Сроки рассмотрения заявления в исполнительном производстве

Главная / Сроки рассмотрения заявления в исполнительном производстве

Рассмотрение обращений на действия (бездействие) судебных приставов по принудительному исполнению судебных актов

Прокуратурой области проведен анализ обращений граждан и организаций с жалобами на действия (бездействие) судебных приставов по принудительному исполнению постановлений судов. По итогам обобщения отмечена возросшая активность заявителей по вопросам обжалования деятельности должностных лиц службы судебных приставов.

Из общего числа поступивших в прокуратуру обращений значительная часть признана обоснованной (17 %), по ним приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.

Обращения, в которых отсутствовали сведения о том, что законность обжалуемых в них решений проверялась главным судебным приставом Ростовской области, направлены в Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области для рассмотрения по существу. Такой порядок установлен указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» с целью более широкого использования полномочий главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчиненных должностных лиц. При этом результаты рассмотрения направляемых жалоб контролируются прокуратурой.

Следует отметить, что правоотношения, связанные с реализацией гражданами России закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

При этом постановления, действия (бездействие), отказ от совершения действий должностных лиц службы судебных приставов по исполнению исполнительного документа подлежат обжалованию в порядке подчиненности, который регламентируется гл. 18 Федерального закона
от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон
№ 229-ФЗ).

Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности, определены ст. 124 Закона № 229-ФЗ.

Действия (бездействие) судебных приставов по исполнению исполнительного документа могут быть также оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в судебном порядке, предусмотренном ст. 121 Закона № 229-ФЗ, главой 25 ГПК РФ, главой 24 АПК РФ.

В статье 64.1 Закона № 229-ФЗ регламентирован порядок рассмотрения судебными приставами заявлений (ходатайств) лиц, участвующих в исполнительном производстве, по вопросам совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В частности, указанные заявления (ходатайства) могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства и рассмотрены в десятидневный срок со дня их поступления. По итогам рассмотрения заявления (ходатайства) принимаются процессуальные решения об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства) либо об отказе в его удовлетворении.

Заявителям необходимо правильно определять форму обращения по вопросам действий (бездействия) судебных приставов с учетом установленного законом порядка его рассмотрения, в том числе с целью сокращения общих сроков проверки доводов и принятия необходимых мер по восстановлению их нарушенных прав.

www.prokuror-rostov.ru

Сроки в исполнительном производстве

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

  • Сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

  • Трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя со дня его поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Десятидневный срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа (ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Трехдневный срок рассмотрения старшим судебным приставом или его заместителем вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Двухмесячный срок, в течение которого должны быть проведены торги. Данный срок подлежит исчислению со дня получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Двухмесячный срок, в течение которого может выставляться заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг (ч. 6 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Шестидесятидневный срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должно быть исполнено содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление (ч. 4 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Десятидневный срок, в течение которого подается жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие). Срок исчисляется со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий или бездействии (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности. Такая жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Месячный срок для привлечения судебным приставом-исполнителем оценщика для проведения оценки, который исчисляется со дня обнаружения имущества должника (ч. 2 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
    • Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

      Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

      Судебный пристав-исполнитель может устанавливать следующие сроки:

      Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

      1. Срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
      2. Срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
      3. Срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается, в том числе судебным приставом-исполнителем, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      Исполнительное производство: Видео


      legalquest.ru

      Сроки рассмотрения заявления в исполнительном производстве

      Регламентирован порядок рассмотрения заявлений и ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      «Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

      9 мая 2013 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 49-ФЗ). Данным Законом, в частности, уточнены сроки для добровольного исполнения должником исполнительного документа, а также случаи, когда такой срок устанавливаться не должен. Кроме того, Закон N 49-ФЗ содержит нормы, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений и ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.

      Срок для добровольного исполнения должником исполнительного документа станет фиксированным

      В соответствии с действующей редакцией ч. 12 и 13 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) для добровольного исполнения исполнительного документа должнику предоставляется не более пяти дней. По смыслу этой нормы судебный пристав исполнитель может установить и меньший срок. Такое толкование широко применяется судами (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 10.04.2012 по делу N А40-85906/11-149-518, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.2010 по делу N А53-2877/2010). При этом определенный судебным приставом срок должен быть разумным (п. 2.3 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России от 23.12.2010 N 01-8). Таким образом, в каждом конкретном случае срок для добровольного исполнения устанавливает судебный пристав-исполнитель. По общему правилу при нарушении данного срока должник должен уплатить исполнительский сбор в размере 7 процентов суммы, подлежащей взысканию (ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

      Законом N 49-ФЗ для добровольного исполнения должнику установлен фиксированный срок — пять дней со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства. Возможность предоставления должнику судебным приставом-исполнителем меньшего срока для добровольного исполнения исключена.

