Приказ накладные расходы

Главная / Приказ накладные расходы

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 16 июля 2009 г. № 653 «Об утверждении Методики определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

В целях повышения эффективности бюджетных расходов по вновь начинаемым научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — Методика), заказчиком которых выступает Министерство.

2. Департаментам-заказчикам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Минпромторга России при подготовке предложений в План по прикладным научным исследованиям и разработкам (конкурсные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), Планы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках федеральных целевых программ и подготовке обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов руководствоваться Методикой.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра А.В. Дементьева.

Методика определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 16 июля 2009 г. N 653)

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — Методика) предназначена для обоснования начальных (максимальных) цен государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР). Методика устанавливает порядок и правила определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов НИОКР, государственным заказчиком по которым выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг России) с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств.

2. Настоящая Методика разработана в соответствии с:

— Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — N 94-ФЗ);

— приказом Минпромторга России от 12 августа 2008 г. N 75 «Об утверждении порядка формирования плана научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»;

3. Настоящая Методика предназначена для ее использования департаментами Минпромторга России, выступающими заказчиками НИОКР (далее — администраторами расходов), при подготовке и формировании предложений для включения в план по прикладным научным исследованиям и разработкам (конкурсные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) Минпромторга России и планы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках федеральных целевых программ.

4. Настоящая Методика не используется при определении начальной (максимальной) цены контрактов на следующие виды работ:

— НИОКР, выполняемые в рамках государственного оборонного заказа;

— НИОКР, выполняемые в соответствии с отдельными решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственных комиссий (в том числе, Военно-промышленной комиссии, Правительственной комиссии по техническому регулированию);

— НИОКР, выполняемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов Союзного государства;

— НИОКР, выполняемые в рамках отдельных мероприятий федеральных целевых программ, объемы финансирования которых установлены федеральными целевыми программами (НИОКР по разработке образца техники, технологии, материалов и др.).

II. Общий порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта

5. Общий порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта включает в себя:

5.1. Формирование общих сведений о предмете контракта и условиях его исполнения.

5.2. Расчет начальной (максимальной) цены контракта на основе метода аналогов.

5.3. Расчет начальной (максимальной) цены контракта на основе сметно-нормативного метода.

5.4. Итоговый расчет начальной (максимальной) цены контракта.

6. При определении начальной (максимальной) цены контрактов НИОКР, выполняемых в рамках мероприятий федеральных целевых программ и НИОКР в области организации материальной информационно-технической инфраструктуры Минпромторга России, допускается использование сметно-нормативного метода с обязательным представлением обоснования невозможности использования метода аналогов.

III. Формирование общих сведений о предмете контракта и условиях его исполнения

7. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта администратор расходов формирует следующие сведения о предмете контракта и условиях его исполнения:

— предмет контракта (наименование НИОКР);

— наименование вида работ в соответствии с Рубрикатором работ (Приложение 1 к Методике);

— администратор расходов (наименование департамента);

— способ размещения заказа;

— момент (месяц) формирования (расчета) администратором расходов начальной (максимальной) цены контракта;

— основные цели и задачи работ;

— проект технических требований;

— содержание работ (основные этапы работ);

— результаты работ (научно-техническая продукция, ожидаемая администратором расходов в результате выполненной работы);

— составитель — представитель администратора расходов (Ф.И.О, должность, контактный телефон, e-mail).

Типовая форма представления общих сведений о предмете контракта и условиях его исполнения приведена в Приложении 2 к Методике.

IV. Расчет начальной (максимальной) цены контракта на основе метода аналогов

8. Для расчета начальной (максимальной) цены контракта на основе метода аналогов администратор расходов формирует выборку из не менее чем трех контрактов, предмет которых является аналогом предмета контракта, для которого рассчитывается начальная (максимальная) цена, по сложности и уникальности, количеству содержащихся задач, видам и объемам работ, уровню квалификации специалистов, требующихся для его выполнения (далее — контракты-аналоги).

Для обоснования включения в состав выборки контрактов-аналогов администратор расходов должен привести не менее трех параметров сравнения предмета контракта с предметом контракта-аналога, по которым может быть сделан вывод о степени их схожести.

В качестве параметров сравнения выступают: тематика работ, вид работ, объект исследования, результат работ, характеристики результата работ, объем (трудоемкость) работ или другие параметры, самостоятельно определяемые администратором расходов, в соответствии с утвержденными техническими требованиями контракта, для которого формируется начальная (максимальная) цена.

