Штраф за 116 фз

Главная / Штраф за 116 фз

Штраф за 116 фз

В свете крупных аварий, происходящих на опасных производственных объектах (ОПО), Ростехнадзор предлагает разграничить уголовную ответственность и ответственность за нарушения закона о промышленной безопасности и ввести соответствующие поправки в законодательство. Предлагаем вспомнить основные положения ФЗ-116 и действующие наказания за их несоблюдение.

Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года является основным документом, устанавливающим требования к обеспечению безопасности ОПО. В нем же прописана ответственность за неисполнение требований и меры наказания за это неисполнение. В настоящее время большая часть этих мер влечет за собой административное воздействие. В частности, неисполнение требований ФЗ-116, а также требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности владельцами опасных производственных объектов указывает на факт события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья КоАП РФ

Ответственность

  • Общие нарушения, а также нарушения требований Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
  • нарушения Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления;
  • правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб;
  • правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы;
  • правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа;
  • стандартов технической эксплуатации газораспределительных сетей;
  • свода правил СП 62.13330.2010 Газораспределительные системы;
  • Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
  • Технического регламента о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе
  • Часть 2 Статьи 14.1, Часть 1

    Статьи 19.20 (без извлечения прибыли)

    Штраф на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;

    Штраф на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Уголовная ответственность за нарушения Федерального закона № 116-ФЗ ограничена, и наступает в тех случаях, когда имело место причинение вреда жизни или здоровью граждан. В частности:

    Статья 17.1. Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте

    1. В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация или иной владелец опасного производственного объекта, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:

    — гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца), — в сумме два миллиона рублей;
    — гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, причиненного здоровью, — в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Размер компенсации в этом случае не может превышать два миллиона рублей.

    2. Выплата компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, не освобождает ответственное за причиненный вред лицо от его возмещения в соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

    Напомним, в настоящее время ведутся обсуждение поправок и в текст ФЗ-116, и в текст УК и УПК РФ в части введения, расширения и разграничения уголовной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности. Изменения планируется предоставить к публикации до конца года.

    www.centrattek.ru

    Новые поправки в Уголовный кодекс: штраф за нарушение требований промышленной безопасности увеличится до 400 тысяч

    В Уголовном кодексе появится новая статья о нарушениях требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО). Максимальный штраф при этом увеличится до 400 000 рублей.

    Госдума в первом чтении одобрила проект Федерального закона № 303395-7 от 02.11.2017 г. о внесении изменений в УК РФ в части установления уголовной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности на ОПО. Поправки вносятся с целью оптимизации, приведения нарушений в области промышленной безопасности в соответствие с действующим законодательством, а также унификации наказаний за такие нарушения.

    Стоит отметить, что в настоящий момент отдельного наказания за нарушение правил промышленной безопасности не предусмотрено. Ответственность за эти преступления установлена сразу тремя статьями Уголовного кодекса РФ. Кроме случаев гибели людей, уголовная ответственность наступает еще за нарушения, повлекшие за собой причинение тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба (более 500 тысяч рублей).

    Виновных привлекают к ответственности за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); за нарушения на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ); и за нарушения при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ).

    На опасных производственных объектах за трехлетний период с 2013 по 2015 год было зафиксировано 457 аварий, в которых погибло 619 человек. За этот же период за нарушение правил безопасности при строительстве или эксплуатации магистральных трубопроводов было осуждено всего 4 человека; за нарушения на взрывоопасных объектах – 18 человек, а за нарушения при ведении горных, строительных или иных работ было осуждено — 400 человек (причем 80% из них — нарушения при выполнении строительных работ).

    Такое число аварий, погибших и осужденных говорит о том, что для выхода из сложившейся ситуации необходимо соблюдение предприятиями всех требований промышленной безопасности, и в полном объеме. Для этого требуется правовой рычаг. В частности, нужно усовершенствовать правовой механизм привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях правил промышленной безопасности, если эти нарушения стали причиной аварийных ситуаций и несчастных случаев.

    Законопроектом предусмотрено исключение из Уголовного кодекса РФ статьи 269. А статью 216 предлагается применять в отношении нарушений правил безопасности только при строительных работах (исключив горные работы).

    Статья 217 теперь станет называться «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов». За нарушения, повлекшие за собой крупный материальный ущерб или тяжкий вред здоровью человека (по неосторожности), будут установлены следующие виды наказаний (часть 1 статьи):

    — штраф в размере до 400 000 руб.;

    — штраф в размере заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев;

    — лишение свободы на срок до 3 лет;

    — лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок до 3 лет).

