Публичный спор на научную или общественно значимую тему называется

Главная / Публичный спор на научную или общественно значимую тему называется

Дебаты – спор или обсуждение проблемы? Задумаемся над этим вопросом. Если между людьми есть различия во мнениях, то эти различия могут стать (или не стать) предметом обсуждения. Если различия во мнениях обсуждаются, они называются разногласиями. Таким образом, разногласия – это обсуждаемые различия во мнениях.

Спор – процесс обсуждения разногласий, когда каждая из сторон отстаивает свою правоту, приводит аргументы в поддержку своей точки зрения и критикует аргументы оппонента. Спор может быть публичным, а может быть межличностным.

Дискуссия – публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы; это публичный спор «на установление истины».

Полемика – публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника; это публичный спор «на победу».

Диспут – публичный, заранее подготовленный спор на какую-то общественно значимую проблему. Однако возможен не спор, а обсуждение проблемы. Обсуждение проблемы отличается от спора тем, что в процессе обсуждения проблемы стороны высказывают свои взгляды, точки зрения, для того чтобы познакомить с ними окружающих, собеседников, зрителей, получить новые сведения или аргументы для обдумывания, а не исключительно для того, чтобы доказать правильность своей и неправильность остальных точек зрения. Как и спор, обсуждение проблемы – это обсуждение разногласий. Стороны приводят аргументы в пользу своего видения проблемы, но при этом они не к р и т и к у ют оппонента. Цель спора (в идеале) – найти истину, цель обсуждения проблемы – познакомиться с различными точками зрения и аргументами сторон, получить материал для размышления, чтобы в дальнейшем выработать или скорректировать собственный мотивированный взгляд на ту или иную обсуждавшуюся проблему.

Итак, о б с у ж д е н и е п р о б л е м ы – это обсуждение различных точек зрения на проблему с приведением аргументов в поддержку той или точки зрения без критики точки зрения и аргументов оппонента и без задачи немедленного установления истины.

Обсуждение проблемы предполагает только промежуточное решение, результаты обсуждения подлежат дальнейшему обсуждению, осмыслению и анализу. Главное при обсуждении проблемы – не критика оппонента, а доказательство, аргументация участниками собственных идей, тезисов, положений.

Обсуждение проблемы может быть как публичным, так и межличностным.

Разновидностями публичного обсуждения проблемы являются дебаты и прения.

Дебаты – публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

Прения – публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения.

Таким образом, полемика и дискуссия, а также диспут – это разновидности спора, а дебаты и прения – разновидности обсуждения проблемы. Отличие прений от дебатов заключается в том, что прения устраиваются по определенному, прочитанному кем-либо докладу, а дебаты проходят как высказывание и аргументация участниками различных точек зрения на ту или иную поставленную проблему.

Дебаты, кроме несомненного общественного и гражданского значения, имеют и большое обучающее значение. Дебаты как учебная форма являются комплексным средством эффективного формирования целого ряда коммуникативно-риторических навыков.

В процессе подготовки дебатов участники учатся целенаправленно подбирать материал по определенной теме, внимательно читать, конспектировать тексты, находить аргументы, работают над речевым (Оформлением высказывания, учатся продумывать и формулировать главные мысли своего выступления, располагать их в оптимальной последовательности.

Дебаты формируют у участников навыки аргументации, умение внимательно и целенаправленно слушать собеседника, анализировать высказанное устно мнение собеседника, учат корректно и продуманно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы, вести обсуждение в духе толерантности, с соблюдением речевых, этикетных и этических норм.

Участники дебатов учатся соблюдать регламент, отбирать главное, использовать приемы завоевания и поддержания внимания аудитории, а также находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, быть краткими и точными в речи. Дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту. Члены дебатной команды учатся распределять роли, поддерживать друг друга, совместно анализировать проблему и находить наилучший вариант аргументации. Они подбирают сторонников, стараясь расположить зрителей в свою пользу, используют группу поддержки для совместного обсуждения проблемы и нахождения лучшего варианта аргументации. В ходе дебатов у членов каждой команды отрабатываются навыки совместного анализа новых аргументов оппонентов, умение приходить на помощь своему коллеге по ходу дебатов.

