Негосударственные школы закон

Главная / Негосударственные школы закон

Российские частные школы — одни из худших в мире

Частные школы хорошо учат только в странах с низким уровнем государственного образования, выяснили ученые. Россия к ним не относится. Российские частные школы одни из худших в мире, несмотря на очень высокую плату за обучение

Бонн. 15 июля. FINMARKET.RU — Вокруг частных школ сложился определенный стереотип. Люди привыкли думать о них как о закрытых элитарных клубах, где образование априори качественней, чем в государственных школах, а выпускников с радостью берут в самые престижные университеты. И у этого стереотипа есть экономические обоснования.


На финансовых рынках действует закон — чем больше инвестиций, тем большей отдача. Поэтому логично предположить, что если частные учреждения берут большую плату за обучение, то и качество оказываемых ими услуг должно быть выше.

Предполагается, что в частные школы попадают только самые талантливые и дисциплинированные ученики. Таким образом, в них создается особая способствующая развитию обстановка, когда дети благоприятно влияют друг на друга.

В некоторых случаях частные школы могут быть привлекательны из-за особого климата, большего количества учебных часов, индивидуальных преподавателей или специфики обучения (например, религиозное образование).

То есть, платя за обучение в частной школе, родители ожидают, что их ребенок получит лучшее образование, чем в обычной школе.

Но как выяснили экономисты Джузеппе Бертола и Даниэль Чечи, законы экономики на рынке частного образования действуют не во всех странах. Они решили вычислить зависимость между стоимостью обучения и результатами, которые продемонстрировали студенты в разных государствах.

Для расчетов были взяты данные Программы международной оценки учащихся (Program for International Student Assessment — PISA).

Это обследование проводится каждые три года среди 15-летних учеников, и обеспечивает международно сопоставимые оценки по чтению, математике и естественным наукам.

Оно также предоставляет дополнительную информацию об индивидуальных особенностях студентов, их социальном происхождении и способностях к креативности.

В среднем в частных школах учится около 20% детей. В Великобритании, США, Германии элитные учебные заведения привлекают менее 10% студентов, в Чили, Индонезии, Испании, Ирландии и Нидерландах — более 30%.

Проведя исследование, экономисты обнаружили, что частное образование благоприятно влияет на будущий доход ученика и его востребованность на рынке труда только в некоторых странах.

В частности в США и в Великобритании учеба в платных школах обычно гарантирует лучшее образование.

Зато в Италии и Ирландии посещение частных школ не приводит к карьерным успехам в будущем.

В Чили государственные и частные школы по-разному влияют на студентов из различных социальных слоев. Обычно хорошие результаты там показывают дети из обеспеченных семей.

Эффективность частной школы зависит от системы образования в государстве в целом.

В странах, где в государственных школах даются только основы образования, частный сектор привлекает лучших студентов и способствует большим достижениям учеников. Именно это и происходит в США, Канаде, Великобритании, а также в Бразилии и Уругвае.

А в тех, государствах, где система образования настроена на то, чтобы поощрять лучших учеников, частным школам не остается ничего кроме как привлекать худших студентов. А худшие ученики получают низкие оценки. Этим и объясняется низкие места Италии, Израиля и Индонезии в рейтинге PISA.

Если верить этому исследованию, то уровень образования в России — крайне высокий. Российские частные школы оказались одними из худших в мире.

Они берут самую большую плату за обучение (стоимость сопоставима с платой в Великобритании и на 20% выше, чем в США).

А оценки учащихся оказываются ниже среднего. Российские ученики получили оценки ниже, чем в большинстве стран Европы (за исключением Норвегии, Латвии, Люксембурга и Нидерландов), Катаре, Греции и Казахстане.

При этом дисциплина в российских частных школах оказывается ниже среднего.

Это отражается и на их востребованности. В России всего 213 частных школ — 0,23% от всех учебных заведений, обеспечивающих среднее образование. В них обучается чуть больше пяти тысяч человек.

www.interfax.ru

Частная — несчастная?

Президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию сказал о том, что государственные и частные школы должны иметь равные права. В Комитете по образованию Госдумы прошли парламентские слушания «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности». Речь шла о том, как поддержать негосударственный сектор образования.

По данным ГУВШЭ 72% российских семей готовы вкладывать деньги в обучение детей и идти на серьезные материальные траты. Как показывают опросы, даже в тех семьях, где не приходится говорить о большом достатке, половина родителей готовы нести расходы на образование детей.

