Системные правила управления

Главная / Системные правила управления

Системный оператор единой энергетической системы

Деятельность

  • ЕЭС России
  • Обеспечение надежного функционирования ЕЭС России
  • Обеспечение перспективного развития
  • Обеспечение работы рынков
  • Международная деятельность
  • Раскрытие информации субъектом рынка
  • Технологические основы деятельности
    • Основные принципы оперативно-диспетчерского управления
    • Релейная защита, режимная и противоаварийная автоматика
    • ИТ в диспетчерском управлении
    • Регулирование частоты
    • Регулирование напряжения и реактивной мощности
    • Стандарты, правила, нормы и требования
    • Система добровольной сертификации
    • ТК 016 «Электроэнергетика»
    • Нормативно-правовая база
    • Глоссарий
    • Мероприятия
    • Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

    • обеспечение баланса производства и потребления электрической энергии;
    • безусловное исполнение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой оперативных диспетчерских команд и распоряжений;
    • осуществление мер, направленных на обеспечение безопасного функционирования электроэнергетики и предотвращение возникновения аварийных ситуаций;
    • принятие мер, направленных на обеспечение в Единой энергетической системе России нормированного резерва энергетических мощностей;
    • обеспечение долгосрочного и краткосрочного прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии; экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд и распоряжений;
    • ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления перед субъектами оптового и розничных рынков за результаты действий, осуществляемых с нарушением законодательства Российской Федерации, порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
    • Иерархическая система оперативного диспетчерского управления ЕЭС России имеет три уровня

    • Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) Единой энергосистемой, входящее в структуру исполнительного аппарата Системного оператора
    • объединенные диспетчерские управления (ОДУ) энергообъединениями
    • региональные диспетчерские управления (РДУ) энергосистемами одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
    • so-ups.ru

      Менеджмент

      Сущность, предмет и содержание менеджмента

      Менеджмент — это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

      Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

      Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».

      Руководство — постановка цели организации и управление.

      Основная цель менеджмента — обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

      Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

      На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

      • тенденция развития организации;
      • специфические национальные факторы развития экономики.
      • Категория менеджмента — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

        Состав основных категорий менеджмента:

      • объекты и субъекты менеджмента;
      • функции менеджмента;
      • виды менеджмента;
      • методы менеджмента;
      • принципы менеджмента.
      • Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.

        Субъекты менеджмента, менеджеры — руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

        Категория «менеджер» распространяется на:

        • руководителей организации;
        • руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
        • организаторов определенных видов работ (администраторов).
        • Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

          По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

          Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

          Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

          Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

          По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

          Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

          Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

          Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

          Методы менеджмента — это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

          Принципы менеджмента — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

          К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

          • целостности;
          • иерархической упорядоченности;
          • целевой направленности и оптимальности;
          • сочетания централизации и децентрализации;
          • демократизации.
          • Существует несколько подходов в управлении:

            • процессный подход: управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль;
            • системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация — на подразделения (рис. 1.2):
            • Рис. 1.2. Дерево целей

              Системный подход

              Это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

              Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

              Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

              Основные системные принципы:

              • целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т. д. внутри целого);
              • структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
              • взаимосвязь структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
              • иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
              • множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).
              • Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:

                • процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
                • необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
                • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
                • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
                • восхождение от абсолютного к конкретному;
                • единство анализа и синтеза, логического и исторического;
                • выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.
                • Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного подхода.

                  При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода — товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.

                  Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социальной и др.).

                  Системы бывают открытыми и закрытыми.

                  Открытая система — это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.

                  Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т. д. Примеры открытых систем: калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др.

                  Очевидно, что хозяйствующие организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т. д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.

                  Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

                  Понятие и виды функций менеджмента

                  Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

                  Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).

                  Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

                  Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

                  Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

                  При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):

                  • общие функции менеджмента;
                  • социально-психологические функции менеджмента;
                  • технологические функции менеджмента.
                  • Рис. 1.3. Система функций менеджмента

                    Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

                    Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:

                    • формирование целей;
                    • планирование;
                    • организацию;
                    • контроль.
                    • Часто к ним добавляют функции: мотивации, координации, управления.

