Проблемы исчисления налога на прибыль

Главная / Проблемы исчисления налога на прибыль

Проблемы исчисления налога на прибыль

Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций

Налоговая система РФ на протяжении многих лет находится в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.

Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ, действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.

Несомненно, реформирование налогообложения — весьма трудоемкая работа, и при разработке соответствующего законодательства трудно учесть все нюансы. Однако вряд ли можно согласиться с просчетами, которые имеются в нашей правовой системе. Подобная нестабильность налогового законодательства вызывает эффект, обратный тому, ради которого принимаются поправки законодательством о налогах и сборах. Вместо упрощения процедуры исчисления и уплаты налога происходит всемерное ее усложнение и запутывание, что отрицательно сказывается как на самих налогоплательщиках, так и на деятельности налоговых органов, работники которых также далеко не всегда могут сориентироваться в законодательных хитросплетениях./5/

Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов ? основное условие выхода страны из кризиса.

Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Должны быть внесены изменения в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

2. Необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков./5/

В этих целях предполагается внесение следующих изменений:

1. Необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.

2. С учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации».

3. В практике хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.

4. Предполагается усовершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

5. Срок полезного использования амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Учитывая принятые в последнее время решения, представляется необходимым провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью принятия решения об их дальнейшем использовании.

Необходимо отметить и тот факт, что на данном этапе исчисление налога является очень сложным и трудоемким процессом, что обусловлено большим объемом документооборота и сложностями при определении доходов и расходов. Для решения этой проблемы необходимо максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика.

Помимо указанных в налоговой политике направлений совершенствования, одной из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли является ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение ? препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Фискальная функция налога на прибыль должна быть вторичной./6/

Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы, в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Необходимо создание налоговых стимулов в виде различных льгот, способствующих развитию бизнеса. Данная мера практически не применялась в последние годы. Деловые объединения предлагают восстановить 10-процентную инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которая действовала у нас в стране. Кроме того, бизнес выступает за получение права вычитать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль до 50% в стоимости затрат на обучение специалистов. Это бы позволило активно стимулировать начальное и среднее профессиональное образование.

Необходимо поставить в разные налоговые условия тех, кто занимается инновационным производством, и тех, кто занимается продажей и перепродажей продукции, а также дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства ? данное предложение является основным по совершенствованию механизма взимания налога на прибыль организаций.

Заканчивая данную главу курсовой работы, можно отметить следующее: неоспоримо, что совершенствование налога на прибыль организаций необходимо продолжать, анализируя исторический отечественный опыт налогообложения и изучая новые подходы в области взимания данного налога путем изменения налогового законодательства, в частности предполагаются следующие направления:

1) максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика;

2) ввести налоговые льготы для предприятий инновационной деятельности;

3) снизить налоговую нагрузку на данную отрасль;

4) дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства.

Естественно, что предлагаемые меры не в состоянии изменить экономическую ситуацию, однако можно предположить, что они могут послужить хорошей базой для корректировки налоговой политики на среднесрочную перспективу.

studbooks.net

Налог на прибыль: актуальные проблемы

Поправки в налоговое законодательство, разъяснения финансового и налогового ведомств, решения высших судов подчас делают неоднозначным ответ на вопрос о том, как учесть те или иные расходы по налогу на прибыль. Проблемы налогового учета расходов осветил в рамках Всероссийского онлайн-семинара, проводимого компанией «Гарант», Константин Викторович Новоселов, советник государственной гражданской службы РФ I класса, аттестованный консультант по налогам и сборам, кандидат экономических наук.

В ходе мероприятия участники задали Константину Новоселову немало вопросов об учете расходов по налогу на прибыль. Предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее актуальные из них.

Расходы по добровольному медицинскому страхованию нормируются по правилам статьи 255 Налогового кодекса. Надо ли при учете этих расходов дополнительно применять ограничения статьи 272 Кодекса?

— Статьей 255 Налогового кодекса предусмотрено, что взносы по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Статья 272 Налогового кодекса предусматривает порядок признания расходов при методе начисления. И положения этой нормы обязательно надо учитывать, в том числе при признании расходов по добровольному медицинскому страхованию. Данная норма предусматривает, что такие расходы признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены деньги на оплату страховых взносов 1 .
Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата взноса разовым платежом. В таком случае по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Если договором страхования определена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Обратите внимание, что в норме статьи 255 Кодекса речь идет о медицинских организациях, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ.

Организация взяла заем у другого юридического лица. Условиями договора стороны предусмотрели, что выплата процентов будет производиться в конце срока действия договора. В какой момент признавать в составе расходов по налогу на прибыль проценты, начисленные по договору займа: на основании положений статьи 272 Налогового кодекса или исходя из позиции Президиума ВАС РФ 2 ?

— Согласно указанному постановлению Президиума ВАС РФ факт реальной уплаты процентов не является определяющим при решении вопроса о моменте признания расходов в соответствии со статьей 272 Кодекса. По общему правилу, установленному главой 25 Налогового кодекса, плательщик формирует налогооблагаемую базу конкретного налогового периода с учетом доходов и расходов, относящихся к данному периоду, а также исходя из того, когда такие расходы и доходы должны у него возникнуть в силу условий договора. Ключевое понятие в данном случае — возникновение расходов. В связи с этим судьи ВАС РФ указали, что организация неправомерно начисляла проценты и учитывала их в расходах, потому что у нее по условиям договора не возникало обязанности по их начислению.
Необходимо отметить, что абзац второй пункта 4 статьи 328 Налогового кодекса устанавливает право определять сумму расхода, выплаченного либо подлежащего выплате в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде. Таким образом, четко определяется, что сумма процентов относится непосредственно к периоду пользования заемными средствами. Проценты по всем видам кредитов и займов признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия договора (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами 3 . Это следует из положений главы 25 Налогового кодекса.
По договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход включается в состав соответствующих расходов на конец месяца отчетного периода . Сумма затрат в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из доходности по каждому виду долговых обязательств и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания расходов 5 .
ФНС России в письме от 17 марта 2010 года N 3-2-06/22 поддержала позицию Минфина России о необходимости учета процентов по долговым обязательствам в течение всего срока действия договора займа вне зависимости от условий договора в отношении даты осуществления расчетов по суммам начисленных за период пользования процентов.
Такой подход соответствует общему порядку признания расходов и доходов для целей налогообложения при применении метода начисления, согласно которому расходы и доходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств.

