Правила в икебане

Главная / Правила в икебане

Правила флористики, икебана для цветочных композиций

Икебана — это исторически сложившаяся национальная традиция Японии, где создано прекрасное теоретическое обоснование и практические правила воссоздания красоты.

Освоив эти правила, человек любого уровня художественных способностей развивает в себе эстетический вкус; он сможет создать красивые цветочные композиции и в саду, и в вазе, и просто на столе.

Первое правило. Учиться у природы. Это означает научиться чувствовать прелесть встречи ранней весной с первым цветком, восхищаться пейзажем за окном, первым выпавшим снегом, понимать красоту лунного света, краски осени или нежный бархат зелени весенней травы.

Увидеть, как прекрасны белые лилии на фоне темной зелени, как великолепно сочетаются высокие, стройные, узкие листья сибирского ириса с широкими листьями бадана и функии и как, наконец, украсили цветочные растения, выращенные и посаженные Вами, тот сад, в котором были раньше только яблони, ягодные кусты да огород.

Второе правило. Композиция или букет не могут считаться хорошими, если в них не выражены время, сезон или целевое назначение.

Так, символ:
— прошлого — это полностью распустившиеся цветки, плоды, семенные коробочки или сухие листья;
— настоящего — полураспустившиеся цветы, особенно на красивоцветуших ветках деревьев и кустарников, свежие листья;
— будущее — бутоны, почки, напоминающие о предстоящем развитии.

Третье правило. Букеты или композиции выглядят более изящно, если они асимметричны, т.е. левая и правая стороны не похожи друг на друга.

Четвертое правило. Любая композиция или букет должны быть объемными, т.е. иметь 3 измерения — высоту, ширину и глубину.

Пятое правило. В композициях и букетах должен присутствовать элемент новизны — новые цветы или другой растительный материал, необычное их сочетание. Например, соцветие подорожника или календулы, ветка цветущей черемухи с розой, ветка не растущего в нашей зоне бамбука.

Новой будет композиция из многих садовых летних, двулетних и многолетних цветов, которые в последние годы появились в продаже, как в срезанной цветущей форме, так и в виде посадочных материалов (семян, луковиц и т.п.).

Шестое правило. В Вашем произведении должна чувствоваться динамичность: цветы, ветки и листья не ставят одинаково прямо, они должны находиться как бы в движении. Японцы считают особенно важными неровные линии, которые и придают динамичность и выразительность букету.

Такому впечатлению помогают заранее приготовленные завитые тонкие стебли ивы, березы, корнуса. После срезки их, прежде всего, очищают от шкурки, помешают сначала в холодную воду, а затем — в горячую и завивают на бутылке, скалке с помощью бинта. Через сутки завитые ветви готовы.

Для подчеркивания динамизма композиции можно также использовать природные длинные и изогнутые стебли и ветки и листья травянистых растений (тростника, камыша, ситника), причудливые ветки декоративных кустарников и др.

Седьмое правило. Необходимо соблюдать гармонию цвета всех элементов композиции. Окраска цветов и другого материала композиции должна бьпъ гармоничной, а также сочетаться с цветом вазы и материалом, из которого она сделана.

Цветы должны отличаться по окраске и в то же время гармонировать друг с другом. Цветовод, как художник, должен знать основные свойства цвета, сочетание цветов разных тональностей, а также их эмоциональное воздействие на человека.

Легкими цветами считаются желтый, зеленый; тяжелые — фиолетовый, красный; холодными — голубой, синий, фиолетовый; теплыми — желтый, оранжевый, красный, зеленый.

Восьмое правило. Следует соблюдать пропорциональность между букетом и вазой, композицией и вазой, цветочным оформлением и площадью газона. В любую вазу можно поставить большой, средний и малый букет или композицию, сообразно ее размерам.

Малая композиция или букет равны по высоте сумме, полученной от сложения высоты вазы и ее диаметра; средняя стандартная композиция или букет в полтора раза выше малой; большая композиция (букет) равна по высоте удвоенной малой. В западной цветочной аранжировке принято соотношение 3:5=5:8; это значит, что высота композиции равна 8 частям, из которых 3 части составляет ваза, а 5 частей — высота цветов над ней.

Указанные пропорции глаз человека воспринимает без напряжения — отсюда ощущение гармонии.

Девятое правило. Лиричность. Составляя букет или создавая композицию, неплохо научиться отражать в ней свое настроение по данному случаю, но это — уже высшее мастерство, которое приходит со временем; ему надо учиться так же, как и самому искусству составления композиций.

Вернуться — в оглавление — Литература

www.bestgardener.ru

Икебана: правила составления икебан

Красота по японской традиции должна складываться из трех понятий — трех элементов-символов: син, соэ, хикаэ, то есть: небо, человек, земля, что составляет основу мироздания в икебане. Икебана строится по правилам, но все-таки «глаза и сердце не должны быть у них в плену».

Вот эти основные правила:
1. Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Треугольник не должен быть ни вертикальным, ни горизонтальным. Элементы не должны находиться в одной плоскости.
2. Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда — его диаметром и высотой.
3. При составлении икебаны сосуд имеет огромное значение: он должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным. (Если у вас имеется ваза с рисунком, переверните ее на ту сторону, где нет рисунка.)

Для крупных веток, тяжелых цветов хороша грубая керамика. Полевые цветы прелестны в фаянсовых, деревянных сосудах, плетеных корзинках. Розы, тюльпаны, гвоздики, ландыши хороши в стеклянных, фарфоровых вазах.

В роли «вазы» можно использовать что угодно, вплоть до самых неожиданных предметов: детскую игрушку, подвернувшуюся корягу, кусок трубы, старую сковородку.

Теперь поговорим о конструктивных элементах:
а) Соэ (человек) должен быть равен примерно 2/3 элемента син (неба) и наклонен в ту же сторону, что и син.
б) Третий элемент — хикаэ — самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены соэ и син.
в) Ветка хикаэ также составляет 2/3 длины, только не син, а соэ.
г) Все элементы закрепляются в икебане таким образом, что кажутся ветвями одного растения.
д) В конце добавляется растительный материал второй степени значимости — так называемые заполнители.

Длина первого стебля всегда определяется таким образом: берется величина,равная сумме длины диаметра и высоты сосуда, и умножается на 1,5. Длина второго и третьего соответственно уменьшается на 2/3.

Место закрепления веток в сосуде определяется одной из четырех точек: справа или слева, спереди или сзади.

Правила пользования кэндзаном (приспособлением для закрепления цветов):

Ветки помещают между иглами кэндзана. Ветки срезают, по диагонали и расщепляют их. Рекомендуем ставить ветки сначала прямо, а потом уже медленно наклонять в нужную сторону. Слишком тонкие ветки советуем обернуть ваткой, а потом втыкать в кэндзан.

Если стебли цветка полые вложите аккуратно в стебель ватку или бумагу, а затем только втыкайте в кэндзан.

Вводят в кэндзан ветку, держа ее ближе к нижнему концу, медленно и осторожно. Если ветка тяжелая, поставьте поверх кэндзана что-то еще.