Первые негосударственные школы появились в России 18 лет назад. Сегодня на их долю приходится 5-6% всех образовательных учреждений. Все школы работают по госстандартам, большинство имеет государственную аккредитацию. Но, по мнению их директоров и учредителей, права частных школ значительно ущемлены. В чем именно? Прежде всего это касается финансов. До недавнего времени негосударственные школы получали поддержку из бюджета. Сейчас этого нет. Законодательство изменилось, право финансирования и предоставления налоговых льгот отдано субъектам Федерации. Выделять частным школам субвенции из федерального бюджета теперь не позволяет закон — субвенции идут местным бюджетам только на государственные и муниципальные учебные заведения.

По данным Комитета по образованию Госдумы, в некоторых регионах нашлись средства на поддержку негосударственных школ. К примеру, в Нижегородской, Московской областях, Москве, Санкт-Петербурге (всего в России 14 таких регионов) негосударственные школы получают так называемый «подушевой норматив» на учеников. Иными словами, учебным заведениям компенсируется часть затрат из местных бюджетов. В частности, в Нижегородской области бюджет компенсирует зарплату учителей, административно-хозяйственного персонала, стоимость учебников и учебных пособий, приобретение канцтоваров и покупку хозяйственных товаров. Остальное — за свой счет.

Но даже в этих 14 регионах негосударственные школы не могут существенно снизить стоимость обучения, так как большая часть родительских денег уходит на уплату налогов и аренду помещений. Никаких льгот школы не имеют. Более того, чтобы выиграть конкурс на аренду здания, им приходится участвовать в нем наравне с сугубо коммерческими организациями — ресторанами, ночными клубами и магазинами. У собственников помещений другая беда — их душат налоги на имущество.

Серьезные трудности возникают при реконструкции зданий — никаких льгот у школ тут нет, все работы они проводят за свой счет. Кроме того, школы сами оплачивают процедуру аттестации учителей, курсы повышения квалификации и даже участие учеников в некоторых конкурсах и олимпиадах.

Участники парламентских слушаний говорили о трудностях, с которыми сталкиваются школы при получении лицензии. Обязательное условие ее получения — наличие двух медицинских кабинетов. В то время как в большинстве зданий старой постройки, которые обычно арендуют школы, проектом предусматривался всего один медкабинет. Еще нюанс — дублирующие проверки. Соответствие всем тем требованиям, которые предъявляет к учебному заведению- обладателю лицензии Рособрнадзор, потом вторично перепроверяют Роспотребнадзор, пожарная инспекция. Директора московских школ говорили о предвзятом отношении к ним со стороны чиновников и невозможности участвовать в нацпроекте «Образование».

В минобрнауки, об этом, конечно, хорошо известно. Но поддержать негосударственные школы напрямую, из федеральной казны, нет никакой законодательной возможности. Иное дело — сами регионы. В числе мер, которые предлагает минобр науки, — законодательно закрепить за регионами ответственность за обеспечение гарантий прав граждан на образование, независимо от формы собственности учреждения. Чтобы облегчить финансовое бремя школ, в регионах активнее внедрять механизм нормативно-подушевого финансирования, который действует по принципу «деньги следуют за ребенком». Можно привлекать негосударственные образовательные учреждения к выполнению муниципального заказа на предоставление услуг образования.

Комитет по образованию рекомендовал минобрнауки ускорить разработку проектов федеральных законов, которые уточняли бы права аккредитованных негосударственных учреждений в части получения бюджетных средств, а также проектов законов, которые снижают финансовую нагрузку на школы при лицензировании и аккредитации. Региональным властям депутаты посоветовали подумать о принятии правовых актов, гарантирующих финансирование школ, и обратить внимание на возможности льготного налогообложения.

Амет Володарский, учредитель негосударственной Лингвистической школы, Москва:

— В Законе об образовании частные школы, имеющие аккредитацию, приравнены к государственным. Но на деле между ними есть граница. Для многих даже в самом словосочетании «негосударственная школа» видится какой-то негативный смысл. Неудивительно, что тем, кто решился открыть частную школу, очень нелегко. Ведь постоянно приходится иметь дело с пожарными, санитарными контролерами, с чиновиками управы, которые, не открою секрета, нередко видят во всем «частном» возможность стричь купоны.

Далее. До 2007 года учреждения образования были освобождены от налога на имущество, но сейчас он снова введен. Представляете, какой налог надо уплатить, если имущество стоит, допустим, 10 миллионов долларов? И государственные школы вроде с частными здесь на равных, они тоже налог платят, но фактически деньги из госказны туда же и возвращаются. Если мы говорим о равенстве, надо отменить данный налог хотя бы на период, когда идет реформа образования, чтобы эту часть средств вкладывать в модернизацию школы.

