Все законы об охране природы

Главная / Все законы об охране природы

ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Еще задолго до Великого Октября В. И. Ленин, находясь в эмиграции, думал о будущем России, какой она должна стать, когда к власти придет народ. Владимир Ильич внимательно изучал и анализировал развитие хозяйства различных стран. Оказалось — существует прямая зависимость между правильным использованием природных ресурсов и благосостоянием страны.

Природа— главный источник материальных и духовных сил человека. Рациональное использование ее богатств невозможно без знания законов природы. Пренебрежение к ним приводит к разрушению и гибели природы, а следовательно, и к обнищанию страны.

Первыми декретами социалистического государства, принятыми в ноябре 1917 г., были декреты о мире и земле. Земля со всеми природными ресурсами была объявлена всенародным достоянием. Чтобы наладить хозяйство молодой Республики Советов, необходим был мир и самоотверженный труд всего народа.

В трудное время хозяйственной разрухи, голода, холода, гражданской войны, интервенции, когда величайшей ценностью считался каждый грамм хлеба, мяса, килограмм угля, полено дров, В. И. Ленин предвидел, что разумное использование и сохранение природных богатств послужат одним из главных условий упрочения Советской власти, успешного строительства социализма и коммунизма. Владимира Ильича интересовали самые различные стороны охраны и использования природных ресурсов.

Советская власть позвала на помощь передовых русских ученых, которые впервые получили возможность воплотить свои идеи, использовать знания о природе в интересах всего народа. В первые месяцы после революции Академии наук было поручено разработать план по изучению природы Кольского полуострова. Этот край, расположенный вблизи жизненных центров страны, мог дать молодому государству полезные ископаемые (в том числе апатиты), лес, рыбу, оленину. Положение «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию», «План электрификации России», «О работах Академии наук по изучению естественных богатств страны» — все эти документы послужили на долгие годы основой развития народного хозяйства страны, освоения, изучения и охраны ее природных ресурсов.

Нельзя вести грамотно хозяйство страны, не зная, какими ресурсами она располагает, каковы их запасы, качество. При рациональном использовании природы обращают внимание прежде всего на ее охрану. Поэтому по инициативе В. И. Ленина в 1918 г. при Народном комиссариате просвещения создается Комитет по охране природы, который был обязан следить за охраной и правильным использованием естественных богатств республики.

Несмотря на топливный кризис, охвативший всю страну, остановивший фабрики, заводы, транспорт, в конце мая 1918 г. были приняты Декрет о лесах и «Основной закон о лесах». Декрет о лесах предусматривал обязательное участие детей в посадке лесов.

Земля — основное богатство любого государства. Поэтому с первых своих шагов молодая республика уделяла огромное внимание охране и сохранению плодородия почвы. В правительственных постановлениях первых лет Советской власти подчеркивается необходимость охранять почвы от истощения, увеличивать их плодородие, закладывать лесные полосы, бороться с эрозией.

В. И. Ленин подчеркивал, что земля постоянно улучшается, если правильно обращаться с ней, пополнять ее силы, внося удобрения. Он писал, что «. нерационально выбрасывать естественные удобрения понапрасну, отравляя притом нечистотами реки и воздух в пригородных и фабричных местностях», и призывал расширять поля орошения вокруг больших городов, утилизирующие городские отходы с громадной пользой для земледелия.

Документы раскрывают еще одну характерную черту отношения Владимира Ильича к этой проблеме. Он считал, что в деле охраны природы нет малых, незначительных вопросов, мимо которых можно пройти или их решение отложить на будущее. Растения— залог чистого воздуха в городах. В. Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что Владимир Ильич не раз говорил: «Наша Москва, наш Питер должны украситься, зазеленеть, иметь как можно больше площадей и парков, где бы могли гулять и отдыхать огромные массы народа».

Под руководством и контролем В. И. Ленина создавались советские органы здравоохранения. Во многих декретах и постановлениях, связанных с охраной здоровья человека, целые разделы посвящены охране атмосферного воздуха и чистоте вод. Нужно было принимать срочные меры по борьбе с эпидемиями, источник которых таился и передавался через грязную воду.

Среди природных ресурсов нет более или менее значимых. Звери, птицы, растения— тоже достояние государства. Хищническое, бездумное отношение к животным привело к тому, что накануне Октябрьской революции многие ценнейшие представители нашей фауны были на грани исчезновения — сайгак, зубр, бобр, соболь, выхухоль, лось, цапли. Чтобы не допустить исчезновения ценнейших животных, прекратить беспорядочную охоту, 27 мая 1919 г. Совет Народных Комиссаров принимает декрет «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие». Строго каралась любая охота на лося, и это помогло сохранить его. Запрещался сбор птичьих яиц и разорение гнезд.

