Причины неуплаты налогов в россии

Главная / Причины неуплаты налогов в россии

Причины неуплаты налогов в россии

Уклонение от уплаты налогов — целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

*во-первых, активными действиями налогоплательщиков;

*во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.

В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов:

Обход налогов — форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся следующие:

  • воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;
  • организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;
  • осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;
  • осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению.
  • Вторую группу составляют неправомерные способы:

    • осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

    Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) — форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения. И не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов).

    Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.

    Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

    • моральные;
    • политические;
    • экономические;
    • правовые.
    • Моральные причины порождаются существом и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного «налогового гнета», когда налогоплательщик фактически «работает на государство» и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

      Политические причины — когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.

      Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида:

      • причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика
      • причины, порожденные экономической конъюнктурой.
      • Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

        Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

        Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики. Можно выделить

        Пять основных способов и средств, с помощью которых государство борется с уклонением от уплаты налогов:

        • доктрина «существо над формой»;
          Доктрина «существо над формой» сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой, т.е. имеет значение характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.
        • доктрина «деловая цель»;
          Доктрина «деловая цель» заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества недействительна, если она не достигает деловой цели.
        • право на обжалование сделок налоговыми органами;
          Право на обжалование сделок налоговыми или иными органами является одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов . Налоговые органы вправе обжаловать в суде сделки, совершаемые юридическими или физическими лицами.
        • презумпция облагаемости;
          Презумпция облагаемости предполагает, что налогами должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Иначе говоря, налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность, если будет установлен факт нарушений.
        • заполнение пробелов в налоговом законодательстве.
          Заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатели принимают соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные «лазейки», дающие возможность уклоняться от уплаты налогов. Они принимаются в основном по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими предложений.
        • money.rin.ru

          Налоги и налогообложение (Учеб. пособие). Автор: Пышкина Г.М. , редактор: Александрова Л.И.

          Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

          Меры оперативного реагирования:

          приостановление банковских операций в случае непредоставления налоговых документов.

          санкции не применяются при самостоятельном выявлении налогоплательщиком ошибок и внесении исправлений в бухгалтерскую и налоговую отчетность до проверки налоговым органом.

          Взыскание всей суммы дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый объект и штрафа в размере той же суммы.

          Штраф в размере 10 % от доначисленных сумм налога за:

          отсутствие учета объекта налогообложения;

          ведение учета с нарушениями, повлекшими занижение сумм налога;

          штраф в размере 10 % от причитающихся к уплате сумм налога за непреодоление (задержку) налоговой отчетности.

          Пени – 0,3 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

          штрафы, налагаемые на граждан и должностных лиц предприятия.

          К основным недостаткам и просчетам действующей налоговой системы относятся отсутствие обоснованной концепции и обоснованного подхода в налогообложении, неувязка с другими экономическими инструментами регулирования экономики, методологическая сложность.

          Множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирования законодательства и нормативных актов делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщика.

          В то же время в налоговом законодательстве установлена довольно жесткая ответственность за нарушение законов. Во многих случаях эти нарушения связаны с недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и особенно происходящих в нем изменениях, какой-либо разъяснительной работы среди налогоплательщиков органами власти, в т.ч. и налоговыми органами. по сути дела не проводится. В результате у предприятий и населения прочно создан стереотип о несправедливости существующих налогов, снимающий моральные обязательства и границы и оправдывающий уклонение от налогообложения.

          Массовое сокрытие доходов от налогообложения и крайне низкая финансовая дисциплина стали в настоящее время одной из острейших проблем, что подтверждается тем, что только в федеральный бюджет недопоступает по некоторым данным до 40 % прогнозируемых доходов.

          Несовершенство налогового законодательства, отсутствие четкой, отвечающей требованиям современности налоговой политики, громоздкость существующей в РФ налоговой системы существенно влияют на своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Налоговым органам, призванным контролировать правильность, своевременность и полноту уплаты налогов, пока не под силу в данных условиях решать возложенные на них задачи самостоятельно.

