Слова по правилу непроизносимые согласные

Главная / Слова по правилу непроизносимые согласные

Непроизносимые согласные в корне

Орфография. Тотальный диктант 2014

«В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн , стл , здн , рдц , рдч , стц , здц , нтск , ндск , ндц , нтств , стск это средний согласный, в сочетаниях лнц , вств – начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: честный (честен, честь), страстный (страстен, страсть), радостный (радостен, радость), совместный (вместе), крёстный, крестник (крест, крестить), окрестный (окрест), костный (кость), пакостник (пакость, пакостить), хлестнуть (хлестать), хрустнуть (хрустеть), несчастный и счастливый (счастье), завистливый (зависть), стлать (стелю), поздний (опоздать), праздный (празден), наездник (ездить), сердце, сердцевина, сердчишко (сердец, сердечный), крестцовый (крестец), истца (истец), под уздцы (уздечка), гигантский (гигант), голландский и голландцы (Голландия, голландец), агентство (агент), марксистский (марксист, см. § 84); солнце (солнечный), здравствовать, здравствуй (здравый, здравие), явствовать (явный).

Ср. слова, не имеющие непроизносимых согласных, напр.: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), косный (косен), искусный (искусен), властвовать (власть, властен), участвовать (участие), слать (посылать), интриганский, интриганство (интриган).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать (хотя сердиться), скатёрка (хотя скатерть; но скатёрочка).

Прим. В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр.: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник» [ ПАС 2011 : 81].

orfogrammka.ru

Русский язык. «Непроизносимые согласные в корне слова». 3-й класс

Цели:

  • Обучающие: формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками, формирование умения учащихся писать слова с непроизносимыми согласными буквами в корне слова, формировать умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова.
  • Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её.
  • Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку, воспитание самостоятельности при выполнении самостоятельных упражнений, воспитание культуры общения при совместной деятельности.
  • I. Организационный момент

    Учитель. Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»? (Пословица записана на левом крыле доски)
    Дети. Это значит, если человек стремится к знаниям, он многого добьётся в жизни.
    Учитель. А вам нравится получать новые знания?
    Дети. Да. Если человек много знает – у него всё получается, у него много друзей.
    Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня получать знания. Начинаем наш урок.

    II. Чистописание

    Учитель. А сейчас настроимся на красивое написание слов и предложений, вы ведь хотите, чтобы в ваших тетрадях было аккуратно и понятно написано.
    Дети. Да.
    Учитель. Посмотрите на эти буквы. (Буквы заранее написаны на обратной стороне доски)
    Что объединяет буквы А, Л, Р.
    Дети. Они все заглавные (прописные).
    Учитель. Какие из них можно назвать лишними? (Игра «Третий лишний»)
    Дети. А – гласная, две другие согласные.
    Р – т.к. начинаем писать сверху, а не снизу как другие две.
    Учитель. Сегодня мы напишем буквы А и Л. Какие трудности могут возникнуть при написании этих букв, как их преодолеть и не допустить ошибок?
    Дети. Неправильный наклон 1-го элемента.
    Растягивание буквы и т.д.
    Учитель. Чем отличается буква А от буквы Л?
    Дети. Здесь присутствует петля, которой нет у буквы Л.
    Учитель. А теперь посмотрите ещё раз на образец написания буквы Л и напишите букву до середины строки. Сравните её с образцом, выберите ту букву, которая получилась лучше других, и допишите строчку до конца. Напишите букву А до середины строки. Посмотрите и найдите букву, которая получилась лучше всего. Допишите строчку до конца.

    III. Словарная работа

    Учитель. Сейчас мы с вами повторим изученные словарные слова. Приготовьтесь записывать их в столбик.
    Капуста, квартира, картофель.
    (Дети записывают слова столбиком, для того, чтобы затем рядом написать родственные слова)
    Теперь от каждого из них образуй родственные слова. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.(Взаимопроверка)

    Капуста – капустная, капустница.
    Квартира – квартирка, квартирант.
    Облако – облачко, облачный.

    Учитель. С помощью чего образовывали родственные слова?
    Дети. С помощью суффиксов.
    Учитель. Как ещё можно образовать однокоренное слово?
    Дети. С помощью приставок. Н-р, заоблачные дали.

    IV. Проверка домашнего задания

    Учитель.Дома, вы должны были придумать словосочетания со словами, в которых встречается орфограмма «парная согласная в середине слова». Прошу двух человек выйти к доске и записать словосочетания. Пока ребята работают, ответим на следующие вопросы:

    1. Где ещё можно встретить парную согласную?

