Уголовно процессуальный кодекс с изменениями и дополнениями

Главная / Уголовно процессуальный кодекс с изменениями и дополнениями

Статья 56. Свидетель

СТ 56 УПК РФ

1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

2. Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187 — 191 настоящего Кодекса.

3. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:

1) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого;

3) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат с согласия лица, которому он оказывал юридическую помощь;

4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий;

6) должностное лицо налогового органа — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с предоставленными сведениями, содержащимися в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях;

7) арбитр (третейский судья) — об обстоятельствах, ставших ему известными в ходе арбитража (третейского разбирательства).

4. Свидетель вправе:

1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

2) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

4) заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;

5) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;

6) являться на допрос с адвокатом в соответствии с частью пятой статьи 189 настоящего Кодекса;

7) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса.

5. Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 179 настоящего Кодекса.

6. Свидетель не вправе:

1) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

2) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;

3) разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса.

7. В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.

8. За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

9. За разглашение данных предварительного расследования свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комментарий к Статье 56 Уголовно-процессуального кодекса

1. Свидетель относится к числу субъектов, привлекаемых к участию в доказывании. Фактическим основанием признания лица в качестве свидетеля является вероятность наличия какой-либо информации, имеющей значение для расследования и разрешения уголовного дела. Сведения об указанных обстоятельствах могут быть получены лицом как в результате непосредственного восприятия, так и при общении с очевидцами события, ознакомлении с различными документами и т.п. . Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.
———————————
В древнерусском судебном праве выделялись две категории свидетелей: видоки (очевидцы) и послухи (слышавшие о деле от других).

Процессуальным основанием по общему правилу является вызов для дачи показаний уполномоченным должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 187 УПК лицо может быть допрошено в месте его нахождения (например, в медицинском учреждении, по месту жительства, работы и т.п.).

Ходатайствовать о вызове данного лица в качестве свидетеля могут и другие участники процесса: подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители. Кроме того, лицо, которому известно что-либо по делу, может явиться на допрос и по собственной инициативе, без всякого вызова. В этом случае процессуальный статус лицо приобретает с момента разъяснения ему прав и обязанностей свидетеля.

При необходимости допроса свидетеля, проживающего на территории другого субъекта Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ может быть направлено отдельное поручение о допросе такого свидетеля в соответствующий орган предварительного следствия.

2. Минимальный возраст свидетеля законом не установлен. С учетом способностей психического и интеллектуального развития, возможности адекватно воспринимать происходящие события и давать показания, а также в зависимости от характера воспринимаемых фактов в качестве свидетелей могут быть допрошены малолетние.

Статья 191 УПК устанавливает временные ограничения допроса несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 7 лет — не более 30 минут без перерыва, а в общей сложности — не более одного часа; в возрасте от 7 до 14 лет — не более одного часа, а в общей сложности — не более двух часов; в возрасте от 14 до 18 — не более двух часов, а в общей сложности — не более четырех часов в день. При производстве допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего свидетеля, обязательным является участие педагога или психолога.

3. Для допроса в качестве свидетеля по общему правилу может быть вызвано любое лицо вне зависимости от пола, возраста, должностного положения, состояния здоровья и других обстоятельств.

Вместе с тем ч. 3 настоящей статьи закрепляет 6 категорий лиц, обладающих служебным свидетельским иммунитетом, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей и не могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ за отказ от дачи свидетельских показаний.

В п. п. 2 и 3 законодатель различает защитника и адвоката, оказывавшего иные формы юридической помощи (например, в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика; при допросе свидетеля и др.). Сведения, указанные в данных пунктах, составляют адвокатскую тайну, которую обязаны хранить также помощники и стажеры адвоката.

Пункт 4 ч. 3 настоящей статьи реализует тайну исповеди. Представляется, что священнослужители нехристианских официально зарегистрированных религиозных организаций на основании конституционных принципов равенства религиозных объединений и равенства всех граждан независимо от отношения к религии (ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) также должны пользоваться свидетельским иммунитетом в отношении конфиденциальных сведений, если они стали им известны от членов соответствующих конфессий в результате исполнения религиозных обрядов.

Пункт 5 декларирует так называемый парламентский иммунитет.

Следует обратить особое внимание на новый п. 6 ч. 3 настоящей статьи, введенный Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ в связи с так называемой амнистией капиталов, распространяющей режим налоговой тайны на специальные добровольные декларации граждан.

Перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, приведенный в ч. 3 настоящей статьи, не является исчерпывающим. Кроме указанных выше лиц, служебным свидетельским иммунитетом обладают Президент РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, а также лица, наделенные дипломатической неприкосновенностью (ч. 2 ст. 3 УПК).

Вместе с тем закон не запрещает, как ранее, допрашивать в качестве свидетелей лиц, страдающих психическими заболеваниями, а также лиц с физическими недостатками, если они не влияют на способность правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания. Также возможны допросы в качестве свидетелей должностных лиц, осуществлявших функцию уголовного преследования (дознавателей, следователей) .
———————————
Подробнее см.: Шейфер М.М. Социальный и правовой статус свидетеля и проблемы его реализации в уголовном судопроизводстве России: Дис. . канд. юрид. наук. Самара, 2005.

4. Часть 4 настоящей статьи закрепляет процессуальные права свидетеля.

Пункт 1 декларирует личный свидетельский иммунитет — право на отказ свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и других близких родственников: родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков. Данная норма основана на положениях статьи 51 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем свидетель вправе давать такие показания. Следует особо подчеркнуть, что иммунитет предоставляет право отказа от дачи показаний, но не право давать заведомо ложные свидетельские показания.

Пункты 2 — 4 развивают и конкретизируют положения принципа языка судопроизводства (ст. 18 УПК).

Пункт 5 конкретизирует общее право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК).

Пункт 6 развивает положения ст. 48 Конституции РФ и предусматривает право свидетеля в случае, если ему необходима юридическая помощь, являться на допрос со своим адвокатом. Допуск адвоката осуществляется на основании удостоверения адвоката и ордера (ч. 4 ст. 49 УПК). Адвокат, участвующий в допросе свидетеля, вправе давать ему краткие консультации в присутствии следователя, задавать с разрешения следователя вопросы, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе допроса свидетеля. Следователь вправе отвести вопросы адвоката, но обязан занести их в протокол допроса. После окончания допроса адвокат может сделать заявление о допущенных нарушениях, которые обязательно заносятся в протокол допроса свидетеля (ч. 5 ст. 189 УПК).

Представляется, что право на адвоката распространяется также на участие свидетеля в других следственных действиях (в частности, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, очная ставка и др.).

При наличии достаточных данных о том, что свидетелю, а также его близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные УПК, а также Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. от 4 июня 2014 г.) (см. также Постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. N 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 — 2018 годы» (в ред. от 5 сентября 2014 г.)) .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3965.

Кроме того, на основании ч. 2 ст. 131 УПК свидетель имеет право: на возмещение расходов, понесенных в связи с явкой по вызову и с проживанием; возмещение недополученной им по месту постоянной работы заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом по уголовному делу; выплату вознаграждения за отвлечение от обычных занятий в случае, если свидетель не работает. Свидетель также имеет право на возмещение расходов на участие адвоката при его допросе, если последний осуществлял юридическую помощь по назначению.

5. Представляется юридически оправданным помещение в настоящей статье не только процессуальных прав свидетеля, но и его обязанностей (ч. 6), а также ответственности в случае несоблюдения обязанностей (ч. ч. 7 — 9). Ответственность свидетеля можно подразделить на процессуальную — к нему могут быть применены обязательство о явке (ст. 112 УПК), привод (ст. 113 УПК), денежное взыскание (ст. ст. 117 и 118 УПК) — и уголовно-правовую (ст. ст. 307, 308, 310 УК).

6. Свидетель как участник уголовного судопроизводства незаменим, поэтому не предусматривается возможности его отвода. Лицо, допрошенное в качестве свидетеля по уголовному делу, не может выступать по нему в ином качестве (кроме законного представителя).

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

СТ 91 УПК РФ

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к Статье 91 Уголовно-процессуального кодекса

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего наказание в виде лишения свободы .
———————————
Пункт 11 ст. 5 УПК РФ.

Возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность допускается Конституцией РФ, согласно ч. 2 ст. 22 которой арест, заключение под стражу, содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом Конституция РФ, связывая ограничение прав и свобод человека и гражданина с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, не определяет конкретные основания, условия и порядок, при которых может осуществляться задержание, а относит их установление к ведению федерального законодателя.

Положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие производство задержания, не вводят никаких новых ограничений права на свободу и личную неприкосновенность по сравнению с предусмотренными ст. ст. 22 и 55 Конституции РФ, а, напротив, сужают возможность применения этих ограничений .
———————————
Определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 268-О, от 23 октября 2014 г. N 2375-О.

Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления . Как правило, данный момент определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения (в том числе с применением специальных средств) и личного объявления об этом.
———————————
Пункт 15 ст. 5 УПК РФ.

2. Подозреваемым является лицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 настоящего Кодекса; 2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса; 3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 настоящего Кодекса; 4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 настоящего Кодекса. Перечень лиц, которые могут быть признаны подозреваемыми, является исчерпывающим .
———————————
Часть 1 ст. 46 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом .
———————————
Часть 2 ст. 10 УПК РФ.

При этом следует учитывать, что поскольку в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 108 настоящего Кодекса заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 — 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, то и задержание лица по подозрению в совершении указанных преступлений, а также преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 УК РФ, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 108 настоящего Кодекса, в соответствии с требованиями статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ недопустимо.

Лица, указанные в ст. 449 настоящего Кодекса, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

В случае задержания помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ следователь обязан незамедлительно информировать об этом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ .
———————————
Часть 9 ст. 37 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

4. Задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса может быть применено только по возбужденному уголовному делу, поскольку допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении.

Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения .
———————————
Часть 2 ст. 14 УПК РФ.

С учетом презумпции невиновности и презумпции свободы задержание подозреваемого в порядке, предусмотренном комментируемой статьей 91 УПК РФ, и последующее избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть крайней мерой, исключением, а не правилом. При этом следует учитывать, что лишение свободы должно рассматриваться как санкция или мера, которая применяется в последнюю очередь и может быть применена, только если тяжесть преступления делает иную санкцию или меру явно неадекватной.

Ограничения же, налагаемые на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались.

5. Задержание лица по подозрению в совершении преступления (захват) и его доставление в орган дознания, к дознавателю или следователю производится до возбуждения уголовного дела. При этом если в орган дознания или предварительного следствия доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Следует учитывать, что первоисточником важнейших сведений о преступлении, сообщаемых лицом, данное преступление совершившим, является собственноручно написанное или протокольно зафиксированное заявление о явке с повинной, которое в судебном доказывании по уголовному делу признается самостоятельным документальным доказательством.

При этом следует учитывать, что по смыслу закона, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», сообщение о преступлении, сделанное лицом после его задержания по подозрению в совершении преступления, не исключает в дальнейшем признания этого сообщения в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Если же органы следствия располагали сведениями о преступлении (показаниями потерпевших, свидетелей, процессуальными документами и т.п.) и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства.

Сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной.

6. Закон наделяет орган дознания, дознавателя и следователя правом на задержание лица при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) либо не имеет постоянного места жительства; 3) либо не установлена его личность; 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

При отсутствии указанных оснований, в том числе при одном лишь намерении следователя направить в суд ходатайство об избрании в отношении лица по подозрению в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под стражу, задержание не допускается.

По смыслу закона приведенные в ст. 91 УПК РФ основания задержания подозреваемого относятся непосредственно к моменту получения данных о причастности лица к совершению преступления и не могут являться достаточными по истечении длительного времени после того, как следователю стало о них известно.

Вместе с тем в соответствии со ст. 210 настоящего Кодекса в случае обнаружения обвиняемого, объявленного в розыск, он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса, с составлением протокола задержания обвиняемого.

При этом задержание разыскиваемого обвиняемого допускается как по месту производства предварительного расследования, так и по месту его обнаружения на основании вынесенного следователем (руководителем следственного органа) постановления об объявлении розыска и задержании обвиняемого либо отдельного постановления о задержании обвиняемого, а также письменного поручения следователя (руководителя следственного органа) органу дознания об исполнении постановления о задержании, оказании содействия при его осуществлении, отдельного поручения о производстве следственных действий .
———————————
Пункт 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 и ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

В дальнейшем суд по месту задержания обвиняемого вправе рассмотреть ходатайство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом суд должен располагать копиями постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем следственного органа или начальником органа дознания либо начальником подразделения дознания по месту задержания подозреваемого или обвиняемого либо следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело .
———————————
Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41.

Также следует отметить, что причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер, не является преступлением.

