Разрешение налоговых споров

Главная / Разрешение налоговых споров

Разрешение налоговых споров в РФ и ФРГ (анализ особенностей)

Статья посвящена порядку разрешения налоговых споров в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии. Выявлены особенности механизма урегулирования данных конфликтов как на досудебной, так и на судебной стадии рассмотрения. В соответствии с законодательством ФРГ административная стадия разрешения спора, осуществляемая налоговым органом, всегда предшествует обращению с жалобой в суд. Следовательно, налогоплательщик сначала направляет своё заявление в письменной форме в орган, издавший акт, а в некоторых случаях – в вышестоящую налоговую инстанцию. Такой обязательный порядок был заимствован и Россией.

Судебная стадия урегулирования налогового конфликта в Германии осуществляется специализированными судами, образующими двухуровневую систему по разрешению спора. Налоговый спор, переданный в суд, разрешается финансовыми судами земель, а затем вышестоящим Федеральным фи- нансовым судом. Немецкий Федеральный финансовый суд принимает к своему рассмотрению только определённые категории исков, перечисленные в Законе (Положении) о финансовых судах. В России обжалование рассмотренных в административном порядке налоговых конфликтов, в отличие от немецкой системы, осуществляется арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Основной массив налоговых споров разрешается арбитражными судами, созданными на уровне субъектов Федерации для разрешения споров с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В арбитражных судах функционируют специальные налоговые коллегии, куда входят группы судей, специализирующихся на рассмотрении дел о налогообложении.

Ключевые слова: налоговый спор, механизм разрешения налоговых споров, административный и судебный порядок разрешения налоговых споров в России и ФРГ.

www.vestnik.mgimo.ru

Разрешение налоговых споров: тенденции и практика

Ведущий юрист отдела налогового права
Дорофеев С.Б.

За последние годы количество рассматриваемых т.н. «налоговых дел» в арбитражных судах РФ последовательно снижалось (с 31514 в 2010 г. до 19276 в 2013 г. по справке с сайта ВАС РФ). Как видно, снижение составило более 30% от уровня 2010 г.

Кроме того, по словам главы ФНС Мишустина М.В. в 2013 г. произошло также снижение количества выездных проверок налогоплательщиков (на 29% по сравнению с 2012 г.).

В самой ФНС РФ объясняют эти факты улучшением качества администрирования, другим подходом к принципам организации и планирования проверок, а также стремлением к разрешению налоговых споров в административном порядке.

Следует отметить, что отчасти это действительно так — по крайней мере складывающуюся судебную практику по вопросам налогообложения инспекции ФНС РФ на местах теперь не имеют права не только игнорировать, а обязаны руководствоваться ею даже в случаях, когда она идет вразрез с разъяснениями самой ФНС РФ. На это прямо указал Минфин РФ в Письме от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики».

При этом многие практикующие в области налогообложения юристы отмечают существенно возросший уровень качества составляемых по результатам проверок актов и принимаемых на их основе решений.

Здесь необходимо отметить, что в последние годы высшие должностные лица государства неоднократно заявляли о необходимости снижения административного давления на налогоплательщиков в целом и снижения количества споров с инспекциями в частности, о приоритете административного порядка разрешения налоговых споров. Заявлялась необходимость, используя досудебные налоговые споры, процедуры медиации и иные способы максимально быстро и удобно для всех сторон регулировать конфликты.

В этой связи представляется, что, наконец-то, государство не ограничилось только лишь обсуждением проблемы разрешения налоговых споров, но и предприняло определенные меры к ее решению. Первые ощутимые результаты предпринятых действий, в целом, видны из представленных данных.

Судебная практики по налоговым спорам объективно снижается, чему способствуют также законодательные новации в НК РФ.

Как известно, с 03.08.2013 г. абсолютно все ненормативные акты, действия и бездействия инспекций прежде судебного оспаривания должны разрешаться в административном порядке (т.н. «досудебные налоговые споры»).