          В сложившейся обстановке надежным и эффективным механизмом контроля за своевременностью и полнотой уплаты в бюджет может и должна стать совместная согласованная деятельность государственных органов власти и управления. Деятельность каждого органа осуществляется в рамках возложенных на него законодательством РФ задач, компетенции, форм и методов работы. Вместе с тем наличие общих задач по защите экономических интересов требует в ряде случаев совместных усилий, или, другими словами, взаимодействия, которое должно реализоваться по 3 основным направлениям:

          1. Выявление и пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства.

          3. Обеспечение возмещения материального ущерба государству путем взыскания недоимок по налогам, пени, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством.

          3. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение налоговых нарушений.

          Анализ действующих нормативных актов свидетельствует о том, что в целом создана определенная правовая база для такого взаимодействия.

          Но существующие нормативные акты по данному вопросу (Закон РФ от 24.06.93 № 0381 “О федеральных органах полиции”; Указ Президента РФ от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”; Указ от 14.12.96 “Об участии органов внутренних дел РФ в работе по обеспечению поступления налогов и других платежей в бюджет”; Федеральный закон от 17.01.92 “О прокуратуре РФ” в ред. от 17.11.95 и другие) носят разрозненный, бессистемный характер.

          Поэтому для приведения в целостную, согласованную систему существующей нормативно-правовой базы, регулирующей порядок, методы, формы взаимодействия государственных органов власти, представляется целесообразной разработка концепции взаимодействия государственных органов власти и управления по обеспечению своевременного и полного поступления налогов в бюджет и внебюджетные фонды. При этом правильно было бы возложить роль координатора на ГНС России как органа, непосредственно осуществляющего контроль за соблюдением налогового законодательства.

          abc.vvsu.ru

          Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия

          Рубрика: Экономика и управление

          Статья просмотрена: 10668 раз

          Библиографическое описание:

          Жарова Е. Н., Желтова М. Ф. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 336-339. — URL https://moluch.ru/archive/53/7158/ (дата обращения: 09.07.2018).

          Экономическая ситуация, сложившаяся в России при переходе к рыночным отношениям, вызвала необходимость модернизации действующей налоговой системы. В связи с чем, одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов по формированию эффективной системы налогообложения уже на протяжении последних 20 лет является обеспечение должного контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязательств, повышение собираемости и снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ.

          Налоговые правоотношения в РФ, да и в целом в мире, строятся на основе противостояния интересов двух по существу основных субъектов налоговых правоотношений — государства и бизнеса. Вследствие этого, несмотря на проводимые налоговые реформы, направленные на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на налогоплательщиков, подготовку нормативно-правовых актов по уточнению налоговых ставок и налогооблагаемых баз, улучшению взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, эти мероприятия не обеспечили добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налоговых платежей.

          Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний. [5]

          Так, по состоянию на 1 января 2012 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1125,8 млрд рублей, что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП. [6]

          Следует отметить, что уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике.

          Согласно статистическим данным величина выявленных налоговых преступлений в России сокращается. Так, в 2011г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение налоговых преступлений по ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога» на 83,8 %, по ст.199 «Уклонение от уплаты налогов организации» — на 84 % (Рис.1). Однако наряду с этим отмечается тенденция повышения доли налоговых преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, что объясняет рост потерь бюджета от недополучения налоговых платежей. [5]

          Рис.1. Динамика налоговых правонарушений

          По данным рисунка мы видим, что к 2003 году по сравнению с 2001 годом произошло резкое снижение количества выявленных уклонений от уплаты налоговых платежей юридическими лицами (от 16000 до 2000). Затем, второй подъем приходится на 2008 год и постепенное снижение к 2011 году. Данное колебание можно объяснить изменениями в налоговом законодательстве, приводящее к увеличению налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, которое тем самым провоцирует сокрытие доходов и уход от уплаты налогов.

          Та же картина наблюдается и в области налогообложения индивидуальных предпринимателей и физических лиц, хотя к 2003 году по сравнению с 2001 годом такого резкого уменьшения количества налоговых преступлений, как у юридических лиц не было (примерно с 7000 до 1 800). Такую ситуацию также можно объяснить, как и изменениями в налоговом законодательстве, приводящими к увеличению налогового бремени, так и низким уровнем налоговой культуры граждан.