Вячеслав Жданов, директор негосударственной Ломоносовской школы, Москва:

— Государственные школы лицензируются один раз в пять лет, а негосударственные — практически каждый год. И за все надо платить. Аттестацию учителей тоже должна оплачивать школа. Но платят только негосударственные школы. Кстати, за каждого учителя — от 12 до 23 тысяч рублей. Есть еще плата за аренду земельного участка под школой, у нас это по 100 тысяч рублей в год. Собрались реконструировать здание. Определенную долю от новых площадей надо отдать городу. При оформлении документов на реконструкцию школы из департамента земельных ресурсов Москвы мы получили письмо, где нам предлагается заплатить за землю 73 миллиона 524 тысячи рублей. Приехали! Это так называемая «доля». В Москве за год построено 23 государственных школы. Интересно, департамент образования платил кому-нибудь за землю?

За коммунальные услуги негосударственные школы в отличие от государственных школ ежегодно отдают государству свыше 4 млн рублей. Многие частные школы арендуют здания, ставка арендной платы меняется совершенно произвольно. Как правило, растет. Когда-то у школ были льготы по аренде, сейчас их нет. А в Краснодарском крае, между прочим, вообще отменили арендную плату для негосударственных школ. Может, и Москве взять пример?

В свое время частные школы, как и государственные, имели равное бюджетное финансирование. Но три года назад ситуация изменилась. Законом «Об образовании» бюджетное финансирование отменилось, и теперь право выделять деньги отдано местным органам власти. Где-то частные школы продолжали поддерживать, а где-то для них средств не нашлось. Спасибо мэру Москвы, он нам помог. Хотя выделяют меньше, чем государственным школам — 46 тысяч рублей в год на ученика. Это лишь 9-10 процентов в смете наших расходов. Денег хватает на питание детей с 1 по 4 класс и зарплату учителям. Аренда, налоги, оплата коммунальных услуг, покупка учебных пособий, ремонт — за счет родительской платы. Повышение квалификации учителей, аттестация — тоже за счет школы. Что касается стоимости обучения, то она у нас около 60 тысяч рублей в месяц.

Сергей Менделевич, директор центра образования N 57, Москва:

— Огромное благо, что существуют упертые люди, которые открыли негосударственные школы. Это замечательно, поскольку они не находятся под прямым управлением чиновников и могут строить собственную образовательную политику. Каждая негосударственная школа, равно как и хорошая государственная, создается под конкретную задачу. Под это годами подбираются коллектив, оборудование и идет отбор детей, который, как вы знаете, официально запрещен. Только по сравнению с нами негосударственные школы имеют для этого больше моральных и нормативных возможностей и меньше материальных. На заре романтической эпохи двадцать лет назад я подумывал заняться негосударственным образованием. И понял, что не сдюжу. Негосударственные школы — клад для нас. Потому что есть дети, которых мы не можем или не умеем учить. Мы не можем обеспечить определенным группам детей образовательные, воспитательные и бытовые условия, такие, какие могут дать им частные школы.

rg.ru

Частные школы: трудный малый. бизнес?

Традиционно считающийся наиболее мобильным сектором экономики, малый бизнес быстрее других реагирует на происходящие изменения, создает дополнительные рабочие места и внедряет новые технологии. Появившиеся шестнадцать лет назад, после выхода Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», частные образовательные школы не исключение. Являясь по сути некоммерческими организациями, они сталкиваются с теми же проблемами, что и любые другие бизнес-структуры. Самые острые вопросы здесь — аренда помещений и строительство зданий для собственных нужд.

За что платить деньги?

Прежде чем перейти к чисто экономическим вопросам, посмотрим, чем же привлекательны частные школы, или, как их еще называют, негосударственные общеобразовательные учреждения (НОУ). Начнем с возможности получить более качественное среднее образование и с наличия более комфортных условий для учебы. Как правило, в таких школах — около ста человек, а в каждом классе — по десять-пятнадцать учеников. Это тоже имеет свое значение: в относительно маленьких коллективах каждый ребенок — как на ладони, учителя знают его индивидуальные особенности и внимательно наблюдают за его развитием.

Конек многих частных школ — изучение иностранных языков. На английский дают по шесть часов в неделю, а с пятого класса в обязательном порядке вводят второй язык. Практически все успешные частные школы сориентированы на конкретные престижные университеты и работают по принципу: что нужно выпускнику. Исходя из намерений ребенка, уже в девятом-десятом классе ему подбирают специальную программу подготовки к поступлению в институт, в соответствии с которой он зачастую и учится у преподавателей из вузов-партнеров.

В частной школе учителя получают довольно высокую зарплату, что позволяет администрации собирать под одной крышей квалифицированных педагогов. Там, где есть продленка, преподаватели работают с детьми в течение всего дня: сначала — уроки, потом — кружки, бассейн, теннис, общение с психологом, индивидуальные занятия. В таких «пансионах» — обязательное четырехразовое питание, свой транспорт (учащихся вечером развозят по домам, а утром возвращают в школу).

