Судебная практика пенсии военнослужащих

Главная / Судебная практика пенсии военнослужащих

О некоторых аспектах судебной практики по разрешению споров, связанных с применением военно-пенсионного законодательства. Статьи по предмету Административное право

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЕННО-ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А.В. ЕФРЕМОВ

В настоящей статье автор остановится на некоторых аспектах судебной практики по разрешению споров, связанных с применением военно-пенсионного законодательства.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание читателей журнала на характерные ошибки судей судов общей юрисдикции, вызванные рассмотрением и разрешением дел по соответствующей категории споров без учета особенностей военно-пенсионного законодательства.
В качестве примера приведу Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N 41-В08-41 , в котором указано, что надлежащим ответчиком по делам по искам военных пенсионеров об индексации сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие исполнения обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и выплате компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является военный комиссариат, в связи со следующим.
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года.

Заявитель Ф., являясь пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к военному комиссариату области об индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации вреда здоровью, о взыскании недополученных сумм, ссылаясь на то, что в результате повторного освидетельствования признан инвалидом третьей группы бессрочно вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Определением суда кассационной инстанции решение суда отменено и по делу вынесено новое решение, которым в иске Ф. к военному комиссариату в части индексации ежегодной компенсации вреда здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров отказано. В остальной части решение суда изменено, иные требуемые истцом выплаты взысканы с отдела социальной защиты населения области за счет федерального бюджета.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда, направив дело на новое кассационное рассмотрение по следующим основаниям.
Изменяя частично решение суда первой инстанции, судебная коллегия пришла к выводу о том, что обязанность по выплате истцу ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью должна быть возложена на отдел социальной защиты населения области.
При этом суд кассационной инстанции сослался на п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 (в редакции от 11 мая 2007 г.), в соответствии с которым представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с абз. 3 п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) являются органы социальной защиты населения уполномоченные, согласно ч. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Между тем из материалов дела видно, что Ф. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, выплаты возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, производит ему военный комиссариат области. В деле имеются справки о том, какие выплаты, в каком размере назначены и выплачиваются истцу военным комиссариатом.
Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на органы социальной защиты населения не возложена обязанность по выплате предусмотренных названным Законом компенсаций военным пенсионерам. Истец относится к той категории граждан, которым данные выплаты производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Все чаще стали обращаться в суды пенсионеры из числа граждан, уволенных с военной службы, с исками о защите пенсионных прав и взыскании недополученной пенсии к военным комиссариатам субъектов Российской Федерации, указывая на неправильный расчет военной пенсии без учета районного коэффициента, из которого она, по мнению истцов, должна быть исчислена.
В Определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 4 октября 2005 г. по делу N 33-7119/2005 Президиум Свердловского областного суда указал следующее.
Часть 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, не распространяется.
Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании суммы недополученной пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 начиная с 1 января 1994 г., об индексации суммы задолженности, обязании ответчика на будущее выплачивать пенсию с учетом районного коэффициента 1,7.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в районах Крайнего Севера в течение 13 лет 2 месяцев, в том числе 12 лет 11 месяцев — на атомных подводных лодках. С 30 октября 1987 г. ему назначена пенсия за выслугу лет в г. Екатеринбурге Свердловским областным военкоматом с применением уральского районного коэффициента 1,15.
С 19 февраля 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». По мнению истца, ст. 31 названного Закона распространяется на военнослужащих и дает ему право на перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента по месту службы, поскольку его служба на атомных подводных лодках равноценна гражданской работе с особыми условиями труда по Спискам N 1 и N 2 в районах Крайнего Севера более 8 лет и 4 месяцев.
В период рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил применить к расчету его пенсии коэффициент 1,4, действующий для Мурманской области, и отказался от требований об индексации пенсии.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга исковые требования Б. удовлетворены частично, Военный комиссариат Свердловской области обязан произвести перерасчет пенсии с 1 января 2003 г. с учетом районного коэффициента 1,4, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по пенсии за период с 1 декабря 1999 г. по 31 декабря 2002 г. в сумме 40774 руб. 14 коп.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда решение оставлено без изменения .
———————————
Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 4 октября 2005 г., дело N 33-7119/2005.