В качестве кэндзана удобен пиафлор (пористая губка). Ее замачивают в воде, а затем ставят на подставку с шипами. Если под рукой ничего подобного нет: используйте пластилин или полиэтиленовый пакетик с насыпанным в него керамзитом. Увлажните его и завяжите пакет, а стебёль ветки или цветка вставляйте в проткнутые предварительно отверстия. Знайте: особый шик — создать икебану вовсе без держателя.

Помните, что икебана это не букет. Никакой пышности она не терпит. Уделите внимание самым простым и скромным растениям. Хозяйка с небольшим достатком вряд ли сможет сделать букет из калл, роз или орхидей. Попробуйте в праздничной икебане заменить роскошные цветы на герань, бегонию или на что-то другое. Можно сделать интересную икебану, использовав листья капусты, петрушки, сельдерея,укропа. Эффектна и неожиданна икебана с использованием фруктов вместо цветов. Замените экзотические растения на яблоки, мандарины, насаженные на ветки.

www.salon.by

Принципы традиционной и новой икебаны

Икебана — традиционное для Японии древнее искусс­тво составления букетов из цветов и различных растений. В переводе с японского икебана — «вторая жизнь», озна­чает буквально «живущие цветы», сохранение цветов во второй жизни. В Японии срезание цветов не воспринима­ется как разрушение живого, в отличие от общепринятой западной теории. Философия икебаны считает, что сос­тавление букета — это продолжение жизни, но только в другой форме.

Икебана всегда была и остается непременной частью интерьера в японском доме, создаваемой руками самой хозяйки. Искусство составления икебаны неразрывно связано с религиозно-философскими принципами этой страны, поэтому и считалось, что готовые композиции нельзя ни дарить, ни продавать. Во многих японских до­мах икебаны устанавливают на самых видных и главных местах, и гость, войдя в дом, в первую очередь приветст­вует растения, а уже потом хозяев, тем самым показывая свое уважение к природе и дому. Каждая женщина в Япо­нии владеет искусством икебаны. Оно является обяза­тельным предметом в женских школах и колледжах.

У японцев очень многому можно научиться в искусст­ве аранжировки цветов, ведь они склонны поэтизировать жизнь, используя цветы, и восхищаться красотой расте­ний, почитая их. В композициях японских мастеров всег­да искусно подчеркиваются красота формы и гармония окрасок цветочных растений. И это достигается благода­ря умению использовать небольшое количество простого материала, благодаря искусству его тщательной обработ­ки, старательному выбору сосудов и интереснейшим тех­ническим приемам.

Искусство икебаны начало свое развитие в XII — XIII веках. Сначала оно было привилегией избранных и выражалось в поклонении богам. Позднее такое возвы­шенное отношение к цветам и богу стало демократич­ным, вошло в народный быт и приобрело значение национальной традиции.

Определенный стиль компоновки цветов сложился в середине XV века и получил название рикка — стоящие цветы. Такие монументальные и торжественные компо­зиции создавались по строгим правилам и выражали фи­лософское мировоззрение. Они символизировали Вселенную и представляли собой мифическую гору. Рас­тения, используемые в таких композициях, иногда были высотой в полтора метра. Своего расцвета стиль рикка достиг в XVII веке, когда утратил условности и стал попу­лярен среди простых людей. Композициями, выполнен­ными в этом стиле, украшали жилище во время свадьбы, рождения ребенка, военной победы. Уже тогда нельзя было использовать в букетах четыре цветка, так как по-японски «четыре» звучит так же, как «смерть».

В XVI веке возникло новое направление икебаны — на-гэире. Оно было полной противоположностью строго систематизированного стиля рикка. Основой нигаэре стали гармоничность, простота, естественность и отсутс­твие специальных правил. В связи с этим новый стиль стал очень популярен среди населения.

В это же время возникла еще одна разновидность цве­точных композиций — тябана, которую применяли для оформления специальных ниш в чайных домиках. В та­ких композициях использовали минимум растений, не­редко даже один цветок или бутон.

В XVII веке появился новый стиль, соединивший в себе величественность стиля рикка и простоту нагэире. В следующем веке новый стиль становится все более попу­лярным и в нем закрепляется принцип триединства эле­ментов икебаны — неба, человека и земли. Этот принцип действует и в наше время.

В начале XX века сформировалась школа охара. В это время в Японии стали использовать европейские цветы и все чаще составляли композиции в плоских сосудах. Для того, чтобы крепить в них растения, требовались специ­альные приспособления. Сначала их роль выполняли ре­шетки, а позднее изобрели особую металлическую наколку-держатель — кензан. Это изобретение привело позднее к распространению нового стиля — морибана.

Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, не­обходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространст­венная структура, способствуют восприятию ее в качест­ве единого целого.

Конструирование икебаны, как и иероглифа, основа­но на сочетании элементов, каждый из которых несет оп­ределенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служатформа и характер выбранно­го сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал — главный конст­руктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны ак­тивными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что поз­воляет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и иг­рает роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки оли­цетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по вет­вям и по стволу.

Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны явля­ется асимметрия. Элементы, составляющие такую ком­позицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэто­му в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу «трех плоскостей»: одна линия А — символ неба, руководящее начало («син»), другая линия В — человек («соэ») и третья линия С — символ земли («хикаэ»). Главные элементы букета — «син», «соэ» и «хикаэ» — составляют его скелет. Эти ли­нии могут быть ветками или цветами.

Если мысленно провести линию, соединяющую вер­хушки растений, получится разносторонний треуголь­ник, именно он и лежит в основе асимметричной гармонии любой икебаны, а сама композиция состоит из нечетного числа цветов. Японские мастера по этому по­воду говорят: «Только асимметрия и нечетность — основы красивого». Поэтому икебана не бывает круглой, а ее эле­менты никогда не могут быть равны по высоте и распола­гаться симметрично (рис.10).

Рис. 10. Традиционная икебана

В японской аранжировке часто используются ветки хвойных пород с четким графическим силуэтом. Если бе­рутся ветки лиственных пород, то они должны быть, как правило, без листьев или с распустившимися почками.

Кроме основных линий, в композиции могут участво­вать вспомогательные элементы, которые называют «по­мощниками» («дзюси»). Японцы называют это «мясом букета».

Задачей «помощников» является усиление впечатле­ния от основных ветвей композиции, и отбираются они в основном из того же материала, что и сама ветка-»хозя-ин». Иногда количество веток-»помощников» не ограни­чивается и они могут быть поставлены к любой основной ветке.

Оптическая связь концов основных ветвей всегда соз­дает треугольник с неравными углами. Длина трех ветвей строго определена. Основная самая высокая ветвь А, отображающая небо, имеет длину, составляющую полто­ры суммы диаметра и высоты вазы, не считая той части, которая в вазу погружена. Высота ветки или цветка В, отображающего человека, равна 3/4 высоты основной ветви (неба), а высота самого низкого растения С, отоб­ражающего землю, равна 3/4 высоты стебля среднего рас­тения, следующего за самым высоким (рис. 11).

К примеру, при диаметре вазы 30 см и высоте 10 см длина самого высокого растения в икебане будет равна:

(30 + 10) х 1,5 = 60 см, растения пониже — 45 см, а самого низкого — 34 см.

