Предприятие сферы услуг налоги

Главная / Предприятие сферы услуг налоги

Предприятие сферы услуг налоги

Проблемы предпринимательства в сфере услуг

Авторами основные проблемы сгруппированы и представлены в виде модели (рис. 1).

Рис. 1. Модель группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг

Рассмотрим каждую группу.

  1. Недостаточная ресурсная база формируется из-за недостаточного доступа субъектов предпринимательства сферы услуг к информации о наличии ресурсов. К ресурсам субъектов предпринимательства относим финансово-кредитные, инвестиционные, имущественные ресурсы. Ограниченность доступа к этим ресурсам выражается: недостаточностью начального капитала, трудностью в получении кредитных ресурсов, поскольку отсутствует залоговое обеспечение, кредитные истории субъектов предпринимательства, государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам; недостаточностью инвестиционной поддержки; высокой платой за аренду производственных и офисных помещений, и сложностью с их получением; нехватка производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам размещения предприятий, оборудований. Эта проблема возникает в основном у субъектов малого и среднего бизнеса на первоначальном этапе или в первые три года деятельности для расширения своей деятельности и укрепления позиций на рынке.
  2. Неразвитость законодательной базы — это одна из серьезных проблем, которая выражается в отсутствии единой законодательной основы по развитию и поддержки предпринимательской деятельности в сфере услуг. Мы не отрицаем факт существования нормативных и правовых документов, регулирующих предпринимательскую деятельность в стране и регионах. Тем не менее, имеющиеся нормативно-правовые документы не совершенны и в настоящий момент не способны решить существующие проблемы. Прежде всего, это отсутствие гибкости и несовершенство налогового законодательства в связи с отсутствием реально действующих налоговых льгот для предприятий сферы услуг.
  3. Проблема управление качеством услуг. Качество предоставляемых услуг и уровень обслуживания в сфере услуг незначительный. Из-за неразвитости рыночных отношений и конкуренции невостребованность определенных видов услуг. Прямая взаимосвязь услуг с высоким качеством и ценой: чем выше качество услуг, тем выше цена на нее, и наоборот. Качество это, прежде всего степень соответствия системы требованиям и ожидания, которое, безусловно, должно соблюдаться вне зависимости от цены.
  4. Проблема ценовой политики. В стране (регионе) есть ценовые барьеры в получении услуг гражданам со средним и низким уровнем дохода. Взаимосвязь цены и качества услуг рассмотрено пунктом выше.
  5. Недоступность информационных ресурсов. XXI век — это век информатизации, однако в нашем обществе не в полной мере реализуются принципы открытости и гласности информации для предприятий сферы услуг, нет единой базы («единого окна») информационных ресурсов, а также отсутствует своевременность предоставления и получения информации.
  6. Проблема кадрового обеспечения (отсутствие квалифицированных, компетентных кадров). При организации бизнеса предпринимателям не хватает опыта, возникают проблемы с организацией производства и правильным распределением собственных ресурсов. Для того чтобы стать предпринимателем необходимо обладать определенными знаниями юридического и экономического характера, которые можно получить имея только доступное и качественное образование в стране, программы курсы по повышению квалификации и переквалификации. Все больше нарастает потребность в квалифицированных кадрах, особенно профессий рабочих; вследствие некомпетентности кадров происходит не использование современных технологий (техники); не умение эффективно использовать человеческие ресурсы. Также проблемой организации деятельности предприятий сферы услуг является организация труда и оплаты персонала. Поскольку труд работников предприятий сферы услуг имеет свои особенности: повышенное нервно-эмоциональное напряжение труда, так как происходит постоянный контакт с клиентами; совмещение различных видов деятельности; различная степень интенсивности труда в зависимости от временного периода.
  7. Социально-психологические проблемы. Сфера услуг является единственной отраслью экономики, предоставляющая реальные возможности для социально не защищенной категории населения, такие как трудоустройство и получения комплекса необходимых для нормальной жизнедеятельности услуг. Предприятия в сфере услуг целью своей деятельности ставят не только извлечение прибыли, но и достижение социального эффекта.