Для каждого из параметров сравнения указываются его наименование, а также значение или характеристика значения в текстовой форме, которые позволяют сделать вывод о степени схожести предмета контракта с предметом контракта-аналога.

9. В качестве источников для поиска информации о контрактах-аналогах могут использоваться:

— официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (www.zakupki.gov.ru), официальные сайты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— реестр государственных контрактов Российской Федерации (http://reestrgk.roskazna.ru). реестры государственных и муниципальных контрактов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

10. В качестве источников информации о цене контракта-аналога используются цены контрактов, заключенных по итогам размещения заказа.

11. Каждый контракт-аналог, включаемый в выборку для расчета начальной (максимальной) цены на основе метода аналогов, должен иметь различных исполнителей.

12. Предмет контракта-аналога, включаемого в выборку, и предмет контракта, или наименование отдельного вида работ, входящего в контракт, для которого рассчитывается начальная (максимальная) цена на основе метода аналогов, должны принадлежать к одному и тому же виду работ в соответствии с Рубрикатором работ.

13. В состав выборки контрактов-аналогов, в первую очередь, должны включаться контракты-аналоги, дата заключения которых приходится на период времени не превышающий 6 месяцев до момента формирования администратором расходов начальной (максимальной) цены.

14. В том случае, если дата заключения контракта-аналога приходится на период времени, превышающий 6 месяцев с момента формирования администратором расходов начальной (максимальной) цены, цена контракта-аналога должна быть скорректирована с учетом индекса потребительских цен, рассчитываемого Федеральной службой государственной статистики (далее — Росстат).

Коэффициент приведения цены контракта-аналога к моменту формирования начальной (максимальной) цены рассчитывается, как:

где ИПЦ — индекс потребительских цен (по данным Росстата) за период с месяца заключения контракта-аналога до момента (месяца) формирования администратором расходов начальной (максимальной) цены контракта по предполагаемой работе или предшествующего ему месяца, %.

* — индекс потребительских цен на t-й месяц;

Ф — месяц заключения контракта-аналога;

Т — месяц формирования начальной (максимальной) цены.

Скорректированное с учетом изменения индекса потребительских цен значение цены контракта-аналога *) рассчитывается как:

где ЦКА — цена контракта-аналога, руб.

В качестве источника информации об индексах потребительских цен используется официальный сайт Росстата (www.gks.ru), раздел «Цены и тарифы».

15. Начальная (максимальная) цена контракта (вида работ) на основе метода аналогов рассчитывается как среднеарифметическая цен контрактов-аналогов, включенных администратором расходов в выборку для расчета начальной (максимальной) цены.

16. Для обоснования расчета начальной (максимальной) цены администратор расходов приводит для каждого из контрактов-аналогов, включенных в выборку, следующие сведения:

— наименование вида работ или видов работ в соответствии с Рубрикатором работ;

— наименование организации, являющейся заказчиком работ;

— наименование исполнителя работ;

— номер и дата контракта;

— сроки исполнения контракта;

— основные требования к выполнению работ;

— ожидаемые результаты работ (научно-техническая продукция, предлагаемая заказчику в результате выполненной работы);

— наименование параметров сравнения, их значение или характеристика в текстовой форме (в соответствии с пунктом 7 Методики);

— коэффициент приведения цены контракта-аналога к моменту формирования начальной (максимальной) цены (при его использовании);

— скорректированная с учетом изменения индекса потребительских цен цена контракта-аналога (при ее формировании);

— источники информации о контракте-аналоге.

Типовая форма для расчета начальной (максимальной) цены контракта методом аналогов приведена в Приложении 3 к Методике.

V. Расчет начальной (максимальной) цены контракта сметно-нормативным методом

17. Определение начальной (максимальной) цены контракта сметно-нормативным методом (далее — сметная стоимость контракта) осуществляется путем суммирования затрат на оплату труда на выполнение работ, предусмотренных техническим заданием, затрат, связанных с закупкой материалов, комплектующих, необходимых для выполнения работ, накладных и прочих расходов и прибыли.

18. Смета затрат на выполнение НИОКР для расчета сметной стоимости контракта может включать в себя следующие статьи:

— затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции (фонд оплаты труда), руб.

— отчисления на социальные нужды, руб.

— спецоборудование для научных (экспериментальных) работ, руб.