    Дети. В конце слова.

    2. Перечислите мне пары согласных букв, в написании которых можно допустить ошибку.

    Дети. Б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ж-ш.

    3. Как проверить парную согласную?

    Дети. Нужно подобрать родственное слово (проверочное), в котором после этой согласной стоит гласная или буква «н».
    Учитель. Приведите свои примеры.
    Дети. Столбы – столб, указочка – указка, скользить – скользкий и т.д.
    Учитель.А теперь посмотрим, как ребята справились с заданием. Нет ли в их словосочетаниях ошибки.

    V. Изучение нового материала

    1. Постановка проблемной ситуации

    а) Актуализация имеющихся знаний

    Учитель. Что такое орфографическое правило?
    Дети. Это какое-то утверждение, в котором содержится норма и условие её выполнения.
    Учитель. Какие орфограммы мы уже знаем?
    Дети. Безударная гласная, парная согласная на конце и в середине слова и т.д.
    Учитель. Для чего нам нужно знать орфограммы?
    Дети. Чтобы грамотно писать слова и предложения.

    Учитель.

    Чтоб ошибок избежать,
    Зоркость будем развивать.
    В игре проверить можешь сам
    Своё внимание к словам.

    б) Предъявление задания, в котором содержится знание, которое они ещё не знают.

    На доске прикреплены слова: тяжёлый, дверной, честный, лёгкий, почтовый, воздушный, улыбка, ошибка, столб.

    (Один ученик работает у доски)

    Учитель. Прочитайте внимательно слова, разделите их на группы по орфограммам, запишите в тетрадь.

    тяжёлый лёгкий честный
    дверной улыбка
    почтовый ошибка
    воздушный столб

    в) Осознание того, чего мы не знаем.

    Учитель. На какие группы разделили слова?

    Дети. 1 столбик – безударная гласная, 2 столбик – парная согласная
    Учитель. Какое слово не подходит ни к одной группе слов?
    Дети. Ни в одну группу не входит слово – честный. (Если дети написали слово честный во второй столбик, нужно спросить у них почему они это сделали, чтобы показать детям, что здесь какая то другая орфограмма).
    Учитель. Давайте попробуем произнести это слово.( можно предложить сделать фонетический разбор слова честный -[ч’эсныj’]).
    Учитель. Что вы заметили?
    Дети. Буква т в этом слове при произношении не слышится.

    2. Постановка учебной задачи

    Учитель. Что это за орфограмма? (дети пытаются с помощью учителя сформулировать).
    Учитель. Верно, ребята, это непроизносимая согласная.
    Учитель. Где она находится?
    Дети. Согласная буква находится в корне слова.
    Учитель. Умеем мы проверять такую согласную?
    Дети. Нет.

    3. Решение учебной задачи

    Учитель. Я сейчас прочитаю вам четверостишие, а вы попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока:

    Иногда согласные
    Играют с нами в прятки.
    Они не произносятся,
    Но пишутся в тетрадке.

    Дети. Согласные, которые не произносятся, но пишутся.
    – Слова, в которых можно пропустить согласную букву.
    – Непроизносимые согласные.

    Учитель. Итак, тема сегодняшнего урока: «Непроизносимая согласная в корне слова и способы её проверки».

    а) Анализ лингвистических примеров:

    Учитель. Дополните третий столбик словами с непроизносимыми согласными в корне слова, выбрав их из тех, которые я вам сейчас продиктую.(продолжаем работать у доски и в тетрадях).

    камыши, яростный, чайка, поздний, тростник .

    Учитель. Назовите и подчеркните буквы, которые обозначают непроизносимые согласные звуки.

    тяжёлый лёгкий честный
    дверной улыбка яростный
    почтовый ошибка поздний
    воздушный столб тростник

    Учитель. Вспомним, как мы проверяли написание слов первых двух столбиков?
    Дети. Подбирали проверочные слова.
    Учитель. Кто догадался, как проверить непроизносимую согласную?
    Дети. Подобрать проверочное слово.

    б) Работа с правилом:

    Учитель. Прочитайте правило на с. 28.