От расположения растений в композиции под различ­ными углами создается тем самым ее объемность. Самую высокую ветвь или стебель ставят по центру с наклоном по вертикали на 10 — 150 влево и немного вперед, второй, который пониже, — левее первого с наклоном 40 — 450 ис еще большим наклоном вперед, третий, самый короткий, отклоняют вправо по вертикали на 60 — 750. Эта четкая расстановка стеблей строго рассчитана и является прави­лом икебаны, которое создает гармоничное единство эле­ментов в композиции (рис. 12).

Важнейшим эле­ментом икебаны является «небо», от его направления и динамики зависит эффект всей ком­позиции. Опорой для неба служит «человек», он дол­жен соответство­вать небу по форме и направленности. «Земля» уравнове­шивает компози­цию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы.

Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором ли­ний играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цве­там и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам — растения зеленой или светлой ок­раски. Далее мы приведем все правила, которые жела­тельно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страни­цах этой книги, и это не случайно — ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам при­дется ознакомиться с так называемыми заповедями тра­диционной икебаны. Их всего пятьдесят.

1. Красивые цветы не одно и то же, что и красивая ике­бана. Цветы свою красоту покажут только после того, как их правильно поставят.

2. Правильная икебана должна соответствовать эпохе и поводу, по которому делается. К примеру, новогодняя выполняется из сосны или бамбука и хризантем, а икеба­на в День мальчиков (5 мая) — из ирисов.

3. Дух икебаны не стареет, но каждый создает ее по-своему.

4. Даже в одной ветке и в одном цветке должна быть от­ражена дикая природа.

5. Делая букет, нужно в душе поговорить с цветком.

6. Приступайте к составлению икибаны, не боясь ре­зультатов.

7. Приступайте к составлению с нужным настроением, спокойно, внимательно.

8. В схеме собран весь нужный опыт.

9. У основных форм икебаны имеются варианты.

10. Свободное творчество начинается после овладения основной формой букета и его вариантами.

11. Главные элементы икебаны («син», «соэ», «хикаэ») — основной скелет букета. К каждому из основных эле­ментов добавляются «дзюси» — «помощники».

12. Сначала нужно практиковаться в низкой вазе (мо-рибана), потом в высокой (нагеире). Элементы «син» и

«соэ» должны быть из веток дерева, «хикаэ» — из цветов, травы.

13. Две основные формы — прямостоячая и наклонная — основа любой другой формы.

14. Первые варианты каждой основной формы — раз­вести главные элементы букета «син» и «соэ» в разные стороны, один — вперед, другой — назад.

15. Вторые варианты — поменять местами главные эле­менты «соэ» и «хикаэ».

16. Третьи варианты — трехсторонние.

17. В четвертых вариантах элемент «соэ» не употребля­ется.

18. В пятых вариантах «син» и «соэ» группируются вместе, а от них отдельно в стороне — «хикаэ».

19. Шестые варианты — четырехсторонние.

20. Седьмые варианты — икебана лежачая, плавающая и типа натюрморта, составленная из листьев, веток, пло­дов и фруктов.

21. Восьмые варианты — сочетание двух букетов в двух разных вазах.

22. Чем больше человек постигает искусство икебаны, тем более внимательным должен быть перед ее составле­нием : очистить ветки, цветы, а после — привести в поря­док рабочее место.

23. Надо бережно относиться к материалу букета, но не бояться отрезать лишние ветки, листья и цветы во имя красоты букета.

24. Научитесь крепить материал на кензане, обратите внимание на то, чтобы обратная некрасивая часть листа (если лист имеет лицо и изнанку) не была видна. Основа­ние букета должно быть красивым и законченным, не должен быть виден кензан.

25. Поправьте «хикаэ» по «син» и «соэ» (обратите вни­мание на «хикаэ»).

26. Нельзя близко рассматривать свою икебану во вре­мя ее составления.

27. Не обращайте внимание на четное или нечетное количество цветов и веток, самое главное — гармония и баланс.

28. В составлении букета в высокой вазе (нагеире) надо практиковаться так же, как и в составлении букета в низ­кой вазе (морибана).

29. Составление букета без вазы и употребление искус­ственного материала надо изучать специально.

30. В зависимости от материала линии икебаны могут быть четкими, получеткими и плавными (расплывчаты­ми).

31. Икебана — не только картина, но и музыка, и скуль­птура.

32. Лучшая ваза — из ствола бамбука или любая вещь, приспособленная под вазу и кажущаяся составителю подходящей.

33. В качестве вазы выбирайте то, что будет красиво выглядеть, когда вы в это поставите цветы и ветки.

34. Сначала подберите гармонирующие друг с другом вазу и материал для букета, потом, сделав букет, подбери­те для него подходящее место. Это расширит гармонию букета.

35. Икебаны по своей цели делаются не только для квартиры, но и для индивидуальных и общественных мест.

36. Делая икебану, подбирая ей место, думайте не только о цветах, но и о вазе, о площадке, на которой будет стоять букет. Думайте о наличии или отсутствии стены и об освещенности.

37. Букет должен быть повернут лицом в ту сторону, с которой он лучше обозревается.

38. В красоте композиции участвуют площадка, на ко­торой стоит букет, подставка, песок, камешки.

39. Подлинная красота композиции родится из ее гар­монии с окружающей обстановкой.

40. Букеты делаются с учетом значений цветов и коле­ра в каждой стране. К примеру, в Японии желтые хризан­темы — символ императора, а в некоторых странах желтый цвет — символ измены.

Икебаны могут быть сделаны для будничного украше­ния квартиры, для праздничного, для свадьбы или годов­щины свадьбы, для официальных церемоний.

41. Для цветов ветер хуже, чем отсутствие воды.

42. Завядшие цветы и ветки оживают, если концы их стеблей подрезать в воде.

43. Основные способы оживления цветов и веток: под­резать концы стеблей в воде, перед составлением компо­зиции поставить цветы в горячую воду, подпалить концы стебля у древесных растений, положить в воду соль или уксус, впрыснуть воду в полый стебель.

44. Составляя икебану, следите за тем, чтобы не было накладывания листа на лист, цветка на цветок (задние срежьте). Должен быть акцент, его отсутствие возникает при слишком пропорциональной, равномерной расста­новке элементов композиции в вазе или при наличии двух-трех одинаковых по силе (размеру) цветовых пятен.

45. Если цветки и ветки — главные элементы компози­ции, тогда ваза должна быть скромной. Если главный элемент — ваза, то скромными должны быть цветы и вет­ки.

46. Букет будет невыразительным, если между главны­ми элементами — одинаковое расстояние или в одном из главных элементов (например в «хикаэ» и его «дзюси») цветы будут стоять друг от друга на одинаковом расстоя­нии. Это создает впечатление монотонности. Кроме это­го, впечатление силы, которое создается главными элементами, не должно быть одинаковым. Это и есть ак­цент, дающий букету выразительность.

47. Надо найти гармонию материала букета, вазы и места установки.

48. Используйте вдохновение для составления компо-зицийнеожиданныхформиищите необычныйматериал, который может подсказать тему аранжировки.

