Основное звено федеральных судов общей юрисдикции

Главная / Основное звено федеральных судов общей юрисдикции

Основное звено федеральных судов общей юрисдикции

Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия — конституционная «монополия» судов [1] .

Единство судебной системы обеспечивается путем. применения всеми судами Конституции Российской Федерации. [2]

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

— Верховный Суд Российской Федерации;

— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

1) основное звено — районные (городские) суды;

2) среднее звено — верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено — Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено [3] .

Районный суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов, именно районный суд рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов [4] .

Судьям районных (городских) судов при разрешении дел приходится применять нормативные акты различного уровня и разной юридической силы, начиная от Конституции и федеральных конституционных законов до инструкций министерств и ведомств, постановлений органов местного самоуправления. Большое количество нормативного материала, не всегда логично изложенного, зачастую затрудняет осуществление правосудия. В этой связи большое значение принимают центральный законодательный акт страны – Конституция и принцип прямого действия Конституции.

Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Каждый из указанных вариантов имеет различную степень конкретизации в правовых актах, свои достоинства и недостатки.

Применение конституционных норм — императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона). В связи с этим встает вопрос определения полномочий правоприменителей и в частности судов общей юрисдикции по применению положений Конституции РФ.

На первый взгляд именно прямое применение Основного закона судами общей юрисдикции – лучшее решение в осуществлении судебного правосудия. Именно прямое применение Конституции позволит избежать множества ошибок, т.к. Конституция обладает высшей юридической силой. Но на практике прямое применение Основного закона происходит не так часто.

Если обратиться к судебной практике на предмет анализа применения судами общей юрисдикции положений Конституции РФ в период: конец 1993 – конец 1995 гг., то можно заметить, что суды общей юрисдикции неохотно напрямую применяют положения Конституции РФ. И это понятно, Конституция 1993 г. – первая Конституция России, предусматривающая ее прямое действие. В советское время суд был лишь одним из правоохранительных органов, защищавших права граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) других граждан и юридических лиц. Незаконные действия (бездействие) должностных лиц, неправовые нормативные акты длительное время находились вне сферы судебного контроля. Конституция СССР прямо судами не применялась. Законодательные и исполнительные органы государственной власти принимали нормативные правовые акты, которые не могли рассматриваться судами на предмет их несоответствия Конституции СССР и союзным законам [5] .

Итак, впервые за историю конституционного права России принцип прямого действия нашел законодательное закрепление. Это новая правовая категория, в этой связи встает вопрос: как определить категорию «прямое применение Конституции»?

Как отмечают эксперты, прямое применение Конституции РФ — частный случай «саморегуляции», преодоления коллизий правовых норм. По общему правилу преодоления иерархических коллизий, приоритет имеет норма, имеющая более высокую юридическую силу. Думаю, у нас нет убедительных теоретических и практических аргументов для оспаривания вывода о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство над другими нормативными правовыми актами, должна применяться правоприменителями непосредственно (прямо) в процессе правоприменения [6] .

Обратимся, прежде всего, к непосредственному применению Конституции РФ. Правовая основа реализации этого варианта в самой общей форме заложена в статье 120 Конституции РФ. Пункт 2 этой статьи гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Более конкретно действия суда определены в ч.3 ст.5 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», где говорится, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими высшую юридическую силу.

Однако вышеназванные положения не давали исчерпывающего понимания непосредственного применения Конституции РФ. В этой связи, спустя почти два года применения Основного закона Верховным судом РФ было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

В п.2 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации №8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил:

«Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения».

Из вышесказанного, однако, не следует, что суды общей юрисдикции вправе сами устанавливать противоречие федерального закона или иного нормативного акта Конституции Российской Федерации и на этом основании не применять такой акт. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 июня 1998 года N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции указал:

1. Предусмотренное статьей 125 Конституции Российской Федерации полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (пункты «а» и «б» части 2 и часть 4) акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утрачивающими юридическую силу.

2. Суд общей юрисдикции (или арбитражный суд) придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации.

