Система общественных отношений определяется отношениями собственности

Главная / Система общественных отношений определяется отношениями собственности

Общественные отношения (Кузнецов)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — связи между индивидами, система которых делает совокупность данных индивидов обществом, а самих их — общественными существами. В основе общества лежит производство материальных благ. Без него невозможно существование человека ни как биологического индивида, ни как социального существа. Производство всегда включает в себя: а) собственно производство, т.е. процесс созидания материальных благ; б) процесс их распределения; в) чаще всего также процесс обмена их; г) и, наконец, процесс потребления созданного продукта. Собственно производство и потребление суть отношения людей к вещам, распределение и обмен — отношения между людьми. Отношения распределения и обмена принято называть экономическими (социально-экономическими) или производственными отношениями. Система этих отношений образуют общественную форму, в которой идет процесс производства. Существует несколько разных типов социально- экономических отношений, разных общественных форм, в которых идет производство, и, соответственно, разных общественных типов производства, именуемых способами производства. Специфика социально-экономических отношений состоит в их объективности, первичности по отношению к человеческому сознанию, т.е. в материальности. Они не просто существуют независимо от сознания и воли людей, а определяют их сознание и волю, т.е. являются материальными отношениями.

Хотя социально-экономические отношения существовали всегда, впервые они были открыты как объективные, материальные отношения лишь с возникновением капитализма. Особенность капиталистических социально-экономических отношений, отличающая их от всех прочих производственных отношений, заключается в том, что, выступая как отношения капиталистического рынка, они прямо, непосредственно диктуют людям, как им нужно действовать прежде всего в сфере экономики, но не только в ней. Общепризнанно, что при капитализме не существует внеэкономического принуждения. А это может означать лишь одно: система экономических отношений выступает как явление, существующее независимо от сознания и воли людей, живущих в этой системе, и прямо, непосредственно заставляющее, принуждающее этих людей действовать именно так, а не иначе, т.е. определяющее их сознание и их волю. И люди, живущие под диктатом экономических отношений, рано или поздно с неизбежностью должны были осознать вначале практически, а затем и теоретически и существование этих отношений, и их объективность, т.е. их независимость от человеческого сознания и человеческой юли. Понимание объективности социально-экономических отношений присутствует у представителей классической политической экономии от У. Петги до А. Смита и Д. Рикардо. Но реального истока этой объективности они раскрыть не смогли. Они пытались найти ее корень в природе человека, что привело их к выводу, что иных социально-экономических отношений, кроме капиталистических, быть не может. Этой точки зрения и сейчас придерживаются многие современные западные и российские экономисты.

К. Маркс с самого начала исходил из факта существования нескольких отличных типов социально-экономических отношений и тем самым способов производства, которые в процессе исторического развития последовательно сменяли друг друга (рабовладельческий, феодальный, капиталистический и др.). Это и позволило ему найти разгадку объективности социально-экономических отношений. Каждая система экономических отношений была общественной формой, в которой шел процесс создания общественного продукта. Общественный продукт создавался определенной силой, которую составляли работники, вооруженные средствами труда. Эти люди вместе со средствами труда, которые они приводили в движение, составляли производительные силы общества. И бросалось в глаза, что в разные эпохи разными были не только системы экономических отношений, но и производительные силы общества. Одной производительной силой были люди, вооруженные деревянными копьями, иной — люди, создававшие нужные им вещи с помощью бронзовых орудий, и совсем другой — люди, использовавшие в своей производственной деятельности машины, приводимые в действие паром. Разные стадии производства отличались друг от друга не только типами экономических отношений, но и уровнем развития производительных сил.

И отсюда был сделан вывод о зависимости типа существующих в обществе экономических отношений от уровня развития его производительных сил. Уровень производительных сил общества определяет существующую в нем систему экономических (производственных) отношений. Изменение производительных сил общества рано или поздно ведет к тому, что одна система экономических отношений сменяется качественно иной их системой.

Зависимость типа существующих социально-экономических отношений от уровня развития производительных сил особенно наглядно видна на примере первобытного общества.

В классовом обществе, где с необходимостью существует государство, экономические отношения собственности закрепляются в праве, в котором выражается воля государства. Волевые отношения собственности в этом обществе принимают форму не моральных, как в раннепервобытном обществе, а правовых, юридических. И во всех докапиталистических классовых обществах экономические отношения определяли поведение людей не прямо, непосредственно, как при капитализме, а через посредство права и других такого же рода общественных явлений. Для этих обществ было характерно внеэкономическое принуждение. Крестьянин, например, работал на феодала потому, что законом был прикреплен к земле, и потому, что феодал по закону имел права на его личность и тем самым его рабочую силу. И здесь экономические отношения были прикрыты волевыми. На поверхности выступали только правовые отношения.