В. И. Ленин непримиримо относился к любому виду браконьерства, считая его тягчайшим государственным преступлением, и настаивал на строгом наказывании браконьеров, независимо от того, какую должность они занимают.

В тяжелое для страны время В. И. Ленин думал о сохранении самых ценных участков и памятников природы. По просьбе общественности города Астрахани 11 апреля 1919 г. создается первый советский заповедник— Астраханский.

Для привлечения всего населения страны к делам по охране и приумножению богатств родной природы в 1924 г. организуется Всероссийское общество охраны природы.

При жизни В. И. Ленина было принято более 200 законодательных актов по природоис- пользованию, около 100 из них он подписал лично.

Сейчас мы можем убедиться, насколько правильными оказались предвидения В. И. Ленина о необходимости бережного отношения к природным богатствам. Наши партия и правительство постоянно и неуклонно продолжают развивать ленинские принципы в отношении сохранения и использования природы. От отдельных постановлений, законов по частным вопросам наше государство перешло к созданию всесторонней системы законодательства по охране, приумножению и использованию природных богатств. За последние годы приняты законы о земле, лесах, недрах, воде, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. Разрабатывается законодательство по охране других природных ресурсов и целых природных комплексов (см. Охрана природы).

Охрана природы, бережное отношение к ней—долг каждого гражданина СССР. Об этом говорится в Основном Законе нашей страны—Конституции СССР.

Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам). Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор С.А. Боголюбов.

В 1915-1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы*.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия. общества и природы, возникающие при
Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». . среда может быть определена как окружающая природная среда.

www.bibliotekar.ru

Алексей Юрьевич

Источниками экологического права являются Конституция Российской Федерации (РФ), законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды, Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные решения органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации (1993) провозглашает права граждан на землю и природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру, а также определяет организационные и контрольные функции высших территориальных и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

Ниже перечислены основные законы и иные нормативные акты РФ в области природопользования и охраны окружающей среды в основном включают:

  • Федеральный закон (ФЗ) «Об охране окружающей среды» (2002), который лежит в основе природоохранного законодательства РФ и охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды. Нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения;
  • ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999) устанавливает правовые основы охраны атмосферы и нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;
  • ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1995) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья;
  • ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
  • ФЗ «О недрах» (1992) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр;
  • ФЗ «О животном мире» (1995) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды;
  • Земельный кодекс РФ (2001) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли;
  • Водный кодекс РФ (1995, в редакции 2006 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов и направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения;
  • Основы лесного законодательства (1977) регулируют отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
  • Лесной кодекс РФ (1997) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ о федеральных природных ресурсах (1993) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996).

Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

isgod.ru

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

Закон об охране природы

Законом об охране природы, принятым Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г., установлено, что «санитарной охране подлежит атмосферный воздух, поверхностные и грунтовые воды, почвы и грунты».[ . ]

В законах об охране природы, изданных Верховными Советами союзных республик (1957—1963), отмечается необходимость комплекса мероприятий по охране и улучшению окружающей среды объектами которой наряду с землей, водой и атмосферным воздухом являются растительность, ландшафт, курортные местности, пригородные зеленые зоны и т. д.[ . ]

В законе об охране природы раскрываются и способы решения экологических задач. Они заключаются в проведении мероприятий по предупреждению, предотвращению и устранению загрязнения окружающей природной среды, иных вредных воздействий хозяйственной деятельности, в организации разумного, научно обоснованного, рационального и планового использования ресурсов природы, восстановлении и воспроизводстве природных богатств, формировании благоприятной для человека окружающей среды, воспитании экологического сознания в обществе, рационального отношения к природной среде как среде жизни человека и материальной основы развития общества.[ . ]

В СССР охране окружающей среды уделяют большое внимание. Охрана природы и улучшение использования естественных ресурсов находятся в центре внимания и неустанной заботы КПСС и Советского правительства. Специально изданные законы об охране природы строго регламентируют и надежно охраняют природные ресурсы нашей страны. Охрана природы вошла составной частью в Конституцию СССР. В Верховных Советах Союза ССР, союзных и автономных республик, а также в краевых, областных, городских, районных и поселковых Советах народных депутатов образованы постоянные комиссии по охране природы, которые контролируют выполнение законов об охране природы и помогают министерствам и ведомствам, местным Советам народных депутатов проводить их в жизнь.[ . ]