Компания получила заем, размер которого установлен в условных единицах. В каком порядке учитывать отрицательную разницу в составе расходов по налогу на прибыль?

— Пунктом 9 статьи 272 Налогового кодекса установлены общие правила признания доходов (расходов) в виде суммовых разниц, возникших при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Так, суммовые разницы при применении метода начисления признаются доходом или расходом на дату прекращения соответствующей задолженности.
Отражение начисленных суммовых разниц в составе доходов или расходов на конец отчетного (налогового) периода Налоговым кодексом не предусмотрено. Этот порядок признания доходов (расходов) применяется также и в отношении суммовых разниц, начисленных по долговому обязательству, выраженному в условных единицах. На основании статьи 265 Налогового кодекса 6 в составе внереализационных расходов признаются расходы в виде отрицательной суммовой разницы, возникшей на дату прекращения обязательства. Суммовая разница признается в налоговом учете полном объеме.

Организация провела реконструкцию здания. Работы по реконструкции завершены в декабре 2009 года. Когда компания вправе применить амортизационную премию?

— Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного или налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов расходов, понесенных в случае реконструкции основного средства 7 .
Применить амортизационную премию организация вправе с месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию 8 . При этом основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав 9 .
Отмечу, что порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 10 .
Таким образом, организации при определении момента, когда у нее возникает право применить амортизационную премию, надо учитывать два фактора:
момент (дата) ввода в эксплуатацию объекта (или его части) после реконструкции;
момент подачи документов на госрегистрацию здания после реконструкции.

Скажите, пожалуйста, можно ли применять амортизационную премию не ко всем объектам основных средств, а выборочно, только к отдельным объектам?

— Да, можно. Организация должна предусмотреть намерение пользоваться правом, предоставленным пунктом 9 статьи 258 Налогового кодекса (т. е. амортизационной премией) в учетной политике. Амортизационную премию не обязательно применять ко всем без исключения объектам основных средств, поэтому, закрепив в учетной политике намерение воспользоваться премией в течение года, организация может применять ее выборочно и только по основным средствам. В приказе руководителя о вводе в эксплуатацию объекта основных средств целесообразно указывать, например, что в отношении данного объекта следует применить амортизационную премию. Кроме того, в приказе разумно установить размер премии по данному основному средству. Если по основному средству не предполагается использование амортизационной премии, то в приказе руководителя надо прописать, что в отношении данного объекта амортизационная премия не применяется.
Обратите внимание, что нельзя применять амортизационную премию в отношении основных средств, полученных безвозмездно.

Фирма продала в 2009 году автомобиль с убытком. В бухгалтерском учете срок полезного использования закончился. В налоговом учете компания применяла понижающий коэффициент 0,5 к норме амортизации, в связи с этим срок полезного использования в налоговом учете не истек. Каким образом признавать убыток от реализации автомобиля: единовременно или в течение срока полезного использования, оставшегося в налоговом учете?

— Убыток от продажи основных средств уменьшает налогооблагаемую прибыль не единовременно, а в течение определенного периода времени. Этот период рассчитывают как разницу между фактическим сроком эксплуатации основного средства и сроком его полезного использования 11 . Срок полезного использования в данном случае определяется исходя из срока полезного использования автомобиля согласно классификации 12 с учетом корректировки на коэффициент 0,5 за то количество месяцев, которое приходится на срок полезного использования до 2009 года.
С 2009 года понижающий коэффициент 0,5 отменили 13 . Поэтому теперь срок полезного использования исчисляется без корректировки на понижающий коэффициент 0,5.
Для определения периода, в течение которого надо учитывать для целей налога на прибыль убыток от реализации автомобиля, необходимо найти разность между сроком полезного использования, в продолжение которого должен был амортизироваться автомобиль в налоговом учете, и сроком полезного использования, в течение которого автомобиль фактически эксплуатировался до момента продажи. Полученный результат и будет являться периодом, в котором для целей налога на прибыль учитывается убыток от продажи автомобиля.

Организация начислила дивиденды учредителю. Выплачивать дивиденды предполагается путем передачи учредителю основного средства. Надо ли восстанавливать амортизационную премию в отношении передаваемого объекта?

— Пунктом 9 статьи 258 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае реализации ранее чем по истечении 5 лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, последняя подлежит восстановлению и включению в налоговую базу по налогу. Реализацией товаров на основании статьи 39 Налогового кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица. В вашей ситуации у организации возникает обязанность по выплате дивидендов учредителю — кредиторская задолженность. При погашении этой задолженности путем передачи основного средства происходит возмездный переход права собственности на данный объект, то есть возникает факт реализации основного средства вашему учредителю. В связи с этим амортизационную премию надо восстановить в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошел переход права собственности на основное средство.

Предприятие приобретает товары у индивидуального предпринимателя на ЕНВД. ИП не применяет ККТ. Можно ли такие расходы учесть для целей налога на прибыль на основании товарного чека?