В любом обществе отношения собственности существовали в двух видах. Один вид — экономические отношения собственности, существующие в форме отношений распределения и обмена. Другой вид — волевые отношения собственности, выступающие в форме либо моральных, либо правовых отношений. Социально-экономические отношения, или экономические отношения собственности, — единственные материальные О.о. Но волевые отношения собственности — далеко не единственные волевые О.о. Кроме них су-ществует множество форм волевых О.о.

Таким образом, О.о. в целом прежде всего подразделяются на два основных рода: а) материальные, к которым относятся одни лишь социально-экономические, и б) волевые, которые охватывают все прочие социальные связи. Материальные О.о. определяют общественное сознание в узком смысле, общественные действия людей, а тем самым и все их волевые отношения. Система материальных отношений выступает по отношению к собственно общественному сознанию и производным от него волевым отношениям как их фундамент, а тем самым как базис, основа общества в целом. Собственно общественное сознание вместе с системой волевых отношений, узлами которой являются всевозможные социальные институты, образуют надстройку общества.

Важнейшую роль среди волевых О.о. играют отношения власти, организация власти в обществе. В систему властных отношений входит мораль, которая даже в раннепервобытном обществе регулирует не только распределение, но и действия людей то всех сферах общества. С появлением государства возникает государственная власть, а вместе с ней право и политика, сложная система правовых и политических отношений.

Именно система О.о. делает совокупность индивидов обществом, а самих индивидов социальными существами, качественно отличными от животных. Бесспорно, что каждый человек — это также и биологический организм. Несомненно, что у людей существуют все основные биологические инстинкты, прежде всего пищевой и половой, и без удовлетворения этих инстинктов существование людей абсолютно невозможно. Но кроме этих биологических стимулов у людей существуют качественно иные, более мощные, чем первые. Поведение людей уже в раннепервобытной общине определяется, помимо биологических инстинктов, нормами, которые не просто сосуществуют с этими инстинктами, а регулируют и контролируют их проявление, ограничивают их действие — иными словами, господствуют над ними. Под строжайшим контролем данных норм находится не только пищевой, но и половой инстинкты. На стадии раннепервобытного общества существовал, например, абсолютный запрет половых отношений внутри рода, обычно именуемый экзогамным табу. Эти новые факторы поведения в отличие от старых имеют свои корни вовсе не в биологических структурах. У них совершенно иная материальная основа — система социально- экономических отношений. Последняя представляет собой особый вид материи — социальную материю, которая невещественна, нетелесна, не имеет физического бытия, но, тем не менее, существует и определяет сознание и волю людей. Система этих материальных отношений, образуя основу объединения людей, превращает такое объединение в особый организм, качественно отличный от биологического и развивающийся по особым своим законам — иным, чем те, что действуют в животном мире. Вместе с возникновением социальной материи возникает и новая форма движения материи, включающая в себя в качестве своего момента биологическую (а тем самым химическую, физическую и т.п.), но не сводимую к ней социальную форму материального движения.

Зная организм человека, мы практически ничего не знаем о нем как о действующем субъекте. Конечно, люди всегда нуждаются в пище и стремятся ее получить. Но все дело в том, что в обществах с разной социально- экономической структурой люди, чтобы получить пищу, должны действовать совсем по-разному. Если человек живет в раннепервобытном обществе (см. Первобытное общество), он автоматически имеет право на долю добычи любого другого члена общины. А при капитализме он может приобрести пищу лишь на рынке за деньги. Потому важнейшая задача заключается в приобретении денег. Разными членами общества она решается различным образом в зависимости от места, которое эти люди занимают в системе социально-экономических отношений. Чтобы знать, что представляет собой человек, к чему он стремится, чего он хочет и т.п., необходимо исследовать не его биологический организм, а тот социоисторический организм, в состав которого он входит, и место, занимаемое человеком в структуре этого организма, прежде всего социально-экономического. Социальная материя в нормальных условиях определяет, каков человек. Человек — в том числе и биологический организм. Но не в этом заключается его сущность. Вот почему неверно утверждение, что человек есть общественное животное. Он — вообще не животное, он — общественное существо. В этом и только в этом — его сущность. Как писал К. Маркс: «. сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 382-384.

ponjatija.ru

Тест по обществознанию (10 класс) на тему:
Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

Тест для учащихся 10 профильного класса. по теме «Человек в ранних мифах и философских учениях». Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме.