ОХРАНА ПРИРОДЫ — совокупность международных, государственных, региональных и локальных (местных) административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природы Земли и ближайшего к ней космического пространства в интересах существующих и будущих поколений людей. В РФ предусмотрена Конституцией (основным законом) и рядом специальных законов об охране природы; 2) для целей планирования — система мер, направленных на наиболее полное изъятие природных ресурсов и использование природных условий при минимальном их удельном потреблении (включая любые возмущения — загрязнение среды и т. п.) на единицу готовой продукции; 3) комплексная межотраслевая дисциплина, разрабатывающая общие принципы и методы сохранения и воспроизводства природных ресурсов. Включает разделы: охрана земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира, экосистем в целом и др. Разница между понятиями «О. п.» и «охрана окружающей среды» заключается в том, что в центре внимания О. п. лежат вопросы сохранения биосферы того эволюционного типа, в котором возник, обитает и может жить человек (см. ноосфера) , а цель охраны окружающей среды — прежде всего создание локальных и региональных условий существования человека, в т. ч. не имеющих прямого отношения к природе как таковой, например, среды города, квартиры, предприятия, где работают люди, т. е. удовлетворение экологических потребностей человека.[ . ]

Базовым законом России в области охраны и использования объектов и ресурсов природной среды является Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (принят 10 января 2002 г.). История, предшествующая его появлению в современной редакции, включает Закон об охране природы СССР (1960 г.) и Закон «Об охране окружающей природной среды РСФСР», действовавший с 1991 по 2002 гг.[ . ]

Статья 12 закона «Об охране природы в РСФСР» обязывает учреждения, предприятия и организации проводить мероприятия, предотвращающие загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, почв, а также захламление местности. С этой целью все хозяйственно-бытовые и промышленные отходы подлежат систематическому удалению и обезвреживанию. При проектировании предприятий, агрегатов и сооружений должны разрабатываться и внедряться технологические процессы производства и эксплуатации, не дающие вредных отходов, поступающих в атмосферу, водоемы и грунтовые воды, в почву. При невозможности ввести технологические процессы и формы эксплуатации, исключающие выброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду, необходимо создавать эффективные очистные сооружения. Содержание вредных веществ в выбросах не должно превышать предельно допустимых концентраций.[ . ]

Подобные законы об охране природы приняты почти во всех союзных республиках Советского Союза.[ . ]

В статье 4 «Закона об охране природы», изданного Верховным Советом РСФСР 27/Х 1960 г., записано следующее: «Все организации, деятельность которых влияет на водный-режим, обязаны. сооружать на всех предприятиях, сбрасывающих в водоемы загрязненные воды, очистные устройства с искусственной или естественной очисткой 2.[ . ]

За нарушение закона об охране природы и других нормативных актов предусмотрены юридическая, гражданско-правовая и экономическая ответственность.[ . ]

Если не считать Закона «Об охране природы в РСФСР», правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как интегрированного объекта осуществлялось главным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.[ . ]

В соответствии с законом об охране природы уровень выбросов должен определяться установленной для предприятия величиной ПДВ.[ . ]

В 1960 г. был принят Закон «Об охране природы РСФСР», выражающий комплексный подход к охране природы, действовавший более 30 лет.[ . ]

Директива (85/337/ЕЭС) об обязательном проведении ОВОС во всех странах-членах Сообщества предусматривала включение соответствующих разделов в Законы об охране природы отдельных стран к июлю 1988 г. Самостоятельные законодательные и/или административные акты с применением процедур ОВОС в системе принятия хозяйственных и иных решений были изданы в Греции (1985), Италии (1988), Дании (1989), Ирландии (1989), ФРГ (1990) и других. Наибольший резонанс Директива получила в ФРГ и Великобритании [46, 47].[ . ]

Основой этому служит закон об охране природы и ряд правительственных постановлений по охране от загрязнения почвы, воды и воздуха, в частности постановление Совета Министров СССР от 22 апреля 1960 г. «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР». Это постановление вменяет в обязанность осуществление всех необходимых мероприятий по очистке сточных вод до пуска промышленных предприятий в эксплуатацию.[ . ]