— Эта ситуация рассмотрена в письме Минфина России 14 . Плательщики ЕНВД могут вести наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. Прием денег при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должен подтверждаться чеками ККТ или документами, подтверждающими прием денежных средств за товар (работу, услугу). Таким образом, для подтверждения расходов для целей налога на прибыль не достаточно одного товарного чека. К нему должен быть приложен документ, подтверждающий прием денег. Это могут быть чек ККТ, бланк строгой отчетности 15 или квитанция к приходному кассовому ордеру 16 .

Подготовила
Н.В. Горшенина
,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 п. 6 ст. 272 НК РФ
2 Пост. Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09
3 письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/1/270
4 п. 8 ст. 272 НК РФ
5 п. 1 ст. 328 НК РФ
6 подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ
7 п. 9 ст. 258 НК РФ
8 ст. 259 НК РФ
9 п. 11 ст. 258 НК РФ
10 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
11 п. 3 ст. 268 НК РФ
12 пост. Правительства РФ от 01.01.2002 N 1
13 ст. 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ
14 письмо Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/4/2
15 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
16 форма N КО-1, утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 N 88

www.garant.ru

Проблемы и перспективы налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации

Студент, экономика и финансы

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Академия при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, Липецкий филиал, кафедра экономика и финансы

УДК 336.2

Государство может оказывать влияние на экономику, когда имеет определённые средства. Большую часть бюджета страны формируют налоговые сборы с юридических и физических лиц, в том числе налог на прибыль организаций.

На сегодняшний день в системе налогообложения налог на прибыль предприятий и организаций играет важную роль. Налог на прибыль является инструментом перераспределения национального дохода и служит одним из основных источников пополнения федерального бюджета. Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что удельный вес налога на прибыль уступает по величине лишь удельному весу налога на добавленную стоимость (Таблица 1).

Таблица 1 – Удельный вес налогов в бюджете Российской Федерации за 2013 год [4]

Налог на прибыль

Налог на имущество

Согласно статье 246 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по налогу на прибыль являются: Российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ или получают доходы от источников в РФ.

Низкий спрос, исходя из невысоких доходов населения, тормозит развитие предприятий. Вместо того чтобы сконцентрировать свой капитал на развитие производства, молодые предприятия вынуждены тратить значительную долю своих средств на государственный контроль и регулирование. Большую часть в этом процессе занимает налог на прибыль с организаций.

Налог на прибыль в данный момент один из самых проблемных налогов. В налоговом кодексе, именно по этому налогу, выявляются множество размытых трактовок и неточностей. То есть проблема расчёта налоговой базы по данному налогу (с предоставляемыми льготами, формированием амортизационной политики и определением налоговой базы по отдельным операциям) является очень весомой и требует определённых доработок.

Важную роль в системе налогообложения прибыли занимает применение льгот. При постоянных поправках, изменениях, сокращениях можно назвать льготы самым нестабильным элементом налоговой системы, поэтому для многих предприятий проблемой является их оптимальное использование. В современном налоговом механизме льготам принадлежит особая роль. Именно поэтому налоговые льготы очень эффективны как для предприятия, так и для экономики в целом.

Так же, большинство предприятий высказывают недовольства по поводу высокой налоговой ставки – 20% (2% в федеральный бюджет, 18% — в региональный). Но если рассмотреть изменения, принятые в 2009 году, то будет видно, что государство ведет активную политику по снижению налоговой нагрузки за счёт сокращений поступления доходов в федеральный бюджет: изменение ставки с 24% до 20%. Помимо этого, предусмотрено понижение налоговой ставки в местный бюджет с 18% до 13,5%, что помогает регионам стимулировать отдельные проблемные отрасли. [2]

Исходя из сложной экономической и политической обстановки в стране на конец 2014 года, государство принимает активные меры для стабилизации всех сфер экономики, одна из них – налоговый манёвр. Налоговый маневр приведет к сокращению в 2015 году поступлений в бюджет от нефтяной отрасли, главным образом за счет снижения акцизов. Нефтедобывающие компании ждут существенное поэтапное повышение НДПИ: с ныне действующих 530 рублей за тонну нефти до 775 рублей в 2015 году, 856 рублей в 2016 году и 918 рублей в 2017 году. Уже в следующем году повышение, по оценке Минфина, принесет бюджету, дополнительно 58,3 миллиардов рублей. И это с учетом снижения экспортной пошлины на нефть. Одновременно резко снизятся акцизы — как следует из пояснительной записки к законопроекту, Минфин прогнозирует, что из бюджета в 2015 году выпадут 272 миллиарда рублей. Российским НПЗ нефть будет обходиться дороже, вместе с тем, экспорт станет еще выгоднее, чем сейчас. Следовательно, цены на бензин на внутреннем рынке могут вырасти, что значительно коснётся всех предприятий и предпринимателей в Российской Федерации, так как расходы на топливо увеличатся и, следовательно, изменится налогооблагаемая прибыль. [3]

Так же изменения потерпит сам налог на прибыль организаций. Вот перечень основных изменений по налогу на прибыль организаций, которые произойдут с 2015 года:

— организации смогут самостоятельно устанавливать порядок учета расходов на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п.1 ст. 254 НК РФ).

— изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам

— начнет действовать новый порядок налогового учета курсовых и суммовых разниц

— доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения

— из правил налогообложения будет исключен метод ЛИФО

— размер уступки права требования — меняется порядок отнесения на расходы. [1]

Основным источником доходов государства являются налоги, которые необходимы для развития общественного сектора страны. Налог – универсальный финансовый регулятор, контролирующий и финансирующий все сферы страны. Налоговая система России, в частности налогообложение прибыли предприятий, ещё не совершенна и нуждается в доработках и улучшениях.

