Пенсионная реформа накопительной части пенсии

Главная / Пенсионная реформа накопительной части пенсии

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 июля 2017

Накопительная часть трудовой пенсии начала формироваться в рамках пенсионной реформы 2002 года у мужчин 1953 года рождения и моложе и у женщин 1957 года рождения и моложе.

Размер страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии для них составлял в разное время от 2 до 6% от их заработной платы.

Есть она и у индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивавших страховые взносы в период с 2002 по апрель 2005 года (независимо от возраста), а также у тех лиц, кто вступил в программу государственного софинансирования пенсии и добровольно вносил платежи. С 2005 года для всех граждан 1966 года рождения и старше взносы на накопительную часть трудовой пенсии не уплачиваются. Однако за период с 2002 по 2005 годы у этой категории граждан (до 1967 год рождения) накопилась некоторая сумма на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В настоящее время взносы в размере шести процентов перечисляются только за граждан 1967 года рождения и моложе.

Законом предусмотрено три вида выплат: бессрочные выплаты накопительной части пенсии, срочная выплата по желанию пенсионера (но не менее 10 лет) и единовременная выплата, если сумма накоплений составляет менее пяти процентов от установленной пенсии.

  • Единовременная выплата. Получатели: — граждане, у которых размер накопительной части трудовой пенсии по старости в случае ее назначения составляет 5 и менее процентов по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части).
  • В основном это мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, за которых с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии; — граждане, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости из-за отсутствия 5 лет страхового стажа.

  • Срочная пенсионная выплата.Осуществляется при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Получатели: — участники Программы государственного софинансирования пенсий, которые уплачивали дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии; — владельцы сертификата на материнский капитал, которые направили его средства на формирование накопительной части своей будущей пенсии.
  • Выплата накопительной части трудовой пенсии по старости. Назначается при соблюдении условий назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной. Накопительная часть пенсии будет назначаться гражданам, если они имеют право на трудовую пенсию по старости и их пенсионные накопления в расчете на месяц составляют более 5 процентов от совокупного размера трудовой пенсии. Накопительная часть пенсии всегда назначается с пожизненным условием ее получения.
  • * Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

    www.pfrf.ru

    Накопительная часть пенсии

    Понятие «накопительная часть пенсии» впервые появилось в отечественном пенсионном законодательстве в 2001 году, когда был принят закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Упомянутый закон вступил в действие с 1 января 2002 года и ознаменовал собою попытку реформирования пенсионной системы в России.

    В результате принятия этого закона пенсия была поделена на три части: базовую, страховую и накопительную, каждая из которых должна была иметь свой обособленный источник финансирования. Вплоть до 2012 года – это понятие носило виртуальный характер, поскольку накопительная часть пенсии не назначалась.

    Из чего формируется накопительная часть пенсии

    Чтобы понять принципиальное отличие этой части пенсии от других ее частей, нужно разобраться в общей структуре пенсионной выплаты. Так, разделив пенсию на три части, государство закрепило за каждой из них свой источник финансирования.

    Общий тариф пенсионных страховых взносов, которые уплачивали все работодатели за своих работников в Пенсионный Фонд, составлял в 2002 году 28%. Эти средства делились следующим образом:

    • 14% — поступали в Федеральный бюджет и расходовались на выплату базовой части пенсии;
    • 14% — поступали в бюджет Пенсионного фонда на финансирование выплаты страховой и накопительной части пенсии и учитывались на индивидуальном лицевом счете каждого работника.
    • Средства, поступающие в бюджет ПФР, в свою очередь делились на две части. Для мужчин с 1953 и для женщин с 1958 по 1966 год рождения включительно, на страховую часть пенсии поступали 12%, а оставшиеся 2% — на накопительную часть.

      Для работников, родившихся в 1967 году и позже, отчислялось для финансирования накопительной части сначала 3%, затем постепенно это размер увеличился до 6%.

      Результаты формирования накопительной системы

      Однако большинство россиян не искушены в вопросах вложения средств. В результате, десятилетний эксперимент показал неутешительные результаты. Подавляющее большинство граждан не изъявило желания распорядиться своими пенсионными накоплениями. Только около 20% граждан, у которых имеются пенсионные накопления, перевели их в НПФ и менее 1% выбрали управляющую компанию, оставив средства в ПФР.

      В 2005 году отчисление в счет накопительной части для старшей группы работников было отменено, а перечисленные средства остались на их счетах и лежали до 2012 года, с 1 июля которого появилась возможность установления накопительной части пенсии.

      При этом выяснилось, что у большей части граждан эти накопления настолько невелики, что рассчитанный размер накопительной части пенсии составил менее 5% к ее общему размеру. Эти средства были выплачены и выплачиваются тем, кто выходит на пенсию, в виде единовременной выплаты.

      Перспективы накопительной пенсии

      В результате подведения итогов пенсионной реформы, государство решило судьбу накопительной части пенсии следующим образом. В конце 2013 года были принят закон, выделивший накопительную часть из общего состава пенсионной выплаты. Со следующего года это будет отдельная – накопительная пенсия.

      Тем, за кого перечисляются 6% на ее финансирование, дано право до конца 2015 года, выбрать один из двух предложенных вариантов. Если они переводят свои накопления в негосударственный пенсионный фонд или УК, то взносы будут перечисляться в том же размере.

      Если же такого заявления от гражданина не поступит, то все перечисляемые работодателем (в размере 16% ) страховые взносы будут поступать на финансирование страховой части пенсии в ПФР (этим средствами распорядиться нельзя).

      Что такое пенсионные накопления

      Именно средства, поступающие в счет финансирования накопительной части пенсии, стали называть пенсионными накоплениями. При этом их стало возможно:

    • инвестировать, то есть по желанию перевести в Негосударственный пенсионный фонд (НПФ);
    • доверить частной управляющей компании (УК);
    • оставить право распоряжения ими государственной управляющей компании (Внешэкономбанк).
    • Более 50 управляющих компаний и около 300 негосударственных пенсионных фондов предложили россиянам свои услуги в этой сфере. Все управляющие компании вправе вести рекламу своей деятельности, их перечень и данные о финансовом состоянии регулярно публикуются.

      Предполагалось, что общая сумма пенсионных накоплений к моменту выхода на пенсию, будет возрастать с учетом доходности той компании, в которую граждане пожелали перевести свои накопления. При этом законом допускается возможность 1 раз в год переводить эти средства в разные компании или в НПФ.

      Существенным отличием пенсионных накоплений от других источников финансирования пенсии является то, что накопленные средства подлежат наследованию. Правда, это правило работает только в случае смерти работника до того момента, пока он не начал получать накопительную часть.

      У кого и на каких счетах формировались пенсионные накопления? Когда стало возможным забрать накопления, а так же в какой форме они могут быть выплачены – читайте здесь

      В чем особенность работы банков с деньгами пенсионеров? Существуют ли особые условия по пенсионным вкладам, а также ТОП-10 депозитов для пенсионеров в России – смотрите здесь

      Стоит ли, думая о будущем, использовать материнский капитал для пенсии? Как перевести деньги на пенсионный счет и можно ли будет впоследствии изменить свое решение?

      Что нового несет пенсионная реформа 2015 года? Что такое страховая пенсия и как она формируется? Наконец, когда обязательный стаж вырастет до 15-ти лет – читайте здесь

      pensionnyj-fond.ru

      История новой России

      В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии, которая с 1 января 2015 года будет рассчитываться по новой пенсионной формуле. Методика и формула определения накопительной пенсии практически не изменились, чего не скажешь об отношении властей. Не отказываясь совсем от накопительной пенсии, они экономически пытаются вытеснить ее из сферы обязательных страховых отчислений, чтобы она стала преимущественно добровольной, как практикуется в развитых странах. Для этого придуманы повышающие коэффициенты, которые ставят обязательную накопительную часть пенсии в проигрышное положение по сравнению со страховой частью.

      Прекрасно, когда человек смолоду сам заботится о своей благополучной старости, не особо надеясь на государство. Во всем мире накопительная пенсионная система является оптимальным способом принудить человека сделать пенсионные накопления, не дать ему потратить их до пенсии и позволить расходовать равномерно на протяжении всего периода дожития. Россиянин, который хотел бы иметь сколько-нибудь осязаемую накопительную пенсию, должен отложить текущие дела и попытаться разобраться – возможно ли это в российских условиях?

      Действующая пенсионная система

      С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система, включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

      Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

      – 6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

      – 10% номинально учитываются при определении страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

      – 6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда, дефицит которого превышает 1 трлн рублей.

      Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% – в страховую. Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

      Действующая пенсионная формула (до 1 января 2015 года):

      Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

      Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров – не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

      В 2014 году накопительная пенсия не формируется ни у кого.

      Пенсионная реформа с 1 января 2015 года

      Страховая пенсия по-прежнему обязательна. К ней привязана фиксированная выплата. Работникам 1967 года рождения и моложе предоставлен выбор:

      отказаться от накопительной пенсии с 2015 года. Тариф страховых взносов на накопительную часть будет равен 0%. При этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся, будут инвестироваться на финансовом рынке и войдут в будущую пенсию. Авторы пенсионной реформы ввели повышающие коэффициенты, стимулирующие выбор в пользу страховой пенсии. Участвующие в ее формировании страховые взносы (тариф 16%) не инвестируются, но ежегодно индексируются государством на уровень инфляции. А вот по наследству страховая пенсия не передается. Повышается неопределенность, поскольку права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), а в баллах. Стоимость балла станет определяться ежегодно и будет зависеть от состояния бюджета ПФР, возможности госбюджета поделиться с пенсионерами и от количества баллов, предъявленных в данный момент для «отоваривания». Это означает, что работник узнает о размере своей страховой пенсии только в момент ее назначения. И тут не исключены «сюрпризы»;

      сохранить накопительную пенсию. Тариф страховых взносов на накопительную часть будет равен 6%. При этом уменьшится страховая пенсия, так как на нее пойдут страховые взносы по тарифу 10% и повышающие коэффициенты будут ниже, чем в случае, когда обязательная накопительная часть пенсии не формируется. Накопительная пенсия не индексируется на уровень инфляции. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования негосударственным пенсионным фондом или управляющей компанией на финансовом рынке. Возможен как плюс, так и минус. Успех во многом зависит от выбранного НПФ – значит, и от способности работника принять правильное решение. В случае убытков гарантируется выплата только уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию. Накопительная пенсия по-прежнему учитывается в рублях, а не в баллах. Механизм ее определения более простой и прозрачный. Накопительная пенсия передается по наследству.

      Решение можно принимать до 31 декабря 2015 года. Здесь возможности такие:

    • если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в НПФ и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% – в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника;
    • «молчуны», которые никогда не подавали заявление о выборе НПФ или управляющей компании, включая Внешэкономбанк, и решившие формировать накопительную пенсию (по тарифу 6%), должны до 31 декабря 2015 года подать в Пенсионный фонд заявление о выборе НПФ или управляющей компании, предварительно заключив с ним/ней договор об обязательном пенсионном страховании. Иначе все страховые взносы (16%) будут направляться на формирование страховой пенсии;
    • если работник в предыдущие годы хотя бы один раз подавал заявление о выборе НПФ или УК, включая Внешэкономбанк, и оно было удовлетворено, на накопительную пенсию ему по-прежнему будет перечисляться 6% тарифа – без дополнительного заявления. Оно требуется, если работник отказывается от формирования накопительной пенсии;
    • у того, кто в 2013 году подал заявление о выборе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» с тарифом 2%, с 2014 года по умолчанию накопительная часть прекращает формироваться. 16% страховых взносов идут на формирование страховой пенсии без дополнительного заявления. Если работник захочет формировать накопительную часть в размере 6%, то он до 31 декабря 2015 годах должен подать в Пенсионный фонд новое заявление о выборе НПФ или УК, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании.
    • Выбор в течение 2014–2015 годов разрешено сделать только один раз. Для того чтобы он был осознанным, нужно вникнуть в суть проблемы.

      Накопительная пенсия

      Накопительная часть трудовой пенсии по старости, установленная до 1 января 2015 год, после этой даты будет считаться накопительной пенсией.

      Накопительная пенсия с 1 января 2015 года станет определяться по формуле:

      Пенсионные накопления у работников 1967 года рождения и моложе в максимально возможном варианте выглядят так:

      Если работник не участвует в корпоративной пенсионной программе и программе государственного софинансирования пенсии, использовал материнский (семейный) капитал не на пенсионные нужды, то второго, третьего и четвертого слагаемых в этой формуле не будет. Это сугубо добровольные составляющие накопительной пенсии.

      Программа государственного софинансирования пенсии стартовала 1 октября 2008 года, чтобы заинтересовать работников делать добровольные дополнительные отчисления на свою будущую пенсию, как это практикуется в развитых странах. Чтобы вступить в программу, достаточно было до 1 октября 2013 года подать заявление в Пенсионный фонд (эта дата продлена ориентировочно до 1 января 2015 года) и сделать первый взнос до 31 декабря 2013 года. Минимальный взнос – 2 тыс. рублей в год, максимальный – 12 тыс. рублей. Здесь возможны варианты:

      – работник сам вносит взносы через банк или по его заявлению это делает за него работодатель, отчисляя в его накопительную пенсию назначенную сумму либо процент от зарплаты. На перечисляемые суммы распространяется вычет из подоходного налога;

      – работодатель может стать добровольной второй стороной софинансирования накопительной части пенсии своего сотрудника. Для него тоже предусмотрены стимулы: он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного взноса (но не более 12 тыс. рублей в год на одного работника), этот взнос уменьшает налогооблагаемую прибыль.

      Поступившую за год сумму взносов государство увеличивает в пропорции 1:1, то есть добавляет из госбюджета еще столько же, но не более 12 тыс. рублей в год.
      Для тех, кто достиг пенсионного возраста и продолжает трудиться, были предусмотрены льготы: на 1 личный рубль работающего из бюджета доплачивается 4 рубля, но не более 48 тыс. рублей в год. С 1 октября 2013 года введено ограничение: россияне, которые достигли пенсионного возраста и получают любой вид пенсии, больше не могут рассчитывать на софинансирование.

      Правила софинансирования действуют в течение 10 лет с момента первого взноса. По желанию можно выйти из программы раньше. После 1 января 2015 года государство продолжит софинансировать взносы уже вступивших в программу, но прием заявлений от новых участников будет прекращен. Соответствующие взносы по распоряжению работника инвестируются, как и остальные пенсионные накопления. В 2009 году в программе софинансирования участвовало 2,2 млн работников, в 2010 году – 4,0 млн, в 2012 году- 6,8 млн, в 2012 году- 10,4 млн, в 2013 году – 15,9 млн.

      Материнский (семейный) капитал можно частично или полностью направить на формирование накопительной пенсии матери, родившей или усыновившей второго или последующего ребенка. Такой возможностью воспользовались только 2% семей, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий, не хотят оплачивать семейным капиталом образование детей (дети получают образование за рубежом, семья испугалась сложной бюрократической процедуры оплаты капиталом образовательных услуг) и решили так пополнить пенсионные накопления. Для того чтобы направить материнский капитал на формирование накопительной пенсии, владелица сертификата на этот капитал должна подать заявление в Пенсионный фонд после достижения ребенком трехлетнего возраста. Новым заявлением можно отказаться от этого решения.

      Пенсионные накопления НПФ или управляющие компании инвестируют на финансовом рынке в расчете получить дополнительный доход. Доходность зависит от состояния рынка, разнообразия источников инвестирования, квалификации управляющих, то есть не исключены убытки.

      Государственная управляющая компания Внешэкономбанк вправе вкладывать пенсионные накопления в два инвестиционных портфеля: базовый – формируется из облигаций РФ и корпоративных облигаций российских эмитентов, гарантированных государством; расширенный – формируется из государственных ценных бумаг субъектов РФ, корпоративных облигаций российский эмитентов, гарантированных государством депозитов (в рублях и валюте) в банках, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций. ВЭБ может выкупать на пенсионные деньги не более 30% одного выпуска корпоративных облигаций и не более 20% совокупного объема выпусков одного эмитента. Чтобы отдача от инвестирования пенсионных накоплений была выше, ПФР предлагает разрешить активнее вкладывать их в корпоративные и инфраструктурные облигации. Но частные управляющие настроены скептически, поскольку отдача от инфраструктурных проектов редко превышает уровень инфляции.

      В 2012 году доходность по пенсионным накоплениям во Внешэкономбанке составила 9,2%, в НПФ – 6,7–7,2%. На более длинной дистанции (2004–2012 годы) средняя инфляция равнялась 9,6% и превышала доходность по пенсионным накоплениям. Поэтому говорить, какая система более эффективна, пока рано, слишком мало времени прошло.

      Корректировка периода дожития. Если работник будет трудиться после достижения пенсионного возраста, то его накопительная пенсия увеличится, поскольку продолжат формироваться пенсионные накопления и делиться они будут не на узаконенные 228 месяцев дожития, а на меньшее число месяцев. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год, проработанный со дня приобретения права на назначение пенсии. Но период дожития не может быть меньше 168 месяцев (14 лет). Иными словами, правительство приветствует работу потенциального пенсионера в течение не более 5 лет. Всё, что сверх того, в зачет не пойдет и на льготу не повлияет. А при формировании страховой пенсии повышающие коэффициенты нарастают в течение 10 лет работы после достижения пенсионного возраста.

      Периоды получения пенсионных накоплений после выхода на пенсию различаются:

    • обязательная составляющая пенсионных накоплений (страховые взносы работодателей и доходы от их инвестирования) делится на период дожития (228 месяцев) минус число месяцев, проработанных после достижения пенсионного возраста, но минимум на 168 месяцев. Получается пожизненная накопительная пенсия;
    • по каждой из добровольных составляющих пенсионных накоплений (по страховым взносам по корпоративным пенсионным программам, по программе софинансирования, по материнскому капиталу – с учетом доходов от их инвестирования) в момент назначения пенсии человек может выбрать: получать их пожизненно в составе накопительной пенсии по алгоритму для обязательной составляющей или как срочную пенсионную выплату. Во втором случае срок определяет сам пенсионер, но он не может быть менее 10 лет;
    • все пенсионные накопления могут быть выплачены пенсионеру единовременно, если они составляют небольшую величину, которая не превышает 5% всей пенсии по старости (страховая плюс накопительная часть).

    Право на накопительную пенсию. Накопительная пенсия будет назначаться тем, кто имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с законом «О страховых пенсиях», естественно, при наличии пенсионных накоплений. Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. К этому максимуму россияне придут в течение 10 лет:

    www.ru-90.ru

    Накопительная часть пенсии будет заморожена до 2020 года

    8 декабря 2017 15:54 139

    Фото: Людмила Марчук

    Госдума во втором чтении одобрила правительственный законопроект о продлении моратория на формирование накопительной части пенсии до 2020 года. У депутатов законопроект особых вопросов не вызвал (такая «заморозка» проводится уже в пятый раз с 2014 года), так что, скорее всего, они его примут и в третьем чтении. Зато поднялся шум в интернете: опять пенсионеров грабят!

    Попробуем разобраться, что же у нас пытаются отобрать.

    Напомним: у россиян 1967 года рождения и моложе пенсия по идее должна складываться из страховой и накопительной части. Страховая часть засчитывается в счет будущей пенсии напрямую. А накопительная часть, как изначально предполагалось, должна «работать» на рынке, то есть вкладываться через специализированные фонды и управляющие компании в разного рода финансовые и фондовые инструменты и приносить будущим пенсионерам прибыль.

    С 2014 года накопительную систему заморозили — все взносы, которые работодатели переводят за своих сотрудников в Пенсионный фонд, идут на страховую часть пенсии. Так удобнее для бюджета. Поскольку реально взносы на страховую часть пенсии не лежат где-то на счету, а из них выплачиваются сегодняшние пенсии. Будущим же пенсионерам, в зависимости от переведенной суммы, засчитывается определенное число пенсионных баллов — в зависимости от их количества потом и будет рассчитана пенсия. Вот эту систему (без того, чтобы часть пенсионных взносов переводить в какую-то отдельную заначку на накопительную часть пенсию) — и хотят продлить до 2020 года.

    Отсюда и получаются порядка 551,3 млрд рублей дополнительных доходов Пенсионного фонда, которые он сможет потратить на пенсии нынешним пенсионерам. На самом деле, это перекладывание денег из одного кармана (накопительного) в другой (страховой). Все, что теряют при этом будущие пенсионеры, — потенциальный доход, который мог бы возникнуть при правильном размещении накопительных денег (если бы по-прежнему взносы делились на страховую и накопительную часть). Но большинство россиян доверили свои пенсионные накопления государственному Внешэкономбанку , и доход был и так, мягко говоря, не очень — ниже инфляции.

    Все это не значит, что россиян совсем лишат накопительной части пенсии. Тем, за кого такие взносы какое-то время переводились, эти накопления при расчете пенсии учтут и приплюсуют к страховой части. Вот только вряд ли эта сумма окажется значительной — с учетом «заморозки» много накопить просто не получится.

    ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

    Поднимут ли вместо пенсионного возраста минимальный стаж россиянам?

    Пенсионная реформа похожа на ремонт. Ее нельзя закончить, можно только приостановить. В понедельник в некоторых деловых СМИ прошел слух, что чиновники задумали сделать хитрый ход. Мол, раз повышать пенсионный возраст не дают, можно повысить минимальный трудовой стаж. Это будет стимулировать людей работать дольше. Откуда берутся такие слухи? Так ли это? Чем грозит россиянам? И как сделать собственную пенсию выше? (подробности)

    КСТАТИ

    Индексация пенсий в 2018 году: кто и какую прибавку получит

    Пенсии повысятся трижды, но по одному разу для различных категорий пенсионеров: в январе, апреле и августе. В большинстве своем все как обычно, но в 2018 году в правилах индексации пенсий появились некоторые изменения. О них — подробнее в нашем материале (подробности)

    m.kp.ru

    Пенсионная реформа накопительной части пенсии

    Существующая система обязательного пенсионного страхования изжила себя: заморозка пенсионных накоплений грозит стать вечной, а из-за отсутствия притока новых денег НПФ через несколько лет столкнутся с трудностями при выплате пенсий. Поэтому в Минфине и ЦБ считают, что действующую систему пенсионных накоплений нужно модернизировать в добровольную, когда взносы на будущую пенсию граждане будут самостоятельно отчислять от своей зарплаты. Взамен россиянам обещают дать налоговые льготы и право изымать часть накопленных денег на собственные нужды.

    Минфин и Банк России раскрыли в пятницу, 23 сентября, детальную версию реформирования российского пенсионного рынка, которая может быть запущена уже в 2018 году. Как рассказал на Московском финансовом форуме замглавы Министерства финансов Алексей Моисеев, власти признают, что заморозка пенсионных накоплений на протяжении трех лет подорвала доверие к пенсионной системе. Тем не менее Минфин хочет дать россиянам возможность активного управления будущим пенсионным капиталом, видит готовность и желание россиян накапливать на пенсию. «Граждане будут формиро​вать свой пенсионный капитал самостоятельно», — сообщил Моисеев.

    Единые правила для всех

    Чтобы самостоятельно копить себе на пенсию работникам было интереснее, в Минфине и ЦБ предлагают предоставить льготы в виде налогового вычета, поступающего на счет будущего пенсионера в НПФ. Правда, льгота коснется только тех же 6%: если, например, гражданин будет откладывать 30% своего заработка, то налоговая льгота будет все равно рассчитываться лишь для суммы не более 6% от его зарплаты.

    Кроме того, будущий пенсионер смож​ет досрочно изъять часть накопленных пенсионных денег — не более 20% от суммы счета, потратив их по своему усмотрению. В Минфине и ЦБ также раздумывают, чтобы разрешить досрочно снимать всю сумму накопленных пенсионных денег тем, кто оказался в «сложной жизненной ситуации», например, из-за болезни или временной потери трудоспособности.

    Впрочем, назвать предложенную систему добровольной можно лишь условно. Как рассказал Моисеев, участвовать в ней будет по умолчанию все трудоспособное население страны. Часть их зарплаты будет автоматически уходить на пенсионный счет в один из выбранных НПФ. В первый год взносы перечисляться не будут, во второй год это будет 1% от заработка, а на пятый год из доходов будет взиматься уже 6%.

    Если будущий пенсионер решит доверить свою судьбу государству и захочет, чтобы все страховые взносы работодатель перечислял Пенсионному фонду РФ, ему придется специально написать об этом заявление. Причем делать письменные заявления придется каждые пять лет, поскольку варианта окончательного отказа реформа Минфина и ЦБ не предусматривает.

    В новой пенсионной системе также будет предусмотрен центральный администратор, который будет работать как спецдепозитарий и осуществлять функции по учету пенсионных прав, сообщил Моисеев. По его словам, это будет коммерческая организация. Сейчас функции по учету пенсионных прав осуществляет Пенсионный фонд, напомнил он.

    Пенсии «молчунов» превратят в баллы

    Не получится у россиян и остаться «молчунами». Если будет принят вариант пенсионной реформы, предложенный Минфином и ЦБ, то их пенсионные накопления, которыми управляет Государственная управляющая компания (ГУК) — ВЭБ, будут «трансформированы» в баллы Пенсионного фонда РФ.

    Пока это только предложение. Оно еще будет обсуждаться. «Есть проблема в том, что часть людей просто хотели, чтобы их накоплениями управляло государство. Их мнение нужно учитывать», — успокаивает Моисеев. Замминистра сказал РБК, что не исключает продажу бумаг и пенсионного портфеля ВЭБа, «но они будут продаваться не одномоментно, а по мере необходимости».

    Можно направлять процентный доход от бумаг под управлением ГУК на покрытие тех пенсионных обязательств, которые появятся в ПФР, а можно ждать, пока облигации будут погашаться, и направлять доход на сокращение дефицита Пенсионного фонда», — добавил Моисеев.

    По данным на начало июля, стоимость чистых активов в расширенном портфеле Государственной УК составляла 1,83 трлн руб., еще 27,3 млрд руб. пенсионных накоплений находилось в портфеле госбумаг. Из них свыше 750 млрд руб. ВЭБ инвестировал в госбумаги, а 680 млрд руб. — в корпоративные бонды.

    «Официальных предложений от Минфина в Государственную УК не поступало», — заявили РБК в пресс-службе ВЭБа.

    Аналогичная судьба постигнет и накопления, которыми сейчас управляют частные УК, — около 40 млрд руб., по данным Национальной лиги управляющих.

    Что касается пенсионных накоплений, которыми управляют НПФ (это более 2 трлн руб.), то их, согласно предложениям Минфина и ЦБ, оставят в собственности граждан. Более того, пенсионные счета граждан будут пополняться за счет добровольных взносов с заработной платы.

    Притока денег в НПФ не будет

    НПФ считают, что озвученные предложения пойдут на пользу их бизнесу, однако сомневаются, что участие граждан в новой пенсионной системе будет массовым. «Предложения Минфина и ЦБ выгодны для НПФ. У нас очень много людей формируют свои пенсии добровольно. Если государство стимулирует людей копить на пенсию самостоятельно, это приведет к увеличению притока денег в фонды», — считает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. По ее мнению, важно, что в концепции предусмотрена необходимость каждые пять лет писать заявление об отказе перечислять пенсионные взносы. «Вам как бы постоянно напоминают, что необходимо позаботиться о своей старости. Возможно, что у человека сейчас нет средств, но через пять лет ему напомнят об этом, и он начнет копить на пенсию», — рассуждает она.

    «Надеяться на то, что люди сами себе что-то будут отчислять, не приходится. Если будет реально что отчислять, то выбор будет сделан не в пользу будущей пенсии, потому что потребность потратить здесь и сейчас важнее. Тем более что уверенность в том, что правила игры на пенсионном рынке не будут опять меняться, близка к нулю», — заявил глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков.

    «Совершенно очевидно, что с учетом низких заработных плат в регионах и снижения доходов населения значительного притока добровольных пенсионных взносов не будет. Кроме того, молодое поколение в целом разочаровано пенсионной политикой государства», — считает глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. Однако, по его словам, рынок обязательного пенсионного страхования все равно нуждается в реформе. «С 2022 года НПФ начнут массово выплачивать пенсии, и без притока новых денег, если допустить продление заморозки накоплений, наступит коллапс системы. Инвестиционная деятельность потеряет всякий смысл, фондам придется продавать активы по любой цене, чтобы выполнить свои обязательства. В конечном счете все это нанесет ущерб интересам будущих пенсионеров», — пояснил он.

    «Молчуны» помогут бюджету

    Участники рынка полагают, что предложение перевести в баллы пенсионные накопления «молчунов» и средства в частных УК связано с дефицитом средств в пенсионной системе. «В пенсионной системе дефицит. Они просто этими средствами закроют очередные проблемы. Бумаги будут продавать постепенно, это растянется на много лет. Я затрудняюсь дать оценку последствиям», — прокомментировал экс-глава Минфина Алексей Кудрин намерение авторов новой пенсионной концепции перевести накопления «молчунов» в ПФР.

    «Можно предположить, что перевод денег «молчунов» в ПФР потребовался для финансирования госбюджета, но дело в том, что 90% портфеля ВЭБа —в государственных и корпоративных облигациях. Чтобы получить деньги, их нужно продать, что будет сделать очень сложно: в фондах практически нет свободных денег, остаются только банки. Но вряд ли они будут в восторге от такого предложения», — говорит Галина Морозова.

    Как ранее писал РБК, в августе 2016 года из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета было потрачено 390 млрд руб. В 2017 году покрывать дефицит придется за счет ФНБ. Если средства Резервного фонда продолжат расходоваться на покрытие дефицита федерального бюджета нынешними темпами, то уже в 2017 году фонд будет исчерпан, говорил замминистра финансов Алексей Лавров.

    По данным Минфина, к началу сентября в Резервном фонде оставалось 2,09 трлн руб., то есть с начала года его объем уменьшился более чем на 1,5 трлн руб. Большая часть этой суммы (около 1,2 трлн руб.) — это расходы на финансирование дефицита бюджета, остальное — результат курсовой переоценки валютных средств фонда. По оценкам Банка России, до конца 2016 года из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будет потрачено еще 1,2 трлн руб. К концу года в фонде останется около 900 млрд руб., а если рубль укрепится, то еще меньше.

    Многочисленные последствия

    Правительство неудачно выбрало время для проведения очередной пенсионной реформы. Во-первых, у народа сейчас нет денег, чтобы копить себе на пенсию. Во-вторых, как только граждане услышат о переводе накоплений в баллы, то даже через два-три года никто не станет отчислять на пенсию из зарплаты. Доверие к пенсионной системе будет окончательно подорвано», — говорит глава крупного НПФ. Он опасается, что следующим этапом может стать изъятие денег из НПФ.

    В НАПФ опасаются, что если предложения Минфина и ЦБ будут приняты, это приведет к негативным социальным последствиям. «Перевод денег «молчунов» в пенсионные баллы — это очень жесткая мера. Это абсолютно бессмысленно с точки зрения экономики, потому что сейчас эти средства размещены в государственные обязательства. Получается, что государство просто откладывает наступление катастрофы на будущее, наращивая социальные обязательства. Очевидно, что это связано с истерикой по поводу дефицита бюджета», — говорит Угрюмов.

    Он также не исключил, что может, напротив, обернуться для государства новыми расходами. «Новость о том, что накопления «молчунов» будут переведены в пенсионные баллы, может вызвать новую волну исхода граждан в НПФ. Непонятно, где в этом случае в условиях бюджетного дефицита будет брать средства государство», — рассуждает Константин Угрюмов. Ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ отмечался в конце 2015 года, когда правительство заявило, что не будет продлевать право «молчунов» на выбор накопительной части пенсии. Представители фондов тогда рассказывали РБК о многократно возросших потоках клиентов.

    «Приток клиентов действительно может начаться, но это для нас не очень хорошо: как правило, число заявлений о переводе пенсии стремительно растет в конце года. Это повышает риск возможных технических ошибок», — говорит Галина Морозова. Она напоминает, что по итогам 2015 года из 10 млн поданных гражданами заявлений о переводе пенсии ПФР удовлетворил только 60%. У остальных накопления остались в ВЭБе.

    В Минфине не исключают такого развития событий. «Если люди напишут заявления о переходе в НПФ, то нужно будет проработать вопрос о передаче в фонды активов, которыми управляет ГУК. А не продавать их на рынке», — сообщил Моисеев.​

    www.rbc.ru

    Смотрите так же:

    • Закон по охране труда в рф 181 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 мая 2002 г., 10 […]
    • Посмертная психиатрическая экспертиза в гражданском процессе Посмертная психиатрическая экспертиза в гражданском процессе * Перевод с украинского * Публикуется по изданию: Ілейко В. Р. Посмертна судово-психіатрична експертиза у цивільному процесі — методологічні, методичні принципи проведення та завдання // Український вісник психоневрології. — […]
    • Заводський суд Некролог Заводський районний СЃСѓРґ Рј.Запоріжжя Р· глибоким СЃСѓРјРѕРј сповіщає, що 04 липня 2014 СЂРѕРєСѓ після тяжкої та тривалої С…РІРѕСЂРѕР±Рё пішов Р· життя СЃСѓРґРґСЏ Заводського […]
    • Закон об осаго в 2013 году ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств введено в России с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев […]
    • Ставки транспортного налога томск 2014 Транспортный налог 2013. Ставки. Томская область Ставки налога утверждены Законом о транспортном налоге от 4 декабря 2002 г. № 77-ОЗ - общеобразовательные учреждения; дошкольные образовательные учреждения; учреждения дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) […]
    • О защите прав потребителей вернуть телефон Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу и потребовать возврата уплаченных за бракованный телефон денег, при обнаружении существенного […]
    • Законы ману называются так в честь кого Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия […]
    • Указ президента о гражданстве 2014 г Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 551 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325" Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 551"О внесении […]