Проиллюстрируем вышесказанное примером из практики:

«Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации… рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2002 г. частный протест прокурора на определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. по делу по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействительным постановления Законодательного Собрания Алтайского края от 28 февраля 2000 г. N 53,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей частный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

военный прокурор Сибирского военного округа обратился в Законодательное Собрание Алтайского края с представлением о даче согласия на передачу в Барнаульский гарнизонный военный суд уголовного дела по обвинению депутата краевого Законодательного Собрания Сотникова В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.147 УК РСФСР.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2000 г. N 53 в даче такого согласия было отказано.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2000 г. N 53 недействительным, ссылаясь на то, что оно основано на нормах федерального закона, которые не подлежали применению в связи с противоречием их Конституции Российской Федерации.

Определением Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. в Конституционный Суд Российской Федерации был направлен запрос о проверке конституционности п.4 ст.13 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и вытекающего из него пункта 3 ст.14 этого же закона, которые фактически применены в оспариваемом прокурором постановлении и подлежат применению судом при рассмотрении настоящего дела. В связи с направлением запроса в Конституционный Суд Российской Федерации производство по настоящему делу было приостановлено.

В частном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене определения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене определения суда не усматривает.

В определении суда надлежащим образом мотивировано мнение суда о неопределенности, с его точки зрения, в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 118, 19 ч.1, подлежащие применению судом и примененные в оспариваемом постановлении депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания положения п.4 ст.13 и п.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст.ст.101, 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» если при рассмотрении дела суд приходит к убеждению о неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации норм законов, подлежащих применению в рассматриваемом деле, он вправе направить соответствующий запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, приостановив в связи с этим производства по делу.

Доводы частного протеста основанием для отмены обжалуемого определения не являются, тем более, что в производстве Конституционного Суда Российской Федерации на момент вынесения обжалуемого определения имелось дело по запросам Верховного Суда Российской Федерации, Законодательного Собрания Красноярского края и гражданина Быкова А.П. о соответствии Конституции Российской Федерации статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Дело по этим запросам было рассмотрено Конституционным Судом Российской Федерации в судебном заседании 14 марта 2002 г., но к моменту рассмотрения настоящего дела в Верховном Суде Российской Федерации постановление по нему оглашено еще не было.

На основании п.1 ст.317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила: определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. оставить без изменения, частный протест прокурора Алтайского края — без удовлетворения» [7] .

3. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты «а» и «б» части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.

[1] Гаджиев Г.А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000-2002 годов) // Журнал российского права. — N 1. — январь 2003 г.

[2] Ст.3 и ст.5 ФКЗ «О судебной системе РФ» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 января 1997 г. — №1. — Ст. 1.

[3] Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/ Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Норма, 2003. – с.124.

[5] Ершов В.Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // Российская юстиция. — N 4. — апрель 2003 г.

[7] Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2002 г. N 51-Г02-11

www.allpravo.ru

§ 7. Суды общей юрисдикции. Районные суды

первое звено — мировые судьи и районные (городские) суды; второе звено — областные и соответствующие им суды; третье звено — Верховный Суд Российской Федерации.

Районный суд является основным звеном судебной системы судов общей юрисдикции.

Правосудие в районном суде общей юрисдикции осуществляется единолично судьей либо коллегиально (один профессиональный судья и два народных заседателя).

Единолично судьей рассматриваются дела об административных правонарушениях, большинство гражданских и часть уголовных дел.

Коллегиально рассматриваются уголовные дела об умышленных убийствах, особо злостном хулиганстве, тяжких телесных повреждениях, а также гражданские дела о восстановлении на работе, лишении родительских прав, об установлении отцовства и другие, если у кого-либо из участников спора имеются возражения против рассмотрения дела судьей единолично.

Порядок назначения районных судей определен Конституцией РФ и Федеральным законом о судебной системе РФ. Судьи районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Для осуществления деятельности по отправлению правосудия избираются народные заседатели. Правосудие в РФ осуществляется в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона о статусе судей РФ и иных правовых актов.

Если в составе районного суда имеется два и более судей, то один из них назначается председателем. Председатель суда имеет широкий круг полномочий. Он председательствует в судебных заседаниях, назначает народных судей в качестве председательствующих, распределяет обязанности между народными судьями, организует работу народных заседателей, ведет личный прием, руководит работой аппарата суда, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Если в районный (городской) суд избран один судья, то он исполняет обязанности председателя суда.

Распределение обязанностей между судьями может быть построено в соответствии со следующими принципами: 1.

Зональный (территориальный) принцип, в соответствии с которым вся территория, на которой действует районный суд, подразделяется на зоны (участки) в зависимости от количества судей. 2.

Функциональный или предметный принцип, согласно которому судья или несколько судей рассматривают только уголовные дела, другие — только гражданские и т. д. в пределах всего района. 3.

Функционально-зональный принцип, при котором судьи рассматривают дела определенной категории (уголовные, гражданские, административные) в пределах закрепленного за ним участка.

4. Смешанный принцип распределения дел заключается в том, что судья рассматривает дела по заявлениям, поступившим в день приема граждан или направленных ему председателем суда.

В аппарат суда входят помощники председателя суда и судей. Деятельность суда обеспечивают начальники отделов, консультанты, главные специалисты, секретари суда, секретари судебного заседания.

В настоящее время для работы в судах общей юрисдикции формируется институт мировых судей. Мировые судьи назначаются на должность в порядке, установленном законодательством. Мировые судьи будут единолично рассматривать в пределах предоставленных полномочий гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей, будет являться районный суд.

lawbook.online

Звено судебной системы

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней);

основное звено — районные суды;

среднее звено — верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автоном­ной области и автономных округов;

высшее звено — Верховный Суд РФ.

— Подобным образом организованы и военные суды:

основное звено — гарнизонные военные суды;

среднее звено — окружные (флотские) военные суды;

высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбит­ражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:

— основное звено — арбитражные суды субъектов Российской Федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника);

среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (под­систем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреж­даемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или вза­имоподчиненными органами.

Вся судебная система Российской Федерацииединое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

«Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным консти­туционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, об­щепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в закон­ную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное не имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов федерации. Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, можно было бы изложить следующим образом:

§ высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;

§ все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

§ суды субъектов федерации, (конституционные (уставные) суды субъектов федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов федерации (см. гл. XI учебника).

www.bibliotekar.ru

Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции

Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе

Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей (заместителя) председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

В составе районного суда может быть образовано обособленное подразделение суда — постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.

В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по новым или вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:

  • дела об административных правонарушениях;
  • вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);
  • вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
  • вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;
  • жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;
  • б) принимаются в ходе досудебного производства решения:

  • об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
  • о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
  • о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • о возмещении имущественного вреда;
  • о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
  • о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;
  • о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;
  • о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  • о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
  • Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Правовой статус суда

    Общая характеристика

    Под понятием «суд» в уголовном и гражданском процессах понимается не только районный суд, но и Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные, городские суды, суд автономной области, суды автономных округов, военные суды, судьи (мировые судьи), действующие в пределах своей уголовно-процессуальной и гражданской процессуальной компетенции (п. 1 ст. 34 УПК).

    В уголовном процессе суд появляется с момента:

    • принятия им заявления (сообщения) о преступлении частного обвинения;
    • обращения к нему с ходатайством о принятии предусмотренного ч. 2 ст. 29 УПК процессуального решения на стадии предварительного расследования;
    • принесения в его адрес жалобы на незаконное и (или) необоснованное действие (бездействие, решение) следователя (дознавателя и др.), прокурора;
    • передачи в суд уголовного дела (материала).
    • Суд — основной субъект гражданских и уголовно-процессуальных правоотношений. В каждом виде вышеперечисленных отношений правовой статус суда своеобразен. Правовое положение последнего изменяется также в зависимости от стадии процесса, в которой выступает суд (судебное разбирательство, кассационное производство и др.), а также от того, какого рода дела судом разрешаются (дела частного обвинения; дела публичного обвинения; рассмотрение жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя; принятие решение на досудебной стадии уголовного процесса и т.п.).

      Обычно, говоря о правовом статусе суда, даже в учебной литературе по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам речь идет лишь об общих положениях, касающихся рассмотрения судом дел по первой инстанции, а также принципов правосудия. И действительно, во многом правовой статус и место суда в гражданском, арбитражном и уголовном процессах предопределены действием таких принципов правосудия, как принцип осуществление правосудия только судом, принцип самостоятельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону и др. Тем не менее правовой статус суда — это не только его проявление в том или ином процессуальном институте, это самостоятельный правовой институт, состоящий из норм, закрепляющих конкретный перечень прав и обязанностей суда.

      В настоящем учебнике нет возможности перечислить все права и обязанности суда. Здесь подробно будет изложено правовое положение этого субъекта всего-навсего на стадии судебного разбирательства в уголовном процессе.

      Процедура судебного разбирательства, законодателем подробно детализирована. Она в основном состоит из прав и обязанностей суда, председательствующего и других судей.

      Правовой статус суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции

      У суда имеются полномочия, которые могут быть реализованы на любом из этапов рассмотрения дела по первой инстанции. Таких этапов пять:

    • подготовительная часть судебного заседания;
    • судебное следствие;
    • прения сторон;
    • последнее слово подсудимого;
    • постановление приговора.
    • Основная же часть правового статуса суда специфична для каждой из частей судебного заседания.

      1. Общие права суда во время судебного разбирательства

      Согласно УПК суд на любом этапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения):

    • откладывать судебное разбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК);
    • приостанавливать производство в отношении подсудимого или все производство по делу (ч. 3 ст. 253 УПК);
    • принимать решение о розыске скрывшегося подсудимого (ч. 3 ст. 253 УПК);
    • прекращать в судебном заседании уголовное дело (ст. 254 УПК);
    • предоставлять вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору и защитнику время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК);
    • избирать, изменять или отменять меру пресечения в отношении подсудимого (ст. 255 УПК);
    • продлить срок содержания подсудимого под стражей до вынесения судебного решения по существу дела, но не более чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК).
    • Определения или постановления: о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого, о судебном разбирательстве в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК, в отсутствие подсудимого, о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы — должны быть вынесены в совещательной комнате, излагаться в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально.

      2. Суд на подготовительном этапе судебного разбирательства

      Во время подготовительной части судебного разбирательства суд вправе подвергнуть не явившегося без уважительных причин подсудимого приводу, а равно избрать или изменить в отношении него меру пресечения (ч. 3 ст. 247 УПК).

      В основном же на него законодателем возложены обязанности:

      1. выслушать мнение всех участников судебного разбирательства по поводу заявленного ходатайства;
      2. рассмотреть каждое заявленное ходатайство;
      3. удовлетворить ходатайство или вынести мотивированное определение (постановление) об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства (ч. 2 ст. 271 УПК);
      4. удовлетворить ходатайство о допросе лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе стороны (ч. 4 ст. 271 УПК);
      5. разрешать заявленные отводы (ч. 2 ст. 266 УПК);
      6. выслушать мнение сторон о возможности судебного разбирательства в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства;
      7. вынести определение (постановление) о продолжении разбирательства или об его отложении (ст. 272 УПК).

      3. Процессуальное положение суда во время судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого

      Специфика следующего этапа судебного разбирательства также отражается на правовом статусе суда. В период судебного следствия суд правомочен на производство следующих действий (принятие решений):

    • при наличии определенных условий рассмотреть гражданский иск в отсутствие гражданского истца или оставить гражданский иск без рассмотрения (ч. ч. 2 и 3 ст. 250 УПК);
    • разбирать дело в отсутствие потерпевшего, в случае неявки последнего, либо признать явку потерпевшего обязательной (ч. 2 ст. 249 УПК);
    • истребовать документы (ст. 286 УПК);
    • требовать от подсудимого (ч. 2 ст. 275 УПК), свидетеля и потерпевшего (ч. 1 ст. 279 УПК)
    • представления письменных заметок, которыми последний пользовался при даче показаний;
    • приобщать к делу документы, которые читал свидетель, потерпевший при даче показаний (ч. 2 ст. 279 УПК);
    • вызывать для допроса эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения (ч. 1 ст. 282 УПК);
    • вызывать педагога при допросе свидетелей, потерпевших в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 280 УПК);
    • вызывать законных представителей несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего (ч. 4 ст. 280 УПК);
    • принимать решение о допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, в целях охраны правнесовершеннолетних по ходатайству сторон или по собственной инициативе, в отсутствие подсудимого (ч. 6 ст. 280 УПК);
    • предоставлять перед допросом эксперту время, необходимое для подготовки ответов на вопросы суда и сторон (ч. 3 ст. 282 УПК);
    • назначать судебную экспертизу, в том числе повторную либо дополнительную (ст. 283 УПК);
    • формулировать вопросы к эксперту при назначении судебной экспертизы (ч. 2 ст. 283 УПК);
    • осматривать вещественные доказательства (ч. 1 ст. 240 УПК), в том числе по месту их нахождения (ст. 284 УПК);
    • принимать решение о допросе подсудимого в отсутствие другого подсудимого (ч. 4 ст. 275 УПК);
    • при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц проводить допрос последнего без оглашения подлинных данных о личности свидетеля, в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд обязан вынести определение или постановление (ч. 5 ст. 278 УПК);
    • заслушивать показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта (ч. 1 ст. 240 УПК);
    • задавать вопросы подсудимому после его допроса сторонами (ч. 3 ст. 275 УПК);
    • при соблюдении предусмотренных законом условий предоставлять сторонам возможность ознакомления с неоглашенными ранее сведениями о личности свидетеля (ч. 5 ст. 278 УПК);
    • принимать решение об оглашении полностью или частично содержания протоколов следственных действий, заключения эксперта (специалиста), данных в ходе предварительного расследования, а также документов, приобщенных к делу или представленных в судебном заседании (ст. 285 УПК);
    • приобщать к делу документы, представленные в судебное заседание (ст. 286 УПК);
    • осматривать помещение или местность (ст. 287 УПК);
    • производить следственный эксперимент (ст. 288 УПК) и не сопровождающееся обнажением лица освидетельствование (ст. 290 УПК);
    • предъявлять для опознания лицо или предмет (ст. 289 УПК);
    • оглашать протоколы и иные документы (ч. 1 ст. 240 УПК);
    • повторно по ходатайству стороны рассматривать вопрос о признании исключенного доказательства допустимым (ч. 7 ст. 235 УПК);
    • повторять по ходатайству вновь вступивших в судебное разбирательство прокурора или защитника допросы свидетелей, потерпевших, экспертов (специалистов) либо иные судебные действия (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК).
    • Необходимость обеспечения прав и законных интересов участвующих в судебном разбирательстве лиц, а равно высокого уровня достоверности получаемых в процессе судебного следствия данных, предопределила значимость закрепления в законе определенного круга обязанностей суда:

    • С учетом мнения сторон определять очередность представления доказательств подсудимыми, если в уголовном деле их несколько.
    • Вызывать педагога и законного представителя при допросе потерпевших или свидетелей в возрасте до четырнадцати лет или имеющих физические или психические недостатки (ч. ч. 1 и 4 ст. 280 УПК).
    • Сообщать показания свидетеля (потерпевшего) подсудимому, удаленному из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего).
    • Предоставлять подсудимому, удаленному из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, возможность задавать вопросы этому свидетелю или потерпевшему (ч. 6 ст. 280 УПК).
    • Заслушивать мнение участников судебного разбирательства по представленным сторонами вопросам эксперту.
    • Рассматривать вопросы, поставленные сторонами перед экспертом, отклонять те из них, которые не относятся к уголовному делу или к компетенции эксперта (ч. 2 ст. 283 УПК).
    • Получать согласие лица на оглашение в открытом судебном заседании его переписки, записи телефонных и иных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений, а также на исследование материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, носящих личный характер (ч. 4 ст. 241 УПК).
    • Осматривать вещественные доказательства, находящиеся в суде и представленные в судебное заседание (ст. 284 УПК).
    • Обсуждать и разрешать ходатайства о дополнении судебного следствия, в случае заявления таковых (ст. 291 УПК).
    • После судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон, а затем и последнего слова подсудимого. При этом, преследуя те же цели, но прежде всего обеспечивая обвиняемому право на защиту, суд должен:

    • установить последовательность выступлений участников прений сторон (ч. 3 ст. 292 УПК);
    • не ограничивать определенным временем продолжительность прений сторон (ч. 5 ст. 292 УПК);
    • не ограничивать определенным временем продолжительность последнего слова (ч. 2 ст. 293 УПК);
    • возобновить судебное следствие, если участники прений сторон или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства (ст. 294 УПК);
    • удалиться немедленно после заслушивания последнего слова подсудимого в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 1 ст. 295 УПК).
    • 4. Правовой статус суда при вынесении приговора

      Перечень прав и обязанностей суда на завершающем этапе судебного разбирательства предопределяется необходимостью принятия окончательного для этой стадии процессуального решения. В связи с чем суд при наличии к тому оснований обязан в целях разрешения дела сделать следующее:

      1. Постановить законный, обоснованный и справедливый приговор (ч. 1 ст. 297 УПК) в совещательной комнате (ч. 1 ст. 298 УПК) именем Российской Федерации (ст. 296 УПК).

      2. Основывать приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 3 ст. 240 УПК).

      3. Разрешить при постановлении приговора следующие вопросы:

      а) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
      б) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
      в) является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей УК оно предусмотрено;
      г) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
      д) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
      е) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;
      ж) какое наказание должно быть назначено подсудимому;
      з) имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания;
      и) какой вид исправительного учреждения и режим должны быть определены подсудимому при назначении ему наказания в виде лишения свободы;
      к) подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере;
      л) доказано ли, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
      м) как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;
      н) как поступить с вещественными доказательствами;
      о) на кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки;
      п) должен ли суд в случаях, предусмотренных ст. 48 УК, лишить подсудимого специального, воинского или почетного звания, классного чина, а также государственных наград;
      р) могут ли быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных ст. ст. 90 и 91 УК;
      с) могут ли быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, предусмотренных ст. 99 УК;
      т) следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого.

      4. Разрешать вопросы «а» — «ж» по каждому преступлению в отдельности, если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений.

      5. Разрешать вопросы «а» — «ж» в отношении каждого подсудимого в отдельности, если в совершении преступления обвиняется несколько подсудимых (ст. 299 УПК).

      6. Обсудить (еще раз) при постановлении приговора вопрос о вменяемости подсудимого в тех случаях, когда во время предварительного расследования или судебного разбирательства таковой уже возникал (ч. 1 ст. 300 УПК).

      7. Отказать в удовлетворении гражданского иска, если не установлено событие преступления или обвиняемый непричастен к совершению преступления.

      8. Оставить иск без рассмотрения в остальных случаях (ч. 2 ст. 306 УПК).

      9. Составить приговор на том языке, на котором проводилось судебное разбирательство, с вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частями (ч. 1 ст. 303 УПК).

      В зависимости от того, чем завершается стадия судебного разбирательства, и что предшествовало принятию данного конкретного решения, суду представляется некоторая альтернатива действий. Он вправе:

      1) в процессе постановления приговора сделать перерыв для отдыха с выходом из совещательной комнаты (ч. 2 ст. 298 УПК);

      2) освободить немедленно в зале судебного заседания подсудимого из-под стражи при его оправдании или вынесении обвинительного приговора без назначения наказания либо с освобождением от отбывания наказания или в случае осуждения его к наказанию, не связанному с лишением свободы, или к наказанию в виде лишения свободы условно (ст. 311 УПК);