Привлекая общественность к охране природных богатств, сотрудники милиции должны обращать внимание на активизацию ее деятельности в борьбе с правонарушителями, направлять ее работу, организовывать и проводить занятия, семинары и инструктажи с представителями общественности, разъяснять их права и обязанности, изучать с ними законы об охране природы, задачи по обеспечению охраны и воспроизводству природных богатств, обучать правилам обнаружения и задержания правонарушителей, оформления на них протоколов и других документов, изъятия орудий незаконной охоты и запрещенных орудий лова, собирания вещественных доказательств с целью привлечения правонарушителей к ответственности.[ . ]

Боголюбов С. А., Колбасов О. С. Закон об охране природы. Мнения и предложения ученых. М.: Юридическая литература, 1991.[ . ]

В нашей стране почва, так же как природа и ее ресурсы в целом, охраняется государством. Законы об охране природы и почв имеются во всех союзных республиках. В принятом в 1960 г. Законе «Об охране природы в РСФСР» говорится: «охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа». В этом законе в качестве первого объекта природы, подлежащего охране, указывается земля. Далее отмечается, что охране подлежат все земли, особенно пахотные, закрепленные за землепользователями, как основные средства производства в сельском хозяйстве.[ . ]

Для обеспечения дальнейшего развития законов об охране природы были разработаны и приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира, основы земельного, водного и лесного законодательства. Намечены конкретные меры по усилению охраны природы, рациональному использованию природных ресурсов, охраны отдельных природных объектов, например, по предотвращению загрязнения бассейнов Балтийского, Черного и Азовского морей, рек Волги и Урала (О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами (1972)2; О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей (1976)3; О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря4).[ . ]

Во всех союзных республиках действуют законы об охране природы. Законы предусматривают ответственность за загрязнение водных источников неочищенными сточными водами. Закон «Об охране природы в РСФСР», принятый в 1960 г., запрещает ввод в эксплуатацию предприятий, цехов и агрегатов, сбрасывающих сточные воды без очистки.[ . ]

Вся организация государственной охраны природы в нашей стране в настоящее время строится на основе общесоюзных законов об охране природы и соответствующих законов союзных республик. Первый закон об охране природы в РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. Аналогичные законы были приняты в других союзных республиках. Согласно этим законам объектами охраны природы являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух. Законы об охране природы предусматривают строгую ответственность как руководителей предприятий и ведомств, так и отдельных граждан за неправомерное использование или порчу природных ресурсов.[ . ]

В нашей стране уделяется большое внимание охране природных богатств, в том числе и водных ресурсов. Ленинский принцип отношения человека к природе лежит в основе постановлений и законов об охране природы, принятых Верховными Советами всех союзных республик.[ . ]

Всем хорошо известно, что в 1960 г. был принят Закон об охране природы РСФСР. По его образцу были приняты соответствующие законы и в других республиках СССР, а также в отдельных краях и областях.[ . ]

Формирование современного законодательства об охране окружающей среды экономически развитые государства начинали преимущественно с принятия комплексных законов. Это — Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды (Япония, 1967 г.; в 1993 г. был принят Основной закон об окружающей среде); Закон об охране окружающей среды (Швеция, 1969 г.); Закон о национальной политике в области окружающей среды (США, 1970г.); Закон об охране природы (Франция, 1976г.); Закон об охране природы и ландшафтном планировании (ФРГ, 1976 г.) и др.[ . ]

Верховным Советом РСФСР в октябре 1960 г. принят закон «Об охране природы в РСФСР». В этом законе значительное место отведено охране водных ресурсов. Законом установлена обязательность охраны водных ресурсов и регламентированы основные положения и направления в проведении мероприятий по охране вод, а также ответственность за выполнение этих мероприятий.[ . ]

В отечественной литературе отмечается, что нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному , советскому и современному — российскому. В первый период охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. В XIX в. возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В начале XX в. обсуждается вопрос о создании специального органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или Министерстве просвещения, разрабатывается проект Закона об охране природы. Для данного периода характерны фрагментарность правового регулирования, отождествление предмета охраны с объектом собственности (частной или государственной), отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций и проч.[ . ]

Принятый Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. «Закон об охране природы в РСФСР» способствует усилению охраны и регулированию использования всех природных богатств. По этому закону поверхностные и подземные воды должны охраняться от загрязнения сточными водами. Спуск неочищенных сточных вод в водоемы запрещен.[ . ]

