Плата за негативное воздействие на окружающую среду штрафы

Главная / Плата за негативное воздействие на окружающую среду штрафы

Новые штрафы за загрязнение окружающей среды

26 декабря 2005 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 183-ФЗ, которым с 8 января 2006 года увеличены штрафы за загрязнение окружающей среды . Кроме того, этот Закон ввел наказание за то, что не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующие изменения внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Штрафы за загрязнение окружающей среды. Предприятию, которое осуществило выброс вредных веществ без специального разрешения, грозят административные штрафы. Как мы уже сказали, с 8 января 2006 года они были увеличены. Так, за несоблюдение экологических требований при строительстве, а также при эксплуатации предприятий с должностных лиц теперь будут взыскивать не от 500 до 1000, а от 2000 до 5000 руб., а с организаций – не от 5000 до 10 000, а от 20 000 до 100 000 руб. (ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Полный перечень новых штрафов мы привели в таблице .

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Платить за загрязнение окружающей среды требует статья 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». А порядок расчета такой платы утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Согласно пункту 1 Порядка, организации должны платить за:

1) выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

2) сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

3) размещение отходов;

4) другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Однако сейчас действуют базовые нормативы платы только по трем первым видам загрязнения окружающей среды. Они перечислены в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410). При этом в 2006 году нормативы платы, установленные в 2003 году, применяются с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 году, – с коэффициентом 1,08. Это требование статьи 19 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».

Как мы уже сказали, плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательной. Однако до сих пор никаких санкций за ее неперечисление не было. Но уже с 8 января 2006 года за невнесение платы в установленные сроки должностные лица заплатят 3000–6000 руб., а организация – 50 000–100 000 руб. Такие штрафы теперь установлены в статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отметим, что по Налоговому кодексу РФ за неперечисление платы оштрафовать фирму не могут. Дело в том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не считается налогом. На это указал Конституционный суд РФ в Определении от 10 декабря 2002 г. № 284-О.

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 183-ФЗ.

Вступил в силу 8 января 2006 года.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: glavbukh.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «»

Другие новости за 23.01.2006

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

Еще по теме «Экологические платежи»

© 2004-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии»

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

www.ecoindustry.ru

Плата за негативное воздействие на окружающую среду штрафы

Укажите свои данные и мы свяжемся с вами

Или Вы свяжитесь с нами наиболее удобным способом
Телефон в Москве: +7 (495) 776-83-73, skype: parus.cbp, почта: [email protected]

Москва: +7 (495) 181-51-73

Наше предприятие не перечисляет платежи за загрязнение окружающей среды. Какая ответственность предусмотрена за неуплату и какие организации обязаны перечислять плату за загрязнение? С этого года будем их уплачивать, на каком счете бухгалтерского учета отражаются платежи за негативное воздействие на окружающую среду?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, в бухгалтерском учете, в соответствии с ПБУ 10/99 отражается по статьям затрат и относится к расходам по обычным видам деятельности.
Счет отражения затрат организация выбирает самостоятельно, в зависимости от деятельности.

Расходы по обычным видам деятельности, организация отражает по дебету счетов, на которых аккумулируются затраты. Так, в зависимости от вида деятельности, организация отражает расходы по дебету 20, 26, 44 счетов разнося их по соответствующим субсчетам.

Что касается учета экологических платежей, Минфин в своем письме №ПЗ-7/2011 отмечает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к текущим расходам организации.

В этом же письме, Минфин напоминает, что по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются только начисленные суммы штрафов за неуплату экологических платежей и суммы по искам за нарушение природоохранного законодательства.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не относятся к налогам, поэтому для их отражения методологически оправданно использовать счет 76.

