Урок по химии тема периодический закон

Главная / Урок по химии тема периодический закон

Урок на тему: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Урок-путешествие на остров Элементариум

Тема. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Учебная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, формировать умение использовать периодическую систему для поиска информации о химических элементы и их свойствах.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, внимание, память, умение работать в команде.

Воспитательная: формировать интерес к предмету, ценностное отношение к окружающему миру.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма проведения: урок-путешествие

Формы работы: работа в группах, самостоятельная работа

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, мультимедийная презентация, золотые монеты « аурумчики»( можно использовать шоколадные монетки в золотистой обёртке), мешочек для монет, портреты Д.И Менделеева, картинки маршрута путешествия, « бортовые журналы» для каждого ученика.

I. Организационный этап, формирование рабочего настроя. ( 3-4 мин)

Учитель: — Добрый день!

Завтра во всём мире будут отмечать день святого Валентина. Любовь может быть в разных проявлениях – это любовь к ближнему, к делу, которым занимаетесь, доброжелательное отношение к окружающим. Именно любовь к труду делает человека счастливым. А когда человек счастлив, она довольна собой, уверена в себе.

Сегодня на уроке я желаю вам быть успешными, уверенными в себе. Улыбнитесь, и к вам придет радостное настроение.

II Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности (слайд 1)

Учитель: -Сегодня утром я получила электронное письмо такого содержания:

« Добрый день, уважаемый учитель химии и ученики! Я — известный русский ученый, автор периодического закона и периодической системы. Я много путешествовал по миру, побывал во многих странах Европы. Но во время путешествия в США наш корабль захватил известный пират Джек Воробей. Он похитил очень ценную вещь и спрятал ее на острове Элементариум. Пожалуйста помогите вернуть ее!

Учитель:- Кто же этот известный ученый? ( Ответы учащихся: Д.И.Менделеев) Итак, давайте отправимся к острову Элементариум! А во время нашего плавания мы обобщим наши знания о периодическом законе и периодической систему химических элементов, научимся использовать периодическую систему для поиска информации о химических элементах и их свойствах, умение работать в команде. Итак, эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения русского поэта:

Эпиграф урока: (на доске)

Природа имеет лишь один секрет:

или здесь, или там, в глубинах космоса.

Все: от маленьких песчинок до планет –

из элементов составленное единых.

Учитель:-А поможет нам совершить это путешествие вот эта карта – периодическая система химических элементов. Каждый из вас будет иметь свой бортовой журнал, который будет заполнять во время путешествия., подпишите его, поставьте сегодняшнюю дату.

Учитель: — Итак, давайте с помощью машины времени отправимся в прошлое (звуки машины времени) А в плавание мы отправимся двумя шхунами и вашим домашним заданием было придумать названия им и составить девизы своих команд.

( Команды объявляют свое название и девиз)

III. Обобщение знаний

Учитель: -Итак, в дорогу! И на пути к острову Элементариум, нам будут встречаться другие острова, на которых Джек Воробей приготовил нам задание.

И за каждое правильно выполненное задание команда будет получать золотые монеты « аурумчики».

Учитель: — Выполнив первое задание вы получите разрешение на выход в открытый океан.

1 задача ( Упражнение «Незаконченное предложение ») по 5 вопросов к каждой команде. ( 5 мин.)

— Периодический закон сформулировал русский ученый. ( Д.И. Менделеев)

— Периодическая система состоит из . ( Периодов и групп)

— Периоды бывают. ( Большие и малые)

— Группы бывают. ( Главные и побочные)

— Менделеев в периодической системе расположил элементы по возрастанию. ( атомной массы)

— Щелочные металлы расположены в. ( 1 группе )

— Галогены расположены в. ( 7 группе)

— Инертные элементы расположены в. (8 группе)

— Период начинается с . ( Щелочного элемента), а заканчивается. (инертным элементом)

— С увеличением порядкового номера в периоде металлические свойства . ( усиливаются)

-Сформулируйте периодический закон.