Вышеперечисленные группы проблем образуют бизнес-климат в стране (регионе). Авторами предлагается следующее определение понятию «бизнес-климат страны (региона)»: это совокупность условий и возможностей страны (региона), сформированных государством в определенный период времени и достаточных для создания и развития субъектов предпринимательства. Особо важное значение в предлагаемом автором определении имеет «определенный период времени», так как бизнес-климат явление непостоянное и через определенные промежутки времени он меняется. Изменению бизнес-климата способствуют различные факторы: политические, экономические, социальные, экологические и другие.

В модели группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, выделено семь проблем. Проблема управления качеством услуг изучалась различными научными школами, которыми разрабатывались подходы к управлению качеством. Однако традиционные походы к управлению качеством не позволяют в полной мере использовать в сфере услуг. Так, в основе подхода, впервые предложенный Гронрёзом К., лежит логика, то есть соотнесение ожиданий потребителя и его восприятия уже полученной услуги [1].

Рассмотрим более детально проблему качества предоставляемых услуг, в том числе туристических услуг.

Развитие сферы услуг, в том числе предприятий в сфере услуг, во многом зависит от качества услуг и поэтому российские предприятия все большее значение отдают вопросам повышения качества предоставляемых услуг. Каждый предприниматель понимает, что качество услуг имеет первостепенное значение и является самым эффективным средством удовлетворения потребностей потребителей. Высокое качество предоставляемых услуг способствует достижению устойчивого положения на рынке, повышению конкурентоспособности предприятия, обеспечению удовлетворенности потребителей и работников предприятия, а также снизить затраты (издержки), связанные с устранением ошибок при оказании услуг.

Международной организацией по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) качество определено как совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. «Качество услуги это совокупность свойств услуги, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» — это определение качества услуги приведено в ГОСТ 154467-79. Международный стандарт ИСО 8402 «Качество. Словарь» под качеством подразумевается совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [1].

Авторы предлагает следующую модель управления качеством туристских услуг (рис. 2). Предлагаемая модель управления качеством туристских услуг разработана на основе анализа известных подходов как Gap-модель (от англ. gap — разрыв), методика SERVQUAL (Service Quality), зона толерантности, авторами которых являются А. Парасураман, В.А. Зайтамл, Л.Л. Берри.

Рис. 2. Модель управления качеством туристских услуг

Обращаясь в туристскую организацию, клиент ожидает получить максимальный комплекс услуг при минимальных расходах, то есть выделим понятия «ожидаемая услуга» и «воспринятая услуга». Между ожидаемой услугой и воспринятой услугой может возникнуть разрыв. Разрыв это ситуация, когда ожидания потребителя оказались выше, чем результат. Разрыв отсутствует, когда ожидаемая услуга соответствует воспринятой услуге или выше ее, и принято считать, что услуга является качественной.

На услугу, которую мы ожидаем получить, влияют: личные потребности клиента, общественное мнение, реклама, имидж предприятия и работа его сотрудников, прошлый опыт, ресурсы клиента и другие различные факторы.

Приходя в туристскую организацию, клиент определяет для себя «ожидаемую услугу» (то, что он хочет получить с учетом его индивидуальных потребностей), соответствующую «воспринятой услугой», но и минимально приемлемое качество туристской услуги (это то минимальное в туристской услуги, которое должно быть). Интервал, который образуется между ожидаемым и минимально приемлемым качеством услуги именуется зоной толерантности или терпимости потребителей. Зона толерантности отражает терпимость потребителей к помещению, техники, внешнему виду персонала, их профессиональным знаниям, индивидуальный подход при обслуживании и другие. Зона толерантности условно подразделяется на условия: первое — ожидаемая туристская услуга равна минимально приемлемому качеству туристских услуг и второе — ожидаемая туристская услуга ниже минимально приемлемого качества туристской услуги.

Если оценка клиента выше зоны толерантности, это позволяет говорить о том, что клиент доволен качеством туристической услуги; если оценка клиента находится в зоне толерантности — клиент доволен оказанной туристической услугой; если оценка клиента ниже зоны толерантности, то есть на уровне минимально приемлемой клиентом качества туристской услуги или ниже и этого уровня, то клиент недоволен оказанной услугой.