Президиум Свердловского областного суда отменил решение суда первой инстанции и определение судебной коллегии по следующим основаниям.
Удовлетворяя частично исковые требования Б., суд ошибочно признал возможным применить ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для перерасчета пенсии военнослужащему.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 31 названного Закона сохраняющей свое действие до признания ее утратившей силу Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. В силу ч. 2 ст. 1 того же Закона установленные им государственные гарантии и компенсации предоставляются, в частности, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в случаях, предусмотренных названным Законом. В ч. 1 ст. 31 Закона ссылка на распространение ее норм на военнослужащих отсутствует.
Таким образом, ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, не распространяется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 декабря 2004 г. N 461-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Т. на нарушение его конституционных прав ст. 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» указал, что действие этого Закона согласно ч. 1 ст. 1 распространяется на лиц, работающих по найму, т.е. на основании трудового договора, постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и на лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из ч. 2 той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом. Право на перерасчет пенсий с применением районного коэффициента для военнослужащих названный Закон не предусматривает. Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом — Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы от аналогичных параметров трудовых пенсий. Пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от возраста, а их размеры значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении и президиум Свердловского областного суда, ссылаясь на данное определение, приходят к вполне законному выводу о том, что военные пенсии подлежат перерасчету только при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные ст. ст. 17 и 24 названного Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 названного Закона) была исчислена с применением ч. 1 указанной статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 введена Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ).
Частью 3 ст. 48 названного Закона предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) по последнему месту службы независимо от времени обращения за назначением пенсии (ч. 3 введена Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ, до этого времени законом такое право не было предусмотрено).
Из материалов дела следует и не оспаривалось Б., что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях он прослужил 13 лет 2 месяца и 2 дня, поэтому оснований для выплаты ему пенсии с учетом районного коэффициента 1,4 не имеется.
Применение судом законодательства о назначении пенсий по возрасту (старости) гражданским лицам (в том числе Списков N 1 и N 2 для льготного исчисления таких пенсий) к пенсионному обеспечению военнослужащих, которым назначена пенсия по специальному закону за военную выслугу (службу), является неправильным.
При указанных обстоятельствах решение первой инстанции и определение судебной коллегии, которым оно оставлено без изменения, как постановленные с существенным нарушением норм материального права подлежат отмене в полном объеме, поскольку отказ в удовлетворении части требований мотивирован пропуском срока исковой давности без уважительных причин с суждениями о возникновении у истца права на перерасчет пенсии. Президиум Свердловского областного суда отменил решение суда первой инстанции и определение судебной коллегии и принял по делу новое решение — об отказе в удовлетворении иска.
Изучение судебной практики показало, что не всегда верно судами разрешаются споры, связанные с исчислением выслуги лет для назначения пенсии и определения ее размера. Так, неоднозначно разрешается вопрос включения в выслугу лет времени обучения в военном училище.
Например, Благовещенским городским судом правильно отказано Х. в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о льготном исчислении периода его обучения в качестве курсанта в Благовещенском высшем танковом командном училище с 1 августа 1985 г. по 23 июля 1989 г. при определении выслуги лет для назначения пенсии, поскольку истец в период обучения курсантом состоял на действительной военной службе и на него в силу действующего законодательства распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. На период обучения контракт о прохождении военной службы с ним не заключался, поэтому учеба в военном училище включена в выслугу лет в календарном исчислении .
———————————
URL: http://www.oblsud.tsl.ru/ob/ob18.HTM

