Штраф за инвалидов на предприятии

Главная / Штраф за инвалидов на предприятии

Громадська організація «Харківська асоціація незрячих юристів»

Розмір тексту

Поточний розмір: 100%

Розсилка сайту

В розсилці публікується інформація пов’язана з правовим захистом інвалідів
Підписатись

Останні новини

Законодавство України про соціальний захист інвалідів

Віртуальна громадська приймальня

В закон по созданию рабочих мест для инвалидов внесут изменения

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении внесенный правительством проект Закона Украины „О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно занятости инвалидов».

За данное решение проголосовали 279 из 319 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 188-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно увеличения в 5 раз штрафов за невыполнение нормы о трудоустройстве инвалидов. Предусмотрено, что невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, которое использует наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподачу или несвоевременное представление отделению Фонда социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов — влекут за собой наложение штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Также предлагается внести изменения в Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине». Изменениями предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации, физические лица, которые используют наемный труд, создают рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе с условиями выполнения работы дома, осуществляя для этого (с учетом индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью) разумное приспособление и/или установление основного или дополнительного оборудования, оборудования и пр.

Предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять, создавать и разумно приспосабливать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные законодательством, отчитываться перед Фондом социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом министров.

В соответствии с законопроектом, решение о признании инвалида безработным и взятие его на учет для трудоустройства принимается центром занятости по месту жительства инвалида в порядке, утвержденном Кабмином.

Государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы для инвалида с учетом его пожеланий, имеющихся у инвалида профессиональных навыков и знаний, а также индивидуальной программы реабилитации.

Фонд социальной защиты инвалидов может предоставлять за счет и в пределах суммы административно-хозяйственных санкций, которые платятся за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и пени, которая насчитывается за несвоевременную уплату таких санкций, поступивших в государственный бюджет, дотацию работодателям на создание рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, зарегистрированных в Государственной службе занятости в качестве безработных, а также осуществлять профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку указанной категории инвалидов в порядке, установленном Кабмином.

В соответствии с законопроектом, в выполнение предприятиями, учреждениями, организациями (кроме тех, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджетов), физическими лицами, использующими наемный труд, норматива рабочих мест, определенных согласно части первой этой статьи, может быть зачтено по решению Комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов определенное количество инвалидов, обеспеченных работой на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов, где на протяжении предыдущего отчетного (налогового) периода количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетного количества штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет на протяжении отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда, путем заключения договоров на производство товаров, выполнение работ и предоставление услуг, изготовляемых непосредственно инвалидами.

Также законопроектом предусмотрено, что единый взнос для предприятия и организации общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов, для которых такое предприятие, организация является основным местом работы, составляет не менее 50 процентов общей численности работников, при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, устанавливается в размере 5,5 процента начисления единого взноса для инвалидов, работающих на соответствующем предприятии, в организации по основному месту работы.

jurist.org.ua

О рабочих местах для инвалидов сообщайте ежемесячно

Если организация подпадает под квоту службы занятости, у нее появляется обязанность выделить рабочие места для инвалидов. Причем год назад в законодательство были внесены поправки, ужесточившие ответственность работодателей в этой сфере. И если бухгалтеру приходится выполнять еще и обязанности кадровика, то бо ´ ль ­шая часть работы по организации специальных рабочих мест ложится на него. Органы занятости уведомлять надо, затраты на оборудование специальных рабочих мест учесть надо, возместить их из бюджета надо.

Свои пояснения на эту тему дал редакции представитель Федеральной службы по труду и занятости.

Работодатели обязаны отражать сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов в локальном нормативном акте и сообщать об этом в службу занятост и п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1; п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . Иван Иванович, как вы считаете, это должен быть отдельный ЛНА? Или можно включить нормы о выделении рабочих мест для инвалидов в правила внутреннего трудового распорядка и в должностные инструкции по таким рабочим местам?

И.И. Шкловец: Наличие рабочих мест для инвалидов можно предусмотреть в штатном расписании. А можно и в любом другом акте работодателя, изданном в произвольной форме. К примеру, это может быть локальный нормативный акт, утверждающий перечень мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Среди таких мероприятий могут быть разработка перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает инвалиду возможность работать.