— прочие прямые расходы (затраты на подготовку специальной научно-технической информации, проведение патентных исследований, научно-технических конкурсов и экспертиз, на услуги всех видов связи, на командировки работников в Российской Федерации в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), руб.

— накладные расходы (общепроизводственные расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производства научной организации, управленческие и общехозяйственные расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, а также расходы вспомогательных хозяйств и опытных (экспериментальных) производств, не состоящих на самостоятельном балансе, услуги которых прямо отнести на конкретный договор (заказ) не представляется возможным), руб.

19. Расчет затрат на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции (фонд оплаты труда) осуществляется на основе укрупненных показателей затрат рабочего времени (трудоемкости) на выполнение объема работ, предусмотренных техническим заданием, и единицы стоимости рабочего времени специалистов, привлекаемых для выполнения работ.

Расчет стоимости затрат на оплату труда на выполнение всего объема работ осуществляется по следующей формуле:

* — трудоемкость j-го вида работ, чел/мес;

* — стоимость рабочего времени специалистов на выполнение j-го вида работ, руб./мес;

N — количество работ (задач), предусмотренных техническим заданием.

Трудоемкость работ и стоимость рабочего времени определяются администратором расходов, исходя из конкретных особенностей предмета контракта.

20. Отчисления на социальные нужды рассчитывается исходя из норматива отчислений на социальные нужды (в соответствии с действующим законодательством, % от фонда оплаты труда).

21. Расходы на материалы, расходы на спецоборудование для научных (экспериментальных) работ рассчитываются на основе примерных смет, которые прилагаются к расчету сметной стоимости контракта.

22. Накладные расходы рассчитываются, на основе примерной сметы накладных расходов, которая прилагается к расчету сметной стоимости контракта.

Предельная величина накладных расходов может составлять:

до 250% от фонда оплаты труда — для опытно-конструкторских работ (в зависимости от сложности и трудоемкости, изготовления и испытания опытных образцов);

до 150% от фонда оплаты труда — для научно-исследовательских работ.

В случае превышения предельной величины накладных расходов необходимо обязательное представление обоснования.

23. Прочие прямые расходы не могут превышать 10% фонда оплаты труда.

24. Себестоимость определяется как сумма всех статей затрат, перечисленных в пунктах 19, 20, 21, 22, 23 Методики.

25. Прибыль рассчитывается на основе нормативной рентабельности (в % к себестоимости), устанавливаемой администратором расходов самостоятельно, исходя из конкретных особенностей предмета контракта, и не может превышать 15% себестоимости.

26. При составлении сметы затрат на выполнение НИОКР для расчета сметной стоимости контракта (при включении отдельных видов затрат в состав статей сметы) и при составлении детализированных смет по отдельным статьям расходов администраторам расходов рекомендуется использовать Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные заместителем Министра науки и технической политики Российской Федерации А.Г. Фонотовым от 15 июня 1994 года N ОР-22-2-46.

27. Сметная стоимость контракта рассчитывается как сумма себестоимости и прибыли.

В том случае, если период времени с момента формирования администратором расходов сметной стоимости контракта до срока исполнения контракта, превышает 6 (шесть) месяцев, сметная стоимость контракта исчисляется с учетом среднегодового индекса потребительских цен, для НИОКР, имеющих значительную долю материальных ресурсов в составе себестоимости (более 50%) сметная стоимость контракта исчисляется с учетом среднегодового индекса цен производителей по видам экономической деятельности.

28. Типовая форма для расчета начальной (максимальной) цены контракта сметно-нормативным методом приведена в Приложении 4 к Методике.

VI. Расчет начальной (максимальной) цены контракта

29. Начальная (максимальная) цена контракта определяется как среднеарифметическое значение, полученное из расчета цены контракта на основе метода аналогов и сметной стоимости контракта.

Для НИОКР, выполняемых в рамках мероприятий федеральных целевых программ и НИОКР в области организации материальной информационно-технической инфраструктуры Минпромторга России, начальная (максимальная) цена контракта которых определяется с использованием только сметно-нормативного метода, начальная (максимальная) цена контракта принимается равной расчетной цене государственного контракта, полученной на основе указанного метода.

30. Типовая форма для расчета начальной (максимальной) цены контракта приведена в Приложении 5 к Методике.

