Правила черепа

Главная / Правила черепа

Рисование черепа

С чего начинать рисование черепа

Как всегда, прежде чем начать работу над построением рисунка с натуры, необходимо строго соблюдать методическую последовательность в рисунке. Вначале необходимо правильно выбрать точку зрения. Выбрав определенную точку зрения по отношению к натурной модели, нужно обратить внимание на линию горизонта. Последняя должна быть приблизительно на уровне вашего глаза. При этом условии студенты могут быть застрахованы от чрезмерных перспективных искажений, а также от излишних осложнений в процессе изображения формы черепа. Для рассмотрения возьмем оптимальное для построения положение — трехчетвертное.

Итак, перед нами череп в трехчетвертном положении. Перед тем, как начать компоновку, студентам непременно следует хорошенько рассмотреть изображаемый объект, обходя и изучая его со всех сторон. Затем, продумав размещение изображения на листе, выразить в линейно-конструктивной схеме форму черепа.

Легкими движениями карандаша наметьте общий приблизительный силуэт черепа, после чего необходимо проверить правильность размещения предполагаемого объекта на листе, одновременно следя за его размером. Размер черепа по отношению к листу должен быть оптимальным, т.е. не маленьким и не слишком крупным. При этом следует учесть, что с лицевой стороны изображения, как правило, должно оставаться чуть больше свободного места, чем со стороны затылка. Подробно о законах компоновки читайте в разделе «Композиция».

При построении черепа нужно ориентироваться на серединную осевую линию

Определив местоположение и размер черепа, приступайте к его построению. При построении изображения черепа студентам следует прежде всего ориентироваться по средней профильной (осевой) линии, проходящей вдоль всей формы черепа и условно разделяющей череп симметрично на две половины (правую и левую).

Разделительная осевая линия поможет легко производить построение формы черепа в любом положении.

Строя форму в линейно-конструктивной схеме, необходимо соблюдать парность строения формы черепа и определять по натуре местоположение конструктивных точек и линий. Работая над построением черепа, приучайте себя постоянно сверяться с натурой; уточняя пропорции, степень перспективного сокращения и положение черепа относительно вертикальной контрольной линии, чтобы форма модели была правильно установлена в соответствии с натурой.

Обращайте внимание на опорные точки и разграничительные линии поверхностей

Строя обобщенную конструктивную форму черепа, следует ориентироваться по опорным точкам, ими являются характерные костные выступы и углубления. При внимательном изучении закономерностей строения костных образований довольно отчетливо проявляются их характерные точки. Так, например, на лицевой поверхности черепа, а именно на поверхности лба, отчетливо проступают два симметрично расположенных относительно средней осевой линии так называемых лобных бугра, которые служат границей, разделяющей лицевую и лобную поверхности. По обе их стороны на височной линии имеются еле различимые выступы, которые также служат разграничительной линией тех же поверхностей. Разграничительными линиями лицевой и боковых плоскостей служат выступы лобных и скуловых отростков, чуть ниже — выступы скуловых костей, а в нижней части черепа — парные выступы на боковых поверхностях нижнечелюстной кости в ее среднем отделе. Теменная поверхность разграничивается от боковых височными линиями, идущими от виска вдоль верхнебоковых поверхностей к теменным буграм. От теменных бугров и до сосцевидных отростков идут разграничительные линии, отделяющие затылочную поверхность от боковых. Затылочная и теменная поверхности разграничиваются от теменных бугров затылочно-теменным возвышением.

Надо иметь в виду, что кроме пяти основных образующих поверхностей формы черепа, имеются еще три плоскости, замыкающие общий объем формы черепа в его основании. Если рассмотреть форму строения черепа снизу, то обнаружим еще одну поверхность, образующую нижнее основание черепной коробки, которая проходит от уровня нижней выйной линии затылочной кости через сосцевидные отростки к тыльным краям ветвей нижнечелюстных костей. К этой части кости примыкает дополнительная плоскость, образующая тыльную поверхность нижнечелюстных костей. Вслед за этой плоскостью, т.е. от уголков и по основанию нижней челюсти, можно построить еще одну дополнительную плоскость, образующую нижнюю поверхность основания черепа.