В должностной инструкции прописывать выделение рабочих мест для инвалидов не нужно, поскольку должностная инструкция — это не локальный нормативный акт. А правила внутреннего трудового распорядка — не совсем подходящий для этих вопросов локальный акт, так как в нем отражаются вопросы, касающиеся всех или большинства работников, а не только инвалидов.

Какие конкретно сведения о рабочих местах для инвалидов надо отражать в локальном нормативном акте?

И.И. Шкловец: Если это штатное расписание, в нем отражается наименование должности, структурного подразделения, количество штатных единиц, условия оплаты труда. В отдельной графе «Примечание» можно сделать пометку о том, что это рабочее место предназначено именно для инвалида.

В локальном акте, предусматривающем перечень мероприятий по оснащению таких рабочих мест, указываются сведения об оборудовании этих мест.

Если характер работы на таких рабочих местах предполагает какие-то особенности или требования, они отражаются в отдельном акте.

Помните, что такой категории сотрудников, как инвалиды, положен целый букет льгот, в частности сокращенный рабочий день и удлиненный отпуск

Предположим, организации установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 3 человек. Обязан ли работодатель заранее выделить конкретные рабочие места (например, по одному в бухгалтерии, отделе кадров, технической службе, закрепить за ними статус «инвалидных») и не занимать их никем, пока инвалиды не будут приняты на работу?

Или он может отчитываться перед службой занятости лишь о количестве вакантных мест, а инвалидов брать на работу исходя из текущей ситуации — например, всех троих в бухгалтерию?

И.И. Шкловец: Работодатель сам, исходя из специфики и характера своей деятельности, определяет, на каких должностях будут трудиться инвалиды. Однако сведения о таких рабочих местах, имеющихся и выделенных для приема на работу либо специально создаваемых, он обязан в установленный срок, то есть ежемесячно, подавать в службу занятости.

Исходя из этих сведений, служба занятости направляет для трудоустройства кандидатов из числа инвалидов. Когда направленный службой занятости кандидат предъявит работодателю свои дополнительные документы (медицинские заключения, индивидуальную программу реабилитации (ИПР)), работодатель решит, принять ли его на имеющееся рабочее место, или не принять, или дооснастить рабочее место с учетом требований законодательства и рекомендаций ИПР, а потом принять.

Не исключается прием всех работников в одно структурное подразделение.

А можно ли отказать в приеме на работу конкретного инвалида по причине, например, его недостаточной профессиональной квалификации?

И.И. Шкловец: Да, но при этом работодатель обязан известить службу занятости о том, принял ли он инвалида на работу или отказал ему в трудоустройстве. Если инвалид был направлен к работодателю службой занятости, он предъявляет работодателю свое направление.

В этом направлении работодатель должен сделать пометку, принял ли он этого кандидата на работу или нет.

Если в приеме на работу отказано, служба занятости направит нового кандидата.

Должны ли рабочие места для инвалидов оставаться свободными, пока служба занятости не направит своих кандидатов? Или работодатель имеет право сам, без направления службы занятости принять на это рабочее место инвалида?

И.И. Шкловец: На рабочие места, выделенные или созданные для приема на работу инвалидов, работодатель вправе принимать граждан как по направлению органов службы занятости, так и самостоятельно. Но если работодатель принял на работу инвалида самостоятельно, он обязан известить об этом службу занятости.

А можно ли, не дождавшись направления службы занятости, принять на это рабочее место не инвалида?

И.И. Шкловец: Если работодатель принял на квотированное рабочее место не инвалида, он не выполнил требование закона, так как обязан квотировать рабочие места именно для инвалидов.

Региональные власти вправе устанавливать в рамках «инвалидной» квоты минимальное количество специальных рабочих мест, то есть мест, требующих особого оборудовани я ст. 22 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . При этом определено, что оснащать специальные рабочие места работодатель должен индивидуально для конкретного инвалида либо для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушени я п. 2 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . Каким образом тогда работодатель может отразить создание специального рабочего места в ЛНА и отчитаться об этом в службу занятости? Ведь он не может знать заранее специфику нарушений у инвалида, которого к нему направят?