При этом в гл. 19 и 20 НК РФ внесены существенные поправки, детализирующие порядок обжалования, порядок рассмотрения жалоб, многие иные процедурные моменты, что, как предполагается, также позволит налогоплательщикам использовать досудебные налоговые споры для более эффективной защиты своих прав.

Однако, в данном случае нельзя не заметить, что одновременно с мерами по улучшению качества администрирования государство ужесточает правила контроля за налогоплательщиками.

Самое главное нововведение, вызывающее серьезные споры за последние 2 года – это новый раздел V.1 в НК РФ, устанавливающий правила контроля за трансфертным ценообразованием. Стоит ли говорить о его роли для системы налогообложения РФ, если данной главой введен новый вид проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, которые будет проводить специально созданные для этого структурные подразделения ФНС.

После введения данного раздела НК РФ налогоплательщики, в особенности крупный бизнес, а также любители работать с офшорными контрагентами судорожно ищут в своей деятельности признаки контролируемых сделок, а некоторые и вовсе пытаются оспорить установленный Минфином РФ порядок уведомления инспекций об их совершении.

Говоря об усилении контроля можно упомянуть и многие иные, менее значимые принятые или возможные к нововведения (например, об обязанности банков сообщать сведения о банковских счетах граждан, о необходимости граждан самостоятельно сообщать ИФНС РФ об имеющихся у них объектах налогообложения, о возможности органов внутренних дел возбуждать уголовные дела в отсутствие материалов налоговых проверок (еще не принято) и др.).

Судебная практика по налоговым спорам также не стоит на месте. Высший Арбитражный Суд РФ в последнее время с завидной регулярностью «радует» налогоплательщиков (и налоговые органы тоже) новыми разъяснениями относительно применения НК РФ. Чего стоит только Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», по объему сравнимое с некоторыми налоговыми кодексами не очень развитых стран мира. Этот настоящий сборник судебных толкований налогового законодательства, пожалуй, впервые обсуждался максимально открыто и долго еще на этапе проекта, что позволило учесть мнение самых разных специалистов и выработать подходы к проблемам в разрешении налоговых споров, копившихся годами. Однако, такое долгое обсуждение тоже сыграло с ВАС РФ злую шутку: в момент публикации указанного Постановления некоторые его разъяснения (например, п. 66) основывались на к тому моменту уже утративших силу нормах НК РФ.

Применительно к судебной практике по налоговым спорам можно также привести мнение многих, включая наших, специалистов, отмечающих более жесткий подход судов к налогоплательщикам. В частности, можно отметить, что суды иногда и часто трактуют правила о распределении бремени доказывания при разрешении налоговых споров не совсем в пользу налогоплательщика (при том, что в этой категории дел ИФНС РФ обязана доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия ненормативного акта, совершения действия, бездействия), особенно, когда идет речь об изъятии крупных сумм из бюджета. Судя по всему, теперь судебная практика по налоговым спорам имеет тенденцию к тому,что рассчитывать на активную лояльность судей налогоплательщикам не стоит.

Обобщая вышесказанное — то есть, и досудебные налоговые споры и судебная практика по налоговым спорам, — можно отметить «взросление» отношений государства и бизнеса в РФ, характеризующееся принципом: больше свободы, но и больше ответственности.

Так, налогоплательщикам предоставляется относительно больше свободы, выражающейся в увеличении количества норм, дающих право на тот или иной выбор, определяющий различные налоговые последствия (для примера можно взглянуть на скорость, с которой «утолщается» учетная политика любого налогоплательщика). Вопросы улучшения качества администрирования и ставка на досудебные налоговые споры и снижение количества проверок были освещены выше.

С другой стороны, сами правила контроля, его новые формы и судебная практика по налоговым спорам становятся для налогоплательщиков более жесткими.

www.calangium.com

Налоговые споры и особенности их рассмотрения. Все ли дороги ведут к истине?