Группа поддержки (несколько человек – добровольцев, помогающих каждой команде готовиться к дебатам) учится коллективной мыслительной деятельности, приемам нахождения решений, аргументации и анализу аргументов своих единомышленников, прогнозированию аргументов оппонентов.

Зрители дебатов учатся слушать, выявлять и сопоставлять аргументы сторон, оценивать аргументированность высказываемых точек зрения, формулировать свое мнение по результатам обсуждения. Очень эффективным представляется соревнование по дебатам между различными группами, факультетами, вузами. Рамки и форма дебатов, их подчеркнуто учебный характер, соревновательный элемент делают дебаты исключительно эффективной комплексной формой риторической подготовки их участников. Для учебной практики дебаты представляются наиболее естественной комплексной формой обучения публичному обсуждению проблем. Подчеркнем, что важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а: высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; выслушивают оппонента, не перебивая; задают оппоненту вопросы только на прояснение его позиции, не вступая с ним при этом в спор.

В дебатах по регламенту нельзя критиковать, использовать фразы: Я не согласен; Вы не правы’, Это неверно и подобные, можно только ставить вопросы, а также приводить аргументы в поддержку своей точки зрения.

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 690 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Спор и его виды

Полемические приемы

Организованность спора

Форма проведения спора

Специфика спора в зависимости от участников спора количество участников

Цель спора.

Спор и его виды.

План

ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

В современной научной, методической, справочной ли­тературе слово спор служит для обозначения процесса об­мена противоположными мнениями. Спор — это особый вид речевой коммуникации. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по како­му-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, пре­ния. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.На это указывают толковые словари русского литературного языка и словари синонимов. В научных ис­следованиях, в публицистических и художественных про­изведениях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора.

Например, дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление раз­ных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дис­куссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputar — рассуждать, disputatio — прение) и первоначаль­но означало публичную защиту научного сочинения, напи­санного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом на­зывают публичный спор на научную и общественно важную тему.

Другой характер носит полемика. Об этом свиде­тельствует и этимология (т. е. происхождение) данного тер­мина. Древнегреческое слово polemikos означает «воин­ственный, враждебный». Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противосто­яние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из это­го, полемику можно определить как борьбу принципиаль­но противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика от­личается от дискуссии, диспута именно своей целевой на­правленностью.Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются

— прийти к единому мнению,

— найти общее решение,

Цель полемики иная: надо одержать победу над против­ником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная по­лемика ведется не просто ради победы как таковой. Опи­раясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научны­ми аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечелове­ческие ценности, права человека, складывается обществен­ное мнение. Она служит воспитанию активной гражданс­кой позиции.

Слово дебаты французского происхождения (debat — спор, прения). Прения— русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п.

Любой спор представляет собой следующую структуру: с одной стороны, это выдвижение и защита тезиса первым оппонентом, а с другой — опровержение выдвинутого те­зиса и его аргументации вторым оппонентом.

В научной и методической литературе делаются попыт­ки систематизировать различные виды спора. В качестве оснований берутся самые разные признаки. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особеннос­ти, относятся:

Рассмотрим, какие виды споров можно выделить в за­висимости от этих факторов.

studopedia.ru

Публичный спор на научную или общественно значимую тему называется

Тема 5. СПОРИМ ДОСТОЙНО, ГРАМОТНО И РЕЗУЛЬТАТИВНО

Правила ведения спора: ведем спор красиво. Доказательство своей позиции и опровержение положений оппонента: ведем спор грамотно. Полемические приемы и уловки: спорим результативно.

Что такое спор, каковы его разновидности? Каким нужно следовать правилам в споре? Какие требования предъявляются к культуре спора? Как следовать требованиям культуры спора? Что такое доказательство, какова его структура? Какие аргументы можно назвать сильными? Как готовить демонстрацию? Как принять решение взвешенно? Как защитить свою точку зрения и опровергнуть позицию оппонента? В каких ситуациях можно применять позволительные уловки? Как реагировать на непозволительные уловки оппонента?

Аргумент (довод) — положение, с помощью которого доказывается тезис.

Дебаты (фр. debat – спор, прения) — обмен мнениями по проблеме.

Демонстрация (форма, способ доказательства) – логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.

