Решение задач на закон сохранения заряда

Главная / Решение задач на закон сохранения заряда

Примеры решения задач по теме «Закон Кулона»

«Физика — 10 класс»

При решении задач на применение закона Кулона используются те же приёмы, что и при решении задач в курсе механики. Надо лишь иметь в виду, что направление кулоновской силы зависит от знаков зарядов взаимодействующих тел. Кроме того, в ряде задач используется закон сохранения заряда и тот факт, что заряд любого тела кратен заряду электрона.

Сколько электронов содержится в капле воды массой m = 0,03 г? Масса молекулы воды m0 = 3 • 10 -23 г.

Молекула воды (Н2O) содержит 10 электронов. В капле воды содержится молекул, и, следовательно, число электронов электронов.

Два одинаковых шарика подвешены на нитях длиной I = 2,0 м к одной точке. Когда шарикам сообщили одинаковые заряды по q = 2,0 • 10 -8 Кл, они разошлись на расстояние r = 16 см. Определите натяжение каждой нити и массу каждого шарика.

На каждый шарик действуют три силы: сила тяжести m сила натяжения нити и кулоновская сила (рис. 14.5).

Каждый шарик неподвижен, следовательно, суммы проекций сил на оси ОХ и OY равны нулю. Для суммы проекций сил, действующих на правый шарик, на ось ОХ это условие имеет вид F — Т sinα = 0. Так как то

В проекциях на ось OY условие равновесия для каждого из шариков имеет вид Tcosα — mg = 0, откуда с учётом того, что cos 2 α = 1 — sin 2 α, получим

Два разноимённых заряда q1 = 2 • 10 -4 Кл и q2 = -8 • 10 -4 Кл расположены на расстоянии 1 м друг от друга. Какой заряд qx и где надо поместить, чтобы система зарядов находилась в равновесии?

Заряды q1 и q2 разноимённые, следовательно, они притягиваются и на них действуют силы 1 и 2 соответственно (рис. 14.6). Для равновесия каждого из зарядов необходимо, чтобы на заряды q1 и q2 со стороны заряда qx действовали силы 1 и 2, равные по модулю силам 1 и 2 и противоположные по направлению. Поскольку q1

Решим полученную систему уравнений относительно двух неизвестных qx и lx. Из первого уравнения выразим |qx|: — и подставим во второе.

Получим уравнение или Подставим значения зарядов: или

Решением этого уравнения, удовлетворяющим физическому смыслу, является lx — 1 м.

Подставив это значение в формулу для |qx|, получим |qx| = |q2| = 8 • 10 -4 Кл, или qx = -8 • 10 -4 Кл.

Два заряженных шарика, находящиеся друг от друга на расстоянии r = 90 см и помещённые в керосин, притягиваются друг к другу с силой F = 80 Н. Определите заряды шариков, если сумма их зарядов q = 4 • 10 -5 Кл. Относительная диэлектрическая проницаемость керосина ε = 2.

Так как шарики притягиваются, то их заряды противоположны по знаку. Предположим, что заряд первого шарика положителен и равен q1, а второго отрицателен и равен q2. Согласно условию задачи

По закону Кулона сила притяжения зарядов равна:

Уравнения (1) и (2) — система двух уравнений относительно двух неизвестных q1 и |q2|.

Выразив из уравнения и подставив в уравнение (1), получим

Относительно модуля заряда |q2| получим уравнение

Отсюда Модуль числа всегда положителен, поэтому оставляем один корень |q2| ≈ 10 -4 Кл.

Таким образом, q2 = -10 -4 Кл, a q1 = 1,4 • 10 -4 Кл.

Два одинаковых небольших одноимённо заряженных шарика радиусом 1 см, массой 10 г и зарядом 4 • 10 -6 Кл подвешены в одной точке на двух нитях длиной 1 м в жидком диэлектрике. Плотность диэлектрика ρ = 800 кг/м 3 . Определите относительную диэлектрическую проницаемость диэлектрика ε, если угол между нитями 2α = 60°.