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г. N 986 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей» с 1 января 1983 г. выслуга лет для назначения пенсии в льготном порядке: один месяц за полтора исчисляется только лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы.
В соответствии с п. 57 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденного указанным Постановлением, периоды действительной срочной военной службы, кроме подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Пунктом 5 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее — Постановление Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 «О статусе военнослужащих» курсанты военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта считаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
На основании ч. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Поскольку в период обучения с истцом контракт не заключался, то права на льготное исчисление выслуги лет он не имел.
В то же время судебной коллегией было отменено решение Благовещенского городского суда, которым было отказано в удовлетворении иска К. к УВД г. Благовещенска об исчислении военной службы в период с 1 августа 1993 г. по 21 июня 1998 г. в качестве курсанта Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища в льготном порядке из расчета один месяц службы за полтора месяца выслуги лет, что он считает незаконным.
Из материалов дела и установленных судом обстоятельств следует, что истец проходил обучение в военном училище с 1993 по 1998 гг., при этом в 1994 г., являясь курсантом военного училища, заключил контракт на прохождение военной службы. Военное училище расположено в г. Иркутске, город относится к отдаленным районам, военная служба в данном районе для лиц, указанных в п. 1 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения пенсий и пособий, лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащий сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» исчисляется в льготном порядке.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что истец в период всего обучения в военном училище имел статус курсанта и приравнивался к военнослужащим срочной службы, но суд не учел то обстоятельство, что обучение в военном училище истца проходило с 1993 г. по 1998 г., после принятия Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 «О статусе военнослужащих» и ч. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» курсанты военных образовательных учреждений считаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, до заключения с ними контракта.
Учеба истца в военном училище в период 1993 — 1994 гг. действительно приравнивалась к военной службе по призыву. Но с 1994 г. она таковой не могла быть в силу заключенного контракта, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела письменный контракт о прохождении военной службы.
Указанное выше льготное исчисление выслуги лет применяется при ее исчислении только для целей пенсионного обеспечения. Суд не выяснил, для каких целей устанавливается выслуга лет, характер и объем нарушенных прав истца, требующих судебной защиты. Судебная коллегия отменила решение суда и направила дело на новое рассмотрение. Имеющиеся материалы дела не позволили судебной коллегии принять по делу новое решение.
Оставлено без изменения решение Благовещенского городского суда, которым было отказано в удовлетворении иска С. к УВД Амурской области и МВД России о перерасчете пенсии в связи с неправильным исчислением выслуги лет для назначения процентной надбавки к денежному окладу. В обоснование иска истец указал, что 1 декабря 2004 г. он был уволен из органов внутренних дел и при увольнении ему была назначена пенсия в размере 7115 руб. 27 коп. Считает, что его пенсия должна составлять 7718 руб. 90 коп., так как его выслуга лет для назначения пенсии должна исчисляться в льготном порядке и размер его надбавки к окладу должен составлять 70%, а не 55% как начисляется. Считает, что право на льготное исчисление выслуги лет для назначения надбавки к должностному окладу предусмотрено Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации», Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.
Разрешая спор по существу, суд верно установил характер спорных правоотношений и в соответствии с действующим законодательством разграничил понятие выслуги лет и порядок ее исчисления для возникновения права на назначение пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и исчисление выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел для назначения процентной надбавки к окладу, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации».
Из материалов дела и установленных судом обстоятельств видно, что непрерывный стаж службы в органах внутренних дел С. на день увольнения в календарном исчислении составляет 20 лет 3 месяца 00 дней, в льготном — 28 лет 8 месяцев 15 дней, что подтверждается Приказом N 869 по УВД Амурской области от 30 ноября 2004 г.
Льготное исчисление выслуги лет в силу Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предоставляет лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, преимущественное право на назначение пенсии за выслугу лет ранее общеустановленного законом срока службы и влияет на процентное соотношение размера их пенсии к денежному содержанию, определяемому в соответствии со ст. ст. 14 и 18 указанного выше Закона.
Процентная надбавка за выслугу лет к окладу является одной из составляющих денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, которая назначается в период их службы, ее размер безусловно влияет на окончательный размер пенсии. Но правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии, установленные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, при исчислении выслуги лет для назначения оспариваемой надбавки к окладу применяться не могут, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Суд правильно указал, что порядок назначения данной надбавки регулируется специальными нормами, а именно: Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, утвердившим Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 4 данного Положения время службы включается в выслугу лет для назначения надбавки к окладу по должности в календарном исчислении, за исключением времени службы (работы), подлежащего включению в выслугу лет на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации законодатель не предусмотрел в настоящее время льготное исчисление выслуги лет для назначения оспариваемой надбавки к окладу.
Таким образом, анализ правовых норм, регулирующих вопросы денежного содержания сотрудников милиции, свидетельствует о том, что действующее законодательство не предусматривает льготного исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу, на которое указывают в своих доводах истец и его представитель.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

www.justicemaker.ru

О некоторых вопросах, связанных с исчислением выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (по материалам судебной практики) (Ефремов А.В.)

Дата размещения статьи: 07.07.2016

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2) .
———————————
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 1142-О.

Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон) является наличие соответствующей выслуги на военной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы, согласно названному Закону Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ч. 1 ст. 18). Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с военной службой, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.
В соответствии с вышеназванным Законом порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18).
Во исполнение предписания федерального законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. издало Постановление N 941 (далее — Постановление).
Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет, в абз. 1 п. 2 Постановления установило порядок зачета выслуги лет для назначения пенсий в соответствии с п. «а» ст. 13 указанного Закона офицерам, определенным на военную службу из запаса, с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных организаций до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования.
При этом федеральный законодатель, установив возможность и порядок зачета в выслугу лет времени учебы, не определил типы и виды образовательных организаций, условия обучения в образовательных организациях, время учебы в которых может быть включено на соответствующих условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел согласно ст. 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1) осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом законодатель в ч. 2 названной статьи предусмотрел, что время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях засчитывается в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел из расчета два месяца учебы за один месяц службы только в случае обучения на очных отделениях.
Так, гр. Щ. обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации, считая, что вышеуказанные нормативные положения: а) не позволяют засчитывать в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел для назначения им пенсии время обучения по заочной форме в высших образовательных учреждениях Министерства внутренних дел СССР до поступления на службу, притом что такая возможность, как полагает заявительница, предусмотрена в отношении аналогичных периодов обучения в гражданских высших образовательных учреждениях; б) не соответствуют ст. ст. 2, 7 (ч. 1), ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 39 (ч. ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив заявленные документы, не нашел оснований для принятия жалобы гр. Щ. к рассмотрению, при этом указал на то, что правовое регулирование, по существу, закрепляет льготу, позволяющую увеличивать выслугу для назначения пенсии, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что из представленных документов следует, что во время обучения на заочном отделении в Рязанской высшей школе Министерства внутренних дел СССР гр. Щ. являлась работником органов внутренних дел, следовательно, данный период может быть учтен при назначении ей трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», наряду с пенсией за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 13 марта 2015 г. N АКПИ14-1628 указал, что Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет, в абз. 4 п. 2 Постановления установило порядок зачета времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с вышеназванным Законом.
———————————
Абзац 4 п. 2 внесен в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854.

Норма о возможности зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения носит стимулирующий характер, имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел лиц, имеющих соответствующее профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование).
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 8 ст. 60).
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируя правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, в ч. 2 ст. 9 устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 38 данного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Как следует из содержания жалобы, заявитель полагает, что в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, увольняемым из органов внутренних дел, должно засчитываться время учебы в среднем специальном учебном заведении до определения на службу, т.е. фактически ставит вопрос об установлении более льготных условий назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении заявления П. о признании недействующим абз. 4 п. 2 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» отказать .
———————————
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N АКПИ14-1628.

Таким образом, нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел времени обучения по заочной и вечерней формам обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, предшествующего поступлению их на службу в органы внутренних дел.
Выслуга лет на военной службе — это специальный стаж, который исчисляется в период прохождения военной службы, однако при определенных условиях трудовой стаж лица, которое работало (училось) до начала военной службы, может быть ему засчитан в выслугу лет на военной службе. И тут, на наш взгляд, могут возникнуть спорные отношения. При этом примеров иерархических коллизий в праве социального обеспечения немало. Значительную часть несоответствий иерархического характера составляют коллизии норм Конституции Российской Федерации с нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, и главным образом с законами. Но существуют иерархические коллизии и иного типа.
Наглядным примером может служить различие норм Инструкции о порядке зачета военнослужащим Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии, утвержденной Приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 31 июля 2001 г. N 37 «О порядке зачета военнослужащим Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии» (далее — Приказ ГУСП) и норм вышеназванного Закона и Постановления. В Приказе ГУСП предусмотрены периоды трудовой деятельности, подлежащие зачету в выслугу лет, о которых ни в Законе, ни в Постановлении не упоминается . При этом особо хотелось отметить, что вышеназванный Приказ в нарушение ст. 13 Закона определяет возможность зачета предшествующей трудовой деятельности (в настоящее время в пределах 15 и 10 лет на основании п. 1.3 Инструкции о порядке зачета военнослужащим Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии) в выслугу лет для назначения военной пенсии по п. «а» ст. 13 вышеназванного Закона, т.е., как пишет ученый-юрист Д.В. Агашев, «по существу, приравнивает общий трудовой стаж к стажу специальному» .
———————————
Агашев Д.В. Коллизии в праве социального обеспечения России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Томск, 2003. С. 12.
Там же. С. 12.