В отличие от государственных частные средние учебные заведения не сдают отчеты в различные инстанции: их работу оценивают своими деньгами родители. Поэтому там нет того, чем заражены многие госучреждения, — показухи и скрытых поборов в пользу директорского кармана. Вместе с тем частная школа не становится некой образовательной вольницей, где учат чему хотят. На самом деле любое НОУ находится под пристальным вниманием государства в лице органов управления системы образования, которые решают вопросы аккредитации и лицензирования, выдают аттестаты.

Бизнес ли это?

Доход частных школ формируется за счет вступительных платежей (3–7 % всех поступлений), ежемесячной платы за обучение (70 % поступлений), а также за счет грантов и нерегулярной помощи спонсоров (15–20 %). Кроме того, некоторые заведения зарабатывают на проведении дополнительных платных занятий (а ведь в условиях частной школы их, по идее, быть не должно), но их доля в прибыли редко превышает 2–5 %. Расходы (на аренду помещения, зарплату персонала, питание, транспорт и налоги) составляют 97 %. Даже в столице, где немало состоятельных семей, прибыль в наиболее массовом, среднеценовом, сегменте школ невелика — 4000–9000 $. Причем большую ее часть владельцы вынуждены вкладывать в организацию учебного процесса или тратить на непредвиденные нужды. Поэтому сторонние инвесторы, несмотря на желание мэра Москвы Юрия Лужкова привлечь их для строительства негосударственных школ, не рассматривают рынок частных образовательных услуг как доходный и старательно обходят его своим вниманием.

Согласно Закону РФ «Об образовании» частные учебные заведения — это некоммерческие организации. Все заработанные деньги они должны расходовать в соответствии с уставом. Прибыль может быть получена владельцами только в виде начисленной им зарплаты. «Накапливать средства на счетах школ директора не имеют права: возникнут проблемы с налоговыми органами, — говорит президент АСНООР (Ассоциация негосударственных образовательных организаций России), директор лицея «Столичный» Александр Вильсон. — Также частная школа не должна брать любые деньги. Если она начнет это делать, то превратится в коммерческое заведение. А школа как таковая вообще не может быть бизнесом. Это особый вид услуг. Деятельность, которую она осуществляет, связана с обучением детей по государственным программам. То есть нам только делегированы определенные полномочия и передан норматив, который заложен на каждого ребенка, имеющего, кстати, по Конституции РФ право на бесплатное среднее образование. Но абсолютно бесплатных школ сегодня просто нет, так как государственное образование тоже становится в некотором смысле частным, то есть происходит его естественная коммерциализация».

Непредсказуемая аренда

Государство все заметнее дистанцируется от забот о средней школе и вместе с тем методично, год от года, лишает «частников» льгот. До 1 января 2005 года аккредитованные частные школы получали из федерального бюджета по 5500 руб. в квартал на каждого ученика. Для многих заведений это было серьезным подспорьем, такое положение позволяло формировать практически треть бюджета. Однако с начала года НОУ лишили и таких денег. К тому же на частные школы возложили обязанность оплачивать коммунальные услуги, за что до тех пор отвечал муниципалитет.

Более ощутимым ударом по бюджетам частных образовательных учреждений стала отмена льготной арендной ставки за найм помещения (по договору сроки аренды, как правило, не превышают 11 месяцев с возможностью пролонгации). Это привело к росту арендной платы на 30–40 %. Некоторые школы заранее подготовились к такому повороту событий, повысив плату за обучение. Однако насколько именно возрастут расходы на аренду — угадали не все. Тот, кто промахнулся, пожал горькие плоды: одни заведения попросту закрылись, другие были проданы.

Александр Вильсон: «Здание лицея «Столичный» находится в долгосрочной, на 15 лет, аренде. И можно только удивляться тому, что здесь было, когда местное население тащило из помещений детского сада, принадлежавшего заводу имени Лихачева (три года здание не эксплуатировалось и не имело охраны), все, что удавалось отодрать и отковырять, — и тому, во что все превратилось. Но и на тот момент, когда мы брали здание, по официальной оценке «МИЭЛЬ-Недвижимости», оно стоило 350 000 $, и мы представляли, какие вложения нам еще предстоит сделать. Каждый вклад или перепланировку я согласовывал с собственником, и сегодня дом не имеет ничего общего с детским садом. Сейчас в месяц за 2100 кв. м мы платим около 300 000 руб. Я считаю, что сумма разумная. Вопрос о выкупе помещения не стоит, потому что за нами нет структуры, которая могла бы сразу потратить около четырех с половиной миллионов долларов (именно в такую сумму оценивают этот объект)».