На каждый шарик действуют сила тяжести, сила натяжения нити, выталкивающая сила и сила Кулона (рис. 14.7).

Условия равновесия шариков m + + выт + = 0, m + 1 + 1 + выт = 0, Т = T1, F = F1.

В проекциях на оси координат для правого шарика запишем:

на ось OX: -Tsinα + F = 0;

на ось ОY: -mg + Tcosα + Fвыт = 0.

Выразив силу Т из этих уравнений и приравняв правые части полученных выражений, найдём

При этом сила Кулона где r12 = 2l sinα, а выталкивающая сила

Подставим эти выражения в уравнение (1) и найдём диэлектрическую проницаемость:

Источник: «Физика — 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский

Электростатика — Физика, учебник для 10 класса — Класс!ная физика

class-fizika.ru

Решение задач по теме : «Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона» — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСвятослав Максимов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Решение задач по теме : «Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона»» — Транскрипт:

1 Решение задач по теме : «Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона»

2 Тип урока: систематизация и обобщение знаний Цели: Выделить основные структурные элементы знаний по теме: » Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона «. Продолжить формирование приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, систематизации, навыков работы в группе. Закрепить ранее изученный материал, умение составлять и решать задачи.

3 План урока: Повторение и систематизация знаний о физических величинах и способах их определения (Устный опрос) Обобщение знаний о понятиях и законах, изученных по данной теме. (Заполнение таблиц) Решение задач. Домашнее задание

4 Ответить на вопросы Что называют электрическим зарядом? (ответ)(ответ) Как взаимодействуют одноименные и разноименные электрические заряды? (ответ)(ответ) Сформулируйте и запишите закон сохранения электрического заряда. (ответ)(ответ) В каких случаях выполняется закон сохранения электрического заряда? (ответ)(ответ) Как формулируют и записывают закон Кулона для взаимодействия зарядов в вакууме? (ответ)(ответ) Какая величина характеризует влияние среды на силу взаимодействия между зарядами? (ответ)(ответ) Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона? (ответ)(ответ) Чему равна электрическая постоянная? (ответ)(ответ) Каково значение заряда электрона? (ответ) (ответ)

5 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ заряд — величина, определяющая интенсивность электромагнитного взаимодействия заряженных частиц; источник электромагнитного поля.

6 Одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённые- притягиваются.

7 В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов остаётся неизменной при любых взаимодействиях внутри данной системы. q 1 +q 2 +q 3 + q 4 +……+q n =const

8 Закон сохранения электрического заряда выполняется только в замкнутых системах.

9 Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

10 έ диэлектрическая проницаемость среды. Для вакуума έ = 1

11 к = 9 10 Н м/Кл 9 2

12 έ 0 = 8,85 10 Кл/Н м 2 электрическая постоянная 11

13 |е| = 1,6 10 Кл модуль заряда электрона. -19

www.myshared.ru

Решение задач на закон «Кулона»

Разделы: Физика

Урок-пара (2 по 45 минут).

Цели:

  • Повторить и проанализировать закономерности электрических взаимодействий, развивать умения и навыки использования и применения полученных знаний для решения задач.
  • Формировать такие составляющие комплекса «ключевых компетенций» как информационную, коммуникативную и оценочную, способность обучаться самостоятельно и контролировать свою деятельность.
  • 3.Закреплять умение пользоваться учебником; развивать и формировать умения и навыки использования, применения полученных знания для решения поставленных задач, развивать универсальные умения анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, углублять межпредметные связи.
  • Тип урока: урок формирования практических умений и навыков, закрепления и обобщения пройденного материала, учета и контроля знаний.

    Метод и организационная форма: репродуктивный, фронтальный и индивидуальный опрос, решение задач.

    Проблемные вопросы:

    1. Как вычисляется сила взаимодействия двух точечных зарядов?
    2. Как наличие среды влияет на эту силу?
    3. Как принцип суперпозиции сил применяется для решения задач, если взаимодействуют 3 и более зарядов?
    4. Как закон сохранения зарядов позволяет найти новые заряды тел после их соприкосновения?
    5. Анализ полученных результатов в ходе урока. Самооценка.

    Оборудование:

    1. Компьютер.
    2. Мультимедийный проектор.
    3. Раздаточные фишки для регистрации количества полученных за ответы баллов.
    4. Дидактические материалы 10 класс А.Е.Марон, Е.А. Марон.

    Организационный момент (10-15 минут)

    Учитель. Сегодняшний урок мы начнем с проверки теоретической части вашего домашнего задания. Сделаем это в виде фронтального опроса. Напомню, что вы должны были дома самостоятельно подготовить по 5 вопросов по теме «Электростатика». За каждый вопрос и ответ, если они правильные и не повторяются, вы получаете по 1 фишке, и по окончанию урока за 6-7 фишек вы получаете оценку «5» , за 4-5 фишек – «4». Для того чтобы у всех был шанс набрать нужное количество баллов, некоторым из вас, я предлагаю тесты (Дидактические материалы 10 класс А.Е. Марон, Е.А. Марон, ТС-25). Те из вас, которые получили персональное домашнее задание, уже автоматически имеют по 5 фишек, поэтому, активно работая на уроке, каждый из вас может получить хорошую оценку.

    Вопросы:

    • Какие типы взаимодействий существуют в природе?
    • Что изучает электростатика?
    • Что такое электрического заряд?
    • Как можно получить заряженное тело?
    • Какие заряды перемещаются при электризации?
    • Какой заряд считается элементарным?
    • Может ли существовать электрич. заряд в 3,5 раза больше заряда электрона?
    • Сформулируйте закон сохранения заряда.
    • Сформулируйте закон Кулона.
    • Каков физический смысл коэффициента в законе Кулона?
    • Какой заряд можно считать точечным?
    • Какие силы называются центральными?
    • Что принято за единицу измерения заряда?
    • Что называют диэлектрической проницаемостью среды?
    • В чем заключается принцип суперпозиции сил?
    • Мы с вами перечислили основные термины, понятия и законы, характеризующие электростатику, и некоторые из вас уже получили оценки. Пока я буду проверять тесты, посмотрите презентацию об истории открытия закона Кулона, вам предстоит ее оценить.
      И так, Ньютон открыл закон Всемирного тяготения:

      А Кулон – закон взаимодействия зарядов:

      Эти законы поражают своим внешним сходством, давайте разберемся с природами этих сил. Для этого вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

      1. Какая природа у сил всемирного тяготения? (Гравитационная).
      2. Приведите примеры гравитационных сил, с которыми мы сталкиваемся на Земле? (Сила тяжести).
      3. Какая природа у кулоновских сил? (Электромагнитная).
      4. Приведите примеры сил, имеющих такую же природу? (N,T, P, Fупр, Fтр, FАpx).
      5. Почему же в реальной жизни мы не замечаем, чтобы окружающие нас тела притягивались друг к другу под действием гравитационных сил, в то время как с проявлением электромагнитных сил сталкиваемся на каждом шагу? (Все дело в разной интенсивности этих сил, которую отражают постоянные, входящие в эти законы).
      6. Какие силы самые сильные в природе? (Ядерные)
      Если интенсивность ядерных сил взять за 1, то

      7. Где и почему реально проявляются гравит. силы? (В космосе, где m >>0 )?
      Во Вселенной даже есть такие объекты, где Fгравит > Fэлмаг
      8. Что это за тела? («Черные дыры»)
      9. Что вы знаете о «черных дырах»? Из-за того, что их m >>0 Fгравит > Fэлмаг. Даже свет, имеющий электромагнитную природу, не может вырваться из гравитационного поля такой звезды, поэтому мы воспринимаем ее как всепоглощающий объект, т.е. «черную дыру».

