Нравственные правила россии

Главная / Нравственные правила россии

Нравственные принципы предпринимательства в России


Доклад на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский — знамя наших побед» …

Принципы ведения дел в России были выработаны почти 100 лет тому назад на собрании российских предпринимателей в 1912 году. Тогда были приняты семь принципов, которые хотелось бы здесь напомнить:

1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эталонах власти. 2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости. 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность. 4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске. 5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе верит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. 6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. 7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Надо отметить, что в тот период времени в России сложился уникальный экономический механизм, обеспечивающий население страны всем необходимым и почти полностью независимый от других стран. Сформировалась система замкнутого самодовлеющего хозяйства, главными чертами которого были самодостаточность и самоудовлетворенность. По словам известного российского экономиста О.А. Платонова [1, с. 733], главными чертами русской цивилизации, являлись преобладание духовно-нравственных приоритетов жизни над материальными, культ добротолюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных форм трудового самоуправления, воплотившихся в общине и в артели.

Экономический успех любой страны зависит от того, чтобы не было противоречия между национальными традициями страны и ее экономической практикой. Национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо, если они не учитываются, вести ее к застою. В первом случае они выступают надежной опорой национальному правительству, предпринимателям и профсоюзам в их мировой конкурентной борьбе. Эффективность национальных традиций как мобилизующей общественной силы носит исторический характер и по-разному проявляется в разные эпохи. Экономический подъем в России в начале XX века был нарушен революциями 1917 года. Призывами и лозунгами большевиков, совершившими государственный переворот, Россия была повергнута в хаос. Все национальные традиции, складывавшиеся в стране столетиями, были нарушены. Интеллигенция, предприниматели, зажиточные крестьяне были объявлены идеологическими врагами нового режима. Начался целенаправленный, методичный геноцид российского народа. Но вот, в конце XX века «колосс на глиняных ногах» рухнул. На обломках его началось возрождение многострадальной Матушки-Руси. Очень медленно, но осуществляется экономический подъем страны. Свою лепту вносят в это важнейшее дело и отечественные предприниматели.

Однако за последние два десятилетия в нашем бывшем социалистическом Отечестве сложилось так, что слова «предприниматель» и «бизнесмен» приобрели ос­корбительное значение.

Взяв курс на рыночную экономику, в России открылась возможность реабилитации профессии «предпринимателя» и «бизнесмена», людей же­лающих жить достойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей, инициативы, труда.

Предпринимательство часто связывают с понятием «бизнес», хотя эти слова имеют разный смысл. Синонимы слова «бизнес» — коммерция, тор­говля, деловая активность. Предпринимательская деятельность — это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного челове­ка, который, используя материальные ценности, обращает в реальность по­лезные и интересные идеи, решения. Именно предпринимательство развивает деловую активность, бизнес, коммерцию.

Предпринимательство — это готовность добровольно брать на себя весь риск, связанный с реализацией новых идей, новых проектов и решений, это попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить существующее. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.

Предпринимательство и бизнес — это профессиональная деятельность в сфере производства, услуг, торговли, направленная в конечном счете на по­лучение прибыли.

Как же совместить христианскую нравственность и прибыльность предпринимательского дела?

Поскольку бесприбыльное дело обречено на провал, то при выборе цели предпринимательской деятельности, и особенно при составлении бизнес-планов, вопросу соотнесения затрат и выручки должно быть уделено самое серьезное внимание. И в этом отношении православный предприниматель ничем не отличается от неверующего человека.

Определяющим в православном подходе к делу является нравственное соотнесение целей предпринимательской деятельности с принципами христианской морали [2, с. 55].

В декабре 2002 года в Москве состоялся VIII Всемирный Русский Народный Собор, который сформировал и раскрыл «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Они основываются на десяти заповедях, данных Богом, на историческом опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. Это своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений.

Мы здесь перечислим эти нравственные принципы и правила хозяйствования.

1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и отчизны.

2. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

4. Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.

6. Работа не должна убивать и калечить человека.

7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.

