Приказ 342 аттестация

Главная / Приказ 342 аттестация

Аттестация рабочих мест в 2018 году

Хотя официально в 2018 году нет такого понятия, как аттестация рабочих мест, многие по привычке продолжают так называть специальную оценку условий труда. Спецоценка пришла на смену аттестации с января 2014 года, не изменив самой сути процесса, но привнеся много новых правил. По своей природе понятия «аттестация рабочих мест» и «специальная оценка условий труда» можно считать синонимами. Задача мероприятия оценить условия работы сотрудников и зафиксировать вредные факторы, которые влияют на здоровье. Мы расскажем, как происходит спецоценка в 2018 году.

Кто обязан проводить спецоценку условий труда

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).

Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.

Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.

Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:

  • сотрудников-надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.
  • Сроки проведения СОУТ и штрафы

    Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.

    Внеплановая спецоценка проводится, если:

  • организованы новые места работы;
  • получено предписание надзорного органа;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование;
  • изменился состав используемого сырья и материалов;
  • изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
  • на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • мотивированно настаивает профсоюз работников.
  • Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

    Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по ст. 5.27.1 КоАП . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП — от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.

    Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.

    Аттестация рабочих мест и уплата страховых взносов в 2018

    Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

    Дополнительные тарифы установлены в статье 428 НК РФ . Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.

    Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.

    Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 ФЗ N 426-ФЗ выделено 4 класса:

    Согласно ст. 428 НК РФ допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов — дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.

    Процедура спецоценки — как проходит аттестация рабочих мест по этапам

    Аттестация рабочих мест 2018 (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 Закона N 426-ФЗ ).

    Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н . Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.

    Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:

  • формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии — нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
  • утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
  • составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
  • и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.
  • Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.
  • Заключительный этап аттестации представляет собой подведение итогов проверки. Работодатель при этом:

    • утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
    • подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н;
    • знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н;
    • размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
    • при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.
    • Все ли рабочие места нужно проверять

      В перечень рабочих мест для проверки можно не включать вакантные. Также можно не проверять все офисные столы в одном помещении. Если условия труда на месте аналогичные, то достаточно проверить 20% от общего числа рабочих зон, но не менее 2-х. Об этом сказано в ст. 16 Закона N 426-ФЗ . Если хотя бы одно место в помещения не совпадает по условиям с остальными, придётся провести спецоценку всех, даже если ранее они были признаны аналогичными.

      Стоимость аттестации рабочих мест в 2018 году

      Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) 2018 определяет не только цена договора, который работодатель заключает со специализированной компанией. Специализированные организации предлагают провести оценку условий труда по цене от 500 до 1000 руб. за одно место. Помимо рыночной цены договора к стоимости специальной оценки условий труда могут добавиться:

    • дополнительные страховые отчисления по взносам и надбавки работникам при выявлении вредных факторов;
    • затраты на улучшение трудовых условий, модернизацию оборудования и замену средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • крупные штрафы за отстутствие результатов аттестации, если результаты проверки будут признаны недействительными.
    • Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с посторонней организацией, проверьте, имеет ли она действительно право проводить спецоценку. Аттестация рабочих мест по ОКПД 2 имеет код 71.20.19.130. Информация об этом должна быть в документах компании, а сама организация должна быть включена в специальный реестр, который размещён на официальном сайте Минтруда.

      m.ppt.ru

      Порядок проведения аттестации рабочих мест

      Опубликовано: 28.12.2012 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

      С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Об изменениях в порядке процедуры можно узнать здесь.

      Современные производственные процессы представляются немыслимыми без охраны труда. Охрана труда является системой, которая регулирует процессы на производственных объектах, разрабатывает действенные методы и меры по защите безопасности человека. Одним из таких методов выступает аттестация рабочих мест (АРМ, — ред.). Являясь действенной формой контроля над условиями труда, АРМ предусматривает качественный анализ и экспертизу рабочих мест. Благодаря ей, раскрываются не только несоответствия требованиям основных нормативных законодательных актов, но и реализуется совокупность мероприятий по улучшению состояния условий в организации.