Ведение бизнеса с соблюдением норм закона не панацея от налоговых споров. Поводов для конфликта с фискальными органами множество: от несогласия с порядком проведения проверки до оспаривания решения о привлечении к ответственности. Каковы шансы налогоплательщиков на успех в суде и как восстановить нарушенные права компании в досудебном порядке? Об этом пойдет речь в нашем обзоре.

Что понимают под термином «налоговые споры»?

Налоговый спор — это вид юридического спора между государственным органом и иными участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов [1] .

Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):

  • Характером спорного правоотношения. Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.
  • Субъектным составом. Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.
  • Юридическим неравенством участников. Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.
  • Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.
  • Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).

    Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.

    На втором месте по актуальности — дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий должностных лиц. Этот вид налоговых споров, как правило, инициируется субъектами хозяйственной деятельности — предпринимателями и юридическими лицами. Всего в первом полугодии 2017 года в производстве судов находилось 5587 таких дел. Приблизительно половина из них закончилась удовлетворением требований заявителей [2] . Каковы же причины налоговых споров и есть ли возможность предотвратить развитие конфликтов — рассмотрим ниже.

    Причины налоговых споров

    Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.

    Как свидетельствует судебная статистика [3] , в системе налоговых споров наиболее распространенными являются конфликты по поводу:

  • незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  • незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  • взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  • возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  • возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
  • Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.

    В свою очередь, налогоплательщики за этот же период инициировали начало 5587 производств о незаконности действий и бездействий налоговых и таможенных органов, 195 производств о возврате из бюджета излишне взысканных или уплаченных средств, а также 35 производств о возмещении убытков в связи с незаконностью действий налоговых органов. Таким образом, общий объем претензий к государственным органам составил 3 096 532 тысяч рублей, при этом по решению суда было взыскано всего 230 013 тысяч рублей [4] .

    Виды налоговых споров

    Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:

  • стороне-инициатору;
  • предмету обжалования;
  • содержанию требований;
  • порядку рассмотрения.
  • В зависимости от инициатора спора выделяют:

  • споры от имени налогоплательщиков;
  • споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
  • споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.
  • По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц. По стадиям рассмотрения все споры делятся на:

    С 1 января 2014 года вступили в действия нововведения, обозначенные в Федеральном законе от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Теперь досудебный порядок обязателен для всех категорий налоговых споров. Кроме этого, со 2 июня 2016 года начали действовать изменения досудебного урегулирования таких споров, установленные в Федеральном законе от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Налогоплательщики на этой стадии получили больше возможностей и реальных рычагов влияния на обжалуемые решения налоговых органов. Благодаря этому, по словам руководства ФНС РФ, постепенно удается сокращать количество обращений налогоплательщиков в суд. Например, в 2016 году налоговые органы приняли решение по 21 000 жалоб на результаты камеральных и выездных налоговых проверок. По сравнению с 2015 годом, это меньше на 11%. В пользу инициаторов обращений решения вынесены в 34% случаев [5] . 60% обращений касались налоговых проверок, 40% — составили жалобы на акты органов ненормативного характера и незаконность действий налоговых органов [6] . В то же время, в 2016 году, налогоплательщиками было инициировано 12 297 налоговых споров в суде, и в пользу истцов вынесено 5403 решения, что составляет 43,9% [7] .

    Как правильно использовать доступные инструменты разрешения спора до суда и оперативно отреагировать на злоупотребления властью государственных органов — читайте далее.

    Досудебное урегулирование налоговых споров

    Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

    Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:

  • Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/[email protected] «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы».
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  • Информацию ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru по состоянию на 31 марта 2014 года).
  • С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:

  • выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
  • заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
  • обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • обжаловать действия и бездействие налоговых органов.
  • Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

    Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:

    1. Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
    2. Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
    3. Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
    4. Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.

    Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:

  • отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;
  • вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;
  • признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.

Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.

Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.

Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

Налоговые судебные споры

Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:

  • положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
  • правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.
  • В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.

    Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:

  • несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;
  • нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;
  • возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;
  • создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.
  • Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:

  • получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
  • составление заявления;
  • подача его в арбитражный суд;
  • участие в судебном рассмотрении дела;
  • получение на руки решения суда по предмету спора.
  • Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

    Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:

  • отмена полностью или частично решения налогового органа;
  • признание действия иди бездействия незаконным;
  • возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.
  • По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.

    Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.

    Услуги налогового юриста: зачем они нужны?

    В ситуации, когда досудебное урегулирование не приносит ожидаемых результатов, руководителям организации приходится инициировать судебный спор. Стоит ли обращаться к услугам профессиональных налоговых юристов или с этой проблемой может справиться штатный специалист широкого профиля? На этот вопрос нам ответил к.ю.н., руководитель налоговой практики КСК групп Роман Шишкин:

    «Самый важный этап в процессе судебного обжалования решения или действия налогового органа — подготовка позиции клиента. Как правило, она начинается с экспертизы оспариваемого акта на предмет нарушения прав заявителя. Только опытный налоговый юрист может реально оценить шансы успешного урегулирования налогового спора в суде. Такой подход позволяет клиенту минимизировать временные и финансовые затраты и инициировать только тот спор, который имеет перспективу.

    В результате экспертизы решений налоговых органов специалисты КСК групп могут заранее установить, какова вероятность разрешения конфликта в пользу клиента, какую часть решения фискальной службы можно отменить, какие аргументы использовать для отстаивания позиции в суде. По нашему мнению, основная задача юриста в споре с налоговым органом — максимально быстро восстановить нарушенные права компании и не допустить их ущемления в дальнейшем. Для этого еще на начальном этапе спора мы добиваемся запрета на принудительное взыскание и наложение ареста на имущество».

    P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания с более чем 20-летней историей на российском рынке, по итогам 2016 года занимает 3-е место в сфере юридического консалтинга (данные «Эксперт РА», 2017) [8] .

    Передача дела по сопровождению налоговых споров на аутсорсинг опытным юристам позволяет решить сразу весь комплекс актуальных вопросов: от подготовки и организации проведения выездных налоговых проверок до возмещения ущерба в результате неправомерных решений сотрудников налоговой службы.

    Урегулировать налоговый спор можно еще на досудебном этапе, обжаловав акты проверяющих служб.

    Основания для появления налоговых споров можно исключить еще на стадии подготовки налоговой проверки благодаря аудиту налога на прибыль, выполненных начислений по НДС, уплаты НДФЛ, а также правильному формированию налоговых документов.

    Для оценки налоговых рисков и поиска решений их минимизации можно воспользоваться аналогом выездной налоговой проверки.

    Бухгалтерское и налоговое консультирование дает возможность выработать грамотную стратегию взаимодействия с налоговыми органами и исключить возникновения непредвиденных штрафов или более серьезных санкций.

    Получить квалифицированную помощь в вопросах решения налоговых споров можно, выбрав аутсорсинг.

    aif.ru

    Пути разрешения налоговых споров

    Любой гражданин либо юридическое лицо может в определенный момент столкнуться с нарушением своих прав со стороны налоговых органов. Следует знать, что в таком случае налогоплательщик имеет право обжаловать акты, действия либо бездействие налоговых органов в установленном законом порядке.

    Наиболее распространены в налоговых спорах случаи обжалования, связанные с результатами налоговых проверок. Однако налогоплательщики сталкиваются с несправедливостью и вне связи с проверками, например, необоснованные требования каких-либо документов, незаконные действия либо бездействие инспекторов и т.п.

    Итак, в любом случае, можно воспользоваться следующими способами разрешения налоговых споров, закрепленными в налоговом кодексе: обжалование в административном порядке и обжалование в судебном порядке.

    Административный порядок предусматривает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган либо вышестоящему должностному лицу, причем никаких ограничений в законе не установлено и, пользуясь данной возможностью, целесообразнее подать сразу несколько жалоб в различные инстанции.