49. Четыре основных правила для творчества: 1) Но­визна (форма букета, материал, цвет); 2) Динамичность (линия); 3) Пропорциональность; 4) Гармония. Соблю­дайте гармонию колера. Не употребляются вместе слабые листья (длинные, тонкие) и сильные цветы, так как сос­тавные части материала должны гармонировать между собой. Должна быть гармония вазы с материалом. Совер­шенный букет должен быть безукоризненным в трех от­ношениях — линии, цвета и акцента (сгустка, пучка) из цветов, веток.

50. Глаз, рука и сердце составителя икебаны не долж­ны быть всецело в плену у правил.

Современная икебана имеет два стиля — нагеире и мо-рибана. Стиль нагеире предусматривает композицию из растений в высокой вазе, а морибана — в низкой. Оба сти­ля следуют асимметричному построению икебаны — в виде разностороннего треугольника.

Стиль нагеире в переводе значит — «вброшенные цве­ты». При создании этой композиции применяется специ­альный метод крепления растений при помощи веток или проволоки. Основными требованиями к этой аранжи­ровке являются следующие:

— часть горловины вазы должна оставаться открытой, чтобы вся композиция не напоминала пробку из цветов;

-можно не ставить к веткам «помощников», а лучше дать красивые ветки А и В, чтобы обойтись без «дзюси». Линию С (символ земли) дать в виде трех цветков: один из них должен быть «хозяином», а два других «помощника­ми»;

— опорой для веток и цветов может служить бортик вазы, что совершенно недопустимо в стиле морибана.

Морибана в пе­реводе значит — «нагроможденные цветы». Все эле­менты композиции ставятся в низкие плоские вазы (сук-бан) под разными углами.

Для крепления веток и цветов в стиле морибана ис­пользуются кенза-ны, которые уста­навливаются в вазе в одной из девяти позиций (рис. 13).

Рис. 13. Позиции кензана

Удачное сочетание используемой вазы и композиции создает впечатление, что цветы растут в естественных условиях.

Выбирая растения для создания трех основных линий икебаны — линии А(небо), В (человек) и С (земля), мож­но использовать как один вид растений для трех линий, так и разные растения для каждой из линий. Как правило, две линии — А и В или В и С — создаются из одного вида растения, а третья создается из другого.

В новой икебане, в отличие от традиционной, разре­шается отходить от трех основных линий (небо, человек, земля) и правил их установки (размеры, угол наклона). Ниже мы приводим принципы новой икебаны.

1. Изогнутые линии напоминают охотничий лук или арку (рис. 14).

Изгиб может быть как легкий, так и круп­ный, что достигается со­ответствующей обработ­кой материала. Исполь­зуются ветки различных видов ивы (верба, крас­нотал), барбариса, спи­реи аргуты и японской, метелки дикого проса (сорго) и др.

2. Спиральные и круг­лые линии изгибают сильнее, чем изогнутые (рис. 15).

Концы линий обяза­тельно встречаются или продолжают спиральные изгибы. Такие линии вы­полняют из побегов лиан, таких как виноград, лимонник, глициния, ак­тинидия, а также из вет­вей ивы и из проволоки.

3. Параллельные ли­нии могут быть прямос­тоящими вертикальными (перпендикулярные вазе), горизонтальными (параллель­ные вазе) или диагональными (расположенные под уг­лом) (рис.16).

Размещают эти линии в основном на переднем и заднем пла­не емкости, чтобы до­биться глубины компо­зиции. Для создания та­ких линий используют любые растения с пря­мыми стеблями — лук, бамбук, пшеница, мис-кантус и др.

4. Изломанные ли­нии могут иметь прос­той перегиб — сгибаться в одном месте, или сложный — зигзагооб­разный (рис. 17).

Углы изгибов придают линии остроугольность, а всей композиции — стро­гость.

Изящные изломан­ные линии получаются из тимофеевки, ситника и других злаковых, кото­рые сначала консерви­руют в глицерине (см. стр. 275). Крупные и рельефные линии дают рогоз, сансивьера. 5. Пересекающиеся линии могут быть прямыми или изогнутыми, а их пересечения должны быть тщательно продуманы (рис. 18).

Такие линии создают впечатление сильного ритма, а беспорядочные пересечения негармоничны. В классической икебане линии не пере­секались. Если нужно передать чувство зре­лости, силы, пересека­ющиеся линии необ­ходимы. Такие линии можно создать из сухих стебельков гречихи са­халинской, тростника, тонкихберезовыхство-ликов с веточками, хлебных колосьев с ромашками, васильками, маками. Если поставить в две вазы по одному пиону на изгибаю­щихся стеблях и устремить их друг к другу, получатся не только пересекающиеся линии, но и композиция «танец цветов».

6. Лучистые линии должны выходить как бы из одной точки.

Такие линии полу­чаются из листьев ири­са, цветущих веток кустарника, из ситни­ка, камыша.

Лучи располагают в разных плоскостях — одни направляют впе­ред, другие назад. Та­ким расположением достигается глубина композиции, которая в этом случае не полу­чится плоской (рис.19).

7. Левое и правое направление строится на искусной асимметрии, которая достигается за счет контраста нап­равленности веток разных размеров и окраски левой и пра­вой сторон компози­ции (рис. 20).

8. Высокое и низ­кое направление строится на контрас­те между вершиной и основанием компо­зиции. Контраст ис­пользуется и по форме, и по цвету. Частью основания композиции нередко рассматривается ваза (рис. 21).

9. Плоскость эф­фектно включается в композиции. В тра­диционной икебане плоскость не явля­лась художествен­ным элементом и не принималась во вни­мание. Ее создают крупные плоские листья кустарников, деревьев, борще­вика, монстеры, бадана (рис. 22).

10. Масса в новой икебане играет большую роль. В икебане она воспринимается как цельное соединение цвета и формы. Масса растений передает чувство объема. Пространство входит в композицию, как и весь материал.

К примеру, новая школа согэцу, о которой будет рассказано далее, считает, что икебана — это скульп­тура из цветов, и это нель­зя забывать, когда работа­ешь с материалом, кото­рый требуется использо­вать в качестве массы (рис. 23).

Цветочная масса долж­на состоять только из цветков, все листья и тя­желую зелень из нее удаля­ют.

В результате усиливает­ся цветовое воздействие композиции. Баланс дос­тигается не только по фор­ме, но и по цветублагодаря его умелому выбору. Цве­товая масса сгущает крас­ку, дает ощущение силы цвета.

Сама же масса может быть круглой и эллипти­ческой или прямоугольной формы.

Изучив основные прин­ципы новой икебаны, их можно использовать в раз­ных комбинациях. Сохраняет свою простоту композиция на основе двух-трех принципов, а добавляя их и усили­вая, можно создать популярную в Японии тяжелую пол­ную аранжировку.

В современной икебане используют любые виды жи­вых цветов, сухих веток и трав, сухих корней, частей де­ревьев, устанавливая все материалы не только в национальные вазы. Наиболее любимые японцами цве­ты, часто используемые в композициях, — хризантемы, камелии, розы, ирисы, каллы, а также цветущие ветки плодовых растений и кустарников — сливы, персика, гру­ши. Нередко в икебане используется какой-либо один вид цветов. Лучшими образцами икебаны считаются бу­кеты из камелии без дополнительной аранжировки. В ос­новном их составляют зимой. Осенние икебаны делают из хризантем, помещая их в высокие вазы, на камни или на отдельные части дерева. Такие композиции выполня­ют без аранжировки или дополняют листьями эвкалипта, аспидистры, аспарагуса, монстеры, рододендрона и дру­гими.