Учитель: — Наши корабли уже в открытом море . Ночь . Но каждый моряк должен хорошо ориентироваться по карте. (Слайд 3)

2 задание ( «Координаты химических элементов») 3-4 мин.

Учитель:- Каждая команда должна определить координаты химических элементов( период, группу, подгрупу, количество электронов, нейтронов, заряд ядра атомов этих элементов). Порядковые номера хим. элементов на слайде .Ученики по желанию называют расположение химических элементов

Учитель: — А каждый член команды делает запись в бортовом журнале: (Классифицировать эти элементы на металлы и неметаллы и определить относительную атомную массу)

Учитель:- Внимание! Наши корабли приближаются к острову « Сокровищ» ( Слайд 4)

3 задание : 5 мин.

Соберите в сундуки монеты « Щелочные металлы»( 1 команда )и монеты « Галогены» ( 2 команда) Ученики объявляют какие химические элементы они выбрали и делают запись в бортовых журналах ( физические и химические свойства).Награждение.

Учитель:- А наше путешествие продолжается. И на пути остров «Загадочный», на котором Джек Воробей подготовил нам интересные загадки про химические элементы ( Слайды 5-14 )

4 задание: 3-4 мин.

Отгадать загадки про химические элементы.

Награждение за правильные ответы.

Учитель: -А мы двигаемся дальше . И на нашем пути рифы. И только капитаны кораблей помогут обойти их.

5 задача. 5-8 мин

( Слайд 15 )Расположите химические элементы в ряд по возрастанию их металлических свойств) Капитаны записывают ряд на магнитных досках, а сам ряд на магнитах на доске, а сверху надпись « Рифы»

1 команда:Li B O Ne Be F N C

2 команда :Mg Si S Ar P Na Cl Al

Команды из этих элементов составляют формулы высших оксидов и делают запись в бортовых журналах. Награждение

Учитель: Наше плавание продолжается и прямо по курсу – остров

Итак, вашим домашним заданием было подготовить интересные факты о жизни и научной деятельности Д.И. Менделеева. Зачитайте их. Но есть условие: « изюминки» не должны повторяться, если команда другого корабля слышит факт, который уже имеет, то она его вычеркивает. Награждение.

Учитель:- А следующая наша остановка это остров «Сказочный»

7 задание. 3 мин.

Вы знаете, что команда – это дружная семья, поэтому следующий конкурс коллективный Я прочитаю сказку « Из жизни химический элементов» Ваша задача: внимательно слушать и считать количество химических элементов названия которых вы услышите. Команда, которая даст более точный ответ получит золотой аурумчик. Чтение сказки. ( 48 химических элементов). Награждение.

IV. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся. (3мин)

Учитель : -А наше путешествие завершается и прямо по курсу остров Элементариум , где живёт Джек Воробей. За урок вы заработали достаточное количество аурумчиков. Чтобы выкупить украденный клад. Подсчитайте их. Но , что это ? На берегу Джек Воробей оставил нам сообщение: ( Слайд 16) « Уважаемые путешественники ! Во время плавания вы уже получили очень ценный клад, который нельзя купить за деньги» Упражнение « Микрофон» : « Какое сокровище я получил сегодня на уроке. » ( Слайд 17 )Ответ: знания!

Учитель оценивает работу учеников и собирает бортовые журналы.

V. Домашнее задание (Слайд 18)

-Спасибо за урок! ( Слайд 19)

Путешествие на остров Элементариум

Бортовой журнал от _________ ученика _________________________

1 задача . Определить «координаты химических элементов» и классифицировать на металлы и неметаллы, определить количество электронов, нейтронов, заряд ядра атома, составить электронно-графическую формулу любого элемента на выбор.

2 задача. Описать физические и химические свойства химических элементов, которые ваша команда собрала в сундук.