Таким образом, платежи за загрязнение окружающей среды, как в пределах установленных нормативов, так и сверх норм, следует отражать следующим образом:

  • Дебет 20 (26,44) Кредит 76 – начислена плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных норм;
  • Дебет 20 (26,44) Кредит 76 – отражены платежи за загрязнение превышающее установленную норму (сумма отражается на субсчете, предназначенном для отражения сумм, не принимаемых в целях налогообложения).
  • Если организация применяет ПБУ 18/02, возникающую постоянную разницу такой организации следует отражать следующей записью:

  • Дебет 99 Кредит 68 – постоянное налоговое обязательство.
  • Величина постоянного налогового обязательства исчисляется путем умножения суммы платежа за загрязнение сверх лимита на действующую ставку налога на прибыль.
    Что касается ответственности за неуплату платежей за загрязнение окружающей среды, обращаем ваше внимание на то, что поскольку экологические платежи не являются налоговыми платежами, к налоговой ответственности организации не привлекаются за неуплату.

    В то же время, за неуплату, либо несвоевременную уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду на организацию может быть наложена административная ответственность по статье 8.41 КоАП, в виде штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта, привлеченного к ответственности:

  • Должностные лица – от 3 000 до 6000 рублей;
  • Юридические лица – от 50 000 до 100 000 рублей.

Привлечь к административной ответственности за неуплату должностных лиц или организацию возможно только при наличии доказательств.
Срок давности привлечения к ответственности составляет один год со дня совершения правонарушения. Срок привлечения к ответственности, согласно разъяснениям Пленума Верховного суда в постановлении №5, за правонарушение, выраженное в форме бездействия, начинает исчисляться со дня, который следует за последним днем, установленным для исполнения обязанности.

paruscbp.ru

Блог

Экологические платежи: изменения законодательства и ответственность за неуплату


Правовые основы платы за НВОС

Нормативной базой для исчисления и уплаты экологических платежей являются:

· Федеральный закон РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

· Федеральный закон РФ от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

· Постановление Правительства РФ от 28.09.2015г. №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

· Приказ Минприроды России от 23.12.2015г. № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоение их соответствующим объектам»;

· Приказ Минприроды России от 23.12.2015г. № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

· Приказы, Постановления и Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), регулирующей отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждающей формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирующей своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей;

· Приказы, Постановления, Письма Управления Росприроднадзора по Челябинской области.

Порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

В связи с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2015 года, статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих НВОС, который осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. Реестр представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, соответственно, федеральными и региональными органами исполнительной власти в форме ведения государственных реестров.

Форма заявки о постановке на государственный учет утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 г. № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

В соответствии с действующим законодательством предприятия не позднее 01.01.2017 обязаны встать на государственный учет и получить свидетельства о присвоении категории опасности для окружающей среды.

Подача заявки на регистрацию объекта НВОС осуществляется с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rp№.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя по адресу http://lk.fsrp№.ru.

При отсутствии на отчете электронной подписи хозяйствующие объекты, отнесенные в настоящее время к объектам федерального контроля направляют дополнительно на бумажном носителе заявку о постановке на государственный учет с номером электронной регистрации в Управление Росприроднадзора по Челябинской области, а объекты регионального контроля направляют заявку с номером электронной регистрации в Министерство экологии по Челябинской области.

Таким образом, в период с 1 января 2015 г. до 1 января 2017 г. должны быть поставлены на учет объекты, оказывающие НВОС, а также определены их категории. 1 января 2019 г. вступят в силу новые требования в области нормирования НВОС, которые будут отличаться в зависимости от того, к какой категории относится объект, оказывающий НВОС.

При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

Соответственно категория объекта НВОС будет определяться при постановке его на учет, при этом в целом критерии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903, позволят определить уровень его поднадзорности – федеральный или региональный.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования во исполнение ч.4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 01.09.2016 начала работу по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением объекту 1, 2, 3 и 4 категории согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Работа по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится также Министерством экологии по Челябинской области.

Обратите внимание! Организации, которые не оформили заявки на регистрацию объектов до 01 января 2017 г., должны зарегистрировать объекты НВОС в течение 2017 года.

В настоящее время штрафные санкции к таким организациям не применяются, прием документов для постановки на государственный учет в настоящее время продолжается.

Обратите внимание! Невыполнение или несвоевременное выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 8.46 КоАП РФ:

· административный штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 тысяч рублей;

· административный штраф на юридических лиц — от 30000 до 100000 рублей.