И.И. Шкловец: Не всегда удается принять направленного службой занятости кандидата для трудоустройства на готовое выделенное рабочее место. Ведь у этого кандидата могут быть особые функциональные ограничения, противопоказания или рекомендации.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя.

Для того чтобы обеспечить занятость таких людей, региональным властям предоставлено право устанавливать минимальное количество рабочих мест, требующих специального оснащения. В таких случаях рабочие места создаются, как правило, под конкретных кандидатов либо под группу таких лиц с заранее известными ограничениями их функциональности.

И если работодатель планирует создать специализированное рабочее место, ему не обойтись без информации от службы занятости о конкретных кандидатах. Это могут быть слабовидящие, слабослышащие или имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата кандидаты.

Надо издать локальный нормативный акт, в котором предусматривается создание таких мест с указанием в нем перечня мероприятий, оборудования, требований к содержанию таких рабочих мест. Работодатель должен выявить потребности инвалида, связанные с оснащением рабочего места, проанализировать его ИПР, вид выполняемой работы, уровень механизации и автоматизации рабочего места и т. п.

После создания такого рабочего места направленный службой занятости кандидат может быть принят на работу. Обычно работодателю не приходится ждать, это происходит сразу, так как кандидаты уже известны.

Вправе ли работодатель отказаться оборудовать специальное рабочее место для конкретного инвалида, если к тому есть объективные препятствия? Так, инвалиду, передвигающемуся на коляске, надо обеспечить возможность подъезда к рабочему мест у п. 10 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . А в здании, допустим, нет лифта и его невозможно оборудовать.

И.И. Шкловец: Если органом исполнительной власти региона принят нормативный правовой акт о квотировании минимального количества специальных рабочих мест, он подлежит исполнению. Но, как правило, на стадии подготовки таких актов в рамках трехсторонних отношений анализируется ситуация на рынке труда и все вопросы можно рассматривать заранее. Если порядок трудоустройства на специализированные рабочие места в таком акте детально не прописан, вопросы трудоустройства конкретных инвалидов работодатель решает непосредственно со службой занятости.

Могу посоветовать работодателям активно взаимодействовать со службой занятости, обращаться туда за разъяснениями. И тогда вряд ли к вам будут предъявлены требования, которые невозможно исполнить.

Кроме того, не исключается возможность частичной компенсации затрат работодателя на создание рабочих мест для инвалидов за счет средств соответствующих бюджетов. Порядок такой компенсации устанавливается нормативными актами региональных органов власти.

У работодателей нередко возникают проблемы с пониманием рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. К примеру, в ИПР может быть написано, что инвалиду разрешается труд 1— 2 класс а приложение 2 к СП 2.2.9.2510-09, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 № 30 . Означает ли это, что инвалиду разрешена любая работа, кроме вредной? Или все же есть какие-то другие ограничения?

И.И. Шкловец: Если инвалиду рекомендовано трудиться на рабочих местах с классом условий труда 1 или 2 (оптимальные или допустимые), нельзя принимать его на работу с вредными или опасными условиями труда.

А дополнительные разъяснения по рекомендациям ИПР работодатель может получить в выдавшем ее медицинском учреждении.

glavkniga.ru

Штрафы за несоблюдение квот рабочих мест для инвалидов недостаточно высоки

Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло на рассмот­рение в Госдуму законопроект, предполагающий повышение размеров административных штрафов для работодателей в целях предотвращения нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и законодательства о занятости населения. По мнению питерских депутатов, дейст­вующие санкции не мотивируют компании соблюдать закон.

Законопроект № 567265-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит поправки в несколько статей кодекса, но основных изменений предлагается два.

Во-первых, увеличить размер штрафа за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ). Сейчас он установлен для должностных лиц и составляет от 5000 до 10 000 руб., законопроектом предлагается повысить эту «вилку» до 10 000—30 000 руб.

Заметим, что норму ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ полтора года назад уже ужесточали, расширив ее диспозицию и повысив санкции (ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов»). До 8 марта прошлого года эта норма предусматривала ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, который карался штрафом в размере от 2000 до 3000 руб. Этот законопроект, кстати, был также разработан на уровне субъекта — Законодательным собранием Оренбургской области, но, видимо, даже эти меры на деле оказались недостаточно эффективными.