    К сожалению, в этом учебнике правило недостаточно полно, я бы предложила правило следующего характера: «Непроизносимые согласные в корне слова это те согласные, которые в словах не произносятся, но пишутся. Чтобы проверить эту согласную нужно подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный слышится чётко, для этого после согласного должна стоять гласная.
    Дав полное определение правила, работаем с ним:

    – Какие согласные мы называем непроизносимыми?
    – Как проверить непроизносимую согласную?

    в) Вопросы ловушки:

    Учитель. Я считаю, что в слове прекрастный нужно писать букву т.
    Дети. Нет, это не так. Здесь нет никакой непроизносимой согласной
    Учитель. Докажите.
    Дети. Проверяем – прекрасен, красивый. В однокоренных словах буква т не пишется, значит и в слове прекрасный тоже нет буквы т.

    г) составление памятки

    Учитель. Попробуем вместе составить памятку проверки непроизносимых . Запишем слово: радо…ный
    Учитель.
    Какую орфограмму мы проверяем?
    Дети. Нужно определить может здесь быть непроизносимая согласная или нет.
    Учитель. Пробую произнести слово
    Дети.
    Можно сказать радосный, а можно предположить, что здесь есть непроизносимая согласная.
    Учитель. Так как здесь, возможно, есть непроизносимая согласная, подбираю родственные слова.
    Дети. Радость, дети приносят нам много радости.
    Учитель. Если в родственных словах слышим звук т, значит?
    Дети… в слове радостный тоже пишу т, если нет — пробую найти другую орфограмму.
    Учитель. Проверяю себя, ещё раз произношу слово радости, убеждаюсь, что буква т есть в проверочном слове.
    Дети. Пишу букву т в слове радостный.
    Учитель. Итак, у нас получилась следующая памятка:

    1. Какую орфограмму мы проверяем?
    2. Пробую произнести слово
    3. Так как здесь, возможно, есть непроизносимая согласная, подбираю родственные слова
    4. Если в родственных словах слышим звук т, значит, в слове радостный тоже пишу т, если нет — пробую найти другую орфограмму.
    5. Проверяю себя, ещё раз произношу слово радости, убеждаюсь, что буква т есть в проверочном слове.
    6. Пишу букву т в слове радостный.

    Учитель. Мы хорошо с вами потрудились. Теперь немного отдохнём.

    Физкультминутка

    Спал цветок (дети делают вид, что спят)
    И вдруг проснулся (поднимают голову)
    Встрепенулся, оглянулся (поворачиваются в разные стороны)
    Больше спать не захотел (встают из-за парт)
    Взвился вверх и полетел (кружатся на месте).

    Учитель. Что это за цветок такой?
    Дети. Бабочка.

    VI. Закрепление изученного материала

    1. Выборочное письмо.

    Из стихотворения выписать слова с непроизносимыми согласными:

    Не чудесно, не прекрасно,
    А ужасно и опасно
    Букву Т писать напрасно.
    Всем известно, как прелестно
    Букву Т писать уместно.

    Прочитайте выписанные слова, устно подберите к ним проверочные.

    Дети. ИЗВЕСТНО (известен) ПРЕЛЕСТНО (прелесть)

    2. Учебник с. 29 упр. 58-59(по заданию).
    3. Упр. 56 с. 28(взаимопроверка).

    VII. Итог урока

    Учитель. Что нового узнали на уроке?
    Дети. Мы узнали, что такое непроизносимая согласная и как её проверить.
    Учитель. С какими трудностями столкнулись?
    Дети. Не всегда легко подобрать проверочное слово
    Орфограмму трудно обнаружить, а значит можно допустить ошибку.
    Учитель. Что нужно делать, чтобы преодолеть трудности?
    Дети. Нужно быть внимательным. Подбирать проверочные слова. Помнить памятку.

    Порой в словах встречаются ужасные согласные.
    Они не произносятся. И что писать не ясно вам…
    Чтобы знать, как писать, надо слово изменять,
    И за звуком непонятным быстро гласную искать.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

    Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

    вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
    здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
    ндск (голландский, шотландский, финляндский),
    нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
    стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
    стн (доблестный, захолустный, яростный),
    лнц (солнце),
    рдц (сердце),
    стск (расистский, националистский)

    При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

    В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

    Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

    Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

    Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

    солнце — солнечный, счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);

    аген т ство — агент, постная (пища) — пост, жалостливый — жалость.

    Примеры применения правила

    Примеры слов с непроизносимыми согласными

    При произнесении слов «грус т ный», «кос т ный», «ярос т ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

    Грус т ный — грустен, грустить, грусть;

    кос т ный — косточка, кость, кости, окостенеть;

    ярос т ный — в ярости, ярость.

    Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

    Свис т нуть (свистеть), аген т ство (агент), безвес т ный (весть), вес т ник (вести), влас т ный (власть), гиган т ский (гигант), голлан д ский (Голландия), горес т ный (горести), громоз д кий (нагромоздил), дилетан т ский (дилетанты), доблес т ный (доблесть), звёз д ный (звезда), захолус т ный (захолустье), здра в ствовать (здравие), корыс т ный (корысть), кос т ный (кость), мес т ный (место), ненавис т ный (ненависть), ненас т ный (ненастье), неизвес т ность (известие), облас т ной (область), окрес т ность (окрест), пас т бище (пасти), поз д но (опоздал), праз д ность (празден), прелес т ный (прелесть), пристрас т ный (пристрастие), радос т ный (радость), свис т нуть (свистеть), сер д це (сердечко), счас т ливый (счастье), трос т ник (тростинка), хлес т нуть (хлестать), хрус т нул (хрустеть), целос т ный (целость), я в ственный (наяву), ярос т ный (ярость).

    Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

    В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

    безгла сн ый, вку сн ый, гну сн ый, живопи сн ый, интрига нс кий, иску сн ый, иску сн ица, интере сн ый, живопи сн ый, небе сн ый, ко сн ый (отсталый), куде сн ик, опа сн ый, слове сн ый, слове сн ость, ужа сн ый, рове сн ик, чуде сн ый.

    Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

    Опа сн ый — опасен, иску сн ый — искусен, интере сн ый — интересен, ужа сн ый — ужасен, вку сн ый — вкусен;

    слове сн ый — словеса, чуде сн ый — чудеса, небе сн ый — небеса, живопи сн ый — живопись.

    Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

    Чудо — чудеса — чудесный;
    небо — небеса — небесный;
    слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

    Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

    участвовать, чествовать, шествовать, яства.

    Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

    бле сн уть (но блестеть, блёстки), пле сн уть (но плеск), лес т ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

    Нужно различать написание похожих по буквам, но разных по смыслу слов:

    ровесник (ровный по вёснам) — сверстник (одинаковый по возрасту);

    шествовать (шествие) — шефствовать (шефы);

    яства (старославянское ясти — есть) — явственный (явь, явиться, явление);

    наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);

    косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости).

    Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

    Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

    www.7gy.ru

    Шишкина школа. Русский язык. Видео

    Настройки выбора

    Уроки русского языка для малышей в игровой форме:

    Непроизносимые согласные

    — Здравствуйте, мальчики и девочки! — приветствовала своих учеников ведущая Василиса, начиная новый урок русского языка в Шишкиной школе.
    — Добрый день! — радостно отозвались Коксик, Шуня и Зубок.
    — А знаете ли вы, что встречаются такие согласные, которые вообще не слышны при разговоре? — спросила Василиса.
    — Наверное, это твердый и мягкий знаки, — догадалась Шуня.
    — Нет, Шунечка, твердый и мягкий знаки никогда не слышны, а непроизносимые согласные звуки, о которых я собираюсь вам рассказать любят играть в прятки: в одних словах слышны, а в похожих — не слышны.
    — Чтобы лучше понять эти звуки – неслышимки, подумайте и скажите: как вы напишете слово «солнце»?
    — А чего тут думать, — удивился Коксик. Диктую по буквам: С О Н Ц Е.
    — Нет, это не правильно, — не согласилась Василиса. Нужно написать СОЛНЦЕ. Ты пропустил непроизносимый согласный звук «Л», который спрятался в этом слове. А теперь прочитайте слова СЕРДЦЕ, ГРУСТНО.
    — Но мы же так не говорим , — возмутился Зубок.
    — Верно. Потому эти неслышимки и называются непроизносимыми согласными звуками, — разъяснила Василиса.
    — Но если мы его не слышим, то как проверить этот непроизносимый согласный? Может, его вообще в слове нет? — засомневалась Шуня.
    — Существует правило, которое помогает проверить непроизносимый согласный: есть он в слове или нет, — успокоила Василиса. Надо всего лишь подобрать родственное слово, в котором этот непроизносимый согласный звук произносится чётко и ясно. Например:
    солнце — солнышко;
    сердце — сердечко.

