Разрешение споров мирным путем

Главная / Разрешение споров мирным путем

Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость». Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того как они ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую обязанность государств использовать такие средства.

Ранее общее международное право только побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. не запрещала обращение к войне («прежде чем прибегнуть к оружию»), не обязывала обращаться к мирным средствам («обращаться, насколько позволяют обстоятельства») и рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество).

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Положение п. 3 ст. 2 Устава ООН распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права». Ссылки в Уставе ООН на справедливость лишь подчеркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

Развитие международных отношений, особенно в последние годы, отмечено стремлением государств выйти за пределы переговоров и создать иные приемлемые средства разрешения споров, которые основывались бы на обращении к третьим сторонам или международным органам. Часто при этом возникают вопросы, связанные с ролью Международного Суда ООН. Многие государства считают юрисдикцию Суда факультативной, и такая позиция точно соответствует ст. 36 Статута Суда, согласно которой государства могут (но не обязаны) сделать заявление об обязательности для себя юрисдикции Международного Суда ООН. Подавляющее большинство государств до сих пор не признало юрисдикцию Суда обязательной.

be5.biz

§ 5. Мирное урегулирование споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин­ципом неприменения силы и угрозы силой, их становление про­ходило, по существу, одновременно. Чем категоричнее форму­лировались обязательства государств разрешать свои споры мирными средствами, не прибегая к войне, тем очевиднее ста­новилось правило об отказе от применения силы и угрозы си­лой. Так, анализ содержания ст. 1 и 2 Конвенции о мирном ре­шении международных столкновений 1907 г. позволяет сделать вывод, что мирное разрешение споров лишь предпочтительнее по сравнению с таким средством, как применение оружия. При­менение оружия не исключается в качестве правомерного сред­ства разрешения споров. Чтобы предупредить по возможности обращение к силе, государства соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение междуна­родных несогласий (ст. 1). В случае возникновения важного раз­ногласия или столкновения они согласились обращаться, на­сколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или по­средничеству одной или нескольких дружественных держав, прежде чем прибегнуть к оружию (ст. 2).

В Уставе Лиги Наций указывались средства, которые госу­дарства должны использовать для разрешения спора (третей­ское или судебное разбирательство, рассмотрение спора в Со­вете) и ни в коем случае не прибегать к войне, но лишь до истечения трехмесячного срока после решения третейских су­дей, или судебного постановления, или доклада Совета (п. 1 ст. 12).

В Договоре об отказе от войны в качестве орудия нацио­нальной политики 1928 г. государства-участники признали, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть ме­жду ними споров или конфликтов «должно всегда изыскивать­ся только в мирных средствах» (ст. 2).

В Уставе ООН положение о мирном разрешении междуна­родных споров закреплено в качестве одного из основных прин­ципов, в соответствии с которыми должны действовать ООН и ее члены (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскры­вается в Декларации 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем переговоров, обследования, посредничества, при­мирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными сред­ствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы об­стоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разрешения споров.

На встречах представителей государств — участников СБСЕ, а также на специальных совещаниях экспертов были разработаны рекомендации относительно комплексной систе­мы мирного урегулирования споров, которые были приняты Советом СБСЕ на заседании в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно одобрена и открыта для подписания Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ. Она предусмат­ривает создание Суда по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ для урегулирования споров посредством примирения и арбитража. Он состоит из назначенных государствами — уча­стниками Конвенции мировых посредников и арбитров. Прими­рение осуществляется Примирительной комиссией, в состав которой входят мировые посредники. Арбитражное разбира­тельство отнесено к компетенции Арбитражного трибунала.