                      Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

                      Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

                      Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

                      В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

                      • общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
                      • управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
                      • конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
                      • Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

                        Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

                        Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

                        Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:

                        • прогнозирование и планирование;
                        • организация работы;
                        • мотивация;
                        • координация и регулирование;
                        • контроль, учет, анализ.
                        • Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

                          • перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
                          • организация работ по стандартизации;
                          • учет и отчетность;
                          • экономический анализ;
                          • техническая подготовка производства;
                          • организация производства;
                          • управление технологическими процессами;
                          • оперативное управление производством;
                          • метрологическое обеспечение;
                          • технологический контроль и испытания;
                          • сбыт продукции;
                          • организация работы с кадрами;
                          • организация труда и заработной платы;
                          • материально-техническое снабжение;
                          • капитальное строительство;
                          • финансовая деятельность
                          • Природа и состав функций менеджмента

                            Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис. 1.4).

                            Рис. 1.4. Поле управления

                            Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю схему можно расширить до трехмерной (рис. 1.5).

                            Рис. 1.5. Объем управления

                            Содержание процесса управления инновациями

                            Общие функции отражают порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.

                            Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель — средства» (рис. 1.6).

                            Рис. 1.6. Взаимосвязь общих функций менеджмента

                            В первом контуре «цель — планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.

                            На втором этапе в контуре «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые бы обеспечили безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

                            В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.

                            Состав и содержание социально-психологических функций менеджмента

                            Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

                            Социально-психологические аспекты управления в современных условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской деятельности организации.

                            К социально-психологическим функциям менеджмента относятся делегирование и мотивация.

                            Обе эти функции позволяют определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких результатов.

                            Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.

                            Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

                            Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.

                            Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.

                            Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

                            Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.

                            Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.

                            Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.

                            Побуждения человека и коллектива проявляются в мотивационном поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

                            Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

                            Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

                            Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

                            Состав и содержание технологических функций менеджмента

                            Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.

                            Они включают два главных компонента: коммуникации и решения.

                            Коммуникации в менеджменте — это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

                            Коммуникация как функция менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникации в менеджменте заключаются в следующем:

                            • определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;
                            • организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;
                            • формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
                            • разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;
                            • координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;
                            • разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.
                            • Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.

                              Управленческое решение это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения управленческой системы. Состав основных решений по функциям менеджмента представлен в табл. 1.1.

                              Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:

                              • целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития);
                              • иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям);
                              • обоснованность (решения должны иметь объективное обоснование рациональности);
                              • адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени);
                              • обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения);
                              • директивность (решения должны быть обязательными для исполнителя и носить плановый характер).
                              • Таблица 1.1 Состав основных решений по функциям менеджмента

                                Функция менеджмента

                                Типичные управленческие решения

                                www.grandars.ru

                                Подходы к управлению требованиями, Вигерс Карл

                                Страница разрабатывается

                                Описание книги

                                Книга посвящена разработке качественных требований к продукту. В ней описаны дюжины проверенных на практике способов выявления, формулирования, разработки, проверки, утверждения и тестирования требований к ПО, которые помогут разработчикам ПО, менеджерам и маркетологам создать эффективное ПО.

                                Описание требований

                                Три уровня требований к ПО:

