Судейский закон

Главная / Судейский закон

§ 1. Судейский корпус

Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В его состав включаются все судьи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, в том числе и военных судов, арбитражных судов, а также судьи судов субъектов Российской Федерации: конституционных (уставных) судов и мировые судьи. В судейский корпус включаются не только действующие, но и судьи, пребывающие в отставке.
Осуществляя функцию реализации судебной власти, судьи выполняют сложные и ответственные обязанности по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских и административных дел, а также по обеспечению конституционного контроля. В силу специфики этой деятельности, судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих их правовое положение, и составляет понятие статуса судей.
Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Этот принцип единого подхода получил отражение в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Закона РФ от 14 апреля 1993 г. и Федерального закона от 21 июня 1995 г. с дополнениями и изменениями от 17 июля 1999 г., от 20 июня 2000 г. и 5 апреля 2005 г. .
Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда, в том числе и к формированию судейского корпуса, т.е. к требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи; порядку отбора кандидатов и наделению их судейскими полномочиями.
Требования к кандидатам на должность судей установлены ст.119 Конституции Российской Федерации. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Кроме конституционных требований: российское гражданство, минимальный возрастной ценз, наличие высшего образования и профессиональной подготовки, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Возраст 25 лет является минимальным для кандидата на должность судьи районного суда. Для занятия должности судьи вышестоящего суда (включая арбитражные суды субъектов Российской Федерации) минимальный возраст кандидата повышается до 30 лет, а судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда – до 35 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность по достижению возраста 40 лет.
Под стажем работы по юридической профессии понимается работа следователем, прокурором, адвокатом, секретарем судебного заседания, а также профильная научная и педагогическая деятельность. К судьям Конституционного Суда РФ предъявляются более высокие требования. Профессиональный стаж не менее 15 лет и признание их высокой квалификации в области права.
Отметим, что различные подходы к требованиям в отношении возраста и профессиональной подготовки, предусмотренные ст.119 Конституции Российской Федерации, должны устанавливаться федеральным законом, что и имеет место на практике .
Законом предусмотрено предварительное медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакансия, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию, которая и объявляет в средствах массовой информации об открытии конкурса. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший установленного законом возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при квалификационной коллегии судей экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей.
Положение об экзаменационных комиссиях, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей, определяет круг лиц, которые допускаются к сдаче квалификационного экзамена: лица, ранее не являвшиеся судьями; ранее работавшие судьями, но ушедшие с должности; лица, пребывающие в отставке и пожелавшие вновь вернуться на судебную должность.
Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, включающим вопросы по различным отраслям права и задачи из судебной практики. Решение экзаменационной комиссии не подлежит обжалованию. При отрицательном результате повторная сдача экзамена возможна не ранее чем через шесть месяцев. От сдачи квалификационного экзамена освобождается кандидат на должность мирового судьи, имеющий стаж работы судьей федерального суда не менее пяти лет. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.
После сдачи экзаменов каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.
Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.
Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.
Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (ст.138), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст.13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст.6).
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Необходимость согласования при наделении судейскими полномочиями судей федеральных судов в субъектах Федерации (районного и областного звена) предусмотрена п. «л» ст.72 Конституции Российской Федерации, которой кадры судебных органов отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.
Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
В случае отклонения представленной кандидатуры на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда соответствующая квалификационная коллегия судей имеет право при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.
Полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Судьи районных судов и судьи гарнизонных военных судов впервые назначаются на 3 года, по истечению которых они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 15 лет.
Мировые судьи назначаются (избираются) на срок не более 5 лет. Повторно они могут быть назначены на любой срок, но не менее 5 лет. Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов в регионах устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
К осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
Наделение полномочий завершается выдачей судьям удостоверений, подписанных Президентом Российской Федерации.

См., например, ст.8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

lawtoday.ru

Закон об органах судейского сообщества РФ

Судейское сообщество в Российской Федерации представляет собой цельную структуру, объединяющую всех судей государства. В него входят судьи всех специализаций и уровней. В целях регулирования деятельности органов, формирующихся в рамках судейского сообщества в Российской Федерации был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.