Если у организации (ИП) отсутствуют источники негативного воздействия (например, котельные, станки, гаражи стоянки открытого типа, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, места для размещения, длительного хранения отходов) постановка на государственный учет не требуется, но плательщиками платы за НВОС они остаются.

О плате за негативное воздействие на окружающую среду

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду взамен применявшихся с 2003 г. нормативов платы.

Новые ставки экологических платежей начинают применяться при расчетах платежей за негативное воздействие за 2016 год.

При этом коэффициенты индексации для новых ставок платы не применяются, не применяются также коэффициенты экологической значимости.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, и других видов вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632.

Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно по формам в соответствии с Приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» зарегистрирован в Минюсте 22.02.2017 рег. номер 45747.

Формирование и отправка Декларации в машиночитаемом формате доступна в Модуле природопользователя версии 3.8, опубликованной в разделе Отчетность природопользователя.

При формировании расчета платы за НВОС необходимо применять новые наименования и коды отходов из ФККО 2014 (утверждены Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014г. №445 (с изменениями и дополнениями).

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего НВОС за отчетный период.

Согласно п. 5 ст. 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет НВОС до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Согласно п. 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 01 марта года, следующего за отчетным периодом. Данная норма законодательства фактически предлагает плательщику заполнить расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

Декларация по оплате за НВОС за 2016 год предоставляется в Управление в срок до 10 марта 2017 года. Предоставление Деклараций ежеквартально не требуется.

Форма Декларации утверждена Приложением №2 к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 г. №3.

Отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за НВОС.

На основании ст.18 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. №89-ФЗ, приказа Минприроды РФ от 16.02.2010г. №30 субъекты МСП, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальный орган Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Отчетность представляется только предприятиями федерального значения в электронном (Модуль природопользователя) и бумажном виде до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Информация о предприятиях федерального значения размещена на сайте: http://74.rp№.gov.ru/otchetnost.

Большинство малых и средних предприятий относятся к объектам регионального значения. Они сдают отчет в орган, ведущий региональный кадастр отходов. В Челябинской области организацию ведения Кадастра отходов осуществляет Министерство экологии Челябинской области (454091, г. Челябинск, проспект Ленина, д.57).

Формы МСП и № 2-ТП (отходы) считаются обязательными для ежегодного предоставления всех без исключения ООО и ИП, относящихся к малому и среднему бизнесу.

Формы «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» и № 2-ТП (отходы) как и ранее, представляются в Росприроднадзор.

В программах 1С поддерживается возможность формирования № 2-ТП (отходы) и «Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и отправки в Росприроднадзор с помощью 1С-Отчетности.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что для субъектов МСП, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, при своевременном представлении отчетности о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом плата за загрязнение окружающей среды будет определяться без учета пятикратного повышающего коэффициента (с момента вступления в силу Приказа МПР РФ № 50 от 25.02.2010г.).

Важно знать о том, что в случае, когда предприятие начало осуществлять деятельность в текущем году, квартальные платежи за НВОС вносить не нужно, достаточно оплатить платеж в полном объеме 1 марта следующего за отчетным периодом года. По закону арифметики 0/4=0.

Экологическая отчетность субъектов МСП за 2016 год

avuar.ru

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проблемы и новации

С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения, которые внес в экологическое законодательство Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ. Благодаря данным новациям очень многое упорядочивается в системе экологических платежей. Рассмотрим, какие сложности возникают у тех, кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, что изменится в порядке расчета платы с 2016 г. а какие изменения еще ждут своего часа.

В статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным (хотя внесение такой платы отнюдь не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Сейчас это Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717. Напомним, что до принятия названных нормативных правовых актов эту функцию исполнял Ростехнадзор.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является фискальным сбором. Так установил Конституционный суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О. Суд указал, чтоданный платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер, и следовательно, не может относиться к налогам.

Кто должен вносить плату

Порядок расчета экологических платежей установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — постановление № 632). В нем сказано, что данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Нетрудно заметить, что здесь нет ни слова об индивидуальных предпринимателях.