Отличным материалом, используемым в икебане сти­ля морибана, служат полураспустившиеся розы, для аранжировки которых используют ветки можжевельни­ка, кедра, бамбука, эвкалипта. Что касается ирисов, то они почти ни с каким видом зелени, кроме собственной, в икебане не сочетаются, поэтому их ставят в плоские вазы в период дружного цветения.

Каллы в икебане используют с длинными цветочными стрелками и низко срезанными, с полностью раскрыв­шимся цветком и в состоянии плотного бутона. Каллы ставят в высокие вазы, но все же чаще композиции с ними выполняют в низких плоских сосудах, обрезая цветам стебель коротко и аранжируя листьями монстеры и самих калл, аспарагусом.

В икебане японские аранжировщики любят использо­вать тюльпаны, белые лилии, гвоздики, древовидные пи­оны, нарциссы, реже встречаются гладиолусы. В качестве дополнительного материала к цветам используют ветки ивы, камыш, ситник, рогоз и злаковые травы. Букеты не­редко составляются из одних только цветущих веток пло­довых культур или в сочетании с камелией, сосной или бамбуком.

Японские мастера для достижения художественного эффекта нередко используют контраст — сочетание глян­цевых и пушистых растений, крупных листьев и тонких стеблей. Необходимо помнить о соблюдении определен­ной уравновешенности между элементами икебаны: крупные цветы ставить ближе к центру, а мелкие по кра­ям; темные цветы располагать ниже, светлые — выше.

В искусстве икебаны нашло свое отражение течение времени. С помощью цветочных растений можно изобра­зить прошлое, настоящее и будущее. Прошлое символи­зируют полностью распустившиеся цветы, плоды, семенные коробки и сухие листья; настоящее — красивые полураспустившиеся цветки деревьев и кустарников, све­жие листья; а будущее — бутоны, распустившиеся почки, напоминающие о предстоящем развитии и вечном тече­нии жизни.

Новой школой икебаны считается школа согэцу, соз­данная 1926 году Сафу Тэсигахарой. По его словам, «луна на небе и трава на земле наиболее широко отражают Все­ленную», поэтому два иероглифа в названии школы обоз­начают луну и траву. В этом отражено глубокое понимание человеком природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Тремя основными принципами школы согэ-цу являются следующие:

1) цветы могут быть составлены кем угодно;

2) аранжировка может быть сделана где угодно;

3) материалом для аранжировки может служить все, что угодно.

Декоративным материалом, применяемым школой согэцу, могут быть не только живые растения — ветки, листья, цветы, но и сухие — лианы, травы, коряги, пни, корни, стволы, а также крашеные, отбеленные или ошку­ренные стебли растений. Впервые в цветочных компози­циях используются материалы нерастительного происхождения — камни, стекло, металл, перья, бумага, веревки, керамика, синтетические изделия. Композиции школы украшают не только интерьеры помещений, но и открытые площадки, водные поверхности.

В современной икебане также присутствуют три ос­новные линии — А (небо), В (человек) и С (земля). Длина линии А непосредственно связана с размером сосуда, в котором делается аранжировка, длина линий В и С строго зависит друг от друга. Величина сосуда определяется сум­мой его высоты и наибольшего диаметра горловины. Можно поставить в вазу разные композиции — большую, среднюю (стандартную) и маленькую. Что касается боль­шой композиции, то в ней длина ветки А равна двойной величине вазы, в средней композиции — полуторной ве­личине, а в маленькой — равна самой величине. Чтобы уз­нать длину ветки, равной высоте вазы, ее ставят рядом с ней, а потом прибавляют наибольший диаметр горлови­ны.

После определения величины ветки А, устанавливает­ся длина веток В и С (рис. 24.)

Длина их в различных сов­ременных школах икебаны неодинакова. В школе согэцу линия В равна 3/4 линии А, линия С — 3/4В, ав другой школе, охара, линия В равна 2/3 линии А, линия С — 1/2 А. Вообще в школе охара композиция состоит из трехос­новных элементов: А — субъект, В — секунда, С — объект. Кроме длины веток, две школы различаются и учебными формами.

Длина «помощников» каждой линии, которую они усиливают, соответственно короче. Необходимо отме­тить, что в случае использования нестандартных ваз все современные школы допускают незначительные расхож­дения в размерах.

Ниже будут изложены правила построения современ­ной японской композиции одной из основных школ — согэцу. В ней также существует два стиля — морибана и нагеире, об особенностях которых было рассказано на примере традиционной икебаны.

В школе согэцу насчитывается восемнадцать учебных форм, которые необходимы для освоения техники поста­новки растительного материала, для приобретения лов­кости рук в работе с цветами и развития собственной фантазии.

Чтобы научиться искусству икебаны, начинающему аранжировщику рекомендуется заготовить в соответст­вии с пропорциями выбранной вазы две ветки А,Вицве-ток С.

Каждой основной линии подберите «помощников» — ветки и цветы. Для обучения вазу лучше взять низкую и устанавливать основные линии на кензане. Две ветки и цветок поставьте на кензан так, чтобы в результате полу­чился треугольник, а «помощников» («дзюси») поместите в районе треугольника. При мысленном соединении ске­летных веток должен получиться разносторонний треу­гольник.

В аранжировке большое значение придается углам наклона основных элементов, которые отсчитываются от средней вертикальной линии композиции, условно при­нятой за 00.

Цветы в букете лучше направлять в разные стороны: те, которые стоят справа от центральной оси компози­ции, должны смотреть на левое плечо композиции, а те, что стоят слева, — на правое плечо.

В зависимости от угла наклона растений в композиции различают две ее основные расстановки — вертикальную (прямостоячую) и наклонную.

Основная прямостоячая форма

В низкой вазе наколка помещается в первой позиции. Самая сильная и пышная линия А ставится в дальний угол треугольника, крепясь на наколке с отклонением от вертикали влево и вперед на 10 — 150. Линия В отклоняет­ся на 450 влево и вперед, чтобы она оказалась перед линией А. Цветок С крепят с отклонени­ем вправо на 75 — 800 и еще ближе к переднему краю, чем линия В.

Цветок должен рас­полагаться напротив двух веток и уравнове­шивать всю компози­цию (рис. 25).

В связи с тем, что нередко ис­пользуют сильно изог­нутые ветки, бывает нелегко определить угол наклона, тогда как за линию ветки приня­то считать мысленно проведенную линию от ее вершины до основания и имен­но ей придавать определенный наклон.

Высоту всей композиции в прямостоячей форме опре­деляет первая основная ветка А.

Для придания аранжировке глубины, объемности и за­конченности после расстановки основных растений ста­вят дополнительные ветки и цветы. Они устанавливаются на наколке в пределах заданного треугольника.

Даже в том случае, если композиция будет стоять у сте­ны, нельзя забывать о ее тыльной стороне.