Также военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки), зачисленным на службу до 1 января 1991 г., засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий периоды их работы до зачисления на службу, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет .
———————————
Справочник работника военного комиссариата / Под общ. ред. В.В. Смирнова. М., 2013. С. 306.

По мнению автора, выслуга лет на военной службе может иметь как количественную, так и качественную характеристики. При этом количественной характеристикой выслуги лет будем считать ее продолжительность, а качественной характеристикой будем считать соответствующие условия, в которых протекала военная служба лица, состоявшего в военно-служебных отношениях (в сложных климатических условиях, условиях вооруженных конфликтов и т.д.).
На современном этапе социального обеспечения военнослужащих и членов их семей выслуга лет играет ключевую роль в определенных отношениях, при этом выслуга лет на военной службе имеет свою специфическую разновидность и подразделяется на выслугу лет в календарном исчислении и выслугу лет в льготном исчислении. Следовательно, количественная характеристика выслуги лет на военной службе бывает двух видов в зависимости от ее исчисления: выслуга лет в календарном исчислении и выслуга лет в льготном исчислении. Сложнее определить качественную характеристику выслуги лет на военной службе, так как она протекает в соответствующих специфических условиях. Существуют следующие разновидности качественной характеристики выслуги лет: выслуга в соответствующем воинском звании, выслуга в соответствующей должности, выслуга в боевых условиях, выслуга в сложных климатических условиях и т.д. Если выслуга лет в соответствующей должности и воинском звании определяется только в календарном исчислении, то выслуга лет, например, в боевых и сложных климатических условиях может учитываться в льготном исчислении . Следовательно, выслуга лет на военной службе играет ключевую роль и имеет важное, на наш взгляд, стратегическое значение в такой сфере отношений, как социально-пенсионные отношения военнослужащих.
———————————
Социальное предназначение льготного исчисления выслуги лет в связи со сложными климатическими условиями раскрыто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 14-О: право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 268-О «По запросу Московского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части второй статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Учитывая изложенное, сформулируем следующие выводы.
1. Выслуга лет на военной службе играет ключевую роль в социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей.
2. В выслугу лет не должен засчитываться трудовой стаж, предшествующий военной службе, иначе весь конституционно-правовой смысл понятия выслуги лет на военной службе может потерять правовую природу и свое смысловое значение.
3. Выслуга лет имеет количественную и качественную характеристики, при определении количественной характеристики имеется в виду ее продолжительность, при этом выслуга лет бывает двух видов: в календарном и в льготном исчислении.
4. Качественная характеристика обусловлена определенными климатическими и особыми условиями прохождения военной службы.
5. В зависимости от должности и воинского звания выслуга лет может разделяться на выслугу лет в должности и в воинском звании.
6. Правовая природа выслуги лет при прохождении военной службы по призыву и правовая природа выслуги лет при прохождении военной службы по контракту различна .
———————————
Например, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, проходившим военную службу по призыву и выполнявшим аналогичные задачи, — в льготном исчислении в трудовой стаж. См. подробнее: Ефремов А.В. О зачете времени прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения при назначении пенсий // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 2.