Во-вторых, авторы законопроекта № 567265-6 предлагают внести в КоАП РФ новый квалифицированный состав правонарушения, предусмотренного сейчас ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)». Новая ст. 19.7.10 должна преду­сматривать ответственность за непредставление или несвое­временное представление сведений (информации) в органы службы занятости о созданных или выделенных рабочих мес­тах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объе­ме или в искаженном виде. Наказывать нарушителей предлагают штрафом в размере от 5000 до 7000 руб. для должностных лиц и от 10 000 до 30 000 руб. для организаций. Составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по ст. 19.7.10 должны будут органы службы занятости, а принимать постановления — суд.

www.eg-online.ru

Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю

«Кадровик. ру», 2013, N 12; 2014, N 1

ПРИЕМ НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ В ПРЕДЕЛАХ КВОТЫ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ

На Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в 2006 г. была принята Конвенция «О правах инвалидов». Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2012 г., и с 25 октября 2012 г. ее нормы действуют на территории России .

Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Росс. газета. N 100. 05.05.2012.

В связи с ратификацией Конвенции защите прав инвалидов в трудовых отношениях государство стало уделять самое пристальное внимание. В частности, если ранее административная ответственность устанавливалась за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 КоАП РФ), то 8 марта 2013 г. статья была расширена. В настоящее время административным правонарушением считается неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Были увеличены и размеры штрафов, налагаемые на должностных лиц за совершение этих правонарушений: теперь они составляют от 5 тыс. до 10 тыс. руб. .

Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» // Собр. зак-ва РФ. 25.02.2013. N 8. Ст. 717.

В настоящей статье анализируются порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.

Квотирование рабочих мест

Наша справка. Квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории .

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1.

Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два Закона: прежде всего, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» , а также Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . В соответствии со ст. 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1 квотирование не распространяется на государственную службу.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собр. зак-ва РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

Как указал Верховный Суд в своем Определении, согласно ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным Законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного Закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.

В ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.

Как рассчитать среднесписочную численность

В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» . Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти Указания утратили силу.

Приказ Росстата от 13.10.2008 N 258 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников». Утратил силу.

Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения ; в Москве — напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.

Закон Камчатского края от 11.06.2009 N 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют Определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований ). М. А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек . При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами — не включается.

Шишкина Т. Квотирование рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя // Просто для бизнеса. 2013. N N 7 — 8.

Кокурина М. А. Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько // Главная книга. 2012. N 22.

В связи с тем что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО «РЖД» создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

ОАО «РЖД» обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.

По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04.2011 составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением — структурного подразделения Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД» и находится в г. Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.

Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

Довод ОАО «РЖД» о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций — подразделении Красноярской дирекции управления движением — структурного подразделения Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД» начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой .

Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2013 N 11-11900.

Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013, квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше Закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Кому не требуется резервировать рабочие места

Резервирование рабочих мест не требуется:

— организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);

— общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию — при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 мая 2013 г. N 50-АПГ13-5.

На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области N 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее — Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: «7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов».

ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. ст. 20, 21 и 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ст. ст. 12, 13 и 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.

В силу положений Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.

Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко». При этом суд обоснованно исходил из того, что Федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т. е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам.

Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели Федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона — обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта 2013 г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их представления.

Образец локального нормативного акта

Об исчислении среднесписочной численности работников,

о выполнении установленной квоты для приема на работу

инвалидов, о выделении рабочих мест для трудоустройства

инвалидов в соответствии с квотой

(полное наименование организации)

за __________ 201_ г.

Руководствуясь ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ст. ___ Закона ____________________ (указать наименование закона о квотировании субъекта РФ)

1. Рассчитать среднесписочную численность работников организации (на начало отчетного периода): __________ человек.

2. Установить квоту для трудоустройства инвалидов в количестве ________ человек.

3. Выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов с нормальными условиями труда в количестве _______ единиц.