    Остальные части статьи 217 УК РФ остаются без изменений. Напомним, за нарушения, повлекшие смерть человека, предусмотрено минимум до 5 лет принудительных работ, максимум – лишение свободы на срок до 5 лет. Максимальный срок за гибель двух человек и более – до 7 лет лишения свободы. При этом в любом случае виновного на срок до 3 лет могут лишить права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности.

    В данный момент законопроект находится на рассмотрении. Если его примут, виновных в нарушениях правил промышленной безопасности, ставших причиной аварий и несчастных случаев, начнут сажать на срок до 3 лет. Кроме того, штраф за нарушение требований промышленной безопасности вырастет до 400 000 рублей (сейчас всего 80 000 рублей).

    Предполагается, что принятие законопроекта конкретизирует преступления в области промышленной безопасности на ОПО, а также отделит их от других преступлений в области безопасности. Кроме того, считается, что поправки в Уголовный кодекс РФ повысят уровень безопасности на опасных производственных объектах и таким образом изменят ситуацию с аварийностью на предприятиях в лучшую сторону.

    ohranatruda.ru

    Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

    Нарушение требований промышленной безопасности

    Статья 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

    Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до

1 года;

  • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Статья 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

    Нарушение требований Статьи 15 ФЗ №116 – ФЗ – отсутствие полиса обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта :

  • Штраф на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей;
  • Штраф на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
  • Часть 11 Статьи 19.5 КоАП РФ

    Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в промышленной безопасности

    • Штраф на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
    • Штраф на юридических лиц — от 400 000 до 700 000 рублей
    • Часть 1 Статьи 19.20 (без извлечения прибыли) КоАП РФ

    • Штраф на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
    • штраф на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • В соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо

      Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

      В соответствии со статьей 216 Уголовного кодекса РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо ограничением свободы на срок до 3 лет либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах

      В соответствии со статьей 217 Уголовного кодекса РФ Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

      Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ

      В соответствии со статьей 218 Уголовного кодекса РФ Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

      Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

      Статья 247 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

      Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет

      Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет

      Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей наказываются лишением свободы на срок до 8 лет.

      primtrud.ru

      Ужесточение ответственности за нарушения в области персональных данных

      С 1 июля 2017 г. вступают в силу поправки, внесенные в ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), которая устанавливает наказания за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных граждан.

      В статье мы расскажем о том, какие поправки были внесены в данную норму и как изменится размер штрафов.

      ЧТО ЕСТЬ СЕЙЧАС?

      Со дня принятия КоАП РФ — с 30 декабря 2001 г. — и до 7 февраля 2017 г. формулировка его ст. 13.11 не изменялась. За это время только лишь Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) были увеличены размеры штрафов за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных граждан.

      Таким образом, за любое нарушение, которое подпадало под санкции ст. 13.11 КоАП РФ, с момента вступления в силу Федерального закона № 116-ФЗ наказание было одинаковое: штраф для граждан в размере от 300 до 500 руб.; для должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; для юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

      Зачем нужны изменения?

      Как сказано в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», он разработан по результатам правоприменительной практики Роскомнадзора. По информации ведомства, отмечена тенденция роста количества жалоб и обращений субъектов персональных данных (граждан) на незаконные действия операторов, осуществляющих обработку персональных данных с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных и, соответственно, количества выявленных нарушений.

      В пояснительной записке отмечается, что предлагаемые законопроектом составы правонарушений соответствуют тем, которые Роскомнадзор чаще всего выявляет в ходе проверок.

      При этом разработчики законопроекта замечают, что штраф за нарушение законодательства в области персональных данных в европейских странах по размеру значительно превышает российский. Так, в Германии за соответствующее нарушение предусмотрены административный штраф в размере до 300 000 евро и конфискация незаконно полученной прибыли.

      ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

      Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 13-ФЗ), вступающим в силу с 1 июля 2017 г., вводится новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ, в которой вместо одного состава правонарушений в области персональных данных появится семь.

      При этом составы административных правонарушений в области персональных данных конкретизированы, а также введены дополнительные составы, предусматривающие ответственность за невыполнение оператором конкретных обязанностей, установленных законом. Например:

      • за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта этих данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено;

      • невыполнение оператором обязанности по обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных;

      • невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных;

      • невыполнение оператором требования субъекта персональных данных о блокировании или уничтожении персональных данных.