Таким образом, ориентируясь по разграничительным линиям, можно четко представить обобщенную конструктивную форму черепа, без детальных подробностей на этом этапе построения. Все плоскости, образующие конструктивную форму черепа, нужно рассматривать в соответствии с его реальной формой с большим отбором, основываясь на большой обобщенной конструктивной форме, с последующим уточнением по мере усвоения закономерностей его строения и принципов изображения в линейно-конструктивной схеме.

Независимо от поставленной в учебной постановке задачи, методы и принципы построения изображения формы черепа остаются неизменными и являются основополагающими в работе над изображением его конструктивной сущности. Без достаточного усвоения основных принципов и методов построения изображения натурной модели, а также без достаточных знаний в области пластической анатомии, перспективы и пропорции в рисунке, студентам будет чрезвычайно трудно освоить и без того сложную задачу изображения головы человека.

Пропорции, законы перспективы и характер формы

Построив обобщенную конструктивную форму черепа в трехчетвертном положении, сверьте свой рисунок с натурной моделью. Заметив ошибки, не откладывая, приступайте к их исправлению. При построении черепа внимательно следите за правильностью пропорционального членения, соотнося части друг с другом и с целым. Не менее важное значение в работе над построением также имеет соблюдение законов перспективы и характера формы.

Каждый череп имеет свои индивидуальные особенности. Тем не менее, форма черепа человека имеет единую для всех структуру. Проверив и исправив допущенные ошибки, приступайте к уточнению наиболее крупных и значимых деталей формы черепа.

На начальном этапе рисования черепа полезно обобщать форму, не дробить её

Уточняя детали, не забывайте о большой форме

Углублённый анализ формы черепа позволяют сделать достаточные знания пластической анатомии

Переходя к анализу и уточнению деталей на лицевой поверхности, как одной из самых сложных в системе образующих форму черепа плоскостей, студенты должны серьезно ознакомиться с определенным разделом анатомии, который поможет им перейти от поверхностного восприятия формы и слепого срисовывания натуры к более углубленному анализу, чтобы приблизиться к правдивому изображению.

Соблюдая закономерности членения головы человека на пропорциональные части, приступайте к разметке уровней местоположения надбровных дуг, основания носа и его костей, разделительной линии челюстных костей подбородка, лобных бугров, скуловых костей и нижних краев глазничных впадин. При этом не забудьте проверить и уточнить среднюю осевую (профильную) линию.

Все это по-прежнему намечается одними линиями, без особого нажима карандашом на бумагу, с тем, чтобы можно было вносить необходимые коррективы. Линии, с помощью которых изображается конструктивная основа формы, способствуют правильной передаче закономерности строения формы черепа.

Ориентируясь по намеченным линиям, приступайте к уточнению характера форм как всего черепа, так и его деталей, добиваясь убедительного объемно-конструктивного построения изображения. Приступая к уточнению деталей на лицевой поверхности, студентам надо помнить, что вся эта поверхность имеет выпуклую форму.


/ На плоскостном изображении черепов в профиль отчетливо прослеживается характер выступа лицевой поверхности: а- сильный; б- умеренный; в- плоский /

Поэтому, при уточнении изображений деталей на ее поверхности следует строго придерживаться этой формы, которая хорошо наблюдается при рисовании черепа в положении «в профиль». Причины такой выпуклости обусловлены анатомическим строением костей черепа. На рисунке обозначена обобщенная профильная линия лицевой поверхности черепа, которая подтверждает выпуклую форму этой поверхности.

Таким образом, рассматривая и анализируя конкретные детали на лицевой поверхности, необходимо понять, что всякая форма предмета состоит из многочисленных плоскостей, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Наша задача состоит в том, чтобы разобраться и правильно понять, как образуется форма при сочетании этих поверхностей.

Рисование передней поверхности лба

Как мы уже упоминали, у разных людей, независимо от индивидуальных особенностей, имеется общая для всех, единая структура строения. Для начала рассмотрим переднюю поверхность лба. При внимательном ее рассмотрении, ориентируясь на характерные выступы на ее поверхности, увидим, что передняя поверхность лба имеет выпуклую форму с тремя плоскостями: серединной, фронтальной и прилегающими к ней двумя крайними, так называемыми промежуточными плоскостями. Наружные края этих плоскостей ограничиваются с двух сторон линиями виска.