Катком по НОУ

Не успели частники оправиться от шока, как на горизонте замаячила новая угроза. С января 2006 года у частных школ отобрали льготу на уплату налога с имущества. К тому же детские сады, в которых размещается много таких учреждений, из-за улучшения демографической ситуации, а где-то и в силу искусственно раздутого положения, когда с помощью мертвых душ в них стали стоять очереди чуть ли не по тысяче человек, вновь потребовались городу. Пустовавшие в лихие 90-е и отданные в аренду различным НОУ, они вновь стали востребованы. Выиграли только школы, сумевшие получить здания в собственность. Но таких примеров — единицы. Права первоочередного выкупа арендуемых площадей средние учебные заведения не имеют. Из 230 частных школ Москвы (из них 140 школ имеют государственную аккредитацию по трем ступеням) в собственных зданиях работают не более десяти. Понятно, что корпоративным общеобразовательным школам при крупных коммерческих и властных структурах, таких, как «Газпром», Управление делами Президента РФ, мэрия Москвы, проблемы с недвижимостью неведомы, и они могут сосредоточиться исключительно на образовательном процессе.

Остальным частным школам приходится искать новые помещения самостоятельно. Найти их непросто, к тому же для этого требуются немалые средства. Каждый выходит из сложившейся ситуации в соответствии с собственными возможностями, и уже есть нестандартные решения этого вопроса. Например, в свое время руководство «Перспективы» купило плавучую пристань. На ней выстроили здание из модульных конструкций, и в столице появилась частная школа «на воде».

Иногда некоторые учебные заведения лишь объявляют о том, что у них собственное помещение, но на деле выясняется, что оно либо находится в процессе оформления в собственность, и еще неизвестно, куда телега вывезет, либо это заявление вообще не соответствует истине.

Вопреки трудностям

Однако Москве повезло. Мэр столицы Юрий Лужков сдержал свое слово, когда обещал профинансировать из московского бюджета то, что было отобрано федеральной властью. Приведем высказывание Александра Вильсона: «Прежде всего надо отметить, что образовательным сообществом была проведена определенная работа, и первоначальное решение о том, чтобы не выдавать денег из бюджета, было пересмотрено. В результате Мосгордума проголосовала за введение нормативного финансирования для аккредитованных негосударственных школ, а затем Юрий Михайлович подписал это распоряжение. Но в первый, 2005 год, право на такое финансирование сумели получить только 60–70 % школ, а остальные оказались не у дел в связи с тем, что три округа города были недофинансированы. В нынешнем году ситуация в корне изменилась. Негосударственная школа наконец-то прописана отдельной строкой, четко определены цифры: норматив — 26 000 руб. на одного ребенка в год. Теперь не надо думать, сколько дадут и дадут ли вообще, а само финансирование осуществляется казначейством и больше не зависит от чьей-либо воли».

Предел выживаемости

Сегодня предел выживаемости для частных школ находится на отметке в 400 $ в месяц с одного ребенка. Опуститься ниже и при этом соблюсти приемлемое качество образования невозможно.

Школы, в которых с учеников берут по 400–500 $, относятся к первой группе НОУ и считаются недорогими, ориентированными на людей с ежемесячным доходом в 1000–2000 $. Такие заведения хорошо заполняются, пользуются стабильным спросом, но не могут похвастаться хорошими бытовыми условиями — современным оснащением классов, отличным питанием. Как правило, эти школы располагаются в переоборудованных детских садах или арендуют часть госшкол. Вторая группа НОУ ориентируется на тех представителей среднего класса, которые имеют доход в 2000–2500 $ в месяц. Это люди, работающие в инофирмах, банках или открывшие собственный бизнес. Они могут позволить себе платить за обучение ребенка от 500 до 800 $ в месяц. Там, где установлена плата такого уровня, обычно сделан отличный ремонт, обустроена прилегающая территория, есть современная спортивная база, компьютерные классы и прекрасная столовая.

Третья группа школ рассчитана на очень состоятельных людей. Обучение одного ребенка обходится тут в 1000–2000 $ в месяц. Хотя в общем-то образовательные программы в дорогих учебных заведениях такие же, как и в относительно дешевых. Прин-ципиально иной является только материально-техническая база. Престижная школа нередко имеет даже собственную обсерваторию и лошадей для обучения детей верховой езде. Кроме того, повышенную цену родители платят за репутацию элитарного заведения. При очевидных плюсах у этих учебных учреждений есть и свои минусы. Их владельцам приходится дрожать за каждого ученика (как бы не потерять!), можно себе представить, что будет, если в учебном году такой оазис покинут хотя бы два человека.