По смыслу закона вред правомерен в случаях, когда лицо, его причиняющее, преследует цель доставить преступника органам власти и предотвратить возможность совершения им новых преступлений. Если преступник оказывает активное сопротивление задержанию, тем самым совершает новое посягательство, у того, кто осуществляет его задержание, возникает право на необходимую оборону (Статья 37 УК РФ).

Статья 37. Прокурор

СТ 37 УПК РФ

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Комментарий к Статье 37 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи связаны с процессуальными полномочиями прокурора и его процессуальным статусом при производстве по уголовным делам. Само понятие прокурора, который реализует в уголовном судопроизводстве свои полномочия, дано в п. 31 ст. 5 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к п. 31 ст. 5 УПК РФ.)

2. При производстве по уголовному делу прокурор реализует две основные функции: функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и функцию осуществления от имени государства уголовного преследования. Эти функции не противопоставляются друг другу, более того, полномочия, предоставленные прокурору, позволяют в равной степени реализовывать каждую из них. Причем надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия фактически означает надзор за исполнением закона должностными лицами и органами, осуществляющими уголовное преследование. По сути дела, прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет уголовное преследование самостоятельно и контролирует осуществление уголовного преследования другими должностными лицами.

3. Уголовное преследование прокурора в уголовном судопроизводстве в зависимости от досудебной и судебной частей имеет существенные особенности. Так, на досудебной части, обладая полномочиями по процессуальному контролю за процессуальной деятельностью органов дознания, дознавателя, прокурор вправе давать поручения данным участникам уголовного судопроизводства при осуществлении ими уголовно-процессуальной деятельности, которые для данных участников процесса являются обязательными. Кроме того, прокурор на досудебной части вправе утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт (обвинительное постановление). Прокурор совместно со следователем (руководителем следственного органа) участвует в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. В части судебного разбирательства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, выступая в качестве государственного обвинителя при рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, а также участвует при рассмотрении уголовных дел в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Кроме того, прокурор приносит апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения, как на итоговые, так и на промежуточные, которые были приняты соответствующими судебными инстанциями.

4. Предметом прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Реализуя функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор решает задачи обеспечения режима законности при производстве по уголовным делам, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения лиц, виновных в совершении преступлений, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления правопорядка.

5. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве (уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия) реализуются посредством наделения прокурора соответствующими уголовно-процессуальными полномочиями. Все полномочия прокурора реализуются на досудебной и судебной частях уголовного судопроизводства. При этом некоторые полномочия прокурора по уголовному преследованию тесно связаны с надзорными полномочиями и переплетаются с ними в зависимости от той либо иной ситуации при производстве по уголовному делу. Характер этих полномочий прокурора обладает диссонансным признаком. Такими полномочиями прокурора признается следующее: право давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факт задержания (ч. 4 ст. 96 УПК РФ); проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч. 4 ст. 146 УПК РФ); давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК РФ); разрешать ходатайства подозреваемого или обвиняемого о заключении соглашения о сотрудничестве, составлять указанное соглашение, выносить представление о соблюдении обвиняемым условий и обязательств, предусмотренных этим соглашением (ст. ст. 317.2, 317.3 УПК РФ); знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела по его мотивированному письменному запросу (ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ); требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); определять подследственность уголовных дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 146, ч. 8 ст. 151 УПК РФ, и др.

6. Прокурор наделяется следующими полномочиями:

1) выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37). Кроме того, данное постановление в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела;

2) дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37);

3) изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37). Осуществление данной уголовно-процессуальной функции прокурора связано с досрочным окончанием производства неотложных следственных действий органом дознания. Дело в том что в силу сложившихся обстоятельств при производстве по уголовному делу прокурор прекращает производство неотложных следственных действий органом дознания до истечения 10 суток и передает, в соответствии с ч. 3 ст. 157 УПК РФ, уголовное дело руководителю следственного органа для производства предварительного следствия. Кроме того, досрочное прекращение прокурором производства неотложных следственных действий органом дознания и передача уголовного дела следователю должны основываться на соответствующем мотивированном постановлении прокурора;

4) утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 13 ч. 2 ст. 37). Речь в данном случае идет о прекращении уголовного преследования и (или) уголовного дела в соответствии со ст. ст. 24 — 281 УПК РФ;

5) утверждает обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу и направляет его в суд (п. 14 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ);

6) возвращает уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ);

7) прокурор при наличии оснований, свидетельствующих о незаконности или необоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного органом дознания, дознавателем, принимает процессуальное решение об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела посредством вынесения соответствующего постановления . Кроме того, прокурор при наличии оснований о незаконности или необоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем либо руководителем следственного органа в течение 5 суток с момента получения материалов, принимает процессуальное решение об отмене постановления об отказе в возбуждения уголовного дела. Данное процессуальное решение принимается посредством вынесения соответствующего постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);
———————————
См. об этом: совместный Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 80 и МВД N 725 от 12 сентября 2006 г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» // .