Предварительный просмотр:

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

1.Идея реинкарнации принадлежит:

А) древнеиндийской философии Б) древнекитайской

В) древнегреческой Г) древнерусской

2. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:

А) следование строгому порядку, соблюдение этикета

Б) интересы общества и государства стоят на первом месте в ущерб личным

В) лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей

1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм

3. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

А) Конфуций Б) Будда В) Платон Г) Лао-Цзы

4. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:

А) социология Б)философия В) биология Г) история

5. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?

А) изучение только объективных связей явлений материального мира

Б) изучение не только общих признаков однородных явлений, но и черты отдельного неповторимого явления

В) изучение свойств всей совокупности однородных объектов

Г) изучение упорядоченных сведений о закономерностях движения материи

6. Учение о «Божьем Граде и Граде Земном» создал:

А) Фома Аквинский Б) Августин Блаженный В) У.Оккам Г) Илларион

А) создал теорию общественного договора

Б) выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную

В) выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти

Г) «нарисовал» идею идеального общества, где нет частной собственности, всеобщее равенство, нет денег

1) Дж. Локк 2) Монтескье 3) Т. Гоббс 4) Т. Мор

8. У истоков социологии как науки стоят:

А) Г. Спенсер Б) А. Смит В) К. Маркс Г) О.Конт Д) В. Ленин

9. Какую из перечисленных философских систем называют «философией существования»?

А) технократизм Б) экзистенциализм В) материализм Г) идеализм

10. Древнейшим философским памятником являются:

А) Библия Б) Коран В) труды Конфуция Г) Веды

А, Теория ОЭФ на первый план выдвигает самобытность истории каждого народа.

Б, Исходит из единства исторического процесса для всех народов.

1. Атеистической религией называют:

А) конфуцианство Б) зороастризм В) буддизм Г) даосизм

2. Соотнести название науки и ее предмет:

А) наука о бытии Б) учение о познании В) наука о законах красоты

Г) наука о морали Д) учение о сущности и природе человека

1) этика 2) гносеология 3) онтология 4) философская антропология 5) эстетика

3. Что из перечисленного относится к взглядам Аристотеля на общество?

А) представители высших классов не должны иметь семью, владеть собственностью

Б) деление общества на три социальных класса: мудрецов-правителей, воинов и земледельцев с ремесленниками

В) допускалась частная собственность, а опорой общества назывались средние слои

Г) для создания правильного общества необходимо соблюдать три принципа: гуманность, соблюдение ритуалов и воплощение нравственных принципов в жизнь

4. Наука об обществе как системе – это:

5. Утверждение, что человек – главное творение Бога, является постулатом:

А) древневосточной философии Б) античной философии

В) средневековой философии Г) мифологии

6. Соотнести высказывание и имя его автора.

А) первоначальное состояние человека было «война всех против всех»

Б) государство – большая семья, а правитель «отец и мать народа»

В) «Знание – сила», а приобретение нового знания связано с опытом, а не с опорой на авторитет Писания

Г) суверенный государь выше права и морали

1)Р.Бэкон 2) Томас Гоббс 3) Макиавелли 4) Конфуций

7. А.Смиту не принадлежит:

А) теория разделения властей Б) теория стоимости

В) утверждение, что труд – источник богатства

В) создание классической экономической теории

8. Идея о том, что система общественных отношений определяется отношениями собственности, принадлежит:

А) В. Ленину Б) К. Марксу В) Бернштейну Г) А. Смиту

А) критиковали капитализм и призывали к революции

Б) верили в возможность создания нового общества без революционных потрясений

В) создали революционную партию

Г) считали движущей силой истории классовую борьбу

10. Развитие и смена ОЭФ определяется:

А) развитие знаний Б) неизбежность смены ОЭФ

В) классовая борьба Г) случайными факторами

11. Верно ли суждение?

А. Прогрессивное развитие общества – это всегда необратимое движение вперед.