          Организация TJN в конце 2011 г. составила своеобразный рейтинг стран — мировых лидеров по потерям налоговых поступлений вследствие уклонения от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Россия удостоилась 4 строчки данного рейтинга. [9]

          Рис.2. Рейтинг мировых лидеров по потерям налоговых поступлений

          Среди причин уклонения от уплаты налогов можно выделить экономические, политические, нравственно-психологические, правовые и организационные. Буров В. Ю. в своей статье «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений» среди экономических причин выделяет ухудшение финансового положения и платежеспособности бизнеса и снижение доходов населения; наличие «пробелов» в налоговом законодательстве и налоговой политике; отсутствие условий для обеспечения конкурентоспособности.

          В рамках изучения причин уклонения от уплаты налогов особое внимание хотелось бы обратить на поведенческий аспект. Выделяют два типа оппортунизма. Естественный оппортунизм характеризуется желанием «проехать без билета». В данном случае, независимо от эффективности проводимой фискальной политики, будет наблюдаться ориентация человека на уклонение от налогов с целью максимизации личной выгоды. Причинами возникновения естественного оппортунизма являются факторы экономического характера, описанные выше. Индуцированный оппортунизм — это поведение налогоплательщиков, которое объясняется желанием уклониться от налогов из-за несогласия с реализуемой государством фискальной политики. В его основе наряду с экономическими лежат и факторы налоговой морали (социальная направленность и эффективность расходования бюджетных средств, общий уровень налоговой культуры и морали в государстве, наличие институциональных ограничений фискальной политики, личностные характеристики налогоплательщика, вероисповедание и т. д.).

          Кроме того, решение налогоплательщика об уклонении от уплаты налогов во многом зависит от характера поведения других налогоплательщиков и отношения общества к такому поведению. Российское общество крайне толерантно относится к такому явлению как неуплата налогов: по данным опроса Фонда «Общественное мнение» 69 % россиян относятся к неуплате налогов с пониманием, 28 % — даже с одобрением и только 5 % — с осуждением. [8]

          Таким образом, можно с уверенностью говорить о низком уровне налоговой культуры и налоговой морали в РФ, порождающем расширение масштабов вреда экономического и социального характера, причиненного в связи с недополучением налоговых поступлений.

          Киреенко А. П. в своей статье «Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов» выделяет несколько принципов уклонения от налогов — принцип «черной» бухгалтерии, принцип разделения активов и пассивов фирмы, принцип непрозрачности, принцип коррумпированности, принцип общей согласованности действий. [7]

          Классификация способов уклонения от уплаты налогов представлена на рисунке 3.

          Рис. 3. Классификация способов уклонения от уплаты налогов

          Особую роль в налоговых схемах, направленных на уклонение от уплаты налогов, играют фирмы-однодневки. За последние 20 лет однодневки стали неотъемлемой частью отечественной экономики и используются практически повсеместно: по оценкам до 80 % всех проводок, отслеживаемых в ЦБ РФ, так или иначе связаны с однодневками, в год через такие фирмы проходит как минимум 850 млрд. руб. Большая часть из них работает на международном рынке с целью вывоза капитала за рубеж и отмывания денег, полученных преступным путем. Так, от общего числа участников внешнеэкономической деятельности в 2011 году более 46 % провели только одну внешнеторговую сделку, в первом квартале 2012 года этот показатель вырос до 65,6 %. [5]

          Перечисленные способы уклонения от уплаты налогов не являются единственными. Существуют и вполне легальные способы ухода от налогообложения. В частности, это затягивание срока уплаты налогов для дальнейшего списания налоговыми органами безнадежных к взысканию задолженностей по пеням и штрафам. Кроме того, несовершенство российского законодательства позволяет использовать различные «лазейки» для ухода от налогообложения, формально не нарушая законодательства. Примерами этого могут служить создание налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения (трансфертное ценообразование, система неплатежей между материнской и дочерней компаниями и т. д.) с использованием гибридных форм интеграции предприятий; альтернативные расчеты, бартерные сделки и т. п.; осуществление псевдоопераций, при которых заключаются фиктивные контракты для увеличения затрат и/или получения вычетов по НДС.