                              • Бизнес-требования
                              • Требования пользователей
                              • Функциональные требования
                              • Бизнес-требования (business requirements) содержат высокоуровневые цели организации или заказчиков системы. Как правило, их высказывают те, кто финансируют проект, покупатели системы, менеджер реальных пользователей, отдел маркетинга. Бизнес-требования формулируют в документе об образе и границах проекта — уставе проекта (project charter), или документом рыночных требований (market requirements document). Определение границ проекта представляет собой первый этап управление общими проблемами расползания границ.
                                Требования пользователей (user requirements) описывают цели и задачи, которые пользователям позволит решить система. К отличным способам представления этого вида требований относятся варианты использования, сценарии и таблицы «событие — отклик». Таким образом, в этом документе указано, что клиенты смогут делать с помощью системы.
                                Функциональные требования (functional requirements) определяют функциональность ПО, которую разработчики должны построить, чтобы пользователи смогли выполнить свои задачи в рамках бизнес-требований. Иногда именуемые требованиями поведения (behavioral requirements), они содержат положения с традиционным «должен» или «должна»: «Система должна по электронной почте отправлять пользователю подтверждение о заказе».
                                Термином системные требования (system requirements) обозначают высокоуровневые требования к продукту, которые содержат многие подсистемы, то есть система (IEEE, 1998с). Говоря о системе, мы подразумеваем программное обеспечение или подсистемы ПО и оборудования. Люди — часть системы, поэтому определенные функции системы могут распространяться и на людей.
                                Бизнес-правила (business rules) включают корпоративные политики,правительственные постановления, промышленные стандарты и вычислительные алгоритмы. Бизнес-правила не являются требованиями к ПО, потому что они находятся снаружи границ любой системы ПО. Однако они часто налагают ограничения, определяя, кто может выполнять конкретные варианты использования, или диктовать, какими функциями должна обладать система, подчиняющаяся соответствующим правилам. Иногда бизнес-правила становятся источником атрибутов качества, которые реализуются в функциональности. Следовательно, вы можете отследить происхождение конкретных функциональных требований вплоть до соответсвующих им бизнес-правил.
                                Нефункциональные требования содержат цели и атрибуты качества. Атрибуты качества (quality attributes) представляют собой дополнительное описание функций продукта, выраженное через описание его характеристик, важных для пользователей или разработчиков. К таким характеристикам относятся легкость и простота использования, легкость перемещения, целостность, эффективность и устойчивость к сбоям. Другие нефункциональные требования описывают внешние взаимодействия между системой и внешним миром, а также ограничения дизайна и реализации. Ограничения (constraints) касаются выбора возможности разработки внешнего вида и структуры продукта.

                                Функциональные требования:
                                Бизнес-требования
                                Требования пользователей
                                Системные требования
                                Функциональные требования

                                Нефункциональные требования:
                                Бизнес-правила
                                Атрибуты качества
                                Внешний интерфейс
                                Ограничения

                                Методы сбора требований

                                Фокус-группы типичных пользователей
                                Проведение совместных семинаров
                                Наблюдение за пользователями на рабочих местах
                                Изучение отчетов о проблемах работающих систем с целью поиска новых идей
                                Повторное использование требований в разных проектах

                                iiba.ru

                                Сидоров С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой

                                Sidorov S. V. Rules of Systematic Approach Implementation in Management of a Developing School

                                Аннотация ◊ В статье представлены основные правила реализации системного подхода в управлении современной школой. Комплексное применение этих правил в практике внутришкольного управления обеспечивает целостное развитие школы как образовательной системы.

                                Ключевые слова: школа, управление школой, системный подход, правила реализации системного подхода.

                                Abstract ◊ The article presents the main rules of systematic approach implementation in management of modern school. Combined application of these regulations in practice of intraschool management provides holistic development of school as an educational system.

                                Keywords: school, school management, systematic approach, rules of systematic approach implementation.

                                В современных концепциях педагогического менеджмента наиболее общим подходом к управлению образовательным процессом признаётся системный подход[1]. Основываясь на работе Р. А. Фатхутдинова, выделившего правила применения системного подхода в менеджменте социально-экономических систем[2], а также на исследованиях, посвящённых различным аспектам применения системного подхода в управлении образовательными системами (В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, С. А. Репин, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков. Т. И. Шамова и др.), в данной статье мы формулируем и поясняем некоторые правила применения системного подхода в управлении современной развивающейся школой.