3 задача. Составить формулы высших оксидов для элементов, которые капитан вашей команды расположил в ряд по возрастанию металлических свойств.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект урока по химии (9 класс) на тему:
Разработка урока по химии. «Периодический закон Д.И. Менделеева»

Урок позволяет выявить связь между относительной атомной массой элементов и физическими свойствами образованных ими простых веществ; изучить периодический закон Д.И. Менделеева; в качестве домашнего задания выполнить исследовательскую работу «История открытия периодического закона».

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по химии.

« Периодический закон Д.И. Менделеева»

Учитель химии: Шачинова Татьяна Николаевна

Тема. Периодический закон Д.И. Менделеева

Познакомиться с естественными семействами химических элементов; выявить связь между относительной атомной массой элементов и физическими свойствами образованных ими простых веществ; изучить периодический закон Д.И. Менделеева; в качестве домашнего задания выполнить исследовательскую работу «История открытия периодического закона».

Вспомним современную формулировку периодического закона Д.И. Менделеева: свойства химических элементов, образованных ими простых веществ, а также состав и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов. На основе закона Д.И. Менделеев составил периодическую систему химических элементов, в которой, как Вам известно, химические элементы распределены по периодам и группам.

Вспомните, какой ряд химических элементов в периодической системе называют периодом.

Сколько периодов включает в себя современная периодическая система химических элементов? Какие периоды называют малыми, а какие- большими?

Химические элементы, объединенные в одном вертикальном столбце, составляют группу периодической системы. Каждая группа делится на две подгруппы.

Какие подгруппы периодической системы химических элементов называют главными, какие –побочными?

Химические свойства веществ во многом зависят от строения электронных оболочек атомов химических элементов.

Вспомните, как происходит заполнение электронами электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

Связь между строением атомов химических элементов малых периодов и свойствами образованных ими простых и сложных веществ иллюстрирует таблица. (Связь между строением атомов и свойствами веществ на примере элементов третьего периода).

Обратите внимание на порядок заполнения электронами внешних электронных слоёв атомов элементов малых периодов. В атомах щелочных металлов один электрон на внешнем слое ; в атомах металлов главной подгруппы II группы на внешнем слое два электрона, эти электроны спарены. В атомах элементов главных подгрупп III, IV и V групп число неспаренных электронов на внешнем слое возрастает от 1 до 3. Затем в атомах элементов главных подгрупп VI, VII и VIII групп число неспаренных электронов на внешнем электронном слое уменьшается до нуля (у атомов инертных газов).

Составьте схемы строения внешних электронных слоёв атомов элементов второго периода периодической системы.

Спаренные электроны некоторых атомов при различных воздействиях могут распариваться – становиться неспаренными.

Число неспаренных электронов на внешнем электронном слое атома определяет его валентность, т. е. способность удерживать определённое число других атомов при образовании химических соединений.

Необходимость классификации химических элементов.

К середине XIX века учёные накопили достаточное количество информации о химических элементах и образованных ими веществах. Естественно, встал вопрос о структурировании имеющейся информации, о классификации химических элементов.

Естественные семейства химических элементов

В начале XX века было предпринято много попыток классифицировать известные тогда химические элементы. За основу одной из классификаций был взят такой признак, как сходство свойств простых и сложных веществ, образованных элементами.

Так были выделены несколько семейств, среди которых щелочные металлы и галогены.

Сравните физические свойства щелочных металлов (температуры кипения и плавления, плотность) лития, натрия, калия.

Изучите физические свойства галогенов – простых веществ. ( Проанализируйте информацию, изложенную в таблице на стр в учебнике …… Химия. Учебник для 8-ого класса средней общеобразовательной школы /Под ред……./. Особое внимание обратите на зависимость свойст веществ от относительной атомной массы элементов.

Ответить на вопрос.

