Виды административных наказаний назначаемых физическим лицам

Главная / Виды административных наказаний назначаемых физическим лицам

§ 2. Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

Административные наказания, перечисленные в п. п. 3 — 8 названной выше статьи, устанавливаются только Кодексом об административных правонарушениях, т.е. федеральным законом.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем Кодекс (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда без учета районных коэффициентов, установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества. Например, ст. 7.27 КоАП устанавливает, что мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда (МРОТ); ст. 15.25 КоАП предусматривает за нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности — штраф в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. В этих случаях размер штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Так, сокрытие или занижение фактически полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

В-четвертых, размеры штрафов в сфере таможенного регулирования определяются в величинах кратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, либо в величинах кратной суммы неуплаченных таможенных платежей.

Кодексом установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1 тыс. минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также законодательства о естественных монополиях, рекламе, лотереях, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен с превышением размеров, названных ранее, но не может превышать для должностных лиц 200, а для юридических лиц — 5 тыс. МРОТ.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предприятия общественного питания либо уничтожаются.

Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Так, в виде дополнительного наказания оно предусмотрено ст. 20.8 КоАП за нарушение правил хранения, ношения и (или) уничтожения оружия и патронов к нему, принадлежащих гражданам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия. Возмездное изъятие оружия и патронов к нему в соответствии с санкцией данной нормы предусмотрено совместно с предупреждением и штрафом. Данное административное наказание применяется также за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ограничение в применении данной меры: возмездное изъятие охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Возмездное изъятие назначается судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

Кодекс устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», конфискацию как вид административного наказания могут применять только судьи.

От конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

До судебного решения должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент такого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается Кодексом об административных правонарушениях за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем в состоянии опьянения. Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала — запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Кодекс относит применение рассматриваемого административного наказания к компетенции различных органов. Лишение права на управление автотранспортом и городским электротранспортом применяют судьи; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами — органы госсельтехнадзора, на управление маломерными судами — органы государственной инспекции по маломерным судам МЧС. Право назначать административное наказание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Обычно административный арест применяется к гражданам. Однако в условиях чрезвычайного положения он может применяться и к должностным лицам.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест предусмотрен, в частности, за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и др.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами пограничной службы.

Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от депортации (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, либо в случае аннулирования разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также сокращения срока пребывания в Российской Федерации.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы пограничной службы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.

Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

lawtoday.ru

Виды административных наказаний

Дифференциация административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ч. 1 ст. 3.2 КоАП):

o административный штраф;

o конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

o лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

o административный арест;

o административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

o административное приостановление деятельности;

o обязательные работы.

В отличие от КоАП РСФСР (1984) ныне действующий КоАП уточняет наименование отдельных видов административных наказаний (в предшествующем Кодексе — административные взыскания). При этом изменение наименования наказания в виде административного штрафа обусловлено множественностью штрафных санкций, предусмотренных, в частности, за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), цивилистических правонарушений (п. 1 ст. 330 ГК), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

Административные наказания различаются в зависимости от методов их установления и применения.

По способам установления различаются административные наказания, вводимые федеральным законом (они указаны в п. 4-9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП) или законом субъекта РФ (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП).

По процессуальным особенностям назначения различаются административные наказания, назначаемые судьей или другими должностными лицами (органами) административной юрисдикции.

Должностные лица вправе назначать только административные наказания в виде предупреждения, а в некоторых случаях — в виде административного штрафа, административного выдворения и административного приостановления деятельности, остальные административные наказания назначаются только судьями.

Постановления о назначении административного наказания выносятся на основе единоначалия. К коллегиальным органам административной юрисдикции относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также административные комиссии, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ. Указанные коллегиальные органы вправе осуществлять юрисдикционную деятельность применительно к административным правонарушениям, предусмотренным законами субъектов РФ (п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП).

Правовые последствия применения административных наказаний, виды устанавливаемых ими правоограничений

В зависимости от правовых последствий применения различаются административные наказания, ограничивающие имущественные права и предусматривающие обременения неимущественных прав.

Административные наказания, ограничивающие правомочия собственника, а именно правомочия владения, пользования или распоряжения вещью, относятся к имущественным административным наказаниям. К наказаниям, устанавливающим директивные (непосредственные) имущественные ограничения, относятся административный штраф и конфискация вещи. Назначение дисквалификации либо применение к субъекту предпринимательства санкции в виде административного приостановления деятельности влечет за собой релятивные имущественные ограничения и тем самым обременяет коммерческие правомочия нарушителя. Назначение административного штрафа, исчисляемого на основе любого из правовых критериев, установленных ч. 1 ст. 3.5 КоАП, влечет за собой прекращение права собственности на имущество, выраженное в денежном эквиваленте штрафа. Право собственности на конфискуемую или изымаемую вещь прекращается также вследствие применения других имущественных административных наказаний, причем такая вещь должна находиться у нарушителя на законных основаниях. Имущественные административные наказания влекут за собой прекращение права собственности, в том числе и в случаях, когда собственником конфискуемой или изымаемой вещи является добросовестное лицо, а нарушитель лишь пользовался или распоряжался вещью.