Описание Федерального закона 30

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» N 30-ФЗ принят Госдумой в третьем чтении 15 февраля и одобрен Советом Федерации 27 февраля 2002 года. Официальная публикация настоящего нормативного акта и его вступление в силу произошли 14 марта того же года.Текст 30-ФЗ об органах судейского сообщества в Российской Федерации включает в себя 5 глав и 29 статей.

Настоящий Федеральный закон о судейском сообществе регламентирует ( ст. 14):

  • Деятельность Всероссийского съезда судей;
  • Порядок заседаний Совета судей Российской Федерации;
  • Упорядочивание деятельности Квалификационных судейских коллегий;
  • Организацию и ревизию деятельности Высшей экзаменационной комиссии.

Согласно статье 2 рассматриваемого закона, каждый судья, ведущий деятельность в субъектах Российской Федерации, вступает в членство судейского сообщества в момент принесения им присяги. Вышедшие в отставку судьи указанного членства не лишаются и могут привлекаться к деятельности в органах судейского сообщества на основе его добровольного решения.

Преимущественными задачами судейского сообщества являются:

  • Совершенствование судопроизводства;
  • Протекция юридических прав судей;
  • Содействие организаторскому, кадровому и информативно-ресурсному обеспечению судебной системы;
  • Утверждение авторитетности судебных органов;
  • Следование уставу Кодекса судейской этики.
  • Органы судейского сообщества и их полномочия

    Согласно тексту статьи 6 действительного Федерального закона, Всероссийский судейский съезд представляет собой высший уполномоченный орган судейского сообщества. Под полномочия съезда не попадает только решение вопросов относительно квалификационных коллегий и комиссий по экзаменационным процедурам. Судейский этический кодекс утверждается и видоизменяется съездом.

    Делегация съезда определяется и назначается в следующем составе:

    • 10 представителей судейства от Конституционного суда РФ;
    • 20 судей от Верховного суда Российской Федерации;
    • По 2 вершителя правосудия от арбитражных и апелляционных судов каждого округа;
    • По 1 судье от мировых судей, арбитражных судов всех регионов РФ, Окружных военных, уставных и других судов каждого объекта Российской Федерации.
    • Созыв съезда происходит 1 раз в 4 года и считается проведённым, если в нём приняло участие больше половины назначенных делегатов. Главенствующую роль на указанном мероприятии занимает председатель Совета судей Российской Федерации.

      В полномочия Высшей квалификационной коллегии входят следующие обязанности:

    • Рассмотрение заявлений соискателей должности Председателя Верховного суда РФ и предоставление заключений Президенту;
    • Рассмотрение заявлений соискателей должности Заместителя Верховного суда РФ и прочих должностных лиц соответствующего юридического органа;
    • Осуществление проверки информации, опубликованной в СМИ и повествующей о недобросовестности и превышении полномочий определённого судьи;
    • Объявление в СМИ об освобождении вакансии на должности Председателя Верховного суда Российской Федерации, Заместителя Председателя верховного суда и других должностей;
    • Лишение полномочий определённых судей, а также приостановление и возобновление их деятельности;
    • Осуществление аттестации и признания квалификации судей Высшей судебной палаты;
      Присуждение судьям первые и вторые классы по квалификации;
    • Назначение взысканий по причине дисциплинарных нарушений на служителей Верховного суда Российской Федерации;
    • Принятие решений о присвоении служителям Фемиды наград государственного масштаба;
    • Распоряжение о привлечении к деятельности судейского сообщества находящихся в отставке служителей закона.
    • Деятельность Высшей квалификационной коллегии не может осуществляться, если существует в составе менее 2/3 от требуемого числа членов.
    • Если рекомендация в пользу соискателя на должность судьи оформлена Высшей квалификационной коллегией, экзамены на допуск к озвученной должности принимает Высшая экзаменационная комиссия (ст. 26.1).

      Как и другие Федеральные законы, ФЗ-30 регулярно претерпевает актуальные изменения. Последние поправки в действительный Федеральный закон внесены 2 июня 2016 года.

      Для подробного изучения деятельности судейского сообщества необходимо ознакомиться с положениями соответствующего нормативного акта.

