Ум 5 разрешение

Главная / Ум 5 разрешение

S o l F a theory

7. Интервалы: диатонические и хроматические

Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда (все чистые, большие, малые интервалы и тритоны, независимо от того, содержат они в себе хроматически изменённые звуки или нет).

Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых им ступеней, а тоновой – количество заключённых в нём тонов и полутонов.

Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными: все увеличенные, уменьшенные (кроме тритонов), все дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы и т.п., не встречающиеся в диатонике.

Увеличенным или уменьшенным может быть любой интервалы, кроме чисто примы (она занимает 0 тонов, поэтому не бывает ум. 1).

Увеличенным называется интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Уменьшённым называется интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступенеей величине. Дважды увеличенным называется интервал на хроматический тон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Дважды уменьшённым называется интервал на хроматический тон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступеневой величине.

Наиболее распространённые дв. Ум. И дв. Ув. Интервалы: дв. ув. 8, 4, 1; дв. ум. 5, 8.

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и минора (кроме тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени в мажоре или повышения на полтона VII ступени в миноре. Это ув. 2- ум.7; ув. 5 – ум. 4. Все характерные интервалы относятся к хроматическим.

Акустическое разрешение диатонических интервалов

Акустические диссонансы: секунды, септимы, тритоны.

Акустически все диссонансы неустойчивы, все консонансы – устойчивы (но в ладу акустические консонансы могут оказаться неустойчивыми и будут стремиться к разрешению в ладовые устои).

  • Из двух звуков в секунде нижний звук – диссонирующий (требующий разрешения; при наиболее строгом голосоведении), при разрешении идёт на тон или полтона вниз. Верхний звук – свободный, разрешения не требует и остаётся на месте. Б.2 идёт таким образом в б. 3 или м.3, а м. 2 – только в м. 3.
  • Септимы – обращения секунд, поэтому диссонирует в них верхний звук. Разрешается аналогично: диссонирующий верхний голос идёт на полтона или тон вниз, а нижний остаётся на месте. Таким образом б. 7 идёт в б. 6, а м. 7 – в б. 6 и м. 6.
  • Возможны и более свободные варианты разрешения септим и секунд: диссонирующий звук на секунду вниз, а свободный — в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения.

    • ум. 5: оба звука сходятся : а) на полтона; б) один на полтона, другой на тон;
    • ув. 4: оба звука расходятся аналогично ум. 5.

    Ладовое разрешение диатонических интервалов

    Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (т.е. звуков T53). Все остальные интервалы, включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, — неуйсточивы и стремятся к разрешению в устойчивые интервалы.

    Ладовым разрешением называется переводм неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно произведится на основе секундовых и (реже) кварто-квинтовых тяготений.

  • определить тональности, где встречается этот интервал;
  • если этот неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то они оба при разрешении плавно идут в ближайший устойчивый звук. Избегать параллельного движения квинтами, октавами и примами. Желательно, чтобы в интервале разрешения ясно проявлялся лад.
  • Если в интервале один неустойчивый звук, то он плавно разрешается в ближайший устойчивый звук. Другой звук останется на месте.
  • а) полутоновое всегда более убедительно (если вообще возможно);

    б) нельзя неустойчивый звук вести к уиносону с неподвижным соседним голосом;

    в) некоторые интервалы (секунды на V и VII ступени) нельзя разрешить только с помощью ладовых тяготений (из-за пункта «б»). Используется двойное разрешение: акустическое + ладовое.

    г) септима не идёт в октаву, а разрешается через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям D или S.

    д) кварто-квинтовые тяготения основаны, в основном, на ладогармонических функциональных связях: V-I, IV-I. Ближайшие к V ступени звуки – неустойчивые, поэтом при разрешении V-V, V-I. S, хотя и окружена устойчивыми звуками, сохраняет своё подчиненное функциональное значение по отношению к тонике, поэтому тоже возможно IV-I.

    Разрешение хроматических интервалов

    Увеличенные интервалы разрешаются ходом одного из голосов на секунду в сторону расширения расстояния между голосами. Уменьшенные интервалы – наоборот.

    Некоторые (ув. 2, ум. 7, тритоны) также могут разрешаться двусторонне.