Также при оценке качества туристской услуги можно применить индекс качества (SQI, Service Quality Index), определяющийся как соотношение воспринятого и ожидаемого качества услуги:

SQI= «воспринятая услуга»/ «ожидаемая услуга»

Если индекс качества равен или больше единицы, то клиенту оказали туристскую услугу на высоком качестве; если индекс качества ниже единицы — клиент неудовлетворен, оказанной туристической услугой, то есть качество услуги низкое.

Качество туристской услуги это совокупность свойств туристской услуги, способной удовлетворить потребности туриста. Качество туристской услуги зависит от:

— точности, то есть это степень соответствия предлагаемой туристской услуги с полученным результатом;

— своевременности исполнения, то есть соответствие туристской услуги во времени;

— эргономичности (или удобство, доступность), то есть наличие условий, возможностей, способных удовлетворить потребности клиента в туристских услугах;

— эстетичности, то есть соответствие чувственному восприятию.

Выше представленная модель группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, применительно ко всем отраслям сферы услуг, в частности к туристической отрасли сферы услуг. Так к проблеме «Кадровая», представленная в модели группировки проблем в сфере услуг, можно отнести проблему сложности оценки текущего состояния рынка труда и занятости в туристической отрасли, что обусловлена следующими причинами:

— отсутствие статистических сведений о кадровом обеспечении в сфере туристских услуг. На официальном сайте службы статистики не публикуются сведения об оценке развития сферы туристских услуг:

— отсутствие отраслевых нормативов численности персонала и производительности труда;

— большим числом профессий в туристской отрасли;

— различные формы собственности туристских предприятий и организационно-правовых форм предприятий;

— туристская деятельность в основном находится в зависимости от сезона;

— уровень информационной базы недостаточен;

— неоднородный уровень образования в туристской отрасли и другие.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что существующие проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, автором сгруппированы и представлены в виде модели. Модель группировки проблем является комплексной, поскольку выделены автором только основные проблемы и отражена их взаимосвязь, влияющая в совокупности на бизнес-климат сферы услуг. В частности, автором выделена проблема управления качеством туристских услуг, представленная в виде взаимосвязанной модели. Поэтому современные проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг всё также остаются актуальными и важными.

Рецензенты:

Маликов Р.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа;

Зайнашева З.Г., д.э.н., профессор кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа.

www.science-education.ru

Совершенствование методов налогового регулирования сферы услуг Оганесян Варужан Ашотович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Оганесян Варужан Ашотович. Совершенствование методов налогового регулирования сферы услуг : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.10 / Оганесян Варужан Ашотович; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса].- Москва, 2010.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-8/1882

Содержание к диссертации

1. ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 9

1.1. Сфера услуг как объект налогового регулирования 9

1.2. Классификация субъектов хозяйствования в сфере услуг и дифференциация режимов налогообложения 25

1.3. Государственное регулирование налогообложения в сфере услуг 34

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

2.1. Налоговое регулирование как приоритетное направление государственного регулирования сферы услуг 52

2.2. Методика определения налогового потенциала сферы услуг 69

2.3. Перспективные аспекты совершенствования налогового регулирования сферы услуг 81

3. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИСКАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 99

3.1. Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования 99

3.2. Формирование системы показателей, отражающих результативность налогового регулирования сферы услуг 116

3.3. Научно-методические рекомендации по осуществлению налогового регулирования сферы услуг 134

Библиографический список 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из особенностей постиндустриальной экономики является динамичный рост сервисных видов деятельности и их превращение в экономическую доминанту. В экономике современной России эти трансформации проявились на рубеже тысячелетий, и, по данным Росстата, в настоящее время доля услуг как результатов деятельности, не воплощенных в материальных продуктах, составляет в ВВП 52%, а в валовой добавленной стоимости — 60%. Это означает, что сферу услуг можно рассматривать как один из основных источников удовлетворения фискальных интересов государства.

Сервисные виды деятельности, специфичные по экономической природе и технологии, масштабные с точки зрения аккумулированных ресурсов и значимые по их роли в национальной экономике, являются самостоятельным объектом исследования. Вместе с тем, до настоящего времени в соответствии с Налоговым Кодексом сфера услуг не выделяется в качестве объекта налогового регулирования. Даже детальный анализ действующего законодательства о налогах и сборах не позволяет однозначно сформировать перечень методов, которые можно было бы назвать методами налогового регулирования сферы услуг.