    Пока изучали правило о том, как проверить непроизносимый согласный у Зубка созрело предложение:
    — А давайте не мучиться с этими правилами и неслышимками. Неслышно их, так и писать не надо.
    — Но если мы выбросим непроизносимые согласные из слов: солнце, сердце, грустно, то придётся их выбросить и из родственных слов. И вот что получится: В сонечный день я сидел и грусил, ожидая, когда зайдёт в гости серечный друг Коксик.
    — Да, смешно и нелепо получается, — согласился Зубок. Тогда придётся выучить правило о том, как проверить непроизносимый согласный.
    А сейчас, найдите в строках стихотворения А.С. Пушкина непроизносимые согласные звуки:

    «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?»

    В словах: «здравствуй» и «ненастный» содержатся звуки – неслышимки. А как проверить непроизносимый согласный в слове здравствуй? Правильно, подобрав к нему родственное слово. Вот что получилось у учеников Шишкиной школы:
    здравствуй — здравие;
    ненастный — ненастье.

    Урок про непроизносимые согласные звуки закончился. Ученики хорошо научились находить этих хитрых неслышимок:
    Неслышные согласные —
    Проверить их несложно.
    Для этого лишь надо нам
    Найти слова похожие.

    Где хитрые неслышимки
    Отчётливо услышатся.
    И сразу станет ясно нам —
    Какая буква пишется.

    www.radostmoya.ru

    1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

    Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

    1.15.1. Звонкие – глухие согласные

    1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

    Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

    Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать).

    2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка).

    3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

    Зубрить – зубр ёжк а.

    4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

    Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

    Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

    Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

    Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

    1.15.2. Непроизносимые согласные

    1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

    Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

    Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть), ск лянка (хотя ст екло), пле сн уть (хотя пле ск ать), ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка).

    2. Необходимо различать следующие пары слов:

    • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
    • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
    • сверс т ник (ср.: верс т а) — ровесник;
    • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный) — яства («кушанья»).

    3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

    буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

    До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

    конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч ( -чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

    Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

    4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

    Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

    5. Следует различать сочетания чн и шн .

    Сочетание чн пишется в следующих случаях:

    перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

    Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

    Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

    в женских отчествах на -ична .

    Мария Савви ч на.

    Сочетание шн пишется в следующих случаях:

    в словах, образованных от основ на х ;

    Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

    в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

    Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

    в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

    Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

    искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

    2) Произносятся и пишутся без н слова:

    прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

    licey.net

    Смотрите так же:

    • Виды реестров недвижимости Единый государственный реестр недвижимости - ЕГРН Единый реестр недвижимости представляет собой свод информации об объектах недвижимости и правах на них, а также границах территорий. В нашей статье расскажем о составе ЕГРН, порядке его формирования и получения сведений из него. […]
    • Какие пособия получают после родов Пособия женщинам при беременности и выходе в декрет Сложившаяся система государственной поддержки семей с детьми предусматривает предоставление нескольких видов социальных выплат женщинам по случаю беременности и рождения ребенка. Их базовые фиксированные размеры, установленные в 2015 […]
    • Возмещение налогов за медицинские услуги Социальный налоговый вычет на лечение зубов Лечение зубов как правило, становится довольно затратной процедурой. Компенсировать часть расходов можно с помощью налогового вычета на лечение зубов. Как это сделать? Мы расскажем вам об этом. Социальный вычет на лечение предусматривает любые […]
    • Что будет с пенсией с 1 апреля 2014 Пенсия в РФ с 1 апреля увеличивается на 6,3%, социальная - на 8,8% МОСКВА, 1 апр - РИА Новости. Пенсии в России в очередной раз индексируются: с 1 апреля трудовая станет больше на 6,3%, социальная увеличится на 8,8%, а размер ежемесячных денежных выплат будет повышен на 10%, сообщили РИА […]
    • Выплата пособия на рождение двойняшек Какие выплаты положены родителям при рождении двойни У каждой женщины есть право на оформление декретного отпуска и получение его оплаты в соответствии с действующим законодательством. Основная цель таится в восстановительном периоде после родов и возмещении заработной платы. Появление […]
    • Приказ 889 министерства образования О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 В соответствии с […]
    • Федеральный закон 68-фз от 21121994 г Федеральный закон 68-фз от 21121994 г Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от […]
    • Пособие при рождении двойни в 2018 Декретный отпуск при рождении двойни в 2018 году Общие положения реквизиты бюллетеня, выданного медицинским учреждением. В завершении ставится дата и подпись. Законодательная база Дата начала и продолжительность Всего оплачивается сто девяносто четыре дня при многоплодной […]