Как, применительно к естественным семействам элементов, температуры кипения/плавления и плотность простых веществ зависят от относительной атомной массы? (Хлор, бром, йод, литий, натрий, калий):

А) Все перечисленные свойства изменяются по разному

Б) Чем выше относительная атомная масса, тем выше плотность, температуры кипения и плавления

В) Все перечисленные свойства изменяются периодически

Г) Температуры кипения и плавления уменьшаются, а плотность увеличивается.

Проблемы классификации элементов.

Кроме галогенов и щелочных металлов, были выделены ещё несколько семейств: щелочно – земельные металлы, халькогены. Закономерности изменения свойств в этих семействах похожи.

Предлагаемые классификации химических элементов (И.Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Ю. Майера) были интересны, но не полноценны, так как не охватывали все известные элементы, не объясняли причины изменения свойств и имели ряд других существенных недостатков.

Периодический закон Д.И. Менделеева

Наиболее удачную классификацию элементов предложил наш соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев. Опираясь на труды предшественников, он также группировал элементы по сходству свойств и располагал их по возрастанию относительной атомной массы.

Графическим отображением закона является периодическая система химических элементов.

Назовите две характеристики химических элементов, которые Д.И.Менделеев положил в основу классификации.

А) Относительная атомная масса

Б) Химические свойства веществ

В) Названия веществ

Г) количественный состав простых веществ

Среди элементов третьего периода найдите сходный с углеродом.

Какие свойства химических элементов, составляющих один период, изменяются закономерно?

А) латинские названия элементов

Б) характер оксидов и соответствующих гидроксидов

В) валентность атомов неметаллов в летучих водородных соединениях

Г)высшая валентность атомов элементов в оксидах

Д) металлические и неметаллические свойства простых веществ

— Свойства элементов изменяются периодически по мере возрастания относительной атомной массы.

— Свойства простых веществ, а также состав и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительной атомной массы.

— Д.И.Менделеев выявил ЕСТЕСТВЕННУЮ классификацию химических элементов, открытую систему, в которой найдётся место любому вновь открытому элементу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по основным темам ЕГЭ.

Контрольная работа №1по темам «Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева».11 класс, базовый уровень.

Урок построен как обобщающий знания учащихся об открытиии закона, строении периодической системы, изменении свойств элементов и простых.

коспект урока по теме :«Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»Цел цель учебного материала способствовать созданию условий для.

Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р.

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач.

Предлагаемые кроссворды могут быть использованы при проведении предметной недели, при обобщении темы или в качестве индивидуального задания ученику. Кроссворды составлены в трех вариантах (на одном ма.

План-конспект урока по химии (8 класс) на тему:
урок по химии в 8 кл «Периодическая система» по ФГОС

Урок по химии в 8-ом классе с презентацией и заданием для учащихся по теме «Петиодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева»

Паспорт урока химии в 8 классе

Периодический закон. Периодическая система химических элементов.

Развитие теоретического мышления восьмиклассников на основе глубокого осмысления периодического закона Д.И. Менделеева

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

МР — самостоятельно формулирует тему урока;

МР — устанавливает причинно-следственные связи;

МР — планирует познавательную деятельность;

МР — сопоставляет ответы с эталоном ответов;

ЛР — высказывает свое собственное мнение;

ЛР – оценивает результат своей деятельности;

ПР — применяют полученные знания на практике;

Программные требования к образовательным результатам раздела «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»

называть: формулировку периодического закона; принцип построения таблицы; расположение химического элемента в периодах и группах;

определять: малые и большие периоды, главную и побочную подгруппы;

объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Ученик получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: располагать элементы в порядке возрастания или уменьшения металлических или неметаллических свойств;

сравнивать химические элементы на основе положения элемента в периодической системе.

Основная классификация химических элементов Д.И. Менделеева. Периодическая система как естественно — научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б –группы, периоды.

Гениальное и простое – результат долгого и упорного труда.

Чувство гордости за российскую химическую науку.

План изучения учебного материала

1.Подтверждения периодического закона.

3.Изменение свойств в периодах и группах. Самостоятельная работа.