                                1. Правило неравенства свойств образовательной системы (далее — ОС) сумме свойств её компонентов. Это правило вытекает из наличия у системы интегративных свойств — таких свойств, которых нет у каждого из отдельных компонентов системы. В результате интеграции компонентов в системе формируются новые свойства, а свойства отдельных компонентов при этом могут теряться (полностью или частично) и даже приобретать деструктивный характер. Например, при наличии в коллективе нескольких человек с ярко выраженными лидерскими качествами возможны следующие варианты изменения свойств:

                              • конфронтация между ними и как следствие — дестабилизация отношений в коллективе (сохранение компонентами своих свойств разрушает систему, в ней ослабляются другие её свойства: целостность структуры, иерархия компонентов и т. д.);
                              • признание лидерства одного человека (в этом случае лидерские качества остальных не находят применения, свойства компонентов теряются в системе, однако система в целом приобретает бóльшую упорядоченность);
                              • распределение «сфер лидерства»: каждый из потенциальных лидеров сохраняет лидерство в опредёлённом виде деятельности, направлении работы (свойства каждого не используются в полной мере, происходит частичное сложение свойств, целое оказывается меньше суммы составляющих компонентов, однако при разумном распределении «сфер лидерства» эффективность системы может существенно возрасти).

                              2. Правило целостности системы. ОС школы должна рассматриваться как единая целостность. Вместе с тем, расчленение системы на компоненты позволяет лучше познать её и управлять ею. Суть правила целостности в том, что расчленение системы не должно становиться самоцелью, потому что нарушение её целостности приведёт к тому, что система прекратит существование. Так, при изучении системы работы школы нельзя игнорировать связи между структурными компонентами, а при проектировании какого-либо отдельного компонента нельзя полностью обособлять его от остальных.

                              3. Правило сокращения количества жёстких связей в ОС. Жёсткие связи в ОС школы — это такие связи, которые чётко и однозначно (инвариантно) задают параметры взаимодействия между компонентами системы, строго регламентируют характер отношений и способы реагирования субъектов образовательного процесса в определённых ситуациях. Простейшие примеры жёстких связей: учитель входит в класс — ученики встают, приветствуя его; руководитель предъявляет требование — подчинённые выполняют требование. К жёстким связям относятся также связи между должностными обязанностями работников школы и неукоснительным выполнением этих обязанностей, между образовательными стандартами и их точным соблюдением в учебном процессе и т. д.

                              Гибкие связи, в отличие от жёстких, предполагают неоднозначность, вариативность взаимодействия, большее разнообразие отношений внутри системы. Так, гибкость связей может проявляться в том, что руководитель предъявляет требование, предварительно посоветовавшись с подчинёнными и учтя их пожелания и инициативы, а привнесение гибкости в должностные инструкции предполагает наличие возможности выбора самим исполнителем оптимальных способов выполнения своих обязанностей.

                              Жёсткие связи необходимы в функционировании любой системы, с их помощью быстрей и проще упорядочить взаимодействие компонентов. Однако чем больше жёстких связей в системе, тем ниже её способность к изменениям, тем сложнее ей приспособиться к меняющимся условиям функционирования. Чрезмерно большое количество жёстких связей приводит к тому, что система теряет мобильность, прекращает развиваться[3]. Таким образом, правило сокращения количества жестких связей можно сформулировать так: для повышения мобильности ОС школы необходимо сокращать количество жёстких связей, заменяя их более гибкими.

                              4. Правило упрощения структуры. Суть этого правила в том, что структура ОС должна быть максимально простой для обеспечения эффективного управления системой. Чем проще структура ОС, тем легче управлять ею. Каждое усложнение структуры должно быть действительно необходимым, а не надуманным. Чрезмерно сложная организационная структура неоправданно усложняет управление, отнимает время на ведение дополнительной документации, отвлекает усилия управляющих лиц на работу, не связанную с достижением результата.