Основные направления совершенствования налогообложения прибыли включают в себя:

— снижение налогового бремени

— оптимальное распределение средств между бюджетами разных уровней

— повышение эффективности экономической функции налогов.

Стабильность налоговой системы обеспечивает расширение и совершенствование производства, а так же величину прибыли предприятий, а от предприятий зависит всё общество в целом.

2.01.2015, 13:33 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: материал необходимо доработать, в таблице 1 рекомендуется «доля» переименовать в «часть» либо «удельный вес»,также в таблице не обозначен период данных и их характеристика, есть грамматические и стилистические ошибки и неточности. в предложенном варианте статья не рекомендуется к печати

7.02.2015, 18:24 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Зачем структуру изображать в виде таблицы, если для этого есть круговые (секторальные) диаграммы?

sci-article.ru

2.3. Современные проблемы функционирования налога на прибыль организаций

Существующий механизм налогообложения прибыли приобрел свои новые черты в связи с введением главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, что можно сравнить с «революцией» в налогообложении.

С момента начала функционирования главы 25 НК РФ в нее постоянно вносились поправки, уточняющие и изменяющие некоторые пункты закона. Однако на практике постоянно происходят нестыковки с нормативными документами других отраслей права, а также подзаконными актами, имеющими разъяснительный характер, которые приводят к неоднозначной трактовке норм главы, и как следствие — неправильному исчислению налога на прибыль организаций.

Анализ действующей системы налогообложения прибыли организаций должен также выявить положения, требующие немедленного пересмотра, изменения на законодательном уровне или детальной проработки в существующих нормативных актах.

Можно выделить четыре группы проблем в современной практике применения налога на прибыль организаций.

1. Проблемы, связанные с недоработками законодательства. 2.

Проблемы, связанные с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль (включают в себя вопросы предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков, формирования амортизационной политики, определения налоговых баз по отдельным видам операций и т.д.). 3.

Проблемы, связанные с организацией системы налогового учета; 4.

Проблемы, связанные с неэффективной системой контроля за начислением и сбором налога со стороны государства.

При этом проблемы второй и третьей групп непосредственно должны решаться на предприятиях в соответствии с действующим законодательством. Проблемы первой группы касаются законодательного исправления допущенных неточностей и ошибок и должны решаться на уровне государства. В макроэкономическом смысле проблемы второй группы также касаются государства, если речь идет об изменениях в механизме исчисления налога на прибыль. К конечном итоге недостаточная проработанность вопросов первой-третьей группы ведет к проблемам по неверному начислению и перечислению налога. Четвертая группа проблем, стоящая перед государством, сводится к необходимости повышения эффективности налогового администрирования налога на прибыль. Четвертая группа проблем не будет рассматриваться автором подробно, поскольку данный вопрос требует отдельного детального исследования и не предполагает поиска решений в рамках данной работы.

Рассмотрим основные группы проблем, выделяя те из них, которые мы считаем значимыми и которые окажут влияние на выработку основных предложений по совершенствованию действующей практики налога на прибыль организаций.

Первая группа проблем касается применения главы 25 НК РФ как закона прямого действия, который не должен иметь никаких подзаконных документов, разъясняющих порядок его применения. Это нормальная законодательная практика, принятая в большинстве развитых стран. Для эффективного применения такого принципа законы прямого действия должны быть лишены внутренней противоречивости, их статьи должны быть сформулированы предельно ясно и не расходиться с нормами законодательства, принятого ранее. В настоящее время этот принцип нарушается, во-первых, потому, что глава 25 НК РФ имеет много недоработок, и во-вторых, существуют Методические рекомендации по применению данной главы, в которой некоторые положения трактуются не так , как в законе. Приведем некоторые их них. 1.

Глава 25 НК РФ предусматривает открытый перечень расходов налогоплательщика, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. К расходам в целях обложения налогом на прибыль относятся обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль расходы должны удовлетворять следующим условиям: обоснованность, документальное подтверждение, производство расходов для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Данные требования установлены ст. 252 НК РФ. Введя это требование, законодатели не определили критерии, в соответствии с которыми можно считать расходы экономически оправданными. Поэтому наверняка вопрос, не завышены ли расходы, будет одним из ключевых в ходе налоговых проверок. На наш взгляд, со стороны законодателей было неразумно оставлять такой вопрос на полное усмотрение налогоплательщиков. Это может привести только к тому, что налогоплательщики будут все имеющиеся расходы подводить под такое определение и доказывать экономическую обоснованность таких расходов налоговым инспекторам. Это повлечет за собой только уменьшение платежей по налогу на прибыль. Неопределенное толкование понятий чаще всего приводит к его расширенной интерпретации. 2.

В законе прямого действия отсутствует четкое определение отдельных видов имущества и условий использования этого имущества. Так, в соответствии с п.З ст.257 НК РФ в качестве нематериального актива указано «владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Однако в НК РФ отсутствует определение этих терминов, что может привести к несовпадению мнений налогоплательщиков и налоговых органов по данному вопросу. 3.

В состав внереализационных доходов включается доход прошлых лет, выявленный в отчетном (налоговом) периоде (ст. 250 НК РФ), а в состав внереализационных расходов включаются соответственно суммы расходов прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п.п. 1. п.2. ст.265 НК РФ). На наш взгляд, такое возможно только в случае, если нельзя определить период совершения ошибки. В противном случае необходимо будет производить перерасчет налоговых обязательств периода совершения ошибки с предоставлением уточненных деклараций согласно статье 54 НК РФ. 4.

Не отражен порядок ремонта основных средств, полученных по договорам безвозмездного пользования, а также другого имущества (хозяйственного инвентаря, имущества, стоимостью до 10000руб. и др.).

