Штраф в бюджетном учреждении

Главная / Штраф в бюджетном учреждении

В результате проверки Росздравнадзора на бюджетное учреждение будет наложен штраф за неправильное (по мнению проверяющих) ведение журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств. Можно ли оплачивать штраф за счет средств субсидии на госзадание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ограничений по оплате учреждениями штрафов (в т.ч. административных) за счет определенных источников финансового обеспечения законодательство не содержит.
Направление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на осуществление расходов, не учитываемых в явном виде при определении ее размера, недопустимо, если такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Ограничений по оплате учреждениями штрафов (в т.ч. административных) за счет определенных источников финансового обеспечения законодательство не содержит. Бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии c теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите п. 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н; письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Таким образом, расходы, не предусмотренные Планом ФХД (в т.ч. расходы на уплату административного штрафа), могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение госзадания при уточнении Плана ФХД — уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии, не требуется.
Однако следует помнить: направление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на осуществление расходов, не учитываемых в явном виде при определении ее размера, недопустимо, если такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года (смотрите также письмо Минфина России от 13.12.2013 N 02-01-011/54916).
Минфин России в своем письме от 18.02.2015 N 02-01-10/7431 также не увязывает уплату административного штрафа с источником средств на эти цели. По мнению специалистов финансового ведомства, государственные (муниципальные) учреждения вправе в добровольном порядке исполнять постановления уполномоченных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях о взыскании административных штрафов с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации в части принятия и оплаты бюджетным учреждением обязательств в зависимости от источника средств и особенностей данного типа государственного учреждения, что, на наш взгляд, является подтверждением возможности оплаты административного штрафа бюджетным учреждением за счет любого источника, в т.ч. и субсидии на выполнение госзадания.
Подчеркнем, что речь идет именно об оплате штрафа, наложенного на учреждение как на юридическое лицо. Оплата же за счет средств учреждения санкций, наложенных на должностных лиц учреждения, может быть квалифицирована как нецелевое расходование средств.

К сведению:
Положениями ст. 238 ТК РФ закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. К прямому действительному ущербу могут быть отнесены в том числе и суммы уплаченных штрафов (смотрите, например, письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1). При наличии лиц, ответственных за ведение журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств (п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. N 644), может быть проведено расследование и рассмотрен вопрос о возмещении виновными сотрудниками ущерба, понесенного учреждением в связи с обнаруженным в рамках проведенной проверки нарушением и последующим административным взысканием.

www.garant.ru

На казенное учреждение органом ПФР был наложен штраф за несвоевременное представление расчета по страховым взносам. Может ли учреждение уплатить штраф за счет доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, или нужно взыскать сумму штрафа с виновного лица (виновное лицо (бухгалтер) согласно внести деньги в кассу)? Какие корреспонденции счетов могут быть применены в рассматриваемой ситуации, если за учреждением не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по уплате штрафа возлагается на казенное учреждение. Поступившие от работника суммы могут рассматриваться в качестве компенсации затрат и подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования.

Обоснование вывода:
Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных п. 1 ч. 9, ч. 15 ст. 15, ч.ч. 5 и 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), в соответствии с ч.ч. 1 или 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, влечет ответственность плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей. Соответственно, обязательство по оплате штрафа в рассматриваемой ситуации возникает именно у казенного учреждения.
Положениями ст. 238 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимаются реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
К прямому действительному ущербу могут быть отнесены в том числе и суммы уплаченных штрафов (смотрите, в частности, письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Отметим, что согласно ч. 4 ст. 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. При этом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).
В рассматриваемой ситуации работник признал вину и согласен добровольно возместить работодателю ущерб в размере наложенного на учреждение штрафа.
Поступившие в таком случае от работника суммы могут рассматриваться в качестве компенсации затрат государства (муниципального образования). Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского (бюджетного) учета предусматривает, в частности, отражение на счете 209 00 операций по признанию доходов в виде компенсации затрат, понесенных государством (муниципальным образованием) в результате нанесения ущерба, причиненного действиями работника (п.п. 220, 221 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В свою очередь, любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В соответствии с положениями Указаний о применение бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ; компенсация затрат государства — с применением статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
С учетом положений абзацев 9, 10 п. 104, абзаца 7 п. 109, абзацев 19, 21 п. 111 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, для отражения в бюджетном учете казенного учреждения операций по оплате штрафа, а также получению и перечислению в доход бюджета публично-правового образования сумм, внесенных работником в добровольном порядке в целях возмещения ущерба, причиненного учреждению его действиями или бездействием, могут быть применены следующие корреспонденции счетов:
Отражения расчетов по предъявленным учреждению штрафным санкциям
1. Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 05 730
— отражено обязательство по уплате штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ;
2. Дебет КРБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— отражено перечисление штрафа за нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Отражение расчетов по доходам, полученным в виде компенсации затрат
1. Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
— начислен доход в размере причиненного ущерба (суммы уплаченного штрафа);
2. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
— учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
3. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 209 30 660
— в кассу учреждения поступили денежные средства в счет компенсации уплаченного учреждением штрафа;
4. Дебет КРБ 1 210 03 560 Кредит КИФ 1 201 34 610
— отражено выбытие наличных из кассы учреждения в целях дальнейшего их внесения на лицевой счет получателя бюджетных средств;
5. Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КРБ 1 210 03 660
— отражено зачисление денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в финансовом органе;
6. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— в доход бюджета перечислена сумма компенсации затрат, ранее внесенная виновным лицом в кассу учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения;
— Энциклопедия решений. Учет доходов бюджета в казенном учреждении, наделенном отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет;
— Энциклопедия решений. Учет в казенном учреждении, наделенном отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет, доходов, поступающих в кассу;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