Дискуссия (лат.discussio – исследование, рассмотрение, разбор) спор с целью выяснения и сопоставления разных точек зрения для установления истины, поиска оптимального решения проблемы.

Диспут(лат. disputer – рассуждать) — публичный спор на научную и общественно важную тему.

«Ложное основание» («основное заблуждение») – обоснование тезиса ложными доводами: ссылка на несуществующие документы, материалы; подтасовка фактов; искажение статистических данных.

Мнение – необоснованное суждение; выражает оценку кого-либо, чего-либо; отношение к чему-либо, к кому-либо; взгляд на кого-либо, на что-либо.

«Подмена тезиса» — доказывание не того тезиса, который был выдвинут первоначально: приписывание другого смысла, сужение или расширение его содержания.

Полемика(греч. polemikos – воинственный, враждебный) – борьба диаметрально противоположных точек зрения.

«Порочный круг» («круг в доказательстве») – процесс доказательства, в котором тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса.

«Предвосхищение основания» — использование аргумента, который нуждается в доказательстве.

Предмет спора – положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления разных суждений.

Прения — обсуждение какого-либо вопроса.

Суждение – обоснованное мнение; заключение.

Тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать.

Факт – действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло.

5.1.Правила ведения спора: ведем спор достойно

Для современного человека жизненно необходимо уметь спорить, чтобы установить истину, найти оптимальное решение проблемы, прояснить и отстоять свою позицию, опровергнуть в случае необходимости мнение оппонента, противостоять уловкам в споре. Спором специалисты называют любое разногласие во мнениях, столкновение позиций, отстаивание точек зрения, борьбу ради победы.

Сложно владеть собою в ситуации, когда оппонент не только не принимает вашу столь очевидную, истинную точку зрения, но и критикует ее, отстаивая свою позицию. Продуктивность спора напрямую зависит от поведения его участников.

Как же вести спор красиво?

1.Уважаем оппонента и его взгляды:

· стараемся понять суждение и аргументы (задаем уточняющиевопросы; перефразируем сказанное«Если я вас правильно понял, Вы сказали, что…); резюмируем по мере перехода к следующему аспекту предмета спора Итак, Вы считаете…., потому что…», «Вы сказали…., поэтому Вы считаете…»);

· критикуем позицию, аргументы, а не оппонента, его личностные качества;

· вынужденно допускаем эмоциональные выпады против оппонента (иронический тон, сарказм и др.);

· не выступаем против разумных доводов – признаем правоту оппонента, а затем можем предложить более сильный аргумент или сообщить о том, что этот довод не опровергает вашу позицию.

2.Умеем себя держать:

· сохраняем спокойствие — сдерживаем эмоции как негативные, так и позитивные: прежде чем что-то сказать, держим паузу (считаем до 5);

· не используем бранные слова, нелитературную лексику;

· не допускаем резкого тона.

3. Вырабатываем свой стиль и свою манеру поведения в споре, наблюдая за участниками спора:

— какое поведение вызывает уважение, даже восхищение;

— как меняется манера оратора в зависимости от ситуации и поведения оппонента;

— как цели, задачи и интересы участников влияют на их поведение в споре;

— как поведение участников зависит от присутствующих при споре;

— как поведение оратора зависит от индивидуальных особенностей оппонента (темперамента, психологического типа);

— как меняется манера оратора в зависимости от того, с каким оппонентом имеет дело – сильным, слабым, равным.

4. Используем при необходимости позволительные уловки в споре (см. пункт 5.3).

5.2. Доказательство своей позиции и опровержение положений оппонента: ведем спор грамотно

1. Помним, что ситуация определяет вид спора:

· дискуссия, диспут, дебаты, прения направлены на установление истины и поиск общего решения вопроса. Дебаты и прения возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на совещаниях, конференциях;

· полемика поможет одержать победу над противником, опровергнув его точку зрения; отстоять и утвердить собственную позицию. Полемика (научная и общественно значимая, а не просто победа ради победы) важна для выработки новых взглядов, отстаивания общечеловеческих ценностей, воспитания активной гражданской позиции.