Более того, представляя собой сегмент экономики, в котором преимущественно работает малый бизнес — приоритет государственной экономической политики, сфера услуг недостаточно исследована в части потенциала налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Это свидетельствует о несовершенстве действующего в России статистического наблюдения в целом и фискального мониторинга в частности.

Несовершенство теории и практики налогообложения в отношении налогового регулирования сферы услуг позволяет говорить об актуальности темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы налогообложения получили свое освещение в трудах таких русских исследователей как Н.Тургенева, А.А.Соколова, И.Янжула, С.Ю.Витте.

Среди современных специалистов, исследовавших проблемы налогового регулирования, следует особенно выделить Б.Х.Алиева, А.В.Аронова, С. Баткибекова, А.В.Брызгалина, Л.И.Гончаренко,

А.З.Дадашева, А.В.Демина, П.Кадочникова, И.А.Майбурова, О.А.Миронову, В.Г.Панскова, А.В.Толкушкина, И.Трунина, Ф.Ф.Ханафеева, Д.Г.Черника, Т.Ф.Юткину и многих других.

Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно исследовано место института налогового регулирования в системе государственного управления налоговыми отношениями. Недостаточно проработаны методы налогового регулирования в отношении сферы услуг, а также вопросы оценки его результативности в экономике в целом и сфере услуг в частности. Вышесказанное обусловливает необходимость продолжения исследований.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является совершенствование методов налогового регулирования сферы услуг и разработка необходимого для этого методического инструментария.

В соответствии с данной целью в диссертации поставлены и решены следующие задачи: аргументировать целесообразность выделения сферы услуг в объект налогового регулирования; классифицировать методы налогового регулирования в зависимости от классификационных признаков оказываемых услуг; » определить место налогового регулирования в системе государственного управления налоговыми отношениями; раскрыть особенности налогового регулирования в сфере услуг и охарактеризовать отдельные его аспекты; усовершенствовать методику анализа налогового потенциала сферы услуг на основе многоуровневой системы фискального мониторинга с позиции результативности налогового регулирования сферы услуг; сформулировать научно-методические рекомендации по осуществлению налогового регулирования сферы услуг.

Объектом исследования являются услуги как важнейший вид экономической деятельности.

Предмет исследования — система методов налогового регулирования, как совокупность императивных и диспозитивных методов воздействия на налоговые отношения.

Теоретические и методологические основы исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, финансов, налогообложения, позволяющие определить направления развития методов налогового регулирования в условиях современной экономики. В диссертации использованы как общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, так и специальные методы сравнения и обобщения теоретических и практических материалов.

Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), документы Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ), материалы и программы реформирования налоговой системы, нормативно-правовые документы в сфере налогообложения. Особое внимание было уделено анализу показателей налоговых паспортов регионов.

Научная новизна диссертации состоит в разработке методического инструментария для совершенствования налогового регулирования сферы услуг.

Основные научные результаты, полученные.лично автором: — Аргументирована целесообразность выделения сферы услуг в самостоятельный объект налогового регулирования. Сформулированы его особенности и дифференцированы методы регулирования в зависимости от вида услуг и особенностей хозяйствующих субъектов, их оказывающих.

Введено понятие «сфера налогового регулирования» и сформулированы его характерные признаки. По соотношению сферы и системы/режима налогообложения, а также в зависимости от системообразующих налогов и источников их уплаты выделены пять сфер налогового регулирования.

Предложено совершенствование налоговых отношений в сфере услуг на основе разграничения императивных и диспозитивных методов налогового регулирования. Определено, что реализация регулирующей функции налога в сфере услуг должна осуществляться на основе диспозитивных методов, направленных на стимулирование добросовестного поведения налогоплательщиков. Обобщена и систематизирована совокупность методов диспозитивного налогового регулирования.

