Правила пожарной безопасности при проектировании

Главная / Правила пожарной безопасности при проектировании

Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий, сооружений и строений

Статья 80. Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий, сооружений и строений

1. В комментируемую статью, устанавливающую требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий, сооружений и строений, вошли соответствующие положения СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Так, согласно п. 4.1 названных норм в зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара:

возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию (далее — наружу) до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

возможность спасения людей;

возможность доступа личного состава пожарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведения мероприятий по спасению людей и материальных ценностей;

нераспространение пожара на рядом расположенные здания, в том числе при обрушении горящего здания;

ограничение прямого и косвенного материального ущерба, включая содержимое здания и само здание, при экономически обоснованном соотношении величины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия, пожарную охрану и ее техническое оснащение.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 4.2 СНиП 21-01-97* в процессе строительства необходимо обеспечить:

приоритетное выполнение противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, разработанным в соответствии с действующими нормами и утвержденным в установленном порядке;

соблюдение противопожарных правил, предусмотренных ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», и охрану от пожара строящегося и вспомогательных объектов, пожаробезопасное проведение строительных и монтажных работ;

наличие и исправное содержание средств борьбы с пожаром;

возможность безопасной эвакуации и спасения людей, а также защиты материальных ценностей при пожаре в строящемся объекте и на строительной площадке.

Кроме того, в п. 4.3 СНиП 21-01-97* установлено, что в процессе эксплуатации следует:

обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;

обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в т.ч. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»;

не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно- технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке;

при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм.

Как предусмотрено там же, если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.

2. Требование ч. 2 комментируемой статьи содержалось в соответствующих положениях СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»: не допускается размещать помещения класса Ф5 категорий А и Б под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания более 50 чел., а также в подвальных и цокольных этажах (п. 6.6); в зданиях класса Ф5 помещения категорий А и Б следует, если это допускается требованиями технологии, размещать у наружных стен, а в многоэтажных зданиях — на верхних этажах (п. 7.6).

3. В ч. 3 комментируемой статьи вошло требование, аналогичное тому, которое предусматривалось в п. 1.7 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»: при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Как предусматривалось там же, необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется положениями п. 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Однако, названные нормы в соответствии с постановлением Госстроя России от 10 сентября 2003 г. N 164 «О признании недействующими СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»*(99) с 1 октября 2003 г. не действуют.

base.garant.ru

Требования пожарной безопасности при проектировании зданий, сооружений и строений

В ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ установлены требования к наличию в составе проектной документации раздела, содержащего перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Раздел проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» должен выполняться в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Проектная документация на здания, сооружения, строения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений установлены разделом III Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасностидолжны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, сооружений и строений должны обеспечивать в случае пожара :

1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий, сооружений и строений;

4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

5) нераспространение пожара на соседние здания, сооружения и строения.

В зданиях, сооружениях и строениях помещения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности должны размещаться у наружных стен, а в многоэтажных зданиях, сооружениях и строениях — на верхних этажах, за исключением случаев, указанных в технических регламентах для данных объектов.

При изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» утвержден приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 N 1573.

Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272.

Своды правил, содержащие требования пожарной безопасности :

— СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;

— СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности;

— СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;

— СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования;

— СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности;

— СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности;

— СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности;

— СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации;

— СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности;

— СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения;

— СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

perekos.net

Пожарная безопасность в строительстве

Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений

Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции поселений и городских округов

Декларация пожарной безопасности для строящегося объекта

Разработка и согласование специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности

Требования пожарной безопасности при строительстве подземных сооружений

Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений

Общие требования пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений установлены разделом III Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Об обеспечении пожаробезопасности при строительстве см. также раздел 6.5 СНиП 12-03-2001 и СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики (статья 78 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара (статья 80 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности):

2) возможность проведения мероприятий по спасению людей;

3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений;

5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.

В подпункте 9 пункта 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, обязательно включается перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно статье 8 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:

1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

В статье 17 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений также установлены требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения.

Так, для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, должны быть обоснованы:

1) противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки (для линейных сооружений — расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон);

2) принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;

3) принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки;

4) расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов;

5) характеристики или параметры систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), а также автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты;

6) меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;

7) организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.

Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями установлены главой 16 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Источниками противопожарного водоснабжения зданий и сооружений являются (статья 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности):

1) естественные и искусственные водоемы;

2) внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции поселений и городских округов

Общие требования пожарной безопасности при проектировании и строительстве поселений и городских округов установлены разделом II Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности.

СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений также распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке.

Источниками наружного противопожарного водоснабжения поселений и городских округов являются (статья 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности):

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) противопожарные резервуары.

СП 8.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности утвержден приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178.

Кроме того, поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Внимание! Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут.

Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо. СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения утвержден приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181.

Декларация пожарной безопасности для строящегося объекта

Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию. Декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации не является основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию (см. письмо МЧС РФ от 07.04.2010 «Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности»).

Требования пожарной безопасности к строительным материалам, строительным конструкциям и инженерному оборудованию

Статьей 13 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлены условия и основания классификации строительных материалов по пожарной опасности.

О документах, применяемых при классификации строительных материалов по пожарной опасности, см. распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р.

Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (статья 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности). Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27.

О классификации строительных конструкций и противопожарных преград см. главу 10 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Строительные конструкции классифицируются по огнестойкости и по пожарной опасности.

В зданиях и сооружениях должны применяться основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности (статья 57 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности). Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений, приведены в таблице 21.

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.

Класс пожарной опасности строительных конструкций должен соответствовать принятому классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков классу пожарной опасности применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 22.

Главой 31 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлены требования пожарной безопасности к строительным конструкциям и инженерному оборудованию зданий и сооружений (лифтам, вентиляционным системам, системам кондиционирования и противодымной защиты, системам мусороудаления).

Конструктивное исполнение строительных элементов зданий, сооружений не должно являться причиной скрытого распространения горения по зданию, сооружению. Предел огнестойкости узлов крепления и сочленения строительных конструкций между собой должен быть не менее минимального требуемого предела огнестойкости стыкуемых строительных элементов (статья 137 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Разработка и согласование специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности

Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Технического регламента, должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий. Указанные технические условия должны быть согласованы с органом управления Государственной противопожарной службы МЧС России и с Госстроем России и утверждены заказчиком. Разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МЧС России.

О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, см. информационное письмо Департамента надзорной деятельности МЧС России от 07.07.2011 N 19-2-4-2623.

В Российской Федерации для подготовки проектной документации следует руководствоваться статьями 48 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации N 87 от 16 февраля 2008 года «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и N 145 от 5 марта 2007 года «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Согласно пункту 2 статьи 78 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего регламента должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержден приказом МЧС РФ от 28.11.2011 N 710.

Согласно пункту 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.

Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства утвержден приказом Минрегиона России от 1 апреля 2008 года N 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». Согласно пункту 3 Порядка в зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями по решению заказчика (инвестора) специальные технические условия могут разрабатываться трех видов, в том числе и нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности. Согласование вышеуказанных специальных технических условий проводится Минрегионом России.

Требования пожарной безопасности при строительстве подземных сооружений

Требования пожарной безопасности при строительстве подземных сооружений установлены разделом 15.3 ПБ 03-428-02 Правила безопасности при строительстве подземных сооружений.

Инструкция по организации и проведению пожароопасных работ утверждена приложением 32 к Правилам безопасности при строительстве подземных сооружений.

Инструкция по противопожарной защите при строительстве подземных объектов утверждена приложением 34 к Правилам безопасности при строительстве подземных сооружений.

fire-declaration.ru

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

При обеспечении пожарной безопасности крайне важно обращаться в компанию с отличной репутацией и опытом, способную предложить:

  • услуги первичного обследования объекта защиты, проектирования, монтажа и введения в эксплуатацию систем пожаротушения, предупреждения о пожаре и эвакуации;
  • услуги разработки внутренних регламентирующих документов;
  • услуги гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств;
  • широкий ассортимент исключительно сертифицированного противопожарного оборудования.
  • Куда можно обратиться?

    Обучение пожарно-техническому минимуму персонала может помочь избежать пожаров или снизить последствия в случае их возникновения.

    Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой административную и даже — в случае гибели людей — уголовную ответственность.

    Без пожарной декларации изделие не допускается к выходу на потребительский рынок и не сможет пройти таможенные процедуры.

    План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

    Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а также правильно оформленные планы эвакуации в случае пожара могут помочь избежать материального ущерба и человеческих жертв.

    Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения способны обнаруживать очаги возгорания, предупреждать людей об опасности и автоматически начинать тушение.

    Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

    Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые в экстренных ситуациях помогают справиться с огнем.

    Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек [1] . В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

    Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

    Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

    Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

    Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

    Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

    123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

    Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

    Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

    Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

    Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

    При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

    Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

    • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
    • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
    • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
    • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
    • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
    • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
    • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.
    • Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

      В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

      Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

      Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

      Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

      В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

      Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

      В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

      В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

      Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

      Где приобрести сертифицированную продукцию для обеспечения пожаробезопасности?

      Как не ошибиться в выборе торговой организации и производителя, если вы не специалист в обеспечении противопожарной безопасности? Рассказывает Павел Иосифович Пасюков, генеральный директор ООО «Магазин 01»:

      «Приобретение пожарного оборудования может оказаться срочным делом, так как законодательство часто меняется, ответственность за его нарушение растет, а на рынке представлены отнюдь не только сертифицированные товары. Суета может усугубить ситуацию, поэтому разумнее всего прибегнуть к помощи экспертов.

      Торговая сеть пожарного оборудования «Магазин 01» была создана в 2003 году и сегодня предлагает уже более 3500 наименований сертифицированной продукции противопожарного назначения. К вашим услугам 10 розничных магазинов в Москве и Московской области. Вы также можете приобрести товары непосредственно со склада и воспользоваться услугами технического обслуживания или перезарядки огнетушителей (на что требуется разрешение МЧС РФ). Наши специалисты тщательно отбирают и продукцию, и поставщиков. Также мы предлагаем изделия собственного производства. Консультацию по обеспечению пожарной безопасности вы можете получить как по телефону, так и с выездом нашего сотрудника к вам на объект. Производится доставка и монтаж приобретенной продукции. У нас есть дисконтный отдел, проводятся акции, так что вы всегда сможете приобрести необходимые товары на выгодных условиях».

      www.kp.ru

      Смотрите так же:

      • Сколько прибавят к пенсии инвалидам в апреле Сколько прибавят к пенсии инвалидам 3 группы в 2018 году? Инвалидам 3 группы не позавидуешь, так как, во-первых, пенсия по этой группе одна из самых маленьких, а во-вторых, на работу с инвалидностью у нас в России берут с неохотой. Трудовая пенсия инвалидам 3 группы в 2018 […]
      • Основы экспертизы дорожно транспортных происшествий Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах Глава 1. Основные положения проведения автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий 1.1. Основные понятия автотехнической экспертизы ДТП 1.2. Цель и задачи автотехнической экспертизы 1.3. Виды […]
      • Реестр накопительных кооперативов Проект Указания Банка России “О порядке ведения реестра жилищных накопительных кооперативов” (по состоянию на 31.10.2014) Настоящее Указание на основании части 5 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (Собрание […]
      • Отпуск по уходу за ребенком по совместительству как оформить Отпуск по уходу за ребенком по совместительству как оформить Женщина работает в организации по внешнему совместительству меньше двух лет. Сейчас она уходит в отпуск по беременности и родам по основному месту работы. Должна ли организация предоставить ей на этот период отпуск без […]
      • Для работы модуля необходимо разрешение яндекс Настройка плагина SKBKontur.Toolbox Для корректной работы сервисов СКБ Контур (например Контур.Экстерна, Диадока, Алкодекларации.Контур и др.) в различных браузерах разрешите работу плагина SKBKontur.Toolbox. Настройка плагина SKBKontur.Toolbox в Mozilla Firefox Если для работы в […]
      • Шпоры налоги Налоги и налогообложение (шпоры) Информация о работе Скачать файл с работой Помогла работа? Поделись ссылкой Налоги и налогообложение 33. Сущность налогов, их функции и принципы налогообложения. 34. Налоговая система и налоговая политика России на современном этапе. 35. Налоговые […]
      • Работа а калуге с проживанием Работа а калуге с проживанием OUTLOG • ГО Калуга Гросс/год: 70 000 руб. Упаковщик продукции (с проживанием и питанием) Озеленитель (вахта в Москве с проживанием) Главная Трудовая Организация • ГО Калуга ДАС-групп Профешнл. • ГО Калуга Стоматолог-терапевт с проживанием Ульяна • ГО […]
      • Срок подачи документов в арбитражный суд Подача документов в суд через Интернет: новый этап В ходе упразднения ВАС РФ широко обсуждался вопрос о дальнейшей судьбе системы "Мой арбитр", которая позволяет подавать документы в арбитражные суды в электронном виде. Возможность подачи документов таким способом была закреплена в АПК […]