периодический закон, период, группа, подгруппа, периодическая система

урок изучения нового материала

обсуждение с доказательствами

учебник: Рудзитис Г.Е. Химия 8 кл: учеб.для общеобразовательных организаций/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.-4-е изд.- М.: Просвещение, 2016.г

видиофильм: tps://www.youtube.com/watch?v=1M7iKKVnPJE Гениальность таблицы Менделеева [TED-ED] , презентация,

мультипроектор, дидактические индивидуальные листы

сравнить элементы: углерод и кремний, кислород и серу, кислород и азот.

План-конспект урока по химии (9 класс) на тему:
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете строения атома. Повторение

Тема: Урок повторение по химии 9 класс тема: » Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете строения атома «.

Данный урок рекомендован при проведении первого урока повторения в 9 классе.

Цель урока : обобщить и систематизировать знания о периодическом законе и Периодической системе химических элементов; актуализировать знания о закономерностях изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе; закрепить практические навыки выполнения тестов ОГЭ по химии.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

Урок 1. Повторение. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете строения атома .

Цель : обобщить и систематизировать знания о периодическом законе и Периодической системе химических элементов; актуализировать знания о закономерностях изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе; закрепить практические навыки выполнения тестов ОГЭ по химии

Давайте вспомним строение ПСХЭ.

Вопросы: 1. Из чего состоит весь материальный мир? (из атомов)

Все виды атомов, как встречающиеся в природе, так и полученные искусственно, путем ядерных реакций, представлены в ПСХЭ. Она имеет вид таблицы. Горизонтальные ряды, начинаются водородом или щелочным металлом и заканчиваются инертным газом. Эти ряды называются периодами. При движении слева направо металлические свойства последовательно сменяются неметаллическими. Таким образом типичные металлы расположены в начале периода, а элементы, для которых характерны неметаллические свойства, — в конце. Первый, второй и третий периоды называются малыми, а с четвертого по седьмой – большими периодами. Седьмой период является незавершенный.

Вертикальные колонки называются группами. Каждая группа делится на 2 подгруппы – главную и побочную. В состав главных подгрупп входят элементы как больших, так и малых периодов, а в состав побочных – только больших периодов. В группе находятся элементы имеющие близкие химические свойства. При движении вниз по главной группе металлические свойства нарастают, а неметаллические убывают. Для элементов побочной группы такую закономерность проследить не удается, так как все элементы побочных подгрупп – металлы.

При движении по группе и периодам происходит последовательные изменения многих свойств элементов и простых веществ. В основе изменения свойств в группах лежит увеличение числа электронных слоев при движении вниз по ПС. Это приводит к увеличению размера атома, то есть возрастанию атомного радиуса, а следовательно – к ослаблению связи валентных электронов с ядром, что ведет к уменьшению ЭО и усилению металлических свойств.

При движении по периоду слева направо число слоев остается неизменным, а колличество валентных электронов возрастает – это приводит к сжатию электронных облаков и, как следствие, к уменьшению атомных радиусов, а значит к усилению связи валентных электронов с ядром. В результате возрастает ЭО, усиливается неметаллические и ослабевают металлические свойства.

А теперь закончите таблицу, а затем обсудим результат.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах

План-конспект урока химии (8 класс) по теме:
урок по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды.»

Конспект открытого урока по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы». Программа Н. Е. Кузнецовой.

Предварительный просмотр:

Тема : Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды.

Цель: раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов.

Задачи: 1) образовательные:

а) повторить понятие «химический элемент», формы его существования и количественные характеристики, «амфотерность»;

б) сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;

в) сформировать понятие о естественных семействах элементов: галогенах и щелочных металлах;

г) изучить периодический закон и закономерности периодической системы – периоды и группы;

а) развивать познавательный интерес учащихся;

б) развивать умение составлять формулы важнейших соединений и характеризовать положение химического элемента по периодической системе;

в) развивать умение работать в группах при изучении новой темы;

а) формировать основные мировоззренческие представления о познаваемости неживой природы;

б) сформировать понятие о периодическом законе как об основном естественном законе;

в) познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки.