Во Франции требование экологической экспертизы вводится Законом об охране природы 1976 г. По замыслу французских законодателей этот закон должен способствовать разработке государственных и частных проектов на экологически безопасной основе, осуществлению административными органами экологического контроля в сфере хозяйственной деятельности, информированию общественности о возможных экологических опасностях и ее участию в делах, связанных с реализацией программ развития территорий [119].[ . ]

В конце 50-х—начале 60-х годов издаются союзный и республиканские законы об охране природы, но при широкой декларативности они остаются без действенных механизмов реализации и мало что меняют на практике. В связи с созданием совнархозов происходит некоторая, скорее административная, чем функциональная реорганизация комитетов по охране природы. В это время становится все более ощутимым практически ничем не ограниченное техногенное давление на природные системы и среду обитания человека в различных регионах страны, связанное в основном с интенсивной милитаризацией промышленности.[ . ]

О большом внимании, уделяемом Правительством СССР вопросам охраны природы, свидетельствует также принятие в октябре 1960 г. на 3-й сессии Верховного Совета РСФСР нового Закона об охране природы, предусматривающего проведение практических мер в интересах рационального использования, воспроизводства и обогащения природных ресурсов.[ . ]

В соответствии с указаниями партии и правительства, изложенными в «Законе об охране ¡природы» (1961 г.) и «Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик» (1970 г.), а также в постановлениях «О мерах по упорядочению использования и усиления охраны водных ресурсов СССР» (1960 г.), «О мерах по дальнейшему улучшению охраны ‘природы и рациональному использованию природных ресурсов» (1972 г.), «О мерах по предотвращению загрязнений бассейна рек Волги и Урала неочищенными сточными водами» (1972 г.), «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (1973 г.), «О мерах по предотвращению загрязнений бассейнов Черного и Азовского морей» (1976г.) в нашей стране осуществляется грандиозная программа ’социально-экономических и технических мероприятий по борьбе с загрязнением воды.[ . ]

Из числа принятых нормативно-правовых актов особо следует отметить Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. В отличие от действовавшего Закона «Об охране природы в РСФСР» от 27 октября 1960 г., новый комплексный основополагающий закон ориентирован на рыночные отношения. В нем заложены принципы обеспечения долгосрочных экологических и экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов, их заинтересованности в охране окружающей природной среды; предусмотрены механизм контроля за соблюдением природоохранного законодательства, административные и экономические меры воздействия на нарушителей. Здесь детально определена компетенция законодательной и исполнительной власти, специально на то уполномоченных органов, а также компетенция республик в составе Российской Федерации, автономий, краев, областей, органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.[ . ]

Во всех союзных республиках разработаны и действуют республиканские законы об охране природы. Рассмотрим некоторые основополагающие статьи Закона «Об охране природы в РСФСР», который был принят в 1960 г. Согласно этому закону государственной охране подлежат все природные богатства. Планирующие, проектирующие и хозяйственные органы при разработке перспектив развития народного хозяйства и новых образцов техники обязаны учитывать взаимосвязь природной среды и эксплуатируемой техники, чтобы новые технические средства не оказывали вредного воздействия на окружающую природную среду. Закон требует регулярно и в плановом порядке выделять ассигнования и другие материальные средства для охраны и улучшения качества природной среды. Закон предусматривает участие общественности в охране природы, организацию преподавания, пропаганды и научно-исследовательских работ по сохранению и улучшению окружающей природной среды.[ . ]

В целях воспитания чувства бережного отношения к природным богатствам и навыков по охране природы Статья 18 обязывает введение обязательных курсов по охране природы в высших и средних учебных заведениях. За неправомерное уничтожение или порчу природных богатств согласно Статьям 20 и 21 Закона руководители учреждений, предприятий и организаций, а также другие лица, виновные в причинении названного вреда, привлекаются к ответственности со взысканием убытков. Аналогичные законы об охране природы приняты и действуют во всех союзных республиках.[ . ]

Помимо отдельных природных объектов природоохранное законодательство предусматривает понятие «природные ресурсы». Закон об охране природы Российской Федерации подчеркивает, что совокупность природных ресурсов составляет природное богатство (Ст. 14 Закона).[ . ]

Уже программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственно важном деле. В 20-30-х годах началось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, особенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из которых сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В послевоенные годы принимается ряд постановлений по охране природы с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отношения к ней и ее охране. В 50-60-е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР принимаются законы об охране природы; в учебном процессе усиливается природоохранительная тематика; в начальной школе выделяется самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80-е годы особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР была создана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная комплексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в экологическом образовании явилась разработка программ факультативных курсов по охране природы.[ . ]