          Среди наиболее существенных последствий уклонения от уплаты налогов можно выделить:

          — сокращение налоговых поступлений в бюджет;

          — искажение ценовых соотношений и нарушение рыночной конкуренции;

          — нарушение принципа социальной справедливости.

          Следовательно, уклонение от уплаты налогов не просто противоречит действующим нормам налогового, уголовного и административного права, но и нарушает интересы граждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

          В связи с этим, особую значимость приобретают меры, предпринимаемые государством для предотвращения налогового законодательства. Существует несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

          — совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность закрыть вполне законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов;

          — ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;

          — формирование современного комплекса организационных и правовых мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от налогообложения.

          Исходя из мировой практики, в число указанных мер можно также отнести ужесточение требований к установлению личности клиента, регистрации клиентуры и операций с денежными средствами или иным имуществом, ограничение режима коммерческой и банковской тайны, установление ответственности за сокрытие информации об операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер. Большую роль для реализации данных мер могут сыграть интерактивные возможности, предоставляемые ФНС. [4]

          В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 г.г». в рамках противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, предлагается использовать институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Суть данного метода заключатся в том, что не распределяемый между учредителями доход иностранной контролируемой компании может учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и включаться в доход материнской компании.

          Методы формирования социального и гражданского самосознания, налоговой культуры и налоговой морали являются не менее важными. Можно выделить, в частности, проведение работ по повышению финансовой и налоговой грамотности населения; формирование позитивного отношения к налогам, в т. ч. посредством принципиально иного облика социальной рекламы (необходимо указывать людям, на что идут их налоги).

          На сегодняшний день, назрела острая необходимость в правовом сотрудничестве России и европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В качестве мер, которые необходимо предпринимать в рамках международного сотрудничества по борьбе с уклонением от уплаты налогов, можно выделить информационный обмен между странами; обязанность идентификации; свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

          В заключении хотелось бы отметить, что уклонение от налогов — это неизбежный процесс, характерный для всех стран мира. Однако существует реальная возможность уменьшения масштабов данного явления. Для этого необходимо комплексное применение мер по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры.

          1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Справочная правовая система Консультант Плюс

          2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Справочная правовая система Консультант Плюс

          3. Буров В. Ю. «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений» [Электронный ресурс] — Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php

          4. Голубчикова, С. А. «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.

          moluch.ru

          Причины и способы уклонения от уплаты налогов

          Дата публикации: 08.01.2017 2017-01-08

          Статья просмотрена: 2655 раз

          Сулейманова Н. Х. Причины и способы уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 266-268. — URL https://moluch.ru/archive/135/37875/ (дата обращения: 09.07.2018).

          Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема уклонения от уплаты налогов. В статье рассматриваются основные причины уклонения от уплаты налогов, дается характеристика данным причинам.

          Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, причины, классификация

          Одной из основных проблем, с которой в современных условиях сталкиваются налоговые органы РФ, является неуплата налогов. С разрушением командно-административной экономической системы и формированием рыночной экономики в России произошло значительное увеличение налоговой нагрузки как на юридических, так и на физических лиц, в результате чего активизировалась деятельность российских налогоплательщиков по уменьшению налоговых платежей.

          Уклонение от уплаты налогов является серьезной проблемой для любого государства, последствия чего отражаются на социальной и экономической ситуации в стране. На макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы. Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, с. 119]. Уклонение от налогов чаще всего совершается в виде сокрытия или занижения дохода, сокрытия или неучета других объектов налогообложения, искажение бухгалтерского учета, несвоевременной уплаты налогов, непредставления или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

          Так уклонение от уплаты налогов связано с:

          ‒ ухудшением финансового положения бизнеса:

          ‒ общим снижением доходов населения;

          ‒ наличием спорных моментов и недоработок в налоговом законодательстве и налоговой политике;

          ‒ отсутствием стимулирующих условий для обеспечения конкурентоспособности.

          Причины уклонения от уплаты налогов можно классифицировать следующим образом (рис.1).