Автор полагает, что понятие «выслуга лет на военной службе» — это факт-событие, так как она всегда имеет определенную фиксированную продолжительность, применяемую на практике либо в календарном, либо льготном исчислении.
Понимая под выслугой лет на военной службе факт-событие, мы вполне можем подразделить пенсионные отношения на три основных вида: правообразующие пенсионные отношения (правовые условия и порядок назначения пенсий); правоизменяющиеся пенсионные отношения (перерасчет назначенных пенсий); правопрекращающиеся пенсионные отношения (приостановление и прекращение выплат пенсий). Во всех перечисленных видах пенсионных отношений выслуга лет играет ключевую роль. Например, при назначении военных пенсий необходимо знать ее фиксированное цифровое значение, при этом продолжительность выслуги лет может влиять на правовые условия, необходимые для назначения военных пенсий. При перерасчете назначенных пенсий выслуга лет также учитывается в ее цифровом значении, при приостановлении и прекращении выплаты военных пенсий выслуга лет также имеет важное значение.
Выслуга лет на военной службе как факт-событие имеет свою периодичность существования и время существования в зависимости от ее продолжительности (количественная характеристика выслуги лет), а также определяется характером последствий в зависимости от особых условий военной службы (качественная характеристика выслуги лет).
К юридическим фактам-событиям относится не только выслуга лет, но и воинское звание, и должность военнослужащего.
В заключение статьи необходимо особо отметить, что анализ судебной практики показывает, что не всегда верно судами разрешаются споры, связанные с исчислением выслуги лет для назначения пенсии и определения ее размера . При этом, как нам видится, институт выслуги лет должен выступить в качестве важнейшего правового стимула добросовестной службы военнослужащих . Как справедливо отмечается учеными, правовое стимулирование исполнения военнослужащими обязанностей военной службы — это, прежде всего, правотворческая и правоприменительная деятельность органов государственной власти и органов военного управления, направленная на создание и существование такого правового режима, при котором достижение государственно-значимых (общественно полезных) целей военной службы обеспечивается добросовестным исполнением военнослужащими своих обязанностей, основанным на достижении баланса удовлетворения как публичных, так и собственных интересов .
———————————
Ефремов А.В. О некоторых аспектах судебной практики по разрешению споров, связанных с применением военно-пенсионного законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 5. С. 73 — 75.
Закиров Р.А., Корякин В.М. Исчисление срока военной службы и выслуги лет в отдельных случаях прохождения военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 4.
Тюрин А.И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.

Библиографический список

1. Ефремов А.В. О зачете времени прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения при назначении пенсий // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 2. Февраль.
2. Закиров Р.А., Корякин В.М. Исчисление срока военной службы и выслуги лет в отдельных случаях прохождения военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 4. Апрель.
3. Тюрин А.И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.
4. Агашев Д.В. Коллизии в праве социального обеспечения России: Автореф. . канд. юрид. наук. Томск, 2003. С. 12.
5. Карпунина Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: Автореф. . канд. юрид. наук. Москва, 2010. С. 46.
6. Ефремов А.В. О некоторых аспектах судебной практики по разрешению споров, связанных с применением военно-пенсионного законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 5. Май. С. 73 — 75.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Г севастополь гагаринский районный суд Г севастополь гагаринский районный суд Гагаринский районный суд города Севастополя Приветствуем вас на официальном сайте Гагаринского районного суда Достижение высокого уровня гласности, открытости и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной […]
  • Приложение 2 к 354 правилам О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Утвердить прилагаемые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; изменения, которые […]
  • Судья егорова взятки Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова уходит Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей РФ сообщила об открытии вакансии "Председателя Московского городского суда". То есть, Ольга Егорова, возглавлявшая 14 лет Мосгорсуд, покидает свою должность. Напомню, что осенью этого года у […]
  • Преамбула в приказах Типичные ошибки при составлении приказов, варианты исправления Ошибки при издании приказов * Организация делопроизводства. Виды документов * Нормативные документы по делопроизводству * Примерный состав документов кадровой службы * Приказы по личному составу * Основания к […]
  • Юристы авторитет Наши специалисты Песков Олег Николаевич Адвокат Юрист Образование высшее. Стаж юридической работы с 1992 года, с 1997 года по настоящее время специализируется в сфере возмещения вреда в связи с повреждением здоровья. Отвечает за формирование судебной практики. Имеет серьезный опыт […]
  • Исковое заявление о включении в реестр требований кредиторов Исковое заявление о включении в реестр требований кредиторов В Арбитражный суд Омской области Должник: общество с ограниченной ответственностью «С» ИНН . ОГРН . ; 644065, Омская обл., г. Омск, ул. . д. . Временный управляющий: М. 606031, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр-т . дом . […]
  • Закон о софинансирование ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Вступить в Программу государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений можно было до 31 декабря 2014 года. Если в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года Вы подали заявление на вступление в Программу и до […]
  • Расчет начисления пособия по безработице Расчет среднего заработка за последние 3 месяца для Центра занятости Размер пособия по безработице, стипендия соискателя рассчитывается от его заработка в среднем показателе на предыдущем рабочем месте. Для расчета в компании, где работал гражданин, берется специальная справка, форма […]