Суды иерархия схема

Главная / Суды иерархия схема

Суды иерархия схема

Дата написания: 2013-09-16

Большинство ныне существующих государств построено по принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это основополагающий принцип современного демократического общества. Как правило эти ветви власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга. Россия, являясь по конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, здесь не исключение.

Судебная власть в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством:

  • Конституционного судопроизводства
  • Уголовного судопроизводства
  • Гражданского судопроизводства
  • Административного судопроизводства
  • В связи с этим судопроизводство, как форма реализации правосудия, представляет собой строго формализованный порядок осуществления процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства — в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе; для административного судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях; для уголовного судопроизводства — в Уголовном процессуальном кодексе.

    Традиционно судебную систему Российской Федерации представляют в виде вертикальной и горизонтальной структуры. По горизонтале вышеприведенные формы судопроизводства в Российской Федерации в настоящее время реализуются посредством трех ветвей судебной системы. Структурно это можно представить следующим образом.

    Такое разделение судов друг от друга продиктовано особенностью специфики каждого из судопроизводств. В связи с этим в Российской Федерации приняты и действуют соответствующие этому процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП, УПК РФ). Основными нормативными актами, регулирующие деятельность судебной системы, помимо вышеуказанных кодексов, являются:

  • Конституция РФ
  • ФКЗ «О судебной системе РФ»
  • ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
  • ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Вся судебная система самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется непосредственно только судами в лице:

  1. Судей
  2. Присяжных, народных и арбитражных заседателей

Никакие иные органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.

По вертикале судебная система имеет также четкую иерархию. Для судов общей юрисдикции схематично можно представить следующим образом:

В соответствии со ст. 1. ФКЗ «О судебной системе РФ»

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

Районные суды и Мировые судьи являются судами первой инстанции, низшим звеном в иерархии системы судов общей юрисдикции. По большенству дел, подведомственных судам общей юрисдикции, эти два суда являются по отношению друг к другу взаимоисключающими. К примеру, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, будут подсудны Мировому судье. При сумме иска свыше пятидесяти тысяч рублей дело будет подсудно уже Районному суду, а не Мировому судье. Правда есть некоторые исключения: ряд дел, специально оговоренных в ГПК РФ, в качестве первой инстанции будут подсудны иным судам общей юрисдикции (например дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации будут подсудны Верховному Суду РФ). Более подробная информация по подсудности для конкретных категорий дел в системе судов общей юрисдикции указана в ГПК РФ глава 3.

В случае если дело подсудно Мировому судье то Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Мировому судье, действующего на территории соответствующего судебного района.

Далее идут суды, так называемого, среднего звена в структуре судебной системы (Верховные суды республик, Суды автономной области и автономных округов, Суды городов федерального значения, Краевые и областные суды). По большенству дел они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к Районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В тоже время по ряду дел, как было указано выше, являются судами первой инстанции.

Отдельно в иерархии судов общей юрисдикции стоят Военные суды. Согласно ст. 22 ФКЗ «О судебной системе РФ»

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются ФКЗ «О военных судах РФ»..

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным, гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам среднего звена. Кроме этого, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Для арбитражных судов по вертикале структура судебной системы схематично будет выглядеть следующим образом:

Арбитражные суды субъектов РФ являются судами первой инстанции. Как правило, на один субъект РФ создан и действуют один арбитражный суд. Вместе с тем, согласно ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В настоящий момент количество арбитражных судов первой инстанции составляет 81.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В настоящий момент в России действует 20 арбитражных апелляционных судов.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В настоящий момент в России действует 10 арбитражных кассационных инстанций по количеству Федеральных округов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Кроме того, здесь необходимо отметить, что с этого года в системе арбитражных судов появился, так называемый специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам. Так согласно, ст. 43.2. ФКЗ «О судебной системе РФ»

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

ФКЗ «О судебной системе РФ» дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

По мнению многих экспертов создание подобного суда объективно необходимо, рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний. С учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите, Суд по интеллектуальным правам рассматривает соответствующие споры. Это влияет на повышение как инвестиционной привлекательности российской экономики, так придает дополнительную эффективность системе защиты интеллектуальных прав с учетом международных стандартов.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Особенность конституционного судопроизводства заключается в особой процедуре его осуществления, а также в особом статусе решений Конституционного Суда РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ»

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией РФ, соответственно могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

vnedogovora.com

Иерархия в судебной практике

Какие судебные акты учитывать в работе нужно, какие — можно, а какие — нельзя

Как-то раз главбух одной известной компании спросил нас: «Зачем вы в журнале постоянно ссылаетесь на судебную практику?». На наши увещевания о том, что судебная практика помогает найти ответы на многие вопросы, принять наиболее выгодное или наименее рискованное решение, наш собеседник лишь пожал плечами и промолвил: «По-моему, законодательства для этого вполне достаточно».

Конечно же, одного лишь законодательства уже давно недостаточно. Поэтому ответственный бухгалтер постоянно оценивает вероятность финансовых, налоговых, административных и многих других рисков. Мы вынуждены вчитываться в разъяснения Минфина и ФНС, которые законодательством не являютс я п. 1 ст. 1 НК РФ . Нам приходится искать консультации по сложным вопросам. И мы должны быть в курсе последних тенденций в судебной практике (даже если мы никогда не судимся с инспекцией).

Кстати, серьезней к формированию судебной практики стали относиться и налоговики. Недавно ФНС России выпустила Прика з Приказ ФНС России от 09.02.2011 № ММВ-7-7/[email protected] «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах».

Итак, какие судебные акты при принятии «налоговых» решений надо учитывать в первую очередь, какие — во вторую, а какие можно вообще не смотреть? Отвечаем на этот вопрос с учетом изменений в АПК РФ, вступивших в силу в март е Федеральный закон от 23.12.2010 № 379-ФЗ .

Решения КС РФ

Возможно, кого-то это удивит, но выше всего в иерархии судебных актов стоят решения (неважно — постановления или определения) Конституционного суда с конкретными ответами на интересующие вас вопрос ы статьи 6, 71 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» .

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ

Поэтому если выводы КС не в вашу пользу, то при отклонении от них вы рискуете в высшей степени. Если же выводы для вас хороши, то имейте в виду, что, как правило, Минфин и ФНС России в своих письмах признают любые решения КС РФ независимо от того, на чьей стороне оказывается су д Письмо Минфина России от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567; Письма ФНС России от 25.09.2008 № 3-5-04/[email protected], от 31.08.2006 № САЭ-6-04/[email protected] . Однако встречаются письма-исключения.

Родитель за свой счет купил квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми. Конституционный суд пришел к выводу, что родитель имеет право на полный имущественный вычет по налогу на доходы физических ли ц подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ; п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 13.03.2008 № 5-П .

Минфин ознакомился с позицией Конституционного суда, но посчитал, что раз вывод сделан применительно к определенному случаю, то в иных, сходных случаях инспекции не должны руководствоваться мнением КС, а должны судиться по каждой конкретной ситуаци и Письмо Минфина России от 02.07.2010 № 03-04-08/10-136 .

Решениями Конституционного суда пользоваться нужно.

Если же вы столкнетесь с тем, что контролирующие органы игнорируют постановления КС, ссылайтесь на обязательность таких актов для налоговых и финансовых органов. В этом вам поможет новая норма Закона о КС, согласно которой правоприменительные органы, к которым относятся и Минфин, и ФНС, должны учитывать позицию Конституционного суда РФ с момента вступления в силу соответствующего постановлени я ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ .

Документы, принимаемые ВАС РФ

За правосудие в налоговой сфере у нас отвечают арбитражные суд ы п. 2 ст. 138 НК РФ , поэтому с практикой Высшего арбитражного суда бухгалтерам приходится работать особенно часто.

Посмотрим, какова структура ВАС РФ и какие документы он выпускает.

Решения ВАС

Поводом для вынесения решений ВАС РФ являются неординарные случаи — оспаривание нормативных правовых актов (НПА). Для таких дел Высший арбитражный суд, по сути, является обычным судом первой инстанци и подп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» , но рассматриваются они коллегией из трех суде й п. 2 ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 194 АПК РФ .

Раньше довольно часто организации обращались напрямую в ВАС, чтобы оспорить письма Минфина. Вообще письма не являются НПА, но могут таковыми признаваться, если серьезным образом затрагивают права налогоплательщико в Решения ВАС РФ от 17.10.2007 № 8464/07, от 30.09.2008 № 11461/08; п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 20.10.2005 № 442-О . И, надо сказать, в последнее время такие иски исчезли. Не зря же Минфин в своих письмах теперь приписывает фразу: «Мнение Департамента, приведенное в данном письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом».

«Последний из могикан» — Письмо ФНС, которое устанавливало порядок зачета (возврата) переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование. Решением ВАС это Письмо было признано недействующим (так как у ФНС России нет права издавать НПА по вопросам налогов и сборов ) п. 2 ст. 4 НК РФ; Решение ВАС РФ от 19.03.2010 № ВАС-9507/09; Письмо ФНС России от 01.12.2008 № ММ-6-1/[email protected] .

Та же участь постигла и некоторые другие НПА (не письма):

  • положение Требований к составлению акта налоговой проверк и п. 1.15 Требований. утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] . ВАС решил, что документы, подтверждающие нарушения, не могут являться документами для служебного пользования (ДСП) и должны предоставляться налогоплательщику для ознакомлени я Решение ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10 ;
  • положение Порядка учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателям и пункт 13, подп. 1— 3 п. 15 Порядка. утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 . ВАС не согласился с тем, что предприниматели должны определять доходы и расходы только кассовым методо м Решение ВАС РФ от 08.10.2010 № ВАС-9939/10 .
  • Неважно, ЧТО было обжаловано (письмо контролирующих органов, утвержденный ими порядок или требования), — решение ВАС вступает в силу с момента принятия. С этого же момента не должен применяться НПА или его норма, признанные недействующими. У вас же есть все основания оспорить, к примеру, решение налогового органа, основанное на требованиях, изложенных в обжалованном документ е ч. 4, 5 ст. 195 АПК РФ . Вместе с тем, руководствуясь решением ВАС РФ, удостоверьтесь, что оно не было отменено Президиумом ВАС РФ.

    Информационные письма ВАС

    В информационном письме Президиума ВАС РФ может быть либо обзор практики арбитражных судов, с которой согласился ВАС, либо информация о позиции ВАС РФ по разрешению конкретной проблемы. Формально такие письма не содержат приказов кому бы то ни было. В информационных письмах даны лишь рекомендации арбитражным судам и информация для сведения других ли ц ст. 16 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ .

    На позицию ВАС, заявленную в информационном письме, ссылаться можно и нужно. Возможно, что инспекция проигнорирует письмо ВАС. Но в арбитражном суде вы легко докажете свою правоту.

    Постановления ВАС

    При использовании постановлений Высшего арбитражного суда также возможно несколько уровней риска. Есть постановления Пленума ВАС, а есть постановления Президиума ВАС. Постановления Пленума:

  • указывают всем арбитражным судам, как надо применять нормы права;
  • во многом определяют судебную практику на места х п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ .
  • Если в постановлении Пленума ВАС (оно может быть совместным с Пленумом Верховного суда) зафиксирована позиция по какому-то вопросу, то:

  • это постановление не в вашу пользу — это 100%-й проигрыш в суде;
  • это постановление в вашу пользу — это 100%-й выигрыш.
  • Практически такой же уровень, как и постановления Пленума ВАС, имеют постановления Президиума ВАС.

    Конечно, ни в одном законе прямо не говорится, что постановления Президиума ВАС обязательны для нижестоящих судов. Прецедентное право в России не узаконено, как в Великобритании или США, где решение суда по конкретному спору обязательно для всех судов. Наши суды применяют, а не создают законы.

    Но Президиум ВАС РФ может придавать прецедентный характер своим постановления м п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ; п. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ от 21.01.2010 № 1-П . А рядовые суды могут ссылаться на постановления Президиума в мотивировочной части своих решени й ч. 4 ст. 170 АПК РФ . Что они и делают. Поэтому вам лучше не вступать в противоречие с позицией Президиума ВАС, если:

  • ваша ситуация соответствует рассмотренной Президиумом ВАС;
  • постановление было не в пользу налогоплательщика.
  • И наоборот, если Президиум ВАС поддержал налогоплательщика, то и вы в аналогичной ситуации практически ничем не рискуете.

    Как взаимодействуют арбитражные суды с Президиумом ВАС РФ?

    Из авторитетных источников

    “ В 2010 г. Президиумом ВАС РФ были отменены судебные акты ФАС Московского округа по 77 делам, что составляет 0,45% от числа дел, рассмотренных кассационной инстанцией.

    Я не считаю, что таких судебных актов должно быть как можно меньше, ведь дела передаются в Президиум ВАС РФ для формирования судебной практики в арбитражных судах. А дела ФАС Московского округа самые сложные в силу специфики региона, нахождения здесь федеральных органов власти, крупнейших корпораций и банков. Неудивительно, что дела нашего суда чаще передаются в Президиум ВАС РФ, чем дела других округов.

    Практику ВАС РФ мы изучаем на совещаниях судей. Особое внимание при обсуждении причин отмены судебных актов ФАС Московского округа уделяется случаям нарушения норм процессуального права. Они редки, но должны быть исключены полностью ” .

    Определения ВАС

    Нередко бывает, что и в профессиональной литературе, и в консультациях пишут: «Позиция Высшего арбитражного суда такая-то» — и указывают определение ВАС. Однако действительно ли определение ВАС — это позиция Высшего арбитражного суда? Чтобы разобраться в этом, давайте посмотрим, кем и когда выносятся такие судебные акты.

    Итак, как быть с определениями ВАС РФ?

    На наш взгляд, общее правило таково — лучше на определения не ориентироваться, ведь мнение трех отдельных судей — это еще не позиция ВАС РФ. Но как на них тогда реагировать?

    1. Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ не стоит использовать в работе, надо дождаться, когда появится Постановление Президиума ВАС РФ.

    Да, коллегия судей всегда обосновывает, почему она решила передать дело в Президиум. Поэтому в определении всегда есть мотивировочная часть, где подробно:

  • излагается суть спора;
  • анализируются правовые нормы.
  • Эту часть определения многие возвышают до уровня позиции ВАС РФ. И действительно, часто Президиум воспроизводит эту часть определения в своем постановлении. Но все же не всегда. Ведь Президиум ВАС РФ при принятии решения не связан мнением коллегии судей, принимавшей определение. И спор по существу может быть разрешен совсем иначе, чем усматривалось из определения.

    Именно так было со спором о возможности признания продавцом отрицательных суммовых разниц при исчислении НДС. Вопрос стоял так: можно ли уменьшить НДС, исчисленный при отгрузке товара с ценой в условных единицах, если на дату оплаты их курс упал? Из определения о передаче дела в Президиум явно читалось, что этого делать нельз я Определение ВАС РФ от 19.08.2008 № 9181/08 . А Президиум с этим не согласился и решил, что как раз можн о Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 9181/08 .

    До августа 2008 г. налогоплательщикам, уменьшавшим налоговую базу по НДС на суммовые разницы, неоднократно отказывали в передаче подобных дел для пересмотра в порядке надзор а Определения ВАС РФ от 16.03.2007 № 83/07 , от 15.04.2008 № 4359/08 .

    2. Определения об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ (в том числе если дело направили на рассмотрение в кассацию) тем более не стоит использовать в работе. Если нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС), а вам важно учесть мнение судей, лучше ознакомиться с позицией федерального арбитражного суда вашего региона.

    Во-первых, зачастую позиция судей ВАС в таких отказных определениях вообще не видна.

    А во-вторых, часто в Президиум ВАС не передаются дела с прямо противоположными решениями по одному и тому же вопросу. Но это вовсе не значит, что Высший арбитражный суд соглашается с обеими позициями.

    Так, до 2009 г. арбитражная практика по правомерности вычета НДС по коммунальным услугам, возмещаемым арендатором арендодателю сверх арендной платы, сложилась противоречивая. Одни суды признавали применение арендатором налогового вычета по коммунальным платежам правомерным, другие, наоборот, отказывали в вычете. И вот по двум таким делам с противоположными решениями было отказано в передаче дела в Президиум ВА С Определения ВАС РФ от 29.01.2008 № 18186/07, от 20.06.2008 № 7597/08 . Однако чуть позднее подобный спор все-таки был передан в Президиум ВАС.

    И в результате Президиум ВАС поддержал арендатора, признав его право на вычет НДС со стоимости коммунальных услуг на основании счетов-фактур, выставленных ему арендодателе м Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 .

    Арбитражные суды следуют курсу Президиума ВАС Р Ф Постановления ФАС ВСО от 23.06.2009 № А33-12783/08-Ф02-2566/09; ФАС МО от 26.01.2010 № КА-А40/15230-09; ФАС ЦО от 03.09.2009 № А09-12322/2008 . А вот ФНС России по-прежнему считает, что если плата за коммунальные услуги взимается с арендатора на основании договора с формулировкой «возмещение затрат арендодателя», то НДС на нее арендодатель не начисляет и счет-фактуру не выставляет. Соответственно, и вычет входного НДС ни арендатор, ни арендодатель получить не могу т п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/[email protected] .

    3. Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, но с возможностью пересмотра по новым обстоятельствам не стоит использовать в работе. Если судьи приняли такое определение, значит, есть соответствующая позиция ВАС (высказанная в постановлении Пленума ВАС, решении ВАС, информационном письме или постановлении Президиума ВАС), на которую и надо опираться.

    Определения ВАС РФ лучше не использовать!

    Решения ФАС

    Их надо принимать во внимание, если:

  • нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС);
  • позиция ВАС была, но после этого существенно изменилось законодательство;
  • ВАС давно по этому вопросу не высказывался и вы подозреваете, что практика могла поменяться.
  • Отслеживать надо, в первую очередь, акты ФАС вашего округа. К примеру, для москвичей имеет значение лишь позиция московского ФАС. А она может отличаться от позиций других судов. То же касается и остальных регионов. И только тогда, когда в вашем округе подобные дела не рассматривались, можно посмотреть, что решают ФАС других округов. Кстати, позицию окружных судов надо смотреть в динамике: какая она сейчас и менялась ли она в предыдущие 3 года.

    Если судебной практики по интересующему вас вопросу в вашем регионе много, значит, риск претензий со стороны налоговиков велик. Но если ваш ФАС разрешает споры стабильно в пользу налогоплательщиков, риск проиграть суд минимален.

    Неважно, какие риски вы оцениваете, изучая позицию судов. Важно, что вы знаете, какой судебной практикой стоит пользоваться, а какой — нет.

    glavkniga.ru

    Образовательный портал — все для студента юриста.

    III. Судебная система РФ.

    1. Понятие судебной системы РФ.

    Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

    Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

    2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

    Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

    К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

    — принцип законности. (ссылке на все)

    — принцип единства судебной системы РФ

    — принцип осуществления правосудия только судом.

    — принцип равенства всех перед законом и судом.

    — принцип независимости судей.

    — принцип презумпции невиновности.

    — принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

    — принцип состязательности сторон.

    — принцип открытости судопроизводства.

    — принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

    — принцип обязательности судебных решений.

    — принцип государственного или национального языка в судах.

    3. Система судов РФ.

    Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

    Систему судов РФ можно описать следующим образом:

    1. Конституционные суды в РФ:

    — Конституционный суд РФ.

    — Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

    2. Суды общей юрисдикции в РФ.

    — Верховный суд РФ

    — Суды субъектов РФ

    — Городские (районные) суды

    2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

    — Военная коллегия Верховного суда РФ.

    — Военные (флотские) окружные суды РФ.

    — Гарнизонные суды РФ

    3. Арбитражные суды в РФ.

    — Высший Арбитражный Суд РФ.

    — Федеральные арбитражные суды округов

    — Арбитражные суды округов

    — Арбитражные суды субъектов РФ

    4. Иные суды, действующие на территории РФ.

    — Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

    В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

    К федеральным судам относятся:

    — Конституционный суд РФ

    — Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

    — Военные и специализированные суды.

    — Высший арбитражный суд РФ

    Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

    — Арбитражные апелляционные суды.

    — Арбитражные суды субъектов РФ.

    К судам субъектов РФ относятся:

    — Конституционные (суды) субъектов РФ.

    4. Судебное звено судебной системы РФ.

    Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

    В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

    К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

    К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

    5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

    Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

    В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

    Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

    Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

    Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

    Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

    6. Органы судейского сообщества.

    Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

    В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

    В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

    — Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

    — Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

    Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

    — Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

    — Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

    7. Судья в РФ.

    В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    8. Статус судей в РФ.

    Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

    Элементы статуса судей:

    — правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

    — правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

    — права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

    — правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

    1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

    Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

    В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

    — Иметь гражданство Российской Федерации.

    — Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

    — Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    — Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

    — Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    — Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

    — Достижение определенного возраста:

    Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

    Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

    Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

    Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

    В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

    Порядок наделения судей полномочиями:

    В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

    9. Гарантии судей в РФ.

    Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

    Виды гарантий судей в РФ:

    — Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

    — Гарантии неприкосновенности судей.

    — Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

    — Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

    — Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

    10. Присяжные и арбитражные заседатели.

    Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

    Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

    Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

    Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

    В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

    ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

    ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

    allstatepravo.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на ребенка-инвалида в 2014 году Выплаты, пособия и жилищные льготы Выплаты усыновителям - от Российской Федерации В зависимости от возраста ребенка усыновители имеют право на следующие федеральные (т.е. общероссийские) выплаты : (1) Пособие по беременности и родам, которое выплачивается за период со дня усыновления и […]
    • Иск о моральном вреде при побоях Иск о моральном вреде при побоях В … районный суд Истец: … (ФИО потерпевшего) Место жительства: …, тел. … Ответчик: … (Ф.И.О. причинителя вреда) Место жительства …, тел. … Цена иска: … рублей ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о возмещении морального вреда, причиненного преступлением Вступившим в […]
    • Жалоба не медицинские услуги Претензия на некачественное оказание медицинских услуг Содержание статьи Некачественная медицинская помощь не редкость в нашей стране. Оказаться в подобной ситуации – настоящее испытание, обосновать свои справедливые претензии сложно. Однако и из сложных ситуаций существует выход – […]
    • Образец заявления на возмещение от фсс Образец заявления на возмещение от фсс З аявление на возмещение средств из ФСС РФ (образец). ООО «Пути успеха Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Измайловская 6, оф.4, рег. номер в ФСС РФ 7701856987 Директору Филиала №2 Фонда социального страхования Заявление о возмещении расходов по […]
    • Факт вступления в силу законов Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц Под действием закона понимается «обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций, и иных субъектов права» [117] […]
    • Прокурор это исполнительная власть Прокурор это исполнительная власть 1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана […]
    • Преамбула к приказу Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 18 апреля 2000 г. N 89 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок" (с изменениями и дополнениями) Приказ Федеральной службы воздушного […]
    • Закон о предоставление персональных данных Предоставление персональных данных судебным приставам-исполнителям Компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 10 августа 2010 г. вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и статью 64 […]