                              5. Правило «чёрного ящика» состоит в том, что при проектировании свойства, параметры, этапы, критерии проектируемого процесса определяются на основе некоторых вводных данных. Сам объект проектирования сначала как бы помещается в «чёрный ящик», а что конкретно в нём должно находиться — это выясняется при выполнении следующих последовательных действий:

                              1) ясно представить желаемый результат, «выход» проектируемого процесса;

                              2) выяснить влияние внешней среды на процесс;

                              3) определить, что будет на «входе», т. е. что войдёт в проектируемый процесс, что будет в нём преобразовываться для достижения желаемого результата: люди (педагоги и их профессиональные качества, учащиеся и уровень их развития на данный момент и др.); документы, регламентирующие взаимодействие субъектов процесса; материально-технические средства; финансирование; педагогические технологии и методики, которые предполагается использовать;

                              4) продумать содержание и способы обратной связи (что и как будет контролироваться, изучаться, анализироваться, оцениваться, корректироваться в проектируемом процессе; каковы критерии и показатели достижения результата);

                              5) «раскрыть чёрный ящик» — осуществить проектирование процесса.

                              6. Правило отбора необходимых и достаточных свойств, параметров ОС для её изучения, определения критериев оценивания, прогнозирования и проектирования её развития. ОС обладает множеством свойств и параметров, можно выделить десятки критериев для оценивания эффективности её работы. Однако, познание абсолютно всех свойств системы возможно лишь теоретически. В практике управления избыток информации лишь создаёт дополнительные трудности в её систематизации, отборе наиболее существенных данных. В этом плане показателен опыт одного из отечественных вузов, где сначала было выделено около 90 критериев качества образования, затем число критериев пришлось сократить до пятидесяти-шестидесяти, а затем — продолжить работу по сокращению количества критериев.

                              Итак, среди множества свойств и параметров ОС необходимо выбирать лишь существенные. Выбор может зависеть от конкретных целей управления, от задач развития ОС, от «миссии школы», т. е. перечень выбранных свойств и параметров в разных школах будет иметь некоторые отличия.

                              Это правило положено в основу метода педагогического моделирования, при котором научная модель (фактически — искусственная система) создаётся на основе некоторых существенных свойств и параметров реально существующей ОС.

                              7. Правило открытости ОС. Школа является открытой системой. С одной стороны, она призвана готовить учащихся к жизни в определённых социокультурных и экономических условиях, с другой — школа сама испытывает влияние той среды, в которой она существует. Иначе говоря, школе необходимо взаимодействовать с окружающей социальной средой, с другими системами.

                              8. Правило совместимости ОС с другими системами предполагает, что ОС школы должна быть совместима с теми системами, с которыми она так или иначе взаимодействует. Системы требований к результату обучения в каждом классе по каждому предмету должны быть совместимы с соответствующими системами требованиями Государственных образовательных стандартов и типовых учебным программ. Система требований, предъявляемых в школе к уровню образованности выпускника, должна быть совместимой с требованиями учреждений профессионального образования к абитуриенту. Среди аспектов совместимости можно выделить также совместимость ОС школы с социальной средой, с новыми образовательными концепциями и технологиями и т. д.

                              9. Правило дополнительного эффекта. Согласно первому из рассмотренных выше правил, сумма свойств компонентов системы не равна её совокупным свойствам. Иначе говоря, при взаимодействии компонентов ОС появляется некоторый эффект, который увеличивает или снижает среднюю эффективность каждого компонента. Следовательно, получаемый эффект может быть либо положительным (дополнительным, увеличивающим эффективность), либо отрицательным. Умение добиваться дополнительного эффекта играет важную роль в управлении школой, поскольку позволяет достигать более высокого результата, не привлекая для этого дополнительных ресурсов.

                              Рассмотрим проблемную группу педагогов как систему. Условиями достижения дополнительного эффекта для этой системы будут осмысление важности цели совместной работы, мотивация каждого члена группы на достижение результата, чёткое распределение деятельности в общей работе, определение этапов работы и сроков их реализации, способов и форм обмена информацией и т. д. И наоборот: если члены группы не понимают важности цели, слабо мотивированы, не распределили между собой обязанности, не определились с этапами и сроками, то это даст отрицательный эффект (результаты группы окажутся ниже, чем сумма результатов, которых каждый добился бы по отдельности). Таким образом, для получения дополнительного эффекта необходимо добиваться высокого уровня организованности системы.

