Основы экспертизы дорожно транспортных происшествий

Главная / Основы экспертизы дорожно транспортных происшествий

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах

Глава 1. Основные положения проведения автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий
1.1. Основные понятия автотехнической экспертизы ДТП
1.2. Цель и задачи автотехнической экспертизы
1.3. Виды автотехнических экспертиз ДТП
1.3.1. Особенности производства судебных экспертиз
Экспертизы уголовного судопроизводства
Экспертизы гражданского судопроизводства
Экспертизы арбитражного судопроизводства.
1.3.2. Особенности производства несудебных экспертиз
Особенности проведения экспертиз при защите прав потребителей
Особенности проведения экспертиз при проведении служебного расследования ДТП
1.4. Права и обязанности эксперта-автотехника
1.5. Участие специалистов в расследовании дел о ДТП
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 2. Исходные данные для проведения автотехнической экспертизы ДТП
2.1. Осмотр места происшествия
2.2. Осмотр и проверка технического состояния транспортных средств
2.3.. Транспортно-трасологическая диагностика следов и повреждений на транспортном средстве
2.4. Следственный эксперимент
2.5. Выбор исходных данных для производства экспертизы
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 3. Результаты проведения автотехнической экспертизы ДТП
3.1. Заключение эксперта-автотехника
3.2. Заключение служебного эксперта
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 4. Расчет параметров движения автомобиля
4.1. Замедление АТС
4.2. Определение скорости движения транспортного средства перед возникновением опасной ситуации
4.2.1. Определение скорости движения транспортного средства аналитическим путем
4.2.2. Определение скорости движения транспортного средства по дальности разлета осколков стекла и пластмассовых деталей
4.2.3. Определение предельно допустимой скорости по условиям видимости
4.3. Время торможения АТС
4.4. Путь торможения АТС
4.5. Дистанция между попутными АТС
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 5. Определение технической возможности у водителя предотвратить ДТП путем торможения
5.1. При наезде на неподвижный объект
5.2. При столкновении автомобилей (наезде на пешехода), следовавших в пересекающихся направлениях
5.3. При столкновении с препятствием, движущимся в попутном направлении
5.4. При столкновении с препятствием, движущимся во встречном направлении
5.5. При ДТП, совершенных в условиях ограниченной видимости (в темное время суток)
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 6. Столкновение транспортных средств
6.1. Анализ столкновений автомобилей
6.1.1. Виды столкновений
6.1.2. Механизм столкновения транспортных средств
6.2. Методики определения скорости транспортных средств для наиболее часто встречающихся видов столкновений
6.2.1. Столкновение с неподвижным транспортным средством
6.2.2. Перекрестное столкновение транспортных средств
6.2.3. Косое столкновение транспортных средств
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 7. Исследование наезда транспортного средства на пешеходов
7.1. Классификация наездов на пешеходов
7.2. Общая методика экспертного исследования.
7.3. Причины наездов транспортных средств на пешеходов и задачи экспертного исследования
7.4. Механизм наезда на пешехода
7.5. Исследование движения и взаимодействия транспортного средства и пешехода перед наездом
7.6. Методики определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода (перемещающегося в поперечном направлен
7.6.1. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода по времени
7.6.2. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода при равномерном движении автомобиля
7.6.3. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода по расстоянию
7.6.4. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости
7.7. Примеры экспертизы наезда на пешехода
7.7.1. Наезд на пешехода при равномерном движении автомобиля
7.7.2. Наезд на пешехода при торможении автомобиля
7.7.3. Наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости (в темное время суток)
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 8. Современные методы и средства, применяемые при производстве автотехнических экспертиз ДТП
8.1. Современные вычислительные системы в автотехнических экспертизах ДТП
8.2. Метод планирования эксперимента в автотехнических экспертизах ДТП
8.2.1. Метод планирования эксперимента в автотехнической экспертизе перекрестного столкновения транспортных средств
8.2.2. Метод планирования эксперимента в автотехнической экспертизе наезда на пешехода
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 9. Разрушение узла (детали) автомобиля – следствие или причина дорожно-транспортного происшествия?
9.1. Выявление причин разрушения элементов рулевого управления транспортных средств
9.1.1. Пример 1. Выявление причины разрушения рычага рулевой тяги автомобиля ГАЗ-2410
9.1.2. Пример 2. Выявление причины разрушения рулевой тяги автомобиля «Рено Логан»
9.1.3. Пример 3. Выявление причины разрушения кронштейна крепления картера рулевого механизма автомобиля ГАЗ-2707
9.2. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий, связанных с повреждением автомобильных шин
9.2.1. Пример 1. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля «Фольксваген Пассат»
9.2.2. Пример 2. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля «Мазда-323»
9.3. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля ИЖ-2126
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 10. Оценка качества состояния дорожного покрытия при производстве автотехнических экспертиз ДТП
10.1. Конструктивные факторы
10.2. Эксплуатационные факторы
10.3. Факторы организации дорожного движения
10.4. Оценка дорожных условий на участке ДТП
10.5. Пример. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобилей ВАЗ-21053 и ИЖ-2125
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 11. Страховое мошенничество
11.1. Комплексная экспертиза по делам о мошенничестве
11.2. Примеры экспертиз по делам о мошенничестве
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 12. Задания для производства экспертиз ДТП
12.1. Задачи, связанные со столкновением транспортных средств
12.2. Задачи, связанные с экстренным торможением транспортных средств
12.3. Задачи, связанные с наездом на пешехода

Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Список использованной и рекомендуемой литературы

www.techbook.ru

Балакин В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Учебное пособие. — Омск : СибАДИ, 2005. — 136 с.

Даны основные положения по организации и производству экспертизы ДТП с правовой и технической сторон. Рассматриваются существующие в судебной практике методики экспертных исследований распространенных дорожно-транспортных происшествий с основным справочным материалом. Ставятся задачи и рассматриваются предложения по улучшению расследования и экспертизы для повышения доказательной силы заключений экспертов и специалистов и в целом их роли в решении проблемы снижения аварийности. Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям Организация и безопасность движения, Автомобили и автомобильное хозяйство, а также может быть использовано работниками ГИБДД и автомобильного транспорта, следователями, судьями и адвокатами в их практической деятельности по разбору и расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Таблиц 5 Иллюстраций 20 Библиография: 39 названий

Содержание:
Введение
Организация производства экспертизы. Правовая и техническая основы
Предмет и объект экспертизы ДТП. Виды экспертизы и основные задачи
Материалы по ДТП для экспертизы
Компетенция, обязанности и права эксперта
Содержание заключения экспертизы
Оценка заключения эксперта следователем и судом
Механизм ДТП по времени и положению участников
Механизм ДТП по связи «Причина – следствие»
Экспертное исследование торможения транспортных средств
Определение времени торможения и остановки ТС
Выбор значения замедления
Определение начальной скорости движения ТС перед торможением
Определение тормозного и остановочного пути
Нарушение устойчивости при торможении
Экспертное исследование ДТП с наездом на пешехода
Общие положения о движении пешеходов
Методика исследования наезда ТС на пешехода
Влияние основных параметров на выводы эксперта
Безопасные скорости движения ТС в конфликте с пешеходом
Экспертное исследование маневров транспортных средств
Движение ТС на повороте
Движение ТС на входе в поворот
Применение расчета маневров при исследовании ДТП
Выполнение маневра «смена полосы движения»
Экспертное исследование столкновений транспортных средств
Исследование встречных столкновений
Исследование попутных столкновений
Исследование боковых столкновений
Экспертное исследование ДТП при обгонах транспортных средств
Обгон в свободных условиях с постоянной скоростью движения
Обгон с разгоном и торможением
Экспертное исследование ДТП в условиях ограниченной видимости и в ночное время
Экспертное исследование ДТП при несоответствии транспортных средств и дорог нормативным требованиям обеспечения безопасности
Исследование технического состояния ТС и его влияния на ДТП
Исследование влияния дорожных условий на ДТП
Заключение. Совершенствование расследования и экспертизы ДТП для повышения безопасности движения
Контрольные вопросы
Приложение
Библиографический список

www.studmed.ru

Основы экспертизы дорожно-транспортных происшествий

Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.

При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности — его причины и последствия. Каждое ДТП, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов.

Цель экспертизы ДТП.Экспертиза ДТП — это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими соответствующими знаниями в области науки и техники.

Целью экспертизы ДТП является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

Виды экспертизы ДТП.Экспертизу ДТП можно классифицировать по нескольким признакам.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Первичная экспертиза подразумевает ответы эксперта-автотехника на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении дознавателя, следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Судебная экспертиза ДТП. Под судебной экспертизой ДТП подразумевается процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. Для достижения этой цели эксперт-автотехник в ходе экспертизы должен решить несколько частных задач, которые в зависимости от обстоятельств ДТП могут встретиться в различных комбинациях:

• выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП: техническое состояние транспортных средств и дороги, параметры движения транспортных средств и пешеходов, организация дорожного движения и используемые для управления движением технические средства;

• отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

• установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

• определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям правил дорожного движения и других нормативных актов.

Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП, служебного эксперта, его компетенция, права и обязанности регламентируются указаниями ведомства, в котором работает эксперт.

Производство судебной экспертизы ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств.

Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств.

Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, его краткое описание с указанием места жительства пострадавших и адресов лечебных учреждений,

Этапы экспертизы ДТП.

В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

• ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

• экспертиза и оценка исходных данных;

• построение информационной модели исследуемого ДТП;

• проведение расчетов, составление графиков и схем;

• оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;

• составление и оформление заключения эксперта.

Заключение эксперта-автотехника.Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода.

В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу.

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты,.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы

Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме.

ЛЕКЦИЯ № 9 ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

studopedia.ru

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация дорожного движения»

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1989

ББК 39.808 И43 УДК 656.13.08: 65.012.12

Рецензенты: канд. техн. наук Е. И. Калинин, кафедра организации и безопасности движения СибАДИ

Заведующий редакцией В. И. Лапшин

Редактор Н.В. Пинчук

И 43 Экспертиза дорожно-транспортных происшест­вий: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 1989.— 255 с.: ил.

В учебнике приводятся методики экспертного анализа основ­ных видов дорожно-транспортных происшествий. На основе зако­нодательных положений регламентируется деятельность судебных экспертов-автотехников, рассматриваются функции лиц, проводя­щих служебное расследование происшествий в автотранспортных предприятиях.

Предназначен для студентов автомобильно-дорожных вузов, обучающихся по специальности «Организация дорожного движения».

ISBN 5-277-00374-6©Издательство «Транспорт», 1989

ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 1

Глава 1 организация экспертизы 4

§ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ 4

§ 2. СУДЕБНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СССР 8

§ 3. КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА 8

§ 4. КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ЭКСПЕРТА 11

Глава 2 ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ 13

§ 5. ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 13

§ 6. УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА-АВТОТЕХНИКА В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ 17

§ 7. ЭТАПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ 18

§ 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА-АВТОТЕХНИКА 20

Глава 3 РАСЧЕТЫ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 22

§ 9. РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 22

§ 10. ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕМ И ДВИЖЕНИЕ НАКАТОМ 23

§ 11. ТОРМОЖЕНИЕ ПРИ ПОСТОЯННОМ КОЭФФИЦИЕНТЕ СЦЕПЛЕНИЯ 26

§ 12. ТОРМОЖЕНИЕ ПРИ ПЕРЕМЕННОМ КОЭФФИЦИЕНТЕ СЦЕПЛЕНИЯ 32

§ 13. ТОРМОЖЕНИЕ БЕЗ БЛОКИРОВКИ КОЛЕС 35

§ 14. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОРМОЗНОЙ ДИНАМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ 36

Глава 4 РАСЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА ПРИ НАЕЗДЕ АВТОМОБИЛЯ 38

§ 15. ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА 38

§ 16. БЕЗОПАСНЫЕ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ И ПЕШЕХОДА 40

Глава 5 МЕТОДИКА АНАЛИЗА НАЕЗДА АВТОМОБИЛЯ НА ПЕШЕХОДА, ВЕЛОСИПЕДИСТА ИЛИ МОТОЦИКЛИСТА 45

§ 17. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДА 45

§ 18. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 47

§ 19. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ НЕОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И ОБЗОРНОСТИ 49

§ 20. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ ОБЗОРНОСТИ, ОГРАНИЧЕННОЙ НЕПОДВИЖНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ 58

§ 21. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ ОБЗОРНОСТИ, ОГРАНИЧЕННОЙ ДВИЖУЩИМСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ 62

§ 22. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ 65

§ 23. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА, ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОД ПРОИЗВОЛЬНЫМ УГЛОМ 68

§ 24. ВЛИЯНИЕ ВЫБИРАЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ НА ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТА 71

§ 25. НАЕЗД НА ВЕЛОСИПЕДИСТА И МОТОЦИКЛИСТА 77

Глава 6 МЕТОДИКА АНАЛИЗА МАНЕВРА АВТОМОБИЛЯ 79

§ 26. КРИТИЧЕСКИЕ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ 79

§ 27. ВИДЫ МАНЕВРОВ 82

§ 28. РАСЧЕТ МАНЕВРА ПРИ АНАЛИЗЕ ДТП 86

Глава 7 МЕТОДИКА АНАЛИЗА НАЕЗДА НА НЕПОДВИЖНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ И СТОЛКНОВЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ 93

§ 29. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ УДАРА 93

§ 30. НАЕЗД НА НЕПОДВИЖНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ 95

§ 31. СТОЛКНОВЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ 101

Глава 8 АВТОМАТИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА ЭКСПЕРТА-АВТОТЕХНИКА 112

§ 32. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 112

§ 33. ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЦВМ 113

§ 34. ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВМ 115

§ 35. ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 116

§ 36. ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДТП 117

Глава 9 ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 119

§ 37. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 119

§ 38.ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 120

Решения партийных органов и перспективные планы развития нашей страны предусматривают неуклонный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажирооборота. Однако одновременно с проникновением авто­мобиля в народное хозяйство страны, общественную и личную жизнь увеличиваются человеческие и материаль­ные потери, вызываемые дорожно-транспортными проис­шествиями (ДТП). Их результатом могут быть вредные последствия, связанные с расстройством здоровья и смертью людей, а также со значительным материальным ущербом. Одно ДТП может иметь последствия относитель­но менее тяжкие, чем, например, гибель воздушного лайнера, морская или железнодорожная катастрофа, следствием которых могут быть десятки и сотни челове­ческих жертв и многомиллионные убытки. Однако это обстоятельство перекрывается большим числом ДТП на автомобильном транспорте.

Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года подчеркивают необходимость обеспечения эф­фективности использования автотранспортных средств, увеличения пассажирооборота автобусами общего пользо­вания, повышения безопасности движения. Успешное выполнение этих задач возможно лишь при совершенст­вовании дорожного движения, изучении причин аварий­ности и широком внедрении мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Повышение безопасности дорожного движения бази­руется на ликвидации стихийных, энтропийных процессов, на внедрении элементов организованности и порядка. С этой точки зрения ДТП является предельным состоя­нием системы «Человек — транспортное средство — до­рога — окружающая среда». Такое состояние характери­зует отказ от нормального функционирования данной системы.

При изучении ДТП возможны два метода: вероят­ностныйидетерминированный.Пользуясь первым мето­дом, пытаются охватить статистическими закономерно­стями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить сово­купность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предска­зать число и характер ДТП, которые возникнут в пред­стоящий период. Например, можно прогнозировать число столкновений транспортных средств или наездов на пеше­хода, которые произойдут в определенном районе города или страны в ближайшем будущем. Можно прогнозировать также примерное число погибших или тяжелораненых людей и сумму материального ущерба от ДТП.

При другом — детерминированном — методе иссле­дования рассматривают не аварийность по региону в целом, а каждое ДТП в отдельности. Этот путь не менее важен, чем первый. Каждое происшествие, хотя и подчиненное общим характерным для всей совокуп­ности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индиви­дуальными, характерными лишь для данного происшест­вия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т. д.).

Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материальное, административное или уголовное наказание. Установле­ние личной ответственности, невозможное при статисти­ческом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП, которая тесно связана с судебной экспертизой. Судебной экспертизе, строгому соблюдению норм законности при ее прове­дении в нашей стране всегда уделялось большое внима­ние. В марте 1971 г. пленум Верховного суда СССР принял постановление «О судебной экспертизе по уголов­ным делам». В этом руководящем документе обраще­но внимание органов правосудия на необходимость

правильно и полно использовать достижения науки и техники для всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств уголовных дел.

Экспертизой ДТПназывают комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого проис­шествия в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле. Экспертиза требует использования информации из самых разных областей знания: юриспруденции; криминалисти­ки медицины; психофизиологии; конструкции, теории и расчета транспортных средств, технологии их изготов­ления, обслуживания и ремонта; проектирования, строи­тельства и эксплуатации дорог; организации и безопасно­сти дорожного движения и др.

Под транспортными средствами в дальнейшем под­разумеваются все типы автомобилей (легковые, грузовые, автобусы, специальные) и автопоездов (буксирные, седельные), мотоциклы и мопеды, трактора (колесные и гусеничные), самоходные машины и механизмы (автокраны, погрузчики, комбайны), а также средства городского электротранспорта (трамваи, троллейбусы).

Научно-методический аппарат исследования ДТП раз­работан в основном советскими учеными. Во многих странах с высоким уровнем автомобилизации эксперти­зе ДТП и ее научному обоснованию не всегда уделяется достаточно внимания. Исследованиями аварий там заняты преимущественно страховые компании, которые опреде­ляют размеры материального ущерба от ДТП и страховых сумм, а также полицейские органы в случаях смертель­ного исхода или преступных мотивов. Ознакомление с литературными источниками показало, что отечествен­ные книги и статьи по экспертизе ДТП по содержатель­ности, глубине проработки рассматриваемых вопросов и методичности изложения намного превосходят работы, опубликованные в зарубежной печати. Большая заслуга в развитии и совершенствовании методов научно-тех­нического исследования ДТП принадлежит институтам и лабораториям служебных экспертиз Министерства юстиции СССР, среди которых ведущее место занимает Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ). Большую работу в этом направ­лении ведут также высшие учебные заведения страны, готовящие инженеров по организации и безопасности дорожного движения.

В соответствии с целевым назначением специаль­ности, для которой написан настоящий учебник, основ­ное внимание в нем уделено технической стороне ис­следования ДТП (автотехнической экспертизе). В процес­се подготовки учебника были использованы методические разработки и многолетний опыт преподавания курса «Экспертиза ДТП» в Московском ордена Трудового Красного Знамени автомобильно-дорожном институте, действующие законы об автотранспортных преступлениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (УК и УПК) РСФСР, нормативные и методические документы ВНИИСЭ и Государственной автомобильной инспекции СССР, а также практика проведения экспертизы по уголовным делам, связанным с ДТП.

Автор благодарит Е. А. Пергамент и Н. В. Монохину за помощь при подготовке рукописи к печати.

3.3. Основы экспертизы дорожно-транспортных происшествий

Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.

Вероятностный метод исследования позволяет оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Такой подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

Эти факторы могут быть как общими для целой группы транспортных средств, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.п.).

Дорожно-транспортное происшествие с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание.

Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.

Цель экспертизы ДТП. Экспертиза ДТП — это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими соответствующими знаниями в области науки и техники.

Виды экспертизы ДТП. Экспертизу ДТП можно классифицировать по нескольким признакам.

По составу участников различают единоличную, комиссионную и комплексную экспертизу.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании его отдельных обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных ДТП с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании.

В состав комиссии входят несколько экспертов в области безопасности дорожного движения. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами.

При возникновении разногласий каждый член комиссии может письменно представить свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одной области и требуют участия разных специалистов. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторную экспертизу.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. При повторной экспертизе в состав комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизе.

Судебная экспертиза ДТП. Под судебной экспертизой ДТП подразумевается процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке лица, имеющие специальные знания, — это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений.

В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, учреждений высшего и среднего профессионального образования. В основном при проведении судебной экспертизы ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Назначение судебной экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение. Постановление о назначении судебной экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной (заключительной).

В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП:

координаты места и время ДТП;

характеристика проезжей части и ее состояния;

тип и техническое состояние транспортных средств;

скорость движения транспортных средств и пешеходов;

длина и характер следов торможения или качения колес;

расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;

характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи Уголовно-процессуального кодекса, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

В результативной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

Материалы на ДТП, связанные с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, передаются органам дознания и следствия, при необходимости назначающим судебную экспертизу.

Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого шире. В сложившейся практике к крупным относят ДТП, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения либо значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП — водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения, определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием, выясняет состояние здоровья потерпевших.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на дорожном покрытии, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: «Имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?» Для достижения этой цели эксперт-автотехник в ходе экспертизы должен решить несколько частных задач, которые в зависимости от обстоятельств ДТП могут встретиться в различных комбинациях:

выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП: техническое состояние транспортных средств и дороги, параметры движения транспортных средств и пешеходов, организация дорожного движения и используемые для управления движением технические средства;

отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям правил дорожного движения и других нормативных актов.

Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП, служебного эксперта, его компетенция, права и обязанности регламентируются указаниями ведомства, в котором работает эксперт.