Таким образом, все три плоскости, симметрично располагаясь вдоль серединной линии профиля, участвуют в образовании передней поверхности лба. Лобные бугры отчетливо выражены и служат опорными точками и ориентиром в построении формы лба.

Полное формирование передней поверхности лба завершает надбровная дуга. Она также имеет выгнутую дугообразную форму, напоминающую конструкцию перекрытия. Выделяясь над нижним основанием лба, она одновременно формирует надглазничный край. Надбровные дуги, располагаясь в нижнем основании поверхности лба в средней части, занимают половину высоты, а при хорошо выраженном надбровии — более половины места, тогда как их края сужаются вдвое, а то и втрое. Наибольший выступ надбровная дуга имеет в области надпереносья и носит название надбровных бугров. Они располагаются симметрично по обе стороны от средней профильной линии (осевой), приблизительно на расстоянии ширины крыльев носа. Края надбровных дуг граничат с обеих сторон в области виска с лобными отростками, чуть выше них над краем глазничных впадин имеются надглазничные выступы, хорошо поддающиеся пальпации. Поэтому, рисуя форму лба, все эти плоскости и выступы необходимо обосновать анатомически.

Как рисовать глазницы

Как понять форму носовых костей

При построении формы носовых костей обратите внимание на размер грушевидного отверстия, чтобы точно определить его местоположение относительно других частей, для чего постоянно изучайте натуру, рассматривая нужные участки формы с разных сторон: сверху, сбоку, снизу.

Форма носовых костей напоминает призму, состоящую из трех плоскостей, ограниченных краями так называемого грушевидного отверстия, которое также можно представить в виде секущей плоскости. Таким образом, форму носовых костей следует рассматривать как конструкцию из трех плоскостей, где спинка носа состоит из узкой полоски и примыкающих к ней с двух сторон боковых плоскостей. Сообразно конструкции формы носовых костей нужно обосновать анатомически характер формы носовых отверстий. Строя конструкцию формы носовых костей, следует помнить, что носовые кости и их форма тесно связаны с конструкциями скуловых и верхнечелюстных костей.

Верхняя челюсть и нижняя челюсть

Скуловые кости черепа

Уточняя плоскости скуловых костей, внимательно следите за их строением. Продолжая рассматривать закономерности строения костей скелета черепа, обратите внимание на узлы и их соединения. Скуловые кости, располагаясь на лицевой поверхности под некоторым углом относительно друг к другу, наклонены вперед. В таком положении плоскость скуловых костей соединяется с боковыми плоскостями верхней челюсти, оставляя за собой еле заметные разделительные границы. Ее верхняя часть участвует в формировании подглазничного края, соединяясь с боковыми плоскостями носовых костей у их основания, а нижняя — в среднем отделе боковых плоскостей верхней челюсти. Продолжая моделирование скуловых костей и их отростков, необходимо уточнить границы перехода на скуловых выступах. Названные границы на скуловых костях от лицевой плоскости к лобовым проходят примерно от наружных нижних углов глазничных отверстий по направлению вниз, параллельно разделительным границам скуловых и боковых верхнечелюстных костей. Далее, раздваиваясь на этом участке, постепенно направляются одним отростком назад, в средний отдел боковых поверхностей, и плавно соединяются с черепной коробкой. В ее верхней части скуловой отросток, направляясь вверх, участвует в формировании наружного края глазничных впадин и соединяется с лобным отростком.

Таким образом, уточняя и анализируя строение скуловых костей и их отростков, переходят к построению боковой поверхности. Предварительно следует правильно определить границы раздела лицевой и боковой, а также боковой и теменной плоскостей. Для этого студентам необходимо хорошо знать точки, ориентироваться, где и как они располагаются на черепе.