Это первый урок при изучении раздела «Строение атома. Химическая связь».

Тип урока: урок изучения новой темы.

Вид урока: поэлементный.

Оборудование: 1. Стенд «Сегодня на уроке»:

Словарь терминов: период, группа, периодичность, периодический закон.

Высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе:

«Посев научный взойдет для жатвы народной».

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

«Познавая бесконечное, наука сама бесконечна».

Что знать: 1) периодический закон;

2) структуру периодической системы.

Что уметь: 1) составлять формулы соединений;

2) характеризовать положение элемента в периодической системе.

2. На доске эпиграф к уроку:

… И каждый знак ее взлееяв,

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им.

3. Опорные конспекты (приложение 1).

4. Задания для работы по группам (приложение 2).

5. Карточки с символами элементов.

6. Оборудование для демонстрационного опыта:

выносной ящик, алюминиевая проволока и гранулы, растворы хлорида алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, 3 пробирки, штатив для пробирок.

  • Варианты периодических таблиц ( выставка).
  • Здравствуйте! Сегодня мы будем работать, используя опорные конспекты. Пожалуйста, запишите в них свою фамилию, имя и сегодняшнее число. Дежурные назовите отсутствующих.

    На прошлых уроках мы закончили изучение темы «Основные классы неорганических соединений», написали контрольную работу и проанализировали допущенные в ней ошибки. Эта тема является базой для работы на уроках и 8-м, и в 9-м классах.

    Сегодня мы начинаем изучение следующего большого раздела «Строение атома. Химическая связь». Периодический закон, сформулированный Д.И.Менделеевым, является фундаментом современной химии.

    На уроке мы раскроем смысл периодического закона и осмыслим его закономерности. Давайте поставим перед собой конкретные задачи: «Что мы должны знать и что уметь к концу урока».

    Обратите внимание на высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе и эпиграф к сегодняшнему уроку.

    2. Актуализация опорных зун.

    Понятие о химическом элементе и знание его характеристик.

    Фронтальная беседа и опорный конспект (задание №1).

    — Что такое химический элемент ? (это вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами)

    — в каких формах он может существовать? ( в виде одиночного атома, простого и сложного вещества)

    — на какие группы делят простые и сложные вещества ?(металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли)

    — приведите примеры существования химического элемента водорода ( одиночные атомы в космосе, водород и вода).

    — какие вы знаете количественные характеристики атомов ? (валентность и относительная атомная масса)

    — что такое валентность ? (это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов)

    — что показывает атомная масса ? (она показывает во сколько раз масса данного атома больше массы 1/12 атома углерода)

    3. Изучение новой темы.

    1) Опорные знания. Классификация химических элементов на металлы и неметаллы.

    Определите принадлежность к металлам или неметаллам химического элемента на основе указанных свойств.

  • Высшая валентность по кислороду 2. Простое вещество имеет характерный металлический блеск, проводит тепло и электрический ток, твердое, серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.
  • Высшая валентность по кислороду 4. Простое вещество имеет металлический блеск, жирное на ощупь, проводит тепло и электрический ток, твердое, темно-серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.
  • Высшая валентность по кислороду 1. Простое вещество проводит тепло и электрический ток, твердое, но легко режется ножом, имеет серебристо-белый цвет. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.
  • Высшая валентность по кислороду 6. Простое вещество плохо смачивается водой, желтого цвета, хрупкое, плохо проводит тепло и электричество. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.
  • Амфотерность – это способность химических соединений проявлять как кислотные, так и основные свойства, т.е. взаимодействовать и с основаниями и с кислотами.

    Амфотерные соединения образуют следующие химические элементы : бериллий, алюминий, цинк.