Сформулирован авторский алгоритм оценки эффективности налогового регулирования (фискальной результативности) сферы услуг с позиции ее налогового потенциала и фискальных усилий, что позволило усовершенствовать механизм фискального мониторинга. — Предложена система многоуровневого фискального мониторинга, позволяющая повысить достоверность оценки налогового потенциала, а также оценить институциональные, инвестиционные, финансовые и фискальные результаты налогового регулирования.

Диссертация соответствует пункту 2.9. «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы» Паспорта специальности ВАК РФ 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты исследования состоят в том, что создают научно-методические основы для совершенствования методов налогового регулирования сферы услуг. Сформулированные в диссертации рекомендации по совершенствованию фискального мониторинга и оценки налогового потенциала сферы услуг могут быть использованы налоговыми органами при выборе методов налогового регулирования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых университета «Современные проблемы сервиса и туризма» ФГУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса». Результаты исследования внедрены в деятельности ИФНС РФ по г. Мытищи.

Ряд положений работы используется в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» при проведении занятий по курсу «Налоги и налогообложение» и спецкурсу «Специальные налоговые режимы».

Публикации по теме диссертации. Основные выводы и предложения по рассматриваемым в диссертации проблемам нашли отражение в 5 работах автора общим объемом 3,1 печ. л., в том числе лично автором-3,0 п.л.

Структура и содержание диссертации. Поставленная цель и задачи исследования определили логику и структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность проблемы; сформулированы цель и задачи работы, объект и предмет исследования; раскрываются методологические основы и методические средства решения поставленных задач.

В первой главе «Теоретико-экономические аспекты налогообложения сферы услуг» на основе систематизации научных подходов к экономической природе услуг представлена классификация методов их налогового регулирования. Выделены сферы налогового регулирования и сформулированы их характерные признаки. Обосновано, что налоговое регулирование сферы услуг должно осуществляться через диспозитивныи метод воздействия на налоговые отношения.

Во второй главе «Организационно-методический механизм налогового регулирования сферы услуг» налоговое регулирование рассматривается как приоритетное направление государственного регулирования сферы услуг. Предложена система методов налогового регулирования сферы услуг на основе признака диспозитивности. Выделены направления дифференциации налоговых ставок. Обоснована необходимость анализа результативности применяемых методов налогового регулирования в контексте оценки налогового потенциала хозяйствующего субъекта.

В третьей главе «Система показателей фискального мониторинга как информационной базы налогового регулирования сферы услуг» рассмотрены методические вопросы совершенствования методов налогового регулирования сферы услуг на основе оценки налогового потенциала хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере услуг. На основе исследования налогового паспорта региона сделаны выводы о его результативности в качестве инструмента фискального мониторинга и налогового регулирования сферы услуг. В целях повышения аналитичности налогового паспорта предложена трехуровневая система фискального мониторинга.

В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования, в обобщенном виде приводятся сделанные в диссертации выводы и обусловившие их аргументы.

Сфера услуг как объект налогового регулирования

Продукты и услуги, которые предназначены для реализации, определяются термином «товар». Система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями образует рынок товаров (продуктов и услуг). Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, но связанных между собой рынков:

рынок средств производства, из которого выделяются субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции;

рынок предметов потребления, в том числе продовольствия и продовольственных товаров;

рынок услуг, в том числе услуг производственного характера и потребительских услуг.

Товар является одним из фундаментальных понятий экономики. Д.Рикардо и представители классической школы экономики обозначали результат производственной деятельности, выставляемый на продажу терминами «продукция», «товар» и «изделия». Вторая половина XX века ознаменовалась изменениями в содержании понятия «товара». Так, Ф.Котлер, Р.Шапиро, Д.Хеснет определяют товар как «физическое средство», которое призвано разрешить проблему оказания услуги или выполнения конкретной полезной функции [49, 53]. В течение длительного времени экономисты не рассматривали категорию услуг как неотъемлемую часть сферы производства. Английский экономит Адам Смит указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда — работы по созданию материальных благ. При этом к непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий как «священники, юристы, врачи, писатели, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и прочие» [102, с. 163]. Тем не менее, высказывались и прямо противоположные мнения. Так, по мнению немецкого ученого XIX века Фридриха Листа, — «тот, кто выращивает свиней — производительная сила общества, а кто воспитывает людей — непроизводительный. Врач, спасающий жизнь пациента, не принадлежит к классу производителей, а аптекарский мальчик принадлежит, хотя изготовленные им пилюли существуют лишь несколько минут» [57, с. 160].