Приложение 1
к Методике определения начальной
(максимальной) цены государственных
контрактов на выполнение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ

Рубрикатор работ

Наименование вида работ

Выполнение работ по проведению обследования, анализу, оценке, мониторингу предметной области

Выполнение работ по прогнозированию развития предметной области, совершенствованию управления предметной областью

Выполнение работ по проведению комплексных исследований предметной области

Выполнение работ по разработке промышленной политики

Выполнение работ по разработке проектов концепций, стратегий, комплексных программ, планов мероприятий, рекомендаций, докладов о состоянии предметной области

Выполнение работ по разработке нормативной базы, регламентов, стандартов, методик, методических документов

Выполнение работ по разработке (совершенствованию) технологий, методов, процессов, технологического оборудования

Выполнение работ по модернизации (доработке) технологий, методов, процессов, технологического оборудования

Выполнение работ по разработке (совершенствованию) и созданию новой продукции

Выполнение работ по модернизации (доработке) продукции

Выполнение работ, связанных с разработкой, совершенствованием, функционированием систем, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Выполнение работ по научно-технической, информационно-аналитической и методологической поддержке реализации программ, проектов, стратегий

Выполнение работ по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО)

Приложение 2
к Методике определения начальной
(максимальной) цены государственных
контрактов на выполнение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ

www.garant.ru

Работа с накладными расходами: приказ на утверждение

Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты на управление, организацию и обслуживание производства (См. «Что включают в себя накладные расходы?»). Как утвердить размер накладных расходов и на что опираться? Об этом читайте в этой статье.

Вводная информация

Кроме прямых материальных затрат и расходов на оплату труда в себестоимость тех или иных товаров или услуг включаются также накладные расходы. Накладные расходы прямо не связаны с расходованием материальных ресурсов на выпуск или закупку продукции, которые бизнес несет, например, чтобы обеспечить нормальное функционирование производственных процессов. То есть, накладные расходы это, так сказать, «косвенные» расходы.

Есть ограничения

Стоит помнить, что в объем накладных расходов не следует включать некоторые группы денежных средств, в частности:

  • амортизационные отчисления;
  • налоги и сборы;
  • проценты, включаемые в себестоимость;
  • расходы на оплату труда;
  • лизинговые платежи.
  • Переменная величина

    Накладные расходы могут быть условно постоянными (т.е. не зависящими от объема производства и других факторов). Также накладные расходы бывают условно переменными (т.е. зависящими от объема производства).
    Также накладные расходы могут зависеть разных величин: выручки, стоимости потребляемых ресурсов, заработной платы, стоимости оборудования и т.п.

    Таким образом, накладные расходы и их размер могут зависеть от очень многих факторов и величин. И тогда ту или иную часть накладных расходов следует определять как % от какой-то величины. Также можно установить коэффициент накладных расходов и с помощью коэффициента определять нормы расходов.
    Если же в вашем случае накладные расходы – это условно постоянная величина, которую можно задавать и утверждать в определенной сумме в год.

    Утверждение накладных расходов

    Для утверждения величины накладных расходов можно применять стандартную процедуру – издать приказ. Этот документ и будет устанавливать сумму или % процент накладных расходов на определенный период. Так, к примеру, можно сгруппировать определенные накладные расходы (например, «затраты на производство») и указать в приказе сумму таких расходов.

    Скачать форму приказа об утверждении накладных расходов в формате Word.

    buhguru.com

    Распределение накладных расходов

    При выпуске предприятием нескольких видов продукции (работ, услуг) появляется необходимость распределения накладных расходов. От того, каким способом осуществляется такое распределение, может зависеть величина финансового результата деятельности предприятия.

    Себестоимость является одним из важнейших экономических показателей работы предприятия. От правильного определения величины себестоимости зависит не только прибыль, но и стратегия дальнейшего развития предприятия.

    При определении себестоимости не возникает трудностей только в случае, когда предприятие занимается выпуском лишь одного типа изделий, или предоставляет единственный вид услуг, или торгует товаром только одного наименования. Во всех остальных случаях лишь некоторые из расходов можно сразу отнести на затраты по выпуску того или иного вида продукции (услуг и т.д.) — это так называемые прямые затраты, связанные с производством продукта, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта.

    Другие же затраты, называемые косвенными (общехозяйственными или накладными) расходами, связаны с организацией и управлением производством в целом. Например, содержание административно-управленческого аппарата, коммунальные платежи, налог на землю, плата за телефон, почтовые расходы и т.д. Эти затраты включаются в себестоимость соответствующего объекта с помощью специальных методов калькуляции.