      Напомним, что действующая редакция ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых судебный пристав-исполнитель не определяет срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Однако в этом перечне приведены не все возможные случаи, когда в соответствии с законодательством исполнительный документ подлежит немедленному исполнению. Так, в указанной норме не предусмотрено, например, исполнение исполнительных документов по взысканию заработной платы, алиментов, судебных штрафов, а также решений судов, обращенных к немедленному исполнению (ч. 3 ст. 182 АПК РФ, ст. 212 ГПК РФ). Теперь в соответствии с поправками, внесенными Законом N 49-ФЗ, при возбуждении исполнительного производства по любому исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению, срок для добровольного исполнения устанавливаться не будет.

      Приставы-исполнители будут рассматривать заявления и ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, в более сжатые сроки

      В силу п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления и ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве. Рассмотрение таких обращений граждан и организаций осуществляется на основании общих норм Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми срок рассмотрения обращений не может превышать 30 дней. Однако специального порядка рассмотрения заявлений и ходатайств в рамках исполнительного производства не предусмотрено ни на законодательном, ни на подзаконном уровне. Теперь Законом N 49-ФЗ такой порядок установлен.

      В соответствии с Законом N 49-ФЗ заявления и ходатайства должны будут передаваться должностным лицам ФССП России в трехдневный срок со дня поступления. Если заявление или ходатайство будет передано должностному лицу, не уполномоченному на его рассмотрение, то оно в трехдневный срок обязано будет передать его правомочному лицу, уведомив об этом заявителя. Обращение должно быть рассмотрено не позднее 10 дней с момента его поступления уполномоченному должностному лицу. Копия вынесенного по результатам рассмотрения постановления направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, которое выдало исполнительный документ, не позднее одного дня с момента вынесения постановления. Таким образом, копия постановления должна будет направляться указанным субъектам не позднее 17 дней с момента обращения.

      Из данного порядка установлено одно исключение. Так, заявление взыскателя об отложении исполнительных действий передается приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его подачи, и подлежит рассмотрению не позднее дня, следующего за днем поступления к приставу такого заявления.

      www.lawfirm.ru

      Порядок рассмотрения заявлений и ходатайств, подаваемых в рамках исполнительного производства

      Ранее, до введения в действие статьи 64. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (№ 49 — ФЗ от 05. 04. 2013) вопросы рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве (в том числе направление им копии постановления), разрешались исходя из общих требований, предъявляемых к постановлению судебного пристава, а также предусмотренных прав и обязанностей сторон исполнительного производства.

      В настоящее время законодателем четко регламентирован порядок рассмотрения ходатайств и заявлений, подаваемых в рамках исполнительного производства.

      Так, установлено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве по вопросам, связанным с ведением исполнительного производства, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

      Данные ходатайства и заявления рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

      В трехдневный срок со дня поступления указанного заявления, ходатайства должностное лицо принимает одно из следующих решений:

      1) об удовлетворении полностью или частично заявления, ходатайства, о чем должно быть уведомлено лицо, подавшее заявление, ходатайство;

      2 об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

      В случае удовлетворения заявления, ходатайства, судебный пристав — исполнитель не позднее 7 дней со дня принятия такого решения совершает исполнительные действия или применяет меры принудительного исполнения, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

      В случае отказа в удовлетворении заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов его рассматривавшее выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляется заявителю.

      Решение пристава — исполнителя об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства может быть обжаловано заявителем прокурору района (города) по месту жительства.

      prokuror-kaluga.ru

      Энциклопедия судебной практики. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве (Ст. 64.1 Закона «Об исполнительном производстве»)

      Энциклопедия судебной практики
      Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве
      (Ст. 64.1 Закона «Об исполнительном производстве»)

      1. Несоблюдение установленного законом порядка рассмотрения судебным приставом-исполнителем заявлений (ходатайств) нарушает право лиц, участвующих в деле, на своевременное разрешение их ходатайств и получение информации о результатах его рассмотрения

      Исполнительное производство должно осуществляться на основе обязательного информирования сторон исполнительного производства о производимых действиях. Иное понимание природы деятельности судебных приставов-исполнителей приведет к умалению прав сторон, нарушит задачи по своевременному исполнению судебных и иных обязательных актов. Во исполнение указанных базовых принципов Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», данный Закон был дополнен статьей 64.1 — рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.