Таким образом, следствием назначения административных наказаний, ограничивающих имущественные права, всегда является прекращение права собственности, тогда как применение мер административного пресечения влечет за собой ограничение отдельных правомочий, например права пользования и распоряжения вещью, на которую наложен арест (ч. 1 ст. 27.14 КоАП).

Постановление о назначении имущественного административного наказания в виде конфискации всегда выносится в отношении лиц, к которым уже была применена мера административного пресечения в виде изъятия (ареста) вещей, также влекущая ограничение правомочий собственника.

Административные наказания, устанавливающие ограничения имущественных прав, могут быть применены как к гражданам, так и к юридическим лицам.

К административным наказаниям, ограничивающим неимущественные права нарушителя, относятся лишение специального права, административный арест, административное выдворение и обязательные работы. Назначению административных наказаний, ограничивающих право на личную неприкосновенность (т.е. административного ареста и административного выдворения), всегда предшествует применение мер административного пресечения в виде доставления и административного задержания, также сопряженных с ограничением указанного права.

Статья 3.2 КоАП различает два юридических факта: применение административного наказания и его установление. КоАП предусматривает применение административных наказаний к физическим и юридическим лицам, при этом к последним могут быть применены наказания в виде предупреждения, административного штрафа, а также конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП (ч. 3 ст. 3.2).

В отношении юридического лица могут быть применены административные наказания, определенные п. 1-4, 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП. При применении административных наказаний к юридическим лицам учитываются обе разновидности противоправного деяния: действие либо бездействие, последнее выражается в уклонении юридического лица от исполнения обязательств, обусловленных его корпоративным статусом, при этом бездействие юридического лица опосредовано бездействием его должностных лиц. Применительно к налоговым правонарушениям противоправное бездействие выражается в несоблюдении сроков, установленных для исполнения налоговых обязательств, например в случае уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК).

Основные и дополнительные административные наказания

Согласно ч. 1 ст. 3.3 КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим. Остальные виды административных наказаний, т.е. конфискация и административное выдворение, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

Дополнительные административные наказания не назначаются самостоятельно, они могут применяться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок может быть основное либо основное и дополнительное административные наказания.

Дифференциация правоохранительных санкций на основные и дополнительные в действующем законодательстве используется редко и предусмотрено ст. 45 УК. В отличие от КоАП, УК выделяет три разновидности наказаний, применяемых:

o только в качестве основных видов наказаний;

o в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний;

o только в качестве дополнительных видов наказаний.

Применительно к административному наказанию в виде конфискации предметом административного правонарушения является движимое имущество, например водные биологические ресурсы континентального шельфа (ч. 2 ст. 8.17 КоАП).

В редких случаях орудием совершения административного правонарушения может быть и недвижимость — подлежащие регистрации воздушные и морские суда (ч. 1-3 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП).

studme.org

Менеджмент

Понятие, цели и виды административных наказаний, применяемых за правонарушения, связанные с наркотиками

Основные черты административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, не отличаются от административной ответственности в других сферах. Ее сущность заключается в назначении виновным в нарушении (несоблюдении) общеобязательных правил и предписаний административных наказаний, которые влекут для этих лиц (физических и юридических) обременительные последствия имущественного и иного характера.

Административное наказание — мера административной ответственности, предусмотренная нормами административного права и применяемая к лицам, совершившим административное правонарушение, в целях их воспитания в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

По своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру последствий административные наказания отличаются от других мер административного принуждения.

1. Административное наказание — это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок.

2. Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).

3. Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя и создаются различные неблагоприятные для него последствия — морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество.

4. Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. В целом за год по России административные наказания налагаются на 75 млн. человек.

5. Административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке — в ходе производства по делам об административных правонарушениях.

6. По степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний.

7. Административные наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.

В соответствие со статьей 3.2. за административное правонарушение могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Административные наказания, назначаемые за правонарушения, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, содержат достаточно серьезные санкции, вплоть до административного ареста. Не применяется предупреждение (за исключением ст.ст. 5.35, 19.24 КоАП РФ), что обусловлено относительно высокой степенью опасности таких правонарушений и предопределяет существенное повышение роли судей в осуществлении этого направления административной юрисдикции.

Являясь установленными государством мерами ответственности за совершение административных правонарушений, административные наказания выступают в качестве главных правовых средств их превенции. Ст. 3.1 КоАП РФ одной из целей наказания закрепляет предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При анализе признака наказуемости административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ необходимо остановиться на видах наказаний, предусмотренных за данные правонарушения. Все анализируемые составы, кроме одного случая, предусматривают альтернативное применение мер административной ответственности только в качестве основных наказаний. Во всех случаях основным видом наказания выступает административный штраф. В качестве дополнительного наказания только в одном случае предусмотрена возможность применения по усмотрению судьи конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 6.13 КоАП РФ. Лишение специального права, принадлежащего физическому лицу в качестве основного наказания, предусматривается санкциями двух статей: лишение права управления судном – ст. 11.9 и автомобилем – ст. 12.8 КоАП РФ. При назначении наказания за совершение перечисленных правонарушений конфискация и лишение специального права может и не применяться. В еще четырех составах (ст.ст. 6.8, 6.9, 19.24, 20.1 КоАП РФ) в исключительных случаях может применяться административный арест.