8) прокурор вправе давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам, не предусмотренным п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, в отношении которых должно быть произведено дознание (п. 2 ч. 3 ст. 150);

9) прокурор вправе давать письменные указания о производстве предварительного следствия по уголовным делам, перечень которых предусмотрен п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Как правило, такое процессуальное решение прокурор принимает для повышения эффективности производства предварительного расследования в форме предварительного следствия следователем, а также в силу целесообразности производства предварительного следствия в зависимости от обстоятельств совершенного преступления (ч. 4 ст. 150 УПК РФ);

10) прокурор продлевает срок дознания (ч. ч. 3, 4, 5 ст. 223 УПК РФ, ч. 2 ст. 226.6 УПК РФ);

11) продлевает срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

12) в соответствии с принципом взаимности прокурор через Генеральную прокуратуру РФ вносит запрос о производстве на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, органами иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением (ч. 1 ст. 453 УПК РФ);

13) исполняет переданные в установленном порядке запросы о производстве следственных и иных процессуальных действий, поступившие от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности (п. 1 ст. 457 УПК РФ);

14) Генеральный прокурор РФ принимает процессуальные решения по вопросу о направлении материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела о совершении преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК РФ);

15) Генеральный прокурор РФ принимает процессуальные решения по запросам компетентных органов иностранных государств об уголовном преследовании граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства и возвратившихся в Российскую Федерацию (ч. 1 ст. 459 УПК РФ);

16) Генеральный прокурор РФ принимает процессуальные решения о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства (ч. ч. 1, 3 ст. 460 УПК РФ);

17) Генеральный прокурор РФ или его заместитель принимает процессуальное решение по запросам о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства (ч. ч. 4, 7 ст. 462, ст. 465 УПК РФ);

18) Генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с принципом взаимности принимает процессуальное решение о даче согласия на транзитную перевозку по территории России лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 462.1 УПК РФ);

19) прокурор направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица в случае обжалования в суд этого решения (ч. 3 ст. 463 УПК РФ);

20) прокурор принимает процессуальное решение по вопросу об избрании меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ, в целях обеспечения возможности выдачи лица при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 466 УПК РФ);

21) прокурор принимает процессуальное решение о том, чтобы подвергнуть лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом РФ, если к запросу прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу (ч. 2 ст. 466 УПК РФ);

7. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор, выступая в качестве государственного обвинителя, поддерживает государственное обвинение и является субъектом доказывания при производстве по уголовному делу (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). При этом при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции по делам публичного и частно-публичного обвинения государственный обвинитель обладает следующими полномочиями:

— правом заявлять отводы (ч. 1 ст. 266 УПК РФ);

— заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушениями требований УПК РФ. При этом государственный обвинитель должен обосновать заявленное им ходатайство (ч. 1 ст. 271 УПК РФ);

— правом высказывать мнение о возможности судебного разбирательства в отсутствие кого-либо из участников судебного разбирательства (ст. 272 УПК РФ);

— излагать предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ);

— первым представлять доказательства и исследовать их совместно с составом суда (ч. 2 ст. 274 УПК РФ);

— заявлять ходатайства в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 276, ст. ст. 281, 282, 283, 284 УПК РФ;

— правом ходатайствовать о дополнении судебного следствия (ч. 1 ст. 291 УПК РФ);

— правом на речь государственного обвинителя, а также на одну реплику (ч. ч. 1 и 6 ст. 292 УПК РФ);

