Планирование и прогнозирование в деятельности прокурора района

Главная / Планирование и прогнозирование в деятельности прокурора района

ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 213

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

по дисциплине «Актуальные проблемы прокурорской деятельности».

1. Организация и структура управления в органах прокуратуры.

2. Принципы построения структуры органов прокуратуры.

3. Раскройте сущность прокурорской деятельности на современном этапе российской государственности.

4. В чем отличие прокурорского надзора от межведомственного и ведомственного контроля?

5. Раскройте понятие законности в деятельности прокуратуры.

6. Социальная природа законности в деятельности правоохранительных органов.

7. Законность и целесообразность в деятельности правоохранительных органов.

8. Назовите принципы организации и деятельности прокуратуры и раскройте их содержание.

9. Информационно-аналитическая работа, в органах прокуратуры: прогнозирование, планирование, стимулирование (мотивация), контроль.

10. Организация работы в прокуратуре города, района.

11. Функции управления в органах прокуратуры и проблемы, возникающие при реализации этой деятельности.

12. Понятие управления в прокуратуре (элементы процесса управления).

13. Дайте характеристику этапам управленческого процесса.

14. Использование компьютерных правовых систем в работе по систематизации законодательства.

15. Раскройте содержание организации работы в прокуратуре города, района.

16. Назовите предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

17. Назовите основания проведения проверок исполнения законов и проверок законности правовых актов.

18. В каких случаях привлекаются прокурорами специалисты для участия в проверках исполнения законов?

19. Назовите предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

20. Какими полномочиями наделены прокуроры при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

21. Как организуется работа в прокуратурах района и города по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

22. Как организуется работа в прокуратуре с обращениями граждан?

23. Назовите основные пути совершенствования прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

24. Раскройте порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры.

26. Раскройте полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов о правах и свободах человека и гражданина.

27. Раскройте структуру и содержание актов прокурорского реагирования.

28. Раскройте содержание информационно-аналитической работы в органах прокуратуры.

29. Раскройте организацию и систему управления в органах прокуратуры.

30. Методика сбора, учета, накопления, обобщения, оценки и предоставление информации об исполнении законов, выявленных нарушениях реализуемая прокурором.

31. Методика проверка прокурором состояния законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции прокурора города, района.

32. Методика, реализуемая прокурором для анализа статистических данных о состоянии преступности, деятельности правоохранительных и контролирующих органов, прокурорского надзора.

33. Значение информационно-аналитической работы для организационного единства системы прокуратуры.

34. Особенности принятия управленческих решений в органах прокуратуры.

35. Алгоритм оценки эффективности координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью.

36. Характерные черты планирования и прогнозирования в деятельности прокурора района.

37. План как результат осуществления планирования и вид управленческого решения в органах прокуратуры.

38. Раскройте систему планирования в органах прокуратуры.

39. Сущность планирования работы в прокуратуре города, района.

40. Какова роль прокурора города, района в организации и осуществлении планирования.

41. Правовые основы координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

42. Участники координационной деятельности по борьбе с преступностью и характеристика их полномочий.

43. Цели, задачи и принципы координации.

44. Дайте характеристику уровней и форм координационной деятельности прокуратуры.

45. Роль и полномочия прокуроров в координационной деятельности по борьбе с преступностью.

46. Пути повышения эффективности информационно-аналитической работы в органах прокуратуры.

47. Порядок подготовки и проведения заседаний координационных совещаний.

48. Формы взаимодействия правоохранительных органов с судами при раскрытии и расследовании преступлений.

49. Оперативно-розыскные мероприятия, требующие особого внимания при осуществлении прокурорского надзора (виды и характеристика).

50. Проблемы координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью и пути их решения.

7.6. Критерии оценки знания студентов:

«Отлично» — если студент глубоко и прочно усвоил программный материал учебной дисциплины, исчерпывающе, грамотно и логически верно отвечает на поставленные вопросы, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

«Хорошо» — если студент твердо знает программный материал учебной дисциплины, грамотно и по существу отвечает на поставленные вопросы, не допускает существенных неточностей в ответах, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми знаниями и навыками при выполнении практических заданий.

«Удовлетворительно» — если студент усвоил только основную часть программного материала учебной дисциплины, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, дает недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

«Неудовлетворительно» — если студент не знает значительной части программного материала учебной дисциплины, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

При оценке знаний и практических навыков студентов по дисциплинам, имеющим утвержденные нормативы, преподаватели руководствуются ими.

studepedia.org

Попова Л.В. Актуальные вопросы организации планирования в органах прокуратуры Российской Федерации

Попова Лариса Владимировна, заместитель Калининградского транспортного
прокурора, советник юстиции, кандидат юридических наук

Актуальные вопросы организации планирования
в органах прокуратуры Российской
Федерации.

Согласно толковому словарю русского языка «план – это
заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,
последовательность и сроки выполнения работ» [1] , замысел, проект, задание, осуществление
которых требует предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединённых
общей целью.

Планирование является не только важной функцией социального
управления, но и «одним из организационных начал обеспечения деятельности
прокуратуры» [2] по реализации предоставленных ей законом
полномочий и широко применяется в практике работы всех органов прокуратуры.

В деятельности прокуроров планирование выступает способом
организации работы, оно развивает и направляет своевременный учёт, обработку и
оценку соответствующей значимой информации, повышает целенаправленность и
эффективность принимаемых мер по укреплению законности и правопорядка. Суть
планирования заключается в определении основных целей деятельности органов
прокуратуры, в формировании конкретных, чётко сформулированных мероприятий для
достижения этих целей, в установлении сроков их выполнения и конкретных
исполнителей.

С содержательной стороны процесс планирования складывается
из системы тесно связанных между собой во временной последовательности
элементов, которые характеризуют ход планирования, начиная с анализа исходных
материалов до составления плана и осуществления контроля его выполнения.

Значение планирования заключается в том, что оно позволяет
тщательно проанализировать имеющуюся информацию, оценить её и соответственно
этому «определить тактику, последовательность и содержание каждого действия,
методы координации, предусмотреть способы наиболее эффективного применения
достижений науки и техники, передового опыта» [3] .

Процесс
планирования – это последовательность операций со сложным и изменяющимся
составом его участников, результатом действий которых является принятие важного
управленческого решения – плана.

Ключевыми
задачами планирования в органах прокуратуры являются концентрация всех сил и
средств на основных направлениях обеспечения законности и правопорядка; тесное
взаимодействие не только с поднадзорными правоохранительными органами, но и с
органами власти и управления; совершенствование управления деятельностью
горрайспецпрокуратур; обеспечение равномерности и упорядоченности трудового
процесса.

К
основным принципам планирования в органах прокуратуры отдельные авторы
совершенно справедливо относят «научную обоснованность, законность,
системность, непрерывность, эффективность» [4] . При этом, планы должны отвечать ряду
требований, к числу которых относят:

актуальность (подразумевается своевременность и значимость
запланированных в данный момент мероприятий);

комплексность (одновременное объединение усилий сотрудников
разных структурных подразделений, ряда горрайспецпрокуратур, работников
нижестоящих и вышестоящих прокуратур и т.д. Обеспечивает согласование с мерами
правоохранительных органов, органов власти и управления, организаций и
объединений, направленными на профилактику правонарушений);

стабильность (выражается в исключении неоправданных поправок
и изменений в плановых мероприятиях);

динамичность (на наш взгляд, план не может и не должен быть
статичным. В случае необходимости, в зависимости и с учётом конкретной
обстановки, он должен дополняться, изменяться, уточняться. Следует согласиться
с некоторыми авторами, считающими, что «план обладает подвижным характером с
учётом конкретных обстоятельств» [5] );

преемственность (означает соответствие ранее принятым и не
отменённым решениям, планам. Преемственность является одним из наиболее
существенных показателей непрерывности осуществления планирования как
управленческой функции);

обоснованность (предполагает при составлении плановых
мероприятий и учёт обстановки, сложившейся на поднадзорной территории или
объекте, а также имеющихся в распоряжении сил и средств, и оптимальное
количество и характер поставленных для разрешения вопросов, разумную глубину их
разработки, и необходимый состав и квалификацию участников исполнения
запланированных мероприятий и др.);

напряжённость (оптимальная и разумная насыщенность плана
мероприятиями, которые позволят задействовать в выполнении плановых мероприятий
творческий потенциал всего коллектива прокуратуры; направить на его выполнение
определённые материальные и трудовые ресурсы. При этом, на наш взгляд,
выполнение плановых мероприятий, к примеру, вышестоящей прокуратуры, не должно
каким-либо образом нарушать режим повседневной работы по осуществлению
прокурорского надзора в конкретной горрайспецпрокуратуре);

конкретность [6] (все плановые мероприятия должны быть
максимально чётко сформулированы, не содержащими двусмысленного толкования. В
плане необходимо чётко указать исполнителей, сроки выполнения запланированных
мероприятий, границы планируемой работы по её объёму, характеру используемых
материалов, а также ожидаемый результат);

целенаправленность (направленность выполняемых действий на
достижение конкретных целей укрепления законности и правопорядка в различных
сферах прокурорского надзора, а также в управлении органами прокуратуры,
повышении квалификации работников органов прокуратуры).

Процесс
планирования состоит из нижеследующих
этапов:

— сбор информации, необходимой для составления плана,

— анализ и обобщение собранной информации, в том числе
состояния законности,

— прогнозирование (один из методов научного познания мира, с
помощью которого мы получаем необходимую информацию о будущем состоянии,
структуре, динамике конкретных явлений и процессов. Применительно к
деятельности органов прокуратуры выступает и как управленческая функция, и как
принцип, и как метод управления),

— подготовка проекта плана,

— обсуждение и согласование с руководителем проекта плана
(позволяет учитывать опыт, знания и нагрузку каждого работника),

— организация исполнения плана,

— организация и осуществление контроля за исполнением плана (по нашему мнению, это
самостоятельный вид деятельности, который можно не включать в пределы процесса
планирования),

— обсуждение результатов исполнения плана (передача всех
материалов в архив).

Предполагается,
что в составлении плана работы конкретной горрайспецпрокуратуры участвуют все
прокурорские работники.

При
этом следует отметить, что в каждой прокуратуре регулярно осуществляется
планирование работы каждого прокурора (заместителей прокурора, помощников
прокурора и т.д.), поскольку «индивидуальное планирование существенно помогает
распределить время для достижения результативности в работе, способствует
повышению организованности и профессионализма прокурорских работников» [7] .

В
органах прокуратуры применяются три вида планов (по срокам):

— перспективные (на срок свыше одного года. Как правило,
используются в вышестоящих органах прокуратуры – в прокуратурах субъектов
Федерации, в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ),

— текущие (на один год, полугодовые, квартальные, месячные),

— краткосрочные (на одну неделю, ежедневные. Сюда же можно
отнести разовые планы, к примеру, план разрешения значительной по объёму
жалобы, план выезда в горрайспецпрокуратуру с проверкой для оказания
практической помощи и т.п.).

Можно
выделить и планы работы по субъектам их составления:

— планы работы аппарата прокуратуры (в частности, в целом
Генеральной прокуратуры РФ, в том числе её отделов в федеральных округах
(применительно к нашему региону – это отдел Генеральной прокуратуры РФ в
Северо-Западном федеральном округе), в прокуратурах субъектов Федерации, в
горрайспецпрокуратурах),

— планы работы структурных подразделений (в Генеральной
прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ),

— индивидуальные (личные) планы работы и повышения
квалификации должностных лиц органов прокуратуры.

Обобщение
практики работы органов прокуратуры, позволяет выделить типовые мероприятия,
обычно включаемые в планы работы:

— подведение итогов деятельности за конкретный период,

— обсуждение итогов работы, в том числе и на
межведомственных совещаниях,

— планирование прокурорских проверок исполнения законов
(запланированных как в конкретной прокуратуре, так и во исполнение указаний
вышестоящих органов прокуратуры о проведении проверок),

— планирование проверок нижестоящих прокуратур в порядке
контроля (касается только вышестоящих прокуратур),

— планирование исполнения указаний, заданий и мероприятий
вышестоящих прокуратур (относится к деятельности нижестоящих прокуратур),

— обобщение практики прокурорского надзора и его
организации,

— заседания коллегии прокуратуры,

— мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации
(стажирование работников нижестоящих горрайспецпрокуратур в вышестоящих органах
прокуратуры, организация и проведение учебных занятий с сотрудниками
нижестоящих горрайспецпрокуратур, проведение межведомственных тематических
семинаров и т.д.).

С
учётом изложенного, можно обозначить несколько разновидностей планов,
составляемых в органах прокуратуры – это:

  • планы координации деятельности правоохранительных органов по
    борьбе с преступностью (в зависимости от конкретной криминогенной обстановки в
    такой план включается комплекс мер, направленных на пресечение, предупреждение
    и раскрытие преступлений, повышение качества и оперативности следствия и
    оперативно-розыскной деятельности, разработку и осуществление конкретных
    мероприятий по усилению борьбы с преступностью. В план также могут включаться
    мероприятия о ходе реализации постановлений Правительства РФ,
    нормативно-правовых актов органов власти и управления, федеральных и
    региональных программ борьбы с преступностью и др.),
  • планы повышения деловой квалификации (в их числе
    учебно-тематические планы обучения в учебных центрах прокуратур субъектов РФ, планы
    индивидуальной учёбы, повышения квалификации молодых специалистов),
  • планы стажировки (составляются в отношении определённого
    круга сотрудников, как правило, на год. Сюда же можно отнести и индивидуальный
    план стажировки конкретного работника, составленный непосредственно перед её
    прохождением),
  • планы прокурорских проверок в различных сферах прокурорского
    надзора (составляются перед проведением проверки и в ходе проверки, как
    правило, корректируются и дополняются (находятся в динамике),
  • планы проверки состояния работы нижестоящих прокуратур,
  • индивидуальные планы (их «рекомендуется составлять в конце
    рабочего дня, недели или декады» [8] ) и другие.

В настоящее время во всех органах прокуратуры любых уровней
при составлении планов работы прокуратуры (в том числе индивидуальных планов
работы сотрудников) используются возможности специальных компьютерных программ.

Исследование
вопросов планирования в органах прокуратуры позволяет констатировать, что этот
процесс в каждом органе прокуратуры, на всех уровнях (то есть по горизонтали
или по вертикали – будь то уровень района, города или субъекта Федерации, или
отдельно взятого структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ), а
также планирование работы каждого сотрудника позволяют обеспечить надлежащее и своевременное
выполнение поставленных перед органами прокуратуры задач, достичь эффективности, результативности и
адресности принимаемых адекватных мер прокурорского реагирования, и, в конечном
итоге, способствуют деятельности прокуроров по укреплению законности и
правопорядка в нашем государстве.

www.iuaj.net

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, РОЛИ И СУЩНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

Однако практика организации и осуществления планирования работы в прокуратуре свидетельствует, что оно еще имеет определенные недочеты: далеко не всегда плановые мероприятия актуальны и обоснованы, в процессе планирования недостаточно полно учитываются современные подходы и требования, предъявляемые к этому виду управленческой деятельности; нуждаются в улучшении структура и сбалансированность планов работы, а также их организационное и информационно-аналитическое обеспечение, особенно в прокуратурах городов и районов и др. Поэтому рассматриваемые в настоящей работе вопросы о понятии, значении и сущности планирования работы в органах прокуратуры имеют первостепенное практическое и научное значение.

Переживаемый Россией переходный период породил не только позитивные, но и негативные последствия. Последние проявились прежде всего в усилении криминальной напряженности, ухудшении состояния и структуры преступности, особенно ее организованных форм, обострении проблем обеспечения личной общественной безопасности, прав и законных интересов каждого гражданина, общественных формирований, юридических лиц, независимо от форм собственности и подведомственности. Все это отрицательно влияет на ход и итоги проводимой в стране судебно-правовой реформы, требует от соответствующих структур государства, в первую очередь его правоохранительной системы, существенного повышения эффективности деятельности в правоохранительной сфере.

В решении задач, возложенных на органы правоохраны, особое место занимает прокуратура РФ. Ибо прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры является одной из важнейших гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан, иных субъектов правоотношений, охраны общественного порядка, активизации борьбы с преступностью, и, в целом, укрепления законности и правопорядка в стране.

Среди многих факторов, определяющих действенность функционирования органов прокуратуры как специфической социальной системы в сложной, непрерывно меняющейся, нередко противоречивой обстановке, одним из первостепенных является управление, заключающееся — в общем виде — в целенаправленной, организующей деятельности людей. Ибо всякий совместно осуществляемый труд нуждается в управлении, посредством которого согласовываются, координируются и кооперируются индивидуальные усилия, решаются частные задачи и достигаются общие цели.

Значимая и все возрастающая роль организационно-управленческого фактора в улучшении работы прокуратуры определяется также и системным характером организационного построения и содержания деятельности органов прокуратуры, представляющих согласно ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Управление для органов прокуратуры является атрибутивным качеством, присущим всем системным образованиям.

Одной из важных функций социального управления является планирование, достаточно широко применяемое в современной практике работы органов прокуратуры. Управление без планирования невозможно, так как основное его содержание составляет целенаправленное воздействие вышестоящих органов на нижестоящие, руководителей на подчиненных. В этом механизме планирование играет ведущую роль, позволяя поставить значительный объем работы прокуроров всех уровней и аппаратов в четкие организационные рамки. Являясь общей функцией управления, т.е. наиболее типичным видом управленческой деятельности, планирование позволяет отрегулировать слаженное взаимодействие структурных элементов системы органов прокуратуры, добиться максимально возможных результатов при минимальных затратах кадровых и материально-технических ресурсов.

Иными словами, планирование представляет собой сердцевину управления и организации коллективного труда в любой организации, в том числе и в органах прокуратуры. Плановость — одно из важнейших условий эффективности управления в органах прокуратуры. На необходимость совершенствования планирования работы в органах прокуратуры неоднократно указывалось в директивных документах Генерального прокурора РФ.

Планирование объективно присуще социальному управлению, которое призвано обеспечить сознательную, целеустремленную, а, следовательно и заранее спланированную совместную деятельность людей.

Планирование — в обыденном смысле слова — означает разработку плана. В теории и практике социального управления планирование — функция управления, характеризующаяся определением целей, задач организации на предстоящий период деятельности, средств и времени их достижения. Планирование закладывает основы будущей работы с учетом различных факторов, воздействующих на развитие данной организации и условия ее деятельности. Результатом осуществления планирования являются установочные управленческие решения типа планов, программ, директив и т.д.

Планирование как направление, функция социального управления, имеет сложный, многоаспектный характер. По его содержанию принято различать социально-экономическое и организационное планирование, т.е. планирование в управленческой деятельности. При этом, если первый вид планирования в советский период являлся важнейшим компонентом всего периода социалистического строительства, принципом и методом деятельности государства и его органов, то организационное планирование в правоохранительной сфере начало осуществляться лишь в конце 60-х — 70-х годов истекшего века, прежде всего в криминологии, организации расследования преступлений, научной организации труда и управления в органах правоохраны.

Планирование работы в органах прокуратуры рассматривается как эффективное организационно-управленческое средство мобилизации общих усилий по предупреждению нарушений законности и совершенствованию практики борьбы с асоциальными явлениями. Поэтому совершенствование

функционирования деятельности органов и учреждений прокуратуры в современных условиях, характеризующихся небывалым возрастанием роли организационного фактора, расширения и усложнения задач управления, в значительной мере зависит от научно обоснованного управления ими, от понимания прокурорскими работниками сущности и значения планирования работы, а также широкого применения в работе научно обоснованных принципов и методов этого вида деятельности.

Уместно отметить, что проблема планирования работы в органах и учреждениях прокуратуры на протяжении многих лет не находила достаточного внимания и необходимого освещения в литературе, в то время как строительство в России правового государства может быть осуществлено лишь в результате планомерных усилий в сфере борьбы с преступностью, укреплении законности и правопорядка, рассчитанных как на ближайший период, так и на перспективу.

Планирование имеет существенное значение для рационализации управленческой деятельности в органах прокуратуры; оно повышает целенаправленность и эффективность принимаемых мер по укреплению законности и правопорядка, ибо позволяет:

— координировать усилия прокуроров, их заместителей и помощников, прокуроров подразделений в комплексную целенаправленную деятельность аппарата конкретной прокуратуры и ее подразделений с тем, чтобы она в максимальной степени адекватно отражала состояние законности в индивидуально определенном регионе с точки зрения мер по ее укреплению;

— объединить действия различных прокуратур по горизонтали (районных и городских в субъекте РФ, в федеральных округах и т.д.), а также по вертикали (район — субъект РФ — федеральный округ — Российская Федерация) в целях осуществления целенаправленного единовременного воздействия на неблагоприятные тенденции в состоянии преступности и иных правонарушений;

— обеспечить согласование прокурорских действий с мерами органов власти, их исполнительно-распорядительных органов, правоохранительных органов, трудовых коллективов, неформальных организаций и движений общественности по укреплению законности и правопорядка, воспитанию правосознания;

— организационно упорядочить работу каждого оперативного работника прокуратуры в пространственно-временных координатах, обеспечить последовательность и требуемую глубину проработки наиболее важных вопросов;

— установить разумное соотношение между планируемой и непланируемой частью прокурорской деятельности и управления органами прокуратуры.

Изложенные выше подходы объясняют назначение планирования как фактора организующего порядка. Но есть еще один очень важный момент, заключающийся в том, что назначение планирования состоит в перемещении акцентов в прокурорском надзоре с реагирования по последствиям, на упреждающие действия, основанные на изучении развития того или иного явления, связанного с уровнем законности правовых отношений в обществе. Образно говоря, план, будучи явлением настоящего, должен соединить прошлое и будущее, на основе правильной оценки прошлого позитивно повлиять на процесс укрепления законности.

Для правильного понимания планирования как общей функции управления в такой специфической социальной системе как прокуратура, необходимо рассмотреть его задачи и содержание.

К основным задачам планирования работы в органах и учреждениях прокуратуры следует отнести:

Сосредоточение имеющихся сил и средств на главных направлениях обеспечения законности и правопорядка.

Координация деятельности прокуратуры с правоохранительными органами, органами власти и управления, другими организациями и учреждениями.

Совершенствование управления деятельностью аппаратов прокуратуры, преодоление обособленности структурных подразделений аппарата прокуратур.

Обеспечение ритмичности и упорядоченности трудового процесса.

Значение планирования такого основополагающего вида деятельности в органах и учреждениях как прокурорский надзор определяется следующим:

— фундаментальным значением законности в правовом государстве как непременном условии его демократического развития, экономического и национального процветания и необходимостью организационно обеспечить средствами прокурорского надзора реализацию соответствующих приоритетов в праве;

— огромным возрастающим объемом сферы правового регулирования в современном обществе и расширением правоприменительной практики, за которой должен осуществляться надзор, повышением значения организационных факторов, в их числе планирования;

— сложностью выбора приоритетных направлений надзора;

— многофакторностью воздействия на процесс правоприменения, на оптимизацию которого с помощью планирования ориентирована прокурорская система. Иными словами, деятельность прокуратуры является лишь одной из многочисленных составляющих, которые оказывают влияние на состояние законности в стране, что значительно усложняет оценку эффективности планирования;

— облегчением организации и осуществления контроля и оценки деятельности органов прокуратуры по выполнению решаемых задач.

Как метод работы планирование представляет собой последовательность операций со сложным и изменяющимся составом участников, результатом действий которых является принятие управленческого решения-плана. Было бы неправильно расширять пределы планирования и включать в него контроль исполнения плановых мероприятий, который следует рассматривать в качестве самостоятельного вида деятельности со своими целями, задачами и средствами их осуществления.

Сущность планирования работы в системе органов прокуратуры характеризуется рядом черт (признаков), к основным из которых следует отнести.

Во-первых, планирование является одной из общих функций управления, составной частью управленческой деятельности. К. Маркс отмечал, что управление есть «особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда». Социальное управление — это особый вид деятельности, направленный на упорядочение, согласование коллективных действий людей для достижения стоящих перед ними целей.

Социальное управление объективно обусловлено прежде всего фактом разделения труда в группах людей, их коллективах, а также необходимостью его кооперации, согласования и упорядочения для достижения общественно значимых целей. Поэтому и деятельность коллектива прокурорских работников любого звена в системе органов прокуратуры, являющегося специфической социальной системой, нуждается в управлении, обеспечивающем согласованность и упорядоченность совместного труда прокурорских работников для эффективного решения стоящих перед ними задач по укреплению законности и правопорядка.

Управление не существует само по себе, его организационная сущность выражается в ряде управленческих функций (принятие управленческого решения, организация, контроль и т.п.), одной из которых является планирование, определение программы коллективных действий.

Планирование обладает всеми признаками функции управления. Оно является объективно необходимой для действенного функционирования социальных систем деятельностью, имеет особую целенаправленность, отличается в значительной мере обособленным, самостоятельным характером и однородностью содержания.

Социальное управление призвано обеспечить сознательную, целенаправленную, а следовательно и заранее спланированную совместную деятельность людей. Постановка же цели, в основе которой всегда лежат, с одной стороны, потребности субъекта, а с другой — объективные возможности их удовлетворения, всегда предполагает определение хотя бы в самой общей форме средств ее достижения. Вот почему планирование, заключающееся в выработке цели той или иной коллективной деятельности и в определении конкретных действий (мер), направленных на их достижение, объективно присуще социальному управлению. В процессе планирования, в том числе и работы в органах и учреждениях прокуратуры, учитываются общие цели конкретной системы управления, определенные вышестоящими субъектами. При этом составление плана работы обязательно предполагает адаптацию и конкретизацию общих целей и задач применительно к конкретным условиям функционирования системы управления. В этой связи планирование работы в системе прокуратуры представляет собой часть управления, которая должна согласовываться со специфическими условиями деятельности каждого конкретного аппарата прокуратуры.

Во-вторых, планирование является творческой, мыслительной деятельностью, а следовательно, оно предполагает активную роль человеческого фактора в определении целей системы и средств их достижения.

В органах прокуратуры она включает:

— оценку и критический анализ обстановки на поднадзорной территории (объекте), и прежде всего состояния преступности, причин, обусловливающих изменение их динамики и структуры;

— оценку результатов ранее запланированных и проведенных надзорных и управленческих мероприятий;

— определение основных направлений и задач органа прокуратуры на конкретный период;

— определение конкретных надзорных, управленческих и иных мер, которые необходимо провести для решения основных задач конкретной прокуратуры, рациональное распределение и эффективное использование имеющихся сил и средств;

— определение форм взаимодействия отдельных подразделений и конкретных прокурорских работников при выполнении планируемых мероприятий;

— установление конкретных реальных сроков исполнения мероприятий и должностных лиц, ответственных за их выполнение.

Представляется несомненным, что в подготовке и реализации планов прокуратуры важное значение имеет использование разнообразных технических средств, в первую очередь компьютерной техники. Однако все же человеку, прежде всего прокурору-руководителю, принадлежат решающая роль в выборе наиболее обоснованных целей, задач аппарата, а также средств их достижения.

Немаловажное значение в непосредственном обеспечении осуществления планирования работы имеет подбор в каждом аппарате прокуратуры специалистов организационно-контрольных и иных подразделений, отдельных работников, которые бы в полной мере обладали необходимыми профессиональными и личностными качествами, в первую очередь склонностью к информационно-аналитической деятельности для выполнения достаточно сложного, обширного и специфического комплекса мер по подготовке действенных планов работы.

В-третьих, планирование заключается в выработке цели коллективной деятельности органа прокуратуры и определении задач (мер), направленных на их достижение.

Сущностью управления, как отмечалось, является постановка и достижение цели, то есть определение того результата, такого состояния объекта управления, к достижению которого субъект управления стремится.

Планирование, являясь составной частью управления, осуществляет формирование будущей деятельности системы управления, то есть закрепляет цели и выработку средств для ее достижения. План, как результат планирования, содержит в себе систему целей и средств для их достижения.

Цели управления в обществе в своей основе объективны, обусловлены требованиями законов и закономерностей социально-экономического развития, а также особенностями конкретной среды. Но в то же время цели осознаны, они выдвигаются и формулируются людьми. Следовательно постановка целей носит субъективный характер. Вот почему имеет первостепенное значение в правильном формулировании целей конкретной прокуратуры имеет профессиональная эрудиция, компетентность прокурора-руководителя, знание им основ теории и практики управления, в том числе организации и методики планирования.

Если рассматривать цель как достижение желаемого результата, то в деятельности органов и учреждений прокуратуры можно выделить главные, функциональные и вспомогательные цели.

Главная цель — достижение должного состояния законности на поднадзорной территории или объекте; функциональные — достижение определенного уровня правоприменительной практики, а вспомогательные — создание необходимых условий для реализации поставленных целей.

В-четвертых, планирование является формой управленческого решения.

В теории и практике социального управления важным элементом управленческой деятельности является подготовка и принятие управленческого решения, под которым принято понимать сознательный акт субъекта управления, связанный с выбором цели действия, путей, способов и средств ее достижения. Планирование работы является одной из форм фиксации и реализации управленческого решения.

Следует отметить, что планы работы прокуратуры в отличие от иных управленческих решений, обладают определенной спецификой. В частности, их неотъемлемым компонентом всегда являются определенные средства обеспечения планомерности, которыми обычно выступают сроки, последовательность действий и т.д.

Кроме того, специфика планирования заключается в том, что оно:

а) есть предварительно принятое решение, которое необходимо осуществить в будущем,

б) представляет собой процесс оценки ряда отдельных решений и принятия нового, являющегося их взаимосвязанной совокупностью, и наконец,

в) планирование направлено на достижение такого состояния или состояний системы в будущем, которые желательны, но от которых нельзя ожидать, что они возникнут сами собой, если не принять специальных мер.

Приняв эти же меры, обозначенные в плане, можно увеличить вероятность благоприятного исхода.

В-пятых, после утверждения плана он становится актом управления. После утверждения прокурором-руководителем плана работы он приобретает силу обязательного для исполнения акта управления. Вот почему планирование работы в органах прокуратуры наряду с определением цели деятельности конкретного аппарата и путей ее достижения служит важным организационно-правовым средством успешного выполнения намеченных мероприятий.

В-шестых, планирование работы является важным управленческим ресурсом и атрибутивным свойством в деятельности прокурора-руководителя. Ибо прокурор-руководитель является субъектом управления. источником управленческого воздействия.

Отличительной особенностью в деятельности прокуроров-руководителей является то, что именно они осуществляют управление посредством управленческого воздействия, согласования поведения нижестоящих и подчиненных органов, подразделений и должностных лиц и направляют их усилия на достижение как частных, так и общих целей и задач, стоящих перед прокурорской системой.

Воздействие на подчиненные и нижестоящие органы прокуратуры, ее подразделения, в том числе и на отдельных должностных лиц, осуществляется путем реализации функций управления, включая и планирование работы. Вот почему при распределении и закреплении функциональных обязанностей в конкретной прокуратуре планирование работы как общая функция управления должно оставаться за прокурором-руководителем.

Таким образом, планирование в органах прокуратуры как общая функция управления — это деятельность прокурора-руководителя (субъекта управления) по определению целей и задач прокуратуры на предстоящий период деятельности, способов и средств их достижения, а также последовательности их решения и сроков выполнения.

План работы в органах прокуратуры, являющийся разновидностью управленческого решения, может быть охарактеризован как сознательный акт прокурора-руководителя (субъекта управления), который определяет на основе имеющейся у него информации иных ресурсов, цели деятельности, пути, способы и средства их достижения.

Являясь элементом научного управления в органах прокуратуры, планирование работы имеет существенное значение в рационализации организации деятельности аппарата управления и всей системы в целом. Его роль заключается в том, что оно:

придает деятельности органов прокуратуры целенаправленный характер. Определяя и конкретизируя цели деятельности органов прокуратуры на предстоящий период, планирование дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих и перспективных проблемах укрепления законности и правопорядка, решение которых позволяет обеспечить в определенный срок достижение поставленных задач;

способствует своевременности разрешения наиболее актуальных задач, поскольку в планах четко определяется последовательность выполнения намеченных мероприятий и сроки их выполнения;

помогает определить пути и средства достижения поставленной цели, то есть каналы, по которым будут реализовываться принятые решения;

создает условия для наиболее эффективного (более полного и в то же время экономного) использования имеющихся сил и средств, для своевременного маневрирования ими и тем самым для достижения наилучших результатов в деятельности при возможно меньших затратах труда и материальных ресурсов;

положительно влияет на совершенствование стиля работы органа прокуратуры и отдельных прокурорских работников, обеспечивает равномерное распределение работы во времени и между отдельными работниками на весь планируемый период и тем самым ритмичность функционирования системы; повышает ответственность каждого работника за выполнение порученных заданий, поскольку в планах указываются конкретные исполнители;

обеспечивает четкое взаимодействие различных служб и подразделений органа и возможность координации их усилий;

облегчает изучение, обобщение положительного опыта работы органов и учреждений прокуратуры, а также организацию быта учета, контроля и проверки исполнения;

способствует внедрению в практику основ научной организации управления, достижений науки и техники, организации работы по прогнозированию систем и процессов управления;

способствует наиболее рациональному использованию рабочего времени;

повышает уровень управления, создает благоприятную психологическую обстановку для творческого решения работников органов прокуратуры и стоящих пред ними задач;

способствует эффективной организации надзорной работы по конкретным делам и материалам.

В целом планирование работы органов и учреждений прокуратуры является предпосылкой их активного и рационального воздействия на управляемую сферу, основой напряженной, но спокойной и ритмичной работы, важным условием четкого выполнения задач по укреплению законности и правопорядка.

1 См.: Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. / Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация., 2004., с.с. 6-9; 37-81.

2 В общем виде управление определяется как упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде. — См.: философский энциклопедический словарь. — М.: 1983. с. 704

3 См.: Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. — МН. Армита-Маркетинг, Менеджмент. 2002. с.с. 76-77

4 См.: Об утверждении регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. N 2

5 Теория и практика социального управления. М. Академия управления МВД России. 1997. с.с. 157-158.

6 Существуют и более лаконичные определения планирования: это функция управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат /См.: например Основы социального управления: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Иванова. М.: Высш. шк. 2001, с. 266.

7 См.: например, Кутафин О.Е. Плановая деятельность советского государства: (Государственно-правовой аспект). — М.: 1980. с.с. 7-33

8 См.: например, Аванесов Г.А. Теория и методология криминалогического прогнозирования. 1972.

9 См.: Организация и планирование деятельности следственных бригад. Методическое пособие — М.: 1990; Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. Т. 11. — М.: 1978; Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: Планирование, организация. — М.: 1970.

10 См.: Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел. — М.: 1974; Малков В.Д. Планирование в управлении органами внутренних дел. — М. 1976.

11 Кливер И.Я. Организация планирования работы в органах прокуратуры. Конспект лекции. М. ИПК РК ГП РФ, 1991 г. с. 4-5.

12 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.23. с. 343.

13 Специфические черты планирования, отличающие его от других процессов управления, породили в научной литературе определенные разногласия относительно соотношения планирования и управления. Большинство исследователей этого вопроса исходят из того, что планирование и управление соотносятся между собой как часть и целое. См.: Кутафин О.Е. Плановая деятельность советского государства (Государственно-правовой аспект). — М.: 1980, С. 30.

14 См.: Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. — «Щит» — М., 2002г., с. 73 — 75.

15 Акофф. Планирование в больших экономических системах. 1971. с.98.

16 См.: Смирнов А.Ф. Прокурор-руководитель: планирование в организации работы .М.: ИПК РК ГП СССР. , 1991, с.8-9.

www.alldocs.ru

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Что нужно для разрешения на перепланировку Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
  • Как самостоятельно оформить визу в литву Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
  • Материнский капитал когда закончится программа Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Полномочия местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]