Пособие по стрессу

Главная / Пособие по стрессу

«КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ»

Содержание учебника «Психология стресса и методы коррекции»

Ю.В.Щербатых

Данное книга – полное дидактическое пособие по курсу «Психологии стресса», в котором полностью прописан весь учебный процесс: программа, тематические планы, теоретическая часть, материал для проведения семинарских и практических занятий, набор тестов и упражнений, перечень экзаменационных вопросов и т. д. Пособие позволяет преподавателю, с одной стороны, с минимальными усилиями организовать и провести данный учебный курс, а с другой – предоставляет возможность для гибкой модификации учебного процесса в соответствии с требованиями конкретного ВУЗа и индивидуальными предпочтениями преподавателя.

Пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, психологов-практиков, физиологов и врачей, а также всем тем, кто интересуется проблемой стресса или стремится снизить его уровень.

Учебное пособие соответствует основным положениям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки « 030300 Психология» для квалификаций «бакалавр» и «специалист».

В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

Для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс-менеджменту, а также всех, интересующихся психологией.

www.no-stress.ru

Понятия профессионального стресса

Понятия профессионального стресса

Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.

Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

Впервые термин “психология профессионального здоровья” предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: “стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью”). В литературе встречается также термин “психическое выгорание”, под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома “выгорания” в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом.

Установлено, что одним из факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

· ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

· высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

· неудовлетворенность социальным статусом.

Профессиональное “выгорание” сотрудников может быть обусловлено такими причинами:

1) перегруженность или незагруженность работой;

2) организационные перемены;

3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;

4) эпидемия психогенного заболевания;

5) истощение физических и духовных сил;

Формами проявления производственных стрессов являются :

2) агрессивность по отношению к коллегам;

3) нежелание выходить на работу, прогулы;

4) большое количество брака продукции;

5) излишняя нагрузка на работе;

6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

Целью данной работы ставлю перед собой детальное и глубокое рассмотр ение основных методов профилактики производственных стрессов и способов борьбы с их последствиями. Для этого следует еще раз вернуться к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».

Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

Что может быть противопоставлено стрессу?

Перечислим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:

1) создание благоприятного организационного климата;

2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;

3) четкое определение обязанностей работников;

4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой;

5) социальная поддержка;

6) психологическая помощь на предприятии;

7) программы общего оздоровления.

Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.

Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с “наполеоновскими” возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.

Следует также отметить важность индивидуальных подходов к предотвращению стрессов. Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы быстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем.

Существуют еще и организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса. Так, например:

1. В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний).

2. С целью необходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.

3. Для предотвращения эмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также необходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.

4. Для создания благоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и «озвучить» претензии.

5. Необходимо предоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

6. Нужно обеспечить четкое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.

7. Для устранения причин, ведущих к перегруженности или недогрузке работой, руководитель предприятия должен надлежащим образом организовать процессы обучения, беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределение обязанностей, обеспечить хорошее соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет.

8. Рекомендуется обеспечить в организации систему оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса. Социальная поддержка способна минимизировать негативные последствия стресса. Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что социальная поддержка смягчает воздействие стрессов на лиц, находящихся в сложной ситуации, особенно если эта ситуация — следствие перегруженности работой или ролевого конфликта. Оказать действенную социальную поддержку способны сплоченные рабочие группы и руководители первой линии — супервизоры, обученные доброжелательному и заботливому отношению к подчиненным.

9. Целесообразно использовать модификацию поведения как эффективный способ повышения устойчивости к стрессам людей определенного психологического типа личности, имеющих склонность к тревожности, гиперреактивности, с повышенным риском развития ишемической болезни сердца. К характеристикам личности, на которые следует повлиять, относятся чрезмерная напористость, навязанное самому себе постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Необходимо формировать у работников позитивную эмоциональную реакцию на стрессовые обстоятельства, изменять информационное значение некоторых раздражителей за счет потери ими патогенных свойств путем использования методики рациональной психокоррекции.

works.doklad.ru

Смотрите так же:

  • Что выгодней пенсия по старости или по инвалидности Человек может потерять способность трудиться по причине болезни, травмы, врожденных особенностей организма или же с наступлением определенного возраста. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный […]
  • Виды вакуумных коллекторов Солнечный коллектор - энергия Солнца в доме! СОЛНЕЧНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ. Обзор видов солнечных коллекторов. Достоинства и недостатки. Во время нынешнего кризиса у всех на слуху новое слово - «коллектор». Английское слово collect многозначно, но основное его значение - собирать что-либо. […]
  • Юристы на марьиной роще Юристы на марьиной роще Адвокат юрист консультация в Марьиной Роще разводы (расторжение брака, семейные бракоразводные дела), жилищные вопросы, раздел имущества наследственные дела квартиры по наследству, купля продажа недвижимости, арбитраж (арбитражный суд), трудовые споры (трудовое […]
  • Ремесленничество налог Как стать ремесленником: пошаговая инструкция для тех, кто решил превратить хобби в заработок Как стать ремесленником и какие виды деятельности могут считаться ремеслом, объяснили в федерации профсоюзов Беларуси. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер Как […]
  • Калькулятор начисления пенсии с 2018 года Пенсионный калькулятор Россияне против повышения пенсионного возраста! Пенсия депутата безо всяких баллов привязана к его зарплате. Согласно вступившим в силу с начала 2017 года поправкам, депутаты и сенаторы, исполнявшие свои обязанности от пяти до десяти лет, имеют право на прибавку к […]
  • Земельный налог в актах выполненных работ в рб Журнал."Сметное дело" 04.07 Бюджетные организации В номере: Новации в строительной отрасли в 2018 году. Отдельные ситуации и особенности при проектировании строительства объектов. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. В номере: Подрядные торги, торги […]
  • Освобождение от наказания в уголовном процессе Освобождение от уголовной ответственности Понятие и юридическая природа освобождения от уголовной ответственности В соответствии с задачами и принципами уголовного права реакция государства на нарушение установленных им уголовно-правовых запретов должна быть, с одной стороны, […]
  • Закон о признание дом аварийным О признании дома аварийным или подлежащим сносу Признать дом аварийным, для его переселения — очень выгодная тактика расселения домов для властей. Если дом признан аварийным, его жители переселяются без учета их гарантий на место проживание и благоустроенность нового жилищного фонда, […]