                              10. Правило стандартизации. Суть правила состоит в выработке единых научно обоснованных и учитывающих специфику данной ОС требований, критериев, процедур, позволяющих стандартизировать управление происходящими в системе процессами и результатами этих процессов. Иначе говоря, для успешного функционирования и развития ОС её необходимо ориентировать на ясно представляемые эталоны качества процесса и результата.

                              11. Правило автоматизации управления можно сформулировать следующим образом: некоторые действия и операции, являющиеся элементами управляемого процесса, могут и должны осуществляться автоматически, без специального управленческого воздействия на систему. В основе автоматизации управления ОС школы лежат навыки и привычки учащихся и работников школы, а также общественное мнение, следование школьным традициям. Инструментами автоматизации выступают инструкции, алгоритмы выполнения тех или иных действий, стандартизированные процедуры.

                              12. Правило минимизации управленческих воздействий на ОС. ОС школы имеет существенную особенность: непосредственные исполнители (педагоги) в силу специфики педагогической деятельности сами изначально наделены управленческими полномочиями (должны управлять процессом познания учащихся, развитием личности отдельных учеников, первичными ученическими коллективами, условиями семейного воспитания и т. д.). Эта особенность упрощает управление в одних его аспектах, и усложняет в других. Упрощение управления педагогическим коллективом обусловлено его высокой самоуправляемостью (например, педагогу легче объяснить сущность, цели и задачи управленческого решения, способы исполнения и особенности организации работы по реализации решений). Сложности связаны с творческим характером педагогической деятельности и наличием у каждого педагога собственных представлений об эффективном управлении и собственного управленческого опыта. К ним относятся, например: невозможность жёсткой регламентации всех педагогических действий и учёта затрачиваемого на подготовку к учебным занятиям времени, сложность контроля и оценки результатов педагогической деятельности (результаты не так очевидны, как, например, при управлении производством), наличие сформировавшихся у педагогов стереотипов, их повышенная требовательность к организаторским способностям руководителя.

                              В этих условиях управленческое воздействие на те или иные компоненты ОС должно быть необходимым и достаточным по силе и продолжительности, чтобы активизировать механизмы самоуправления и самоорганизации, инициировать и поддерживать педагогическое творчество, способствовать преодолению стереотипов восприятия и мышления. Таким образом, успешность управленческих воздействий на ОС школы во многом определяется не силой и продолжительностью, а продуманностью характера воздействия и тщательного выбора времени и места приложения усилий.

                              13. Правило специфичности компонентов ОС. Не только система в целом обладает некоторыми свойствами, свои особенные свойства имеет каждый её компонент. Эти особенности находят отражения в целях, направлениях работы, содержании и организации деятельности, во взаимодействии с другими компонентами. В управлении ОС школы необходимо учитывать специфику каждого её компонента.

                              14. Правило разнообразия и иерархии целей и задач внутри ОС. Среди множества целей, к достижению которых стремится как ОС школы в целом, так и отдельные её субсистемы, можно выделить разные иерархические уровни. Примеры:

                            • педагогические задачи по их величине и продолжительности процесса решения подразделяются на три иерархических класса (от высшей ступени к низшей): стратегические, тактические и оперативные;
                            • цель коллективной деятельности творческой группы педагогов отличается от целей каждого педагога, входящего в состав этой группы (каждый может, например, интерпретировать общую цель по-разному), однако личные цели не должны противоречить коллективным (коллективные цели в этом случае находятся на высшей ступени иерархии целей);
                            • цели воспитания должны учитывать особенности возрастного развития ребёнка, следовательно, в иерархии целей воспитания общие цели (верхняя ступень) должны дополняться «снизу» целями воспитания, достижимыми для детей каждого конкретного возраста.
                            • Благодаря разнообразию целей внутри ОС главные цели ОС интерпретируются для каждого компонента системы с учётом его специфики, а иерархия целей позволяет сохранить целостность всей системы. Итак, главные цели ОСдолжны конкретизироваться в разнообразных целях деятельности для каждого компонента системы, при этом разнообразие целей на низших ступенях не должно приводить к отклонению от целей высшего порядка.