8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

При умелой организации дела предпринимательство должно давать

гарантированную прибыль, но ничто не должно заставлять нарушать Христовы Заповеди.

В настоящее время в России сложилась очень сложная ситуация. С одной стороны предпринимательская свобода, которая используется предприимчивыми порядочными людьми для богоугодных дел — восстановления и развития промышленности, сельского хозяйства, для строительства храмов, для развития сферы услуг, торговли. С другой стороны — подкуп, воровство, финансовые махинации, взяточничество представляют реальную опасность для нашего общества.

Власть денег, циничное стремление к личному обогащению не правед­ным путем разлагает общество и ведет к нравственному падению и разложе­нию души человеческой.

Наше общество, раздираемое противоречиями из-за дикого материального неравенства, когда чиновник-министр имеет годовой доход 140 млн. рублей, а простой интеллигент — врач, учитель, одинаковый по умственным возможностям и живущий в одном государстве, имеет за то же время доход 36 тыс. рублей. Такое общество не может даже называться честным и спра­ведливым. Мы все должны прочувствовать и осознать, что такого допускать нельзя и общество в этом случае не может быть сплоченным и единым.

На фоне несправедливого нищенского положения простых людей, получение сверхвысоких доходов и прибыли чиновников и предпринимателей извращает нравственные нормы жизни и ведет общество в тупик.

Технический прогресс не может остановить духовную деградацию общества, и единственная надежда, которая позволяет строить справедливое, сплоченное государство, это обращение к истинным ценностям человече­ского бытия, которые не возможно купить за деньги и которые ценились бы выше денег.

Такими фундаментальными ценностями являются честь и достоинство, которые формируют духовный стержень человека.

От чести и порядочности предпринимателя исходят его поступки и действия, от которых зависят судьбы людей и, в конечном счете, настоящее и будущее России.

Предприниматель в первую очередь должен быть высоконравственным человеком соблюдать заповеди Божии и только потом использовать все свои природные способности и предприимчивость для развития предпринимательства.

В обществе необходимы совместные шаги государства и церкви к восстановлению иерархии человеческих ценностей, где честь и порядочность превыше всего.

Леонтий Михайлович Миронов, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН, кандидат технических наук, доцент

1. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское хозяйство / Гл. редактор и составитель О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2006. — 1136 с.

2. Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-наравственная экономика / Монография. — Екатеринбург: Издательство КрГУ, 2008. — 702 с.

ruskline.ru

Нравственные правила

Глава 1. И для самой вечной жизни необходимо причащение Тела и Крови Христовых.

( Ин. 6, 53–54 ): «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь веч ную» , и прочее.

Глава 2. Приступающий к Причащению без разу­мения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы, а причащающийся недостойно – осуждается.

( Ин. 6, 53 ): «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь веч­ную» . И несколько ниже ( Ин. 6, 61–63 ): «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде1? Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» .

( 1Кор. 11, 27–29 ): «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» .

Глава 3. С каким намерением должно есть Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня по­слушания даже до смерти, чтобы живущие жили уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего.

( Лк. 22, 19–20 ): «И, взяв хлеб и благодарив, прело­мил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так­же и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» .

( 1Кор. 11, 23–26 ): «Господь Иисус в ту ночь, в кото­рую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только буде­те пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» .

( 2Кор. 5, 14–15 ): «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» .

( 1Кор. 10, 16–17 ): «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» .

Глава 4. Причащающийся Святых (тайн) должен песнословить Господа.

( Мф. 26, 26 ): «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал» , и прочее. К сему присовокупляет ( Мф. 26,30 ): «И, воспев, по­шли на гору Елеонскую» .

Источник: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. Репринтное издание. 1846 г.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

azbyka.ru

Нравственные правила единоросса Потапова

Влиятельный функционер партии власти, тверской бизнесмен «освоил» 100 млн рублей, предназначенных белгородским детям

В ноябре этого года на имя губернатора Белгородской области Евгения Савченко был оправлен запрос от независимого репортера и блогера Владимира Спирягина. Журналист занимается расследованиями деятельности рейдеров и раскрытием схем мошенничества под прикрытием процедур банкротства. В своем письме Спирягин попросил Савченко обратить внимание на то, что в результате целого ряда различных махинаций регион лишился ста миллионов рублей. Причем деньги пропали непростые — «детские».