Обсуждается инициатива относительно созыва в 1999 г. Третьей конференции мира для разработки новой конвенции о мирном разрешении споров на основе анализа применения кон­венций 1899 и 1907 гг. и современной практики.

www.bibliotekar.ru

Виртуальный справочник по судебной системе РФ

www.themis.ru

Мирное урегулирование споров

Мы живем в цивилизованном мире, где любой юридический спор может быть разрешен. Подать заявление в суд вы всегда успеете, однако для этого потребуется много времени, денег и моральных сил. Само судебное разбирательство может длится несколько месяцев, а то и лет. Альтернативой разрешения споров чаще всего имущественного характера является досудебное соглашение. Это понятие не следует путать с «мировым соглашением», которое заключается на ранних этапах судебного производства. Текст соглашения, утвержденный обеими сторонами конфликта, предоставляется в суд, после этого судья выносит определение, в котором либо утверждает соглашение, либо отказывает и продолжает рассматривать дело в общем порядке.

Как правильно заключить именно досудебное соглашение? Каким образом конфликт урегулировать мирным путем, не обращаясь в судебные инстанции? Ответим на эти вопросы далее.

Найти компромисс весьма непросто даже в обычных житейских спорах, а что говорить о конфликтах, в которых фигурируют деньги, имущество, недвижимость. Однако все чаще люди пытаются решить такие споры без обращения в суд, это значительно сокращает временных и материальные затраты.

Досудебное разрешение спора может быть как добровольным (обе стороны проявляют инициативу в мирном решении конфликта), так и обязательным (предусмотрено законом, договором). Рассмотрим оба варианта.

Добровольное досудебное соглашение.

Если времени на урегулирование конфликта ограничено, а обращение в суд вызывает у обеих сторон нервную дрожь, то есть все шансы решить спор мирно. Главное, правильно организовать переговорный процесс. Стороны могут разговаривать как один на один, так и привлечь независимого посредника, часто юриста.

Суть переговоров состоит в обсуждении претензии тому лицу, кто нарушил права второго субъекта, или не исполнил должным образом какие-либо обязательство, что повлекло за со собой причинение ущерба истцу. То есть самым первым пунктом в досудебном урегулировании спора является составление претензии в письменном виде.

После этого начинается долгий (но не более 30 дней) процесс переговоров, где ответчик (лицо, к кому обращена претензия) пытается уменьшить степень своей вины и «сторговаться», а истец обычно стоит на своем. Нахождению компромисса могут способствовать консультанты, юристы с обеих сторон. В итоге составляется мировое соглашение, которое может быть заверено у нотариуса. Образец досудебного соглашения можно скачать здесь.

Однако такой документ не обладает силой судебного решения, а значит его исполнение является добровольным. В том случае, если он исполняться не будет, истец с чистой совестью может обращаться в суд.

Обязательное досудебное разрешение спора – претензионный порядок.

Нашим законодательством предусмотрен ряд случаев, когда заявление в суд не будет принято без прилагаемого к нему подтверждения о попытке мирного урегулирования спора. Это указано в ст. 797 ГК РФ, ст. 161 КВВТ, ст. 120 УЖТ, ст. 403 КТМ, а также во многих договорах о сотрудничестве, об оказании различных услуг и т.д. Если истец предварительно не попытался решить спор мирным путем, его обяжут это сделать, часто такая процедура бывает формальной.

В таком случае истец также составляет претензию, где излагает суть конфликта и требование возместить ущерб, затраченные средства, вернуть имущество и др. Отправляю данную претензию ответчику, он должен подтвердить тот факт, что ответчик ознакомился с данной претензией и отказывается от нее. Сделать это можно несколькими способами: отправить по почте с уведомлением о вручении, передать экземпляр лично и убедиться, что ответчик поставил свою подпись на вашем экземпляре, воспользоваться услугами юриста, курьера.

Несколько лет назад в России вступил в силу закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ. В законе подробно рассматривается процедура мирного урегулирования споров с помощью посредника – медиатора. Задача медиатора – помочь сторонам найти взаимовыгодное решение, выработать договоренности, которые будут закреплены в медиативном соглашении. Такой вид внесудебного урегулирования споров приобретает все большую популярность.