    В целом, в ладу разрешение хроматических интервалов по своим принципам не отличается от разрешения диатонических интервалов.

    theory.solfa.ru

    Тритоны.
    Тритон — особый музыкальный интервал объемом в три тона. Может представлять собой:
    Увеличенную кварту (ув.4) — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона. См. рис. 1

    Количественная величина этих интервалов различная (ув. 4 — 4 ступени, ум. 5. — 5 ступеней), а качественная — одинаковая (3 тона).

  • прим. Интервалы записываются в виде заштрихованных нот, разрешения записываются в виде незаштрихованных нот. В записи разрешения одновременно в мажоре и миноре ставят необходимый знак (диез или бемоль) в скобках, слева от ноты, либо выписывают каждое разрешение в отдельном такте. См. рис. 3.

  • Характерные интервалы.
    Характерные интервалы — это интервалы которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. В гарм. маж. такие интервалы связаны с VI пониженной ступенью, а в гарм. мин. — с VII повышенной ступенью.

    Перечислим эти интервалы:

    Увеличенная секунда (ув.2) — строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту.

    Уменьшенная септима (ум.7) — Строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх. Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимо обратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7

    Увеличенная квинта (ув.5) — Строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре. Ув.5 увеличиваясь переходит при разрешении в большую сексту
    Уменьшенная кварта (ум.4) — строится на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимообратимые интервалы. это возможно использовать при их совместном построении в тональности. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.

  • прим. Если вы не знаете что такое параллельные тональности, читайте Тему 5. Лад и тональность.
  • 2. Пропойте то, что построили.
    3. Постройте то же в тональности B-dur (си-бемоль мажор) и ее параллели.
    4. Пропойте построенное.

    Стройте тритоны и характерные интервалы в разных тональностях.
    Меняйте алгоритм, стройте то в параллельных тональностях, то в одноименных.

    m.vk.com

    Прежде чем приступать к данной теме, ознакомьтесь с Темой 4. Интервалы.

    Строятся тритоны в натуральном и гармоническом видах мажора и минора.
    Известны две пары тритонов: первая связана с IV и IIV ст. (для гарм. минора — VII повышенная ст.), вторая связана со II и VI ст. (для гарм. мажора — VI пониженная ст.)

    Тритоны — диссонирующие интервалы и требуют разрешения, т. к. строятся на неустойчивых ступенях.
    Разрешаются тритоны посредством тяготения неустойчивых звуков к устойчивым. Ув. 4 разрешаются всегда в м/б 6, а ум. 5 — в м/б 3.
    Т.о., ув. 4 до-фа диез разрешается в м 6 — си-соль в миноре (h-moll) и в б 6 — си-бемоль соль в мажоре (B-dur);
    ум. 5 до-соль бемоль разрешается в м 3 — ре-фа в миноре (d-moll) и в б 3 — ре-бемоль фа в мажоре (Des-dur).

    Это правило справедливо для тритонов, характерных интервалов, диссонирующих аккордов (Ум.5/3, Ув.5/3, D7 и т.д.).

    Зная особенности этих интервалов, можно построить следующую таблицу:

    Все разрешения потому и есть разрешения, что неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Поэтому гармоническая ступень всегда движется на пол тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI -> V, в миноре VII -> I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени – остается на месте, а если на не устойчивой — движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы — расширяются, уменьшенные – сужаются.

    — разрешение ув. 2;
    — разрешение ум. 7;
    — разрешение ум. 4 от III ст.;
    — разрешение ув. 5 от VI пониж. ст.;
    — разрешение ум. 4 от VII повыш. ст.;
    — разрешение ув. 5 от III ст.

    Зная особенности характерных интервалов, можно построить следующую таблицу:
    Теперь, когда вы знаете об интервалах все необходимое, составим полную таблицу интервалов:

    1. Что такое тритон? Назовите их.
    2. Расскажите о строении и разрешении тритонов.
    3. Чем тритоны отличаются от характерных интервалов?
    4. Что такое характерные интервалы? Перечислите их.
    5. Расскажите о строении и разрешении характерных интервалов.
    6. По какому принципу работает разрешение интервалов? Назовите устойчивые и неустойчивые звуки.

    1. Постройте две пары тритонов и характерных интервалов в тональности А-dur (ля-мажор) и ее параллели.


      Обратите внимание! Когда вы пишете знаки при ключе, это значит, что они будут использоваться на протяжении всего произведения или упражнения по умолчанию. Поэтому, мы не ставим эти знаки возле каждой ноты. Мы ставим знак возле ноты только в том случае, если он не соответствует знакам при ключе.