Однако КС РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О посчитал, что платить за негативное воздействие на окружающую природную среду должны все те, кто такое негативное воздействие оказывает, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Кстати, чиновники указывают, что индивидуальные предприниматели как плательщики экологических платежей упоминаются также в ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) и ст. 28 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Итак, решение КС РФ есть, его никто не отменял, и спорить не стоит — индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать экологические платежи.

Кстати, не освобождает от необходимости уплаты экологических платежей ни уплата ЕНВД (письмо Минфина России от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262), ни переход на УСН (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1).

Нетрудно предположить, что и переход на ПСН также такого освобождения не предоставляет.

Есть проблема с постановкой плательщиков на учет.

С одной стороны, существует мнение, что несмотря на произошедшие изменения в виде передачи соответствующих функций от Ростехнадзора к Росприроднадзору, плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду должны становиться на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 и от 24.11.2005 № 867 по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному или передвижному (письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 № 04-09/169).

Однако приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 не был зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован. Кроме того, отсутствие обязанности регистрироваться подтверждают и суды (например, постановление Шестого Апелляционного арбитражного суда от 03.10.2011 № 06АП-3857/2011 и Апелляционное определение Ростовского облсуда от 03.05.2012 № 33-4736).

Обособленное подразделение юридического лица самостоятельным плательщиком экологических платежей не является и вправе производить уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности на это у руководителя обособленного подразделения.

Стоит пояснить, что упомянутое требование следует из Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утв. приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626. С одной стороны, еще с 9 августа 2011 г. данные рекомендации в силу приказа Ростехнадзора от 09.08.2011 № 452 официально утратили силу. Но с другой стороны, как это у нас часто бывает, ничего нового никто не предложил. Поэтому, по нашему мнению, имеет смысл продолжать руководствоваться ими.

Объекты обложения платой

К стационарным объектам относят:

объекты, прочно связанные с землей, от которых произошел выброс или сброс загрязняющих веществ;

объекты размещения отходов.

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов нужно понимать специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов — полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое.

Как сказано в действующем приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, плательщик производит уплату экологических платежей отдельно по передвижным объектам негативного воздействия — транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном нефтяном или природном газе, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления. Плательщик также производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Когда платить

В соответствии с текстом приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 отчетным периодом по экологическим платежам является календарный квартал.

Обратите внимание, что этот приказ будет применяться до тех пор, пока Минприроды России не заменит его собственными соответствующими нормативными актами. Об этом сказано в письме Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167.

Срок уплаты — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду также представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

По каждому субъекту РФ представляется отдельный расчет. При этом если плательщиком на территории субъекта РФ эксплуатируется более одного объекта негативного воздействия, то расчеты платы по данным объектам включаются в единый расчет.

С 1 января 2016 г. действующий порядок в отношении срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет неактуален. В силу новой ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения данного платежа признается календарный год. Уплатить его следует не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Механизм расчета платы

Базой для расчета платы являются:

объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления.

Учет следует вести по каждому виду загрязняющего вещества и по каждому классу опасности отхода.

Основная часть нормативов платы за выбросы и размещение отходов утверждена в 2003 г. постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. В последующем в этот документ были внесены относительно незначительные изменения и дополнения, связанные в частности, с присоединением Крыма.

Здесь даны следующие данные для расчета:

нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками — в рублях за одну тонну загрязняющих веществ;

нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками — в рублях за тонну или кубические метры;

нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты — в рублях за тонну загрязняющих веществ;

нормативы платы за размещение отходов производства и потребления — за одну единицу размещения отходов.

В приложении 2 к этому документу указаны коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ, коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.

Кроме того, установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления, применяются не только с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению 2, но и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, например, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Так как нормативы платы были установлены еще в 2003 г., каждый год они нуждаются в поправке, как минимум из-за инфляции. Так, в постановлении Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2015 г. с коэффициентом 2,45.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2016 г. с коэффициентом 2,56, в 2017 г. — 2,67.

Для того чтобы плательщику взносов определить норматив своих выбросов, ему необходимо обратиться в территориальное управление Росприроднадзора. Туда нужно сообщить информацию о видах деятельности компании и о видах выпускаемой ею продукции. На основании этой информации управление Росприроднадзора определит примерные размеры допустимых нормативов выбросов (или сбросов) для плательщика.