Б, Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны Аи Б 4) оба неверны

1 вариант 1 а 2 .а2, б3, в1 3 в 4 в 5 б 6 б 7 .а3, б1, в2 г4 8 а, г 9 б 10 Г 11 (2)

2 вариант 1 в 2 .а3, б2, в5, г1, д4 3 в 4 в 5 в 6 .а2, б4, в1, г3 7 а 10 в 11 (2)

nsportal.ru

Контрольная работа по обществознанию (профильный уровень) по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека», 10 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Контрольная работа по обществознанию (профильный уровень)

по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека» , 10 класс

1. К социальным наукам не относится

А) философия Б) эстетика В) анатомия Г) политология

2. Учение о познании:

А) этика Б) гносеология В) философская антропология Г) социогенез

3. Наука об обществе как системе – это:

А) история Б) политология В) социология Г) биология

4. Учение об искуплении кармы, духовном освобождении человека характерно для:

А) конфуцианства Б) даосизма В) христианства Г) буддизма

5. Этот античный философ пытался найти наилучшие модели устройства государства и пришел к выводу о наилучшей форме правления – умеренной демократии:

А) Гераклит Б) Диоген В) Аристотель Г) Фалес

6. Связь с философскими трудами византийцев характерна для философии:

А) древнерусской Б) древнекитайской В) древнеримской Г) древнеиндийской

7. Автор «О Божьем Граде и Граде Земном»:

А) М.Лютер Б) Платон В) Августин Г) У. Оккам

8. А.Смиту принадлежит: А) теория разделения властей Б) теория рынка

В) утверждение, что знания — сила Г) формационная теория

9. Утверждение, что человек – главное творение Бога, является постулатом:

А) средневековой философии Б) античной философии

В) древневосточной философии Г) мифологии

10. У истоков термина социология стоит: А) Спенсер Б) Руссо В) Маркс Г) Конт

11. Идея о том, что система общественных отношений определяется отношениями собственности, принадлежит: А) Вольтеру Б) К. Марксу В) Э.Бернштейну Г) Ж-Ж.Руссо

12. Выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти

А) Монтескье Б) Локк В) Гоббс Г) Гэлбрейт

13. Согласно марксизму с мена общественно-экономических формаций происходит в связи с:

А) развитием знаний Б) неизбежностью

В) классовой борьбой Г) случайными факторами

14. Автор «Философических писем»

А) М.В.Ломоносов Б) А.Н. Радищев В) В.С. Соловьев Г) П.Я. Чаадаев

15. Верны ли следующие суждения?

А) К числу профессионально важных качеств «гуманитария» относится эмпатия.

Б) Понятие должность шире, чем понятие профессия.

А) Верно только А Б) Верно только Б В) Верны оба суждения Г) оба суждения неверны

16. Соотнесите положения русской философской мысли с их представителями:

А) В своем труде, используя летописи и документы, стремился сделать широкие обобщения

Б) Идея «Москва – третий Рим»

В) Идея самобытности России, ее отличия от Западной Европы

Г) Будущее России – в ее развитии по западному пути осР

17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) адвокат; 2) судья; 3) прокурор; 4) юрист; 5) следователь.

18.Укажите 3 профессионально — важных качества в социально-гуманитарной сфере. Составьте предложение, характеризующее важность одного из качеств в указанной сфере.

Могут быть приведены следующие качества: искренность, внимательность, коммуникация, эмпатия, толерантность, креативность, ответственность и другие, составлено предложение, характеризующее важность одного из качеств в социально-гуманитарной сфере .

  • Усякина Ольга Васильевна
  • 5566
  • 21.11.2015

Номер материала: ДВ-177253

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Собственность в системе экономических отношений. Формы собственности

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д.Глинки

Кафедра экономической теории

Собственность в системе

факультета агробизнеса, (2-е высшее образование

набора ноября 1998г.)

Адрес: 394028, г. Воронеж,

ул. Туполева, д. 13-б, кв. 126.

Собственность как экономическая система, правовой аспект.

Собственность в экономическом смысле — это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Пе­реходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.

Собственность как экономическая система.

Собственность занимает центральное место в экономической системе, она обусловливает:

способ соединения работника со средствами производства;

цель функционирования и развития экономической системы;

социальную структуру общества;

характер стимулов трудовой деятельности;

способ распределения результатов труда.

Собственность как экономическая категория  есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно ни заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

При определении собственности в юридическом смысле, выявляется совокупность вещей, принадлежавших данному субъекту, или его имущество.

Собственники подразделяются на:

лицо физическое — человек как субъект гражданских (имущественных) прав и обязанностей;

лицо юридическое — организация (объединение лиц, предприятие учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица;

works.doklad.ru

Система общественных отношений определяется отношениями собственности

СОБСТВЕННОСТЬ

СОБСТВЕННОСТЬ – исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного (личного) потребления. Собственность связана с вещью (материальной и идеальной) – предметом присвоения, но одновременно она представляет собой и отношение между людьми по поводу вещи. Формирование и определение понятия «собственность» уходят своими конями в глубокую древность.