    Жалоба должна быть мотивированной и обязательно содержать максимум имеющейся информации по фактическим обстоятельствам дела. Требование в ней к налоговому органу должно быть сформулировано как можно более четко и конкретно. Для подкрепления обоснованности жалобы необходимо также приложить к ней копии всех относящихся к данному вопросу документов. Для жалобы от лица организации необходима подпись ее руководителя либо уполномоченного лица с приложением копии доверенности.

    Сформировав полный комплект документов и составив необходимое количество описей, следует направить жалобу адресатам заказным письмом с уведомлением о вручении, либо доставить лично с получением отметки о ее приеме. Такая мера в дальнейшем, в случае необходимости обращения в суд, послужит доказательством соблюдения налогоплательщиком обязательного предварительного административного порядка обжалования.

    Решение по административному обжалованию должно быть принято налоговым органом в течение одного месяца, и в течение трех дней с момента принятия решения налогоплательщик, подавший жалобу, ставится о нем в известность. У налогоплательщика также есть право отозвать свою жалобу, подав письменное заявление до момента принятия решения налоговым органом. Однако это исключает возможность повторной подачи жалобы по тому же вопросу в тот же налоговый орган.

    Следует учесть, что для административного обжалования налогоплательщику налоговым кодексом отведен всего лишь трехмесячный срок, который отсчитывается с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав. В случае его пропуска при наличии уважительных причин этот срок может быть восстановлен по соответствующему письменному заявлению налогоплательщика в налоговый орган, однако окончательное решение по данному вопросу остается за налоговым органом.

    Отдельно следует оговорить процедуру обжалования решений налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Не вступившие в силу, такие решения могут быть обжалованы путем подачи апелляционной жалобы непосредственно в инспекцию, вынесшую данное решение, в течение десяти рабочих дней с момента вручения решения налогоплательщику.

    Вступившие в силу решения следует обжаловать в вышестоящем налоговом органе. И хотя в налоговом кодексе для такого обжалования установлен годичный срок с момента вынесения данного решения, арбитражный процессуальный кодекс ограничивает данный срок отрезком в три месяца. А учитывая определенные тонкости работы налоговых органов и продление их внутренних сроков рассмотрения, с подачей такой жалобы не стоит тянуть дольше одного месяца.

    Судебный порядок обжалования актов, действий или бездействий налоговых органов можно применять сразу после подачи административной жалобы. При этом следует отметить, что обязательность предварительного административного обжалования касается только споров по решениям налоговых органов о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Во всех остальных случаях можно прибегнуть к судебному порядку, минуя административное рассмотрение. Особенно это актуально в тех случаях, когда затягивание процесса административного рассмотрения налоговыми органами может пагубно сказаться на финансовых интересах налогоплательщика.

    Подготовка и подача искового заявления по налоговым спорам – работа кропотливая, требующая соблюдения многих формальностей и знания специфических процедур. Во многом его эффективность зависит от наличия опыта и практики общения с налоговыми органами. Исковые заявления физических лиц по налоговым спорам рассматриваются судами общей юрисдикции, тогда как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует обращаться в Арбитражный суд, причем и в первом и во втором случае необходимо обращаться в суд по местонахождению налогового органа, являющегося стороной в данном споре.

    Компания «Лекс Корпус» поможет Вам соблюсти все необходимые формальности, процедуру и сроки обжалования актов, действий либо бездействий налоговых органов. Имея обширный опыт, наши юристы грамотно составят все необходимые документы как для ведения административного, так и для судебного рассмотрения спора, а также представят Ваши интересы в суде. С нами Вы будете уверены в эффективности предпринимаемых действий.

    lexcorpus.ru

    Смотрите так же:

    • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
    • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
    • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]
    • Как самостоятельно оформить визу в литву Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
    • Что нужно для разрешения на перепланировку Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
    • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
    • Материнский капитал когда закончится программа Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
    • Ставка налогов в англии Налоговая система в Великобритании, налогообложение в Англии, налоги в Англии Cовременная система подоходного налогообложения в Великобритании была заложена реформой 1973 г. В результате этой реформы подоходный налог был унифицирован и приведен в стройную единую систему. Субъекты […]