Затем плательщику нужно точно определить объемы своих выбросов. Это можно сделать самостоятельно или путем привлечения специализированных организаций.

Расчет платежа производится по правилам, прописанным в постановлении Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

Так, для стационарных объектов это выглядит так.

Плата «за грязь» в размерах, не превышающих установленные плательщику предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения. Если же плательщик не укладывается в предельно допустимые нормы, но укладывается в пределы установленных для него лимитов, то нужно сначала посчитать плату в пределах предельно допустимых выбросов или сбросов, а затем разницу между предельно допустимыми нормативами и лимитами умножить на соответствующие ставки. Получившиеся результаты суммируют. Следует учесть, что лимиты устанавливаются на основе специальных разрешений. Причем они действуют исключительно временно — только лишь в тот период, когда плательщик проводит мероприятия, которые должны привести к снижению выбросов до экологически приемлемых величин.

Если же плательщик не укладывается не только в нормативы, но даже и в лимиты, то расчет производится в три этапа. Сначала нужно посчитать сумму платежа в пределах допустимых норм. Затем рассчитать сумму платежа на разницу между предельными нормативами и лимитами. Далее посчитать разницу между фактическими выбросами (сбросами, отходами) и установленными лимитами. Эту разницу умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов или сбросов, и умножают на пять. А потом следует суммировать все получившиеся результаты.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. К ней применяют пятикратный повышающий коэффициент.

Для передвижных объектов нормативы платы за выбросы установлены на единицу измерения используемого топлива.

В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы, для размещения отходов есть только два основных показателя — отходы в пределах лимита, и сверхлимитные отходы. Это следует из ст. 18 Закона № 89-ФЗ. Количество отходов надо умножить на дифференцированную ставку, рассчитанную по базовому нормативу платы, соответствующему классу опасности мусора. Если плательщик превысит лимит, придется считать платеж в два этапа. Сначала нужно будет рассчитать платеж за отходы в пределах лимита, а затем — за разницу между фактическим размещением отходов и лимитом. Причем разницу между сверхлимитными отходами и лимитом умножают на дифференцированную ставку и на пять.

Классификация отходов

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). Напомним, что предыдущий каталог был утвержден приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786.

В ФККО были включены как виды отходов из прежнего каталога, так и новые виды отходов. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.

Последний знак 11-значного кода определяет класс опасности отходов для окружающей среды. Если там стоит «0» — это означает блок, тип, подтип, группу, подгруппу отходов. Для видов отходов цифра «1» обозначает I класс опасности, цифра «2» — II класс опасности и т.д.

С 1 августа 2014 г. также вступил в силу приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792, которым утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

В силу п. 1 ст. 20 Закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя ФККО, государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

В силу ст. 14 Закона № 89-ФЗ компании, в результате деятельности которых образуются отходы I—IV классов опасности, должны:

— подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности;

— составить и утвердить паспорта на них.

В Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014 чиновники объяснили, что процедура подтверждения плательщиком отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной по отношению к процедуре паспортизации отходов.

Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах указанных отходов и оценки их опасности.

Форма Паспорта отходов I—IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

В пункте 7 этих правил установлено, что копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности компании способом, позволяющим определить факт и дату её получения, или вручается под подпись.

Судебная практика

Как известно, отходы образуются при ведении любой хозяйственной деятельности. Ведь даже выбрасываемая в мусор использованная бумага — это тоже отходы.

Ранее чиновники, что видно из судебных решений, полагали, что раз у компаний и предпринимателей образуются хозяйственные отходы, они все обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов.

Именно такая позиция была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, а оказание ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Однако потом суд передумал и сообщил о том, что это мнение неправильное.

Появились постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10, суд подтвердил свою точку зрения в постановлении от 12.07.2011 № 709/11.