В рамках настоящей работы мы рассматриваем только услуги платные для потребителей в соответствии со статистическим определением платных услуг. Объем платных услуг населению отражает общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему (или членам его семьи) услугу или организацией (предприятием), в которой он работает. Производителями услуг выступают исключительно резиденты российской экономики (организации, предприятия, индивидуальные предприниматели различных видов деятельности, зарегистрированные на территории Российской Федерации). Потребителями услуг являются граждане Российской Федерации, а также граждане других государств (нерезиденты), потребляющие те или иные услуги на территории Российской Федерации. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению крупными и средними организациями и малыми предприятиями, некорпоративными предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг.

Налоговое регулирование как приоритетное направление государственного регулирования сферы услуг

В соответствии с социально-политической теорией Ад.Вагнера, налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. «Наряду с ближайшей, чисто финансовой, целью налога, — говорит Ад.Вагнер, — может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующее вместительство в распределение народного дохода и народного имущества, в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Я не только твердо придерживаюсь этой точки зрения вопреки всякой полемике, но даже расширяю теперь эту вторую цель в том направлении, что считаю, что регулирующим образом можно вмешиваться также и в употребление отдельного дохода и имущества. Из этой установки указанной второй цели вытекает расширенное понятие налога — социально-политическое понятие наряду с чисто финансовым» [110, с.225].

Рассматривая налоговую политику, можно отметить, что сформировался подход, рассматривающий налог исключительно через призму его фискальной функции. Так, по мнению В.А. Парыгиной, под налоговой политикой понимается «система осуществляемых государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом [83, с. 123]. Данный подход перекликается с точкой зрения И.В.Горского, который фискальную политику государства рассматривает как совокупность политики государственных доходов и политики государственных расходов [84, с.260].

Другие авторы отмечают, что налог обладает помимо фискальной еще и экономической сущностью, которая реализуется соответственно через его регулирующую функцию. Точка зрения Д.Г.Черника и Л.П.Павловой заключается в том, что налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране [82, с.55].

Автор настоящей работы поддерживает позицию Д.Г.Черника и Л.П.Павловой, так как она подчеркивает наравне с экономической и фискальной сущностью налогов социальную природу налогообложению. По нашему мнению, налоговая политика должна не только обеспечивать экономический рост и процветание государства, но обеспечивать развитие предпринимательства. Следует подчеркнуть, что развитие предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса является залогом формирования среднего класса, а значит и благополучного гражданского общества. Кроме того, преследуя исключительно фискальные интересы и пренебрегая интересами обеспечения социально-экономического благополучия, государство обрекает население, которое фактически и является конечным плательщиков налогов, на оплату благ по завышенным ценам. Например, по мнению А.А.Исаева, условия, оказывающие влияние на процесс переложения, могут быть сведены к двум группам: 1) те, которые создаются финансовыми законами, и 2) те, которые вытекают из строя данного общественного хозяйства. Переложение по причинам второй группы, по его мнению, наименее желательны, так как они вызываются уже экономическими причинами, когда хозяйствующие субъекты оказываются не в состоянии уплачивать повышенные налоги, и вынуждены перекладывать их бремя на потребителей [127, с.547].

Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования

Давая определение понятию «налоговый потенциал» в предыдущей главе данной работы, автор отметил, что для анализа налогового потенциала сферы услуг как отрасли народного хозяйства целесообразно рассматривать налоговый потенциал каждого отдельно взятого субъекта, осуществляющего свою деятельность в сфере услуг. Для изучения инструментария анализа налогового потенциала интересующей автора отрасли, рассматривается терминология, применяемая в сфере исследования налогового потенциала государства и регионов.

Анализ исследований, посвященных проблеме налогового потенциала, позволяет сделать вывод о том, что специальных механизмов для определения налогового потенциала отдельно взятой отрасли народного хозяйства не выделяется. Тем не менее, можно констатировать, что исследование налогового потенциала отрасли можно реализовать в контексте проблемы налогового потенциала отдельно взятого региона.