Рассматривайте череп как объемно-пространственную конструкцию

Рисуя видимую часть, нужно помнить о части, находящейся на невидимой стороне черепа

Таким образом, возвращаясь к рисунку боковой поверхности черепа, следует помнить о парности строения формы. Например, рисуя видимую часть, нужно помнить о части, находящейся на невидимой стороне, или, изображая дальнюю половину, не забывать о ближней. Сложность рисования боковых поверхностей черепа обусловлена наличием выступающих скуловых костей и их отростков, осложняющих возможность четко выявить эти поверхности, начиная от лицевой. Это связано с присутствием под костями пространственных углублений в области виска, и особенно в области уголка нижней челюсти. Чтобы избежать этих осложнений при определении границ раздела плоскостей, а также для их целостного восприятия, необходимо определить дополнительную точку. Эти опорные точки расставляются на характерных выступах нижнечелюстной кости в ее средневековых поверхностях, которые хорошо прощупываются на самом себе и заметны на кости нижней челюсти.

Наметив линиями ближнюю боковую грань и направление скуловых отростков, уточняйте, не откладывая, противоположную видимую грань. Следуя принципу парности строения форм, необходимо строго придерживаться средней профильной линии с учетом пропорций и перспективного сокращения. Этого принципа следует придерживаться на всем протяжении работы над рисунком черепа.

Построение верхней теменной поверхности и двух предыдущих плоскостей несколько отличается. Эти отличия обусловлены сферической формой строения теменных и, частично, лобных костей, вместе взятых. Несмотря на выпуклую сферическую форму, она, на первый взгляд, по периметру имеет продолговатую, расширяющуюся к тыльной части форму. Края сферической поверхности свода черепа определяются границами перехода четырех основных плоскостей: лицевой, двух боковых и затылочной. По всей верхней поверхности, вдоль средней линии профиля, по центру от лицевой и до затылочной плоскости имеются выступы, как бы разделяющие ее на две симметричные половины. Эти две параллельные друг другу и профильной линии плоскости будут основой для построения верхней поверхности свода черепа, а их края — границей перехода четырех плоскостей конструкции черепа. С точки зрения строительной конструкции крыши здания, она имеет прямую аналогию с конструкцией свода черепа. Такое понимание конструкции форм облегчает построение изображения сложных форм. Главное, научиться определять характерные точки на костных образованиях, ориентироваться по ним, представляя общую форму плоскостями, и выражать ее графическим языком. Принципы построения плоскости затылка ничем не отличаются от принципов построения предыдущих плоскостей черепа.

Приближая рисунок черепа к завершающему этапу построения, необходимо его проверить

Приближая рисунок к завершающему этапу построения, необходимо его проверить. Это следует делать не с места рисования, а обязательно вставая и отходя на расстояние не менее 3-4 м от вашего рисунка. Только на таком расстоянии можно лучше увидеть ошибки, допущенные в процессе построения рисунка, а также проследить за его цельностью. Заметив ошибки, сразу нужно их исправить. Как правило, поначалу студенты допускают грубые ошибки как в пропорциях, так и в перспективном сокращении. Поэтому, проверяя свой рисунок, внимательно проследите за всем, как говорят в таком случае: «Смотри в оба!».

Работа над рисунком требует чрезвычайной внимательности, определенного эмоционально-психологического настроя, соблюдения всех изобразительных, методических, логических навыков, знания законов перспективы и пропорций, объемно-пространственного мышления и т.п. Необходима масса вещей, без которых невозможно вести работу, а следовательно,и добиться хорошего результата.

Итак, проверив и исправив допущенные ошибки, уточнив дополнительно недостающие элементы в построении изображения, переходите к следующему этапу.

После построения общей конструкции формы черепа переходят к тональной моделировке

После построения общей конструкции формы черепа переходят к тональной моделировке. Здесь студенты, прежде всего, должны понять главное, что любая форма объемно-пространственной конструкции, начиная от самых простых геометрических тел типа куба до самых сложных пластических форм, изображается не только с помощью точек и линий, но и тоном. В таком случае резонно задать вопрос: «Почему же, если можно линиями выявить объем предмета, нельзя ограничиваться только ими?» Можно, но только до определенной степени, так как умение выявлять форму тоном — это еще одно достижение вашего мастерства в искусстве рисования. Не случайно в традиционных академических школах рисунка тональная проработка доводится до совершенства и достигает при этом высшего мастерства. Знание правил и законов академического рисунка необходимо студентам для того, чтобы быстрее овладеть этим искусством. Вот как по этому поводу писал Гете: «. гений, художник по призванию, должен действовать согласно законам, согласно правилам, которые предписаны ему самой природой, которые составляют величайшее богатство, потому что с их помощью он научается подчинять себе и применять как богатство своего дарования, так и великие богатства природы». Поэтому в учебном академическом рисунке ценится не только правильность изображения форм, но и выразительность. Выразительность рисунка во многом зависит от правильного решения тональных задач.

Приступая к тональной моделировке формы черепа, студентам следует определить положение источника света относительно модели. Это необходимо для того, чтобы точно определить угол направления светового луча к поверхности модели, на которую этот луч падает, а также для дальнейшей светотональной корректировки.

Исходя из закона света и тени, наиболее ярко будут освещены участки поверхности, расположенные перпендикулярно источнику света, особенно поверхности, находящиеся ближе к нему, а поверхности, которых луч касается вскользь, будут менее светлыми и т.д. Более подробно обо всем этом вы сможете узнать в разделе «Рисование головы человека» (4-5 этапы рисования головы). При этом следует отметить, что законы и правила изображения рисунка с применением светотени имеют единую для всех форм закономерность (основу).

Для того чтобы иметь более полное представление о строении формы черепа, необходимо поупражняться в его рисовании с трех положений: спереди, сбоку, сзади или в трехчетвертном положении в том же порядке. Для закрепления полученных навыков очень полезно делать зарисовки и наброски формы черепа как с натуры, так и по памяти в различных положениях и ракурсах.

paintmaster.ru

Как самостоятельно сделать череп-трофей – технология, советы и рецепты

Трофейные рога — гордость охотника

Как мы упоминали в первой части об изготовлении охотничьих трофеев, среди многочисленных трофейных коллекций наиболее ценными являются экспонаты копытных животных, в частности черепа с рогами. Такой трофей, да еще добытого собственноручно животного – предмет гордости любого охотника. Чаще всего на изготовление трофея голова отдается в руки специалисту. Но при желании каждый может и самостоятельно сделать качественный череп-трофей. Это будет огромный дополнительный повод гордиться собой, а для семейного бюджета – большая экономия.

Как мы упоминали в первой части об изготовлении охотничьих трофеев,среди многочисленных трофейных коллекций наиболее ценными являются экспонаты копытных животных, в частности черепа с рогами. Такой трофей, да еще добытого собственноручно животного – предмет гордости любого охотника. Чаще всего на изготовление трофея голова отдается в руки специалисту. Но при желании каждый может и самостоятельно сделать качественный череп-трофей. Это будет огромный дополнительный повод гордиться собой, а для семейного бюджета – большая экономия.

Выставка трофеев — способ показать себя как охотника, и увидеть — чего стоят другие

Немного зоологии

Все копытные животные классифицируются как полорогие — быки, яки, зубры, бараны, козлы, серны, сайгаки, джейраны, антилопы и полнорогие (оленевые). К оленевым относятся благородный олень, лань, северный олень, лось, косуля, мунтжак, белохвостый олень, кабарга, марал.

Отличительный признак полнорогих копытных – наличие костных рогов. Самки оленей, лосей, косуль (кроме самок северных оленей) рогов не имеют.

Полнорогие копытные — самые желанные трофеи

У самцов лосей первые рога отрастают в возрасте 2 лет. Это так называемые подростковые «дудки». Настоящие вильчатые рога вырастают уже в 3-летнем возрасте, а наибольшей ветвистости достигают к 10-12 годам. Образуются рога на выростах лобной кости, которые называются пеньки. После ежегодного скидывания рогов пеньки покрываются кожей с густым волосяным покровом. В апреле у каждого половозрелого самца через эту кожу начинают прорастать рога, а сбрасывает их самец в конце ноября или декабре. Размер и форма рогов очень нестабильна – из года в год разнится. У полнорогих существуют две самые распространенные формы – лопатообразная и стволообразная.

Кстати, на выставки стволообразные рога начали допускать только в 1975 году, когда Международный совет охотников разработал метод их оценки.

У полорогих копытных рога не ветвятся и основаны на разрастании кожного покрова. Они также никогда не сбрасывают рога. У самок многих видов полорогих также бывают рога – у коров, коз, антилоп и пр.

Полорогие копытные — сейчас уже довольно редкие трофеи

Как выбирать рога для трофеев

Рога для трофеев надо выбирать очень тщательно и по следующим правилам. Те, которые были сброшены 2-3 года назад, как правило, уже потеряли цвет и прочность и поэтому на изготовление трофеев не годятся – разве что на сувениры и разные поделки. Чтобы получить качественный трофей, нужны свежие, не испорченные грызунами, без любых механических повреждений рога.

Скинутые рога лося имеют ценность только в первый год

При очищении с рогов грязи категорически запрещено мыть их водой – это испортит структуру и приведет к появлению плесени.

Правильно делать так – рога подсушить, потом очистить мягкой щеткой и далее отполировать воском, использую только тряпку из натурально материала. Лучше всего подходит байка. На сувенир рога выставляют на деревянных подставках.

Рога лося с частью черепа вблизи. Очень хороший уровень обработки

Этапы обработки черепа

При обработке головы копытного животного очень важно соблюдать порядок и этапность работ. Чтобы трофей стал достойным экспонатом вашей коллекции, сначала надо очень аккуратно и бережно, без помощи ножа (!) снять с головы шкуру, мышцы и жир.

Второй этап – удаление мозга. Для этого надо взять проволоку, закрутить ее в спираль и вставить в отверстие в затылочной части. Проволокой мозг взбалтывается и вынимается через это отверстие. Остатки удаляются длинным пинцетом. Потом через надо многократно промыть под сильной струей воды.

Трофейные рога европейского оленя

Далее производится выварка черепа – для удаления сухожилий и зубов. Делать это надо осторожно и очень тщательно.

Воду надо брать дождевую, родниковую, ручьевую, талую – без малейших химических примесей и хлора. В противном случае череп и рога могут поменять цвет, потерять привлекательность и даже разрушиться при длительном кипячении.

Для варки надо взять такую посудину, чтобы череп помещался туда полностью. Его надо залить холодной водой и поставить на огонь. При этом, сами рога косули, оленя, лося не должны соприкасаться с водой. Для этого к ним привязывают поперечную дощечку, а нижнюю часть надо обмотать сухой материей.

Вываривание черепов косули

Вываривание черепов мелких животных производится в один этап, пока мышцы и сухожилья не отойдут от костей. На это может уйти несколько часов. Выкипающую воду надо постоянно пополнять до изначального уровня – осторожно доливать кипяток по стенкам емкости так, чтобы брызги не попадали на рога. После вываривания череп оставляют остывать в воде в течение 8 часов. При этом температура воды – не выше 20 и не ниже 10 градусов. Далее череп вынуть и дать обсохнуть в тени, без попадания солнечных лучей.

Трофейные рога лося — выставочные образцы высокого класса

Опиловка черепа

Это очень ответственная стадия, ведь будет обидно испортить трофей уже после выполненных самых неприятных операций.

Правило 1. Черепа оленей, баранов и козлов опиловке не подвергаются.

Дело в том, что трофей с зубами очень цене, потому что по стертости зубов можно определить возраст животного. Для этих копытных нижняя челюсть прикрепляется к верхней части проволокой или шнурком.

Правило 2. Если рога очень массивные – у лося, марала или благородного оленя, то удаляется основание черепа и зубы – носовые, межчелюстные кости и глазницы оставляются.

Отпиливание основания черепа надо выполнять с помощью столярной или лучше – хирургической пилы с мелкими зубьями. При это линия отпила устанавливается так: череп надо погрузит в воду так, чтобы над поверхностью оставались нужные части. Потом аккуратно череп вынуть и карандашом отметить уровень воды, по этой линии и будет производиться опил.

Опиловка под медальон

Обязательно делать его во влажном состоянии черепа, чтобы он не крошился.

Если после варки череп остался грязным, то его надо промыть водой с добавлением поваренной соли или соды. Потом почистить от жирных пятен – при помощи нашатырного спирта, можно протереть хлороформом, на крайний случай – бензином или аптечным эфиром.

Отбеливание черепа

Это этап подготовки трофея к выставочной кондиции. Для того, чтобы качественно отбелить кость, весь череп обворачивают ватой и обязывают шнуром. Рога при этом остаются открытыми. Если кости мало – можно и не обворачивать. Далее в закрытой таре разводят 25% раствор аммиака с перекисью водорода (15%). Соотношение компонентов – 5 к 1. Делать все это надо в перчатках, очках и дыхательной маске. Обернутый череп надо аккуратно залить этим раствором (на 2 см выше, но, не затрагивая рога). Время выдержки – 15 часов для мелких черепов и 20 для крупных копытных.