      Текст Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» N 30-ФЗ с последними поправками можно скачать по ссылке:

      Изменения в ФЗ о судейском сообществе

      Последние поправки в ФЗ об органах судейского сообщества в РФ произведены 2 июня 2016 года. Изменяющим документом стал нормативный акт N 168-ФЗ.

      Поправки коснулись статьи 11.1 действительного Федерального закона. Подпункт 1 пункта 8 указанной статьи гласит, что члены Высшей экзаменационной комиссии избираются делегацией Всероссийского съезда посредством закрытого голосования. Избранными считаются служители закона, набравшие больший процент голосов в соотношении с другими претендентами.

      Ранее немаловажные поправки претерпели статьи 17 и 22 рассматриваемого Федерального закона 30-ФЗ о судейском сообществе. Существенные изменения в статью 17 действительного нормативного акта введены 12 марта 2014 года и относятся к уточнениям полномочий Высшей квалификационной коллегии. В частности уточняется, что указанный орган является посредником между представителями судопроизводства и Правительством Российской Федерации. Уполномоченным органом выносятся взвешенные и мотивированные решения в адрес деятельности того или иного судьи и передаются на рассмотрение Президенту РФ.

      В текст статьи 22 ФЗ-30 весомые поправки внесены 2 октября 2012 посредством положений нормативного акта N 165-ФЗ. Согласно введённым изменениям, пункт 1 статьи 22 постановляет, что рассмотрение дела о лишении полномочий судьи, превысившего должностные полномочия является прямой обязанностью квалификационной коллегии. Если информация о совершённом проступке требует дополнительной проверки, деятельность указанного служителя закона приостанавливается до выяснения обстоятельств (п. 3).

      210fz.ru

      Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

      Утвержден
      VIII Всероссийским съездом судей
      19 декабря 2012 года

      Кодекс судейской этики

      Судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности. Такое правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти.

      Государственные гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости судей, недопустимости вмешательства в их деятельность, высокий уровень материального и социального обеспечения являются не личной привилегией судей, а средством обеспечения целей правосудия — вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

      Судьи Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, развивая и конкретизируя их в целях обеспечения права каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая свою ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия, принимают Кодекс судейской этики.

      ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Предмет регулирования

      1. Кодекс судейской этики, являясь актом судейского сообщества, устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей.

      2. Необходимость соблюдения Кодекса судейской этики определяется статусом судьи, самим фактом наделения конкретного лица судейскими полномочиями принимать окончательное решение по вопросам, затрагивающим права, свободы и обязанности лиц, обращающихся за судебной защитой.

      3. Судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации.

      4. Положения Кодекса судейской этики, устанавливающие повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права и свободы.

      Статья 2. Сфера применения

      1. Действие Кодекса судейской этики распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке.

      2. Правила профессионального поведения, установленные Кодексом судейской этики, применяются также к лицам, привлекаемым в соответствии с федеральным законом к осуществлению правосудия, в период выполнения ими функции по отправлению правосудия.

      3. В тех случаях, когда какие-либо вопросы судейской этики не урегулированы Кодексом судейской этики, судья должен следовать общепринятым принципам нравственно-этического поведения в обществе, а также международным стандартам в сфере правосудия и поведения судей.

      4. Председатели судов, судьи должны ознакомить с содержанием Кодекса судейской этики помощников судей, секретарей судебного заседания, иных работников аппаратов судов.

      5. Если судья испытывает затруднения в определении того, будет ли его поведение в конкретной ситуации отправления правосудия либо во внесудебной деятельности соответствовать требованиям профессиональной этики и статусу судьи или если судья не уверен в том, как поступать в сложной этической ситуации, чтобы сохранить независимость и беспристрастность, он вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию Совета судей Российской Федерации по этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

      Статья 3. Понятия, используемые в Кодексе судейской этики

      В Кодексе судейской этики используются следующие понятия:

      близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, а также дедушки, бабушки, внуки;

      супруг (супруга) судьи — лицо, состоящее в зарегистрированном браке;

      члены семьи судьи — супруг, супруга, родители, дети, любой другой близкий родственник, проживающий совместно с судьей;

      лица, привлекаемые в установленном законом порядке к осуществлению правосудия — присяжные заседатели, арбитражные заседатели;

      окончательный судебный акт — судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в суде соответствующей судебной инстанции.

      ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОВЕДЕНИЮ СУДЬИ

      Статья 4. Требования о соблюдении законодательства и Кодекса судейской этики

      1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

      2. В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи.

      3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.

      Статья 5. Требования об обеспечении приоритетности в профессиональной деятельности

      1. Судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей.

      2. Судья не вправе уклоняться от рассмотрения поступивших к нему заявлений, ходатайств и жалоб или иным образом отказываться от исполнения своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, требующих заявления самоотвода.

      3. На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов.

      4. Судья помимо выполнения судейских полномочий может заниматься другой разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной, творческой, если это не препятствует осуществлению правосудия.

      Статья 6. Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса

      1. Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.

      2. Судья должен добросовестно пользоваться своими гражданскими правами и исполнять гражданские обязанности. Он не должен использовать свое служебное положение для получения личных преимуществ в гражданско-правовых отношениях. Ему следует избегать заключения договоров, влекущих возникновение финансовых обязательств, с лицами, находящимися от него в служебной зависимости, а также с лицами, являющимися участниками судебных процессов по делам, находящимся в его производстве.

      3. Судья не должен использовать свой статус в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, своих родственников, друзей, знакомых (например, получение кредита, заключение договоров на иных условиях, чем это предусмотрено в отношении других лиц); требовать либо принимать не предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы, выплаты и преимущества (например, ссуды, беспроцентные займы, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и обязан принять разумные меры к тому, чтобы указанные льготы, выплаты и преимущества не могли быть приняты членами его семьи, если это вызвано действиями, которые судья совершил или намеревается совершить, либо бездействием судьи в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

      Судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам; получать вознаграждение, связанное с выполнением обязанностей по осуществлению правосудия, из иных источников, кроме федерального бюджета, а в случаях, предусмотренных законом, — бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

      4. Судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи.

      5. Судья не должен совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

      Статья 7. Требования относительно принятия званий, наград, подарков

      Судья может принимать почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия, в том числе иностранных государств, политических партий, общественных объединений и других организаций, а также получать подарки в случаях и в порядке, установленных законодательством.

      ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУДЬИ

      Статья 8. Принцип независимости

      1. Независимость судебной власти является конституционным принципом обеспечения верховенства права при осуществлении правосудия, условием беспристрастности и основной гарантией справедливого судебного разбирательства. Поддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.

      2. Судья при рассмотрении дела обязан придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса. Судья должен осуществлять судейские полномочия, исходя исключительно из оценки фактических и правовых обстоятельств дела, в соответствии с внутренним убеждением, уважая процессуальные права всех участвующих в деле лиц, независимо от какого-либо постороннего воздействия, давления, угроз или иного прямого или косвенного вмешательства в процесс рассмотрения дела, с какой бы стороны оно не оказывалось и какими бы мотивами и целями не было вызвано.

      3. Судья должен осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было. Публичное обсуждение деятельности судьи, критические высказывания в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность выносимого им решения.

      О любых попытках воздействия на судью, прямого или косвенного давления на него с целью повлиять на выносимое решение судье следует поставить в известность председателя суда, судейское сообщество, а также правоохранительные органы.

      4. Судье следует проинформировать лиц, участвующих в деле, о любых устных либо письменных обращениях непроцессуального характера, поступивших к нему в связи с рассмотрением конкретного дела, а также о наличии обстоятельств, могущих поставить его в ситуацию конфликта интересов.

      Статья 9. Принцип объективности и беспристрастности

      1. Объективность и беспристрастность судьи являются обязательными условиями надлежащего осуществления правосудия. Поведение судьи в ходе судебного разбирательства и вне стен суда должно способствовать поддержанию уверенности общества и участников процесса в объективности и беспристрастности судьи и органов судебной власти.

      2. При исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности.

      3. Судье следует по возможности воздерживаться от совершения таких действий, которые впоследствии могут вызвать конфликт интересов или послужить иным основанием для исключения его участия в судебном разбирательстве.