                              15. Правило неопределённости. На становление, развитие и даже стабильное функционирование ОС влияет огромное количество внешних и внутренних, постоянных и временно действующих факторов, в том числе таких, силу, устойчивость и направленность воздействия которых невозможно предугадать и учесть заранее. Это означает, в частности, что желаемые результаты процесса следует задавать не слишком жёстко, а определять некоторые пределы, границы (например, не ниже некоторого минимального уровня).

                              16. Правило обязательности функционирования ОС. Система реально существует лишь до тех пор, пока она функционирует. Следовательно, функционирование школы в целом и отдельных включённых в неё компонентов (субсистем) является важнейшим условием их существования.

                              Искусственная, мысленно представленная система (модель) не может существовать сама по себе, она обязательно должна отражать определённые свойства и параметры реально функционирующей системы. Если некоторая субсистема школы только описана, но так и не приведена в действие на практике (или когда-то функционировала, а теперь бездействует), значит, она не существует, её необходимо рассматриваться в иной системе координат, чем реально существующие системы и нельзя принимать во внимание при рассмотрении фактического состояния ОС.

                              В противном случае фактически несуществующие системы и их компоненты затрудняют управление, становятся «системами-вампирами»[4], отнимая часть ресурсов школы на поддержание своего виртуального существования (в частности, на создание, хранение и переработку информации об их якобы существовании), искажают результаты анализа и прогнозирования, вводят в заблуждение ОС школы и внешние системы. Например, можно документально оформить создание ряда прогрессивных новообразований в структуре ОС школы, на основе этой документации получить грант на развитие школьно образовательной системы, однако качество образования в школе в результате не повысится; более того, скорей всего придётся затратить некоторые ресурсы на создание новых «виртуальных» субсистем, подтверждающих целевое освоение полученных средств. В результате количество несуществующих компонентов может возрасти настолько, что в представлениях системы о самой себе они сольются с реальными компонентами в единую структуру, в которой невозможно отделить ложь от правды, а управление ОС превратится в управление «виртуальной реальностью».

                              17. Правило альтернативности путей развития ОС. При планировании работы ОС и включённых в неё субсистем, особенно при формировании стратегии развития школы, необходимо прогнозировать различные ситуации и на основе этих прогнозов определять альтернативные пути развития. Наименее предсказуемые фрагменты стратегии, требуют планирования по нескольким вариантам развития, учитывающим разные ситуации. Это позволяет добиваться большей эффективности управления в нештатных ситуациях и сравнительно легко преодолевать кризисы развития, сохраняя целостность и функциональность системы.

                              18. Правило оптимизации. Оптимальность системы — это качество, связанное с достижением наилучших для данных условий показателей,способность системы достигать наивысших результатов с наименьшими затратами. Степень оптимальности системы можно определить как соотношение между полученным системой результатом и затраченными на его получение средствами и усилиями (затратами). Чем выше результат и чем ниже затраты, тем более высока оптимальность системы. Правило оптимизации системы состоит в том, что в управлении следует ориентировать систему на максимально высокий из возможных в данных условиях результатов, а при отработке путей достижения результата — стремиться к минимизации используемых средств, усилий, времени.

                              19. Правило цикличности. Образовательный процесс цикличен, т. е. характеризуется повторяемостью определённых этапов через некоторые промежутки времени (продолжительность разных циклов может быть различна: урок, учебный день, неделя, четверть, год и т. п.). Циклично и функционирование всех динамических систем, обеспечивающих протекание образовательного процесса в школе. Правило цикличности в управлении ОС школы означает, что систему управленческих действий следует рассматривать и осуществлять как циклы определённых этапов управления, в которых аналитический этап заканчивает предыдущий цикл и одновременно начинает следующий.