5. Проблемным является также вопрос о налоговом учете штрафных санкций, которые хозяйственным договором предусмотрены, но налогоплательщиком с должника не получены. Ранее ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устанавливала, что в налоговую базу из состава внереализационных доходов включались только фактически полученные доходы. Неполученные доходы в виде присужденных судом и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора при исчислении налога на прибыль не учитывались.

Перечень внереализационных доходов, подлежащих включению в состав налоговой базы в настоящее время, содержится в ст.250 НК РФ. Согласно этой статье к внереализационным доходам относятся в том числе доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Сложности возникают у тех налогоплательщиков, которые используют метод начисления. Согласно подп.4 п.4 ст.271 НК РФ датой признания доходов в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, является дата признания санкций должником либо дата вступления в законную силу решения суда. На наш взгляд, в том случае, если договором между двумя контрагентами установлен четкий механизм исчисления штрафных санкций за ненадлежащее исполнение условий договора, то периодом начисления может быть период, в котором факт неисполнения имел место.

6. В соответствии со ст.40 НК РФ «рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях». Определение идентичных товаров дано в НК РФ, но вот определение идентичным работам и услугам дать сложнее. Данного определения в Налоговом кодексе нет. Поэтому в оценке доходов, полученных по таким работам и услугам, могут возникнуть вопросы со стороны налоговой инспекции.

Вторая группа проблем связана с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль. Данная группа проблем содержит в себе множество нюансов, с которыми сталкиваются налогоплательщики в процессе исчисления налога на прибыль. Выделим некоторые крупные разделы.

Первый раздел посвящен вопросам формирования амортизационной политики организации. Порядок и методы расчета амортизационных отчислений, принятые в составе главы 25 НК РФ, значительно отличаются от действовавшего ранее порядка. По мнению некоторых авторов, позитивным является то, что «применяется новый механизм амортизации имущества, в соответствии с которым нормы амортизационных отчислений в среднем увеличены в 2,5 раза» [113]. Использование новых норм, а также нелинейного метода начисления амортизации дает возможность налогоплательщикам списывать на расходы гораздо больше, чем ранее.

Согласно абз.2 п.З ст.259 НК РФ к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы (то есть со сроком полезного использования свыше 20 лет), независимо от сроков введения в эксплуатацию этих объектов, разрешено применять только линейный метод начисления амортизации. По остальным основным средствам можно применять либо линейный, либо нелинейный метод. По применению линейного и нелинейного методов начисления амортизации к нематериальным активам никаких ограничений главой 25 НК РФ не установлено.

Из текста п.З ст.259 НК РФ неясно, должен ли один и тот же метод амортизации применяться ко всему имуществу организации, за исключением перечисленного в предыдущем абзаце, или к имуществу в рамках одной амортизационной группы, или же для каждого объекта амортизируемого имущества может быть установлен отдельный метод. Исходя из смысла абз.2 п.З ст.259 НК РФ можно сделать вывод, что один и тот же метод амортизации должен применяться ко всем объектам амортизируемого имущества организации (с учетом оговорки об имуществе из восьмой -десятой групп, приведенной выше). Видимо предполагалось, что налогоплательщик в любом случае станет применять нелинейный метод, позволяющий быстрее переносить стоимость имущества на расходы. Однако неопределенность в трактовке данной нормы все же есть. Например, Лапина О.Г. считает, что по каждому объекту основных средств может быть применен любой из двух методов начисления амортизации за исключением входящих в восьмую-десятую группы [93, с. 174]. На наш взгляд, в тексте главы имелось ввиду все же предоставление права использовать любой метод по каждому объекту основных средств. В этой связи следовало бы устранить в налоговом законодательстве неоднозначные трактовки отдельных положений.

При определении группы, к которой относится имущество, возникает вопрос: если основное средство не поименовано ни в одной из амортизационных групп, установленных классификатором основных средств, то налогоплательщик устанавливает срок полезного использования на основании рекомендаций завода-изготовителя или в соответствии с техническими условиями. Есть мнение, что применение налогоплательщиком в целях исчисления амортизации сроков, устанавливаемых самостоятельно, законодательство о налогах и сборах не предусматривает. В этом случае необходимо или делать запрос в Минэкономики России с просьбой определить место объекта в системе классификации, или по формальным признакам отказаться от уменьшения налоговой базы на такие суммы [93, с.172-173].

Наряду с традиционными (линейным, нелинейным) методами начисления амортизации могут использоваться и ускоренные методы. Пунктом 7 ст.259 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право применять специальные повышающие коэффициенты к основной норме амортизации в следующих случаях: для основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности (не выше 2); для основных средств, являющихся предметом договора лизинга (не выше 3).

С агрессивной средой все понятно, в кодексе дано четкое определение, но определения понятия «повышенная сменность» в главе 25 НК РФ, к сожалению, нет. Отметим, что в Классификации основных средств, устанавливающей сроки полезного использования для объектов основных средств, нет никаких указаний, для какого режима работы установлены эти сроки: одно- или двухсменной работы.

Если в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности работает основное средства, являющееся предметом договора лизинга, то налогоплательщику придется выбирать, какой коэффициент использовать: либо коэффициент, предусмотренный по договору лизинга, либо коэффициент по условиям эксплуатации объекта. Применять оба коэффициента одновременно нельзя. Такой подход нашел свое отражение в разд.5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25.

На наш взгляд, не совсем понятно, почему во-первых, в данной статье отдельно выделены основные средства, являющиеся предметом договора лизинга. Получается, что лизинговые операции в данном случае имеют приоритетное значение по сравнению с другими видами деятельности. Поэтому участники таких сделок получают налоговую льготу за счет законодательного лоббирования их интересов. Во-вторых, в данной норме смешиваются понятия, связанные с физическими условиями эксплуатации объектов (агрессивность, сменность) и видом деятельности, в которой этот объект участвует.