Далее для придания естественного оттенка применяют фосфорную кислоту или хлорамин. Кислоту надо брать 1%-ную и выдерживать череп от 3 до 6 дней. Хлорамину понадобится не меньше 7-8 дней.

Полировка черепа

Это последняя процедура в изготовлении трофейных рогов.Для полировки используют такую смесь: 2 части венской извести и 1 часть порошкового мела. Наносить ее надо чистой сухой материей и легко потереть всю поверхность и все выемки. Второй рецепт: 1 часть мелка на 2 части денатурированного спирта. Если вам нравится матовый блеск кости – обработайте череп парафином, мягко растерев его в тончайший слой.

Трофейные рога косули на медальонах их дерева и пластиковых подставках. Очень хорошее исполнение

Кстати, при участии в выставках охотничьих трофеев допускается использование легкой косметики.

Дополнительные советы таксидермиста

Если рога очень светлые, то их можно затемнить – натереть раствором марганцовки или спиртовым настоем скорлупы грецкого ореха. Делать это надо, придерживаясь чувства меры – слишком много марганцовки просто испортят рога. Чтобы при этом не пострадал сам череп – его заворачивают в полиэтиленовый мешок. Отростки рогов надо отполировать мягкой мелкой наждачкой.

Отлично обработанные черепа с рогами

Если череп предполагалось делать с зубами – иногда они при вываривании выпадают. Их надо вставить на место и скрепить клеем быстрого схватывания или экоксидкой.

Даже на выставки допускается возможность показывать экспонаты с имитацией черепа – из дерева, глины, пластика, гипса или металла. Особых правил тут нет, главное, чтобы подставка визуально была похожа по форме на череп или голову животного.

Рога лося на голове из дерева

Обработка черепов без рогов

Допускает также вариант, когда рога выставляются с черепом другого животного. Например, рога оленя на череп лося. Для этой цели и многих коллекционеров есть пара-тройка подготовленных черепов с пеньками. Такие черепа готовятся по всем правилам из добытых животных, которые уже сбросили рога. Перед последней стадией обработки в пеньки вставляются специальные крепления, на которые будут крепиться рога.

Узорчатый декор на черепе — редкий, но очень ценный способ подачи трофея

Черепа без рогов можно отбелить более простым способом, чем с рогами.

После варки и очищения кость обрабатывают 15% раствором перекиси водорода. Или другой способ – череп обвернуть натуральной тканью – можно марлей в несколько слоев и помещают в духовой шкаф, где медленно нагреваю до 70-80 градусов на несколько минут. Далее, после остывания ткань поочередно смачивают раствором соды и спирта-денатурата – так раза 2-3. Потом череп просушивают, зажимают тисками и вырезают нижнюю часть черепной коробки. На месте пеньков высверливаются отверстия в 6 мм – там в последующем будут крепиться рога. В эти дырки вставляются полые трубки в виде пеньков, длиной 3-4 см.

Подготовленный к отбеливанию череп

Дальше череп надо тщательно протереть ацетоном, с внешней стороны основание пеньков заделать глиной, а изнутри – эпоксидной смолой или любым водоотталкивающим клеем. Через 24 часа глину надо удалить влажной тряпкой, тщательно очистить череп, высушить и покрыть стыки прозрачным клеем. Переход ото лба к рогам надо тщательно обработать – сделать максимально естественным переход. Для этого готовится смесь глины, мела, нитролака и клея. Рога крепятся с помощью винтов, которые вставляются в просверленное основание. Обязательно отверстие надо обработать ацетоном для обезжиривания и залить винт клеем. На подставку череп крепится с помощью проволоки.

Череп в рогами в виде часов

Видео – рога оленя

Рога лося – видео из домашней коллекции

Первая краевая Камчатская выставка охотничьих трофеев — 2015

iohotnik.ru

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Что нужно для разрешения на перепланировку Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
  • Как самостоятельно оформить визу в литву Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
  • Материнский капитал когда закончится программа Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Полномочия местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]