2. Следуем требованиям культуры спора:

ü определяем предмет спора

(о чем спорим, что утверждаем, что будем обсуждать, обмениваясь мнениями, суждениями);

ü не отходим от предмета спора

(все положения должны быть связаны с предметом спора);

ü оперируем необходимыми понятиями и терминами:

определяемся в терминах (что есть что), уточняем, в каком значении будет употребляться слово, особенно, если оно многозначное, чтобы избежать «иллюзию понятности». «Иллюзия понятности» возникает, когда на первый взгляд кажется, что значение слова понятно; когда слово соотносят с таким значением, с которым оно в действительности не соотносится.

ü отличаем мнение, суждение и факт, соответственно используем их в споре:

— факт – данность, объективность, его не нужно доказывать, может служить аргументом, значим в споре;

— мнение ни к чему не обязывает, к нему можно прислушаться, но не следует использовать как аргумент; оно не значимо в споре;

— суждение – обоснованное мнение, которое значимо в споре.

3.Уточняем позиции участников спора:

кто и что утверждает — «за», «против»; не определился в позиции, почему воздерживается.

4. Определяемся в ситуации спора: доказываем свою точку зрения или опровергаем позицию и доводы оппонента.

Доказываем свою позицию

Доказательство = тезис + аргументы (доводы) + демонстрация

Тезис: «Я считаю …» + аргументы: «потому что…» (1-ый аргумент), « а также …» (2-ой аргумент), «это же подтверждает и …» (3-ий аргумент)

«Я считаю …, потому что, во-первых,…., во-вторых, …, в третьих…».

Ø сильные аргументы:

— положения законов и официальных документов;

— законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

— ссылки на признанные авторитеты;

(в зависимости от ситуации показания очевидцев и СМИ могут быть слабыми доводами);

Ø оптимальное количество аргументов (3).

Один аргумент — это просто факт, на два аргумента проще возразить, чем на три; 4-й аргумент уже лишний, т.к. у аудитории создается впечатление, что оратор пытается давить.

«Кто много доказывает, тот ничего не доказывает»;

Ø аргументы, воздействующие не толькона разум(чтобы доказать),но ина чувства(чтобы убедить).

1. Злоупотреблять цифрами в доказательстве.

2. Использовать необоснованное суждение – мнение.

3. Не учитывать особенности аудитории при подборе аргументов.

4. Использовать только логические доводы, воздействующие на разум.

В зависимости от цели, аудитории, ситуации и обсуждаемой проблемы выбираем один из способов доказательства (аргументации):

· Нисходящая и восходящая аргументация

При нисходящей аргументации сначала приводятся сильные аргументы, затем менее сильные, а завершается выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

При восходящей аргументации начинаем со слабых доводов и переходим к более сильным.

· Односторонняя и двусторонняя аргументация

Односторонняя аргументация использует аргументы «за» или «против».

При двусторонней аргументации излагаются противоположные точки зрения: «за» и «против».

· Опровергающая и поддерживающая аргументация

При опровергающей аргументации оратор разрушает реальные или возможные контраргументы оппонента или предполагаемого собеседника. Позитивные аргументы не приводятся или им уделяется мало внимания.

При поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы.

· Дедуктивная и индуктивная аргументация

Дедуктивная (от вывода к аргументам) — сначала приводится тезис, а потом предлагаются аргументы. «Я считаю…., потому что, во-первых, …, во-вторых, …, в третьих,…».

Индуктивная (от аргументов к выводу) – сначала указываются аргументы, а потом тезис. «Поскольку, во- первых, …, во- вторых, …, в –третьих,…, то я считаю…». Или «Мы видим …, а также…, кроме того…, поэтому я считаю…».

· Аргументация «Закон края» — первый и последний аргумент сильные, в середине – более слабый.

1. «Подмена тезиса» — преднамеренная (намеренное искажение тезиса) и непреднамеренная (непроизвольное, неумышленное искажение тезиса).

2. «Ложное основание» — преднамеренное (с целью обмануть оппонента) и непреднамеренное (из-за недостаточной компетенции спорщика).

3. «Предвосхищение основания» — преднамеренное (с целью обмануть оппонента) и непреднамеренное (из-за недостаточной компетенции спорщика).

4. «Порочный круг» — преднамеренный способ ввести в заблуждение оппонента и непреднамеренный (по неопытности спорщика).