С одной стороны, применение обычных методов амортизации приводит к большим начислениям налога на прибыль предприятия, а с другой — ускоренные методы амортизации искусственно занижают прибыль. С точки зрения рентабельности, завышение амортизации губительно, с точки зрения потоков денежных средств — эффективно до момента, пока финансовый результат является положительным (реального расходования денежных средств не происходит, наоборот, предприятие экономит на налоговых платежах), и абсолютно нейтрально при бухгалтерских убытках, поскольку сумма налога на прибыль равна нулю.

Последовательно выявляя отличия установленного налоговым законодательством порядка начисления амортизации от правил, действующих в бухгалтерском учете, организация должна прийти к выводу о том, что суммы амортизации, начисленной в отчетном периоде в целях формирования финансовой отчетности и в целях налогового учета, не должны совпасть в подавляющем большинстве.

Раньше, до вступления в силу главы 25 НК РФ, при выборе в учетной политике одинакового линейного метода начисления амортизации, происходило совпадение сумм амортизации по месяцам. Сейчас организация также может установить единый метод начисления амортизации. Скорее всего это будет привычный линейный метод. Но в этом случае может различаться оценка первоначальной стоимости объекта, от которой начисляется амортизация.

Начисляя амортизацию по новым основным средствам, необходимо обратить внимание, что первоначальная стоимость, которая собирается поэлементно, может различаться уже в результате иной оценки каждого элемента. Суммовые разницы, проценты по кредиту, расходы по страхованию, суммы незачтенного НДС — основные причины расхождения стоимости объекта, по которой он будет приниматься в бухгалтерском учете и в целях исчисления налога на прибыль.

Поэтому в данном случае объем учетной работы увеличивается в несколько раз — бухгалтерский учет и в целях налогообложения амортизируемого имущества далеко не одно и то же.

Учитывая, что в настоящее время в расходы можно включать все затраты, признанные экономически целесообразными, то при многократном превышении нормативов расходования сырья и материалов у налоговых инспекторов могут возникнуть сомнения в целесообразности включения их в состав прямых расходов. Поэтому налогоплательщикам необходимо придерживаться нормативов либо быть готовыми доказать целесообразность произведенных расходов. В частности, возникает множество вопросов в связи с применением норм расходования ГСМ.

П.п.11 п. 1 статьи 264 Кодекса не ограничивает расходы на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Соответственно расходы на приобретение ГСМ не нормируются. И тем не менее нормы, утвержденные

Минтрансом России, нужно принимать во внимание при расчете налога на прибыль. И основанием для этого является не то, что прямо расходы не нормируются, а то, что они должны удовлетворять условию экономической целесообразности. Если расходы организации на приобретение ГСМ значительно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговой инспекции справедливые вопросы. И это логично: нормы Минтранса России — хорошо продуманы и вполне разумны. И хотя они разрабатывались не для налоговых расчетов, но могут быть использованы инспекцией в суде и, как представляется, будут служить убедительным аргументом для судей.

С появлением новых норм подход к их применению не меняется. Расходы на приобретение ГСМ напрямую по-прежнему не нормируются. Но их включение в расходы придется обосновать либо не включать превышение над нормами в расходы.

Такой же подход целесообразно применять и для других видов расходов, в частности касающихся различного рода расходов в производстве — материалов, полуфабрикатов, сырья.

В связи со вступлением главы 25 НК РФ произошли значительные изменения в составе нормируемых расходов. Рассмотрим, как по отдельным нормируемым видам раходов изменились условия включения их в состав расходов.

Так, в подп.28 п.1 ст.264 НК РФ была включена реклама деятельности налогоплательщика, а в составе ненормируемых расходов на рекламу появилось изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.

Было уточнено также действие 1%-ного барьера по рекламным расходам: выражение «прочие виды рекламы» заменила более определенная формулировка «иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором -четвертом настоящего пункта» (п.4 ст.264 НК РФ).

В части представительских расходов Законом N 57-ФЗ п.2 ст.264 НК РФ был дополнен указанием на то, что в составе этих расходов принимаются расходы не только в отношении представителей других организаций, но и в отношении официальных лиц принимающей стороны, участвующих в переговорах.

По расходам на добровольное страхование жизни, здоровья и пенсионное страхование работников подп.16 ст.255 НК РФ был дополнен новым абзацем, из которого следует, что при расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с данным подпунктом, суммы этих платежей (взносов) в расходы на оплату труда не включаются.

По командировочным расходам подп.12 п.1 ст.264 НК РФ был дополнен положением, отсутствие которого волновало организации, работающие вахтовым методом, с момента принятия главы 25 НК РФ. В соответствии с этим подпунктом расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом, уменьшают базу по налогу на прибыль. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами.

Нормы подп. 11 п. 1 ст.264 НК РФ в части расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личного автотранспорта были дополнены словами «и мотоциклов», что означает возможность учесть для целей налога прибыль компенсации за использование не только легковых автомобилей работников.

В части нормирования расходов на НИОКР отметим лишь введение в ст.262 НК РФ нового пункта 3, согласно которому расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР по перечню, утверждаемому Правительством РФ, признаются для целей налогообложения в пределах 0,5% от доходов (валовой выручки) налогоплательщика.

Отметим также существенное изменение правил признания процентов по долговым обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком. Был изменен и дополнен абзац второй п.1 ст.269 НК РФ, которым для определения понятия обязательства, выданного на сопоставимых условиях, был введен критерий сопоставимости объемов и исключены категории качества обеспечения и группы кредитного риска.