Известно, напр., определение собственности, данное Аристотелем. Отождествляя собственность с имуществом, он писал: «. имуществом мы называем все, стоимость чего измеряется деньгами» (Аристотель. Соч., т. 4. М., 1984, с. 121). Содержание отношений собственности раскрывалось им через понятия пользования и владения. «Пользование, – считал Аристотель, – это, по-видимому, трата и даяние имущества, а приобретение и сбережение – это, скорее, владение. » (там же). Развивая идеи Аристотеля, римские юристы разработали классическую для античной эпохи трактовку собственности, которая означала для них владение, пользование и распоряжение вещью, что сохранило свое значение во всех последующих правовых системах, вплоть до нашего времени. На почве римских правовых воззрений возникли многочисленные европейские естественно-правовые теории собственности. Основателем гражданского общества, утверждал Ж.-Ж.Руссо, был «первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» – и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить. » (Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1976, с. 69). В естественно-правовой теории собственности надо искать и истоки метафоры «Собственность есть кража», высказанной задолго до П.Ж.Прудона, и словосочетания «Единственный и его собственность», как назвал свою книгу М.Штирнер.

Близкий к евразийцам правовед и историк H.H.Алексеев обращал внимание на то, что римский индивидуализм и естественно-правовые взгляды на собственность всегда были чужды правовым представлениям народов России. Издревле в русском праве, где вместо понятия «собственность» до 18 в. использовались понятия «владение» и «вотчина», человеку не приписывалась безусловная сила присвоения. Владение, а затем и собственность не мыслились без верховной власти, к которой массовое сознание относило Бога и государство (см.: Русская философия собственности. XVIII–XX. СПб., 1993, с. 359–360).

Отношение собственности – не только правовое, но и экономическое, что было представлено в характеристике собственности еще Аристотелем. Свое обоснование экономическая трактовка собственности получила в Новое время в книге Дж.Локка «О государственном правлении». Собственность, по его мнению, возникает тогда, когда вещи (предметы), созданные природой и принадлежащие всем, человек соединяет со своим трудом, т.е. с тем, что принадлежит только ему. Рыба в воде – общее достояние (владение), рыба, выловленная рыбаком, – собственность рыбака. Труд человека прибавляет к вещам природы «нечто большее, чем то, что природа, общая мать всего, сотворила; и т.о., они стали его частной собственностью» (Локк Дж. Избр. философ. произв. М., 1960, т. 2, с. 19).

В классической политической экономии 17–18 вв. собственность как возможность удовлетворять человеческие потребности, была органически включена в трудовую теорию стоимости. Развивая через открытие прибавочной стоимости идеи классической политической экономии, К.Маркс на новой диалектико-материалистической основе выявил место отношений собственности в системе экономических отношений. Он отверг попытку Прудона представить отношение собственности в виде особого, отдельно существующего экономического отношения, называя ее метафизической или юридической иллюзией (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 168). Для Маркса собственность неотделима от всей совокупности экономических отношений. Определить собственность значит описать эту совокупность (там же).

Итак, в современном мире отношения собственности – это, прежде всего, экономические и юридические (правовые) отношения, др. словами, экономические отношения собственности предстают в юридическом обличии. Экономические отношения собственности – совокупность всех экономических, иначе, общественных производственных отношений в широком смысле, т.е. отношений фаз общественного воспроизводства средств к жизни, включая отношения непосредственного производства, распределения, обмена и потребления, взятых в их целостности. Юридически отношения собственности – совокупность отношений владения, пользования и распоряжения, формирующих и закрепляющих экономические отношения в принципах и нормах права. Владение в данном контексте – это определение пользователя вещи. Пользование – извлечение полезных свойств вещи в процессе ее личного или производственного потребления. Распоряжение – возможность решать вопрос о судьбе вещи путем совершения соответствующих юридических актов (продажа, аренда, залог и т.п.).

Экономические и юридические отношения собственности составляют структурообразующую основу системы общественных отношений и общества в целом. Поэтому отношения собственности имеют в современном мире наряду с экономическим и юридическим содержанием и социально-философскую интерпретацию.