      Процесс проведения АРМ регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Приказ вступил в силу с 1 сентября 2011 года. Порядок, или как его еще называют новые правила, отражает все вопросы деятельности работодателей по проведению АРМ. С помощью него определяется схема проведения оценки условий труда.

      Аттестация обязательная для всех организаций. Ей подлежат все рабочие места, начиная от руководителя и заканчивая работниками, выполняющими низкоквалифицированные работы (уборщицы, подсобные рабочие и т.д.). «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Отметим, что аттестация проводится для отдельного рабочего места, но не для специальности. Ни профессии, ни конкретные должностные лица объектом аттестации не являются, но влияют на количество рабочих мест.

      Порядок АРМ включает в себя семь разделов:

      1. Общие положения (определены основные цели и задачи проведения аттестации, обязанности по проведению аттестации, обоснована необходимость использования полученных результатов в дальнейшем ведении хозяйственной деятельности);
      2. Порядок подготовки к проведению АРМ по условиям труда (данный этап считают подготовительным, так как определяется состав аттестационной комиссии, ее обязанности и права по отношению к проведению процесса, график проведения работ по аттестации, утверждается приказ о начале проведения работ по АРМ на предприятии);
      3. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (данный раздел подразумевает анализ условий труда на соответствие гигиеническим нормативам, определение травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты, комплексную оценка состояния на рабочем месте);
      4. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест (к отдельным видам относят аналогичные (идентичные места) и нестационарные (с территориально меняющимися зонами) рабочие места, определяются особенности их аттестации);
      5. Порядок оформления результатов АРМ по условиям труда (приводится последовательность содержания документов, входящих в отчет об аттестации, их последующая передача в контрольно-надзорные органы по охране труда);
      6. Порядок проведения внеплановой АРМ по условиям труда (приведены условия проведения повторной аттестации в организации, их порядок проведения);
      7. Заключительные положения (определены ответственные лица за проверку полученных результатов в субъектах РФ).

      Порядок проведения АРМ содержит также приложения, в которых даются конкретные бланки необходимых документов для аттестации, даются подробные рекомендации по заполнению данных форм.

      Аттестация должна проводиться для рабочих мест в соответствии с определенным порядком. Все полученные результаты и сведения должны соответствующим образом влиять на итоговое решение контрольных органов о правомерности проведенной аттестации.

      Условно проведение аттестации делится на три этапа: организационный, оценочные работы на рабочих местах, завершение аттестации и оформление документации. Значение и сущность каждого этапа определяет данный Порядок. Подробнее с тем, как проводится АРМ, каковы основные действия на каждом этапе, Вы можете узнать в материале: «Проведение аттестации рабочих мест».

      Таким образом, проверка условий труда на рабочих местах включает несколько контрольных процедур, которые предусматривают проведение различных оценок и подготовку итогового пакета документов. Новый порядок АРМ позволил сделать процедуру строго структурированной. Ранее, конечно же, также существовала определенная структура, но Приказ № 342 о порядке проведения АРМ, помимо того, что разграничил права и обязанности ответственных за ее проведение, главный акцент делает все же на объективность полученных результатов и ответственность за них.

      1cert.ru

      Приказ № 342н. Аттестация рабочих мест

      Опубликовано: 28.11.2012 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

      К сожалению, в последнее время люди чаще сталкиваются с вредными факторами воздействия при выполнении трудовых обязанностей. Нами любимое выражение: «Перетерплю, не смертельно», — может обернуться к нам лицевой стороной. А что тогда? Разве мы это хотели себе доказать?

      Модернизация проведения аттестации рабочих мест (АРМ, — ред.) осуществилась с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н (Приказ № 342н, — ред.) Нет, это не кардинальные преобразования, это лишь новый порядок, отличный от предшествующего Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 требованиями, с более серьезным подходом ко всем участникам процесса. Новый порядок вступил в силу с 1 сентября 2011 года.

      Подчеркнем, что АРМ проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных производственных факторов. Результаты позволяют оценить объективную ситуацию на рабочих местах. Проводить контроль условий необходимо для того, чтобы проанализировать риски и предупредить возникновение несчастных случаев во время трудового процесса. Согласно ст. 212 ТК РФ, проведение аттестации – обязательно для каждого работодателя. Новый приказ является своеобразным регламентом, формой для проведения АРМ.

      Приказ «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест» – официальный нормативный документ, регулирующий работу аттестационной комиссии. В нем приведены все условия, все требования для проверки соответствия рабочего места государственным нормативным требованиям.

      Напомним, что система проверки рабочих мест начала действовать в России в 80-х годах прошлого века. Изначально сформированные цели и задачи практически не претерпели изменений в современности. Осталось по-прежнему главным — выявление вредных производственных факторов, улучшение условий труда. Но даже, несмотря на столь долгое развитие и существование, статистика по несчастным случаям в целом по стране так и не дала нам положительных результатов. Одна из причин — халатность работодателей, их недобросовестность в отношении организации трудового процесса работников. По одну сторону баррикады от них — прибыль, по другую – безопасность работников. И никак не удается соединить все воедино. Или нет желания!

      Приказ № 342н

      В «Приказе № 342н», как привыкли называть его в обывательском круге, система проведения АРМ немного видоизменилась. Требования к участникам процесса стали жестче. Ведь не только несвоевременно выплаченная заработная плата является ущемлением наших интересов, но и работа в неблагоприятных условиях.

      Авторы приказа выдвинули новые требования к членам аттестационной комиссии, осуществляющей руководство и контроль. В документе четко разграничены права и обязанности всех участников процесса. Ранее в нее входили руководители структурных подразделений, специалисты служб охраны, бухгалтера, участник профсоюзной организации, работающие на базе организации. С выходом нового порядка, эти требования переиначили и теперь в состав входят: представитель работодателя, представитель профсоюза, специалист по охране труда, представитель аттестующей организации. Причем участие аттестующей организации и ранее значилось, но это было выражено в качестве рекомендации, а не обязательства. Многие предприятия обращались за услугами к ним для того, чтобы результаты АРМ были признаны государственными инспекциями труда успешными и соответствующими заявленным требованиям в области охраны труда.

      Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ № 205н (ред. от 22.11.2011)) и осуществляющее проведение АРМ на предприятии в строго установленных государственными нормативами требованиями. Подчеркивается ее независимость по отношению к деятельности работодателя. Аккредитация организации свидетельствует о том, что она прошла необходимый план проверок на соответствие оказываемых услуг, имеет в своем составе испытательную лабораторию, качественно оснащенную приборами для измерений и компетентных специалистов по проведению аттестации.

      В приказе дается поэтапное проведение АРМ. Условно, эти этапы можно разделить на три: подготовительный, собственно проведение процесса и заключительный. Первый этап подразумевает непосредственно организацию процесса, где проводится составление соответствующих документов (график проведения работ по аттестации, составляется перечень рабочих мест, утверждение аттестационной комиссии, приказ о проведении АРМ на предприятии). Последующий этап предполагает оценку соответствия гигиеническим нормативам, определение степени травмоопасности и обеспечения работников средствами коллективной защиты. Это один из самых ответственных этапов, требующий компетентности и внимательности аттестующей организации. Результаты о состоянии условий труда получаются исходя из оценки производственных факторов. По каждому фактору составляется протокол оценки, данные из которого заносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда (Карта, — ред.).

      Нельзя не упомянуть о таком нововведении, как проведение внеплановой проверки при вводе новых рабочих мест в эксплуатацию. С утверждением нового порядка – их аттестация проводится в течение 60 рабочих дней с момента ввода в организацию рабочего процесса. Форма контроля проходит в соответствии с установленным Порядком, где итогом завершения является заполнение карты. Внеплановая аттестация проводится и по окончании реализации мероприятий по улучшению условий труда на предприятии. Уполномоченным по надзору является государственная инспекция по труду в субъекте РФ.

      Оформление документов – заключительный и не менее важный этап в проведении АРМ. Ведется заполнение необходимого перечня документов, которые затем в течение 10 дней направляются в государственную инспекцию по труду в субъекте РФ на проверку. Инспектор по труду может провести выездную проверку, если представленные результаты вызвали сомнения, для достоверности проведенной процедуры, для контроля введения в процесс мер и предложений членов аттестационной комиссии по улучшению условий.

      Предпринимателям на заметку!

      АРМ для каждого рабочего места должна проходить один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Срок отсчитывается с момента завершения предыдущей аттестации. Документы хранятся в архиве организации в течение 45 лет.

      Реформация системы контроля безопасности была введена не по чьей-либо прихоти. Внимание к изменению проведения порядка АРМ привлекает статистика несчастных случаев, существенные экономические потери из-за сокращения фонда рабочего времени, выплат компенсаций, льготных пенсий. По словам вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Федора Прокопова, экономика слабо избавляется от таких величин, как плохие рабочие места, условия и низкие заработные платы. Выгоднее улучшить условия труда, нежели считать убытки государственной казны. Приказ № 342н об АРМ выступает как некая ступень для реализации данной политики.

      Скачать Приказ Минздравсоцразвития России № 342н

      Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

      Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июня 2011 г. Регистрационный N 20963

      В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. 1), ст. 3613; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49) и подпунктом 5.2.65.2. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. 1), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3; ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4; ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 316; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574; N 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, N 2, ст. 339; N 14, ст. 1935, 1944), приказываю:

      1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.

      2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2011 года.

      3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

      4. Признать утратившим силу с 1 сентября 2011 года приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577).

      Министр Т. Голикова

      Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

      I. Общие положения

      1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

      Требования Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее — работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

      2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

      3. Результаты аттестации используются в целях:

      разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

      установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

      информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

      контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

      оценки профессионального риска;

      обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

      подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

      подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

      подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

      расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

      решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

      рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

      санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

      обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

      приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

      обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

      сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

      4. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

      5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее — измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

      В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.

      6. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя1.

      Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

      Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке2 в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

      Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

      Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

      7. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

      документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

      проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

      При проведении аттестации работодатель обязан:

      содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

      не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

      не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

      При проведении аттестации аттестующая организация:

      определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

      исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

      запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

      отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

      При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

      8. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

      Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

      За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

      Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

      II. Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

      9. Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

      10. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

      В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

      При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

      Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

      11. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

      12. Аттестационная комиссия:

      осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

      формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

      составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест3 и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;

      готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих4;

      присваивает номер каждому рабочему месту5;

      заполняет и подписывает карты аттестации;

      готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

      по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда6.

      III. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

      Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

      13. Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

      оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

      оценку травмоопасности рабочих мест;

      оценку обеспеченности работников СИЗ;

      комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

      Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам

      14. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации.

      15. При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.

      Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

      16. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

      При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения.

      17. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно критериям оценки и классификации условий труда.

      18. Измерения и оценки оформляются протоколом. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке.

      Протокол должен содержать следующую информацию:

      полное или сокращенное наименование работодателя;

      фактический адрес местонахождения работодателя;

      идентификационный номер протокола7;

      наименование рабочего места, а также профессии, должности работника, занятого на данном рабочем месте, по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее — ОК 016-94);

      дата проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);

      наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

      наименование аттестующей организации, сведения об ее аккредитации (регистрационный номер в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и дата внесения в реестр), а также сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);

      наименование измеряемого фактора;

      сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

      методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерения и оценки;

      реквизиты нормативных правовых актов (наименование вида акта, наименование органа, его издавшего, его название, номер и дата подписания), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее — ПДК), предельно допустимые уровни (далее — ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;

      место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением, при необходимости, эскиза помещения, в котором проводятся измерения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) измерений (отбора проб);

      нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;

      класс условий труда по данному фактору;

      заключение по фактическому уровню фактора на всех местах проведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору.