    Опыт : простое вещество – алюминий – типичный металл. Давайте подтвердим амфотерные свойства гидроксида алюминия.

    AlCl 3 +3NaOH=Al(OH) 3 +3NaCl

    Al(OH) 3 + NaOH=NaAl(OH) 4

    Al(OH) 3 +3HCl=AlCl 3 +3H 2 O

    2) Естественные семейства элементов.

    Групповая работа с приложением 2 (3-5 мин).

    Обсуждение : 1-я группа.

  • Что общего в физических и химических свойствах щелочных металлов?
  • У них невысокая плотность и температура плавления, одинаковая валентность, они активно взаимодействуют с водой и кислородом.

    1. Какие закономерности изменения физических и химических свойств вы заметили в связи с изменением Ar этих металлов?
    2. Ar увеличивается, плотность увеличивается, температура плавления уменьшается.

    3. Какие общие химические свойства характерны для типичных металлов?
    4. Легко окисляются, образуя основные оксиды.

    5. Почему металлы этой группы называют щелочными?
    6. Эти металлы получили название «щелочных», потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять». Это и определило название этой группы металлов. При растворении этих металлов в воде образуются растворимые гидроксиды, называемые щелочами.

    7. Что общего в физических и химических свойствах галогенов?
    8. Все они окрашены, взаимодействуют с водородом, металлами образуют соли. Валентность по водороду 1, по кислороду 7 (кроме фтора).

    9. Какие закономерности изменения физических и химических свойств вы заметили в связи с изменением Ar галогенов?
    10. Агрегатное состояние переходит от жидкого к твердому, плотность и температура кипения увеличиваются.

    11. Какие общие химические свойства характерны для типичных неметаллов, каковыми являются галогены?
    12. Они взаимодействуют с водородом с образованием летучих водородных соединений, с металлами – солей.

    13. Почему неметаллы этой группы называют галогенами?

    Само название галогены в переводе с греческого означает «солероды» — рождающие соли.

    Опорный конспект ( задание № 2).

    3) Предпосылки открытия периодического закона.

    Эти семейства сходных элементов были известны ученым и до Менделеева, но не было установлено плавного перехода. Не все химические элементы можно было объединить в родственные группы.

    В 1865 году Ньюлендс расположил химические элементы в порядке увеличения их атомных масс. Ученые заметили периодичность и выявили группы сходных элементов. Недостаток : слишком много исключений, следовательно не может являться законом природы.

    4) Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева.

    Опорный конспект ( задание № 2)

    17 февраля 1869 года – дата открытия периодического закона.

    В середине 19-го века было открыто и изучено примерно 60 химических элементов. Были известны способы определения атомной массы, но измеряли ее еще грубо. Для химиков это была трудная задача. Неверно были определены Ar многих элементов, но об этом тогда никто не подозревал.

    Следовательно в 1868 году любой химик, желая расположить карточки с написанными на них обозначениями элементов, их атомными весами и химическими свойствами по возрастанию атомного веса, должен был получить такой ряд:

    H Li B C N Be O F Na Mg Al Si P S Cl

    1 7 11 12 14 14 16 19 23 24 27 28 31 32 35,5

    Одних только фактов, которые были известны известны химикам до Менделеева, как бы их ни комбинировать не было достаточно, чтобы открыть один из величайших законов природы – периодический. Нужно было не только знать накопленный в течение многих веков химический опыт, надо было обладать гениальностью и особенно тонкой интуицией, чтобы охватить все знания и глубоко прочувствовать скрытую в них закономерность.

    Но продолжая построение своей таблицы, Менделеев расположил свои карточки не совсем так.

    На первой карточке были написаны название и атомный вес водорода. Вторую карточку с литием он поместил под ней. На третье место, рядом с литием он положил карточку, на которой было написано Be,

    хотя в то время большинство химиков считали Be

    14. И вот, что получилось у Менделеева : H

    Li Be B C N O F

    7 9 11 12 14 16 19

    Na Mg Al Si P S Cl

    23 24 27 28 31 32 35

    Итак, в вертикальных рядах оказались сходные по свойствам элементы – семейства щелочных металлов и галогенов.