      4. Судья должен отказаться от рассмотрения дела, если есть предусмотренные законом основания для отвода судьи либо если может возникнуть конфликт интересов, либо может возникнуть ситуация, ставящая под сомнение беспристрастность судьи, в том числе в следующих случаях:

      а) супруг(а) судьи или лицо, являющееся близким родственником одного из них, является лицом, участвующим в деле, или иным участником процесса в данном судебном производстве;

      б) судья или его супруг(а), или лицо, являющееся близким родственником одного из них, имеет заинтересованность в рассматриваемом деле, может существенно повлиять на ход судебного производства, или работает в организации, являющейся участником процесса, или решение суда может существенно затрагивать их интересы;

      в) судья располагает сведениями, согласно которым он может стать свидетелем по существу данного спора;

      г) на судью или членов его семьи оказывается давление, высказываются угрозы или оказывается иное постороннее воздействие, ставящие под сомнение возможность вынесения судьей объективного судебного акта по делу. При этом судья может отказаться от рассмотрения дела в целях обеспечения личной безопасности и безопасности своих близких в случае, если он принял все зависящие от него меры по обеспечению организации своей безопасности и безопасности своих близких и если соответствующие меры безопасности не были осуществлены компетентными органами в разумный срок.

      5. Судья должен избегать ситуаций, когда личные взаимоотношения с участниками процесса могут вызвать обоснованные подозрения или создать видимость наличия у судьи каких-либо предпочтений или предвзятого отношения. При возникновении подобной ситуации судье следует проинформировать об этом лиц, участвующих в деле.

      Статья 10. Принцип равенства

      1. Обеспечение равного отношения ко всем лицам, участвующим в деле, является условием объективного и беспристрастного осуществления правосудия, справедливого судебного разбирательства.

      2. Судья при исполнении своих обязанностей должен руководствоваться принципом равенства, поддерживать баланс между сторонами, обеспечивая каждой из них равные возможности, проявляя объективность и беспристрастность, с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судопроизводства вне зависимости от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

      3. Судья вправе требовать от лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса воздерживаться от проявления пристрастности или предубеждения в отношении любого лица, за исключением тех случаев, которые связаны с установлением фактических обстоятельств, имеют правовое значение для предмета судебного разбирательства и могут быть законным образом оправданы.

      4. Судья должен проявлять корректность в общении с гражданами, с уважением относиться к нравственным обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету судебной власти.

      5. Судья при исполнении своих обязанностей не должен демонстрировать свою религиозную принадлежность.

      6. Судья должен исполнять свои профессиональные обязанности без какого-либо предпочтения и без действительной либо видимой предвзятости, дискриминации, обеспечивая необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, обеспечивая справедливое рассмотрение дела в разумный срок.

      Статья 11. Компетентность и добросовестность судьи

      1. Компетентность и добросовестность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей по осуществлению правосудия.

      2. Судья должен добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности, принимать все меры для своевременного и квалифицированного рассмотрения дела, а также содействовать примирению сторон, мирному урегулированию спора.

      3. Судья должен принимать меры, направленные на обеспечение права каждого на справедливое судебное разбирательство в разумный срок; должным образом организовывать и проводить судебные заседания, не допуская назначения рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, неоднократных и безосновательных отложений судебных разбирательств, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой.

      4. Судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне расширять профессиональные знания, совершенствовать практический опыт и личные качества, необходимые для надлежащего исполнения своих обязанностей. В этих целях судья должен использовать как возможности самостоятельного обучения, так и систематически проходить переподготовку в государственной системе повышения квалификации.

      5. Судья должен знать об изменениях в законодательстве Российской Федерации, о нормах международного права, включая международные конвенции и другие документы в области прав человека, систематически изучать правоприменительную практику, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека.

      6. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей. Конфиденциальная информация, ставшая известной судье в силу его должностного положения, не может быть использована им или раскрыта кому-либо в целях, не связанных с исполнением обязанностей судьи.

      7. Судья должен соблюдать высокую культуру поведения в процессе, поддерживать порядок в судебном заседании, вести себя достойно, терпеливо, вежливо в отношении участников процесса и других лиц, присутствующих в судебном заседании.

      Судья должен требовать такого же поведения от участников процесса и всех лиц, присутствующих в судебном заседании, а также от работников аппарата суда.