29 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бюджетное учреждение начислило подрядчику пени за просрочку сроков выполнения работ, а также штраф за ненадлежащее качество результатов выполнения работ. Заказчик произвел оплату по контракту за вычетом соответствующего размера штрафа за качество и пеней за просрочку. Оплата по договору осуществлялась в рамках субсидии на иные цели (КФО «5»). Обязан ли заказчик перечислить в доход бюджета данные средства (штрафы, пени)? Можно ли оставить данные средства на счете заказчика и израсходовать их на собственные нужды?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средствами, полученными в виде штрафа и пени по договору, учреждение может распорядиться по своему усмотрению при условии, что направления расходования таких средств соответствуют целям, ради которых создано учреждение, и предусмотрены Планом ФХД, а также если условиями соглашения о предоставлении целевой субсидии не предусмотрено условия о перечислении в бюджет сумм удержанных неустоек (штрафов, пеней).

Обоснование вывода:
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из местного бюджета устанавливается местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
— целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
— порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
— порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели может быть предусмотрено перечисление в бюджет в том числе штрафов и пеней, поступивших бюджетному учреждению в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контрактам, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами, заключенными в рамках целевой программы. Поэтому при рассмотрении конкретной ситуации необходимо проанализировать условия соглашения о предоставлении целевой субсидии.
Тем более что в отдельных случаях специалисты финансового ведомства полагают возможным использовать средства, полученные в виде неустоек, выставленных по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении целевой субсидии, или же перечислять их в доход бюджета (письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 (в редакции письма Минфина России от 23.01.2014 N 02-06-07/2378)).
Напомним, что доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы при условии, что направления расходования соответствуют целям, ради которых создано бюджетное учреждение, и предусмотрены Планом ФХД.
Если исходя из условий соглашения о предоставлении целевой субсидии у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм удержанных неустоек, полученные суммы могут быть использованы по усмотрению учреждения, в том числе по инициативе учреждения может быть осуществлено перечисление в доход бюджета сумм полученных неустоек.
В заключение отметим, что полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам средства подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в финансовом органе (код счета 20 в соответствии с пп. «а» п. 5, п. 8.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н, далее — Порядок N 24н).
Учет операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, осуществляется на отдельном лицевом счете в финансовом органе (код счета 21 в соответствии с пп. «б» п. 5, п. 8.2 Порядка N 24н, ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 08.05. 2010 N 83-ФЗ).
Таким образом, в случае, если оплата по рассматриваемому договору была осуществлена бюджетным учреждением за счет средств целевой субсидии в размере оплаты подрядчику суммы, уменьшенной на сумму штрафа и пени, сумма штрафа и пени, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в порядке, установленном финансовым органом (например, на федеральном уровне — путем представления Заявки на кассовый расход (форма 0531801)) (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Пример. Удержание неустойки автономным учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения «5»;
— Энциклопедия решений. Пример. Удержание неустойки бюджетным учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения «5» с перечислением средств в бюджет;
— Энциклопедия решений. Учет бюджетным (автономным) учреждением «доходных» операций по коду вида деятельности 2 «Приносящая доход деятельность».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

8 ноября 2016 г.

