Налоговый период налог на имущество организаций

Главная / Налоговый период налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций уплачивается предприятиями в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных положениями главы 30 Налогового кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

Законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Объект налогообложения. Объект налогообложения налогом на имущество организаций определен федеральным законодательством. Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Налоговые ставки

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента, однако законодательством регионов могут быть установлены пониженные налоговые ставки.

Налоговый период, отчетные периоды.

В соответствии со статьей 379 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Порядок и сроки уплаты

Налог на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

По итогам каждого отчетного периода исчисляются и уплачиваются в бюджет авансовые платежи по налогу на имущество организаций. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (30 апреля, 30 июля, 30 октября), но регионы могут установить свои сроки.

Исчисленная за год сумма налога должна быть уплачена в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Налог на имущество организаций зачисляется в бюджет того региона, на территории которого находится имущество налогоплательщика. Поэтому согласно статье 382 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Предприятие, в состав которого входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 Налогового кодекса РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Формы отчетности

Согласно статье 386 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Срок подачи налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций установлен федеральным законодательством – не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, на основании статьи 386 Налогового кодекса РФ. Срок подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода установлен федеральным законодательством, в частности статьей 386 Налогового кодекса РФ – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые льготы и основания для их применения

Льготы по налогу на имущество организаций приняты федеральным законодательством, но регионам дано право дополнять список льгот.

В соответствии со статьей 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения:

  1. религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  2. организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  3. организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  4. организации – в отношении космических объектов;
  5. имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  6. имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Законами регионов могут быть приняты дополнительные льготы.

be5.biz

Разъяснено, какие коды периодов указывать в декларации по налогу на имущество организаций

Отчетными периодами по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ). Такие изменения вступили в силу с 1 января 2016 года (ст. 3 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Однако изменения, учитывающие данное нововведение, в форму налоговой декларации и налоговый расчет по авансовому платежу по данному налогу пока не внесены. В связи с этим, специалисты налогового ведомства разъяснили, как заполнять отчетность по налогу по строке «Отчетный период (код)» (письмо ФНС России от 25 марта 2016 г. № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций»).

Так, специалисты ФНС России в письме приводят коды, которые следует указывать налогоплательщикам при заполнении налоговых расчетов по авансовым платежам до внесения официальных изменений в утвержденную форму отчетности по строке «Отчетный период (код)». Это, следующие коды:

  • 21 – 1 квартал;
  • 17 – полугодие (2 квартал);
  • 18 – девять месяцев (3 квартал);
  • 51 – 1 квартал при реорганизации (ликвидации) организации;
  • 47 – полугодие (2 квартал) при реорганизации (ликвидации) организации;
  • 48 – девять месяцев (3 квартал) при реорганизации (ликвидации) организации.

При исчислении налога на имущество организаций за налоговые периоды до 2015 года кадастровая стоимость недвижимости определяется в соответствии с региональным законом

ФНС России разъяснила, что при исчислении налога на имущество организаций в отношении отдельных помещений, входящих в здание, за налоговый период 2014 года для определения налоговой базы следует руководствоваться результатами кадастровой оценки, утвержденными постановлением Правительства г. Москвы от 26 ноября 2013 г. № 752-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве» (далее – постановление № 752-ПП). Вместе с тем при исчислении налога за налоговые периоды, начиная с 2015 года, следует руководствоваться данными Росреестра (письмо ФНС России от 11 октября 2017 г. № СА-4-7/[email protected]).

В рассмотренном примере налоговики доначислили организации налог на имущество организаций за 2014 год исходя из сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему помещений в здании, которые содержались в ЕГРН. Данные были получены по запросу из Росреестра. Однако налогоплательщик настоял на том, что кадастровая стоимость в данном случае должна была быть использована в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год» (далее – постановление № 772-ПП). В содержащемся в нем перечне было включено здание, в котором налогоплательщику принадлежали помещения.

Суды трех инстанций поддержали позицию налогоплательщика (дело № А40-44828/2016), а Верховный суд Российской Федерации отказал налоговому органу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (Определение ВС РФ от 25 июля 2017 г. № 305-КГ17-6783).

Напомним, что в случае, если в соответствии с законодательством РФ определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса).

При этом перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год, в соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» был определен в постановлении № 772-ПП.

Суды пришли к выводу, что для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости за налоговый период 2014 года следует руководствоваться результатами кадастровой оценки, утвержденными постановлением № 752-ПП. В то же время иные сведения, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, не должны учитываться налогоплательщиками и приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Вместе с тем в отношении налоговых периодов, начиная с 2015 года в отношении вновь образованных объектов недвижимого имущества следует учитывать правила абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, которым определено, что в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, такой вновь образованный объект недвижимого имущества до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Узнать, как отражается изменение кадастровой стоимости недвижимости в бухучете, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

С учетом изложенного, в случае идентичности спорных обстоятельств, обстоятельствам, установленным судами по делу № А40-44828/2016, отсутствует целесообразность доначисления налога и дальнейшего отстаивания данной позиции налоговиков в судах.

www.garant.ru

Аналитические обзоры

Налог на имущество организаций. Новые правила.

VEGAS LEX_Налог на имущество организаций. Новые правила

6 ноября 2013 года в «Российской Газете» (Федеральный выпуск №6225) опубликован Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон о внесении изменений»), предусматривающий существенные поправки в части определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Закон предполагает определение налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости в отношении:

▪ административно-деловых и торговых центров, а также помещений в них;

▪ нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

▪ объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство.