Судьи отметили, что организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, а просто накапливают их для последующей сдачи в специализированную организацию, не обязаны уплачивать экологический платеж. Однако они не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. И за несоблюдение этих требований могут быть наказаны по ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако «новая метла по новому метет». И когда аналогичные дела перешли в ведение ВС РФ, судьи поменяли свою точку зрения на 180 градусов — см., например, определения ВС РФ от 15.05.2015 № 301-КГ-14-6499 и от 15.05.2015 № 301-КГ14-7579. Они указали, что, поскольку перехода права собственности на отходы от компании — источника доходов к компании, утилизирующей доходы, не произошло, платить экологический платеж должна компания — источник отходов.

В постановлении ВС РФ от 10.04.2015 № 306-АД14-3950 судьи почему-то вернулись к «старой» позиции ВАС РФ.

На самом деле, как выяснил КС РФ в постановлении от 05.03.2013 № 5-П, проблема в формулировках самой ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Дело в том, что данная статья закрепляет обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, но вот адресатов этой обязанности не определяет.

Что касается постановления № 632, оно не является надлежащим нормативно-правовым актом для установления основных элементов публично-правового платежа, в том числе его плательщиков.

В Определении КС РФ от 10.12.2002 № 284-О суд указал, что экологический платеж следует взимать лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Между тем в части размещения отходов законодательство, как указал суд, построено так, что понять, кто должен за это вносить экологический платеж, просто невозможно.

Ни Закон № 7-ФЗ, ни Закон № 89-ФЗ, ни постановление № 632, ни Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, не дают однозначного ответа, кто именно должен уплачивать экологический платеж за размещение отходов производства и потребления и кто должен разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение — компании, в результате деятельности которых появляются такие отходы, или те компании, которые собирают, хранят и утилизируют такие отходы? Дело в том, что между указанными законодательными актами есть неустранимые противоречия.

В результате получается, что субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически и производящие отходы, вообще освобождаются от разработки нормативов отходов, если только они не занимаются их складированием и утилизацией. Получается, что разработка нормативов на размещение отходов не увязывается с обязанностью по уплате экологического платежа за их размещение.

КС РФ обнаружил письмо Госкомитета РФ по охране окружающей среды от 17.01.97 № 14-07/32, из которого выяснилось, что государственные органы не возражают даже против того, чтобы производители отходов и те, кто занимается их размещением, сами договорились, кто из них будет уплачивать экологический платеж.

Разбирая решения ВАС РФ по этой теме, КС РФ выразил недоумение, что ВАС РФ считает, будто бы нормативы отходов должна разрабатывать компания, складирующая и утилизирующая отходы, в то время как она собирает чужие отходы. Как такая компания может воздействовать на производителей отходов? Пятикратный штрафной коэффициент должен, по идее, стимулировать к экономии тех, кто производит отходы, а по логике ВАС РФ почему-то наказан должен быть тот, кто к производству отходов не имеет никакого отношения.

Может, именно это обстоятельство и сподвигло законодателей внести поправки в экологическое законодательство, поэтому с 1 января 2016 г. этот спор должен стать неактуальным.

В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Закон № 7-ФЗ, в нем появится ст. 16.1. Она гласит, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и предприниматели, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и предпринимателей, ведущих такую деятельность исключительно на объектах IV категории.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты IV категории — это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. (Так что за вывоз бумаги из офиса платить экологический сбор не придется.)

Главное, что теперь окончательно прояснится, кто именно должен вносить экологический платеж за размещение отходов.

Преступление и наказание

Как ни странно, но за просрочку экологических платежей пени пока не предусмотрены. Однако у законодателей дошли руки исправить этот «недочет». С 1 января 2016 г. несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным периодом.

Никуда не денется и административная ответственность.

Административная ответственность

Как сказано в ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Разумеется, в первую очередь нужно выявить сам факт неуплаты или несвоевременной уплаты. Этим занимается финансовое подразделение территориального органа Росприроднадзора. Оно собирает информацию о поступающих платежах и передает ее своему руководству.

Милостью суда

Можно ли избежать административного наказания, даже просрочив срок внесения платежа? Можно. У арбитражного суда есть такое право.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2009 № А74-2177/2009 судьи посчитали просрочку платежа на 8 дней малозначительным нарушением и освободили плательщика экологического платежа от ответственности. Стоит, правда, учесть один важный факт: компания не смогла заплатить потому, что ее счета были временно блокированы налоговой инспекцией.