          Рис. 1. Классификация причин уклонения от уплаты налогов

          Политические причины означают, что государство, используя налоговые механизмы для пополнения доходов государственного бюджета и регулирования общественных процессов ущемляет интересы граждан. Граждане негативно относятся к такому процессу, что в свою очередь приводит к уклонению от уплаты налогов. Регулирование посредством налогов отдельных видов деятельности на практике практически не осуществляется, что приводит к чрезвычайно высокому уровню роста организаций, занятых в определенных высокодоходных секторах экономики, как правило, связанных с добычей различного рода сырья, ресурсов или полезных ископаемых, ввиду своей простоты и минимальности затрат, что довольно быстро приводит к полной зависимости экономики государства от динамики стоимости конкретного вида ресурса.

          Правовые причины связаны с тем, что налоговое законодательство РФ состоит из большого количества нормативно-правовых актов. Данные законодательные акты изменчивы, в них регулярно вносятся изменения и дополнения. Немаловажным является то, что в налоговом законодательстве есть статьи, которые можно обходить законным образом, в связи с чем, возникают дополнительные судебные разбирательства.

          Экономические причины — необоснованно высокое совокупное налоговое бремя, которое несет налогоплательщик, налогообложение, которое не учитывает специфику отдельных видов финансово-хозяйственной деятельности, ее сезонность, как, например, в сельском хозяйстве. Отсутствие в определенные периоды оборотных активов, обусловленное спецификой отдельных видов деятельности, что существенно затрудняет своевременное исполнение налогоплательщиком своей обязанности.

          Моральные причины проявляются в несоответствии нормативно-правовых актов налогового законодательства общим принципам, закрепленным в Конституции, таким как равенство, беспристрастность. Это отражается на авторитете законодателя, и как следствие, государства в целом.

          Технические причины указывают на существующие недостатки в методах и формах проведения налогового контроля. Так, налоговые органы не в состоянии проверять всю бухгалтерскую отчетность и все проводимые операции, таким образом, у налогоплательщиков возникает желание скрыть некоторые суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет [3].

          Рассмотрим какие же существуют способы уклонения от налогов.1) Существуют способы, которые не подразумевают сокрытия финансово-хозяйственной деятельности или ее результатов. Они заключаются в неправомерном налоговом учете, в то время как все обороты денежных средств учтены.

          2) Способы уклонения от уплаты налогов, при которых финансово-хозяйственные операции полностью скрываются от бухгалтерского учета, то есть от государственного контроля:

          а) скрытие объектов;

          б) сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов.

          3) Скрытые операции, которые используются для уменьшения налоговой нагрузки. В рамках скрытых экономических отношений выделяются такие операции как полностью выводимые из-под бухгалтерского учета — данный способ включает методы, сделки которого не нарушают налоговое законодательство путем уклонения от уплаты налогов в бюджет. Эти сделки отражаются в бухгалтерском учете, по таким сделкам исчисляют необходимые к оплате налоги, которые в бюджет не перечисляют. За тем, с помощью финансово-хозяйственных операций они выводятся из одного легального оборота и направляются в другой оборот, который сам по себе тоже может быть легально оформлен. Также сделки могут не отражаться в учете вообще или как бывает чаще всего, скрываются под другие виды операций. В подобном случае они также представляют псевдооперации и могут, как подпадать под понятие «налоговая преступность», так и выходить за его рамки;

          ‒ направленные на сокрытие части оборота — данный способ ухода от налогообложения заключается в скрытии от проверок той часть оборота, которая вновь «вливается» в легальный оборот и учитывается в следующей финансово-хозяйственной операции, или выделяется и прямо или с помощью определенных операций, полностью, или на время выводится из-под легального учета и становится теневой;

          ‒ проводимые под видом других операций — это операции которые скрываются со стороны контроля налоговых органов посредством маскировки этих операций под другим видом деятельности. Для такой деятельности предусмотрены льготы или она регулируется другим законодательством. В этом случае учитывается совершенно не та операция, имеющая место на деле, т. е. происходит псевдооперация [5].

          Можно сказать, что уклонение от уплаты налогов — это, безусловно, актуальная проблема государства, негативно сказывающаяся на её экономике. Однако я считаю, что полностью решить эту проблему вообще крайне сложно, если и вовсе невозможно. Но существуют способы, минимизирующие негативные последствия данной проблемы. Необходимо как можно быстрее и эффективнее внедрять в профессиональную среду профильную информацию, подкреплённую управленческими решениями, которая будет являться сдерживающим фактором для любой организации. Необходимо сократить желание уклоняться от налогов, не поводи и необходимости в этом, широко применяя меры экономического стимулирующего характера.