8. Кроме того, правом апелляционного обжалования путем принесения апелляционного представления обладают государственный обвинитель и (или) вышестоящий прокурор. Данное право у них возникает в случае несогласия с точки зрения законности, обоснованности и справедливости приговора, а также законности и обоснованности иного решения суда первой инстанции. При этом государственный обвинитель и (или) вышестоящий прокурор имеют право обжаловать соответствующее судебное решение. Данное обжалование происходит путем принесения апелляционного представления в суд, который постановил приговор или иное обжалуемое судебное решение. Как правило, таким правом обладают государственные обвинители из числа должностных лиц, органов районной (городской) прокуратуры либо гарнизонной военной прокуратуры, должностных лиц прокуратуры республик, краев и областей, городов федерального значения, прокуратур автономной области или автономного округа, прокуратур военного округа (флота), а также должностных лиц Генеральной прокуратуры. Речь в данном случае идет о помощниках, старших помощниках прокурора района (гарнизона), прокурора субъектов РФ, а также старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов прокуратуры субъекта, а также помощников, старших помощников начальников управлений (главных управлений) и старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры либо помощников, старших помощников Генерального прокурора, которые участвовали в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции. Кроме государственного обвинителя правом приносить апелляционные представления обладает вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции, в зависимости от звена судебной системы. При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» рассмотрению подлежат оба представления, при условии что они поданы в установленный законом срок . В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» система органов прокуратуры представляет собой централизованную систему, основанную на подчинении нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим органам и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ»). Поэтому для принесения апелляционного представления на судебное решение, вынесенное районным судом (гарнизонным военным судом), прокурор района (города) либо прокурор военной прокуратуры объединения, соединения, гарнизона или прокурор других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, должен обратиться к вышестоящему прокурору о принесении ими апелляционного представления. В этой связи прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним иные прокуроры обладают правом принесения апелляционных представлений на приговоры и иные судебные решения, не вступившие в законную силу и вынесенные районными судами, в апелляционную коллегию по уголовным делам верховного суда республик, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. В случае необходимости принести соответствующее апелляционное представление в апелляционную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, прокурор субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры обращаются с данным представлением к Генеральному прокурору или их заместителям о принесении апелляционного представления. Исключением являются случаи, когда помощник прокурора, прокурор управления и прокурор отдела и т.д. прокуратур субъектов РФ или приравненных к ним прокуратур участвовали в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовных дел по существу судами республик, краевыми или областными суда, судами города федерального значения, судами автономной области и судами автономного округа. В данном случае эти должностные лица имеют право сами принести соответствующие апелляционные представления. Кроме того, правом на принесение апелляционных представлений на судебные решения суда первой инстанции имеют и заместители вышестоящих прокуроров. Данное положение отражено в п. 31 ст. 5 и ч. 5 ст. 37 УПК РФ. По нашему мнению, самостоятельно вышестоящий прокурор, без обращения к нему нижестоящего прокурора, который в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 221 и п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК РФ утвердил обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), не обладает правом апелляционного обжалования судебного решения путем принесения апелляционного представления. Дело в том что пределы судебного разбирательства суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 252 УПК РФ связаны с предъявленным обвинением, а данное обвинение утвердил соответствующий прокурор. Кроме того, прокурор, утвердивший обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), на основании поручения возлагает на соответствующее должностное лицо органа прокуратуры обязанность поддерживать государственное обвинение. Поэтому вышестоящий прокурор без обращения к нему нижестоящего прокурора о принесении апелляционного представления не имеет право самостоятельно обращаться в суд апелляционной инстанции с обжалованием судебного решения. Речь в данном случае идет о том, что прокурор, утвердивший обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), обладая полномочиями по делегированию своих полномочий по осуществлению уголовного преследования при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции, обращается к вышестоящему прокурору для принесения апелляционного представления в соответствующую апелляционную инстанцию суда общей юрисдикции. Кроме того, п. 31 ст. 5 УПК РФ четко регламентирует, что прокурором как участником уголовного судопроизводства признается Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Таким образом, полномочия вышестоящего прокурора по апелляционному обжалованию судебных решений будут соответствовать принципу законности (ст. 7 УПК РФ), если имеются фактические (материальные) основания для обжалования и процессуальные основания. Как уже отмечалось, фактические (материальные) основания связаны с наделением соответствующего прокурора полномочиями согласно Закону «О прокуратуре РФ», а процессуальные основания связаны с обращением прокурора, утвердившего обвинительное заключение (обвинительный акт), о необходимости обжаловать судебное решение в апелляционном порядке. Данное положение не распространяется на иные судебные решения — как правило, промежуточные судебные решения, в силу того что в них не рассматриваются вопросы о виновности, наказания, вида учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный, и т.д.
———————————
.