    При таком расположении совершенно четко проявилась периодичность свойств элементов. В двух первых коротких периодах менделеевской таблицы правильно чередуются элементы по их атомному весу.

    5) Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

    В настоящее время известно более 500 вариантов периодической системы. Наиболее распространена короткая форма, состоящая из 7 периодов, 8 групп и 10 рядов.

    Периодическая система – это графическое отображение периодического закона. В ней компактно представлен огромный объем химических знаний, их современная классификация и систематизация.

    Какова архитектура ПС?

    Опорный конспект (задание № 3,4).

    Система потому и называется периодической, что она представляет совокупность периодов. Каждый период содержит строго определенное число элементов, начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.

    2 и 3 по восемь, 4 и 5 по восемнадцать – периоды близнецы.

    Опорный конспект (задание № 5).

    Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

  • Подведение итогов.
    1. Эмоциональные оценки;
    2. Беседа : «Достигли ли мы результатов, поставленных задач?»
    3. Домашнее задание (заранее на доске) п. 12 и доп. материал (читать), опорный конспект №2 (учить), №6,7 (письменно).
    4. Все, что мы с вами сегодня узнали и чему научились, обязательно нам пригодится на всех последующих уроках.
    5. nsportal.ru

      Смотрите так же:

      • Как платят налоги и п Сколько платит ИП налогов в год 2017 Обновление: 26 июля 2017 г. Как рассчитать, сколько платит налогов ИП в 2017 году? Для этого надо знать, какую систему налогообложения применяет предприниматель. Кроме того, в зависимости от применяемой системы могут учитываться расходы или другие […]
      • Квитанция на замену паспорта гражданина рф Оплата госпошлины на выдачу и замену паспорта в 2018 году Подача заявления, сбор необходимых документов и ожидание в очередях – это далеко не полный перечень того, что вам придется сделать для получения паспорта РФ. В завершении оплачивается госпошлина за замену удостоверения. Соблюдение […]
      • Приказ мз рф 408 от 12071989 Приказ мз рф 408 от 12071989 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране» Основными направлениями развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года предусмотрено […]
      • Шпоры налоги Налоги и налогообложение (шпоры) Информация о работе Скачать файл с работой Помогла работа? Поделись ссылкой Налоги и налогообложение 33. Сущность налогов, их функции и принципы налогообложения. 34. Налоговая система и налоговая политика России на современном этапе. 35. Налоговые […]
      • Разрешение на утепление фасада дома Разрешение на утепление квартиры В отличии от частного дома, квартиру нельзя рассматривать как полноценный полностью независимый объект, приватизация которого дает возможность целиком и самовольно распоряжаться его коммуникациями, планировкой или внешним видом. Квартира является […]
      • Евроконус для коллекторов far Коллектор FAR Multifar регулирующий вентильный проходной 3/4 (ВР-НР), 4 выхода x 1/2 НР, под евроконус Коллектор Far Multifar 3/4" (Вр-Нр), с регулировочными вентилями, на 4 выхода х 1/2" НР (под евроконус) Коллектор Far Multifar 3/4" (Вр-Нр) х 4 выхода х 1/2" НР предназначен для […]
      • Нотариус на чикина одинцово Нотариусы Одинцово Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Божко Андрей Иванович Телефон: +7(495)5961020 Адрес: 143005, Московская область, город Одинцово, ул. Говорова, […]
      • Пособия соцзащиты москва Детские пособия (пособия на детей) в Москве В этом разделе собраны статьи - исчерпывающая информация по детским пособиям. Смотрите статью размер пособий в Москве в 2018 году - www.kszn.ru/socviplat/p2_articleid/5764 От: Казакова Наталья Опубликовано: Февраль 27, 2009 От: Максимова […]