          В связи с этим особую значимость приобретают меры, предпринимаемые государством для предотвращения налогового законодательства. Существует несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

          ‒ совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность закрыть вполне законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов;

          ‒ ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;

          ‒ формирование современного комплекса организационных и правовых мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от налогообложения.

          Финансовую безопасность можно обеспечить, создав определенные условия для работы финансовой системы, благодаря которым не будет возможности для незаконного использования финансовых средств, направления их и использования в незаконных областях. Организация экономических отношений должна обеспечивать накопление финансовых средств государства в таких размерах, которые позволят государству исполнять должным образом возложенные на него обязательства и стоящие перед ним задачи [5]. Такие явления, как нестабильная финансовая система, плохо развитая инфраструктура рынка ценных бумаг, большой внутренний и внешний долг, неэффективная бюджетная и налоговая системы, упадок в сфере инвестиций, разбалансированное развитие макроэкономики и ее низкие показатели, являются большими рисками и угрожают финансовой безопасности страны.

          1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов / А. Н. Тищенко // Основные причины уклонения от уплаты налогов. — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4. — С.119–125
          2. Ануфотева, Е. М. Понятие уклонения от уплаты налогов в системе налоговых отношений / Е. М. Ануфриева // Налогообложение. — 2008. — 44(332).
          3. Карцева М.С Суть причин уклонения от налогов / М.С Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
          4. Бурова, Л. А. Уклонение от уплаты налогов: теория и практика / Л. А. Бурова // Вестник Бурятского государственного университета. — № 2/2014.
          5. Расулова З. Д. Основные пути решения проблемы уклонения от уплаты налогов / З. Д. Расулова // Евразийский юридический журнал. — № 8 (87). — 2015.

          Смотрите так же:

          • Как вернуть страховку по каско Хочу расторгнуть КАСКО У любого владельца полиса КАСКО может возникнуть острая необходимость расторгнуть действующий договор. Но для того, чтобы легко и безболезненно расстаться со страховой компанией, потребуется знание особенностей и нюансов, касающихся процедуры досрочного […]
          • Приказ кзриз 365 Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга Государственная кадастровая оценка земель и земельный налог Регламент одобрен решением Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге (протокол № 32 от 24.12.2010), утвержден распоряжением Комитета от 10.02.2011 № […]
          • Нотариусы балтийская метро Нотариусы Санкт Петербурга Нотариусы и нотариальные конторы Санкт Петербурга по станциям метро. Удобный поиск, актуальная информация: адреса нотариусов в СПБ, схема проезда, телефоны нотариусов в Питере, график работы нотариусов СПБ, отзывы о нотариусах Санкт Петербурга Архив метки: […]
          • Мойка машин штраф Наказания за мойку автомобиля в неположенных местах В прошлом году президент выдал указ о проведении «генеральной уборки» в стране. Главной целью указа было наведение чистоты в стране, и совсем скоро штраф за антисанитарию во дворах был значительно ужесточен. Мойка ТС на берегу водоемов […]
          • Условия пву осаго ПВУ - Прямое возмещение убытков по ОСАГО Прямое возмещение убытков по ОСАГО (ПВУ) Со 2-го августа вступили в силу поправки в Закон об ОСАГО, которые вводят, так называемое "безальтернативное прямое возмещение убытков". Теперь в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП), которое […]
          • Кбк возврат налога за обучение КБК в 3-НДФЛ Актуально на: 22 февраля 2017 г. При заполнении раздела 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» декларации по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] ) налогоплательщики в числе прочих данных должны […]
          • Юрист учебник 2014 Литература для будущего юриста Обратите внимание! Все книги, представленные в этом разделе, открываются в отдельном окне интернет-версии спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование". Подробнее о "ГАРАНТ-Образовании". Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). […]
          • Закон об оружие часть 2 Федеральный закон "Об оружии" (150-ФЗ) 2018 Закон об оружии в последней действующей редакции от 18 марта 2018 года. Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют. Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии» регулирует правоотношения, возникающие при хранении и […]