                              20. Правило надёжности ОС. Надёжность ОС школы определяется стабильностью достижения определённых результатов в течение ряда циклов (учебных лет, четвертей и т. д.) и зависимостью этих результатов от интегративных свойств системы. Согласно этому правилу, результаты функционирования системы должны зависеть от системы в целом, а не от отдельных её компонентов. Компоненты ОС школы не могут в течение длительного времени оставаться неизменными в силу особенностей протекающих в школе процессов (претерпевают изменения контингент учащихся, содержание образования, формы и методы осуществления педагогического процесса, связи школы с внешней средой, происходят кадровые перестановки в педагогическом коллективе и т. д.). Однако при любых изменениях ОС должна обладать такими интегративными свойствами, которые обеспечивают воспроизводимость желаемого результата.

                              Представленные в статье материалы, безусловно, не исчерпывают всего разнообразия управленческих действий и ситуаций внутришкольного управления, в которых реализуется системный подход. Вместе с тем, соблюдение выделенных и охарактеризованных нами правил позволяет реализовать теоретические положения системного подхода в практике внутришкольного менеджмента, обеспечивая целостное развитие образовательной системы школы.

                              [1] Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган, 1997.

                              [2] Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб., 2005.

                              [3] Адаптивное управление педагогическими системами / под ред. П. И. Третьякова. М., 2003.

                              [4] Репин С. А., Сидоров С. В. Управление сельской школой на основе системного подхода. Челябинск, 2006.

                              Сидоров Сергей Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (г. Шадринск). Тел. 8-35253-63374.

                              Sidorov Sergey Vladimirovich — a Candidate of Science (pedagogy), associate professor at the Chair of Pedagogy and Psychology of Shadrinsk State Pedagogical Institute. Tel. 8-35253-63374.

                              zpu-journal.ru

                              Смотрите так же:

                              • Вологда органы опеки и попечительства Вологда органы опеки и попечительства Опека и попечительство Дата изменения: 22.03.2010 О городе История Символика Транспорт Фотогалерея Социальные проекты Городские конкурсы Значимые события Справочная информация Официальная Вологда Власть Приемная […]
                              • Глав экспертиза Государственная экспертиза проектов Если Ваша организация планирует строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта, то Вам необходимо пройти государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Главгосэкспертиза проектной документации и […]
                              • Подать заявление на развод по почте Как подать на развод по почте? Переезжая в другой город, часто нет возможности подать иск о расторжении брака без участия истца. Можно ли подать на развод по почте? Через сколько времени после подачи иска судья рассмотрит дело? В этой статье мы подробно разберем эту проблему. Важно! […]
                              • Защита прав потребителя статья 261 Защита прав потребителя статья 261 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 26.1 Закона о […]
                              • Правила наложение повязок виды повязок Виды повязок Повязкой принято считать медицинские или подручные средства, предназначение которых – закрепить на ране материал для перевязки, увеличение давления на сосуды при кровотечениях, фиксирование рук, ног и иных частей, чтобы обеспечить их неподвижность; предупреждение […]
                              • Правила европейской экономической комиссии Министерство экономического развитияРоссийской Федерации Направления Макроэкономика Стратегическое планирование ФЦП, ФАИП и ВЦП Развитие конкуренции Малый и средний бизнес Внешнеэкономическая деятельность Противодействие коррупции НИР/НИОКР […]
                              • Реестр новых маршрутов Маршруты городского транспорта Власть Комитеты, управления, инспекции и службы Комитет по транспорту Общая информация Подведомственные учреждения Структура ИОГВ Документы Сведения о руководителях Текущая деятельность Контрольно-надзорная деятельность […]
                              • Образец журнала приказов о приеме Назначение и правила ведения журнала регистрации приказов по личному составу Ведение кадровой документации является важной составляющей деятельности каждого предприятия, при помощи которой фиксируются все основные события в трудовой жизни подчиненных. При этом издаваемые приказы и другие […]