На юридическое лицо (бюджетное учреждение) наложен штраф. Принято решение об отнесении штрафа на финансовый результат в рамках приносящей доход деятельности. По итогам проведенного разбирательства возмещение расходов сотрудниками (должностными лицами) учреждения не предусматривается. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить операции по начислению административного штрафа по акту проверки трудовой инспекции (ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ)? Должен ли участвовать при отражении указанной ситуации счет 209 00?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет расчетов по уплате административных штрафов за нарушение требований законодательства РФ ведется на счете 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Так как в рассматриваемой ситуации не предусматривается по итогам проведенного разбирательства возмещение расходов сотрудниками (должностными лицами) учреждения, нет оснований для применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Расходы на уплату административных штрафов по акту проверки трудовой инспекции (ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе расходов в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.

Обоснование вывода:
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Согласно п. 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, учет расчетов по уплате административных штрафов за нарушение требований законодательства РФ ведется на счете 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Таким образом, с учетом принятого решения об отнесении штрафа на финансовый результат в рамках приносящей доход деятельности в учете бюджетного учреждения операции по начислению и уплате административного штрафа по акту проверки трудовой инспекции могут быть отражены с применением корреспонденции:
1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
— начислен административный штраф;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 660
— уплачен штраф с лицевого счета учреждения, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код КОСГУ 290).
В соответствии с п. 220 Инструкции N 157н счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» применяется для учета расчетов по суммам причиненного учреждению ущерба, подлежащего возмещению виновными лицами. В рассматриваемой ситуации по итогам проведенного разбирательства возмещение расходов сотрудниками (должностными лицами) учреждения не предусматривается. Таким образом, нет оснований для применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Налоговый учет

Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, на основании п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Как следует из ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, у учреждения расходы на уплату административных штрафов по акту проверки трудовой инспекции (ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе расходов в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127, УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332).

Рекомендуем Вам также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения по платежам в бюджеты. Счет 303 00;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

25 августа 2015 г.

Порядок оплаты штрафа муниципальным бюджетным учреждением и его руководителем

По результатам проверки Государственной инспекцией труда в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении были выявлены нарушения в области трудового законодательства и охраны труда. Назначены штрафы в сумме 50 тысяч рублей на учреждение, и 30 тысяч рублей на руководителя, в связи с тем, что именно она назначена ответственной по охране труда (штат составляет 23 человека). Учредителем является местная администрация. Орган осуществляющий полномочия учредителя — управление образования. Централизованная бухгалтерия управления образования обеспечивает проведение всех финансовых операций учреждения, в том числе начисление и выплату заработной платы. После предъявления руководителем учреждения материалов проверки в управление образования, главным бухгалтером управления образования было предложено руководителю учреждения взять кредит на свое имя для погашения суммы штрафов. Данное заявление главный бухгалтер обосновала тем, что так как должник — юридическое лицо, именно руководитель юридического лица несет ответственность по его обязательствам. Администрация города, в лице управления образования, не может оплачивать штрафы возложенные на МБДОУ. Так же было предложено собрать деньги с других сотрудников учреждения в счет оплаты штрафов, попросив их сдать деньги после получения зарплаты. Пожалуйста, расскажите порядок взыскания штрафов, возложенных на муниципальное бюджетное учреждение. Действительно ли руководитель должен своими средствами погасить штраф возложенный на учреждение? Понятно, что взыскание данных средств с сотрудников незаконно и может повлечь за собой их обращение в прокуратуру.

Ответы юристов (5)

Добрый день! Что касается штрафа на учреждение, не надо заниматься самодеятельностью, подаваться на эти провокации и брать кредиты. У вас же бюджетное учреждение!

Есть письмо, которое говорит о том, что такие штрафы должны взыскиваться в рамках исполнительного производства. Так что, пусть инспекция передает дело приставам, а те делают свою работу в рамках закона.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 апреля 2009 г. N 08-04-05/654

Министерство финансов Российской Федерации в ответ на запрос о порядке исполнения постановлений о наложении административных штрафов, вынесенных уполномоченными органами в отношении бюджетных учреждений, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса. При этом согласно положениям статьи 242.1 Кодекса исполнение указанных судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Таким образом, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании исполнительного листа и судебного приказа.
Согласно положениям подпункта 15 пункта 5 и пункта 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н, получатель средств федерального бюджета вместе с Заявкой на кассовый расход для подтверждения возникновения денежных обязательств, помимо документов — оснований, указанных в данном пункте, может представить иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, подтверждающие возникновение денежного обязательства данного получателя средств федерального бюджета.
Учитывая, что постановление по делу об административном правонарушении выносится в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, получатель средств федерального бюджета вправе при исполнении в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа, вынесенного уполномоченным органом в отношении данного получателя средств, вместе с Заявкой на кассовый расход представлять в орган Федерального казначейства в подтверждение возникновения у него денежного обязательства указанное постановление.