    При административно-командной системе управления каждое предприятие подчинялось какому-либо министерству или ведомству, а министерства издавали инструкции по расчету себестоимости произведенной продукции (услуг). В этих инструкциях предписывалось, как именно нужно распределять накладные расходы по объектам учета с использованием методов, обеспечивающих наиболее точное определение себестоимости выполняемых работ, — пропорционально сумме материальных затрат, пропорционально расходам на оплату труда работников, занятых непосредственно производством этой продукции, пропорционально сумме прямых затрат или каким-либо другим способом. Например, для автотранспортных предприятий — пропорционально километражу пробега автомобилей или пропорционально мощности двигателей автотранспортных средств и т.д.

    В наше время, когда каждое предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, оно вправе само определить для себя способ распределения накладных расходов по объектам для вычисления себестоимости продукции (услуг) и закрепить этот метод в учетной политике организации. Но перед этим неплохо было бы сравнить возможные методы между собой, особенно если речь идет о распределении накладных расходов каким-либо другим способом, не описанным в стандартных руководствах и методических указаниях, разработанных еще при советской власти.

    Лучшим учителем является жизнь. При рыночной экономике конкуренция все расставляет на свои места. Но реальные эксперименты слишком дорогостоящи и по времени длятся не менее года. Порой важный для экономической науки результат эксперимента может быть получен только ценой банкротства предприятия или всей отрасли, а иногда и всего государства в целом. Поэтому лучше проводить эксперименты на математических моделях: и быстрее, и безопаснее, и дешевле. Правда, математические модели не полностью, а только до некоторой степени отражают свойства реального явления. Но тем не менее, если правильно моделировать процессы, выявить основные тенденции можно.

    В точных науках, в физике и многих отраслях техники при изучении зависимости одних величин от других экспериментатор старается проводить эксперимент так, чтобы изменять только один параметр при неизменных величинах других. В этом случае наиболее наглядно проявляется зависимость исследуемой величины от изменяемого параметра.

    Ниже, в примерах экспериментов на математических моделях, мы будем стараться следовать этому же принципу.

    www.eg-online.ru

    Приказ 12 Об утверждении норматива накладных расходов на обеспечение процесса организации и проведения государственной экологической экспертизы

    Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
    от 15 января 2007 г. N 12

    Об утверждении норматива накладных расходов на обеспечение процесса организации и проведения государственной экологической экспертизы

    В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», с изменениями принятыми Федеральными законами от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2007 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы», постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе» и приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Службы) от 12 октября 2004 г. N 129 «О порядке определения стоимости и оплаты государственной экологической экспертизы», Госкомэкологии России от 22 апреля 1998 г. N 238 «Об утверждении «Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации» (зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 1998 г., N 1533) приказываю:

    1 . Утвердить с 1 января 2007 года норматив накладных расходов на обеспечение процесса организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее — норматив) в размере 209% от суммы затрат на оплату труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы с начислениями, исчисляемых в расчете на 1 рубль указанных затрат.

    2. Управлению государственного экологического надзора (Лещенко В.В.) и руководителям территориальных органов Службы:

    2.1. При определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы применять норматив, указанный в пункте 1 настоящего Приказа.

    2.2. Осуществлять оформление сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы по прилагаемой форме ( приложение 1).

    3. Признать утратившими силу:

    Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2005 г. N 804.

    4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

    И.о. руководителя К.Л. Чайка

    Смета расходов на проведение государственной экологической экспертизы
    по _________________________________________________________
    (наименование представленных на экспертизу документации или материалов)

    znaytovar.ru

    Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

    Отправить на почту

    Процент накладных расходов от прямых затрат — величина, позволяющая определить расчетным путем размер накладных расходов в сметном расчете (калькуляции) и необходимая для оценки уровня конечной (продажной) стоимости продукции (работ, услуг). Рассмотрим, каким может быть этот процент и как его определяют.