О своей классификации школ рассказывает Александр Вильсон: «Первая категория — это топовые учебные заведения, где главным является качественное обучение, гарантированное многолетней историей школы, где существует крепкая материальная база и есть широкий спектр возможностей дополнительного образования. Таких объектов в Москве не больше двадцати-тридцати. Примерно столько же в городе и государственных топовых школ. Вторая категория — базовые заведения, работающие на протяжении пяти-семи лет. Обучение в них достаточно стабильное и качественное, но зачастую более слабая материальная база. Такие школы выполняют свои обязательства не хуже государственных средних, а в ряде случаев и лучше их. Это и есть стабильная середина нашего негосударственного образования. Третья категория (30 % от общего количества НОУ) — бюджетные учебные заведения, работающие на пределе выживания. Их вполне можно назвать неполноценными. Учителя из государственной школы вечером переходят преподавать в частную. Получается своеобразный симбиоз государственной и негосударственной школ. Такие НОУ первыми очень остро ощущают на себе все проблемы: именно они не выдерживают страшного удара — когда им отказывают в дальнейшей аренде».

Как у других?

Бесконечная борьба с трудностями тормозит рост количества НОУ, но меньше их тоже не становится. Сегодня у «частников» обучаются приблизительно 20 000 — 25 000 человек (эта цифра «плывет»), что составляет 4–5 % от общего числа учащихся Москвы. По России данный показатель значительно ниже и равен 1,2–1,3 % (350-000 учащихся). Эта статистика не учитывает дополнительное образование, которое также относится к негосударственному. Здесь счет идет уже на миллионы.

Цифра в 4–5 % по частной школе характерна и для Европы, и для Америки, так что со всей определенностью можно сказать, что по данному показателю Россия находится на мировом уровне. Среди передовиков частного образования — Новая Зеландия. Там доля НОУ составляет 95 %. А наш восточный сосед Китай, взяв все самое лучшее из мирового опыта, снова пошел своим путем. До 2001 года в стране культурной революции доминировал принцип — поддерживать сильнейших независимо от формы собственности. Затем ситуация изменилась. После очередного пленума ЦК Компартии Китая было официально объявлено, что негосударственная образовательная система действует в интересах народа, поэтому ее надо всячески поддерживать. В частное образование китайцы стали вкладывать огромные средства. Помещения для НОУ там предоставляют без арендной платы, а в некоторых провинциях и вовсе строят специальные здания для таких школ. Более того, китайские частные и государственные учебные заведения получают из бюджета абсолютно одинаковые средства по всем статьям, а не только выплату на ребенка, как это происходит у нас. Ученики и учителя государственных школ и НОУ уравнены в правах — у нас это далеко не так. В общем, есть с кого брать пример, было бы желание.

www.7ya.ru

Негосударственные школы закон

Но вот в конце февраля президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому с 1 июля 2012г. частные школы и детские сады смогут получать государственные субсидии. Средства предназначены для оплаты труда учителей и воспитателей, а также на покупку учебных материалов. Предполагается, что этот шаг позволит снизить финансовую нагрузку на родителей. Но почему вдруг государство решило спонсировать частное образование? Что это — блажь или необходимость? На эти вопросы мы и решили ответить.

Не более чем миф

То, что обучение в частных школах обходится в астрономические суммы и только богатые люди могут устроить туда ребенка, — не более чем миф. Цена обучения здесь может колебаться от 100 до 1000 долл. за месяц (в элитных, конечно, может доходить и до 3,5 тыс. долл.). Среди учеников частных школ преобладают те, кому по разным причинам нужен индивидуальный подход, который нельзя обеспечить в государственной школе: у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то в общении со сверстниками. Кто-то из родителей считает, что в обычной государственной школе его чаду не смогут дать хорошее образование, а после частной школы, благодаря малому числу учеников в классах и огромному количеству дополнительных занятий, ребенок сможет гарантированно поступить практически в любой вуз. Вот и отдают детей в частные школы, несмотря на «накладность» подобного решения для семьи и даже несмотря на то, что кому-то на это образование надо вкалывать не на одной работе.

Что же касается частных детсадов, то для многих родителей этот шаг является вынужденным из-за нехватки мест в муниципальных дошкольных учреждениях. «Отдаю дитя в частный сад не оттого, что денег некуда девать, а чтобы мой ребенок хоть как-то развивался, общался со сверстниками», — написала на форуме одна мама. Плата за детский сад включает в себя не только присмотр за детьми, но и многочисленные дополнительные занятия. В частных детских садах могут научить ребенка читать, считать, танцевать и так далее.

Таким образом, перефразируя всем известные строки из стихотворения Сергея Михалкова, можно сказать: «Школы разные нужны, школы разные важны». То же самое относится и к детским садам.

Даешь всем равные права!