      В новой редакции ст. 13.11 КоАП РФ существенно увеличены размеры административных штрафов. Теперь в зависимости от вида совершенного правонарушения они составляют: для граждан — от 700 до 5000 руб.; для должностных лиц — от 3000 до 20 000 руб.; для индивидуальных предпринимателей — от 5000 до 20 000 руб.; для юридических лиц — от 15 000 до 75 000 руб.

      Максимальные размеры штрафов для всех категорий нарушителей предусмотрены за обработку персональных данных без письменного согласия их субъекта либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие. Физическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 3000 до 5000 руб., должностное лицо — от 10 000 до 20 000 руб., а юридическое лицо — от 15 000 до 75 000 руб.

      По некоторым составам преступлений предусмотрены предупреждения: для граждан — по ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 13.11 КоАП РФ; для должностных лиц — по ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ.

      Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):

      • пунктом 2 ст. 1 Федерального закона № 13-ФЗ внесены изменения в п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ: в перечень статей, которыми предусмотрены административные правонарушения, по которым протоколы вправе составлять должностные лица Роскомнадзора, введена статья 13.11 КоАП РФ;

      • соответственно, пунктом 3 ст. 1 Федерального закона № 13-ФЗ ст. 13.11 КоАП РФ исключена из ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ. Тем самым полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных исключены из полномочий прокуроров.

      М. В. Журавлева,
      методист по кадровому учету

      Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 3, 2017.

      www.profiz.ru

      Штрафы в сфере промышленной безопасности

      Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО. Как правило, инспекторы ФСЭТАН накладывают взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.19, 14.1, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      В данной статье мы подробно разберем, на каком основании могут быть оштрафованы владельцы ОПО, и приведем примеры из практики работы Ростехнадзора.

      Итак, организации, эксплуатирующие ОПО, по результатам проверок ФСЭТАН могут быть привлечены к административной ответственности на основании:

      ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

      • на граждан – от 2000 до 3000 рублей;
      • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
      • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
      • К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО. Должностным лицом может быть руководитель организации, его заместитель, главный инженер и т.д.
        В числе самых распространенных и часто встречающихся «нарушений требований промышленной безопасности» Ростехнадзор в своих предписаниях выделяет:

        • Отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ), согласованного с территориальным управлением ФСЭТАН.
        • Отсутствие Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА) либо отсутствие согласования ПМЛА с руководителем аварийно-спасательного формирования.
        • Отсутствие в Сведениях, характеризующих ОПО, полного перечня технических устройств, фактически применяемых на объекте.
        • Отсутствие заключений экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации).
        • Отсутствие у руководителей и/или специалистов аттестации по общим и специальным требованиям промышленной безопасности.
        • Применение на ОПО оборудования в неисправном состоянии.
        • Отсутствие надлежащим образом оформленной технической документации на оборудование, применяемое на ОПО (паспорта, руководства по эксплуатации) и др.
        • Нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промбезопасности ОПО представлены следующими формулировками:

          • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
          • отсутствие на ОПО I, II и III классов опасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий;
          • нарушение иных требований, указанных в разделе 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492).
          • Привлекая владельцев ОПО к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Ростехнадзор в большинстве случаев накладывает минимальный штраф 200 000 рублей на юридическое лицо и минимальный штраф 20 000 рублей на должностное лицо (чаще всего – сотрудник, ответственный за производственный контроль).

            Штраф может быть выписан как за одно конкретное нарушение, так и за группу нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий. К примеру, Центральное управление Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки привлекло ООО «Русские колбасы» (г. Щелково Московской обл.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на юридическое лицо – 200 тыс. руб. и на должностное лицо – 20 тыс. руб. за следующие нарушения:

            • предприятием не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
            • не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
            • отсутствует журнал учета аварий и инцидентов, произошедших на ОПО;
            • сроки проведения режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов просрочены.
            • не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
            • ответственный за осуществление производственного контроля исполняет обязанности без наличия аттестации на знание общих требований промышленной безопасности.
            • Аналогичные санкции – штраф на общую сумму 220 000 рублей – применило Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора к ООО «СтройТранс» (г. Москва) в результате проверки соблюдения лицензионных требований (условий лицензий). ФСЭТАН выявила следующие нарушения:

              • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
              • не осуществляется комплекс мероприятий, включающих мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления: не проводится техническое обслуживание внутреннего газопровода и ГРУ, своевременное восстановление слоя окраски наружного газопровода;
              • отсутствует порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
              • в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования не проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года режимно-наладочные мероприятия.
              • В ряде случае инспекторы ФСЭТАН прибегают к иному виду административного наказания – приостановлению деятельности организации, эксплуатирующей ОПО. Так, МТУ Ростехнадзора через суд привлекло ООО «СтрИнКом» (г. Москва) к административной ответственности в виде временного приостановления деятельности сроком на 60 суток за следующие нарушения:

                • отсутствие договора на аварийно-спасательное обслуживание ОПО;
                • отсутствие действующего Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, согласованного командиром отряда горноспасательной службы;
                • отсутствие документов, подтверждающих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
                • отсутствие документов, подтверждающих создание вспомогательной горноспасательной команды и проведение ежегодной проверки знаний инструкций по безопасным методам и приёмам выполнения работ рабочими организации с участием представителя Ростехнадзора и т.д.
                • ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО, что влечет наложение штрафа:

                  • граждан – от 4000 до 5000 рублей;
                  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
                  • на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
                  • Данный вид административных правонарушений в сфере ПБ встречается не так часто в силу малого количества ОПО, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества. Однако в информационных сообщениях Ростехнадзора имеются примеры и по данному виду штрафных санкций.

                    Так, Центральное управление ФСЭТАН по результатам плановой проверки привлекло акционерное общество «Научно-исследовательский инженерный институт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 330 тыс. рублей. Был наложен минимальный штраф: 300 000 руб. на юридическое лицо и 30 000 руб. на должностное лицо. Основанием для наложения штрафа послужили следующие нарушения:

                    • лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
                    • положение о производственном контроле (ППК) не соответствует требованиям промбезопасности;
                    • на предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
                    • комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки;
                    • лица, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности;
                    • ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров, имеются провисания колючей проволоки;
                    • в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
                    • отмостки складов подвергнуты разрушению, имеются локальные трещины, внутри складов имеются локальные повреждения стен и потолка, трещины и отслоения побелки, полы подвержены деформации.
                    • ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

                      • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
                      • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
                      • Грубым принято считать такое нарушение требований промышленной безопасности ОПО, которое привело или может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

                        Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«г», «е»-«п» и «с»-«у» пункта 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492), которые повлекли за собой:

                        • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
                        • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
                        • По данному виду штрафных санкций Ростехнадзор в большинстве случаев наказывает владельцев ОПО административным приостановлением деятельности. Это объясняется тяжестью фактических и возможных последствий выявленных нарушений.

                          Приведем несколько примеров.

                          Так, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по итогам внеплановой проверки через суд приостановило деятельность котельных ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в Чусовском районе Пермского края на 60 суток. Инспекторы выявили, что на котельных не проводится техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования и автоматики безопасности котлов, к работе допускается персонал, не прошедший очередной аттестации, эксплуатируется котельное оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке, не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствуют полисы обязательного страхования. Указанные нарушения, по мнению специалистов ФСЭТАН, создают реальную угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

                          В свою очередь Верхне-Донское управление Ростехнадзора вынесло несколько подобных решений. В мае 2015 сотрудники территориального управления ФСЭТАН приостановили на 10 суток деятельность по эксплуатации сосуда для транспортировки и хранения в составе автомобильной газозаправочной станции (ИП Гридина А.В., Курская область). В ходе проверки выяснилось, что на сосуде не работают контрольно-измерительные приборы, что угрожает причинением вреда жизни, здоровью граждан и обслуживающего персонала.

                          В июле 2015 года специалисты Верхне-Донского управления РТН, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, приостановили деятельность ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» по эксплуатации башенных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. А именно: применение башенных грузоподъёмных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П на строительной площадке осуществлялись в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии, эксплуатация кранов велась с отступлениями от требований проекта производства работ кранами.

                          Административные правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ фиксируются и наказываются и в московском регионе. Так, МТУ Ростехнадзора в апреле 2015 года была приостановлена на 60 суток деятельность ООО «ПромСтройГарант» по эксплуатации козлового крана. Инспекторы ФСЭТАН в ходе проверки выявили, что работа с техническим устройством ведется при неисправных ограничителях, износе элементов механизмов и рельсов кранового пути. Это, по мнению специалистов РТН, может угрожать жизни, здоровью граждан и персонала, работающего на ОПО.