Данное положение трактуется ч. 1 ст. 389.1 УПК РФ, по смыслу которой только вышестоящий прокурор или государственный обвинитель имеет право приносить соответствующие представления. Для районного, городского прокурора вышестоящим прокурором будет прокурор области, края и т.д.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ не определяет вопросы делегирования полномочий прокурора, утвердившего обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление) по уголовному делу. Данный вопрос рассмотрен в Приказе Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // .

9. Все полномочия государственного обвинителя и (или) вышестоящего прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции определены ст. ст. 37 и 246 УПК РФ. Но при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции деятельность государственного обвинителя и (или) прокурора имеет определенные особенности. Так, участие государственного обвинителя и (или) прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции является обязательным по делам публичного и частно-публичного обвинения. По делам частного обвинения участие государственного обвинителя и (или) вышестоящего прокурора не требуется, если данное уголовное дело не возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора (ч. 1 ст. 389.12 УПК РФ).

10. Государственный обвинитель и (или) прокурор обладают полномочиями по ходатайству перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока (ч. 1 ст. 389.5 УПК РФ). Кроме того, государственный обвинитель и (или) прокурор должен быть извещенным о принесенных апелляционных жалобах. При этом извещать о принесенных апелляционных жалобах надлежит суду, постановившему приговор или вынесшему иное обжалуемое решение, и только при условии что апелляционная жалоба затрагивает интересы сторон (ст. 389.7 УПК РФ). В данной ситуации мы видим, что право решать, затрагивает ли поданная апелляционная жалоба интересы соответствующих лиц, предоставляется суду. И в ситуации, когда суд сочтет, что апелляционная жалоба не затрагивает интересы того или иного участника уголовного судопроизводства, он вообще не будет информирован об апелляционном пересмотре уголовного дела. На наш взгляд, данное положение не вполне соответствует принципу охраны прав граждан в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК РФ). Было бы логичнее указать в ст. 389.7 УПК РФ, что суд извещает о поданной апелляционной жалобе всех лиц, обладающих правом апелляционного обжалования, а они уже самостоятельно принимают решение о том, затрагиваются ли их интересы либо нет, и есть ли для них необходимость участвовать в судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции.

11. Государственному обвинителю и (или) прокурору разъясняется судом право на подачу ими возражений на поданную апелляционную жалобу (ст. 389.7 УПК РФ). Причем суд должен разъяснить государственному обвинителю и (или) прокурору, что он обладает правом возражения на апелляционную жалобу в письменном виде с указанием срока подачи возражения. Данное возражение государственного обвинителя и (или) прокурора приобщается к материалам уголовного дела. Кроме того, государственный обвинитель и (или) прокурор обладает правом быть извещенным о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 7 суток до его начала (ч. 2 ст. 389.11 УПК РФ). При этом в ч. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 26 определен более современный способ извещения о начале рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции. Речь в данном случае идет об извещениях государственного обвинителя и (или) прокурора посредством СМС-сообщений, но с обязательным согласием на такой способ уведомления.

12. Государственный обвинитель и (или) прокурор обладают полномочиями по отзыву апелляционного представления (ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство не определяет основания, по которым данные участники производства по уголовному делу в суде апелляционной инстанции вправе отозвать апелляционное представление. По нашему мнению, основаниями, по которым государственный обвинитель и (или) прокурор могут отозвать апелляционное представление, являются положения, предусмотренные ч. 7 ст. 246 УПК РФ, т.е. когда они придут к убеждению , что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение. Но во всех случаях государственный обвинитель и (или) прокурор в обязательном порядке должны согласовать свои позиции с прокурором, утвердившим обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление). Кроме того, в данной ситуации не совсем определен момент вступления в силу приговора суда первой инстанции .
———————————
В данном случае налицо внутренне убеждение государственного обвинителя и (или) прокурора, которое должно основываться в первую очередь на знаниях обстоятельств уголовного дела, а также на знаниях о том, как поступить в данной ситуации, какое принять решение.

В этой связи целесообразно, на наш взгляд, дополнить УПК нормой, которая предусматривала бы положение о том, что суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявление об отзыве апелляционного представления или жалобы, выносит определение о снятии дела с рассмотрения (при отсутствии апелляционных жалоб других участников процесса) и одновременно о вступлении приговора в законную силу. Решать такой вопрос резолюцией председателя суда о снятии дела с рассмотрения — значит недооценивать важность момента вступления приговора в законную силу.