4. Отчитаться центру занятости о трудоустройстве инвалидов в счет установленной квоты по нижеследующему образцу.

Сведения о трудоустройстве инвалидов в счет установленной квоты (человек)

Установленная квота (2% от среднесписочной численности работников)

Работает в счет установленной квоты на начало отчетного месяца

Трудоустроены в счет установленной квоты за отчетный месяц

Выбыло с квотируемых рабочих мест за отчетный месяц

Работает в счет установленной квоты на конец отчетного месяца (строка 2 + строка 3 — строка 4)

5. Представить в центр занятости сведения об имеющихся вакансиях для

трудоустройства инвалидов в счет квот (единиц) __________.

6. Ответственной за выполнение настоящего приказа назначаю

«__» ______________ 201_ г. _______________________________________________

(наименование должности руководителя

организации; подпись; расшифровка подписи)

(должность, Ф. И. О., контактный телефон)

Порядок проведения проверки

Порядок проведения проверки описан в Приказе Минтруда России от 30 апреля 2013 г. N 181н «Об утверждении Федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов». Сразу оговоримся, что фактически данный порядок носит рекомендательный характер, поскольку непосредственное исполнение государственной функции осуществляется государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Но он устанавливает рамки, за пределы которых субъекты РФ не могут выйти.

Виды проверок: выездная и документарная. Они, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми. Обратите внимание на то, в каких случаях принимаются решения о проведении проверок.

Решение о проведении плановой выездной или плановой документарной проверки принимается в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ ежегодным планом проведения плановых выездных и документарных проверок, разработанным в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей . Решение о включении организации в ежегодный план принимается в случаях:

— непредставления организацией информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— невыполнения квоты для приема на работу инвалидов;

— истечения трех лет со дня государственной регистрации организации;

— поступления информации о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных органов и организаций;

— истечения трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки организации.

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собр. зак-ва РФ. 2010. N 28. Ст. 3706.

Решение о проведении внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки принимается в случаях:

— истечения срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

— истечения срока устранения ранее выявленных нарушений, определенного решением суда общей юрисдикции;

— требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Сроки проведения проверки. Срок проведения плановой выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней, плановой документарной проверки — 15 рабочих дней. Что касается внеплановых проверок, то срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней, а документарной — 15 рабочих дней. Указанные сроки могут быть продлены по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, но не более чем на 15 рабочих дней.

О плановой проверке организация может узнать заблаговременно. Так, до 31 декабря текущего календарного года ежегодный план проверок размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Уведомление о проведении проверки направляется руководителю организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте не позднее чем за 7 календарных дней до даты начала проведения проверки.

Проверка проводится на основании приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ, который должен содержать следующие сведения: наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняющего государственную функцию; фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов; наименование организации, проверка которой проводится, место нахождения организации; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по исполнению государственной функции; перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.

Проведение плановой выездной проверки. При проведении плановой выездной проверки уполномоченные должностные лица прибывают в организацию в сроки, установленные приказом (распоряжением) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Они обязаны предъявить служебные удостоверения и вручить руководителю организации копии приказа (распоряжения) о проведении проверки. Проверяющие информируют руководителя организации о целях, задачах, основаниях проведения проверки, видах и объеме мероприятий по контролю, сроках и условиях ее проведения и запрашивают необходимые сведения и информацию. Прежде всего проверяется соблюдение организацией следующих положений:

— соответствия количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;

— соответствия численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;

— полноты и достоверности представленной организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов в установленные сроки;

— полноты и достоверности представленной организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.

При проведении проверки уполномоченные лица могут запросить документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также потребовать письменные объяснения руководителя организации либо провести собеседования с руководителем и/или работниками организации по вопросам, относящимся к предмету проверки. После проведения всех указанных процедур и анализа документов, материалов и разъяснений принимается решение о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Все установленные обстоятельства фиксируются в акте проверки, к которому приобщается перечень и копии документов, представленных руководителем. Акт составляется в двух экземплярах, один из них вручается руководителю организации под роспись. В случае отсутствия руководителя организации или же его отказа принять акт проверки данный документ направляется руководству заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Проведение плановой документарной проверки. При проведении плановой документарной проверки на основании приказа о проведении проверки изучаются материалы и документы, поступившие из организации, с целью проверки соблюдения организацией законодательства о квотировании. Примерный перечень анализируемых вопросов такой же, как и при выездной проверке. В случае выявления ошибок и/или противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в них, сведениям в документах, имеющихся у органа исполнительной власти субъекта РФ, руководителю организации направляется запрос (требование) о представлении организацией дополнительных материалов и документов, необходимых для проведения проверки, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данное требование может быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием средств факсимильной связи либо по электронной почте. По итогам анализа материалов и документов с учетом представленных организацией пояснений принимается решение о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Алгоритм подготовки акта проверки и направления его в проверяемую организацию аналогичен тому, что применяется при плановой выездной проверке.

Проведение внеплановой выездной проверки. Следует учитывать, что проведению внеплановой проверки предшествуют следующие обязательные процедуры. После принятия решения о проведении проверки и подготовки соответствующего приказа орган исполнительной власти субъекта РФ обязан в день подписания приказа (распоряжения) о проведении проверки представить в орган прокуратуры по месту деятельности организации заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с приложением его копии и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения. После согласования с прокуратурой контролирующий орган обязан уведомить проверяемую организацию о предстоящей проверке, направив руководителю организации уведомление о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием средств факсимильной связи либо или по электронной почте не позднее чем за 3 календарных дня до даты начала проведения проверки.

В дополнение ко всем действиям, предусмотренным для плановых проверок, должностные лица контролирующего органа в зависимости от оснований проверяют исполнение организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами субъекта РФ; информацию, поступившую от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и иных органов и организаций, о фактах необоснованного отказа в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты. Кроме того, проверяют, устранены ли ранее выявленные нарушения при истечении срока их устранения, определенного решением суда общей юрисдикции, а также достоверность фактов, изложенных в поступивших в органы прокуратуры материалах и обращениях. После окончания выездной проверки в прокуратуру направляется копия акта проверки в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.

Какие меры принимаются по результатам проведения проверки в случае выявления нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов? Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ имеют право составить обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Выполнение данного предписания будет контролироваться в установленные в нем сроки. В случае неисполнения организацией в двухмесячный срок предписания, выданного по результатам внеплановой проверки, в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания органы субъектов РФ готовят и направляют соответствующее обращение в органы прокуратуры с предложением о привлечении виновных лиц к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) и принятие иных мер прокурорского реагирования). Следует учитывать, что, несмотря на небольшой размер штрафа, дополнительным видом наказания должностных лиц организации может быть дисквалификация. Это может повлечь за собой, например, увольнение генерального директора. Конкретные размеры наказания и виды правонарушений приведены в приложении.

В случае если по результатам проверки будут выявлены правонарушения, за этим следует процедура возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 либо ст. 19.7 КоАП РФ.

Если в отношении руководителя организации осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, органы государственного контроля обязаны известить директора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием средств факсимильной связи либо или по электронной почте о наличии события административного правонарушения, дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Руководитель организации может дать свои объяснения по поводу составляемого протокола в письменном виде. Обратите внимание, что протокол должен быть представлен на подпись руководителю организации, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Если же руководитель отказывается подписать протокол, то в документ вносится соответствующая запись.

Копия протокола должна быть направлена в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием средств факсимильной связи либо или по электронной почте в течение 3 дней в случае неявки руководителя на составление протокола. В дальнейшем протокол направляется в суд общей юрисдикции для рассмотрения дела об административном правонарушении.

На всех этапах проведения проверки представителям организации следует внимательно изучить все представленные документы: приказ о проведении проверки, акт проверки и протокол. И активно участвовать в процедуре проверки. Следующий пример показывает, что небрежность со стороны контролирующих органов может повлечь отмену решения о привлечении к административной ответственности.

На практике. Как следует из материалов дела, при проверке выполнения квоты, установленной для приема на работу инвалидов и молодежи, и обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, а также представленной информации о выполнении квоты в отношении ОАО «Инвестиционная компания связи» были установлены следующие нарушения: в период с августа 2009 г. по июль 2012 г. в нарушение ст. ст. 2 — 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» ОАО «Инвестиционная компания связи» не выполнило обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи в количестве 4% от среднемесячной численности работников. В суммарном исчислении невыполнение коснулось 121 рабочего места для приема на работу инвалидов и 134 квот для приема на работу молодежи установленных категорий. Общее количество квот в организации в последнем отчетном месяце (июле 2012 г.) составило 4, из них не выполнены: 2 квоты для приема на работу инвалидов и 2 квоты — для молодежи. Кроме того, ОАО «Инвестиционная компания связи» не сдавало ежеквартальные отчеты по форме 31-квотирование.

Начальник отдела квотирования рабочих мест Департамента труда и занятости населения г. Москвы 30.08.2012 в присутствии представителя ОАО «Инвестиционная компания связи» составил протокол об административном правонарушении N 89/1. На основании протокола от 21.09.2012 административной комиссией вынесено Постановление N 37 о привлечении ОАО «Инвестиционная компания связи» к административной ответственности по ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 тыс. руб. .

В порядке ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб., на юридические лица — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Инвестиционная компания связи» в арбитражный суд. Суд первой инстанции отменил постановление о привлечении ОАО к административной ответственности. Вторая инстанция поддержала решение суда, руководствуясь следующими соображениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, согласно которым лицо привлекается к административной ответственности, содержать обстоятельства, установленные административным органом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Однако, как верно установлено судом первой инстанции, в Постановлении от 21.09.2012 N 37 по делу об административном правонарушении в нарушение п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и имеющие существенное значение для его правильного разрешения. Если объективную сторону можно установить из акта проверки от 30.08.2012 N 89 и протокола N 89/1 от этой же даты, то субъективную сторону вмененного правонарушения данные документы, как и оспариваемое постановление, не содержащее в себе ничего, кроме указания ст. 2.2 КоАП г. Москвы и размера штрафа после слов «постановила» и указания состава комиссии до этих слов, не содержат.

Непредставление Департаментом труда и занятости населения г. Москвы неопровержимых доказательств, свидетельствующих о совершении обществом вменяемого административного правонарушения и наличии вины общества в его совершении, исключает привлечение заявителя к административной ответственности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, а возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, что является основанием для удовлетворения заявленных по делу требований .

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 N 09АП-2746/2013-АК по делу N А40-133098/12-149-1264.

В приведенном примере основаниями для отмены постановления стало отсутствие сведений о совершенных правонарушениях в постановлении о привлечении к административной ответственности. Такие основания считаются процессуальными. В судебной практике появились прецеденты, в которых основания для отмены постановления были и материальные. Вот один из таких примеров.

На практике. Прокурор г. Шелехова подал исковое заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Иркутсккабель» об обязании создать или выделить рабочие места для инвалидов. В обоснование своих заявленных исковых требований он указал, что в ходе проверки прокуратурой г. Шелехова установлено, что в ОАО «Иркутсккабель» имеются вакантные рабочие места для инвалидов, однако ни одно из имеющихся рабочих мест для инвалидов согласно картам аттестаций по условиям труда не соответствует санитарным правилам, что может оказать неблагоприятное воздействие на работников с ограниченными возможностями.

Законом Иркутской области от 29.05.2009 N 27-ОЗ «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, установлена соответствующая квота в размере: для коммерческих организаций — 3% от среднесписочной численности работников.

Прокурор просил суд обязать ответчика создать или выделить рабочие места для инвалидов согласно Закону Иркутской области в размере 3% от среднесписочной численности работников ОАО «Иркутсккабель», соответствующие Санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». Суд первой инстанции решением от 16.01.2013 исковые требования прокурора г. Шелехова удовлетворил и обязал ОАО «Иркутсккабель» создать или выделить рабочие места для инвалидов в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд второй инстанции отменил решение Шелеховского городского суда по следующим основаниям.

Статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно ст. 22 указанного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Согласно п. 4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Пунктом 4.3 данных Правил предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы. Данными Правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.

Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утв. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что создание специального рабочего места возможно, во-первых, при наличии инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, во-вторых, при необходимости дополнительного технического оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом индивидуальных возможностей инвалида, должности (профессии), по которой он трудоустраивается, и рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации.