                          ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), что влечет наложение штрафа:

                          • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
                          • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
                          • Часть 4 статьи 9.1 КоАП РФ вступила в действие с 1 января 2014 года и ориентирована в большей степени на экспертные центры, которые имеют лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности и составления заключения ЭПБ. Следует отметить, что эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении ЭПБ административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 9.1, несут административную ответственность как должностные лица. В ходе проведенного анализа не удалось найти в открытых источниках примеров применения со стороны Ростехнадзора и других ведомств этого вида штрафных санкций.

                            ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

                            Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение штрафа:

                            • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
                            • Чаще всего на основании данной статьи КоАП РФ Ростехнадзор штрафует организации, эксплуатирующие лифты (которые перестали быть ОПО, но остались опасными объектами и подлежат обязательному страхованию), в ходе проверок на предмет соответствия этих ГПМ требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Однако в информационных сообщениях ФСЭТАН удалось найти примеры административного наказания только владельцев ОПО по статье 9.19 КоАП РФ.

                              Так, Печорское управление ФСЭТАН в ходе административного расследования в отношении ООО «Монтажсервиском» выявило, что предприятие эксплуатирует Сеть газопотребления (Республика Коми, г. Ухта, п. Шудаяг) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторы Ростехнадзора привлекли ООО «Монтажсервиском» к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 000 рублей.

                              ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

                              Основными нарушениями по данному виду штрафных санкций принято считать:

                              • Непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (так называемый отчет о производственном контроле). Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ отчет о ПК подается в территориальные органы Ростехнадзора до 1 апреля соответствующего календарного года.
                              • Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО. Согласно п. 35 Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже 1 раза в квартал.
                              • Следует отметить, что в большинстве случаев непредставление или несвоевременное представление в Ростехнадзора отчета о производственном контроле либо квартального отчета об инцидентах квалифицируется как нарушение требований промышленной безопасности, что влечет наложение штрафа по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Однако при повторном непредставлении информации с учетом выявленных несоответствий владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа:

                                • на граждан – от 100 до 300 рублей;
                                • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
                                • на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.
                                • ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

                                  В данном случае речь идет о предписании Ростехнадзора, которое обязывает владельцев ОПО устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Нас интересует прежде всего часть 11 статьи 19.5 –Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение штрафа:

                                  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
                                  • на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.
                                  • За невыполнение даже одного пункта выданного предписания могут быть наложены штрафные санкции. А когда таких пунктов больше, штраф неизбежен.

                                    В практике Ростехнадзора достаточно примеров применения административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, в марте-апреле 2015 года Межрегиональное технологическое управление ФСЭТАН привлекло к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Фабрика-химчистка № 2» за невыполнение 18 пунктов ранее выданного предписания и назначило наказание в виде штрафа на сумму 400 тысяч рублей.

                                    В конце июля 2015 года то же МТУ Ростехнадзора оштрафовало по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «ППК медная фольга» на сумму 400 тысяч рублей. Эксплуатирующая ОПО организация не выполнила всего лишь 2 пункта ранее выданного предписания.

                                    ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Уклонение от исполнения административного наказания.

                                    И такое может случиться с владельцем ОПО. Отсутствуют финансовые средства, урезали бюджет, бухгалтерия опоздала с переводом денег… Как результат – неуплата штрафа в срок, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного взыскания, но не менее одной тысячи рублей.

                                    mtk-exp.ru

                                    Смотрите так же:

                                    • Общие правила ростехнадзора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» 1.1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие […]
                                    • Приказ минфина россии от 29 июля 1998 г No 34н Приказ минфина россии от 29 июля 1998 г No 34н В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить […]
                                    • Разрешения на применение на опасном производственном объекте Государственная услуга по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах Вопрос: В связи с изменением законодательства в области промышленной безопасности, необходимо ли в настоящее время получать разрешения на применение технических устройств […]
                                    • Закон 251 фз Регистрация недвижимости по-новому: как это будет? В середине июля Президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся осуществления кадастрового учета и регистрации недвижимости. Среди них – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации […]
                                    • Ростехнадзор закон 116 Ростехнадзор закон 116 Президент Российской Федерации, 1997-07-21 Комментарий Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года.Пункт 2 статьи 6 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) не применяется до 1 июля 2012 года в отношении документов и […]
                                    • Правила ремонта и содержания железнодорожных путей промышленных предприятий Безопасная эксплуатация железнодорожных путей промышленных предприятий Анализ экспертиз промышленной безопасности объектов, связанных с транспортированием опасных веществ, выявил, что руководители предприятий, как правило, не могут изыскать необходимые и достаточные средства для […]
                                    • Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746"Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией […]
                                    • Новый закон о потребительской кооперации Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской […]