Правила организации групповой работы

Главная / Правила организации групповой работы

Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся

В школе сейчас чрезвычайно активно применяются групповые формы работы на уроке и вне урока.

Групповая работа является одной из форм организации совместной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы от 4-х до 8-ми человек (в зависимости от возраста детей) для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат.

Изучение педагогического опыта, результатов исследований в области педагогической психологии позволили сделать вывод о том, что групповая работа обладает рядом неоспоримых преимуществ. Она открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности учащихся.

Совместная деятельность в группе на основе сотрудничества – важный фактор психического развития, способствующий появлению двух типов важнейших новообразований:

1).Освоение новой предметности (взаимный обмен способами действий), которая обеспечивает человеку успешность в индивидуальной деятельности (появляется “внутренний оппонент”, контролирующий и оценивающий собственные действия).

2).Овладение самой формой сотрудничества, что делает человека способным к установлению отношений с окружающими людьми и с самим собой.

Однако, не всегда работа в группах на практике оказывается эффективной, а порой даже дает противоположный результат: учителя разочаровываются в полезности и доступности для себя и учащихся этой формы работы; а у детей даже возникает либо нежелание объединяться в группы, либо стойкое отрицательное отношение к групповой работе.

Объясняется это тем, что ученики и их педагоги психологически не готовы к самой работе в группе и к организации работы групп. Здесь открываются перспективы для сотрудничества педагога и психолога. К групповой работе нужно специально готовить и учителей и учеников.

На обучающих семинарах необходимо ознакомить учителей с психологическими условиями организации групповой работы.

Для того, чтобы групповая работа состоялась необходимо:

— создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией будет игра; для подростков – обсуждение, обмен мнениями, демонстрация способностей и возможностей; для старшеклассников – обмен информацией, возможность оказать и получить содержательную помощь;

— научить ребят работать в группе и лишь затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;

— обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями ( ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями ( по имеющемуся продукту — работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее);

— организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей);

— вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;

— учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески;

— определить место учителя в совместной деятельности.

Для диагностики эффективности деятельности учителя по организации внутригруппового взаимодействия можно применить стандартизированную карту – характеристику “Уровни сформированности мотивации совместной деятельности”.

(см. Приложение № 1).

Большое значение имеет обучение педагогов основным приёмам организации групповой работы. К ним относится:

1. Формирование групп.

Существуют различные способы формирования групп, выбор того или иного способа будет зависеть от целей учителя в данный момент. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом (см. Приложение №2).

Состав группы не остаётся постоянным, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

2.Организация внутригруппового взаимодействия. Она осуществляется на основе:

  • выполнения правил работы в группе, которые даются участникам в готовом виде, либо вырабатываются группой (см. Приложение №3);
  • учета принципов (условий) эффективной работы в группе (см. Приложение №4);
  • ролевого распределения (см. Приложение №5).
  • определение способа организации обсуждения задания и его решения. Это может быть “мозговой штурм”, выполнение работы по частям мини – группами, парами или индивидуально.
  • 3. Организация работы группы над заданием (см. Приложения № 6, 7).

    4. Руководство учителем групповой работой.

    Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции организатора заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Организатор контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

    При подготовке учащихся к групповой работе необходимо решать следующие задачи:

    • учить детей работать в группе по правилам;
    • учить принимать и удерживать заданную роль в течение групповой работы;
    • отрабатывать выполнение этапов работы над заданием;
    • развивать рефлексивные умения учащихся;
    • знакомить с разнообразными способами взаимодействия между участниками группы;
    • обучать эффективным приёмам работы над заданием;
    • Формы обучения могут быть различны: спецкурс, тренинг, проводимый психологом, серия уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов, проводимых классным руководителем совместно с психологом (см. Приложение №8).

      1.Зельцерман Б. Учись! Твори! Развивайся! – Рига.: “Эксперимент”, 1997.

      2.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.

      3.Межрегиональный вестник школ развития личности “Феникс”.- М.: “Русская энциклопедия”, 1996, вып.5

      4.Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига.: “Эксперимент”, 1997.

      5.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

      “Уровни сформированности мотивации совместной деятельности”.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Технология организации групповой работы (педсовет)

      Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

      Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

      Именно актуальность организации групповой работы в системе развивающего обучения определила тему нашего Круглого Стола.

      Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

      Задачи групповой работы:

    • Активизация познавательной деятельности.
    • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
    • Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
    • Совершенствование межличностных отношений в классе.
    • Плюсы и минусы групповой работы.

      Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

      1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
      2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
      3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
      4. Улучшается психологический климат в классе.
      5. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

      6. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
      7. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
      8. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
      9. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
      10. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
      11. Принципы групповой работы.

        С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

      12. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
      13. Учитывать особенности состава группы.
      14. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
      15. Распределять роли между участниками группы.
      16. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
      17. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
      18. Варианты комплектования групп.

        Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

        Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

      19. Разделитесь на группы по . человек.
      20. Разделитесь на . равные группы.
      21. 2. Случайным образом.

        Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

        Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

        Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

        3. По определенному признаку.

        Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

        Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

        4. По выбору «лидера».

        «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

        В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

        5. По выбору педагога.

        В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

        Виды групповой работы.

        Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

      22. Работа в парах.
      23. Мозговой штурм.
      24. Игра «Продолжи».
      25. Охота за сокровищами.
      26. Снежный ком.
      27. Мозаичная группа или Пазлы.
      28. Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
      29. Используется для генерации идей.
      30. Соблюдается жесткий регламент.
      31. Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
      32. После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
      33. Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

        Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

        Охота за сокровищами.