Аналогичное решение было принято и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2010 № А81-4031/2009. Здесь суд вообще не стал искать для нарушителя особые оправдания.

Судьи указали, что согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

Из разъяснения ВАС РФ, содержащегося в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Статья 2.9 КоАП РФ может быть применена к любым составам правонарушений, содержащимся в этом Кодексе. В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Об этом можно судить, на наш взгляд, хотя бы по определениям ВАС РФ от 31.10.2012 № ВАС-14216/12 и от 07.06.2012 № ВАС-7368/12, в которых судьи поддержали наличие факта малозначительности, и Определению ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17817/11, в котором судьи такого факта не усмотрели.

На наш взгляд, рассчитывать на снисхождение судей можно хотя бы потому, что сумма штрафа за незначительный срок просрочки представляется явно несоразмерной. Вот только вопрос о том, какой срок просрочки можно считать несущественным, каждый арбитражный суд будет решать сам.

Плательщика нельзя вообще оштрафовать за данное нарушение, если оно будет выявлено спустя год после истечения срока внесения платы. Это прямо следует из содержания п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и подтверждается постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2009 № А44-3057/2009 и Дальневосточного округа от 24.03.2010 № Ф03-1528/2010.

Проблемы малого бизнеса

Субъектам малого и среднего предпринимательства следует обратить внимание на письмо Минприроды России от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ предприниматели и компании, в результате деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Правда, это не касается субъектов малого и среднего предпринимательства. Названные субъекты, если у них также образуются отходы производства, должны представить в компетентные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Требования к содержанию и представлению такой отчетности изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 542, (далее — Порядок).

Положениями п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, определено, что лимитами на размещение отходов для малого бизнеса является количество отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с указанной выше отчетностью. Поэтому для подтверждения лимитов малый бизнес обязан своевременно представлять эту отчетность. В силу п. 5 Порядка она представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Чиновники посчитали, что за несвоевременную сдачу отчетности бизнесменов следует наказывать по ст. 8.5 КоАП РФ, о чем и сообщили в письме Росприроднадзора от 25.12.2014 № АА-03-04-36/21179. В названной статье упоминается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации — сообщение неполных или неверных данных. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков её доведения до заинтересованных лиц.

Административный штраф составляет:

для граждан — от 500 до 1000 руб.;

для должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;

для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

Однако у судей оказалось собственное мнение, и совсем не в пользу малого и среднего бизнеса.

В КоАП РФ есть ст. 8.2, которая предусматривает наказание за такие нарушения, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Указанные нарушения влекут:

для граждан штраф в размере от 1000 до 2000 руб.;

для предпринимателей штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

для юридических лиц штраф в размере от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видно, эти санкции гораздо более жесткие, чем по ст. 8.5 КоАП РФ.

Но именно ст. 8.2 КоАП РФ судьи требуют применять в рассматриваемой ситуации. Это мнение, например, было высказано в постановлении АС Московского округа от 20.08.2014 № Ф05-8666/2014 по делу № А40-6935/2014.

Но главное, что так считают и суды более высокого уровня (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, ВС РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2 и от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013).

Судьи полагают, что состав правонарушения, предусмотренного в ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется бизнесом с нарушениями требований природоохранного законодательства. К нарушениям природоохранного законодательства относится и нарушение требований п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.

Проблемы налогового учета

В подпункте 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам налогоплательщика относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Но выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. Тогда что означает «предельно допустимые» выбросы?

Например, Минфин России в письмах от 07.05.2007 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.2006 № 03-03-04/1/238 решил, что учитывать в налоговых расходах можно только платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. В письме Минфина России от 01.12.2005 № 03-03-04/403 финансисты утверждают, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи включать в налоговые расходы нельзя.

В то же время, в п. 4 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Получается, что лимитированные и сверхлимитные выбросы как раз подпадают под этот пункт.