      Вопреки ошибочным суждениям суда первой инстанции обстоятельства, что часть действий, о которых говорится в ходатайствах, уже были исполнены судебным приставом-исполнителем до поступления ходатайств либо нецелесообразность их совершения, не освобождают заинтересованное лицо от обязанности правильного разрешения поступивших ходатайств, а могут лишь являться основанием для отказа в их удовлетворении.

      При таких обстоятельствах судебная коллегия исходя в том числе из общих принципов исполнительного производства, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», приходит к выводу о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя по неуведомлению заявителя о результатах разрешения его ходатайств, нарушении прав заявителя, как стороны исполнительного производства, на своевременное разрешение ходатайств и получение информации о результатах рассмотрения.

      2. В порядке статьи 64.1 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), связанные с совершением исполнительных действий и применением мер принудительного исполнения

      Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве регламентирован Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве от 11.04.2014 года N 15-9 и ранее действующими Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными ФССП России от 25.07.2013 г. N 15-11,

      Пунктом 1.4 Методических рекомендаций предусмотрено, что должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64.1 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»] рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»] (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия); применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»] (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество); об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]); о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]; об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]; о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]; по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц. Не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]: заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с ч. 2 ст. 30 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]; обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства. Также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные [Федеральным] Законом [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»] (п. 2.1 Методических рекомендаций).

      По смыслу указанных норм должностным лицом службы судебных приставов в соответствии со статьей 64.1 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), связанные с совершением исполнительных действий и применением мер принудительного исполнения.

      В порядке статьи 64.1 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»] подлежат рассмотрению заявления (ходатайства) по результатам, рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности: об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с частью 3.1 статьи 38 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со статьей 65 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; о наложении ареста на имущество должника в соответствии со статьей 80 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; об отводе в исполнительном производстве в соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; в иных случаях, предусмотренных Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве».

      Должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со статьей 64.1 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных статьей 64 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия); применения мер принудительного исполнения в соответствии со статьей 68 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество); об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (часть 3 статьи 14 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»); о зачете встречных однородных требований в соответствии со статьей 88.1 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве»; по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

      3. В порядке статьи 64.1 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежат рассмотрению заявления (ходатайства) только лиц, участвующих в исполнительном производстве

      Удовлетворяя заявленные требования В.И.Н., суд первой инстанции исходил из того, что судебным приставом-исполнителем допущено бездействие в рамках исполнительного производства, выразившееся в непринятии в десятидневный срок мер по рассмотрению заявления В.И.Н. об отмене постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, что противоречит положениям статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

      Вместе с тем судом не принято во внимание, что положения статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентируют порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, в то время как В.И.Н. участником исполнительного производства в смысле придаваемом данному понятию статьей 48 указанного Федерального закона не является.

      С учетом изложенного заявление В.И.Н. подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно положений статей 5, 10, 12 которого при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

      4. По результатам рассмотрения заявления (ходатайства) лица, участвующего в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление вне зависимости наличия либо отсутствия в заявлении просьбы на предоставление ответа

      В соответствии с ч. 5 ст. 64.1 названного Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

      В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»] (ч. 6 ст. 64.1).

      Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление по результатам рассмотрения ходатайства в независимости наличия либо отсутствия в нем просьбы на предоставление ответа.

      5. Отказ судебного пристава-исполнителя в удовлетворении заявления (ходатайства) лица, участвующего в исполнительном производстве, должен быть мотивированным

      Статьей 64.1 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» предусмотрен порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, в соответствии с которым заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

      Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»], должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (пункт 5 статьи 64.1 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]).

      Из смысла приведенных выше норм Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» следует, что на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность в установленный срок разрешить ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, а в случае отказа предусмотрено обязательное условие о необходимости мотивировки такого отказа.

      6. При наличии в исполнительном производстве неразрешенного ходатайства, заявленного на любой стадии исполнительного производства, исполнительное производство не может быть передано в иной отдел Службы судебных приставов

      По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что согласно ч. 1 ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Таким образом, у заинтересованного лица существовала (и существует) обязанность по принятию решения по ходатайству вне зависимости от стадии исполнительного производства.

      Соответственно до момента возобновления исполнительного производства в Отделе имелся неразрешенный вопрос по его ходатайству в соответствии с законом, который должен был быть разрешен именно Отделом.

      Следовательно, до рассмотрения его ходатайства Отдел не вправе был передавать исполнительное производство в иной отдел судебных приставов.

