Полномочия заказчика по 44-фз

Главная / Полномочия заказчика по 44-фз

Место муниципального заказчика в контрактной системе

Муниципальный заказчик — это кто?

Это юридическое лицо, наделенное полномочиями и действующее от имени местного образования для осуществления закупочной деятельности, а также соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации. Закупки таких организаций финансируются за счет местного бюджета, в отличие от государственных, чьи нужды обеспечиваются за счет федерального бюджета или бюджета субъектов, а также за счет внебюджетных источников финансирования. Органы местного самоуправления (ОМСУ) закупают товары, работы и услугы исключительно для исполнения обязательств, а также для исполнения отдельных поручений и полномочий, переданными законами.

Таким образом, муниципальный заказчик — это 44-ФЗ понимает как муниципалитет, он существует за счет бюджетных средств, и из этого следует, что закупки регламентируются Федеральной контрактной системой.

Кто относится и кто не относится к муниципальным заказчикам

Как определено в п. 6 ст. 3 44-ФЗ, к таким госзаказчикам относятся местные:

  • органы (например, совет города Павловска);
  • казенные учреждения (как пример, «Спортивный клуб «Старт»);
  • унитарное предприятие (например, «Управление пассажирских перевозок миасского городского округа»).
  • Не относятся госзаказчики, которые указаны в п. 5 ст. 3 44-ФЗ, а также отдельные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность.

    Полномочия

    Такие организации наделяются полномочиями и компетенциями в сферах жизнедеятельности населения, на которое распространяется его юрисдикция. Такие полномочия — это перечень обязанностей, установленных для реализации функций, регулируются уставом ОМСУ.

    Такими полномочиями могут быть:

  • в правоохранительной сфере: обеспечение охраны общественного порядка, координация деятельности правоохранительных органов;
  • в вопросах местного значения: содержание и строительство автодорог, обеспечение населения транспортными услугами, организация благоустройства территорий и т. д.;
  • в сфере ЖКХ: обеспечение водо-, газо-, тепло- и электроснабжения, организация вывоза и сбора мусора, координация застройки вверенной территории.
  • Вся деятельность таких учреждений подлежит обязательному планированию — план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком в соответствии со ст. 17 44-ФЗ.

    goscontract.info

    Распределение полномочий заказчика в рамках реализации 44-ФЗ

    Вряд-ли будет ошибкой сказать, что вопрос о распределении полномочий и обязанностей среди сотрудников организации-заказчика возник почти одновременно со вступлением в силу положений Закона № 44-ФЗ. И действительно, эффективная и полноценная реализация требований контрактной системы включает в себя множество самых разнообразных обязанностей, выполнить которые в одиночку специалисту зачастую бывает крайне сложно.

    Теоретическая реализация Закона № 44-ФЗ

    Когда я читаю некоторые статьи, посвященные проблемам госзакупок, – особенно если они опубликованы в каком-нибудь солидном печатном или интернет-издании, – у меня складывается впечатление, что я нахожусь в какой-то иной реальности, в которой все то, о чем пишется в этих статьях, попросту не существует.

    Когда речь заходит о практической реализации закона о контрактной системе в общем и распределении полномочий закупочного процесса в частности, то, как правило, в качестве примеров приводят какие-то совершенно фантастические абстрактные организации, в которых имеется огромный штат сотрудников всех мастей.

    Одни занимаются планированием, другие обоснованием закупок, третьи проводят конкурентные процедуры, юридический отдел проверяет все документы на соответствие законам и всячески помогает в решении всевозможных проблем, кто-то заключает контракты, бухгалтерия оплачивает и отслеживает исполнение, кто-то все это размещает в ЕИС…

    Все эти люди, отделы, структурные подразделения и комиссии действуют как один слаженный механизм, своевременно предоставляя друг другу всю необходимую информацию и четко выполняя свои обязанности, и, судя по всему, каждый имеет неплохое представление о требованиях Закона № 44-ФЗ в отношении сферы его полномочий и ответственности.