13. Государственный обвинитель и (или) прокурор имеют право подавать дополнительное апелляционное представление (ч. 4 ст. 389.8 УПК РФ). Дополнительное апелляционное представление, как и дополнительная апелляционная жалоба, должно поступить в суд апелляционной инстанции не позднее чем за 5 суток до начала судебного заседания. В дополнительном представлении государственного обвинителя и (или) прокурора, поданных по истечении срока обжалования, не должен стоять вопрос об ухудшении положения осужденного, а также лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, но только при условии, что такое требование не содержалось в первоначальном представлении (ч. 4 ст. 389.8 УПК РФ).

14. Следующие полномочия государственного обвинителя и (или) прокурора при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции связаны с порядком рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции и обжалованием судебного решения суда апелляционной инстанции. К ним относятся:

— заявление ходатайств и отводов при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 389.13 УПК РФ);

— право на поддержку заявленных ходатайств другими участниками апелляционного производства в апелляционной жалобе или представлении (ч. 2 ст. 389.13 УПК РФ);

— право знать, что уголовное дело совместно с принесенными апелляционными жалобами (представлениями) и возражениями направлены в суд апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 389.8 УПК РФ);

— право возражать на доклад председательствующего или судьи, а также на выступления стороны, подавшей апелляционную жалобу, представление (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право на выступление после доклада председательствующего или судьи, в случае если им было подано апелляционное представление (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право возражать на выступления стороны, подавшей апелляционную жалобу (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право высказывать свое мнение по вопросу последовательности выступлений в суде апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право представлять дополнительные материалы (ч. 4 ст. 389.13 УПК РФ);

— право ходатайствовать об исследовании доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции (ч. 6 ст. 389.13 УПК РФ);

— право ходатайствовать о рассмотрении апелляционной жалобы, представления без проверки доказательств, в случае когда они были исследованы в суде первой инстанции (ч. 7 ст. 389.13 УПК РФ);

— право заявлять ходатайство о дополнении судебного следствия (ч. 9 ст. 389.13 УПК РФ);

— право выступать в прениях (ч. 1 ст. 389.14 УПК РФ);

— право на подачу замечания по содержанию протокола (ст. 389.34 УПК РФ);

— право на разъяснения распорядиться правом обжаловать вновь вынесенный апелляционный приговор, определение, постановление, если они противоречат ранее вынесенному решению суда апелляционной инстанции при повторном рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, в порядке гл. 47.1 УПК РФ;

— право обжаловать вновь вынесенный апелляционный приговор, если он противоречит ранее вынесенному решению суда апелляционной инстанции;

— право обжаловать решение суда апелляционной инстанции в вышестоящий суд в порядке, установленном гл. 47.1 и 48.1 УПК РФ;

upkod.ru

Смотрите так же:

  • Эффективность федерального налога Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (подготовлен Минфином России 16.03.2018) Досье на проект Правительство Российской […]
  • Статья 70 ук рф о чем Статья 70. Назначение наказания по совокупности приговоров 1. При назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда. 3. Окончательное […]
  • Уголовный кодекс рф ст 2 Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации 2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды […]
  • Органы опеки и попечительства пермь сайт Структура управления Территориальные органы Наименование: Контрольно-счетная палата Пермского муниципального района Юридический адрес 614056, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, ул. Камская, 1а Фактический адрес 614056, г. Пермь, шоссе Космонавтов, 315а Электронный адрес: […]
  • Сумма налога исчесления Что значит понятие исчисленная сумма налога? что значит понятие исчисленная сумма налога? Вопрос относится к городу вологда Исчисление налога представляет собой процесс, в ходе которого происходит установление размеров конкретного налогового обязательства конкретного […]
  • Закон об аудиторской деятельности no 119-фз Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля, […]
  • Федеральный закон от 25032014 Федеральный закон от 25032014 СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА БРАТЕЕВО РЕШЕНИЕ _ 25.03.2014 года _ № _ МБР-03-33/14 _ О рассмотрении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети – нового радиального направления от 3-го транспортного кольца через […]
  • Наказание в форме лишения Наказание в форме лишения Федеральнымзаконом РФ № 420 - ФЗ от 07. 12. 11 г. внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, вчастности в ст. 56 УК РФ, которая указанным законом дополнена предложениемследующего содержания: "Наказание в виде лишения свободы может бытьназначено осужденному, […]