      По каждому фактору или группе факторов на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее — Карта), образец формы которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, а Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда — приложением N 3 к Порядку. При этом в правом верхнем углу протоколов делается надпись «к строке 030». Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору или группе факторов в одном сводном протоколе для группы рабочих мест. При этом (в случае оформления протокола по точкам проведения измерений) наименования рабочих мест (профессий, должностей), продолжительность воздействия производственных факторов, классы условий труда и заключение по фактическим уровням факторов в сводный протокол допускается не вносить. В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда.

      19. Протокол измерений и оценок подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

      Оценка травмоопасности рабочих мест

      20. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится специалистами аттестующей организации.

      21. Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:

      приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;

      соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям8.

      22. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов, указанных в пункте 21 Порядка, требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:

      требованиям по защите от механических воздействий;

      требованиям по защите от воздействия электрического тока;

      требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

      требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.

      23. При оценке травмоопасности производственного оборудования проводится проверка наличия и соответствия нормативным требованиям:

      комплекта эксплуатационной документации;

      средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;

      ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;

      сигнальной окраски и знаков безопасности;

      сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);

      защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.

      24. Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.

      25. Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

      26. При оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений может проверяться также наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.

      27. Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением N 4 к Порядку.

      При оценке травмоопасности рабочих мест, имеющих объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, в протоколах оценки травмоопасности рабочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на ввод производственного оборудования и (или) его отдельных составных частей в эксплуатацию, прохождение технических освидетельствований.

      Протокол оценки травмоопасности рабочего места подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

      28. По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:

      1 класс травмоопасности — оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);

      2 класс травмоопасности — допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

      3 класс травмоопасности — опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда).

      Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами

      29. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации.

      30. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места.

      31. Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур:

      сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;

      проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

      проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ9;

      оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

      32. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением N 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

      33. При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ10.

      34. Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований настоящего раздела Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

      35. Протокол оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

      Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

      36. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:

      класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

      класса условий труда по травмоопасности;

      обеспеченности работников СИЗ.

      37. При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

      38. При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

      39. При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

      IV. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест

      40. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

      При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку.

      Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

      41. Аттестация с территориально меняющимися рабочими зонами (далее — нестационарные рабочие места), где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

      42. При выполнении на рабочем месте работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности), оценке подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте.

      43. Особенности аттестации устанавливаются локальным нормативным актом работодателя, разработанном на основании Порядка, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника.

      V. Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

      44. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:

      приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

      перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку;

      карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок;

      сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку;

      сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку;

      план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда11, образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку;

      протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку;

      сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

      протоколы заседаний аттестационной комиссии;

      заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

      предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

      Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

      Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

      45. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

      46. Документы, указанные в пункте 45 Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

      Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

      VI. Порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда

      47. Внеплановая аттестация проводится:

      в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

      по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.

      48. Работодатель обязан провести внеплановую аттестацию также в случаях:

      выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

      замены производственного оборудования;

      изменения технологического процесса;

      изменения средств коллективной защиты.

      49. Результаты внеплановой аттестации оформляются в соответствии с пунктами 44 — 46 Порядка. При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.

      50. В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест оценка факторов производственной среды и трудового процесса, оценка травмоопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ производятся в полном объеме в соответствии с Порядком.

      51. В случае выявления по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением.

      VII. Заключительные положения

      52. Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

      53. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящего Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

      54. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке.

      55. Контроль за соблюдением работодателями Порядка в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.

      1 Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3613; 2009, N 1, ст. 21).

      2 Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2010 г. N 17648), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 10 сентября 2010 г. N 794н «О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2010 г. N 18605).

      3 Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

      4 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4399; 2003, N 52 (ч.

      5 Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).

      6 В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

      7 Идентификационный номер протокола должен быть уникальным для данного рабочего места. Система кодирования протоколов определяется аттестующей организацией.

      8 Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

      9 Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениям, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г., N 16530).

      10 Эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.

      11 План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

      Приложение N 3 к Порядку

      Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда

      1. Карта аттестации рабочего места по условиям труда (далее — Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, а также рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест.

      2. На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта на первое рабочее место из списка аналогичных мест.