      7. При рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с рассмотрением заявлений (ходатайств) лиц, участвующих в исполнительном производстве, юридическое значение имеют факты наличия у соответствующего органа полномочий на принятие решения или совершение действия; соблюдения порядка принятия решений, в том числе направления соответствующего постановления заявителю; совершения действий; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона

      В силу положений п. 5 ст. 64.1 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве», если иное не предусмотрено настоящим законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

      При рассмотрении дел данной категории юридическое значение имеют факты наличия у соответствующего органа полномочий на принятие решения или совершение действия; соблюдения порядка принятия решений, совершения действий; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

      Как обоснованно указал суд первой инстанции, правильное разрешение данного дела зависело от установления того, была ли направлена копия постановления об отказе в удовлетворении ходатайства от 18.06.2015 г. заявителю в срок в соответствии со ст. 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

      8. При неполучении лицами, участвующими в исполнительном производстве, постановления по результатам рассмотрения заявления (ходатайства) срок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя исчисляется по истечении срока, установленного для рассмотрения ходатайства

      Положениями статьи 64.1 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» установлено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (ч. 1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов, в том числе, и старшим судебным приставом, в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»] (ч. 2). Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»], должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (ч. 5).

      Таким образом, о нарушении своего права К. должен был узнать по истечении десятидневного срока, установленного законодателем старшему приставу-исполнителю для рассмотрения его заявления.

      С учетом положений ч. 5 статьи 64.1 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» заявление К. от 23 июня 2015 года подлежало рассмотрению в срок до 3 июля 2015 года. Соответственно установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ [Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации] срок на оспаривание бездействия, связанного с непредоставлением ответа на обращение, подлежит исчислению с 23 июня 2015 года и истёк 3 июля 2015 года. Однако рассматриваемое заявление направлено К . в суд только 3 августа 2015 года, то есть со значительным пропуском срока на обращение.

      По правилам части 5 статьи 64.1 ФЗ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] «Об исполнительном производстве» должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

      Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7 статьи 64.1 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»]).

      Соответственно срок обращения в суд, установленный частью 2 статьи 441 ГПК [Гражданского процессуального кодекса] Российской Федерации, при неполучении ответов на поданные ходатайства от 01.07.2014 года, от 20.01.2015 года исчисляется по истечении срока, установленного для рассмотрения ходатайства.

      В «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

      Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

      Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

      См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

      При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.

      Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

      Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

      base.garant.ru

      Смотрите так же:

      • Приказ фст рф 76-с Приказ ФСТ РФ от 11.03.2005 N 76-с "Об изменении регистрационных номеров организаций, включенных в Реестр субъектов естественных монополий в области связи" ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕГИСТРАЦИОННЫХ НОМЕРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ […]
      • Приказ 465 от 2014 Приказ 465 от 2014 Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии […]
      • Жалоба на вневедомственную охрану Образец заявления Социологический опрос Отделы вневедомственной охраны: Прием обращений граждан Уважаемые посетители сайта! Ваше обращение, оставленное на нашем сайте, будет в обязательном порядке рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке […]
      • Пример разрешения на ввод Пример разрешения на ввод Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в […]
      • Сроки рассмотрения жалобы прокуратурой Разъясняем законодательство О сроках рассмотрения обращений граждан Вопрос: Я обратился в районную прокуратуру с письменной жалобой. Скажите, когда должен прийти ответ. По разным сведениям – в течение месяца, а некоторые говорят, что уже через 10 дней. Уточните. Отвечает заместитель […]
      • Rgu реестр государственных услуг Реестр государственных и муниципальных услуг Свердловской области Межведомственная государственная информационная система Свердловской области № ИС-14/0010. Введена в действие Постановлением Правительства Свердловской области от 19.01.2012 № 17-ПП "О региональных государственных […]
      • Пенсия полковника в отставке Минимальная пенсия у военнослужащих в России ​ на. ​ минимум (майор, к-р​ 1991 года, то​ в 1.7 раз​ в 2.5 раза​В ГРУ надбавка 1,2.​ разы больше, чем​ лет и 5​ самому:​ пенсионеры не ждали​7,5%​ колеблется от 15​Все параметры суммируются и​ службы тоже может​ к Вооружённым силам.​ Как […]
      • Где сдают экзамен на гражданство в москве Единый Центр Тестирования мигрантов по Москве, Московской области и РФ Расписание Центр тестирования на метро Южная Для сдачи экзамена иностранными гражданами оборудовано три класса по этому нет очередей и лишней траты времени! Сдача комлексного экзамена в локальных центрах проводится в […]