Опровергаем позицию и доводы оппонента

1. Определяем способ опровержения в зависимости от конкретной ситуации:

· опровержение ложного тезиса фактами — наиболее действенный метод опровержения суждения оппонента статистическими данными, реальными событиями, явлениями, результатами экспериментальных исследований;

· критика доводов оппонента – выявление и показ ложности и необоснованности аргументов, а значит, тезис не доказан;

· опровержение демонстрации — выявление того, что тезис не вытекает из аргументов, отсутствует действительная логическая связь между тезисом и аргументами.

2. Для эффективности опровержения используем одновременно все способы, поскольку критика доводов оппонента и опровержение демонстрации разрушают доказательство, но не опровергают истинности самого тезиса.

5.3. Полемические приемы и уловки: спорим результативно

I. Взвешенно принимаем решениепо обозначению своей позиции.

Например, при решении вопроса: выгодно сегодня открывать свой малый бизнес.

1.Уточняем основные понятия вопроса, воспользовавшись словарями, справочниками: а) выгода; б) малый бизнес.

а) выгодно – 1) приносит выгоду, дает прибыль, доход; 2) дает преимущество (Словарь русского языка. В 4-х тт. Т.1. М., 1981.С. 250).

Как видим, первое значение слова предполагает материальное преимущество, а второе — имеет более широкое значение;

б) малый бизнес — это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года. Субъекты предпринимательской деятельности с численностью до 15-ти сотрудников этим же определением малого бизнеса признаются микропредприятиями и их годовой доход либо балансовая стоимость активов не должны превышать 60 млн. рублей. («О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209-ФЗ // http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html; http://mbm.allmedia.ru/content/document_r_47F4AFCC-F5D7-4D4A-B0EA-5B4D2A8B3D91.html).

2. Определяемся с понятиями: используем понятие выгодно в более широком значении.

3. Для того чтобы взвешенно принять решение, находимо одинаковое количество аргументов «за» и «против» этой позиции. Используем Т-схему, которая наглядно покажет все преимущества и недостатки каждой позиции:

составляем списки аргументов «за» и «против»;

делаем вывод, т.е. принимаем решение.

Большая свобода и независимость во времени по сравнению с трудом на работодателя.

Все время необходимо посвящать бизнесу, иначе ничего не получится. Свободного времени не будет.

Шанс реализовать свои амбиции.

Если не получится, то может исчезнуть вера в себя, появится комплекс неполноценности; а это хуже, чем нереализованные амбиции.

Уровень дохода неограничен.

Будут обязательные платежи, необходимые затраты. Доход может быть меньше, чем при работе на кого-то.

Вывод состоит из 2-х частей:

позиция (тезис) + наиболее сильный из приведенных аргументов.

Я считаю……., потому что…

В первой части (тезис) обязательно используются ключевые слова вопроса, чтобы позиция (тезис) формулировалась согласно проблеме, выраженной в форме вопроса.

Тезис: Я считаю выгодным сегодня открывать свой бизнес.

Аргумент: потому что есть шанс реализовать свои амбиции.

Т-схему используем не только для принятия взвешенного решения, но и для подготовки доказательства — в зависимости от выбранного способа аргументации выстраиваем в систему сформулированные доводы.

Аргументы другой части Т-схемы можно использовать и при работе над возможной контраргументацией (противоположные доводы): на каждый аргумент из одной колонки приводим контраргумент из другой.

Возможный контраргумент: но некоторые не без основания считают, что если не получится, то может исчезнуть вера в себя, появится комплекс неполноценности; а это хуже, чем нереализованные амбиции.

II. Используем полемические приемы, чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть позицию оппонента:

· Юмор, ирония, сарказм эмоционально воздействуют на оппонента, поэтому шутливое или ироническое замечание может поставить оппонента в затруднительное положение, привести к растерянности, что поможет выиграть время и собраться с силами. Однако будем аккуратны: вряд ли кому-то понравится быть объектом насмешек. Помним судьбу Сократа, использовавшего иронию в своих диалогах.

· «Возвратный удар» или прием бумеранга (бумеранг – метательное орудие, которое возвращается в то место, откуда было пущено) – тезис или аргумент обращаем против тех, кто их высказал, при этом сила удара увеличивается, поражение становится очевидным.