Как отмечают опрошенные РБК эксперты, за годы своего существования частные образовательные учреждения в России доказали свою необходимость, даже несмотря на то, что их сегодня посещают всего, по разным оценкам, от 1% до 4% детей. Их число, конечно же, могло бы быть и больше, если бы не пресловутый финансовый вопрос. Согласно опросу, проведенному Высшей школой экономики, за образование своих детей готовы платить 9% граждан. Но, наверное, этого недостаточно для развития частного образования в России.

Стимулом для его развития может стать государственное финансирование. Сторонники такого подхода указывают, что если власть гарантирует бесплатное школьное образование, то должна его обеспечивать в равном объеме, независимо от того, какую школу посещает ребенок. Делить детей на «частных» и «государственных» не имеет никакого смысла.

Теперь государство поддержало такую логику, и, согласно принятому закону, с 1 июля средства частным школам будут выделяться из региональных бюджетов, а детским садам – из местных. Как пояснил РБК заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, условиями для финансирования частных школ станет наличие государственных лицензии и аккредитации, а также соответствие уровня преподавания федеральным образовательным стандартам. Этим критериям, по словам депутата, соответствуют сейчас практически все существующие частные школы. Негосударственные же детские сады для получения субсидий должны иметь государственную лицензию и заниматься образовательной деятельностью.

Новый закон предполагает, что денежные средства будут предоставляться частникам с учетом соответствующего финансового норматива региона. Для каждого региона норматив свой: он колеблется от 4 до 24 тыс. руб. в год на ребенка, в Москве же эта сумма в разы больше.

Муниципалитеты и раньше могли оказывать финансовую поддержку частным детсадам и школам, но это было обязательно не для всех. «До принятия этого закона только часть регионов финансировала обучение в частных школах, но дошкольников не финансировал практически никто. Здесь были законодательные ограничения в части расходных обязательств и полномочий. Теперь они сняты. Ранее субсидировал дошкольное образование при посещении ребенком негосударственного детского сада практически только Пермский край», — сообщила РБК руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

Частные школы, в отличие от детских садов, финансировались в нескольких регионах. Любопытная ситуация с таким финансированием сложилась в столице. Как пояснил агентству директор столичной Ломоносовской частной школы Вячеслав Жданов, при экс-мэре города Юрии Лужкове осуществлялось финансирование негосударственных образовательных учреждений, однако перед уходом с поста он «преподнес подарок» и лишил часть из них бюджетного нормативно-подушевого финансирования. После отставки столичного градоначальника эта ситуация была исправлена, и практически все аккредитованные московские школы вновь получили финансирование из бюджета.

Теперь же частники ведут борьбу за размер этого финансирования. Как сообщила РБК председатель совета директоров московского отделения Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, директор частной школы «Карьера» Карина Чернякова, ранее обычная средняя общеобразовательная школа в столице получала 63 тыс. 112 руб. на одного ребенка в год. В рамках же стартовавшего в 2011г. в Москве пилотного проекта по развитию образования, в котором изначально приняли участие 125 школ, размер госфинансирования увеличился. Школы стали получать от 83 тыс. до 120 тыс. руб. в год на ученика, в зависимости от класса, в котором он учится.

По словам К.Черняковой, с 1 января 2012г. практически все государственные школы Москвы вошли в этот пилотный проект (то есть для них финансовый норматив вырос), однако руководство столичного образования продолжает делать все, чтобы удерживать размер субсидии для частных школ на существовавшем ранее уровне в 63,1 тыс. руб. Частные же школы хотят, чтобы их финансировали на том же уровне, что и госучастников пилотного проекта.

Но о каких бы суммах со стороны государства ни шла речь, логично предположить, что родительская плата в школах должна уменьшиться. А вот какая конкретно это будет доля из тех средств, которые платят родители, — вопрос отдельный.

Простая непростая арифметика

Частная школа и частный детский сад арендуют здания, платят за землю, оплачивают коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт. Кроме того, им необходимо развивать материально-техническую базу, и все это, конечно же, требует дополнительных расходов. «Для небольших школ помощь от государства означает предоставление средств в размере до 70% бюджета, для Ломоносовской школы это порядка 9% бюджета», — отмечает директор этой московской школы В.Жданов.

В свою очередь эксперт из ВШЭ И.Абанкина указывает, что государство будет финансировать негосударственные учреждения в размере норматива на оказание услуг, т.е. по расчетно-нормативным затратам (без имущества). Это фактически финансирование образовательного процесса, подчеркивает она.