    Возможно, кому-то из уважаемых коллег посчастливилось работать в такой организации, я же к моему великому сожалению таких не встречал.

    Реальное положение контрактного управляющего

    Как показывает практика, в реальности дела обстоят совершенно иначе. За реализацию требований Закона № 44-ФЗ обычно отвечает один единственный человек – контрактный управляющий. Причем, зачастую эти обязанности возложены на работника, у которого и без того немало работы – это может быть юрист, экономист или обычный завхоз.

    Буквально на днях мне довелось оказаться в учреждении, где контрактным управляющим является кадровик. Перед таким человеком стоит нелегкая задача организовать закупочную деятельность учреждения в соответствии с требованиями контрактной системы – сформировать и наладить тот самый механизм, о котором мы говорили в предыдущем разделе.

    Как правило, ему это не удается по целому ряду причин:

  • обязанности возложены на контрактного управляющего – никто другой не считает, вопросы Закона № 44-ФЗ его хоть как-то касаются и что он должен участвовать в этой работе, все стремятся устраниться от участия в ней;
  • вся ответственность лежит на контрактном управляющем – других работников соблюдение требований и сроков попросту не беспокоит, ведь они не отвечают за их нарушение;
  • у контрактного управляющего нет полномочий для того, чтобы распределить обязанности, организовать работу других сотрудников или хотя бы требовать соблюдения сроков предоставления необходимой информации – они ему попросту не подчиняются;
  • зачастую и руководитель, и работники организации придерживаются мнения, что все, хоть как-то связанное с контрактной системой, — это забота и обязанность контрактного управляющего.
  • Иными словами, почти всегда контрактный управляющий остается один на один с задачами, которые перед ним ставит закон о контрактной системе. Такой подход широко распространен на практике, а его результатом становится ситуация, когда перечень обязанностей работника увеличивается многократно, при этом он в кратчайшие сроки должен стать специалистом всех тех областей, к сфере которых будут относиться закупаемые им товары, работы и услуги.

    Да и как ему быть иначе, ведь нужно как-то сделать обоснование, составить техническое задание, провести процедуру закупки, опубликовать все это в ЕИС, заключить контракт, провести экспертизу, осуществить приемку…и многое, многое другое.

    А между тем, наиболее оптимальным решением проблемы эффективной закупочной деятельности заказчика в соответствие с требованиями контрактной системы является оптимальное распределение полномочий и обязанностей.

    Практические рекомендации по распределению полномочий и обязанностей при реализации Закона № 44-ФЗ

    Прежде чем продолжить, хочу сразу оговориться, что это лишь рекомендации, к которым мы пришли практическим путем за время работы с заказчиками. Они официально не закреплены никаким законом или другим нормативным актом, соответственно и обязать кого-либо придерживаться их невозможно.

    1. Понимание необходимости и инициатива распределения обязанностей должны исходить в первую очередь от руководителя организации, поскольку именно он обладает достаточными полномочиями по организации работы и взаимодействия отделов и работников. Никто добровольно не согласиться взять на себя дополнительные обязанности и ответственность, поэтому первым делом следует донести до руководства понимание необходимости и эффективности таких действий.
    2. Руководитель должен понимать, что обеспечение соблюдения Закона № 44-ФЗ это задача всей организации, а не одного конкретного человека. Она требует коллективного участия, работы же одного человека для полноценного соблюдения его норм недостаточно;
    3. Распределение обязанностей должно быть документарно закреплено внутренними нормативными актами организации – это необходимо для того, чтобы в случае возникновения каких-либо проблем, проведения проверок и обнаружения нарушений было ясно, кто именно и на каком этапе является ответственным;
    4. Контрактный управляющий должен представлять своего рода некий центр по распределению, контролю и обработке информационных потоков, поскольку на практике он один знает требования Закона № 44-ФЗ и работает в ЕИС. Соответственно, задача руководителя состоит в том, чтобы организовать такое взаимодействие, при котором представители различных подразделений и отделов шли навстречу требованиям контрактного управляющего и своевременно предоставляли всю необходимую информацию.
    5. Совершенно ясно, что контрактный управляющий не может быть специалистом всех областей, соответственно при проведении экспертизы и приемки целесообразно формирование комиссий различного состава с привлечением профильных специалистов. Такой подход позволит обеспечить необходимый уровень компетентности приемочной и экспертной комиссий как с точки зрения знаний контрактного законодательства, так и с точки зрения объекта закупки.
    6. Ключевым принципом, которым следует руководствоваться при распределении полномочий – это минимизация участия работников в тех областях, которые не относятся к их основной деятельности, и напротив – привлечение и максимальное участие там, где они наиболее компетентны.

    Заключение

    В заключении хотелось бы отметить, что далеко не каждое учреждение может похвастаться большим штатом сотрудников. Обеспечить же взаимодействие под силу каждому – существуют примеры успешного взаимодействия не только работников одной организации, но и отдельных ведомств.

    Как показывает практика, такой подход является одним из наиболее эффективных и целесообразных на сегодняшний день и позволяет значительно повысить качество реализации контрактного законодательства.

    good-tender.ru

    Передача полномочия заказчика по контракту

    Вопрос-ответ по теме

    Бюджетное учреждение приобретает основные средства (по 44-ФЗ) по определенному проекту. В процессе исполнения контракта решением высшего исполнительного органа субъекта РФ определяется новый оператор проекта — автономная некоммерческая организация. Вправе ли бюджетное учреждение передать полномочия заказчика (выгодопреобретателя) по контракту автономной некоммерческой организации?

    Не вправе, в связи с тем, что АНО не является заказчиком по Закону № 44-ФЗ. Бюджетное учреждение не может передать АНО полномочия заказчика по Закону № 44-ФЗ, так как не имеется правовых оснований.

    Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Пунктом 7 комментируемой статьи определено понятие заказчик, под которым понимается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 комментируемого закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

    Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями данного Закона. Комментируемая норма носит также юридико-техническое значение, фактически объединяя в одном термине – «заказчик» государственных заказчиков, муниципальных заказчиков и бюджетные учреждения, что в дальнейшем упрощает восприятие комментируемого Закона, а также исключает неоднозначную трактовку термина «заказчик».

    Внимание:

    При наличии правового акта, регламентирующего правила закупки, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований указанных в Законе № 223-ФЗ и принятого положения о закупке (в соответствии с ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе в отношении закупок, осуществляемых в 2014 году, бюджетные учреждения вправе утвердить и разместить на официальном сайте положение о закупке до 1 апреля 2014 года).

    Следует отметить, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

    В случае утверждения положения о закупке бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ следующие закупки:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т. ч. иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
  • При этом следует отметить, что принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных закупок в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ или Законом о контрактной системе, не может быть изменено в текущем году.

    Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 95. Изменение, расторжение контракта

    Частью 6 комментируемой статьи установлено, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

    Расторжение контракта по соглашению сторон

    Расторгнуть контракт по соглашению сторон допускается, если у сторон нет друг к другу претензий по исполнению.

    Однако в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т. ч. гарантийного обязательства), в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В данной ситуации контракт по соглашению сторон расторгается только после выплаты неустоек.

    Датой расторжения контракта (прекращения обязательств) считается дата заключения соглашения о расторжении, если иное не вытекает из соглашения (ч. 2, 3 ст. 453 ГК РФ).

    Ситуация: поставщик в период исполнения контракта прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель и открыл ООО. Нужно ли в таком случае расторгать контракт

    Да, нужно. Заказчик в такой ситуации расторгает контракт по соглашению сторон и проводит новую закупку на остаточный объем товаров.

    Согласно Закону № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляет случай, когда новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ), слияния (п. 1 ст. 58 ГК РФ) или присоединения (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Поскольку индивидуальный предприниматель не юридическое лицо, указанное правило к нему неприменимо.

    Ситуация: поставщик нарушает условия поставки по срокам поставки и по качеству товара. Правомерно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон и заключить контракт со вторым участником

    Нет, неправомерно. Закон № 44-ФЗ не предусматривает право заказчика заключить контракт со вторым участником закупок, в случае если контракт расторгается по соглашению сторон. При расторжении контракта по соглашению сторон заказчик вправе провести новую закупку за счет средств, которые не были использованы заказчиком по причине ненадлежащего исполнения контракта поставщиком.

    Ситуация: что делать заказчику, если объем услуг не выбран в полном объеме

    Заказчик вправе как расторгнуть контракт по соглашению сторон, так и заключить к нему дополнительное соглашение об уменьшении объема услуг.

    Если у заказчика отпала необходимость в некотором объеме услуг, заказчик и исполнитель вправе на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторгнуть контракт по соглашению сторон в исполненной части, указав при этом в соглашении о расторжении контракта объем оказанных услуг, сумму, подлежащую оплате исполнителю. Заказчиком в таком случае оплачивается только объем оказанных услуг.

    Уменьшить объем услуг заказчик может в случае, если такое условие было предусмотрено контрактом, и с учетом положений подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: можно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон при досрочном исполнении обязательств

    Нет, при досрочном исполнении обязательств контракт расторгать не следует. В данной ситуации заказчик:

    • вносит информацию об исполнении в реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084);
    • готовит отчет об исполнении контракта (ссылка на рекомендацию Как подготовить отчет об исполнении контракта).
    • Ситуация: должна ли организация-заказчик расторгать и заключать заново договоры в случае реорганизации в форме присоединения к другой организации

      Нет, это не обязательно. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица по передаточному акту (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 59 ГК РФ). Нормами Гражданского кодекса РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения не предусмотрено переоформление договоров, обязательства по которым переходят к правопреемнику.

      Вместе с тем, на практике организации переоформляют договоры. Это делается с целью избежать спорных ситуаций с контрагентами и с налоговыми органами.

      В этом случае заказчик подписывает дополнительные соглашения к контрактам, указав одной из сторон контракта правопреемника, причину перемены заказчика (организации), новые банковские реквизиты, и продолжает работать по ранее заключенным контрактам.

      Ситуация: может ли заказчик после расторжения контракта по соглашению сторон возобновить отношения с тем же поставщиком на оставшуюся сумму средств

      Нет, не может. Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заказчика возобновить договорные отношения с исполнителем после расторжения контракта.

      После расторжения контракта по соглашению сторон заказчику необходимо провести новую процедуру закупки с учетом нормы части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

      На заметку
      В ситуации, когда после заключения контракта у заказчика отпала необходимость в выполнении обязательств поставщиком и оплата ни разу не производилась, отчет об исполнении размещать не надо (письмо Минэкономразвития России от 20.03.2015 № Д28и-727).

      Возможность аннулирования договора по соглашению сторон предусматривает гражданское законодательство (ч. 1 ст. 450 ГК РФ). Закон № 44-ФЗ также имеет такое основание для прекращения контрактных обязательств. Условие о возможности расторгнуть контракт по обоюдному согласию заказчика и поставщика не обязательно должно быть прописано в контракте. Такое требование работает только в отношении условий об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поэтому право расторгнуть обязательства по соглашению сторон возникает у контрагентов в силу закона.

      Учтите, если поставщик не согласен с таким выходом из ситуации, контракт можно расторгнуть исключительно по решению суда или в случае одностороннего отказа в соответствии с гражданским законодательством (письмо Минэкономразвития России от 10.12.2015 № Д28и-3654).

      Алгоритм действий по расторжению

      Если договоренность о расторжении достигнута, примите и оплатите последнюю партию поставленного товара, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

      Оформите соглашение о расторжении контракта. В документе обязательно укажите, что контракт расторгается в неисполненной части. Укажите сумму, которую успели перечислить контрагенту за поставленный товар.

      Обязательно разместите в ЕИС информацию о расторжении контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это надо сделать в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за датой аннулирования контракта. Копию соглашения прикрепите к информации. Затем подготовьте и разместите в ЕИС отчет о расторжении контракта в ходе его исполнения в соответствии с положениями ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

      Обратите внимание, что при прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не вносят (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

      Расторжение контракта по соглашению сторон

      По итогам электронного аукциона заключен контракт на ремонт фасада здания. В силу обстоятельств подрядчик отказался выполнить свои обязательства полностью, хотя некоторые работы успел завершить. Можем ли мы расторгнуть контракт по соглашению сторон в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ? Как оплатить часть работ, которые подрядчик выполнил?

      Мария Григорьева, специалист контрактной службы (г. Ангарск)

      Расторжение контракта по взаимному согласию сторон допустимо в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Эта норма применима и в ситуации, когда контракт невозможно выполнить в срок (письмо Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-175). Оплатить работу в таком случае надо пропорционально объему выполненных работ. Обязательно укажите его в соглашении о расторжении контракта. Отразите и факт частичной оплаты. Кроме того, в соглашение нужно включить формулировку о том, что контракт расторгается в неисполненной части. При размещении информации о расторжении контракта на официальном сайте укажите в качестве основания «по соглашению сторон» и не забудьте прикрепить копии платежных документов.

      Обратите внимание: при прекращении действия контракта по соглашению сторон сведения о контрагенте не вносят в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ)

      www.pro-goszakaz.ru

      Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 11

      Евгений Баланцев,
      преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ГАПМ им. Пастухова

      Из этого материала вы узнаете о нюансах осуществления госзакупок образовательными учреждениями и органами местного самоуправления, о порядке действий при признании конкурентных способов определения поставщика не состоявшимися, а также о том, в каких случаях необходимо устанавливать обеспечение контракта и проводить экспертизу товара.

      На вопросы наших читателей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ГАПМ им. Пастухова Евгений Баланцев.

      Каковы правила закупок образовательными учреждениями?

      Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

      Образовательные учреждения, как и любые другие заказчики, осуществляют закупки по нормам Закона № 44-ФЗ. Если образовательное учреждение является бюджетным, оно вправе принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Однако это возможно только при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе. При этом данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году лишь закупки:

    • за счет грантов;
    • за счет средств, полученных от физических и юридических лиц при осуществлении иной приносящей доход деятельности;
    • в качестве исполнителя по контракту (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
    • Сумма закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по общему правилу установлена п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и не должна превышать 100 тыс. руб. При этом для образовательных организаций действует специальная норма (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), которая имеет приоритет перед общей. Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. при совокупном годовом объеме закупок не более 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, что составит не более 20 млн руб. в год.

      При заключении контрактов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчикам важно помнить, что:

    • сведения о контрактах не вносятся в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ);
    • такие контракты должны полностью соответствовать требованиям ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

    Всегда ли заказчик обязан устанавливать обеспечение контракта при запросе котировок или есть исключения?

    Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ): для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок как раз относится к случаю, когда заказчик не обязан устанавливать обеспечение контракта.

    В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений?