      3) признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства (ч. 2 ст. 309 УПК);

      4) вынести определение или постановление о:

      а) передаче несовершеннолетних детей осужденного к лишению свободы, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещении их в детские или социальные учреждения (ч. 1 ст. 313 УПК);
      б) принятии мер по охране остающихся без присмотра имущества или жилища осужденного к лишению свободы (ч. 2 ст. 313 УПК);
      в) размере вознаграждения, подлежащего выплате за оказание юридической помощи защитнику, участвующему в уголовном деле по назначению (ч. 3 ст. 313 УПК);

      5) вынести частное определение или постановление (ч. 4 ст. 29 УПК).

      Приведенный перечень полномочий суда на стадии судебного разбирательства не исчерпывающий.

      Правоотношения между участниками уголовного судопроизводства, функцией которых является разрешение уголовного дела, и вовлеченными в сферу судопроизводства иными субъектами не ограничиваются теми, где одним из участников (в широком смысле этого слова) является суд. В то же время следует заметить, что значительная роль в судебном разбирательстве отведена председательствующему.

      Председатель районного суда, его права и обязанности

    • председательствует в судебных заседаниях и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
    • организует работу суда;
    • устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
    • распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
    • назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
    • ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
    • руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
    • вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;
    • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
    • утверждает должностные регламенты работников аппарата суда;
    • регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
    • организует работу по повышению квалификации судей;
    • организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;
    • высказывает свои соображения начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
    • готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
    • определяет состав комиссии, которой производится уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда;
    • возлагает на лицо обязанность по учету и хранению вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела;
    • дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств;
    • дает распоряжение направить судебное дело органу, которому законом предоставлено право истребования дела, по письменному его требованию;
    • осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда;
    • до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК);
    • в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, своим мотивированным распоряжением передает часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района (п. 1.1 ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
    • осуществляет иные полномочия.
    • В уголовном и гражданском процессе судьи районного суда, в том числе и председатель данного суда, рассматривают и разрешают уголовные дела единолично.

      Аппарат районного суда

      Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

      В структуру аппарата районного суда в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить:

    • общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации);
    • отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам).
    • Общий отдел предназначен для обеспечения организации сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства, а также для осуществления мероприятий по материально-техническому, кадровому, информационному обеспечению деятельности районного суда.

      Иными направлениями деятельности общего отдела районного суда являются:

    • организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики;
    • информирование судей и работников аппарата суда об изменениях в законодательстве РФ и судебной практике вышестоящих федеральных судов общей юрисдикции, оказание практической помощи в поиске и подборе необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
    • организация и контроль выдачи судьям и работникам аппарата суда необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
    • ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов, внесение соответствующих отметок в соответствии с изменениями законодательства РФ;
    • контроль за формированием статистической отчетности суда;
    • взаимодействие с иными государственными органами и организациями, а также иными структурными подразделениями суда по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
    • сопровождение и оформление кадровой деятельности в отношении работников аппарата суда, в частности, подготовка проектов приказов, распоряжений, положений и других локальных актов, выдача служебных удостоверений, учет движения трудовых книжек и т.д.;
    • участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации;
    • участие в осуществлении работы по хозяйственному и материально-техническому обеспечению деятельности суда;
    • организация доступа заинтересованных лиц к информации о деятельности суда, в том числе ее размещение в установленном порядке на информационных стендах в зданиях (помещениях) суда, информационных киосках, на официальном сайте суда в сети Интернет, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации;
    • выполнение иных функций, возложенных на отдел.
    • Отдел обеспечения судопроизводства предназначен для осуществления организационного и технического обеспечения судопроизводства по гражданским делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам и иным материалам, в том числе по подготовке и проведению судебных заседаний.