Некоторые суды это подтверждают (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу № А33-11449/05). Другие не соглашаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2007 по делу № А26-7961/2006-218). В последнем деле суд посчитал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов), и могут называться временно согласованными выбросами и сбросами. Так что платежи за выбросы в пределах согласованных лимитов можно учитывать при расчете налога на прибыль.

Необходимо также привести позицию ФАС Уральского округа (см. постановление от 19.03.2008 № Ф09-1599/08-С3 по делу № А76-8/07). Суд указал, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в расходы. Это решение было поддержано в Определении ВАС РФ от 25.08.2008 № 9144/08. Но в данном случае рассматривались лимиты на размещение отходов. А ведь в отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для расчета платы за размещение отходов есть только два основных показателя — отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Проще говоря, промежуточная стадия, из-за которой и ведется весь сыр-бор, отсутствует.

Судя по тому, что более свежих судебных постановлений по данной проблеме нет, налогоплательщики не рискуют. И правильно делают.

Также напомним о постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 № 7317/05 по делу № А07-27013/04-А-СЛА. Налоговики пытались исключить затраты компании на оплату услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Однако суд указал, что если прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Это просто плата за услуги, которые можно учесть в налоговых расходах. Даже Минфин России в письме от 26.01.2006 № 03-03-04/4/18 согласился с данной точкой зрения.

Кстати, обратите внимание, что услуги сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов, производимых плательщиком, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что возможен конфликт с налоговиками по поводу признания в налоговом учете стоимости услуг по определению класса опасности отходов и услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Налоговики почему-то считают, что эти затраты должны учитываться в налоговых расходах равномерно — в течение срока действия этих нормативов.

Однако в постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2012 № Ф09-8803/11 судьи сочли, что никаких длящихся отношений между заказчиком и исполнителем здесь нет, поэтому данные затраты в налоговом учете можно учесть единовременно.

www.eg-online.ru

Смотрите так же:

  • Курсы купле продажи валют Курсы валют Курсы на 8 Июля 2018 Динамика курсов за год Обновление курсов Курсы валют (доллар, евро, юани) в Красноярске обновляются несколько раз в день по мере поступления информации из банка. Точные данные о стоимости и наличии валюты на определенный период времени рекомендуем […]
  • Инструкция о надзоре приказ 252 фсин россии Приказ Минюста РФ от 24 декабря 2002 г. N 351 "О внесении изменений в Инструкцию о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях" (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 24 декабря 2002 г. N 351"О внесении изменений в Инструкцию о надзоре за осужденными, содержащимися в […]
  • Адвокаты по гражданским делам томск Адвокаты по гражданским делам томск Цены разумны и доступны - Краткая устная консультация по телефону: бесплатно - Консультация на приеме - 1000 руб. - Составление иска - от 1500 руб. - Составление договоров, жалоб, заявлений - от 1000 рублей. - Составление апелляционных, […]
  • Кто мой нотариус в унече Альфа-Банк начислит проценты на депозитный счет нотариуса С 1 июня 2018 года Альфа-Банк улучшает условия по пакету услуг «Нотариус». Теперь банк начисляет проценты на остатки публичного депозитного счета нотариуса — до 1,5% годовых. В рамках пакета «Нотариус» банк бесплатно открывает […]
  • Штрафы гибдд за номерные знаки Размеры штрафов ГИБДД за гос. номера автомобиля Государственный номерной знак автомобиля – это главный внешний атрибут, позволяющий идентифицировать транспортное средство в общей базе данных. До 15 октября 2013 выдачей дубликатов госномеров занималось исключительно ГИБДД. Сегодня копию […]
  • Сроки доставки штрафа Нарушение перевозчиком установленного таможенным органом срока доставки при перевозке товаров Таможенный орган отправления выдал компании ООО разрешение на внутренний таможенный транзит в котором определил срок доставки товара автомобильным транспортом в таможенный орган назначения. […]
  • Пбу ликвидация Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская […]
  • Претензия по оплате долга образец Претензия по оплате задолженности В случае просрочки, частичной оплате или отсутствии денежных средств в полном объеме подается претензия по оплате задолженности. Вероятность урегулирования спора в досудебном порядке достаточно высока, ведь подача претензии позволяет обозначить свою […]