная Хартия Российского бизнеса.

Антикоррупционная политика представляется как система целого комплекса разноплановых мероприятий, как правило, пролонгированного характера. Более того, логически объединяемые одной целью, эти мероприятия каждое само по себе имеет и другие ориентиры и задачи. В рамках проведения административной реформы в России, как известно, была принята целая серия законов, о некоторых из которых говорилось выше. И только обращаясь к Конвенции ООН против коррупции 2003 г. становится очевидно, что их появление, кроме всего, еще объясняется и ратификацией этого документа Россией, который в качестве способов борьбы с коррупцией прямо называет принятие кодексов поведения публичных лиц, публичные закупки и управление публичными финансами, публичную отчетность о деятельности государственного сектора, меры по предупреждению отмывания денежных средств и др. Все это свидетельствует, что Россия, являясь объективно частью мирового коррупционного пространства, на современной этапе апробирует новые форматы противостояния коррупции. Однако при этом необходимо понимать, что коррупция, имеющая многовековую историю и являясь отражением экономических, социально-политических проблем и психологических особенностей развития конкретного общества требует не просто разработку системного и комплексного механизма противостояния, но и выработку новых мероприятий, адекватных вызовам времени с учетом особенностей российского государства.

newknowledge.ru

Коррупция в образовании: причины и пути преодоления

Цели занятия:

  • Дать понятие коррупции, причины ее проявления и необходимости борьбы с ней.
  • Воспитание нравственности, гражданской ответственности, честности, повышение социальной активности и гражданского самосознания школьников.
  • Воспитание неприятия коррупции молодым поколением как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства.
  • Развитие умений рассуждать и критически мыслить.
  • Подготовительная работа: Подборка литературы по теме, проведение анкетирования учащихся, учителей, родителей, конкурс рисунков о коррупции, самостоятельная работа учащихся с Федеральным Законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», «Национальным планом противодействия коррупции».

    Участники: учащиеся 9-11 классов, родители, учителя.

    Оформление: цитаты, рисунки по теме, статистические данные, данные анкетирования.

    Ход занятия

    Учитель: По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых подписала Конвенцию.

    В день Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция — это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

    Что же такое коррупция?

    Ученик: В «Федеральном Законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» «Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». [1]

    Учитель: Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

    Ученик: Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

    Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» Коран 2:188) и т. д.

    Однако начиная с конца XVIII на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданые содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

    Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей преобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

    Учитель: А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

  • Низкий уровень заработной платы.
  • Двусмысленные законы. Консервативность закона.
  • Незнание или непонимание законов населением.
  • Нестабильная политическая ситуация в стране.
  • Профессиональная некомпетентность бюрократии.
  • Отсутствие единства в системе исполнительной власти.
  • Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
  • Невозможность всеохватывающего контроля.
  • Зависимость граждан от чиновников.
  • Учитель: Можно долго спорить какая из сфер жизни государства является главной. Бесконечно рассуждать о степени важности экономики и политики. Дискутировать о том, что безопасность, промышленность, здравоохранение являются основами общественной жизни. Однако не стоит забывать о том, что политиками, экономистами, военными, инженерами люди не рождаются. Профессиональные навыки приобретаются лишь в процессе обучения. Формирование личности происходит в стенах учебных заведений. Именно образование является фундаментом для построения успешного государства. В настоящее время перед российским образованием стоит обширный круг проблем, требующих незамедлительного решения. Одна из них – проникновение коррупции в сферу образования. По определению Международного института планирования образования ЮНЕСКО, «Коррупция в образовании — это использование служебного положения для получения личной выгоды, что существенно влияет на возможности доступа к образованию, его качество и справедливость».

    Какие, по-вашему мнению, основные причины коррупции в образовании? (Ответы участников фиксируются на доске с комментариями учителя).

    • Низкая оплата труда в образовании. Она составляет 68% к уровню зарплаты в обрабатывающих производствах.
    • Сложились и увеличивались «ножницы» между уровнем подготовки учащихся в школах и требованиями при поступлении в вузы. В течение 15 лет 70% абитуриентов, готовящихся поступать в престижные и элитные вузы, и 52% абитуриентов школ занимались сверх школьной программы с целью сдачи вступительных экзаменов. Причем наиболее распространенным способом подготовки является посещение платных курсов при вузах (более 40% абитуриентов), и более 20% занимаются с платными репетиторами из вузов. С учетом, что в России законодательно гарантируется бесплатность образования, обществом такая ситуация воспринимается как скрытая, практически «узаконенная» коррупция.
    • Недофинансирование системы образования в течение длительного времени привело к расслоению образовательных учреждений на элитные и обычные, так называемые «массовые». Дефицит качественных образовательных услуг создает благоприятную почву для коррупции.
    • Недофинансирование также стало причиной того, что в образовательных учреждениях получили широкое распространение случаи сбора денег с учащихся на нужды образовательного учреждения. При этом формально такие поборы считаются инициативой самих учеников и их родителей.

    Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образование для всех». Она лишает детей малообеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия.

    В вузах происходит социализация взяточников: здесь выращивают людей, привычных к взятке как к норме. На рынок труда выбрасывается все больше молодых энергичных ребят, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование — первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику. Пройдя «высшую школу коррупции», студент привносит опыт преступных взаимоотношений в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения.

    Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению родителей, обеспечит безбедное светлое будущее их детям. Мысль о том, что «без высшего образования в этой жизни – никуда» закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Не ради знаний и хорошего образования: не иметь диплома (а еще лучше — двух) сегодня просто неприлично. И не важно, каким путем этот диплом получен. Великими комбинаторами придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс платят неимоверно щедро.

    Однако мало кто из родителей задумывается о том, что масса юристов, экономистов, психологов работает по окончанию вуза не по специальности, а в лучшем случае за прилавком супермаркета. Высшее образование это еще не гарант стабильности в жизни, но менталитет российских граждан не изменить. Мало того «покупное образование», и вовсе, не гарантирует работы. Студент, поступивший в вуз и проучившийся там за взятки, не в состоянии показать, придя на рабочее место, хоть сколько-нибудь достойных знаний. Работодатель, взявший такого работника на работу, постарается избавиться от него сразу же по окончанию испытательного срока.

    Сегодня система коррупции в образовании берется под усиленный государственный контроль. По данным МВД за 2008 года в России основные проявления коррупции следующие:

    Учитель: В школе был проведен социальный опрос среди учителей, учащихся и родителей: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3. По мнению учителей и родителей города наиболее сильно подвержены коррупции.

    Среди мер по предупреждению коррупции в сфере образования, наиболее часто звучали следующие:

    1. Ужесточение наказания за взяточничество.
    2. Повышение зарплаты работникам образования.
    3. Улучшение финансирование школ.
    4. Переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность.
    5. При внедрении системы отраслевой оплаты труда необходимы четкие критерии для дифференцированной оплаты. Должна быть оплата за результат. В основе должен лежать результат отдельного ученика по отношению к самому себе, его индивидуальная динамика. Для адекватной оценки результатов должны быть выработаны новые стандарты с четкими измерителями.
    6. Повсеместное функционирование горячей линии для оповещения о фактах дачи взяток.
    7. ЕГЭ как средство борьбы с коррупцией в сфере частного репетиторства.
    8. Разработать четкую систему норм и правил, определяющих ответственность каждого участника процесса распределения и использования средств.
    9. Повысить квалификацию сотрудников администрации и представителей заинтересованных общественных организаций, включая ассоциации родителей, учителей.
    10. Расшить доступ к информации для усиления общественного контроля.
    11. На сегодня вопрос о том, можно ли победить коррупцию, а главное как это сделать, остается открытым. По мнению министра образования и науки России Андрея Фурсенко «Единственный способ борьбы с коррупцией это опять же требования к качественной подготовке. Если молодые люди будут понимать, что с качеством их образования связано их будущее (а сегодня они очень слабо связывают эти две вещи, они связывают свое будущее, может быть, с дипломом, с бумажкой, но не с качеством подготовки), если они поймут, что качество подготовки действительно может обеспечить их успех в будущей жизни, то они все-таки будут требовать знаний. А если преподаватель будет поставлен в такие условия, что от того, насколько качественно он подготовит студентов, он останется преподавать в вузе или не останется, если вуз будет поставлен в условия, когда в зависимости от того, насколько успешно устраиваются после окончания вуза его выпускники, он будет сохранен как вуз, он получит более высокий рейтинг, он будет более востребован. Вот если руководство вуза будет это знать, то оно будет бороться с коррупцией гораздо эффективнее любых правоохранительных органов».

      В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 года. Президентом России был утвержден «Национальный план противодействия коррупции» [2].

      Ученик:

      Молодость! Возьми с собой в дорогу
      Самую заветную мечту.
      За людей душевную тревогу,
      Сердца жар и мыслей красоту,
      Мудрость чувства,
      Стойкость в бурях жизни,
      Мужество во всем и до конца.
      Верность другу,
      Преданность Отчизне,
      Имя гражданина и борца.

      Учитель:

      Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит – в каком государстве мы будем жить: честном или коррумпированном.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Смотрите так же:

      • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
      • Д м липатов подал исковое заявление Запись на стене Ребята,а кто разбирается в семейном праве,помогите,пожалуйста с задачами)Ооооочень нужно!!Задача 3И. С. Максимова обратилась в суд с иском к Ю. Н. Мак¬симову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия — ему 16 лет, а […]
      • Иркутская палата адвокатов Иркутская палата адвокатов Смирнов Олег Валерьевич Адвокатское образование: адвокатский кабинет, Начало адвокатской деятельности: 1996 год, Награжден Медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 2 степени.e-mail: [email protected] Бусаргина Ольга Станиславовна Заместитель […]
      • Договор займа возврат ежемесячно ДОГОВОР ЗАЙМА ДЕНЕГ С ПРОЦЕНТАМИ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИпроект, образец, форма, бланк, шаблон, примерпростая письменная форма сделки (без нотариуса) 2018 год ДОГОВОР займа денег с процентами Россия, город Ростов-на-Дону, двадцатое января две тысячи восемнадцатого года Мы, […]
      • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]
      • Закон рсфср о земельной реформе Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Информация об изменениях: Законом РСФСР от 27 декабря 1990 г. в настоящий Закон внесены изменения Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" С изменениями и дополнениями […]
      • Приказ мз рф от 04032003 73 Об утверждении инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационых мероприятий Минздрав РФ: Приказ № 73 от 04.03.2003 Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 апреля 2003 г. N 4379 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 […]
      • Личное дело правила ведения Как формируется и ведется личное дело работника Согласно законодательству, личные дела (ЛД) обязательно должны вестись на служащих государственных учреждений, остальные предприниматели и юридические лица могут вести подобную документацию по желанию. Но иметь личное дело сотрудника на […]