Совершение административного правонарушения, связанного с наркотиками:

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.35);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 6.8.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 6.9.);
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой (ст. 6.13.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 10.4.);
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 10.5.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (ч. 1 ст. 11.9.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 11.9.);
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ч. 1 ст. 12.8.);
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ч. 2 ст. 12.8.);
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ст. 12.26);
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда (ч. 1 ст. 12.29.);
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 12.29.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 12.29.);
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 12.32.);
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.7.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 19.3.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 2 ст. 19.3.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 3 ст. 19.3.);
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 19.5.);
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 19.5.);
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 19.5.);
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 19.5.);
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (ч. 5 ст. 19.5);
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.6);
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.7.);
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 19.24.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 20.20.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 20.20.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 20.20.);
  • влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 20.21.);
  • влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 20.22.).

Вместе с тем, если в случае применения таких видов наказаний, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права, принадлежащего физическому лицу, состоящих в принудительном уменьшении имущества правонарушителя или права пользования им, соответствует ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации в том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, то законодателем право наложения административного штрафа предоставлено семи внесудебным органам. Фактически, это ущемление конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые согласно ст. 18 Конституции РФ признаются непосредственно действующими. Поэтому в деятельности всех квазисудебных органов административной юрисдикции, их должностных лиц должно вырабатываться понимание, что «признание», обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. При этом наряду с неукоснительным соблюдением принципов законности, правоприменителю необходимо строго дифференцировать размер наложенного штрафа, с учетом всех обстоятельств дела, имеющих существенное имущественное значение для правонарушения.

Именно в области дифференциации установленных видов и размеров наказаний тяжести и характеру совершаемых проступков наблюдаются основные недостатки их правового урегулирования, в том числе и при установлении конкретных видов субъектов ответственности.

Наказуемость как признак административного правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ предполагает применение мер административной ответственности – административных наказаний к виновным правонарушителям. Указанные меры должны строиться на рациональном сочетании имущественных и иных мер, преследуя при этом как цели наказания, так и обеспечение выполнения субъектами оборота наркотических средств или психотропных веществ своих обязанностей и требований государственных контрольно-надзорных органов. Исходя из этого, административная политика в рассматриваемой сфере, реализуемая посредством наказаний, не должна, с одной стороны, исключать ориентацию на установление запретов и ограничений, хотя именно они служат гарантией реализации субъективных прав, юридических обязанностей и характерны для административно-деликтного права, с другой, — не допускать реализацию поведения, причиняющего вред обществу.

lartdoll.net

Смотрите так же:

  • Приказ минфина 66н 2014 Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н"О формах бухгалтерской отчетности организаций" С изменениями и дополнениями от: 5 октября 2011 г., 17 августа, 4 декабря 2012 […]
  • Периоды временной нетрудоспособности включаются в страховой стаж Расчет стажа для больничного и не только Рассмотрим, каким образом и на основании каких документов производится расчет общего стажа работника, непрерывный стаж, стаж для оплаты больничных листов, в том числе с учетом нестраховых периодов, что включается в каждый вид стажа, и что […]
  • 32 приказ по медосмотрам ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) Г. […]
  • Приказ от 24122010 186н Приказ Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3" Приказ Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. N 186н"О внесении […]
  • Как играть в козла правила Козел (Козлы) Количество колод 1 Количество карт в колоде: 32 Количество игроков: от 2-х и более Старшинство карт: 7, 8, 9, В, Д, К, 10, Т. Цель игры: первым набрать 60 очков или более. Правила игры. Карточная игра в Козла имеет огромное количество разновидностей. Довольно-таки сложно […]
  • Налог на нежилое помещение в 2018 году Налог на имущество организаций и физических лиц Налог на имущество организаций в 2018 году установлен Главой 30 НК РФ и введен в действие на соответствующих территориях законами субъектов РФ. Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать: налоговую ставку (в пределах, которые […]
  • Литература по арбитражным судам Литература по арбитражным судам Один @ втор.ru Самара 8-927-902-39-25 Дипломные, курсовые, контрольные работы на заказ в Самаре [email protected] Список литературы по арбитражному процессу На этой странице приведен список литературы по арбитражному процессу: 1. Арбитражный […]
  • Учебное пособие теория бухгалтерского учета Теория бухгалтерского учета. Терентьева Т.В. Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине "Теория бухгалтерского учета". Раскрываются основополагающие принципы, сущность, базовые понятия, […]