Остановимся еще на одном немаловажном для каждой организации виде расходов. Расходы на ремонт основных средств рассматривались в связи с нормируемыми статьями затрат, поскольку до изменений от 29 мая 2002 г. они нормировались (не нормировались) в зависимости от отрасли промышленности, к которой относится налогоплательщик.

Вопросы включения в расход затрат на оплату труда и налоги с фонда заработной платы часто возникают при начислении налога на прибыль организаций.

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Если расходы по оплате труда, не указанные в списке не учитываемых для налогообложения, были понесены в связи с деятельностью, направленной на получение дохода, то указанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли. В противном случае расходы по оплате труда для этих целей не учитываются. К расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, предусмотренных в трудовых договорах, выплачиваемых за счет чистой прибыли.

Расходы на оплату труда рабочих относятся на затраты по отдельным объектам учета по прямому признаку на основании документов, определяющих затраты труда. В случае невозможности отнесения некоторых видов надбавок, доплат, стимулирующих и компенсирующих выплат по прямому признаку, они распределяются по объектам пропорционально суммам оплаты без надбавок, доплат, стимулирующих и компенсирующих выплат или согласно другим методам, принятым в организации.

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности: —

начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п.2 ст.255 НК РФ); —

единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ст.255 НК РФ);

— другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (п.25 ст.255 НК РФ).

Исходя из вышесказанного, а также учитывая положение п.21 ст.270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), некоторые специалисты делают следующий вывод: в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, можно учесть любые выплаты и вознаграждения (в том числе любые премии), предусмотренные условиями трудового договора, заключенного с работником.

На наш взгляд, указанное утверждение не вполне корректно.

Заметим, что ст.255 НК РФ не устанавливает перечень выплат, которые могут быть признаны расходами в целях налогообложения прибыли, а лишь уточняет, какие из расходов относятся к расходам по оплате труда (т.е. определяет группировку расходов). В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, предусмотренные трудовыми договорами и (или) коллективными договорами, с учетом исключений, предусмотренных положениями ст.270 НК РФ (см. также письмо УМНС России по г. Москве от 07.02.02 N26-12/6268).

Из вышесказанного следует, что для того, чтобы премиальная выплата могла быть учтена в составе расходов, необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

— премия имеет непосредственную связь с производственной деятельностью предприятия (способствует получению предприятием дохода); —

премия выплачивается в соответствии с принятой на предприятии системой премирования, зафиксированной в локальном нормативном акте или коллективном договоре; —

право работника на получение данной премии установлено условиями трудового договора, заключенного с этим работником.

Вопросы применения льгот в системе налогообложения прибыли занимают немаловажное значение.

Льготы можно рассматривать как самый нестабильный элемент налоговой системы, они постоянно изменяются, пересматриваются, сокращаются и т.д. В современном налоговом механизме льготам принадлежит особая роль. И в этом случае очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом, и в отдельности для экономики.

Глава 25 НК РФ полностью отменила ранее действовавшие льготы, правда, с особыми условиями действия некоторых из них. Остались действовать на определенный срок следующие льготы:

— для предприятий малого бизнеса в части льгот по прибыли по производству ряда товаров, работ, услуг приоритетных отраслей;

Льгота предоставляется только тем организациям, которые за соответствующий отчетный (налоговый) период 2002г. и далее подтвердят соответствие критериям отнесения предприятий к малым предприятиям в целях налогообложения. Льгота по налогу на прибыль, срок действия которой не истек на 1 января 2002г., применяется малым предприятием до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены. Таким образом, малые предприятия имеют льготы в течение четырех лет с момента начала своей работы, то есть с момента государственной регистрации.

— по прибыли, полученной от вновь созданного производства;

Для использования данной льготы по налогу на прибыль необходимо обязательное выполнение совокупности условий, прописанных в письме МНС России от 23 декабря 2001г. №02-1-13. Льгота по налогу на прибыль по вновь созданному производству может быть представлена на период срока окупаемости, но не свыше трех лет.

-для предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиационного загрязнения;

Данная льгота касается только предприятий, указанных в перечне, определенном Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1998г. №666.

-по прибыли от выполнения строительных работ в течение периода действия социально-экономических программ для военнослужащих.

Данные льготы сохраняются для организаций только в случае начала работ в рамках проводимых программ до вступления в силу главы 25 НК РФ. Предоставление льгот заканчивается в период окончания действия программ.

Кроме того, применяются дополнительные льготы для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с актами законодательных органов субъектов РФ и представительных органов самоуправления. Одновременно с указанными льготами в 2002г. в соответствии с абзацем пятым ст. 284 НК РФ для организаций конкретных территорий возможно снижение налогового бремени за счет использования пониженной ставки налога на прибыль, устанавливаемой законодательными актами субъектов РФ.

Однако вопрос о льготе по капитальным вложениям, похоже, еще не закрыт. Так, в августе 2003г. Законодательным собранием Челябинской области был внесен в Думу законопроект «О внесении дополнения в главу 25 Части второй Налогового Кодекса Российской Федерации», посвященный установлению льготы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих капитальные вложения в основные фонды производственного назначения. Однако специалисты института проблем переходной экономики считают, что льготы негативно сказываются на практике применения налога, приводят к несбалансированности и несправедливости налогообложения [113]. На наш взгляд, вопрос относительно применения льгот очень трудный, требует очень грамотного решения: с одной стороны льготы могут помочь в стимулировании деятельности некоторых отраслей экономики, а с другой стороны действительно ставят налогоплательщиков в неравные условия налогообложения.

Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 6 августа 2001г. №110-ФЗ для налогоплательщиков предусмотрена возможность учета в уменьшение налогооблагаемой базы 2002г. и последующих лет суммы убытков, возникших у организации до 2002г. В порядке, установленном ст. 283 НК РФ «налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток». При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы данного налогового периода.