В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Новый порядок определения налоговой базы вступает в силу с 01.01.2014, однако фактическое начало применения новых положений налогоплательщиками зависит от даты опубликования результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации не позднее 1 января очередного налогового периода определяет перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, и размещает его на своем сайте или на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет», а также направляет его в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.

Если объект не включен в указанный перечень на 1 января соответствующего налогового периода, то налоговая база и суммы налога (суммы авансового платежа) по текущему налоговому периоду определяются исходя из среднегодовой стоимости в порядке, аналогичном действующему.

Исключением является, в частности, случай, когда не определена кадастровая стоимость помещения, являющегося объектом налогообложения, но определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено данное помещение. В таком случае налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания пропорционально площади помещения в общей площади здания.

Также особое положение предусмотрено для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, – для них налоговая база по налогу на имущество организаций считается равной нулю, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не определена.

Кроме изложенного, в Законе о внесении изменений имеются следующие существенные положения:

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, установлен предельный размер налоговых ставок. Так, максимальный размер ставки налога для г.Москвы в 2014 году составит 1,5 %, в 2015 году – 1,7 %, в 2016 и последующие годы – 2 %, для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году – 1,0 %, в 2015 году – 1,5 %, в 2016 и последующие годы – 2 %.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации получили право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, однако соответствующий закон субъекта Российской Федерации может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В отношении объектов налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости, такая стоимость определяется на 1 января соответствующего налогового периода. Соответственно, изменение кадастровой стоимости, связанное с изменением качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, будет учитываться только со следующего налогового периода.

В свою очередь, вопрос определения налоговой базы в случае, если объект налогообложения [1] находится в собственности (или на балансе лизингополучателя, концессионера и т.д.) налогоплательщика неполный налоговый период, в новой редакции главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» недостаточно урегулирован.

Также новые положения не содержат порядок определения налоговой базы в случае обжалования/оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости и соответствующего изменения стоимости данных объектов.

Напоминаем, что в соответствии с действующим законодательством результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой, созданной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящий момент уже сформирована арбитражная практика, когда налогоплательщики земельного налога успешно оспаривали результаты кадастровой оценки земельных участков.

В досудебном порядке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в досудебном порядке являются:

▪ недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

▪ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Обращаем внимание, что в соответствии с п.20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости [2] комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости:

▪ если отчет оценщика соответствует всем законодательным требованиям и рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости не более чем на 30%;

▪ если отчет оценщика соответствует всем законодательным требованиям и заявителем представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%.

[1] Объект налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, за исключением объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство

[2] Утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263

www.vegaslex.ru

Налог на имущество: налоговый период, отчетный период, налоговая ставка

Пункт 1 статьи 379 НК РФ устанавливает, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами в соответствии с пунктом 2 статьи 379 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По окончании каждого отчетного периода организация-налогоплательщик обязана уплачивать в бюджет авансовые платежи по налогу на имущество.

Если, в соответствии с положением пункта 3 статьи 379 НК РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога на имущество воспользуется своим правом и не установит отчетные периоды, тогда организация-налогоплательщик авансовые платежи по налогу на имущество не платит.

В этом случае организация может производить только один платеж по налогу — по окончании налогового периода.

В случае, когда организация имеет филиал или иное обособленное подразделение в другом регионе, авансовые платежи и платежи по итогам налогового периода должны уплачиваться в соответствии с законодательством соответствующего региона. При этом не исключена вероятность того, что головная организация будет производить в течение года один платеж, а филиал — четыре или наоборот. Данное обстоятельство следует учитывать при формировании учетной политики для целей налогообложения организации и ведении бухгалтерского учета.

НАЛОГОВАЯ СТАВКА (СТАТЬЯ 380)

Данной статьей установлен максимальный предел установленной налоговой ставки в Российской Федерации, а также возможность установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и налогооблагаемого имущества.

Минимальный размер налоговой ставки не установлен. Размер предельной (максимальной) налоговой ставки — 2,2 процента налоговой базы.

На основании пункта 3 статьи 12 НК РФ при установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:

— налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

— сроки уплаты налога;

— формы отчетности по данному региональному налогу.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Обращаем Ваше внимание на то, что в том случае, когда организация имеет филиалы или представительства в других регионах, в отношении объектов основных средств, находящихся в этих подразделениях, применяется налоговая ставка, действующая на территории соответствующего региона.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

www.audit-it.ru

Смотрите так же:

  • Приказ 989н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2011 г. N 989н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских […]
  • Закон о корупций Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 […]
  • Закон пермского края 844 пк Закон пермского края 844 пк Ограничение нахождения детей в общественных местах в ночное время. На территории Пермского края 31 октября 2011 года вступил в силу Закон Пермского края № 844-ПК «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, […]
  • Юрист года тюмень В Тюмени вручили награды премии «Юрист года Тюменской области-2016» Среди лауреатов и номинантов на получении премии также были представители Управления Росреестра по Тюменской области (далее — Управление). Ирину Пуртову, заместитель руководителя Управления, наградили Благодарственным […]
  • Рассмотрение представления прокурора об устранении нарушений Памятка по порядку рассмотрения представления прокурора об устранении выявленных нарушений законодат (утв. ФАНО России) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1. Общие положения В […]
  • Экспертиза зозпп Товар ненадлежащего качества - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 […]
  • Закона об органах фсб Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г.) Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года Глава II. Основные […]
  • Закон о тур услугах Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 января […]