      Основными направлениями деятельности отдела обеспечения судопроизводства являются:

    • организация работы (прием, учет, хранение, обеспечение сохранности, контроль движения и иное) с поступившими в отдел делами и иными материалами, заявлениями, жалобами, представлениями и другими документами, прием телефонограмм;
    • организация и ведение делопроизводства по гражданским и уголовным делам;
    • информирование обратившихся лиц по вопросам, связанным с рассмотрением заявлений, жалоб, гражданских (уголовных) дел и иных материалов;
    • осуществление мероприятий по подготовке заявлений, жалоб, представлений, гражданских (уголовных) дел и иных материалов к рассмотрению;
    • проверка и доклад о явке участвующих в гражданском (уголовном) деле лиц;
    • обеспечение ведения и оформления протокола судебного заседания;
    • контроль за уплатой государственной пошлины и иных сборов;
    • ознакомление с протоколом судебного заседания, материалами дела;
    • оформление копий судебных документов и их выдача;
    • обеспечение обращения к исполнению судебных решений;
    • ведение приема граждан, их представителей, представителей организаций и учреждений, а также работа с их обращениями в соответствии с утвержденным председателем соответствующего суда положением о приемной суда;
    • выполнение иных функций (п. п. 2.1.4, 4.2.2, 5.1.1 — 5.2.2 Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции).
    • be5.biz

      Смотрите так же:

      • Правила косинусов синусов и тангенсов Правила косинусов синусов и тангенсов Доказательство. Если угол φ оканчивается в 1-й четверти, то угол 90° + φ должен оканчиваться во 2-й четверти. Используя единичный круг, получаем: sin (90° + φ) = BD, cos φ = ОС. Но треугольники ОАС и BOD равны; поэтому BD = ОС. Отсюда и вытекает […]
      • Закон об олий мажлисе КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН от 12 декабря 2002 года №434-II О законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан (В редакции Законов Республики Узбекистан от 11.04.2007 г. №ЗРУ-90, 25.12.2008 г. №ЗРУ-194, 18.04.2011 г. №ЗРУ-285, 16.04.2014 г. №ЗРУ-367, 29.12.2015 […]
      • Сценарий правило оформления ФОРМАТ СЦЕНАРИЯ 1. Размер бумаги . В Европе принят стандарт А4 , в Америке Letter. Если , вы собираетесь отсылать сценарий в американскую студию или американскому агентству , вам придется раздобыть формат Letter, а на нашем континенте это не так просто . 2. Шрифт . Используйте только […]
      • Интернет магазин без налогов Нужно ли регистрировать ИП для интернет-магазина С развитием интернет-коммуникаций большая часть потребителей склонилась к покупкам товаров или заказу услуг прямо из дома. Разумеется, подобный спрос вызвал бурный рост всевозможных виртуальных прилавков, на которых можно приобрести все […]
      • Наказание женщин в пакистане Spynet.ru самый развлекательный 4 читателя 0 топиков Прямой эфир stringer1977 → Лучшие гифки 10 в Картинки stringer1977 → Москва удивляет своими ценами на "убитое" жилье 10 в Общий alisanevazhn → Ferrari part №1 24 в Тачки pinuskabesr → Ярость велосипедиста (видео) 3 в Картинки […]
      • Продаю акции налог Продаю акции налог Есть правда ограничение — максимальная сумма освобождаемых от налога доходов рассчитывается по формуле: количество лет * 3 млн. рублей. То есть после 3-х лет владения акциями вы сможете освободить от НДФЛ 9 млн. руб. дохода от их продажи, что вполне достаточно для […]
      • Doom 3 не меняется разрешение Doom 3 не меняется разрешение Вот вам народ некоторые способы оптимизации DOOM3. Очень полезная инфа. Для начала - рекомендую проделать парочку незамысловатых операций, которые заметно увеличат производительность: В x:xDoom 3base есть несколько файлов с расширением .pk4. Каждый из этих […]
      • Заключение ветеринарно санитарной экспертизы Заключение Из выше следующего можно сделать выводы о том что, заболевания могут быть инфекционными (вызываются микроорганизмами) и инвазионными (вызываются паразитами), а также вызваны радионуклидами (стронций-90, цезий-137, иод-131, полоний-210). Многие из заболеваний животных являются […]