Следующая группа проблем связана с организацией системы налогового учета.

Обязанность ведения налогового учета для исчисления налога на прибыль организациями — налогоплательщиками установлена ст.313 НК РФ. Налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета. При этом если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета.

Система налогового учета должна раскрывать порядок формирования налоговой базы отчетного периода. Целью системы ведения налогового учета является формирование достоверной информации о порядке учета операций для целей налогообложения на предприятии.

Обоснованием данных налогового учета служат первичные документы, аналитические регистры налогового учета и расчеты налоговой базы.

Организация устанавливает порядок ведения налогового учета самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Учет налоговых данных может быть организован как на счетах бухгалтерского учета, так и с использованием отдельных регистров налогового учета. На практике большинство организаций используют данные бухгалтерского учета для формирования выручки и внереализационных доходов для целей налогообложения. Вместе с тем для учета отдельных групп расходов, связанных с производством и реализацией, организации выделяют отдельные налоговые регистры. При этом важно отметить, что налоговым органам запрещено вводить для налогоплательщиков обязательны формы документов налогового учета. Поэтому выбор источника информации и места хранения данных о хозяйственных операциях для системы налогового учета остается за организацией.

Однако необходимо помнить, что нормы ст.313 НК РФ не допускают прямого обращения к данным, формируемым на счетах бухгалтерского учета. Отражение данных в Декларации по налогу на прибыль должно подтверждаться данными не бухгалтерского, а налогового учета.

В связи с введением в действие с 01.01.2003 г. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», существенно меняется методология бухгалтерского учета по тем операциям, посредством которых формируется бухгалтерская, а теперь и налогооблагаемая прибыль. С 1 января 2003 г. наряду с формированием налоговых регистров параллельно придется определять еще и отклонения между налоговой и бухгалтерской величиной каждого актива, принимающего участие в расчете налога на прибыль. Именно параллельно, т.к. принципы формирования регистров по НК РФ и разниц по стандарту различны.

К сожалению, на предприятиях придется как минимум переделать налоговые регистры и добавить новые. Проблема заключается в элементарной нестыковке действий органов, разрабатывающих такие документы. Если бы данный документ появился одновременно со вступлением в силу главы 25 НК РФ, да еще с разработанной единой методологией расчета разниц и отложенных налогов, кому были бы нужны регистры налогового учета, требующие от бухгалтеров двойной обработки одного массива первичной документации? На данном этапе основная задача налогоплательщиков теперь стоит в стыковке данных налогового и бухгалтерского учета.

Все особенности, связанные с организацией системы налогового учета на предприятии должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения. Однако в содержании главы 25 НК РФ нет четких критериев, устанавливающих параметры действия этого документа, правила предоставления его в налоговую инспекцию и т.д.

Проблемы, связанные с неэффективной системой контроля за начислением и сбором налога со стороны государства являются важными для решения задачи усиления администрирования налога на прибыль организаций. Данная категория проблем с одной стороны вытекает напрямую из предыдущей группы проблем — разделение бухгалтерского и налогового учета привело к ситуации, когда предоставляемые в налоговую инспекцию бухгалтерская отчетность и налоговые декларации не могут быть сопоставлены друг с другом и проверены в момент камеральной проверки. Ранее, когда расчет налога на прибыль производился из корректировки данных бухгалтерского учета, можно было сразу провести формальную проверку стыковки данных Отчета о финансовых результатах и Расчета налога от фактической прибыли. Теперь у инспектора нет возможности проверить такие данные на момент сдачи отчетности, только при детальной проверке. Это приводит к массе ошибок со стороны налогоплательщиков.

Отсутствие унифицированных налоговых регистров (как это сделано в бухгалтерском учете), на наш взгляд приводит к тому, что при недостаточной квалификации работников налоговых органов и самостоятельно разработанных налоговых регистрах налогоплательщиков, могут возникнуть случаи ошибок при проведении проверок. Таким образом, в настоящее время в механизме формирования налоговой базы, определенной главой 25 НК РФ, существует масса неточностей и недоработок, которые необходимо устранить в целях построения эффективной системы налогообложения прибыли.

uchebnik.online

Смотрите так же:

  • Закон о разделении сил Закон "О национальной безопасности Украины" вступит в силу 8 июля Документ регулирует основы и принципы политики в сфере безопасности и обороны с учетом курса страны на членство в ЕС и НАТО КИЕВ, 7 июля. /ТАСС/. Закон "О национальной безопасности Украины", подтверждающий курс страны в […]
  • Инкапсуляция полиморфизм наследование c# Инкапсуляция, полиморфизм, наследование Все языки OOP, включая С++, основаны на трёх основополагающих концепциях, называемых инкапсуляцией, полиморфизмом и наследованием. Рассмотрим эти концепции. 1. Инкапсуляция Инкапсуляция (encapsulation) - это механизм, который объединяет данные и […]
  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Виды административных наказаний назначаемых физическим лицам § 2. Виды административных наказаний Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний: 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Иркутская палата адвокатов Иркутская палата адвокатов Смирнов Олег Валерьевич Адвокатское образование: адвокатский кабинет, Начало адвокатской деятельности: 1996 год, Награжден Медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 2 степени.e-mail: [email protected] Бусаргина Ольга Станиславовна Заместитель […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Д м липатов подал исковое заявление Запись на стене Ребята,а кто разбирается в семейном праве,помогите,пожалуйста с задачами)Ооооочень нужно!!Задача 3И. С. Максимова обратилась в суд с иском к Ю. Н. Мак¬симову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия — ему 16 лет, а […]