В 1995 году в регионе был принят закон, согласно которому детям, родившимся в 1995-98 годах, по достижении 18 лет управляющая компания ОГАУ СЗН «Фонд госимущества области» должна выплачивать деньги со специально созданных накопительных счетов «Совершеннолетие».

В 2014 году к директору фонда Станиславу Литвинову пришел некто Николай Прохоров, попросивший выделить ему 100 миллионов рублей на реализацию инвестиционного проекта «Создание комплекса по производству и углубленной переработке рыбопродукции ценных пород рыб». О самом Прохорове было известно лишь то, что он когда-то работал в белгородском отделении Сбербанка кассиром, а также учредил и возглавил ООО «Чистые пруды» с минимально возможным уставным капиталом 10 тысяч рублей.

Трудно сказать, какие документы представил и аргументы привел г-ну Литвинову г-н Прохоров, но, очевидно, были они невероятно убедительны — фонд выделил на рыбный стартап колоссальную по местным меркам сумму. Согласно договору целевого займа, ОГАУ СЗН «Фонд госимущества области» перечислило по платежным поручениям от 11.04.2014 № 552 и от 19.05.2014 № 745 ООО «Чистые пруды» 100 000 000 руб. для реализации инвестиционного проекта «Создание комплекса по производству и углубленной переработке рыбопродукции ценных пород рыб». Первым пунктом этого договора значилось возвращение займа к 3 апреля 2017 года.

После того, как деньги безвозвратно пропали, а все участники сделки обанкротились, начали всплывать интересные подробности о личности Николая Прохорова. Оказалось, что помимо «Чистых прудов», Прохоров числился директором или учредителем целого ряда различных компаний, так или иначе связанных с генеральным директором одного из старейших мукомольных предприятий России ОАО «Мелькомбинат» Сергеем Потаповым, который по совместительству является также депутатом от «Единой России» по единому избирательному округу Тверской области. Казалось бы, что общего может быть между мукомольным комбинатом в Твери и разведением рыбы в Белгороде? Между влиятельным тверским «единороссом» и начинающим белгородским предпринимателем? Но если посмотреть краткие биографии обоих (они есть в открытых источниках), то можно увидеть, что и Потапов, и Прохоров по «случайному» совпадению являются уроженцами Чернянского района Белгородской области. В последнее время Прохоров прописан в Твери в общежитии при Мелькомбинате и судится с финансовым управляющим за квартиру и «Land Rover», которые им были проданы аккурат перед личным банкротством. Необходимо отметить, что залогом по кредиту стал такой плохо контролируемый объект, как рыба форелевых хозяйств Сергея Потапова в лице ООО «Рай Губа» и ООО «Ладожская форель». Естественно, что когда дело дошло до взыскания залогов, рыба уже «уплыла» через аффилированные с Сергеем Потаповым торговые дома.

Кроме того, одновременно с выдачей займа, между прохоровскими «Чистыми прудами» и «Белгородской ипотечной корпорацией» (АО «БИК»), которую ранее возглавлял все тот же Станислав Литвинов, а затем один из самых богатых людей региона — депутат от «Единой России» Анатолий Попков, был заключен подозрительный договор. Согласно нему, АО «БИК» уступает «Чистым прудам» право на требование ста миллионов рублей к еще одной компании-банкроту, занимающейся разведением рыбы — ООО «Жемчужина Оскола». В это шумно распиаренное предприятие белгородские чиновники вложили много бюджетных средств, но проект провалился. По всей видимости бывшему кассиру Прохорову выдали сто бюджетных миллионов при условии, что он возьмет на себя ответственность за двести и снимет ее тем самым с чиновников.

Однако, несмотря на то, что у Литвинова и Попкова перед глазами имелся опыт негативных инвестиций в рыбное хозяйство, они все же решились удвоить заведомо неэффективные вложения в крайне рискованный бизнес, про который и сам Потапов отзывается теперь крайне скептически и называет его причиной краха своей бизнес-империи.