    Состав затрат на производство

    Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

  • прямые, которые возможно однозначно увязать с процессом создания конкретного вида продукции или определенного объекта;
  • накладные, прямую связь которых с объектами производства установить сложно, но эти расходы обеспечивают функционирование как самого производства, так и предприятия в целом.
  • Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

    • общепроизводственные — обеспечивающие работу производственных подразделений, непосредственно участвующих в создании продукции;
    • общехозяйственные — связанные с обеспечением работы организации в целом, и в том числе с управлением ей.
    • Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

    • определение состава и количественных объемов прямых затрат на производство единицы продукции (одного объекта);
    • оценка количественных объемов накладных расходов в целом и с разбивкой по видам;
    • установление стоимости прямых затрат, накладных расходов и общей величины затрат на производство единицы продукции (объекта);
    • определение продажной стоимости единицы продукции (объекта) с учетом плановой прибыли и НДС.
    • В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

      О существующих способах калькулирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

      Структура прямых и накладных расходов по статьям

      Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

    • на материалы, необходимые для создания конкретной продукции;
    • зарплату персонала, непосредственно задействованного в создании этой продукции;
    • страховые взносы, начисляемые на зарплату персонала, создающего продукцию.

    Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

  • на оплату труда руководства и иного персонала производственного или общехозяйственного подразделения;
  • страховые взносы, начисляемые на оплату труда этого персонала;
  • материальное обеспечение текущей работы подразделений (малоценное оборудование, канцелярские и хозтовары, расходные материалы для малоценного оборудования);
  • амортизацию используемых основных средств;
  • содержание и эксплуатацию основных средств, в т. ч. на их текущее техническое обслуживание, обеспечение необходимыми ресурсами (ГСМ, сменно-запасные части, электроэнергия, вода, тепло, газ), текущие и капитальные ремонты;
  • аренду имущества;
  • страхование имущества и персонала;
  • получение разрешительной документации;
  • обеспечение качества выпускаемой продукции;
  • охрану труда;
  • информационно-консультационное и юридическое обеспечение;
  • командировки;
  • представительские мероприятия;
  • подбор персонала.
  • Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

    Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

    Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

    Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

    Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

    Нормирование накладных расходов

    Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

    Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).
  • В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

    Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Смотрите так же:

    • Приказ о проведении инструктажа на 1 группу по электробезопасности Приказ о проведении инструктажа на 1 группу по электробезопасности ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА от 16 марта 2009 года N 429 Об организации порядка присвоения группы I по электробезопасности должностным лицам ФТС России (с изменениями на 1 марта 2012 […]
    • Перечень документов на детское пособие в 2018 году Какие документы нужны для оформления детских пособий Общие правила назначения и оформления единовременных и ежемесячных пособий и выплат на ребенка в 2018 году, предусмотренных федеральным законодательством (в том числе полные перечни необходимых документов, предоставляемых заявителем […]
    • Единые таможенные правила Новый Таможенный кодекс ЕАЭС - в чем преимущества? Совсем скоро у стран Евразийского экономического союза появится новый Таможенный кодекс. Он придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году. Подписание исторического документа состоится 26 декабря на […]
    • Прокурор семикаракорского района Прокурор семикаракорского района 13 июля 2010 года г.Семикаракорск Мировой судья судебного участка №2 Семикаракорского района Ростовской области А.Н.Шевченко, с участием государственного обвинителя помощника прокурора Семикаракорского района А.Б.Власенко, защитника – адвоката […]
    • Со скольки лет можно в клуб по закону Детям до 16… Подросткам запретили ходить в кафе и ночные клубы после десяти вечера (дополнено) О том, что сейчас подростки взрослеют гораздо быстрее, чем даже, скажем, десять лет назад, можно и не говорить. Девочки-школьницы иногда выглядят и ведут себя раскованнее и развязнее, чем те, […]
    • Ооо центр экспертиз строительства Организация ООО "ЦЭС" Состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства: с 01.08.2016 как микропредприятие Юридический адрес: 300041, ТУЛЬСКАЯ ОБЛ, ТУЛА Г, ГОГОЛЕВСКАЯ УЛ, 80 ОКФС: 16 - Частная собственность ОКОГУ: 4210014 - Организации, учрежденные юридическими лицами […]
    • Как оплачивается 2 недели отработки при увольнении Две недели отработки при увольнении по собственному равны 15 дням Жанна Ким, эксперт «УНП» Когда работник увольняется по собственному, отказать в расторжении трудового договора компания не вправе. Единственное, может потребовать отработать две недели, чтобы за это время найти замену. Но […]
    • Практика уголовных дел несовершеннолетних Министерство юстиции Мурманской области Обобщения судебной практики по уголовным делам Обобщения практики рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Согласно статистическим сведениям в 2009 году судами Мурманской области рассмотрено 457 уголовных дел о преступлениях […]