      Статья 12. Правила поведения при осуществлении организационно-распорядительных полномочий

      1. Профессиональная деятельность судьи включает в себя не только исполнение обязанностей по судебному разбирательству дела и принятию решения, но и выполнение других задач и полномочий, в том числе организационно-распорядительного характера, имеющих отношение к деятельности суда. При этом осуществление судебных функций имеет приоритетный характер по отношению к другим видам деятельности.

      2. Судья, имеющий организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей (председатель суда, заместитель председателя суда) в своей профессиональной деятельности должен не только исполнять обязанности по отправлению правосудия, но и добросовестно выполнять возложенные на него административные полномочия, поддерживать высокий уровень профессиональной квалификации в сфере судебного администрирования и способствовать повышению эффективности исполнения служебных обязанностей другими судьями и работниками аппарата суда.

      3. Председатель суда (заместитель председателя суда) при осуществлении организационно-распорядительных полномочий не вправе допускать действия (бездействие), ограничивающие независимость судей, оказывать давление на них, а также использовать иные методы административного воздействия, имеющие целью повлиять на деятельность судей по отправлению правосудия.

      4. Поскольку отправление правосудия невозможно без четкой организации работы аппарата суда, ненадлежащая организация работы суда и его аппарата подрывает доверие к суду, умаляет авторитет судебной власти.

      Председатель суда (заместитель председателя суда) обязан предпринимать все необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения судьями своих обязанностей, в том числе меры организационного, финансового, материального, социально-бытового характера.

      5. Председатель суда должен обеспечивать равномерное распределение служебной нагрузки среди судей и работников аппарата суда.

      6. Председатель суда должен добросовестно использовать свое право решать кадровые вопросы, избегая необоснованных назначений, покровительства, семейственности. При осуществлении организационно-распорядительных полномочий председатель суда должен быть корректным, сдержанным по отношению к судьям и к иным лицам, находящимся в его подчинении, терпимо относиться к критике своих действий, не допускать прямого или косвенного преследования за критическое отношение к себе.

      Недопустимы как противоправное покровительство по службе (незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью), так и попустительство по службе (непринятие мер за упущения или нарушения, допущенные в служебной деятельности, нереагирование на неправомерные действия).

      7. Судья вправе требовать от помощника судьи, секретаря судебного заседания и других работников аппарата суда соблюдения общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих, определенных должностным регламентом, поддержания высокого профессионального уровня, соблюдения надлежащей этики поведения, запретов, ограничений, выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.

      8. Судья не должен поручать или предписывать работникам аппарата суда выполнять такие действия, которые считались бы нарушением Кодекса судейской этики, если бы были предприняты непосредственно самим судьей.

      Статья 13. Взаимодействие со средствами массовой информации

      1. Эффективность судебной деятельности зависит от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений.

      В целях объективного, достоверного и оперативного информирования общества о деятельности суда судья должен взаимодействовать с представителями средств массовой информации.

      2. Судья должен способствовать профессиональному освещению в средствах массовой информации работы суда и судей, так как это не только помогает формированию правосознания граждан и укреплению доверия к суду, повышению авторитета правосудия, но и содействует выполнению средствами массовой информации их важной общественной функции по информированию граждан обо всех социально значимых событиях.

      3. При освещении судебной деятельности в средствах массовой информации судья должен проявлять осмотрительность, не делать комментариев по существу дел, по которым не принято окончательных судебных актов. Однако это не исключает права судьи давать информацию о процессуальных стадиях рассмотрения дела. По рассмотренному делу судья вправе в устной или письменной форме разъяснить принятый судебный акт.

      4. Судья должен проявлять сдержанность и корректность при комментировании решений своих коллег. Судья вправе давать пояснения либо комментарий к принятому им решению, высказывать мнение о сложившейся практике применения норм материального и/или процессуального права.

      В среде судейского сообщества судья может выражать несогласие с поведением коллег в целях устранения недостатков в сфере судопроизводства, предупреждения и устранения нарушений конституционных и международно-правовых принципов публичности (гласности) судопроизводства.