      Обязательно подписывайте свои построения: слева от нотоносца пишете название тональности, на нотоносце пишете ключ, знаки при ключе, интервалы с разрешением, подписываете интервал и его разрешение (ум. 7 -> ч 5 и т.д.), сверху пишете ступень, от которой строили интервал (VII или VII# и т.д.)

      vk.com

      Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

      Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

      Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

      Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

      Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

      В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

      В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

      Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

      Как разрешаются тритоны?

      Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

      Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

      Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

      Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

      Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

      music-education.ru

      Определите тональности следующих тритонов: ми-си бемоль, ре диез-ля, фа-соль диез, до диез-си бемоль, ми-ре диез, соль-ля диез, ми- ля бемоль и си бемоль-фа диез.

      Ответы и объяснения

      Из указанных Вами интервалов тритонами являются толь первые два. И ещё, возможно, Вы неверно указали ноты пятого интервала.

      Каждый интервал (кроме пятого) имеет два возможных разрешения. Поэтому для каждого интервала я указала две тональности, в которых он может быть построен.

      1) Ми, си-бемоль.
      Разрешение: фа, ля. Ум.5 в фа мажоре.
      Разрешение: фа, ля-бемоль. Ум.5 в фа-миноре.

      2) Ре-диез, ля.
      Разрешение: ми, соль-диез. Ум.5 в ми мажоре.
      Разрешение: ми, соль. Ум.5 в ми миноре.

      3) Фа, соль-диез.
      Разрешение: ми, ля. Ув.2 в ля мажоре (гармоническом) и ля миноре.

      4) До-диез, си-бемоль.
      Разрешение: ре, ля. Ум.7 в ре мажоре (гармоническом) и ре миноре.

      5) Ми, ре-диез. Эту большую септиму (Б.7) можно построить в ми мажоре, ми миноре, си мажоре, до-диез миноре, соль-диез миноре.

      6) Соль, ля-диез.
      Разрешение: фа-диез, си. Ув.2 в си мажоре (гармоническом) и си миноре.

      7) Ми, ля-бемоль.
      Разрешение: ми, соль. Ум.4 в до мажоре (гармоническом).
      Разрешение: фа, ля-бемоль. Ум.4 в фа миноре.

      8) Си-бемоль, фа-диез.
      Разрешение: ля, фа-диез. Ув.5 в ре мажоре (гармоническом).
      Разрешение: си-бемоль, соль. Ув.5 в соль миноре.

      znanija.com

      Смотрите так же:

      • Приказ минобрнауки россии от 26122013 1408 Приказ минобрнауки россии от 26122013 1408 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2013 г. N 1408 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ Во исполнение […]
      • Основное правило степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, […]
      • Правило превращения Краткие правила игры в шахматы ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НОТАЦИЯ Шахматы - игра для двоих. Один игрок (Белые) использует фигуры белого цвета, а второй игрок (Черные) обычно играет фигурами черного цвета. Доска разделена на 64 маленьких черных и белых квадратика (поля). Существует система […]
      • Приказ минфина рф от 16122010 174н Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных […]
      • Увольнение из отпуска авансом Сотрудник, отгуляв отпуск авансом, написал заявление на увольнение. Необходимо ли удержать с работника сумму, превышающую 20% от выплачиваемой работнику суммы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В данном случае работодатель не вправе удержать свыше 20% заработной платы, […]
      • Правила оформлення пояснювальної записки прикладная математика Вимоги до оформлення пояснювальної записки Пояснювальна записка до курсової роботи містить такі складові елементи: 1. Титульний аркуш.2. Реферат.3. Зміст.4. Завдання до курсової роботи або постановка задачі.5. Вступ.6. Теоретична частина.7. Опис програми: загальна […]
      • Столярные правила Столярные правила Столярные изделия, несмотря на их внешнее различие, изготовляются по одному общепринятому плану. Обычно работа выполняется в такой последовательности: 1) расчет и подготовка к работе; 2) заготовка деталей; 3) строгание заготовок; 4) разметка деталей; 5) обработка […]
      • Преступления подростков презентация ЗАКОН И МЫ «Правонарушение, преступление и подросток» ЗАКОН И МЫ «Правонарушение, преступление и подросток» - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемzavuch.info Похожие презентации Презентация на тему: " ЗАКОН И МЫ «Правонарушение, преступление и подросток» […]