Затем начинается самое интересное. Получив 100 миллионов «детских» рублей на развитие рыбного хозяйства от «Фонда госимущества области», Прохоров отнюдь не спешит использовать их по назначению, а напротив, большую часть этой суммы — 79 миллионов рублей — занимает тверскому «Мелькомбинату». Получается ситуация, при которой ООО «Чистые пруды», с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, кредитует из средств целевого займа гигантское предбанкротное предприятия в Твери.

Дальше — больше. ООО «Чистые пруды» цессирует долг некоему ООО «Редут», после чего признается банкротом. Зарегистрированное в Твери микропредприятие ООО «Редут», является правопреемником ООО ЧОО «Редут», в учредителях которого значится Александр Сергеевич Потапов. Сын генерального директора ОАО «Мелькомбинат», депутата тверского отделения «Единой России» — Сергея Потапова, на чьи нужды в конечном счете и пошли «детские» деньги. ООО «Редут» включается этой задолженностью в реестр требований кредиторов банкротящегося ОАО «Мелькомбинат» и действует в интересах Сергея Потапова. При этом, другая его структура, ООО «Статус», пытается в судах лишить Фонд госимущества области полумифического залогового обеспечения в виде рыбы в карельских угодьях ОАО «Мелькомбинат».

В интервью журналу «Точка зрения» Сергей Потапов сообщил, что был инициатором разработки «Свода нравственных правил и принципов в хозяйствовании», который можно охарактеризовать как кодекс чести предпринимателя. Сергей Степанович и Администрация Тверской области договорились соблюдать Свод, а архиепископ Тверской и Кашинский Виктор выступил в качестве свидетеля этой договоренности. Учитывая, что Сергей Потапов числится Председателем Тверского регионального отделения «Российского детского фонда», можно ожидать, что «детские» деньги будут им в ближайшее время возвращены белгородским подросткам — потому что в противном случае получится, что свод нравственных правил единоросса Сергея Потапова распространяется на всех, кроме самого Сергея Потапова.

openrussia.org

Нравственность Современного общества

В этом разделе кратко сформулированы нравственные правила современного человека — правила, которым уже следуют миллионы людей во всем мире.

Основные принципы

Нравственность Современного общества основана на простых принципах:

1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.

2) Права всех людей равны.

Эти принципы проистекают из тех тенденций, которые описаны в разделе «Прогресс нравственности». Поскольку главный лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого (см. подраздел «Заповеди Современного общества»).

Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека — это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нравственность Современного общества в легком и веселом тоне описал Александр Никонов в соответствующей главе книги «Апгрейд обезьяны»:

От всей сегодняшней морали завтра останется одно-единственное правило: можно делать все что угодно, непосредственно не ущемляя чужих интересов. Здесь ключевое слово — «непосредственно».

Если человек расхаживает голым по улице или занимается сексом в общественном месте, то, с точки зрения современности, он аморален. А с точки зрения завтрашнего дня, аморален тот, кто пристает к нему с требованием «вести себя прилично». Голый человек непосредственно не покушается ни на чьи интересы, он просто идет по своим делам, то есть он в своем праве. Вот если бы он насильно раздевал других, то непосредственно покушался бы на их интересы. А то, что вам неприятно видеть голого человека на улице — это проблема ваших комплексов, боритесь с ними. Он же не приказывает вам раздеться, почему же вы к нему пристаете с требованием одеться?

Нельзя непосредственно покушаться на чужие: жизнь, здоровье, имущество, свободу — вот минимум требований.

Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят — вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших — нет преступления».

…Знаете, я вовсе не дурачок, я прекрасно понимаю, что, применяя хитрые теоретические рассуждения и доводя до абсурда этот уже реализующийся принцип взаимоотношений между взрослыми людьми, наверное, можно найти некоторое число спорных пограничных ситуаций. («А когда вам в лицо пускают дым, это непосредственное или опосредованное воздействие?»)

Я допускаю, что могут возникнуть некоторые вопросы и в отношениях государство-гражданин. («А если я превысил скорость и никого не задавил, пострадавших нет, значит, и никакого правонарушения нет?»)