Дополнительные растения, обращенные в тыл, могут быть «помощниками» ветки А, В или даже цветка С. Что­бы добиться ощущения объемности, в тыльной части бы­вает достаточно одного-двух дополнительных растений.

Если приготовленные вами ветки не подходят к ука­занной схеме по форме, изгибу и расположению листьев, композиция может быть зеркально противоположной. В этом случае ветки будут наклонены под теми же углами,

но в правую сторону, а цветок — в левую. Сле­довательно, наколка помещается на второй позиции кензана.

В высокой вазе ос­новная прямостоячая форма создается по тем же правилам, что и в низкой. Правда, на практике строго сле­довать этим правилам не всегда удается из-за возникающих в про­цессе аранжировки технических труднос­тей. В связи с этим при Рис. 26 установке растений в

высоких вазах боль­шое внимание уделя­ется надежному креплению в сосуде основных ветвей и цветка.

От ветки А, которая должна выглядеть крепкой и ус­тойчивой, в основном зависит расстановка других веток и цветов.

Рекомендуется один из коротких дополнительных эле­ментов наклонить перед вазой, связывая таким образом растения и сосуд в одно целое ( рис. 26).

Первый вариант прямостоячей формы. В этом варианте ветка А, как и в основной форме, занимает главную пози­цию, но отклоняется на 10 -150 не влево и вперед, а впра­во и назад (рис. 27).

Остальные главные элементы остаются на своих местах. Ветки АиВподиагонали рас­полагаются практически на одной линии, но в противо­положных направлениях. Такая композиция получается более обширной, поэтому называется «открытым вари­антом». В ней образуется большое пространство между основными элементами. Для того чтобы зритель обратил внимание на это пространство, должна хорошо выделять­ся ветка А, само же пространство не надо заполнять боль­шим количеством веток и цветов. В этой композиции нужно использовать немного дополнительного материа­ла, к тому же он должен быть коротким и устанавливаться перед главными ветвями и близко к ним. Дополнители к цветку должны быть один короче другого и ставят их так, чтобы создавалось впечатление, будто каждый последую­щий отступает дальше назад.

Ветка А, направленная в тыльную часть вазы, не долж­на прикасаться к ее краю.

Такая композиция объемна и предназначена для мас­штабного интерьера. Наколка в вазе помещается на пер­вой позиции, а в случае зеркальной формы — на второй.

Второй вариант прямостоячей формы. В данном вари­анте меняются местами ветка В и цветок С, а ветка А за­нимает такое же положение, что и в основной вертикальной форме, — отклоняется вперед и влево на 10 -150. Ветка В ставится на 750 вправо и вперед, а цветок — на 450 влево и вперед (рис. 28).

Для этой формы характе­рен сильный наклон ветки В, а ветка А держится почти прямо, устремляясь вверх, и между ними остается доста­точно большое пространство. Наколка устанавливается в первой позиции.

Выразительность этой формы особенно выигрывает в высокой вазе, которая ее подчеркивает. В этом варианте ветка А должна быть четкой, ветка В — создавать почти в горизонтальном положении красивую линию. Измерять длину второй ветки рекомендуется после закрепления в вазе ветки А, и только в том случае, если вторая окажется слишком длинной, ее следует обрезать. Цветок берут ко­роткий, чтобы не нарушить характерную особенность этой формы. Что же касается дополнительных цветов, их берут всего два и очень короткие, а располагают совсем близко к горловине вазы.

Третий вариант прямостоячей формы. Ветка А наклоня­ется влево на 10 — 150, а ветка В — вправо на 450, и они по­лучаются развернутыми в виде веера или крыльев. Цветок С ставится перед ветками, наклоняясь прямо вперед на 750, от этого он кажется немного короче, чем на самом деле (рис. 29).

Между ветками должно остаться незанятое пространство, а «помощники», те что подлиннее, ставятся по одному впереди и позади каждой из этих веток. Три-пять дополнительных цветов располагают один за другим между ветками, и чем дальше они находятся на наколке, тем короче должны быть. Наколку размещают почти посередине вазы.

Третий вариант отличается широким обзором, поэто­му его еще называют «цветы с трехсторонним фасадом», он больше других подходит под интерьер европейского

Четвертый вариант прямостоячей формы. Композиция состоит только из двухглавныхэлементов — элемента Аи С, элемент В отсутствует, но подразумевается. Поэтому этот вариант называют «сокращение главной ветки». Ос­новной смысл аранжировки — создать контраст между ос­новными элементами. В такой композиции дается возможность продемонстрировать красоту одного цвет­ка, освобожденного от соседних растений, отвлекавших от него внимание зрителей.

Крону ветки А нужно облегчить прореживанием, что­бы создать линию, которая бы подчеркивала массивность элемента С. Его величина определяется так, как если бы присутствовал элемент В, и равна примерно половине ветки А. Если поставить дополнительные элементы к главной ветке, то только вокруг нее или ближе к ней. Если они не длиннее половины основной ветки, то хорошо мо­гут замаскировать наколку.

Элементом С может быть один или несколько цветов, но используют и ветки, тогда цветы являются дополните-лями.

В прямостоячей форме ветка А отклоняется влево на 150, а элемент С — вправо на 750 (рис. 30).

Такая форма удачно подходит для небольших столиков и полочек. Час­то такую композицию составляют, используя бутылеоб-разную посуду с узким горлом.

Пятый вариант прямостоячей формы. Композиция сос­тоит из двух частей, поэтому этот вариант называется раз­двоенным стилем или сдвоенной аранжировкой. Такую композицию делают в низкой вазе, используя две накол­ки и ставя ветки АиВна одну из них, а цветок С — на дру­гую. При желании можно вместе поставить первую ветку и цветок, а вторую ветку поставить отдельно. К веткам А и В ставятся по два «помощника» — один впереди, другой сзади. В качестве них можно использовать ветки, поме­щая их за основным элементом, и цветы, помещая их впе­реди. К цветку С ставят еще два-три цветка.

В сдвоенной аранжировке большое внимание уделяет­ся наколкам, которые не только нужно тщательно прик­рывать, но и правильно размещать. Не рекомендуется обе наколки ставить только в передней или задней части вазы.

Пятый вариант похож на природную картину. Ветка А должна быть относительно короткой, как в невысокой композиции. Растения на обеих наколках устанавливают одновременно, чтобы чувствовать между ними баланс. В этом случае композиция только выиграет — будет выгля­деть шире и пышнее.

Ваза для этого варианта подбирается достаточно боль­шая, чтобы в ней можно было разместить крупные груп­пировки растений. Их крепят на каждой наколке компактно и аккуратно. Для этого варианта нередко ис­пользуют комбинации древесных веток с цветами или ис­пользуют одни цветы. Нередко берутся цветы с короткими стеблями, чтобы подчеркнуть обширность композиции, среди них такие, как анемоны, камелии, тюльпаны, маки, примулы, гиацинты, иногда встречают­ся и водные растения.

В раздвоенной композиции между наколками и, сле­довательно, между растениями остается промежуток, ко­торый нужно сохранять. Эта композиция используется для обеденного стола. Пятый вариант — первый шаг к свободной композиции.

В прямостоячей форме ветка А отклонена на 150, ветка В отклонена на 450, а цветок С — на 750 (рис. 31).