      3. При заполнении карты указываются:

      1) в адресной части — полное наименование, фактический и юридический адрес работодателя, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты, ИНН организации, код организации по ОКПО, код органа государственной власти по ОКОГУ, код вида экономической деятельности по ОКВЭД и код территории по ОКАТО;

      2) в подстрочнике «наименование профессии (должности) работника» — профессия (должность) работника в соответствии со штатным расписанием организации, утвержденным работодателем. Коды профессий (должностей) работников заполняются в соответствии с ОК 016-94. Код профессии (должности) может содержать дополнительный фасет, указывающий, что данная профессия (должность) является производной.

      В случае отсутствия профессии (должности) в ОК-016-94 в подстрочнике строки «код по ОК-016-94» делается запись: «Отсутствует».

      К наименованию профессии (должности) допускается дописывать в скобках уточняющие сведения, облегчающие идентификацию рабочего места;

      3) в строке «Наименование структурного подразделения» — наименование структурного подразделения, которое заполняется в соответствии с имеющейся у работодателя системой наименований. Если у работодателя нет структурных подразделений, делается запись — «Отсутствует»;

      4) в строке «Количество и номера аналогичных рабочих мест («РМ»)» — количество аналогичных рабочих мест, включающее рабочее место, на которое заполняется Карта. Номера рабочих мест должны соответствовать номерам, приведенным в перечне рабочих мест;

      5) в строке 010 — номер и наименование выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также наименование раздела Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);

      6) в строке 020 — численность работающих по штатному расписанию или фактическая численность работников за месяц, предшествовавший заполнению Карты, с указанием из них женщин и лиц моложе 18 лет;

      7) в строке 021 — перечень используемых на рабочем месте оборудования, материалов и сырья;

      8) в строке 030 — сведения об оценке условий труда (на основе результатов оценки условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса, по травмоопасности, по обеспеченности работников СИЗ):

      в таблице к подпункту «а» «по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса»:

      — в графе «Наименование факторов производственной среды и трудового процесса» указываются факторы производственной среды (химические, биологические, физические) и трудового процесса (тяжесть, напряженность);

      — в графу «Класс условий труда» заносятся итоговые оценки присущих соответствующему рабочему месту факторов производственной среды и трудового процесса из соответствующих протоколов инструментальных измерений.

      При эффективном использовании средств индивидуальной защиты указывается оценка факторов производственной среды (химических, биологических, физических) и трудового процесса (тяжесть, напряженность) с учетом использования эффективных СИЗ, соответствующих требованиям государственных стандартов, определяющих методы оценки эффективности использования СИЗ.

      В подстрочнике «Выполняются работы в особых условиях труда или выполняются работы в особых условиях труда, связанных с наличием чрезвычайных ситуаций» делается запись «да», если на рабочем месте выполняются работы в особых условиях труда или на рабочем месте выполняются работы в особых условиях труда, связанных с наличием чрезвычайных ситуаций, запись «нет» — если указанные выше работы не выполняются;

      в подстрочнике подпункта «б» «по травмоопасности» указывается класс травмоопасности из протокола оценки травмоопасности рабочих мест;

      в подстрочнике подпункта «в» «по обеспеченности СИЗ» указывается оценка из протокола оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте — соответствуют или не соответствуют требованиям обеспеченности работников СИЗ;

      9) в строке 040 — сведения о компенсациях работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

      В таблице указываются фактические данные и данные о необходимости предоставления компенсаций по результатам оценки условий труда с соответствующим обоснованием:

      в графе «Виды компенсаций» указывается наименование компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

      в графе «Фактическое наличие» приводятся фактические размеры повышения оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительности рабочего времени (при их наличии), а также отражается факт выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов («да» или «нет») работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; при отсутствии компенсаций делается запись «нет»;

      в графе «По результатам оценки условий труда» приводятся данные о необходимости установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также основание для предоставления компенсаций:

      — в первом ярусе «необходимость в установлении компенсации» графы отражается необходимость предоставления соответствующей компенсации и делается запись «да» или «нет»;

      — во втором ярусе «основание» графы указываются соответствующие действующие нормативные правовые акты со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, при их отсутствии делается запись «отсутствует».