· «Подхват реплики» — разновидность «возвратного удара» — используем реплики противника для усиления собственной аргументации, опровержения доводов оппонента, оказания психологического воздействия на слушателей. Особенно эффективен на совещании, конференции, митинге и др.

· «Атака вопросами» – не просто задаем вопросы, а перехватываем инициативу в задавании вопросов, что сделает положение оппонента затруднительным, заставит его защищаться, оправдываться (а наше – выигрышным).

· «Доведение до нелепости» («сведение к абсурду» лат. reductioabsurdum) — при опровержении показываем ложность тезиса или аргумента, т.к. следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

· «Довод к человеку» (лат. adhominem) – прием психологического воздействия для убеждения оппонента, принуждения его принять определенную точку зрения: приводим аргумент, связанный с его человеческими качествами, ценностями, предпочтениями, оцениваем достоинства и недостатки противника. Однако используем этот прием совместно с аргументами, относящимися к предмету спора, чтобы нас не упрекнули в подмене тезиса (как будто обсуждаем не существо суждения, а личные качества выдвинувшего его).

· «Апелляция к публике» (разновидность «довода к человеку») – прием психологического воздействия с целью склонить аудиторию на свою сторону: обращаемся к чувствам слушателей – жалости, сострадания, всепрощения и др.

1. Используем в сложной ситуации спора позволительные уловки

(не мешают выяснению истины, не компрометируют оппонента)

sdo.rea.ru

Лекция 12 спор. Дискуссия. Полемика: Риторические советы

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передаётся при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму. Знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов невозможна без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильного впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, её содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, и чувства, оставляя неизгладимые впечатления. Речь, по замечанию П. Сопера, есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. «Речь – это человек в целом» [Сопер1995]. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего её представляет собой мгновенное раскрытие всего жизненного опыта, мировоззренческих позиций, особенностей личности, намерений и чувств человека. «Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяет личность». В наши дни речь, более чем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Именно поэтому актуализируется сегодня понятие межкультурной коммуникации (см. Лекции 1, 2).

Виды вербальных коммуникаций

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объёма исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с оппонентами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Культура поведения в любом общении не мыслится без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

В разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос.

В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха!», «Ни пуха, ни пера!», произносимые с любыми оттенками.

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.

Передача информации может иметь различную форму (виды вербальных коммуникаций очень разнообразны) – это может быть и разговор, и беседа, и сопор, и даже лекция. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.

Остановимся на краткой характеристике видов вербальной коммуникации.

Разговор – это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие двух или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме, и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование – специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке у слова «спор» есть синонимы: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar – рассуждать, disputatio – прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно значимую тему.

Дискуссией (лат. discusso – исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия – это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков, и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в особом порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает «воинственный, враждебный». Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведётся не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово дебаты французского происхождения (debat – спор, прения). Прения – русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Назначение наказания при соучастии рецидиве § 6. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений Проведение судебной реформы позволило по-новому решать ряд уголовно-правовых вопросов. Так, участие […]
  • Бланк реестр почтовых отправлений ф-103 Бланк реестр почтовых отправлений ф-103 и предназначен для создания информации о партионных регистрируемых почтовых отправлениях, формирования документации на партионную почту, проверки корректности передаваемой Принцип работы программы: Программа работает автономно. В ней есть основной […]
  • Что выгодней пенсия по старости или по инвалидности Человек может потерять способность трудиться по причине болезни, травмы, врожденных особенностей организма или же с наступлением определенного возраста. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный […]
  • Земельный налог в актах выполненных работ в рб Журнал."Сметное дело" 04.07 Бюджетные организации В номере: Новации в строительной отрасли в 2018 году. Отдельные ситуации и особенности при проектировании строительства объектов. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. В номере: Подрядные торги, торги […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Пикалёво магазин патент Тип : бытовая классическая Мощность : 1200 Вт Размер блинов (на основной плитке) : 30 см Максимальное количество блинов : 1 Мощность : 1000 Вт Габариты (ВхШхД) : 8x32x32 см Дополнительная информация : регулировка температуры SKU производителя : 5052440 Описание : […]
  • Полномочия местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]