Выделим главные преимущества мирных досудебных путей урегулирования споров:

  • Быстрое разрешение конфликта. Характеристика, конечно, относительная, но по сравнению с судебными разбирательствами, которые могут длиться год и больше, — 30 дней весьма скромный срок. Именно столько дней имеется в запасе у ответчика, чтобы отреагировать на претензию.
  • Экономия денег. При подаче заявления в суд вы обязаны оплатить госпошлину, копировать кипы бумаг, а если вы нанимаете адвоката, то расходы увеличиваются в разы. Составление мирного соглашения без посредников избавляет вас от лишних трат.
  • Забота о вашей нервной системе. В современном мире это весьма немаловажно. Составление иска в суд требует максимальных усилий и концентрации, малейшие ошибки – и заявление не принято. А расходы на юристов часто бывают несопоставимы с ценой иска. Мирное решение вопроса позволяет сохранить и нервы, и деньги.
  • Сохранение партнерских отношений. Если ваш спор качается бизнеса, то мирное соглашение позволит сохранить лицо обеим сторонам. Такой вид урегулирования спора покажет вашу компетентность, выдержанность, профессионализм, а главное, при взаимных договоренностях вы сохраните деловые отношения. Любое судебное разбирательство оставляет мало шансов на дружеские отношения впоследствии.

В любом случае попытаться решить конфликт мирно стоит, даже если результат будет негативным, у вас на руках будет еще один документ, который суд непременно учтет в вашу пользу.

Татьяна Сидорова, дата публикации: 19.07.2017
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Задайте вопрос эксперту

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

themis.ru

Лекция 4. Основные принципы международного права

4.6. Принцип мирного разрешения международных споров

Данный принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Таким образом, обращение к мирным средствам разрешения международных споров полностью зависело от усмотрения каждой из спорящих сторон.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права — он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

В соответствии со ст. 12 Статута члены Лиги Наций должны были передавать спор, «могущий вызвать разрыв», на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать к войне в течение трехмесячного срока после третейского или судебного решения или доклада Совета. Согласно ст. 13 Статута спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана — Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

В соответствии с современным международным правом государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права», следовательно, мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Среди мирных средств разрешения международных споров чаще всего используются дипломатические переговоры, поскольку они наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

Существенное значение для утверждения в практике международных отношений принципа мирного разрешения международных споров имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г. Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 г. — Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Оба документа, безусловно, сыграли важную роль, признавая ответственность государств за предотвращение и урегулирование споров и ситуаций, вместе с тем подчеркивают важную роль, которую могут сыграть в этой связи ООН и ее органы.

Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, причем такие важные субъекты международного права просто не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает требование о скорейшем разрешении международного спора и необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

Различные источники международного права по-своему решают проблему выбора мирных средств разрешения международных конфликтов. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает четыре обязательные процедуры урегулирования споров, каждую из которых государство-участник может выбрать путем письменного заявления при подписании или ратификации Конвенции: Международный трибунал по морскому праву, Международный суд ООН, арбитраж, образуемый в соответствии с приложением VII к Конвенции, специальный арбитраж, формируемый в соответствии с приложением VIII к Конвенции.

Статья IX Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. предусматривает проведение консультаций в случае, если какое-либо государство — участник договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент одного государства могут создать потенциально вредные помехи космической деятельности других государств.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. предусматривает процедуру регулирования споров по вопросу о компенсации ущерба: если переговоры сторон в споре не приводят к разрешению спора в течение одного года, по просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению претензий с чертами согласительного, следственного и арбитражного органа.

Государства — члены ООН в соответствии с Уставом приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1).

Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Представляется целесообразным рассмотреть подробно каждое из средств мирного урегулирования споров, включая не упомянутые в Уставе ООН добрые услуги:

1. Переговоры — являются наиболее доступным и эффективным средством мирного разрешения споров. Они играют ведущую роль среди других мирных средств. Конкретные цели, состав участников и иные процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

2. Консультации сторон — стали применяться в широком масштабе после Второй мировой войны. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3. Обследование — такое средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4. Примирение (согласительная процедура) — не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработка конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации, причем выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, т.е. не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре.

5. Добрые услуги — средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

6. Посредничество — предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера.