    Заказчики, чей совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб. в год, в случае отсутствия у них контрактной службы должны назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок (включая исполнение каждого контракта) – контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

    Закон № 44-ФЗ не содержит определения понятия «должностное лицо», поэтому возможно применение по аналогии определения должностного лица, данного в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ: под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России. Более подробно понятие должностного лица раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

    В соответствии с п.п. 4-5 названного постановления, под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

    Полномочия контрактного управляющего установлены ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. К ним относится:

  • разработка плана закупок и плана-графика, осуществление подготовки изменений для внесения в данные планы, размещение в единой информационной системе плана закупок и плана-графика и внесение в них изменений;
  • осуществление подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектах контрактов, подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • обеспечение осуществления закупок, в том числе заключения контрактов;
  • участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществлении подготовки материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  • организация в случае необходимости консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях;
  • осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
  • Чтобы осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, лицо должно быть штатным сотрудником. Таким образом, поскольку контрактный управляющий является должностным лицом заказчика, он, по моему мнению, должен состоять в штате заказчика, то есть быть его работником. Только в этом случае работник централизованной бухгалтерии может быть назначен контрактным управляющим.

    Вправе ли Совет народных депутатов (представительный орган местного самоуправления) согласно п. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ принять решение о наделении администрации района полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей)?

    Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Обычно в уставе муниципального образования прописаны полномочия администрации муниципального образования по регулированию муниципальных закупок, в том числе по определению поставщиков.

    Структура администрации муниципального образования (департаменты, отделы) обычно устанавливается Советом народных депутатов. Структурное подразделение (структурные подразделения), уполномоченное (ые) на определение поставщиков для заказчиков, осуществляющих закупки для нужд соответствующего муниципального образования, определяется на основании нормативно-правовой базы конкретного муниципального образования, в первую очередь его Устава.

    Может ли администрация района согласно п. 3 ст. 26 Закона № 44-ФЗ принять решение о наделении администрации или ее конкретного отдела полномочиями по определению поставщиков для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений?

    В данной ситуации, на мой взгляд, возможен следующий алгоритм действий.

    Нормативным правовым актом администрации (в соответствии с Уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования) определяется структурное подразделение, входящее в структуру администрации и уполномоченное на определение поставщиков, осуществляющих закупки для нужд муниципального образования – «общий» уполномоченный орган (например, комитет муниципального заказа). Скорее всего, на него будут возложены полномочия по определению поставщиков путем проведения конкурсов или аукционов. При этом стоит учитывать, что на такой орган власти запрещено возлагать полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ). Другое структурное подразделение (например, департамент образования) определяется администрацией как уполномоченный орган в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона № 44-ФЗ для конкретных муниципальных заказчиков – он становится «специальным» уполномоченным органом. При этом на него запрещено возлагать полномочия по планированию, заключению, исполнению и оплате контрактов для бюджетных учреждений. Таким «специальным» органом может быть орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующих муниципальных заказчиков.

    В случае если определение поставщиков осуществляется, например, путем запроса предложений или запроса котировок, его проводит «специальный» уполномоченный орган, если путем проведения конкурса или аукциона – «общий». Каждый орган местного самоуправления обязан до 2016 года принять решение о порядке осуществления подведомственными ему муниципальными заказчиками функций и полномочий заказчиков в зависимости от наличия или отсутствия соответствующих уполномоченных органов. Например, если создан «общий» уполномоченный орган, орган местного самоуправления принимает решение о наделении уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (п. 2 ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

    Всегда ли заказчик в ходе исполнения контракта должен проводить экспертизу товара и привлекать для этого сторонних экспертов?

    Пользователь под ником mediko2012

    Часть 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчиков во всех случаях осуществления закупок проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. При этом по общему правилу заказчик вправе проводить такую экспертизу своими силами либо привлекать для ее проведения третьих лиц – экспертов или экспертные организации.

    Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы результатов исполнения контрактов, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением случаев, указанных в п. 1, п.п. 4-6, п. 8, п. 15, п.п. 17-18, п.п. 22-23, п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

    В соответствии с действующим законодательством, контракт может предусматривать этапы его исполнения. При этом законодательством не регламентируется порядок выделения таких этапов. На мой взгляд, под этапом исполнения контракта понимается исполнение части обязательств (поставка партии товара, выполнение отдельных работ, оказание отдельных услуг), предусмотренной контрактом и имеющей самостоятельное значение. При этом оно должно завершиться приемкой и оплатой результатов заказчиком.

    Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг при одновременном выполнении двух условий:

  • поставка данной партии товаров, выполнение данных работ, оказание данных услуг предусмотрено в контракте как этап исполнения контракта;
  • контрактом предусмотрена самостоятельная приемка и оплата данной партии товаров, выполнение данных работ, оказание данных услуг.
  • При этом законодательство не регламентирует порядок и сроки проведения такой экспертизы. Полагаю, что заказчик вправе самостоятельно установить их в контракте.

    Если процедура торгов не состоялась (никто из участников не допущен или не подал заявки, подана только одна заявка), то что следует делать в таком случае: осуществить закупку у единственного поставщика или провести повторные торги?

    Конкурентные способы определения поставщика могут быть признаны не состоявшимися по двум причинам:

  • если на участие в конкурентной процедуре подана только одна заявка, либо если по результатам рассмотрения заявок отклонены все поданные заявки, кроме одной;
  • если на участие в конкурентной процедуре не подано ни одной заявки, либо все поданные заявки отклонены.
  • Если есть только один претендент на заключение контракта, заказчик может принять решение о заключении контракта неконкурентным способом – с единственным претендентом (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Если претендентов нет вовсе, заказчик не вправе заключать контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если потребность в товарах, работах, услугах, являющихся предметом такой закупки, сохранилась, заказчик проводит повторную конкурентную процедуру.

    Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

    Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

    Документы по теме:

    Новости по теме:

    Материалы по теме:

    Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
    Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

    Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
    О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

    Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
    В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

    Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
    С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

    Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
    С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

    Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
    Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

    Мнение:

    Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

    Ветров Виталий,
    Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

    www.garant.ru

    Смотрите так же:

    • Химия егэ 2018 пособия ЕГЭ 2018. Химия. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Автор заданий - ведущий ученый, преподаватель и методист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые задания по химии содержат 14 вариантов комплектов […]
    • Выплата накопительной пенсии инвалидам Как получить накопительную пенсию? Пенсионные накопления формируются за счет обязательных страховых взносов вашего работодателя и ваших добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также из других источников (ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ; ч. […]
    • Кто может провести товароведческую экспертизу Как провести товароведческую экспертизу? Экспертиза качества товара проводится в случае спора о причинах возникновения недостатков товара между продавцом и покупателем. В зависимости от установления или истечения гарантийного срока на товар обязанность проведения товароведческой […]
    • Документы для оформления пенсии по инвалидности 3 группа Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Существует три вида пенсий по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): страховая пенсия по инвалидности; пенсия по инвалидности по государственному […]
    • Оформить стену для творчества Стены в детской комнате: несколько идей декора своими руками (81 фото) Когда ремонт закончен, хочется внести какую-то индивидуальность, что-то личностное, приятное и теплое, как солнышко в ладошке. Стены в детской комнате оформляют по-разному, используя готовые атрибуты или создавая […]
    • Половина штрафа за пдд Штрафы ГИБДД со скидкой 50%, делимся опытом С 1 января 2016 года водители и собственники транспортных средств могут оплачивать штрафы ГИБДД со скидкой 50%. Основное условие - нужно совершить платеж не позднее 20 дней с даты вынесения постановления. В этой статье: Какие штрафы можно […]
    • Налог на домашних животных в рб Ставки налога за владение собаками Актуальная информация о максимальных ставках (размерах) налога за владение собаками в Беларуси. С а ставка налога за владение собаками в месяц установлена размере, не превышающем: – если собака из потенциально опасной породы. Обратите внимание, что […]
    • Фз 44 возврат обеспечения заявки Возврат обеспечения заявки Для того, чтобы подать заявку на участие в государственном конкурсе или аукционе, компания должна предоставить не только пакет документов, но и обеспечение заявки. Обеспечение заявки – это денежный залог, который необходим для того, чтобы еще на самом раннем […]