Шестой вариант прямостоячей формы. Используется для обозрения со всех сторон, поэтому главные элементы имеют наклон в разные стороны так, что в плане вся ком­позиция делится ими на три равных сегмента по 1200. Пространство между основными элементами заполняет­ся дополнительным материалом, также наклоненным в разные стороны. Первая ветка А наклонена на 150, вторая ветка В — на 450, а цветок С — на 750 (рис. 32).

Более длинные ветки и цветы в таких праздничных композициях располагаются ближе к периферии и от нее к центру все растения уменьшаются по длине. Таким об­разом, в середине аранжировки находятся самые корот­кие цветы и она получается вогнутой. Центр в этой композиции должен быть яркий, акцентированный.

В высокой вазе этот вариант строится так же, как и в низкой, но в композиции горизонтальной формы эле­мент А наклонен на 850, элемент В — на 650, а элемент С — на 750.

Основная наклонная форма

В низкой вазе наколка располагается в третьей пози­ции, в правом дальнем углу. В наклонной форме ветки Аи В меняются местами и по высоте в этом случае доминиру­ет элемент В, что же касается элемента А, то он определя­ет общий наклонный характер аранжировки. Цветок С остается в той же позиции, что и в основной прямостоя­чей форме (рис. 33).

Композиции наклонной формы, как правило, исполь­зуют в тех местах, где мешали бы высокие ветки, — на сто­ле, мешая людям видеть друг друга, или на фоне картины, скульптуры, закрывая их от взора.

Первый вариант наклонной формы. В этом варианте ветка В направляется к тыльной части композиции. Ха­рактерной особенностью этой формы является большое пространство между двумя основными ветками, а цветок находится в прежней позиции в качестве баланса (рис. 34).

Наколка устанавливается в третьей позиции, а в слу­чае зеркального варианта — в четвертой.

Второй вариант наклонной формы. В этом случае ветка В, наклонявшаяся в основной форме влево на 150, зани­мает теперь место цветка, который, в свою очередь, встает на ее место. Обе главные ветки наклонены вперед, одна влево, другая вправо, а цветок закрепляется в дальнем конце наколки и тоже с наклоном вперед (рис. 35).

Такое положение основных элементов создает напряженность композиции. Наколка в этом варианте располагается на третьей позиции.

Более динамично и свободно такая форма выглядит в высокой вазе. В этом случае короткий цветок С и его до-полнители ставят позади первой ветки. Ветки подбира­ются гибкие. Такие композиции используются в торжественных случаях и ставятся на фоне стены. В ка­честве крепления используется крестовина.

Третий вариант наклонной формы. В этом случае ветка А наклоняется влево на 450, а ветка В — вправо на 10 -150, а цветок С ставится перед ветками, наклоняясь прямо вперед на 750 (рис. 36).

Все основные элементы, как и их «помощники», сильно наклонены вперед, что делает композицию неустойчивой. В связи с этим наколку в третьем варианте необходимо укреплять, положив на нее сзади камень или другую наколку. К элементам А и В обычно ставят два низких «помощника». В этом варианте можно использовать ветки и цветы или только цветы.

В высокой вазе у третьего варианта наклонной формы есть разновидность — свисающая композиция. В ней вет­ка А опускается на 300 ниже края вазы, ветка В опускается на 150, цветок С остается в центре с наклоном 75 -800, как будто поддерживая всю композицию.

Третий вариант наклонной формы, как и третий вари­ант прямостоячей, имеет широкий обзор и больше других подходит под интерьер европейского типа.

Четвертый вариант наклонной формы. Все сказанное ранее о четвертом варианте прямостоячей формы касает­ся и наклонной. Отличие состоит только в угле наклона ветки А — она отклоняется влево на 450, а цветок остается в том же положении, то есть отклоняется на 750 вправо.

Пятый вариант наклонной формы. Так же, как и четвер­тый вариант, абсолютно идентичен прямостоячей форме, отличие только в углах наклона. Основные ветки А и В меняются местами, как и в основной форме: А наклоня­ется на 450, В — на 150, а цветок С — на 750 (рис. 38).

Шестой вариант наклонной формы. Используется для обозрения со всех сторон и главные элементы так же, как и в прямостоячей форме, должны быть наклонены в раз­ные стороны. В этой форме растения могут наклоняться очень низко, почти горизонтально. Ветка А наклоняется на 85 — 900, ветка В — на 60 — 700, цветок С — на 750 (рис. 39).

Что касается «помощников», то онидолжны быть как можно меньше и находиться в центре.

Для элементов АиВи дополнительного материала к ним могут использоваться ветки деревьев и кустарников, а также длинные листья, а для элемента С и материала к нему — цветы. К тому же основные элементы могут быть ветками, а их «помощники» — цветами. В том случае если цветы имеют крепкие стебли, они могут использоваться в качестве главных элементов, а дополнителями к ним в этом случае будут служить веточки гипсофилы, аспарагу­са. Такую композицию можно составить и из одного вида растений, к примеру, из цветущих веток сливы, персика, айвы, вишни, или только из цветов как одного сорта, так и разных. Если вы используете гладиолусы, то для эле­ментов А и В берут цветы одного цвета, более светлые, а для элемента С — более насыщенной окраски.

При использовании этого варианта для украшения обеденного или банкетного стола к растениям, составля­ющим композицию, предъявляются дополнительные требования. Во-первых, цветы не должны иметь сильный запах, который может не понравиться гостям; во-вторых, растения должны быть абсолютно чисты, нельзя, чтобы на стол, где находится еда, осыпались листья, лепестки и пыльца растений. Поэтому не подойдут для таких компо­зиций, например душистые флоксы, а также лилии и мак, сбрасывающие пыльцу.

Если такая аранжировка выполняется в маленькой вазе, то наколка может находиться посередине, но при достаточном размере сосуда наколку полагается сместить к краю.

Обшие варианты аранжировок

Седьмой вариант. В этот вариант входит три вида аран­жировок — плавающая, разложенные цветы и компози­ция на деревянных и других подносах.

При составлении плавающей композиции выбранную емкость (блюдо, миску, поднос) наполняют водой и кла­дут в нее длинный побег лианы, а вокруг размещают цве­ты без цветоножек, чтобы они напоминали плавающие лилии и кувшинки. Дополнять такую композицию мож­но небольшими листьями или красивыми короткими вет­ками.

Аранжировка создается не только растениями, но и поверхностью воды, которая дает ощущение спокойст­вия, прохлады и имеет большое значение. Поэтому вода должна быть наполовину открытой, играя роль основно­го элемента А, в таком случае растения на ее поверхности будут, в свою очередь, элементами В и С.

В плавающей композиции рекомендуется использо­вать крупные цветы: полностью распустившиеся розы, гвоздику, гладиолус, георгин, хризантему, пион, антури­ум, подсолнух, тюльпан. В таких аранжировках, как пра­вило, не используют наколки, но если они присутствуют, их надо тщательно задекорировать.

Создавая композицию на воде, можно сочетать форму растений и емкости, в которой они плавают, а также ок­раску цветов, вазы и стола или скатерти на нем. Такая аранжировка уместна в любой обстановке и особенно подходит для обеденного стола.