      Компенсации, установленные действующими нормативными правовыми актами отдельным категориям работников, а также при выполнении отдельных видов работ, учитывающих специфику условий труда таких работ, в том числе в районах с особыми климатическими условиями, сохраняются за работником вне зависимости от фактической оценки условий труда и заносятся в строку 040;

      10) в строке 041 — сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии, делается запись «нет» или «да» с указанием главы, статьи, пункта Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. 1.), ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; 2006, N 23, ст. 2377, 2384; 2007, N 40, ст. 4711; N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073; 2008, N 18, ст. 1942; N 30 (ч. 1), ст. 3602, 3612; N 52 (ч. 1), ст. 6224; 2009, N 1, ст. 27; N 18 (ч. 1), ст. 2152; N 26, ст. 3128; N 29, ст. 3265; N 30, ст. 3739; N 52 (ч. 1), ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196) и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

      Если право на льготное пенсионное обеспечение установлено постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (Собрание постановлений Союза Советских Социалистических Республик, 1991, N 21-22, ст. 85; N 25-26, ст. 100), то указывается номер списка, вид производства, вид работ, код профессии (должности) в списке;

      11) в строке 050 — сведения о необходимости проведения медицинских осмотров с указанием соответствующих нормативных правовых актов со ссылкой на разделы, главы, статьи или пункты в случае необходимости проведения указанных осмотров;

      12) в строке 060 — рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда, режиму труда и отдыха, подбору работников.

      Рекомендации по подбору работников основываются на требованиях нормативных правовых актов, запрещающих труд женщин и лиц моложе восемнадцати лет во вредных и (или) опасных условиях;

      13) в строке 070 — заключение аттестационной комиссии по результатам аттестации данного рабочего места.

      Карта подписывается председателем, членами аттестационной комиссии с указанием их должности. Карта также подписывается работниками, работающими на данном рабочем месте.

      rg.ru

      Смотрите так же:

      • Приказ минтруда россии 103н от 20 февраля 2014 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 февраля 2014 г. N 103н "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития […]
      • Финансовый эксперт федеральных законов это Порядок рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона (статьи 103–110) С т а т ь я 103. Принятие федерального закона к рассмотрению в Совете Федерации 1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной […]
      • Порядок уплаты алиментов соглашение Как заключить соглашение об уплате алиментов? Соглашение об уплате алиментов (далее — Соглашение) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем (или между представителями этих лиц). Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с […]
      • Помощник районного прокурора В какой мере помощник районного прокурора уполномочен на такие действия? Помощник районного прокурора во время внеслужебного посещения одного из отделений милиции заподозрил, что некоторые лица здесь подвергнуты задержанию без законных на то оснований. Он потребовал от начальника […]
      • Как изменить размер алиментов на ребенка Снижение размера алиментов Алименты могут быть уменьшены – это факт. На это надеются все плательщики, и этого боятся все получатели алиментов. Для уменьшения размера алиментов нужны серьезные основания. Заинтересованная сторона должна собрать все необходимые документы, составить […]
      • Ауди 100 прокладка впускного коллектора ПРОКЛАДКА ВПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА AUDI 100 C3 44,44Q,C3 УНИВЕРСАЛ Для идентификации автомобиля и достоверного подбора прокладка впускного коллектора Audi 100 C3 44,44Q,C3 Универсал, следует внимательно выбрать модификацию транспортного средства. Для этого используйте уточняющую информацию […]
      • 100 000 из материнского капитала Региональный материнский капитал в Томске и Томской области в 2018 году Региональный материнский капитал в Томской области учрежден Законом Томской области от 7.10.2011 г. N 238-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области по вопросам предоставления мер […]
      • Кто имеет право подписывать доверенности Может ли какой-либо работник организации подписывать документы за руководителя или за другое должностное лицо по доверенности, пытаясь при этом изобразить подпись доверителя? Или работник должен ставить строго свою подпись с указанием "по доверенности такой-то"? В силу ст. 182 ГК РФ […]