Проводя расследование, служебный эксперт должен:

осмотреть место ДТП и транспортные средства, при необходимости сфотографировать их, уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для конкретизации обстоятельств ДТП;

с разрешения работников дознания или следствия ознакомиться с протоколом осмотра и схемой места ДТП, другими документами, сделать их копии;

установить дату, время и место ДТП, категорию дороги, модели и номерные знаки транспортных средств, их техническое состояние, численность погибших и раненых, число поврежденных транспортных средств и количество поврежденного груза, основные сведения о водителях, их состоянии, метеоусловия, условия видимости, время суток, дорожные условия, очевидные причины ДТП;

• выяснить обстоятельства ДТП и все предшествовавшие ДТП или способствующие ему факторы, изучая причины ДТП, оценить действия водителя и их соответствие правилам дорожного движения, выявив при этом лиц, нарушивших требования правил, инструкций и приказов.

В заключение необходимо выяснить, имеется ли связь между ДТП и упущениями в работе по обеспечению безопасности дорожного движения на данном предприятии.

Производство судебной экспертизы ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Доказательства предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжение эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся следующие:

постановление следователя о назначении экспертизы;

протокол осмотра места ДТП;

протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на место ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Служебный эксперт может снять копии с оформленных сотрудниками ГИБДД МВД России документов.

Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД МВД России, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска.

Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Первичное расследование ДТП и оформление документации, как правило, возлагают на дежурного по подразделению ГИБДД МВД России или инспектора дорожно-патрульной службы.

Протокол осмотра места ДТП содержит дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения.

Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстояний между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием метеоусловий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т. п.

Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на дорожном покрытии.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения — его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры.

Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем транспортных средств, влияющих на безопасность: тормозной системы, рулевого управления, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.

Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, его краткое описание с указанием места жительства пострадавших и адресов лечебных учреждений, в которые они направлены, информацию о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, и их водителях. Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т. е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП.

Этапы экспертизы ДТП. Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта.

Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

экспертиза и оценка исходных данных;

построение информационной модели исследуемого ДТП;

проведение расчетов, составление графиков и схем;

оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;

Получив постановление о назначении судебной экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования.

Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если, изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются неустраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление о назначении судебной экспертизы, и запросить новые материалы.

При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов, их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется расчетами, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.

При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства.

Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследований. В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении судебной экспертизы.

Заключение эксперта-автотехника. Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода.

В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. В конце исследовательской части приводят экспертную оценку полученных результатов.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце.

По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.

Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Учебное пособие теория бухгалтерского учета Теория бухгалтерского учета. Терентьева Т.В. Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине "Теория бухгалтерского учета". Раскрываются основополагающие принципы, сущность, базовые понятия, […]
  • Справочно-методическое пособие по разработке стройгенпланов и СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРОЙГЕНПЛАНОВ И КАЛЕНДАРНЫХ ГРАФИКОВ В СОСТАВЕ ППР Транскрипт 1 Стр. 1 из 82 ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОАО ПКТИпромстрой СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО […]
  • Сайт урайский городской суд Судебный участок № 1 Урайского судебного района Постановлением председателя Урайского городского суда Джилакановой З.М. от 05.09.2017 исполнение обязанностей мирового судьи судебного участка № 1 Урайского судебного района Юриновой Елены Викторовны в связи с ее временным отсутствием в […]
  • Химия егэ 2018 пособия ЕГЭ 2018. Химия. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Автор заданий - ведущий ученый, преподаватель и методист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые задания по химии содержат 14 вариантов комплектов […]
  • Тема купля продажа по гражданскому праву Договор купли-продажи недвижимости [курсовая] Курсовая работа по гражданскому праву на тему "Договор купли-продажи недвижимости" Глава 1. Договор, как способ приобретения права собственности на недвижимое имущество 5 1.1. Понятие и сущность недвижимости как объекта гражданских прав […]
  • Закон о тур услугах Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 января […]
  • Общая собственность дипломная Общая собственность: понятие, виды, основания возникновения Курсовая работа Выполнена в 2017 году, 46 страниц, 31 сноска Содержание Введение 3 Глава 1 Понятие и сущность общей собственности 5 1.1 Понятие общей собственности 5 1.2 Виды общей собственности и их особенности 7 1.3. Коллизии […]
  • Нотариус ногинск режим работы Нотариус ногинск режим работы C 04 по 19 сентября 2017 года нотариальная контора не работает. Режим работы в майские праздники: С 2 мая по 12 мая - нотариальная контора не работает. С 13 мая (суббота) - по обычному графику. Внимание! 23, 24 и 25 февраля нотариальная контора не […]