Обращаясь к определению понятия «регион» автор вынужден признать, что в научной литературе не выработано единых критериев данного понятия. Так как исследование проблемы раскрытия содержания понятия «регион» не является задачей данного исследования, автор останавливается на одном из наиболее распространенных в экономической литературе направлениях:

«1. Регион рассматривается как комплекс хозяйственных единиц (предприятия, отраслей и т.д.), а проблемы регионального планирования сводятся к оптимизации функционирования этих хозяйственных единиц. Это может выражаться в максимизации национального дохода, в оптимизации развития и размещения производства внутри региона.

2. Регион определяется как социальный объект, и задача регионального планирования заключается в оптимизации жизненных условий населения региона.

3. Регион рассматривается как социально-экономический объект, и, следовательно, задачей регионального планирования является оптимизация не только производства, но и социальных условий развития региона» [101, с.55].

Таким образом, регион представляет собой сложное структурное образование, характеризующееся социальными, культурными, экономическими и иными особенностями развития. Соответственно, представляется затруднительным однозначно решиться вопрос о методах государственного регулирования социально-экономическим развитием региона в целом. Важнейшим же инструментом регулирования является налоговое регулирование [120, с. 169].

Выработке адекватных меры регулирующего характера предшествует постоянный мониторинг экономических процессов, позволяющий сформировать определенные показатели оценки результативности налогообложения той или иной сферы — фискальный мониторинг. В соответствии с определением Т.Ф.Юткиной, фискальный мониторинг — это всестороннее и глубокое исследование последствий введения налогов, изменения налоговых режимов, их уплаты, с одной стороны, и расходования налоговых доходов — с другой. Исследование таких ситуация сопровождается соответствующими научно-практическими описаниями, выработкой рекомендаций для законодательных и исполнительных органов и публикациями в открытой печати для обсуждения [139, с.242].

www.dslib.net

Смотрите так же:

  • Продлят ли материнский капитал путин До какого года действует материнский капитал Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ранее в тексте документа указывалось, что он […]
  • Цели материнского капитала Программа материнский капитал С целью оказания дополнительной материальной поддержки российских семей, имеющих двух детей и более, по инициативе Президента РФ Владимира Путина в 2006 году был принят федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ, положивший начало новой федеральной программе […]
  • Как рассчитать штраф по налогу на прибыль Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)? Отправить на почту Штраф по налогу на прибыль взимается за допущение нарушений, предусмотренных НК РФ. Рассмотрим, за какие налоговые «проступки» и в каком размере могут быть начислены штрафы по налогу на прибыль. Виды нарушений, […]
  • Начисление пособия по рождению проводки Как отразить в учете начисление и выплату пособия при рождении ребенка Бухучет Пособие при рождении ребенка возмещает ФСС России. Такие выплаты отразите на счете 69 (Инструкция к плану счетов). В бухучете начисление и выплату пособия оформите проводками: Дебет 69 субсчет «Расчеты с […]
  • Надзорная жалоба по уголовному делу сроки подачи Надзорная жалоба по уголовному делу - образец Надзорная жалоба преследует своей целью оспаривание судебных решений, вступивших в законную силу. О том, как грамотно составить надзорную жалобу по уголовному делу и каким образом представить ее в соответствующую судебную инстанцию, расскажет […]
  • Приказ о приеме на работу образец для ип Как оформить прием на работу нового сотрудника Как оформить прием на работу сотрудника Индивидуальный предприниматель не обязан вести полный кадровый документооборот и использовать формы Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной […]
  • Получение накопительной части пенсии умершего документы Наследование накопительной пенсии Законодательными актами РФ четко регламентирован порядок наследования пенсионных накоплений застрахованных граждан после их смерти. С 1 января 2015 года вступили в силу новые Правила выплат наследникам (правопреемникам) средств пенсионных накоплений […]
  • Трудовой стаж женщин начисления пенсии Женщины в России отправляются на пенсию раньше мужчин. И это даже несмотря на то, что их продолжительность жизни длиннее в отличие от представителей сильной половины. Но чтобы получать деньги, положенные по старости, надо не только быть определенного возраста, но и иметь наработанный […]