      Итак, эти законы удивительны не только своим внешним сходством,

      но и тем, что отражают единство закономерностей в окружающем нас мире.

      Вы немного отдохнули, давайте теперь постараемся применить наши знания для решения следующих задач. Чертежи делать четко, приводить подробное решение, так как все ваши записи вам пригодятся для решения сегодняшней самостоятельной работы, которая будет у вас на следующем уроке. Если вы решаете задачи раньше тех, кто это делает у доски, то тоже получаете баллы.

      1. В трех вершинах квадрата со стороной 10 см находятся одинаковые точечные положительные заряды, равные по 3 . 10 –8 Кл. С какой силой будут действовать эти заряды на положительный точечный заряд 2 . 10 –8 Кл, расположенный в четвертой вершине квадрата?

      2. На каком расстоянии от шарика А, погруженного в керосин, должна быть расположена стальная пылинка В объемом 9мм 3 , чтобы она находилась в равновесии? Заряд шарика равен 7 нКл, а заряд пылинки равен – 2,1 нКл.

      3. Два одинаковых маленьких заряженных шарика, подвешенных на нитях одинаковой длины, опускают в керосин. Какова должна быть плотность материала шариков, чтобы угол расхождения нитей в воздухе и керосине был один и тот же?

      Анализ полученных результатов в ходе урока:

      • Что нового вы узнали на уроке?
      • Что нового научились делать?
      • Что вызвало трудности?
      • Самооценка.

      Домашнее задание: п/п 85-90, Упр.16. учебник «Физика 10» Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.

      А теперь до конца урока самостоятельная работа, в которой я предлагаю вам решить по две задачи, используя ваши конспекты и те знания, которые вы приобрели (Дидактические материалы. А.Е.Марон, Е.А. Марон. Физика 10 класс, СР-26).

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Закон сохранения электрического заряда

      Закон сохранения заряда – это фундаментальный закон природы. Он был установлен на основании обобщения экспериментальных данных. Подтвержден в 1843 г. английским физиком М. Фарадеем.

      Формулировка закона сохранения электрического заряда

      В любой замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов – величина неизменная, не зависимо от того, какие процессы происходят в данной системе.

      где N – количество зарядов.

      Электрический заряд — это релятивистски инвариантная величина, что означает независимость заряда от системы отсчета, то есть величина заряда не зависит от движения или покоя заряда.

      Эмпирическим путем (опыты Р. Милликена) было доказано, что электрический заряд – это дискретная величина. Заряд любого тела является кратным целым от заряда электрона, который носит название элементарного заряда. Заряд электрона равен

      Электризация тел

      Тела в природе могут приобретать электрический заряд. Процесс приобретения электрического заряда называют электризацией. Электризацию можно реализовывать различными способами: трением, при помощи электростатической индукции и т. д. Однако, любой процесс получения телом заряда является разделением зарядов. При этом одно тело или его часть получает избыточный положительный заряд, а другое тело (его часть) имеет при этом избыточный отрицательный заряд. Сумма заряда обоих знаков, которую содержат тела, не изменяется, заряды только испытывают перераспределение.

      При соединении заряженного проводника с незаряженным, заряд перераспределяется между обоими телами. Допустим, что одно тело несет отрицательный заряд, его соединяют с незаряженным телом. Электроны заряженного тела под воздействием сил взаимного отталкивания переходят на незаряженное тело. При этом заряд первого тела уменьшается, заряд второго увеличивается, до тех пор пока не наступит равновесие.

      Если соединяют положительные и отрицательные заряды, они компенсируют друг друга. Это значит, что объединяя одинаковые по величине отрицательные и положительные заряды, мы получим незаряженное тело.

      При электризации тел, с использованием трения, так же происходит перераспределение зарядов. Основной причиной при этом является переход части электронов при тесном контакте тел от одного тела к другому.

      Примеры решения задач

      Так как система замкнута, то после соприкосновения суммарный заряд этих двух шариков не изменится, останется равным . Шарики по условию задачи одинаковые, следовательно, при соприкосновении заряд между телами разделится поровну на две части, получим:

      При этом плотность распределения заряда на пластинах () найдем как:

      Плотность распределения заряда, как и заряд не изменяется в нашем случае. Напряженность поля внутри плоского конденсатора равно в первом случае (воздушный конденсатор):

      где – электрическая постоянная. В случае, когда в то же конденсаторе между пластинами находится диэлектрик, напряженность поля стала:

      Напряженность поля и разность потенциала в случае плоского конденсатора связаны как:

      ru.solverbook.com

      Решение задач по теме «Закон Кулона»

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      Выбранный для просмотра документ zakon_Kulona.pptx

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Практикум по решению задач З А К О Н К У Л О Н А 10 КЛАСС

      F – сила взаимодействия двух зарядов, Н |q 1| и |q2| — модули заряда, Кл r – расстояние между зарядами, м — коэффициент пропорциональности

      1.1. (682) С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 нКл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга? Дано: q1 = q2 = q = 10 нКл = = 10 — 8 Кл, r = 3 см = 3 · 10 — 2 м, k = F = ? Решение: = = 10 — 3 Н. Ответ: F = 10 – 3 ньютон.

      1.2. (683) На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9 мН? Дано: q1 = 1 мкКл = = 10 – 6 Кл, q2 = 10 нКл = = 10 – 8 Кл, F = 9 мН = = 9 · 10 – 3 Н, k = r = ? Решение: ==> = Ответ: r = 0,1 метров.

      1.3. (684). Во сколько раз надо изменить расстояние между зарядами при увеличении одного из них в 4 раза чтобы сила взаимодействия осталась прежней? Дано: q1 , q2 , q ‘1 = 4 q1, q ‘2 = q2 , F1 = F2 = F Решение: ==> ==> Ответ: расстояние между зарядами надо увеличить в 2 раза.

      1.4. (686). Два шарика, расположенные на расстоянии 10 см друг от друга, имеют одинаковые отрицательные заряды и взаимодействуют с силой 0, 23 мН. Найти число избыточных электронов на каждом шарике. Дано: r = 10 см = 0,1 м, F = 0,23 мН = = 2,3 ·10 – 4 Н, |е| = 1,6 ·10 – 19 Кл, k = N = ? Решение: Ответ: N = 10 11 электронов.

      § 89; 688, 689, 690; § 91, 92 — написать ОК Домашнее задание:

      1.5. (688). Во сколько раз сила электрического отталкивания между двумя электронами больше силы их гравитационного притяжения друг к другу?

      Дано: q1 = q2 = |е| = = 1,6 · 10 – 19 Кл, т1 = т2 = те = = 9,1·10 – 31 кг, Решение: Силу электрического взаимодействия определим по закону Кулона: Силу гравитационного взаимодействия определим по закону всемирного тяготения: Найдём отношение сил Fэл и Fгр :

      1.6. Два одинаковых металлических шарика, имеющих заряды + 150 нКл и – 60 нКл, привели в соприкосновение и раздвинули на 10 см. Определите силу взаимодействия между ними.

      Дано: q1= + 150 нКл= = + 1,5 · 10 – 10 Кл, q2 = — 60 нКл = = — 6 · 10 – 10 Кл, r = 10 см = 0,1 м, F = ? Решение: После соприкосновения на обоих шариках заряды стали одинаковыми. Согласно закону сохранения заряда общий заряд шариков не изменится. Поэтому заряд каждого из шариков после соприкосновения будет Кл Сила взаимодействия: = 1,8 ·10 – 3 Кл. Ответ: F = 1,8 ·10 – 3 Кл

      1.7. (689). Одинаковые металлические шарики, заряженные одноимённо зарядами q и 4q, находятся на расстоянии r друг от друга. Шарики привели в соприкосновение. На какое расстояние

      Дано: q1= q, q 2= 4q, r F1 = F2 х =? Решение: До соприкосновения: После соприкосновения заряд шариков будет: а сила взаимодействия между ними: Если F1 = F2 , то ==> Ответ:

      1.8. (690). Заряды 10 и 16 нКл расположены на расстоянии 7 мм друг от друга. Какая сила будет действовать на заряд 2 нКл, помещённый в точку, удалённую на 3 мм от меньшего заряда и на 4 мм от большего?

      Дано: q1 = 10 нКл = = 10 – 8 Кл, q2 = 16 нКл = = 1,6·10 – 8 Кл, r = 7 мм = = 7·10 – 3 м, q3 = 2 нКл = = 2·10 – 9 Кл, r1 = 3 · 10 – 3 м, r2 = 4 · 10 – 3 м, F = ? Решение: + + q1 q2 q3 + r1 r2 На заряд q3 действуют силы: Равнодействующая этих сил: Ответ: F = 2 · 10 – 3 ньютон = 2мН.

      • Кушкарёва Елена Григорьевна
      • 30603
      • 04.12.2012
      • Номер материала: 2657120441

        Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

        Не нашли то что искали?

        Вам будут интересны эти курсы:

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

        infourok.ru

        Смотрите так же:

        • Правило включений исключений Правило включений исключений Пусть у множеств А и В общая часть насчитывает k элементов. Тогда всего, в объединении множеств А и В, число элементов равно т. е. Понятно, что, складывая числа m и n , мы засчитываем общие элементы дважды. Правило включения – исключения распространяют на […]
        • Приказы об итогах участия в конкурсе Отдел образования Администрации Ики-Бурульского РМО Республики Калмыкия Приказ об итогах конкурса Отдел образования администрации Ики-Бурульского РМО РК от 24 марта 2017 г. п.Ики-Бурул Об итогах муниципального этапа республиканского конкурса чтецов, посвященного 95-летию со дня рождения […]
        • Какие пособия выплачиваются при рождении третьего ребенка в 2018 Детские пособия при рождении третьего ребенка в 2018 году Начиная с 2013 года, в рамках государственной программы, жители 50 регионов Российской Федерации получают пособие за рождение третьего и последующих детей. Помимо этого, родители получают право на различные льготы. Выплаты за […]
        • Правило лото кено Тиражная лотерея "KENO" / "КЕНО" в Казахстане Во время розыгрыша, с помощью лототрона, определяется выигрышная комбинация — 20 чисел от 1 до 80. Чтобы выиграть главный приз – 10 000 000 тенге, Вам достаточно угадать всего половину выпавших номеров! Стоимость ставки — 100 тенге. Вы сами […]
        • Списание материалов каким документом оформить Списание материалов в производство Актуально на: 24 марта 2016 г. Порядок списания материалов в производство выглядит следующим образом. Отпуск материалов со склада в производственный цех можно оформить: Однако списание материалов требование-накладная или лимитно-заборная карта […]
        • Вершинин правила дорожного движения от а до я Скачать бесплатно ulltrass 30-03-2016, 19:33 310 Узнайте, как легко изучить правила дорожного движения, а так же понять все их тонкости, не читая нудную книжку и тонны макулатуры с комментариями. При создании курса я учел все трудности и недостатки, которые вызывает […]
        • Наказание по ст105 Максимальное наказание по ст.105 ч.2 УК РФ Добрый день! Хотелось бы узнать, какое максимальное наказание может назначить суд по ст.105 ч.2 УК РФ (санкция статьи - от 8 лет до 20 лет, либо - "пожизненное лишение свободы"), при условии применения ч.1 ст.62 УК РФ при назначении наказания, […]
        • Плата за негативное воздействие на окружающую среду штрафы Новые штрафы за загрязнение окружающей среды 26 декабря 2005 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 183-ФЗ, которым с 8 января 2006 года увеличены штрафы за загрязнение окружающей среды . Кроме того, этот Закон ввел наказание за то, что не внесена плата за негативное воздействие […]