Директор Правового департамента
С.В.ЯЧЕВСКАЯ

Что касается штрафа на руководителя, то его можно попытаться оспорить, если сроки не прошли. Если не получится, придется оплачивать.

Есть вопрос к юристу?

Пожалуйста, расскажите порядок взыскания штрафов, возложенных на муниципальное бюджетное учреждение. Действительно ли руководитель должен своими средствами погасить штраф возложенный на учреждение?

Штраф должен взыскиваться с самой организации (юридического лица).

Никакой обязанности у руководителя оплачивать штраф возглавляемого им юридического лица нет. Требовать от руководителя оплаты штрафа никто не вправе. Если собственник имущества считает, что руководитель своими действиями (виновными) причинил юридическому лицу вред, то он вправе в установленном порядке привлечь виновное лицо к материальной ответственности. Но тут надо понимать, что вред имуществу должен наступить именно вследствие конкретных действий (бездействий) именно этого руководителя.

Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В данном же случае я пока не вижу оснований для требования от руководителя каких-либо выплат, кроме его личного штрафа. То, что руководителя привлекли к административной ответственности, не влечет то, что он автоматически должен нести материальную ответственность.

Письмо Минфина России от 18 февраля 2015 г. N 02-01-10/7431

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении вопроса о добровольном исполнении актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений, в случае если они не являются исполнительными листами или судебными приказами, и сообщает следующее.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31) порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетных учреждений штрафов бюджетное законодательство не регулирует и взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов исключительно в судебном порядке законом не предусмотрено.

При этом в указанном постановлении отмечается, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу — исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 — 242.5 Бюджетного кодекса.

Позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации нашла отражение в судебной практике (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N 19-1220/2014, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.05.2014 по делу N А40-128168/13-72-1023, определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2014 N 305-КГ14-257).

Исходя из вышеизложенной позиции высших судов Департамент полагает, что государственные (муниципальные) учреждения вправе в добровольном порядке исполнять постановления уполномоченных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях о взыскании административных штрафов с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации в части принятия и оплаты бюджетным учреждением обязательств в зависимости от источника средств и особенностей данного типа государственного учреждения.

Директор Департаментабюджетной методологии

То есть исполнять можете за счет любых средств, в том числе субсидий на выполнение госзаданий.

m.pravoved.ru

Смотрите так же:

  • Федеральным законом от 27 июля 2010 г 210-фз Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" С изменениями и […]
  • Ликвидация мебели ростов Распродажа мебели! Ликвидация мебельного салона в Ростове! Информация 8 записей к записям сообщества Доброго времени суток уважаемые коллеги! Фабрика "НИКА МЕБЕЛЬНЫЙ ГОРОД" предлагает достойные и качественные шкафы-купе серийного производства. Для постоянных клиентов разработаны […]
  • Егэ по обществознанию пособия баранова Обществознание. ЕГЭ-учебник. Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ-учебник по обществознанию — уникальное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов, позволяющее в кратчайшие сроки и без привлечения других пособий успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. В […]
  • Нотариус ростова на дону график работы Нотариусы Ростов-на-Дону Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абрамова Вера Витальевна Телефон: +7 (863) 290-51-41 Адрес: 344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки 210 […]
  • Экологическое разрешение на строительство Выдача разрешения на строительство Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых […]
  • Кто правил в россии в 1767 Правление императрицы Екатерины II. Справка Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление […]
  • Первый и второй закон кпд Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА! Физика - рефераты, конспекты, шпаргалки, лекции, семинары Второй закон термодинамики. КПД тепловых машин Утверждение, выражаемое записью, есть одна из формулировок […]
  • Владикавказ гибдд штрафы Штрафы гибдд реквизиты Например если водитель проехал на красный свет то штраф от 1 до 5 базовых. Административного штрафа Штрафы гибдд реквизиты в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест Штрафы гибдд реквизиты на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на […]