7. Международный арбитраж — это добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров. Существуют два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и арбитраж ad hoc. Выделяют три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр (обязательно посторонний для спорящих государств), группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на паритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

8. Судебное разбирательство — в основе своей сходно с третейским разбирательством. Однако вынесенное судом решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре.

Первым постоянным международным судом стала Постоянная палата международного правосудия, Статут которой был принят Собранием Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный суд ООН. Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, который, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью Устава ООН, а также Регламента Суда.

В структуре Организации Объединенных Наций принято применять следующие средства и способы урегулирования международных споров. Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд (ст. 36 Устава ООН).

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). Эти временные меры (создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий) не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

Анализ принципа мирного разрешения международных споров, зафиксированного в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ, показывает, что закрепленная обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным» является прогрессивным достижением.

Содержание принципа мирного разрешения международных споров в последние годы стало предметом тщательного анализа на совещаниях экспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров. Итоговым документом Совещания в Валлетте 1991 г. предусмотрено создание в Европе специального органа – «Механизма СБСЕ по урегулированию споров», который может быть использован по требованию любой из спорящих сторон и действует в качестве примирительного органа. Кроме того, документ рекомендует широкий комплекс обязательных и факультативных процедур, из которых спорящие стороны свободно выбирают те, какие они считают наиболее подходящими для разрешения конкретного спора.

Следовательно, можно отметить как качественное, так и количественное увеличение мирных средств разрешения международных споров, а также стремление государств приводить нормативное содержание принципа разрешения международных споров путем мирных средств в соответствие с потребностями общественной практики.

www.aup.ru

Справочник по практике Совета Безопасности

Мирное разрешение споров (Глава VI Устава ООН)

Соответствующие статьи

Настоящий раздел посвящен практике Совета Безопасности по оказанию содействия и осуществлению рекомендаций, методов или процедур в целях мирного разрешения споров в рамках положений статей 33–38 главы VI и статей 11 и 99 Устава Организации Объединенных Наций. В целом, глава VI Устава содержит различные положения, предусматривающие право Совета Безопасности выносить рекомендации в отношении участвующих в споре сторон или сложившейся ситуации.

Справочник содержит косвенные ссылки и прямые ссылки на главу VI и статьи 11, 33–38 и 99 в документах Совета Безопасности, а также тематические исследования вопросов, связанных с обсуждением положений главы VI и статей 11 и 99.

Содержание

A. Статья 33 — обязанности участвующих в споре сторон

Статья 33 Устава устанавливает, что любой спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в первую очередь следует попытаться разрешить путем переговоров, посредничества и других мирных средств, и предусматривает право Совета требовать, чтобы стороны урегулировали свой спор при помощи таких средств. В Справочнике содержатся сообщения, направленные государствами Совету Безопасности, в которых освещаются предыдущие попытки по урегулированию ситуаций, материалы обсуждений, касающиеся обязанностей сторон по разрешению конфликтов, и другие связанные с этим материалы. Информацию о применении положений статьи 33 в последние годы можно найти в разделе E, ниже.

B. Статья 34 — расследование споров и установление фактов

Статья 34 Устава уполномочивает Совет Безопасности расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может поставить под угрозу международный мир и безопасность. Справочник включает информацию о расследованиях и миссиях по установлению фактов, учрежденных Советом Безопасности в рамках статьи 34 Устава, а также миссиях по установлению фактов, учрежденных Генеральным секретарем и утвержденных либо принятых к сведению Советом. Кроме того, в данном разделе рассматриваются случаи, когда государства-члены потребовали или предложили Совету провести расследование или направить на место миссию по установлению фактов.

C. Статьи 35, 11 и 99 — передача споров и ситуаций на рассмотрение Совета Безопасности

Статья 35 Устава предоставляет государствам-членам и государствам, не являющимся членами Организации, право довести до сведения Совета Безопасности информацию о любом споре или ситуации, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность. В данном разделе рассматриваются случаи, связанные со спорами и ситуациями, которые были доведены государствами до сведения Совета Безопасности согласно положениям статьи 35. С 1989 года в этот раздел также включаются случаи, касающиеся новых споров и ситуаций, которые были доведены до сведения Совета Безопасности Генеральным секретарем и Генеральной Ассамблеей в контексте статей 99 и 11 (3) Устава соответственно. Наряду с информацией общего характера, касающейся процедуры и тенденций в практике передачи споров, в разделе приводится таблица сообщений о спорных вопросах и ситуациях, переданных на рассмотрение Совета Безопасности государствами, Генеральной Ассамблеей и Генеральным секретарем, с указанием участвующих государств и мер, которые необходимо принять Совету Безопасности.

D. Статьи 36–38 и глава VI в целом — вынесение рекомендаций сторонам

Статьи 36–38 Устава Организации Объединенных Наций определяют круг полномочий Совета Безопасности и ограничения, которые должен соблюдать Совет в плане вынесения рекомендаций в отношении мирного разрешения споров, способных поставить под угрозу международный мир и безопасность или переданных на рассмотрение Совета сторонами. Как правило, эти рекомендации не рассматриваются в качестве мер обязательного характера, подпадающих под главу VII Устава. В настоящем разделе Справочника содержатся материалы обсуждений, касающихся компетенции Совета Безопасности в отношении рассмотрения спора или ситуации и его полномочий на вынесение соответствующих рекомендаций в рамках главы VI Устава.

E. Решения Совета Безопасности по вопросам мирного разрешения споров

Глава VI Устава содержит различные положения (статьи 33 (2), 36 (1), 37 (2) и 38), которые уполномочивают Совет Безопасности выносить рекомендации в отношении мирного разрешения споров. В настоящем разделе Справочника представлен обзор применения этих положений. В частности, приводятся рекомендации, вынесенные Советом Безопасности в отношении участвующих в конфликте сторон, а также решения Совета, в которых он обращается к Генеральному секретарю с просьбой о предоставлении добрых услуг в целях мирного урегулирования споров (см. также раздел Взаимоотношения с Секретариатом).

www.un.org

Смотрите так же:

  • Химия егэ 2018 пособия ЕГЭ 2018. Химия. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Автор заданий - ведущий ученый, преподаватель и методист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые задания по химии содержат 14 вариантов комплектов […]
  • Заявление об освобождении ндс Пропущен срок для подачи заявления на освобождение от НДС 5 сентября 2016 3769 Популярное по теме Заявление об освобождении от НДС нарушен срок Инспекторы доначислили предпринимателю НДС и штрафы. Он подал заявление об освобождении от обязанностей по уплате НДС (ст. 145 НК РФ). Так как […]
  • Ликвидация филиалов и представительств Ликвидация филиала общества с ограниченной ответственностью Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Сведения о филиале должны быть указаны […]
  • Приказе минтруда россии от 24 января 2014 г 33н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по […]
  • 469 приказ минэнерго Приказ Министерства энергетики РФ от 22 августа 2013 г. № 469 "Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон" (не вступил в силу) В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № […]
  • Кто будет прокурором сургута Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Территориальные прокуроры Прокуратура г.Сургута Адрес:628417, г.Сургут, ул. Островского, 47 Телефон: 8-3462-21-99-05 Прокурор – Балин Леонид Алексеевич Прокуратура г.Нижневартовска Адрес :628601, г. Нижневартовск, ул. […]
  • Ставка транспортного налога по рф Ставки транспортного налога в 2018 году Актуально на: 30 марта 2018 г. Базовый размер ставок по транспортному налогу установлен Налоговым кодексом. Но так как транспортный налог является региональным налогом (п. 3 ст. 14 НК РФ), итоговый размер ставок нужно искать в законе субъекта РФ […]
  • Заявление о принятии на испытательный срок Трудовой договор, бланк заявления о приеме на работу, приказ о приеме работника на работу Формы документов Трудовой договор ТРУДОВОЙ ДОГОВОР №_________ «__» __________ 200 _ г. именуемое далее Работодатель, в лице ______________________________________________ действующего на основании […]