      5. Если деятельность судьи освещается в средствах массовой информации таким образом, что о работе судов и судей складывается искаженное представление, то решение о форме реагирования на такие выступления средств массовой информации должно приниматься каждым судьей самостоятельно, на основе тех законных средств, которыми он обладает как гражданин. Личное обращение судьи в правоохранительные органы с целью защиты чести и достоинства или в средства массовой информации для публичного ответа на критику целесообразно тогда, когда иные способы реагирования исчерпаны или прибегнуть к ним не представляется возможным.

      6. Судья, отвечая на публичную критику, должен проявлять сдержанность и осмотрительность. В тех случаях, когда в результате необоснованной критики действий судьи в средствах массовой информации могут пострадать авторитет и беспристрастность правосудия, предпочтительным является ответ на критику в виде публикации в средствах массовой информации комментария пресс-службы суда и/или органа Судебного департамента, а также органа судейского сообщества.

      ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СУДЬИ ВО ВНЕСУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Статья 14. Принципы осуществления внесудебной деятельности

      1. Во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости.

      2. Судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия.

      3. Судье не следует заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают препятствия судье для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым заявлениям об отводе или самоотводе судьи либо выходят за рамки ограничений, установленных законодательством о статусе судей в Российской Федерации.

      Статья 15. Участие в деятельности, связанной с развитием права и законодательства

      1. Судья вправе участвовать в мероприятиях, направленных на развитие права и совершенствование законодательства, судебной системы и правосудия.

      2. Судья может выступать с публичными докладами и лекциями, участвовать в публичных слушаниях, научных форумах и конференциях, писать статьи и книги, осуществлять научную и преподавательскую деятельность, в том числе на платной основе, а также заниматься иными видами деятельности, относящимися к сфере права, законодательства, правосудия, если это не противоречит законодательству о статусе судей.

      3. Судья имеет право свободно выражать свое мнение и принимать участие в публичных дискуссиях, в том числе по вопросам эффективности судебной деятельности, разъяснять правовые мотивы принятых им или его коллегами судебных решений. При этом в своих высказываниях (комментариях) судья должен проявлять сдержанность и осмотрительность, быть беспристрастным по отношению к лицам, участвующим в деле, и сохранять лояльность к судебной власти.

      Статья 16. Ограничения, связанные с осуществлением юридической практики

      1. Судья не вправе заниматься адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги в период нахождения в должности судьи. При этом судья вправе представлять самого себя, а также в случае законного представительства и других лиц в судебных органах, давать консультации и оказывать иную юридическую помощь членам своей семьи.

      2. Ограничения, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются к судьям, пребывающим в отставке, если иное не предусмотрено федеральным законом.

      Статья 17. Участие в общественной деятельности

      1. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

      2. Судья вправе состоять в качестве члена в некоммерческих общественных, в том числе профессиональных, благотворительных, образовательных и иных подобных организациях при соблюдении ограничений, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи.

      3. Судья не должен консультировать названные в пункте 2 настоящей статьи организации, оказывать им юридическую помощь по вопросам, которые могут стать предметом судебного разбирательства.

      4. В целях предотвращения возможного конфликта интересов судье, являющемуся членом некоммерческой общественной организации, следует соблюдать требования о недопустимости быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц.

      5. Судья не должен участвовать в сборе средств в пользу общественной организации, призывать членов организации участвовать в сборе средств, если такие призывы могут быть расценены как принуждение или являться по своей сути дополнительной мерой для увеличения сбора средств, а также не должен использовать или позволять другим использовать для указанных целей свой должностной авторитет.

      Статья 18. Взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления

      1. Судья вправе осуществлять взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления по вопросам права, законодательства, судебной системы, судебной практики в той мере, в какой это будет восприниматься как высказывание собственной позиции, основанной на личном опыте и знаниях в той области, в которой он специализируется, избегая при этом всего того, что может вызвать сомнения в его независимости, беспристрастности и оказать влияние на него со стороны должностных лиц указанных органов.

      2. Судья должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководителей этих органов.

      3. Судья может принимать участие в деятельности комитетов, комиссий, образованных государственными органами и органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда их деятельность не связана с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы и если участие в их деятельности будет создавать препятствия в выполнении профессиональных судейских обязанностей или подрывать доверие общества к авторитету судебной власти, вызовет сомнения в независимости и беспристрастности судьи.