Но декларируемые мною принципы — не конечная цель, а тенденция, направление движения социальной морали и юридической практики.

Юристы, читающие эту книжку, наверняка прицепятся к ключевому слову «непосредственно». Юристы вообще любят цепляться к словам, забывая о теореме Геделя, по которой все слова все равно не могут быть определены. И всегда, стало быть, останется юридическая неопределенность, имманентно присущая языковой системе.

«А если человек идет голым по улице, нарушая общественную мораль, он непосредственно воздействует на мои глаза, а мне это не нравится!»

Очень поучительно поясняет вопрос о том, что такое непосредственно и что такое опосредованно, Николай Козлов — автор многочисленных книг по практической психологии. Козлова нынешние первокурскники психфака почитают третьим величайшим психологом мира после Фрейда и Юнга. И не без оснований. Николай Козлов создал новое течение практической психологии и целую сеть психологических клубов по всей стране. Клубы эти хорошие и правильные, о чем можно судить хотя бы потому, что с ними активно борется Русская православная церковь… Так вот, когда на практикумах Козлова спрашивают, чем непосредственное воздействие отличается от опосредованного, он отвечает детским стишком:
«Кошка плачет в коридоре,
У нее большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски».

Люди влияют на несчастную киску? Бесспорно! Киска даже может предположить, что влияют непосредственно. Но фактически люди просто имеют свои сосиски. Просто иметь сосиски — это ведь не вмешательство в чужую личную жизнь? Так же, как…

  • просто иметь имущество (или не иметь);
  • просто жить (или не жить);
  • просто ходить по улицам (голым или одетым).

Не суйтесь в чужую личную жизнь, господа, даже если она вам активно не нравится. И не делайте другим того, чего не желаете себе. А если вы вдруг захотите сделать что-то такое, что, по вашему мнению, улучшит жизнь человека, сначала узнайте у него, совпадают ли ваши мнения о жизни и ее улучшениях. И никогда не апеллируйте в своих рассуждениях к морали: представления о морали у каждого свои.

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия. Отделить зерна от плевел.

Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.

Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу.

Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности.

Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

О негативных последствиях

Все вышеприведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора.

Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания. И т.д. Этот сайт как раз о том, как обеспечить максимум свободы и при этом минимизировать отрицательные последствия возможного неверного выбора.

Свобода людей самостоятельно выбирать себе сексуальных партнеров, создавать и расторгать браки также может приводить к негативным последствиям, например, рост независимости женщины отрицательно сказывается на рождаемости. Эти тенденции анализируются в разделах «Семья» и «Демография».

Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты. (Вопросы рождаемости обсуждаются в разделе «Демография»).

Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. С другой стороны, по словам основателя организации Internet Freedom Криса Эванса, «60 лет исследований влияния СМИ на общество не обнаружили связи между жестокими изображениями и жестокими действиями». В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз. Так, с 1965 по 1982 год число таких преступлений в отношении детей сократилось с 30 на 100 тысяч жителей до 5 на 100 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и в том, что касается изнасилований.

Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.

(Если Вы чувствуете в себе силы написать для этого сайта разделы о свободе слова и проблеме преступности — пишите мне по адресу [email protected] truemoral.ру и благодарное человечество Вас не забудет. 🙂

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется. Более подробно об этом — в разделах «Прогресс нравственности» и «Культуры и цивилизации».

Баланс позитива и негатива

Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее.

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных. Собственно, этому и посвящен данный сайт.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны — сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор — максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).

Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. От знакомых предпринимателей приходилось слышать, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч. и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д. (достаточно вспомнить Диккенса; подробнее об этом можно прочитать в книге Ф.Фукуямы «Великий разрыв»).

Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.

Вопросы того, как Современное общество ограничивает нетерпимость, обсуждаются в разделе «Нетерпимость к нетерпимости».

На изложенные здесь рассуждения часто возражают, что «вседозволенность допустить нельзя!». И этот тезис абсолютно верен. Вседозволенность — это дозволение одному человеку причинять вред другому. Например, безопасный добрачный секс не является вседозволенностью, т.к. каждый из участников не видит в этом какого-либо ущерба для себя. А вот «высокоморальный» Иран — это государство вседозволенности: в уголовном кодексе этой страны, основанном на нормах шариата, предусмотрена казнь женщин через забрасывание камнями за некоторые «сексуальные преступления». Причем специально оговаривается, что камни не должны быть слишком большими, чтобы жертва не умерла сразу. Подобное садистское убийство несомненно является вседозволенностью.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

О «моральном разложении»

Человек переходного периода (переход от индустриального общества — к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество (например, новый Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что «современная формирующаяся культура противостоит не только христианству, но вере в Бога вообще, всем традиционным религиям»; аналогичные заявления делают православные иерархи и исламские авторитеты).

Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты). Подробнее об этом — в разделе «Прогресс нравственности».

Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно.

Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

«Заповеди» Современного общества

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

— «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

— «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

— «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

— «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно).

Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»).

Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции (о роли доверия см. книгу Ф.Фукуямы «Доверие»). Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие, см. раздел «Нетерпимость к нетерпимости»). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.

Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам».

Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира (см. раздел «Смысл жизни»). Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Вне всякого сомнения, cовременная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.

truemoral.ru

Смотрите так же:

  • Правила туалетной бумагой Правила туалетной бумагой рТБЧЙМБ РПМШЪПЧБОЙС ФХБМЕФОПК ВХНБЗПК. HбъHбюеHйе ,хумпчйс ьлурмхбфбгйй й феиHйюеулйе дбHHще йъдемйс фХБМЕФОБС ВХНБЗБ (БТФ. N 11315509651) Ч ДБМШОЕКЫЕН - йъдемйе, РТЕДОБЪОБЮЕОП ДМС ХДБМЕОЙС ПУФБФЛПЧ РТПГЕУУБ ДЕЖЕЛБГЙЙ У ЧОЕЫОЕЗП ЛТБС ЪБДОЕРТПИПДОПЗП […]
  • Госпошлина на принятия наследства Расчет госпошлины при продлении срока принятия наследства здравствуйте. скажите, пожалуйста, какую госпошлину оплачивать в гражданском процессе по делу о продлении срока принятия наследства и признании принявшим наследство в случае, когда квартира не выморочна, в течение 3 лет числится […]
  • Л2 штраф за смерть High Five: Изменение скорости прокачки ============================ В предстоящем апдейте High Five корейские разработчики пересмотрели систему прокачки персонажей. I.Изменен бонус по получению опыта при нахождении в пати 2 человека: 30%->10% 3 человека: 39%->20% 4 человека: 50%->30% 5 […]
  • Госпошлина по иску неимущественного характера 2018 Госпошлина при подаче административного искового заявления Государственная пошлина — то обязательный денежный сбор, который нужно заплатить государству при обращении в суд. Госпошлина за подачу административного искового заявления уплачивается в размерах, установленных Налоговым […]
  • Как рассчитать штраф по налогу на прибыль Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)? Отправить на почту Штраф по налогу на прибыль взимается за допущение нарушений, предусмотренных НК РФ. Рассмотрим, за какие налоговые «проступки» и в каком размере могут быть начислены штрафы по налогу на прибыль. Виды нарушений, […]
  • П4 ч 1 ст93 федерального закона 44-фз Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15 Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков […]
  • Присущие любому налогу Тест по теме: “Налоги” Автор: andryushkevitchyulia · Опубликовано 26.01.2018 · Обновлено 18.03.2018 Налоги и налоговая система 1. Установите соответствие между примерами и видами налогов: А) налог на добычу полезных ископаемых Б) земельный налог В) налог на игорный бизнес Г) налог на […]
  • Война магов правила Краткие правила Содержание: 1. Обзор раунда. 2. Атака. 3. Guard и с чем его едят. 4. Как избавится от состояний. 5. Чтение и типы заклинаний. Стадия подготовки 1. Фаза «Инициатива» Игрок с маркером инициативы передает его другому игроку 2. Фаза «Обновление» Маркеры: Действие, Быстрое […]