Вместе с тем расходы на аренду в бюджете негосударственной школы могут достигать 40%, говорит директор московской частной школы «Карьера» К.Чернякова. Образовательные учреждения арендуют помещения, находящиеся в собственности у частных лиц и у государственных учреждений. При этом никаких льгот при аренде им в большинстве случаев не предоставляется. Между тем стоимость аренды растет, и чтобы справиться с ситуацией, надо либо закрывать школу, либо повышать стоимость обучения, что не увеличивает доступности негосударственного образования.

Чтобы рядовые граждане могли позволить себе дать частное образование своим детям, государство должно помочь негосударственным школам и детсадам решить проблему с высокой стоимостью аренды, полагает К.Чернякова. При этом родителю все равно придется доплачивать, но это уже будет доплата за особо комфортные условия или дополнительные уроки и занятия, которые предлагают учебные заведения.

И на солнце есть пятна

Часто так получается, что когда хочешь сделать как лучше, получается как всегда. Начать жить по-новому предполагается с 1 июля, то есть тогда, когда региональные бюджеты уже утверждены. В связи с этим депутат Госдумы О.Смолин выразил опасения, что не во всех регионах принятый закон будет исполняться — из-за дефицита региональных и особенно местных бюджетов. «Например, будут ссылаться, что деньги в бюджете не предусмотрены», — говорит депутат.

И.Абанкина также полагает, что не у всех регионов есть возможность заложить в бюджет с 1 июля 2012г. дополнительные средства для финансирования негосударственных учреждений, да еще в пределах расчетно-нормативных затрат на оказание соответствующих услуг. По ее мнению, необходимость изыскания в регионах дополнительных источников финансирования услуг негосударственному сектору «отвлечет» средства, запланированные на капремонт или строительство новых детских садов или школ, т.е. заставит заместить капитальные расходы текущими расходами на субсидирование негосударственного сектора. Это в свою очередь может законсервировать ситуацию и затормозить ввод новых детских садов и школ.

Кроме того, эксперт подчеркивает, что введение государственных субсидий никак не ограничивает негосударственные образовательные учреждения в росте тарифов. «Нет никаких механизмов, чтобы заставить детские сады и школы не повышать в этих условиях цену, допустим, на 10% за счет инфляции», — отмечает И.Абанкина. Таким образом часть субсидии будет съедена повышением цен на услуги, а плата родителей уменьшится незначительно.

Пряников не желаете?

Несмотря на все возможные опасения, связанные с принятием закона, опрошенные РБК эксперты солидарны в том, что закон о финансовых гарантиях государства для частных детских садов и школ является полезным и правильным.

Как отмечает И.Абанкина, новый закон решает проблему равного доступа к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности образовательных учреждений. «Если государство взяло на себя ответственность за общедоступное и бесплатное дошкольное и общее образование, то оно должно перечислять норматив финансирования в то учреждение, которое выбрала семья для своего ребенка», — указывает эксперт. Конкуренция должна быть не по цене, а по качеству, считает она. «Теперь государство будет передавать бюджетные средства тем учреждениям, которые привлекательны для семей и детей, поддерживая их выбор», — заключает она.

Что ж, цель, которую преследует государство, безусловно, благая. Остается надеяться, что на ее осуществление хватит средств и предоставление денег частным школам и детским садам не приведет к снижению финансирования в государственных образовательных учреждениях.

www.rbc.ru

Смотрите так же:

  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]
  • На сколько можно сделать страховку На сколько можно сделать страховку Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Временная страховка ОСАГО — Временный полис на перегон автомобиля Наверное, многие из вас слышали о возможности приобрести ОСАГО на […]
  • Договор займа возврат ежемесячно ДОГОВОР ЗАЙМА ДЕНЕГ С ПРОЦЕНТАМИ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИпроект, образец, форма, бланк, шаблон, примерпростая письменная форма сделки (без нотариуса) 2018 год ДОГОВОР займа денег с процентами Россия, город Ростов-на-Дону, двадцатое января две тысячи восемнадцатого года Мы, […]
  • Прекращение патента это Прекращение действия патента Патентный поверенный № 1749 Вера более 15 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности, в том числе 8 лет патентным экспертом в ФИПС. Патент может прекратить свое действие полностью, либо в части. В случае частичного прекращения действия […]
  • 32 приказ по медосмотрам ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) Г. […]
  • Следственный комитет вао г москвы Адреса и телефоны следственных отделов СУ СК РФ по г.Москве Выезд и оперативная защита адвоката при задержании, обыске, допросе Реальная помощь по сложным уголовным делам: 8 (903) 972-49-13 Возможность оплаты услуг адвоката беспроцентной рассрочкой на 1,5 года: Главное следственное […]
  • Приказ мчс 272 Приказ МЧС России от 20 мая 2016 г. N 272 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части обеспечения условий доступности для инвалидов государственных […]
  • Приказ о профилактике правонарушений Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 10 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет […]