Реализация властных полномочий это

Главная / Реализация властных полномочий это

Этика реализации властных полномочий

Реализация властных полномочий сотрудников различных юридических ведомств происходит как по отношению к самим себе, т.е. внутри ведоства, так и по отношению к гражданам.

Во взаимоотношениях с гражданами должны быть положены в основу следующие принципы:

законность; справедливость; гуманизм; вежливость; высокая культура общения; выдержка; самообладание.

Объем властных полномочий зависит от функциональных обязанностей, от особенностей той или иной службы.

В реализации властных полномочий трудным моментом является поиск грани допустимости применения того или иного метода воздействия. Ведь ведомственные документы не могут все четко оговорить. Нельзя предусмотреть все жизненные ситуации. Когда исчерпывает себя одно полномочие и следует реализовать более сильное, более властное. Инструкции мало, надо руководствоваться моралью, опытом.

Нередко перед применением какого-либо законного, вынужденного метода-воздействия на правонарушителя или преступника, тому же сотруднику милиции приходится преодолевать психологический барьер и делать моральный выбор применять оружие или нет.

В реализации властных полномочий четко прослеживается 2 аспекта:

Профессиональный – связан с четким исполнением инструкций, директив, знанием права, законностью, компетентностью, высоким профессионализмом. Моральный – связан со справедливостью, гуманностью, умением поставить себя на место пострадавшего, или даже нарушившего закон, с культурностью.

Эти два аспекта и составляют нравственно-правовую основу властных полномочий.

Особую опасность реализации властных полномочий представляет тогда, когда нравственный аспект связан с жестокими, бесчеловечными, унижающими достоинство человека видами обращения и наказания, нарушением профессиональной этики с одной стороны и юридической защитой сотрудников, желанием успокоить свое самолюбие с другой.

В наше время имеют место факты когда отдельные сотрудники непрочь свои властные полномочия и квалификацию переориентировать лично на себя, особенно сегодня для улучшения материального благополучия. С этой целью они идут на сращивание с преступными группами, нарушения законности, взяточничество.

Иерархия полномочных ценностей:

Знание законов, процессуальных норм. Умение ориентироваться в критических ситуациях. Способность оперативно принимать решения. Надежность в работе (добросовестность, исполнительность, дисциплинированность). Вежливость, контактность, внешний вид.

sdalna10.com

7.1. Властные полномочия, ответственность и делегирование

Властные полномочия — это официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых организационных результатов. Властные полномочия определяются тремя характеристиками:

  1. Властные полномочия детермінуються исключительно должностью, а не личными или деловыми качествами сотрудника организации. Менеджеры наделяются властными полномочиями учитывая их позиции в организационной иерархии, и каждый, кто занимает аналогичную должность, должен получить те же права.
  2. Властные полномочия менеджера принимаются подчиненными. Властные полномочия распространяются с вершины иерархической пирамиды организации к ее основы, но подчиненность или подчиненность работников основывается прежде всего на их уверенности в легитимности приказов менеджеров. Реальные права руководителя определяются сознательным выполнением подчиненными его команд. Если сотрудники отказываются подчиняться распоряжениям, властные полномочия руководителя теряют силу.
  3. Объем властных полномочий в вертикальной иерархии распределяется сверху вниз. Должности на вершине иерархии наделяются большими объемами формальных прав, чем должности на других ее уровнях.

Ответственность — обязанность выполнять поставленные задачи и обеспечивать их удовлетворительное решение. То есть, это обратная сторона «медали» властных полномочий. Например, предназначенные сотруднику обязанности по решению рабочих задач или выполнения определенных видов деятельности. Как правило, властные полномочия менеджеров пропорциональные ответственности, которая на них возложена. Если ответственность менеджера не обладающим достаточными полномочиями, то выполнение задач возможно, но затруднено. В этом случае руководитель должен иметь способности к убеждению коллег и подчиненных. Когда властные полномочия менеджера «превышают» ответственность, возникает соблазн злоупотреблений избытком ресурсов, использование всей полноты власти ради ничего не стоящих результатов.

Подотчетность — это механизм, с помощью которого достигается баланс властных полномочий менеджера и возложенной на него ответственности. Подотчетность означает, что наделенные властными полномочиями и ответственностью менеджеры обязаны докладывать и обсуждать результаты выполнения рабочих задач с руководителями, которые занимают более высокие позиции в командной цепочке. Подчиненные должны осознавать подотчетность за решение поставленных задач, свою ответственность и иметь необходимые для выполнения задач властные полномочия. Подотчетность может быть встроена в организационную структуру.

С теорией властных полномочий непосредственно связана концепция делегирования. Делегирование — это процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, которые занимают позиции на низших уровнях иерархии. Сегодня некоторые организации побуждают менеджеров делегировать часть прав на самые низкие уровни властной пирамиды, что позволяет добиться максимальной степени гибкости при удовлетворении потребностей потребителей и адаптации к внешней среде.

Выделяют линейные и вспомогательные властные полномочия. В организациях можно наблюдать существенные различия между линейными и вспомогательными властными полномочиями, которые определяются местом менеджера в организационной структуре (линейный или вспомогательный отделы). Линейные отделы выполняют задачи, которые непосредственно связаны с основной целью и миссией организации. Например, отделы по производству и реализации товаров.

Вспомогательные отделы учитывают тех, кто обеспечивает предоставление специализированных услуг линейным отделам компании (отдел стратегического планирования, бухгалтерия, отдел трудовых ресурсов).

Линейные властные полномочия означают, что менеджеры имеют формальное право управлять и контролировать действия непосредственных подчиненных. Круг вспомогательных властных полномочий более узкое и предполагает право давать советы, рекомендации и консультации по вопросам компетенции персонала и носит, скорее всего, коммуникативный характер, когда специалисты высказывают свои предположения в технических отраслях. Например, финансовый отдел производственной фирмы должен иметь вспомогательные властные полномочия, которые используются для координации действий с линейными отделами (согласование расчетных форм для закупки оборудования, стандартизация платных услуг и др.).

banauka.ru

Понятие властного полномочия

Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 4612

Понятие государственно-властного полномочия отражает единство и органическую взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими — важнейший признак государственного органа. Наличие субъектов с властными полномочиями является одной из отличительных черт публично-правовой деятельности. Любой вид организованного воздействия, будь то функционирование государственной власти, управления или самоуправления, связан с отношениями «команда — подчинение». Властвование, повеление всегда означают, что одна сторона отношений вправе и реально в состоянии обеспечить поведение другой стороны в нужных рамках. Наличие властных полномочий обеспечивает эффективность всех средств выражения публичного интереса.

Государственная власть обладает первичными властными полномочиями, которые проявляются в огромном множестве властных актов и деяний. Государственная власть в лице своих органов и с помощью права определяет границы, меру и объем властных полномочий других субъектов — общественных организаций, органов самоуправления и др. Для них властные полномочия являются вторичными, производными от полномочий органов государственной власти. Таким образом, властное полномочие, с одной стороны, является прямым выражением государственного властвования, с другой — служит специфическим признаком государственного органа, аппарата государства в целом.

Властное полномочие — это обеспеченное законом ориентирующее требование уполномоченного субъекта определенного поведения и действий, обращенное к физическим и юридическим лицам. Властное полномочие представляет собой поведение (команду, требование), обращенное к другой стороне публично-властных отношений. Команда выражается как юридический императив. Нельзя ослушаться или отступить от требований, связанных с выполнением властных полномочий. Их нужно исполнять добросовестно и последовательно. В публично-правовых отношениях субъект властных полномочий вправе требовать от другой стороны должного поведения или действий. За неисполнение велений следуют санкции , меры ответственности, применяемые этим органом или другим органом (судом, вышестоящим органом, контрольно-надзорной инспекцией и т.д.).

Властное полномочие обеспечивается законом. Закрепление и регламентация властных полномочий в законодательстве означает их связанность правом. Властные полномочия закрепляются, прежде всего, в конституциях и законах. Закон препятствует произвольному, субъективному пониманию и применению. Усмотрение должностных лиц имеет свои легальные пределы, очерчивая в то же время для них сферу самостоятельных решений и действий. Сами требования облекаются в правовую форму. Придание им нормативного характера связано с принятием субъектом властных полномочий правовых актов, обязательных для исполнения. Власть осуществляется, прежде всего, посредством издания актов государственного управления.

В целом юридическая формула соотношения закона и административного акта сводится к тому, что акты законодательных органов получают преимущественное значение перед актами органов государственной власти, и закон связывает волю, выраженную последними в актах управления. Административные акты могут быть приняты в соответствии с Конституцией, законами, либо на основании и во исполнение закона, либо в пределах прав, предоставленных законом, либо в случаях, предусмотренных законом. Административные законы преимущественно направлены на регулирование того, что не нормировано законами общими, или того, что оставлено ими в неясности. Предметом ведения законодательной власти является определение и того, что индивиды получают в результате осуществляемой политики, и того, что они в свою очередь должны отдавать государству. К общему законодательству относится только всеобщие цели, а к актам органов государственной власти — особенное и способ исполнения.

Легальное определение нормы права и нормативного правового акта даны в Постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. 781-П ГД «Об обращении в Конституционный Суд РФ», в котором норма права определена как общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Под нормативным правовым актом следует понимать письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органов в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Исходя из конституционных положений, принятие любого нормативного правового акта должно соответствовать требованиям и оцениваться на предмет соответствия Конституции Российской Федерации со следующих позиций:

1. по содержанию норм;

2. по форме нормативного акта или договора;

3. по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

4. с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5. с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6. с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Особенности действия отдельных видов нормативных правовых актов установлены Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Так, согласно части 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей, вопросы организации исполнительной власти регулируются преимущественно нормативными административными актами.

В статье 83 Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» определены полномочия Президента России по утверждению структуры федеральной исполнительной власти, формированию состава Правительства РФ. В свою очередь Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти специальной компетенции. Руководителям последних предоставлено полномочие по определению их функциональной и территориальной структуры.

Нормативные акты, регулирующие осуществление государственной власти в стране не касаются вопросов государственного устройства, они используют его как величину данную, и различные государственные учреждения изучаются не с точки зрения их организации, а со стороны их деятельности.

Нормы законов должны определять виды и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина , а также установление абстрактных, руководящих правил государственной деятельности. Задачи государственного управления состоит в том, чтобы направить действие власти на разрешение выдвигаемых текущей жизнью конкретных вопросов. Конкретные методы их обеспечения, определение процессуального порядка применения, реализации, прекращения административного воздействия, является прерогативой исполнительной власти. Потому ее акты постановления не вводят никаких существенных изменений, а только учреждают образ исполнения законов. Нормативные акты органов государственной власти касаются определения методов административно-правового воздействия, процессуального порядка их применения, реализации, прекращения действия. Вместе с тем их применение к той или иной сфере деятельности будет зависеть от складывающейся обстановки и усмотрения представителя исполнительной власти.

По юридическому содержанию следует различать несколько категорий правовых актов. Нормативные акты устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты государственной власти являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т.д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:

· акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);

· внутриведомственные (в том числе локальные) акты.

Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. В своей основной массе они являются правоприменительными актами, то есть порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных. Другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.

Общие акты либо содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходных дней, об очередном призыве на военную службу и т.д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т.д.), либо разъясняют что-то.

Смешанные акты одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения либо еще и общие требования.

По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, в воинских частях, на транспорте. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональные.

В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании) и единоличные. Но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

Для властного полномочия также характерно обеспечение. Речь идет о системе гарантий, способствующих реализации полномочий и устойчивой деятельности органов и лиц. Гарантии властных полномочий весьма разнообразны. Они включают в себя наличие кадров служащих и работников в широком смысле, которые способны правильно оценить ситуацию, принять верные решения и выполнить другие управленческие действия. Профессиональная квалификация кадров имеет первостепенное значение, ибо только высокий профессионализм гарантирует высокий уровень властвования и управления. Для реализации властных полномочий субъекты наделяются материальными, финансовыми и иными ресурсами. Государственные органы и должностные лица обладают, с одной стороны, собственными материально-техническими средствами (здание, помещение, оргтехника, средства связи и т.д.) и материальными, денежными и иными ресурсами, выделяемыми для решения управленческих и иных задач — с другой.

В законодательстве нередко закрепляются отдельно права и обязанности органа. Орган власти получает возможность самостоятельной оценки ситуации и принятия решений и осуществления управленческих действий. Правообязанность выражает связь прав и обязанностей, поскольку права предоставляются субъекту публично-властных отношений для обязательной реализации. Если гражданин может не воспользоваться своими правами, то властный субъект должен активно ими пользоваться. Он обязан осуществлять предоставленные ему права для обеспечения и защиты публичных интересов. И в этом смысле понятие «полномочие» субъекта точнее выражает органическое единство возложенных на него прав и обязанностей и полнее характеризует отношения субъектов.

Статус государственных служащих , включая руководителей разных уровней и должностных лиц, предполагает четкое определение их обязанностей и прав, оснований и видов ответственности. К основным обязанностям государственных служащих относятся: осуществление полномочий в пределах предоставленных прав и в соответствии с должностными обязанностями; исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением явно незаконных; поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий; соблюдение служебного распорядка и норм служебной этики; сохранение государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны. Служащий несет ответственность за правомерность своих действий, за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Ввиду значимости властных полномочий повышенные меры ответственности служащих государственных и муниципальных органов и особенно должностных лиц приобретают дополнительный смысл. Соблюдение государственной дисциплины и иерархических распорядков работы как общее требование сочетается со строгой ответственностью каждого служащего за принятие и непринятие решений, за действия и бездействие.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.04 сек.)

konspekta.net

Глава IV . Властное полномочие

§ 1. Понятие и элементы властного полномочия

Одной из отличительных черт публично-правовой деятельности является участие в ней субъектов с властными полномочиями. Любой вид организованного воздействия, будь то функционирование государственной власти, управления или самоуправления, связан с отношениями «команда – подчинение». Конечно, это упрощенная схема публично-правовых отношений, но она точно выражает их смысл и природу. Властвование, повеление всегда означают, что одна сторона отношений вправе и реально в состоянии обеспечить поведение другой стороны в нужных рамках. Способность определять поведение последней предопределяется двумя факторами: выражением публичного интереса и осуществлением властного полномочия.

Разумеется, публичный интерес далеко не всегда предполагает использование только властных полномочий. Применяется, как будет показано ниже, много других средств его реализации. Но в любом случае именно наличие властных полномочий обеспечивает эффективность всех средств выражения публичного интереса, служит его пружиной, организующим началом как самой публично-правовой деятельности, так и других видов деятельности – экономической, социальной, школьной, экологической и т.д.

Генетические корни властного полномочия уходят в природу государственной власти, которая как бы материализуется в огромном множестве властных актов и деяний, раскладывается на общие и конкретные веления, которые формируют и выражают их носители. Субъекты властных отношений всегда выступают субъектами публично-правовых отношений. Но не всегда объемы прав последних совпадают с объемом властных полномочий, которые присущи органам государства. Это своего рода первичные властные полномочия. И государственная власть в лице своих органов и с помощью права определяет границы, меру и объем властных полномочий других субъектов – общественных организаций, органов самоуправления и др. Для них властные полномочия являются вторичными, производными от полномочий органов государственной власти.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 136

Властное полномочие, с одной стороны, является прямым выражением государственного властвования, с другой – служит специфическим признаком государственного органа, аппарата государства в целом.

В трудах Лаванда, Г. Еллинека, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского и других отчетливо выявлена природа властвования как осуществления признанной принудительной власти. Само властвование не сводится к разовым актам. Это длящийся процесс, состояние установившееся, признанное, мирное, означающее со стороны властвующего признанное право на власть и повеление, со стороны подвластных – добровольное в общем ему подчинение. Для русской государствоведческой мысли конца XIX – начала XX в. подобные взгляды были типичны.

Абстракция государственного властвования связывается с реальностью его воплощения. Теория дает возможность понять, как государство осуществляет свою власть через органы. А. И. Елистратов писал в 20-х гг., что государство может олицетворять в своих органах определенные взаимно расчлененные проявления своего существа. Выступая субъектом прав, государство передает множество компетенции своим органам. При всей противоречивости волевых актов органов они призваны в своей совокупности выражать государственную волю. Для этого им передаются административные полномочия. И все административные учреждения различаются, по его мнению, по составу, компетенции и порядку деятельности. Компетенция определялась как единство их обязанностей и прав [1] .

Указанная позиция оказалась довольно устойчивой, хотя смешение понятий «компетенция», «права и обязанности», «предметы ведения» и «полномочия» создавало трудность в правотворческой и правоприменительной деятельности. Наиболее фундаментальной разработкой указанных проблем в 50-х гг. явилась книга Ц.А. Ямполъской «Органы советского государственного управления в современный период» [2] . В книге даны точные характеристики органа советского государства как его составной части, решающей стоящие перед государством задачи и выполняющей его функции, наделенной для

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 137

этого властным полномочием, обладающей соответствующей компетенцией, имеющей определенную структуру и характеризующейся правовым характером связей, соединяющих личный состав органа в единое целое.

Властное полномочие выделено как и один из специфических признаков государственного органа и охарактеризовано как особая форма организующей деятельности государства. Оно складывается, в свою очередь, из связанных между собой элементов. К их числу отнесены: издание государством велений – правовых актов, обязательных для всех граждан и должностных лиц, защита этих велений от нарушений при помощи принудительной силы государства, обеспечение выполнения велений государства мерами воспитания, убеждения, поощрения, материальное обеспечение выполнения государственных велений путем распоряжения единым фондом государственной собственности.

Приведенные характеристики властного полномочия оказались весьма устойчивыми и широко применялись в научной литературе и правовой практике 50–70-х гг. Причем они применимы к властному полномочию в широком смысле, и к органу государственной власти, и к органу государственного управления, и к судебно-прокурорским органам [3] . С их помощью можно разграничивать столь важные понятия, как государственный орган, предприятие, учреждение и организация, связывая властные полномочия только с деятельностью администрации последних. (Между тем в цивилистической литературе были попытки рассмотрения предприятия как органа государства, как организованного государством коллектива рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем [4] .)

Не менее существенно для правотворческой и правоприменительной практики найти границы размежевания и совпадения понятий «компетенция», «функции» и «полномочия». Б.М. Лазарев разработал теоретические основы компетенции органа, характеризуя ее как систему полномочий органа по осуществлению государственной власти. Компетенция включает в себя обязанность (перед государством) и право (по от-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 138

ношению к управляемым объектам) выполнять определенные функции (планирование, регулирование, контроль и др.). Подчеркивается, что управленческие функции и управляемые объекты не являются сами по себе элементами компетенции, поскольку главное в ней составляют права и обязанности осуществлять указанные в законе функции применительно к определенным объектам [5] .

В ряде научных трудов сделан акцент на функциях управления, а разработанный классификатор функций позволяет связывать наборы полномочий с выполнением управленческих задач, функций, подфункций и операций [6] . И все-таки более распространенной является оценка компетенции как совокуп-ностй властных полномочий, с указанием подведомственности.

Итак, что же такое властное полномочие? Властное полномочие есть обеспеченное законом ориентирующее требование уполномоченного субъекта определенного поведения и действий, обращенное к физическим и юридическим лицам.

Здесь важно выделить несколько элементов Во-первых, наличие уполномоченного субъекта, т.е. органа, организации или должностного лица. Представляя официально государственную власть и выполняя возложенные на них задачи и функции, эти субъекты наделены правами и иными средствами выражать и проводить в жизнь государственные интересы Именно для их реализации они обладают набором властных полномочий.

Во-вторых, властное полномочие представляет собой повеление (команду, требование), обращенное к другой стороне публично-властных отношений Это своего рода команда, выраженная как юридический императив. Нельзя ослушаться или отступить от требований, связанных с выполнением властных полномочий. Их нужно исполнять добросовестно и последовательно. В публично-правовых отношениях субъект властных полномочий вправе требовать от другой стороны должного поведения или действий Его властные веления поддерживаются другими аналогичными субъектами государства в целом. За неисполнение велений следуют санкции, меры ответственнос-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 139

ти, применяемые этим органом или другим органом (судом, вышестоящим органом, контрольно-надзорной инспекцией и т.д.).

В-третьих, обеспечение властного полномочия законом. Здесь выделяется элемент, который раскрывает его источник, т.е. закон. Закрепление и регламентация властных полномочий в законодательстве означает их связанность правом Властные полномочия регулируются прежде всего в конституциях и законах. Наиболее полный их набор содержится в статутных законах и иных актах типа положений об органах. Закон препятствует произвольному, субъективному пониманию и применению. Усмотрение должностных лиц имеет свои легальные пределы, очерчивая в то же время для них сферу самостоятельных решений и действий [7] .

Сами требования облекаются в правовую форму. Придание им нормативного характера связано с принятием субъектом властных полномочий правовых актов, обязательных для исполнения Издаются нормативные акты для введения правил подведения длительного действия и индивидуальные акты для решения конкретных задач и оперативного распорядительства.

В-четвертых, для властного полномочия характерно прочное обеспечение. Речь идет о системе гарантий, способствующих реализации полномочий и устойчивой деятельности органов и лиц.

Гарантии властных полномочий весьма разнообразны и включают в себя:

а) наличие кадров служащих и работников в широком смысле, которые способны правильно оценить ситуацию, принять верные решения и выполнить другие управленческие действия. Профессиональная квалификация кадров имеет первостепенное значение, ибо только высокий профессионализм гарантирует высокий уровень властвования и управления. К сожалению, на практике немало случаев осуществления властных полномочий на низком уровне из-за невысокого уровня кадров, как принимающих решения, так и реализующих их,

б) выделение материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для осуществления властных полномочий. Государственные органы и должностные лица обладают, с одной

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 140

стороны, сооственными материально-техническими средствами (здание, помещение, оргтехника, средства связи и т.д.) и материальными, денежными и иными ресурсами, выделяемыми для решения управленческих и иных задач, – с другой.

в) возможность применения принуждения для реализации властных полномочий. Принуждение – одно из наиболее специфических элементов властных полномочий, поскольку в нем выражается принудительное воздействие на адресатов. Оно может выражаться в способах жесткого понуждения к выполнению определенных действий или воздержанию от запрещаемых действий. Например, снятие с должности руководителя и назначение нового лица, отмена или приостановление актов, принятие решений вопреки воле их адресатов, изъятие или перераспределение бюджетных средств, ресурсов, упразднение и реорганизация органов и организаций.

Принуждение связывается с возможностью применения санкций и мер ответственности к лицам, не -выполняющим властные требования. Как известно, существует дисциплинарная, административная, материальная, экономическая, уголовная ответственность. Так, в связи с ростом преступности в июле 1994 г. в Уголовный кодекс внесены изменения. Они касались института необходимой обороны, преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Запрещен выпуск в обращение должностными лицами органов власти субъектов Федерации любых денежных знаков, отличающихся от официальной денежной единицы. Введена статья о незаконных сделках с валютными ценностями и исключена статья о нарушении правил о валютных операциях.

Добавим политико-управленческую ответственность в виде реорганизации органов, снятия с должности руководителей, отзыва депутатов.

Приведем два примера. 22 апреля 1994 г. Государственная Дума приняла постановление «О выборах в Санкт-Петербургское Городское Собрание». Выражая озабоченность результатами выборов в Санкт-Петербургское Городское Собрание, которые не привели к избранию указанного органа представительной власти, а также имевшими место нарушениями избирательных прав граждан, принимая во внимание Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об обеспечении избирательных прав граждан при

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 141

выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления от 25 февраля 1994 г., Государственная Дума постановила обратиться в прокуратуру Российской Федерации и к Центральной избирательной комиссии с предложением рассмотреть вопрос о соблюдении законодательства и выполнении судебных решений мэром города Санкт-Петербурга при выборах в Санкт-Петербургское Городское Собрание в марте 1994 г.

Предложено Президенту Российской Федерации пи результатам рассмотрения указанного вопроса принять необходимые меры в отношении должностных лиц города Санкт-Петербурга.

22 июня 1994 г. Государственная Дума приняла постановление «О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер по борьбе с преступностью». В нем отмечается, что подписанный 14 июня 1994 г. Президентом Российской Федерации Указ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», предусматривая меры по борьбе с организованной преступностью, во многом, и без достаточных основании, ограничивает конституционные права и свободы граждан – равенство их прав перед законом и судом, право на личную неприкосновенность и другие – и находится в прямом противоречии со статьями 4, 10, 17, 19, 22, 30, 50, 55 Конституции Российской Федерации, а также с целым рядом статей действующего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Тем самым дезорганизуется система правосудия. В связи с этим и учитывая, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и не могут быть ограничены, обращено внимание Верховного Суда Российской Федерации на необходимость при рассмотрении конкретных уголовных дел соблюдения Конституции Российской Федерации и действующего законодательства.

Подтверждено: нормы уголовно-процессуального законодательства продолжают действовать в Российской Федерации в полном объеме.

Комитетам Государственной Думы поручено представить на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов: «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Об органах контрразведки Российской Федерации», «О чрезвычайном по-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 142

ложении», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О государственной службе».

Таковы основные характеристики властного полномочия Поясним еще один важный аспект, а именно природу и смысл самих полномочий. В законодательстве нередко закрепляются отдельно права и обязанности органа, часто используется понятие «полномочие» как слитное. Следует ли резко различать эти понятия? Ученые-юристы рассматривают полномочия органа как права, которые он обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Орган получает возможность самостоятельной оценки ситуации и принятия решений и осуществления управленческих действий Правообязанность лучше всего выражает связь прав и обязанностей, поскольку права Предоставляются субъекту публично-властных отношений для обязательной реализации. Если гражданин может не воспользоваться своими правами, то властный субъект не должен предавать их забвению. Он обязан осуществляв предоставленные ему права для обеспечения и защиты публичных интересов. И в этом смысле понятие «полномочие» субъекта точнее выражает органическое единство возложенных на него прав и обязанностей и полнее характеризует отношения субъектов

Статус государственных служащих, включая руководителей разных уровней и должностных лиц, предполагает четкое определение их обязанностей и прав, оснований и видов ответственности. Кроме КЗоТ имеются и специальные правовые акты, например Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1933 г. Готовятся законы о государственной службе, муниципальной службе.

Назовем основные обязанности государственных служащих. Это: осуществление полномочий в пределах предоставленных прав и в соответствии с должностными обязанностями; исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением явно незаконных; поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий; соблюдение служебного распорядка и норм служебной этики; сохранение государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 143

Служащий несет ответственность за правомерность своих действий, за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей

Ввиду значимости властных полномочий повышенные меры ответственности служащих государственных и муниципальных органов и особенно должностных лиц приобретают дополнительный смысл. Соблюдение государственной дисциплины и иерархических распорядков работы как общее требование сочетается со строгой ответственностью каждого служащего за принятие и непринятие решений, за действия и бездействие Своего рода предупредительное воздействие подобных средств не исключает строгих «наказательных» мер вплоть до снятия с должности [8] .

Думается, по этой же причине постоянно обсуждается вопрос об ответственности носителей властных полномочий – должностных лиц. Мера их усмотрения – широка, социальная значимость полномочий – очевидна, высокая степень ответственности – бесспорна. Есть нормы конституционного, административного, трудового, экологического законодательства о высокой ответственности должностных лиц. В Уголовном кодексе содержатся статьи, регулирующие составы должностных преступлений – злоупотребление служебным положением, превышение власти или служебных полномочий и др.

И не случайно в первой половине 1994 г. в Государственной Думе при рассмотрении законопроектов о борьбе с коррупцией и о государственной службе было уделено внимание пределам ответственности должностных лиц. В частности, предлагалось установить, что за правонарушения, связанные с коррупцией, несут ответственность и лица, уполномоченные на выполнение государственных функций Обсуждался вопрос о том, какова их ответственность в случае передачи части своих функций.

Уместно заметить, что в зарубежных государствах более четко и дифференцирование, чем у нас, регулируются «категории ответственности» должностных лиц и находящиеся на верхней ступени иерархической пирамиды не могут произвольно уходить с должности, а обязаны отчитываться о результа-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 144

тах деятельности. В США Закон «О реформе гражданской службы»; (1978 г.), «Кодекс этики правительственной службы» (1958 г.) поддерживают высокий уровень ответственности должностных лиц и государственных служащих.

Как мы видим, понятие «властные полномочия» служит ярким отличительным признаком публичной деятельности в обществе. В них отчетливо выражается статус, особенность организации и функционирования их носителей, соответствующих субъектов, и прежде всего органов государства и должностных лиц.

[1] Елистратов А.И. Очерк административного права. М, 1922. С. 37–46.

[2] Ямполъская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период М., 1954. С. 11–10.

[3] Власов В.А. Советский государственный аппарат М., 1959. С 49–63; Административное право. М., 1967. С. 68–78

[4] Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М – Л, 1948. С. 591.

[5] Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 10–102; Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984

[6] Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 75–77

[7] Дубовицкий В.Н. Законность и усмотрение в советском государственном управлении. Минск., 1984

[8] Государственная дисциплина и ответственность. Л., 1990, Бельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении М., 1989

www.kursach.com

Смотрите так же:

  • Иркутская палата адвокатов Иркутская палата адвокатов Смирнов Олег Валерьевич Адвокатское образование: адвокатский кабинет, Начало адвокатской деятельности: 1996 год, Награжден Медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 2 степени.e-mail: [email protected] Бусаргина Ольга Станиславовна Заместитель […]
  • Приказ 149 росалкогольрегулирования Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) от 21 мая 2014 г. N 149 г. Москва "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, […]
  • Нотариус ногинск режим работы Нотариус ногинск режим работы C 04 по 19 сентября 2017 года нотариальная контора не работает. Режим работы в майские праздники: С 2 мая по 12 мая - нотариальная контора не работает. С 13 мая (суббота) - по обычному графику. Внимание! 23, 24 и 25 февраля нотариальная контора не […]
  • Личное дело правила ведения Как формируется и ведется личное дело работника Согласно законодательству, личные дела (ЛД) обязательно должны вестись на служащих государственных учреждений, остальные предприниматели и юридические лица могут вести подобную документацию по желанию. Но иметь личное дело сотрудника на […]
  • 32 приказ по медосмотрам ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) Г. […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]
  • Удержания из пенсий по инвалидности Имеют ли право удерживать из пенсии инвалида 2 группы Здравствуйте!Мне 29 лет.Зовут Виталий.Я получаю пенсию по 2 группе инвалидности,прожиточный минимум.Сегодня начислили пенсию на карточку меньше на 40%.Причину я пока не знаю.Алиментов и исков по уголовным делам я не […]
  • Ставка налога на персонал Действующие налоги и сборы в Российской Федерации (подготовлено экспертами компании "Гарант") Действующие налоги и сборы в Российской Федерации Федеральные налоги и сборы Налог на прибыль организаций Налоговая ставка устанавливается в размере 20 %, если иное не предусмотрено статьей 284 […]