Украшать обеденный стол или стол приема призвана и композиция из разложенных растений. Для этого достаточ­но положить на стол виньетку из устойчивых без воды ве­точек сосны, ели, аспарагуса, распускающихся веточек абрикоса, вишни и добавить цветов — розы, гвоздики, хризантемы, георгины. Конечно, такая аранжировка не­долговечна и устанавливается на короткий срок, но при желании этот срок можно продлить, если концы цветоно­жек и веточек незаметно обернуть смоченной ватой и по­лиэтиленовой пленкой.

Своеобразной является композиция на подносах,вко-торой сочетаются разные дары природы — фрукты, овощи и декоративные растения. Такие аранжировки можно де­лать в течение всего года и каждая будет соответствовать своему сезону. В композиции рядом с плодами и овоща­ми без воды соседствуют небольшие ветки сосны, цвету­щей сливы, листья комнатных растений, небольшие коряги и, безусловно, цветы, которые подбираются по окраске и форме.

Конечно, создавая такую композицию, нужно пом­нить, что это не ваза с фруктами, откуда что-то можно взять и съесть, поэтому не стоит нагромождать фрукты и овощи в корзинах или блюдах. Их раскладывают красиво и свободно, как цветы в вазах, чтобы полнее подчеркнуть полноту их окраски, линии и формы.

Такие композиции ставят и у стены, и на столе, ис­пользуя, кроме подносов и блюд, крупные листья, бамбу­ковые и соломенные циновки, корзинки.

Восьмой вариант. Представляет собой составную аран­жировку — комбинацию композиции в двух сосудах. Со­суды, используемые для этого варианта, могут быть как одинаковой формы, величины и высоты, так и разной, чтобы тем самым создавать контраст. То же самое касает­ся и материала, из которого сделаны сосуды, — они могут быть из одинакового материала, к примеру, из стекла, ке­рамики, или из разного.

В этой композиции главная ветка Ачаще всего ставит­ся в стороне от вазы. Что касается размеров основных элементов, то они зависят от размера каждой вазы. Аран­жировки могут быть трех видов:

1) в двух вазах ставят цветы;

2) в одной вазе ставят ветки, а в другой — цветы;

3) в двух вазах ставят и ветки и цветы.

Используя любой из вариантов, необходимо основные элементы композиции размещать так, чтобы две вазы с растениями соединялись в одно целое. Должно созда­ваться впечатление, что ветки и цветы как бы соприкаса­ются друг с другом, перекрещиваются в силуэте. Сочетания растений и ваз могут быть и гармоничные и контрастные.

Композицию можно разместить и на столе и у стены.

Эти формы являются как бы разновидностью вариан­тов аранжировок в высоких вазах. Особенность такой композиции заключается в том, что все ветки ставят как можно плотнее на краю вазы. Необходимо перед состав­лением букета тщательно подобрать материал, проверить его форму, податливость, гибкость. Ветки некоторых рас­тений изгибаются книзу, как у клематиса, жимолости, спиреи, молодых побегов шиповника, вишни, айвы. Иногда ветки преображают в каскадные, отсекая боковые побеги и сгибая их. В месте соприкосновения ветки с кра­ем вазы бывает важно сделать осторожный надлом.

В этой форме одна из основных ветвей опускается ниже края вазы. Цветы тоже могут размещаться в свисаю­щей форме. Что касается угла склонения веток и цветов, то он может быть разным.

Дополнительным видом аранжировки являются цве­ты в вазочках, вставленные в кашпо или корзинки и под­вешенные на стойку или на стену.

В разных школах нередко используется висячая форма, которая составляется в вазе в виде полумесяца или в ло­дочке из бамбука. В такой композиции используют кра­сивые ветки или скромные единичные цветы вместе со свисающими растениями. Подвесные аранжировки хо­рошо смотрятся в небольших интерьерах.

Опытные аранжировщики и люди, овладевшие основ­ными навыками и приемами в работе с растениями и в создании икебаны, при желании могут создавать и компо­зиции свободного стиля. Хоть в них и допускаются откло­нения от основных правил создания икебаны, все же необходимо придерживаться композиционно-художест­венных принципов и духа этого искусства.

В свободном стиле обязательно присутствуют три (редко два) основных элемента композиции. Эти расте­ния также имеют разную величину, как и в основных формах и вариантах, но что касается их угла наклона, по­ложения и направления — они могут быть иными. Здесь большую роль играют вкус, чувство меры, творческие способности, смелые решения, необычный раститель­ный материал и, конечно, профессионализм самого аранжировщика — все это ведет к созданию оригиналь­ных, особых аранжировок, непохожих на предыдущие.

Современные школы икебаны

В Японии в наше время насчитывается более трех ты­сяч школ и направлений. Среди них сохранились старые школы, строго придерживающиеся древних канонов, — школы рикка, сека и т. д. Другие школы намного упрос­тили и разнообразили приемы и содержание икебаны, дали больше свободы аранжировщику для самовыраже­ния. Среди таких школ можно назвать такие как чока, корю, неджера, нисе, сейворю, экэнобо, риусей-ха и др. Несмотря на то, что в каждой школе есть свои правила создания икебаны, у всех школ есть и общие черты — в них главенствуют основные стили. Первый стиль — мори-бана, в котором композиции составляются в плоских ва­зах, на кензанах, нередко на водной поверхности; и второй стиль — нагэире, композиции в котором выполня­ются в высоких цилиндрических вазах.

xn--80aaaa0cdsweg0n.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Д м липатов подал исковое заявление Запись на стене Ребята,а кто разбирается в семейном праве,помогите,пожалуйста с задачами)Ооооочень нужно!!Задача 3И. С. Максимова обратилась в суд с иском к Ю. Н. Мак¬симову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия — ему 16 лет, а […]
  • Иркутская палата адвокатов Иркутская палата адвокатов Смирнов Олег Валерьевич Адвокатское образование: адвокатский кабинет, Начало адвокатской деятельности: 1996 год, Награжден Медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 2 степени.e-mail: [email protected] Бусаргина Ольга Станиславовна Заместитель […]
  • Договор займа возврат ежемесячно ДОГОВОР ЗАЙМА ДЕНЕГ С ПРОЦЕНТАМИ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИпроект, образец, форма, бланк, шаблон, примерпростая письменная форма сделки (без нотариуса) 2018 год ДОГОВОР займа денег с процентами Россия, город Ростов-на-Дону, двадцатое января две тысячи восемнадцатого года Мы, […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]
  • Закон рсфср о земельной реформе Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Информация об изменениях: Законом РСФСР от 27 декабря 1990 г. в настоящий Закон внесены изменения Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" С изменениями и дополнениями […]
  • Приказ мз рф от 04032003 73 Об утверждении инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационых мероприятий Минздрав РФ: Приказ № 73 от 04.03.2003 Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 апреля 2003 г. N 4379 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 […]
  • Личное дело правила ведения Как формируется и ведется личное дело работника Согласно законодательству, личные дела (ЛД) обязательно должны вестись на служащих государственных учреждений, остальные предприниматели и юридические лица могут вести подобную документацию по желанию. Но иметь личное дело сотрудника на […]