Заявляя соответствующие требования, прокурор сослался на то обстоятельство, что все рабочие места, выделенные для трудоустройства инвалидов, имеют общую оценку условий труда с разной степенью вредности. Однако прокурором не представлено доказательств того, что ОАО «Иркутсккабель» имеет реальную возможность в силу специфики производственного процесса выделить места для трудоустройства инвалидов, не имеющие такой оценки условий труда, либо ответчиком необоснованно отказано в приеме на работу конкретного инвалида.

При указанных обстоятельствах, фактическом выделении ОАО «Иркутсккабель» рабочих мест для трудоустройства инвалидов в определенном законом размере, отсутствии доказательств нарушения прав инвалидов со стороны ответчика судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Шелехова .

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 02.04.2013 по делу N 33-2560/2013.

Таким образом, компания провела аттестацию рабочих мест, выделила рабочие места для инвалидов в порядке квотирования в необходимом количестве, не имела отказов в приеме на работу со стороны инвалидов. В таких обстоятельствах суд сделал вывод об отсутствии правонарушений в области квотирования со стороны организации.

В случае выявленного по результатам проверки нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

При этом следует учитывать, что административная ответственность за нарушения требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест предусмотрена не только на федеральном, но и на региональном уровне. Размеры штрафов на региональном уровне могут быть выше, чем на федеральном. На региональном уровне могут быть предусмотрены дополнительные наказания за различные виды правонарушений.

www.hr-portal.ru

Смотрите так же:

  • Наказание за уголовное правонарушение Виды уголовной ответственности. Понятие уголовной ответственности. Уголовная ответственность – это один из видов юридической ответственности, заключающийся в предусмотренном УК ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления. Уголовная ответственность применяется в […]
  • Официальный сайт суда города алматы на "Черный" список судей Республики Казахстан Форум Общественного Объединения "Общество Содействия Автомобилистам" (ОО "ОСА") все больше и больше пополняется списками фамилий судей запятнавших себя разного рода неблаговидными делами. Вот и сейчас, Общество молодых профессионалов […]
  • Менять ли фамилию после развода если есть ребенок Менять ли фамилию после развода если есть ребенок 5 февраля 2010 г., 18:56 Девочки посоветуйте. Мне 30 лет. Замужем . детей нет. Собираюсь развестись с мужем. Нет не из-за этого конечно. Из 5 лет брака вместе жили наверное года 2. потом сходки- расходки. Последний год не живем вместе. […]
  • Адреса нотариусов в алматы В рубрике «Нотариус» города Алматы мы постарались собрать все нотариусы, без выходных. Нотариальные услуги. Адреса, телефоны нотариальных контор, в г Алматы. Организации г Алматы в разделе «Нотариус» - Юридические услуги (широкий спектр юридических услуг). - Нотариальные услуги, […]
  • Гибдд кемерово узнать штрафы гибдд Штрафы ГИБДД Кемерово Бесплатный онлайн сервис проверки штрафов ГИБДД и оплаты. Мы сообщим вам о появлении новых штрафов в кратчайшие сроки так, что вы успеет оплатить их с 50% скидкой Штрафы ГИБДД - гарантия оплаты После оплаты в случае ошибки в базе ГИБДД мы вернем Вам полную сумму […]
  • Таблица определения стажа Калькулятор подсчета страхового стажа Сегодня 8 июля 2018 г., 01:07 Посчитать стаж работы для больничного листа поможет онлайн калькулятор. Пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам рассчитывается с учетом стажа работника, имеющегося до дня […]
  • Закон республики коми о социальной поддержке населения в республике коми Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (с изменениями от 5 марта, 14 мая, 9 ноября 2005 г., 6 октября, 15 ноября, 7 декабря 2006 г., 5 марта, 21 сентября 2007 г., 4 мая, 18 ноября, 23 д Закон Республики Коми от 12 ноября […]
  • Ст 3222 ук рф оправдательный приговор Постановление Президиума Ростовского областного суда от 29 сентября 2011 г. N 44г-118 Дело о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов первой и кассационной инстанций основаны на неверном […]