        Учитель составляет вопросы.

        Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

        Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

        Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

        После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

        Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

        В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

        Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

        После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

        Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

        В заключение работы делают выводы.

        Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

        Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

        Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

        Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

        Поведение учителя во время проведения групповой работы.

        Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

      34. Он может контролировать.
      35. Организовывать.
      36. Оценивать работу учеников.
      37. Участвовать в работе группы.
      38. Предлагать участникам разные варианты решений.
      39. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

      А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

      • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
      • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
      • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
      • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
      • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
      • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
      • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
      • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
      • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
      • Принципы выбора заданий для групповой работы.

        1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

      • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
      • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
      • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
      • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

      2. Содержание работы должно быть интересно детям.

      3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

      4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

      Правила совместной работы.

      В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

      На слайде показаны примерные правила совместной работы.

      Критерии эффективности групповой работы. (Приложение 1)

      Учитель может оценить эффективность групповой работы на уроке по следующим критериям.

      Попробуем оценить эффективность групповой работы на посещенных нами уроках по данным критериям.

      В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

    • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
    • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
    • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
    • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
    • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
    • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

      Распределение ролей при организации групповой работы.

      Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Групповая работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания дети открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.

      Одним из способов вовлечения ребёнка в групповую работу является распределение ролей в группе. Это позволяет каждому из учеников занять активную позицию в общей деятельности, поскольку приходится отвечать за свой «участок» работы и быть лидером группы в данный момент.

      Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.

      Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

      организатор – отвечает за работу группы в целом;

      чтец – читает вслух;

      секретарь – записывает от лица группы;

      докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

      хронометрист – следит за временем

      критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

      контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

      «Почемучка» — задает уточняющие вопросы.

      Наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.

      Роли могут быть связаны с общим ходом решения учебной задачи, а могут отражать специфику выполнения конкретного учебного задания в группе. Например, при решении задачи на уроках математики эти роли могут соответствовать общему ходу работы над задачей:

      Этапы работы = Роли в группе

      1.Анализ задачи — Аналитик — задаёт вопросы по содержанию задачи

      2.Запись краткой записи или схемы — Схематист — отвечает за точность схемы

      3.Составление плана решения задачи — Плановик — организует составление плана задачи

      4.Запись решения — Оформитель — записывает решение задачи

      5. Докладчик — представляет результат работы

      Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.

      Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание. Работа может быть распределена следующим образом:

      1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.

      2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

      3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

      Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

      Поведение учителя во время групповой работы:

      Учитель может контролировать,

      оценивать работу учеников,

      участвовать в работе группы или предлагать участникам разные варианты решений,

      выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

      На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива.

      Рекомендации по организации групповой работы

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке.

      Правила организации групповой работы.

      Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

      Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

      убедись, что в разговоре участвует каждый;

      говорить спокойно и ясно;

      говорить только по делу;

      не говорить всем сразу;

      реагировать жестами и знаками;

      возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

      обращаться друг к другу по имени. («Саша, ты не сказал, что…»)

      На интерактивной доске показываем правила работы в группах и вспоминаем правила перед тем, как дети начнут работать.

      Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом. Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

      Также необходимо соблюдать основные правила организации групповой работы :

      При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи — без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

      Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише:»Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?». ). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

      По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три сценки «неверного» общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых). Во-первых, это типичный детский спор по схеме: «Нет, я прав!», «Нет, я!» (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: «Так общаться смешно и глупо» — и легко выводит конструктивное правило: «Свое мнение надо не навязывать, а доказывать». Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: «Обязательно спрашивай у товарища его мнение».

      Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не только «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

      Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения).

      При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

      Групповая работа требует перестановки парт. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:

      Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

      Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».

      Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни виндивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

      Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе — это может привести к повышению утомляемости.

      Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю

      Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).

      infourok.ru

      Смотрите так же:

      • Кбк госпошлины за выдачу паспорта Оплачиваем госпошлину на паспорт в 14 лет Каждый гражданин РФ имеет обязанность получить в 14 лет паспорт. Есть отдельный код бюджетной классификации (КБК) и назначение платежа, с которыми оплачивается госпошлина на паспорт в 14 лет. Остальные реквизиты совпадают с другими, подходящими […]
      • Официальный сайт суда города алматы на "Черный" список судей Республики Казахстан Форум Общественного Объединения "Общество Содействия Автомобилистам" (ОО "ОСА") все больше и больше пополняется списками фамилий судей запятнавших себя разного рода неблаговидными делами. Вот и сейчас, Общество молодых профессионалов […]
      • Расчет госпошлины исковое Калькулятор госпошлины в суд Используйте наш калькулятор госпошлины в суд. Вы легко можете самостоятельно рассчитать размер государственной пошлины. Для этого выберите категорию пошлины, укажите (при необходимости) цену иска и получите размер госпошлины, которую нужно заплатить при […]
      • Уведомление об уплате налога физическим лицам Что делать, если не пришло уведомление на уплату налога? Земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц граждане уплачивают на основании налогового уведомления. Также по уведомлению уплачивается НДФЛ с доходов, полученных начиная с 2016 г., если налоговый агент не […]
      • Федеральный закон ст145 Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря […]
      • Основное правило степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, […]
      • Приказ об организации дополнительного образования детей 2014 Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. N 729-р О плане мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования […]
      • Управление федеральной службы исполнения наказаний по калининградской области Структурные подразделения Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области» (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области) Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 […]