По традиции, ведущей свое начало от французских историков эпохи Реставрации, отношения собственности обозначаются также понятием «имущественные отношения». В отличие от юридического выражения экономических отношений имущественные отношения могут выражать экономические отношения не только через нормы права, но и через нормы морали, принимать формы обычаев, правил простой справедливости и т.п. «. Гегель, – замечал К.Маркс, – правильно начинает философию права с владения как простейшего правового отношения субъекта» (там же, т. 46, ч. 1, с. 38). Но владеющим, продолжает он, можно представить и дикаря, когда «владение не есть правовое отношение» (там же, с. 39). Аристотель соединял собственность с добродетельностью (Аристотель. Указ. соч., с. 121), Д.Юм – со справедливостью и моральной правомерностью (Юм Д. Соч. в 2 т., т. 1. М., 1965, с. 441). В.С.Соловьев относил собственность наряду с экономической жизнью и правом к нравственности и психологии. Он считал, что «неотъемлемое основание собственности, как справедливо признают все серьезные философы новых времен, заключается в самом существе человеческой личности» (Русская философия собственности. XVIII–XX. СПб., 1993, с. 167).

Социальное неравенство, позволяя одним присваивать труд других, утверждает себя как частную, в том числе и ассоциированную собственность. В зависимости от возможности присвоения чужого труда и действительного его присвоения выделяются два вида частной собственности: эксплуататорская и трудовая, основанная на собственном труде. Социальное равенство людей в их взаимном отношении к предмету присвоения, т.е. присвоение, единственным критерием которого является живой труд, утверждает себя как общественная собственность – общенародная и трудовая коллективная (кооперативы и акционерные общества работников). Общественная собственность не тождественна государственной. Государственная собственность становится общественной тогда, когда осуществляется не формальное, а фактическое обобществление производства, когда полностью преодолеваются условия наемного труда, в лице человека труда соединяются работник и хозяин. Производной от частной и общественной собственности является личная собственность. Ее назначение – удовлетворение материальных и духовных потребностей конкретного человека.

Особое место в системе собственности занимает интеллектуально-духовная собственность. Ее объекты (идеальные «вещи») – итог творческого интеллектуального труда. Интеллектуальная собственность всегда персонифицирована, хотя правом собственности на идеальные «вещи» (включая новейшие технологии) могут в современном мире обладать не только отдельные лица, но и фирмы, корпорации, государство. Ее юридический статус определяется нормами авторского и патентного права и др. правовыми актами. Экономические же отношения собственности выступают здесь в превращенном виде, ибо затраты творческого интеллектуального труда в принципе нельзя измерить затратами общественно необходимого времени. Вряд ли позволительно говорить и о предельной полезности идеальной «вещи». Возможности практического использования фундаментальных научных открытий, напр., могут возникнуть лишь многие годы спустя.

По истечению установленного законом срока давности идеальные «вещи» перестают быть объектом собственности (исключение составляют предметы изобразительного искусства, право собственности на которые не имеет срока давности), выводятся из системы экономических и юридических отношений собственности, сохраняя вместе с тем свое положение общественного богатства. Это богатство присваивается всеми и каждым так же естественно, как атмосферный воздух, солнечный свет и тепло. Духовно-интеллектуальное богатство, следовательно, далеко не всегда является собственностью. Отношения собственности имеют в данном случае существенное ограничение.

1. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;

2. Алексеев H.H. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. – В кн.: Русская философия собственности. XVIII–XX. СПб., 1993;

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990;

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Соч., т. 7. М.–Л., 1936;

5. Локк Дж. О государственном правлении. – Избр. философ. произв., т. 2. М., 1960;

6. Маркс – Павлу Васильевичу Анненкову в Париж. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 27;

7. Маркс К. Нищета философии. – Там же, т. 4;

8. Он же. К критике политической экономии. Предисловие. – Там же, т. 13;

9. Он же. Экономические рукописи 1857–1859 годов. Введение. – Там же, т. 46, ч. 1;

10. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. – В кн.: Он же. Избр. философ. произв. М., 1956, т. 1;

11. Руссо Ж.-Ж. О происхождении и основаниях неравенства между людьми. – В кн.: Он же. Избранное. М., 1976;

12. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. – В кн.: Русская философия права. СПб., 1993;

13. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21;

14. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждений к моральным предметам. – Соч. в 2 т., т. 1 М., 1965.

iphlib.ru

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Что нужно для разрешения на перепланировку Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
  • Как самостоятельно оформить визу в литву Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
  • Материнский капитал когда закончится программа Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Полномочия местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]