Приро доо хранительное законодательство состоит из двух взаимосвязанных частей — союзного и союзно-республиканского законодательств. Система республиканского законодательства об охране природы строится на основе системы союзного законодательства, но с учетом особенностей союзных республик. Его базой служат Конституция СССР, Конституция союзной республики, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, Законы СССР в области охраны природы. Особенностью системы республиканского природоохранительного законодательства является наличие во всех союзных республиках законов об охране природы.[ . ]

В Советском Союзе проблема охраны водоемов, связанная с проведением целой системы сложных мероприятий, решается на основе успешного развития социалистической экономики и единого государственного плана развития народного хозяйства. В этих условиях оказалось возможным принятие закона «Об охране природы», а также постановлений Советского правительства о порядке использования и охране водных ресурсов страны, создании специальных центральных и местных органов по планированию и контролю за выполнением необходимых технико-экономических и научно-технических мероприятий.[ . ]

В нашей стране ведутся планомерные работы по изучению эрозионных процессов и разработке мероприятий по борьбе с ней. Организованы специальные научно-исследовательские институты, опытные станции и опорные пункты, в общегосударственном масштабе осуществляются крупные мероприятия по охране почв и защите их от эрозии. Во всех союзных республиках приняты законы об охране природы и почв, в которых подчеркнуто, что охрана природы — важнейшая государственная задача и дело всего народа. Большое значение для практического осуществления мероприятий по охране почв имеет принятое в 1967 г. постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии». В постановлении указан комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий, которые необходимо применять для борьбы с эрозией почв с учетом конкретных местных почвенно-климатических условий.[ . ]

Е. И. Ефимова предлагает своеобразную периодизацию развития экологического законодательства через призму эколого-пра-вовых исследований, выделяя три этапа (1957—1984, 1985—1991, 1992—2001), поскольку существует зависимость между интенсивностью научных исследований и появлением определенной совокупности законов об охране природы (первый этап); принятие ряда партийных решений и постановлений ЦК КПСС и СМ СССР, в частности «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (второй этап); принятие закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.[ . ]

Необходимо отметить, что в Советском Союзе проблема охраны водоемов, связанная с проведением целой системы сложных и дорогостоящих мероприятий, разрешается на основе социалистического народного хозяйства и единого общегосударственного плана развития экономики и культуры в интересах трудящегося населения страны. В этих условиях >в Советском Союзе оказалось возможным принятие правительственных постановлений об охране природы в ряде союзных республик, а в 1960 г. закон «Об охране природы в РСФСР» принял Верховный Совет Российской Федерации.[ . ]

Решение задач канализования населенных мест и промышленных предприятий, а также охраны водоемов от загрязнений осуществляется при постоянном внимании Коммунистической партии и правительства СССР. 22 апреля 1960 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР», обязывающее строить очистные сооружения на промышленных предприятиях до пуска их в эксплуатацию. Закон об охране природы запрещает спуск в водоемы неочищенных сточных вод.[ . ]

ru-ecology.info

Смотрите так же:

  • Закон о разделении сил Закон "О национальной безопасности Украины" вступит в силу 8 июля Документ регулирует основы и принципы политики в сфере безопасности и обороны с учетом курса страны на членство в ЕС и НАТО КИЕВ, 7 июля. /ТАСС/. Закон "О национальной безопасности Украины", подтверждающий курс страны в […]
  • Инкапсуляция полиморфизм наследование c# Инкапсуляция, полиморфизм, наследование Все языки OOP, включая С++, основаны на трёх основополагающих концепциях, называемых инкапсуляцией, полиморфизмом и наследованием. Рассмотрим эти концепции. 1. Инкапсуляция Инкапсуляция (encapsulation) - это механизм, который объединяет данные и […]
  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Виды административных наказаний назначаемых физическим лицам § 2. Виды административных наказаний Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний: 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Иркутская палата адвокатов Иркутская палата адвокатов Смирнов Олег Валерьевич Адвокатское образование: адвокатский кабинет, Начало адвокатской деятельности: 1996 год, Награжден Медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 2 степени.e-mail: [email protected] Бусаргина Ольга Станиславовна Заместитель […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Д м липатов подал исковое заявление Запись на стене Ребята,а кто разбирается в семейном праве,помогите,пожалуйста с задачами)Ооооочень нужно!!Задача 3И. С. Максимова обратилась в суд с иском к Ю. Н. Мак¬симову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия — ему 16 лет, а […]