      4. Судья может представлять Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации на церемониальных встречах или в связи с историческими, образовательными и культурными событиями.

      Статья 19. Ограничения, связанные с участием в предпринимательской деятельности

      1. Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

      2. Судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса.

      3. Судье следует воздерживаться от деятельности, предполагающей частые сделки, длительные деловые отношения с лицами, которые являются сторонами или представителями по делам, находящимся в производстве суда, где данный судья состоит в должности.

      4. Судья может являться исполнителем завещания или иным доверенным лицом только в отношении имущества или личности члена семьи судьи. При осуществлении полномочий доверенного лица судья должен действовать в рамках тех же ограничений, которые распространяются на его деятельность в таком качестве от своего имени.

      Статья 20. Вознаграждение, получаемое в связи с осуществлением внесудебной деятельности

      Судья вправе получать вознаграждение и возмещение расходов за осуществление внесудебной деятельности, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и если источник этих платежей не создает видимости влияния на исполнение судьей своих профессиональных обязанностей, а размер вознаграждения судьи сопоставим с размером вознаграждения, получаемого за аналогичную деятельность другими лицами, и не превышает разумных пределов, в частности не превышает размеров денежного вознаграждения, получаемого судьей за осуществление своей профессиональной деятельности.

      Статья 21. Ограничения, связанные с участием в политической деятельности

      1. Судья не должен участвовать в политической деятельности.

      2. Судья не должен состоять, возглавлять или иметь какую-либо должность в какой-либо политической организации; выступать в поддержку политической организации или кандидата на выборную должность, а также публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность; участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату либо посещать мероприятия, спонсируемые политической организацией или кандидатом; публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

      Статья 22. Свобода выражения мнения

      1. Каждый судья имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

      2. Судья должен осуществлять свое право на свободу выражения мнения таким способом, который был бы совместим с ограничениями, накладываемыми на него его статусом. При этом он должен проявлять сдержанность во всех случаях, когда авторитет суда и беспристрастность правосудия могут быть поставлены под сомнение. Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

      Статья 23. Участие в профессиональных организациях

      1. Судья обладает свободой создавать ассоциации судей или другие профессиональные организации и правом вступать в них для защиты своих интересов и интересов правосудия, совершенствования статуса судей, профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости.

      2. Профессиональные организации судей, участие в которых является добровольным, должны способствовать защите прав, предоставленных судьям в соответствии с их статусом, перед органами государственной власти, участвующими в принятии решений, касающихся судебной системы и статуса судей.

      3. Мнение судей по вопросам изменения их статуса, определения условий их вознаграждения и социального обеспечения должно быть заслушано на заседаниях органов судейского сообщества.

      ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 24. Вступление в силу Кодекса судейской этики

      1. Кодекс судейской этики вступает в силу со дня его утверждения VIII Всероссийским съездом судей.

      2. Со дня утверждения настоящего Кодекса утрачивает силу Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.

      www.arbitr.ru

      Смотрите так же:

      • Приказ фапси от 13062001 n 152 Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих […]
      • Федеральный закон 127-фз о государственном контроле Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ"О государственном […]
      • Судья егорова взятки Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова уходит Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей РФ сообщила об открытии вакансии "Председателя Московского городского суда". То есть, Ольга Егорова, возглавлявшая 14 лет Мосгорсуд, покидает свою должность. Напомню, что осенью этого года у […]
      • Закона об органах фсб Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г.) Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года Глава II. Основные […]
      • Закон о собственности рсфср от 1990 года Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. С изменениями и дополнениями от: 24 июня 1992 г., 14 мая, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г. Федеральным законом от 30 […]
      • 176 фз закон о связи Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ"О почтовой связи" С изменениями и дополнениями от: 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 26 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 28 июня […]
      • Зд налог Лада 4x4 3D Фиксик › Бортжурнал › ! Куда жаловаться на налоговую. Транспортный налог! Доброго всем времени суток. Пришел мне тут транспортный налог и я офигел. И требуют почти 150 тр, это бред, за 2014 и 2015 года налог уплачен в полном объеме, ко всему прочему мне 'приписали' то, чего […]
      • Закон регулирования вэд Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" С изменениями и […]