Налоги в финансовой системе государства

Главная / Налоги в финансовой системе государства

Роль налогов в финансовой системе

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики.

Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации необходимо снижать налоги, чтобы был стимул к инвестированию.

Чрезмерно высокие налоги – негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов в обществе.

Основные недостатки системы налогообложения в России:

  1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.
  2. Нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.
  3. Исключительно фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.
  4. Реальная возможность ухода от уплаты налогов.

be5.biz

11 налогов

111 Роль налогов в финансовой системе государства и предприятия

Для существования государства необходимы огромные финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетном и внебюджетном государственном централизованном фондах в основном благодаря функционированию налоговой!

Налоги — обязательные платежи в бюджет, которые изымаются государством с физических и юридических лиц

Налог — императивный безэквивалентный движение средств, поскольку его плательщик не получает от государства встречного исполнения обязательств

Экономические отношения, связанные с налогами, в той или иной степени касаются всего населения страны, поэтому основные теоретические и практические аспекты построения налоговой системы интересуют не только специальность хивцив (экономистов, юристов, руководителей всех уровней, предпринимателей), но и обычных общинах.

1111 Налогообложение и справедливость

Важным аспектом налоговой политики в любой стране есть то влияние, которое она имеет распределение дохода и богатства. Справедливость всегда и везде является главным вопросам налогообложения. Действительно, можно сказать ты, что основной причиной введения налогов является, прежде всего, стремление обеспечить справедливость итоге, государству не нужны налоги, чтобы получать деньги, потому что сами их печатает. Напротив роль системы налогообложения заключается в том, чтобы забирать деньги у частного сектора таким образом, который был бы максимально эффективным, справедливым и требовал бы как можно меньших административных издержках т. Одной из трех главных целей любой налоговой системы является справедливость вместе с эффективностью и администрированием. Конечно, у разных людей могут быть разные представления о том, что является»справедливым»аб в честным итоге, любое государство может определить, что же такое справедливая налоговая система и реализовать свою точку зрения только через политические институты, с помощью которых она согласовывает противоречивые по гляди и интересгляди та інтереси.

Несмотря на это, предположение, что»то есть»с точки зрения влияния любой налоговой системы на распределение доходов и богатства отражает детально продуманный результат политического процесса, чаще все оказывается неверным. Такое предположение особенно маловероятным в условиях нынешней ситуации в Украине, характеризуется постоянными изменениями в налоговом законодательстве и администрировании. То м необходимо детально обдумывать то, что говорят о справедливости действующей системы налогообложения и что нужно сделать для того, чтобы улучшить ситуацию, то есть снять часть налогового бремени с на йбидниших слоев населения и повысить уровень фактического налогообложения богатым найбагатших.

Вопрос о справедливости можно рассматривать на двух различных уровнях

Во-первых, можно рассмотреть разные (по закону и на практике) режимы налоговой нагрузки на налогоплательщиков при одинаковых и разных экономических обстоятельств

Во-вторых, можно сосредоточиться на общем воздействии налогообложения на доходы населения и на уровень благосостояния. Экономисты предпочитают второму подходу, а большинство общественных дискуссий по вопросам налого ткування, наоборот, базируются на первом подходеі.

Политические последствия применения таких двух очень различных подходов к вопросу о справедливости налоговой системы могут очень отличаться. Если основное внимание будет сосредоточено на деталях конкретных виде ей налогов, то в результате могут появиться предложения по изменению ставок и структуры определенных налогов. Такие предложения, хотя и могут способствовать лучшему обеспечению горизонтальной и вертикальной дел едливости для определенных ограниченных групп, которые фактически несут на себе всю тяжесть данного налога согласно законодательству, в то же время, могут фактически способствовать обострению несправедливости в более общем м плане с точки зрения социальной и экономического неравенства»главным является влияние бюджетной системы на распределение богатства и дохода доходу.

Если оценивать ситуацию с такой точки зрения, то основным фактором в оценке налоговой системы Украины является большая роль»теневой экономики»Так, например, по общепринятым оценкам, объем»теневого о»сектора экономики может равняться объему известного властям официального сектора. Даже независимо от точного объема теневой экономики очевидно, что существование большого сектора экономики, фактически н е подпадает под прямое налогообложение, оказывает существенное негативное влияние на оценку последствий применения различных фискальных инструментов с точки зрения справедливости. Например, далеко не очевидна ценность номинальной прогрессивной ставки. НДФЛ, уплачиваемого в основном наемные работники, а многие лица, которые получают высокие доходы, кажется, избегают уплаты этого налога. В тех условиях, которые существуют в. Ук раине, кажется правдоподобным, что такие косвенные налоги как IIД. В и даже некоторые акцизы, такие как акцизы на транспортные средства, могут быть более прогрессивными чем. НДФЛ, фактически платит только в бмежена группа наемных работников из названия налога нельзя судить о его влиянии. Мы еще вернемся к этой мысли в следующем пункте, где речь пойдет о конкретных видах налоговыеро конкретні види податків.

Функциями налогов являются:

o фискальная (аккумулирования государственных доходов, необходимых для выполнения функций;

o регулирующая (путем изменения налоговых ставок, введение одних налогов и изменения других, изменения источников и размеров инвестиций, уровня цен, структуры отраслей народного хозяйства и т.п.);

o стимулирующая (стимулирование внедрений науки и техники в производство, создание эффективных стимулов деятельности предприятий и т.д.);

o распределительная (некоторое перераспределение национального дохода в пользу бедных слоев населения)

Основными принципами налогообложения является обязательность, стабильность (налоги лучше выполняют свои функции в условиях неизменности налоговых ставок и основных видов налогов в течение не менее 5-7 лет), прогрессивность (налоговое бремя должен относительно равномерно распределяться в зависимости от величины получаемых доходов), простота (система налогообложения должна быть простой, понятной для плательщиков, а ут римання налоговых служб — недорогим) тощ.

Основными видами налогов являются прямые и косвенные

Прямой налог — налог, который изымают из доходов и имущества конкретного физического или юридического лица

Косвенный налог — налог на товары и услуги, частично или полностью переносят на их цену или фиксируют в виде тарифов

Рассмотрим структуру каждого из этих видов налогов

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Налоги в системе финансовых отношений. Принципы налогообложения. Функции и элементы налога

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие затем в бюджеты различных уровней (государственный, региональный, местный). В настоящее время налоги являются не только основным источником средств, пополняющих государственную казну, но и способом регулирования экономических процессов.

Очевидно, что появление налогов связано с возникновением государства, поскольку именно для государства основным методом перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) является прямое изъятие определенной его части для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Это и составляет финансово-экономическую сущность налога.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смитт в 1776 г. Позднее они были названы декларацией прав налогоплательщика. В настоящее время именно принципы налогообложения А.Смитта являются базисными для налоговых систем различных стран, а затем уже дополняются принципами, связанными с внутринациональным развитием конкретной страны.

Основные принципы налогообложения:

  • принцип равномерности — все без каких-либо ограничений должны уплачивать законоустановленные налоги и сборы;
  • принцип определенности — сумма и способ платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;
  • принцип удобства — налоги должны взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для налогоплательщиков;
  • принцип экономической обоснованности — издержки государства по взиманию налогов должны быть минимальными.
  • Функции налога и их дискуссионный характер. Элементы налога

    Вопрос о функциях налогов является дискуссионным. В развитых странах споры ведутся о роли, играемой налогами в экономике страны. Существуют разногласия между кейнсианской школой и классической школой политэкономии. Для представителей первого направления налоги — главное орудие в регулировании экономики. Их противники считают, что регулирование экономикой должно быть минимальным, а налоги — чисто фискальный инструмент.

    В России ученые выделяют следующие функции налогов: фискальную (основная), регулирующую, распределительную, стимулирующую, контрольную, экономическую. Но каждый автор использует свою компоновку из них.

    В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения называют следующие две функции налогов:

    • фискальная — посредством нее происходит формирование доходной части бюджетов и направление средств на материальное обеспечение деятельности государства;
    • регулирующая — посредством нее налоги используются в качестве важнейшего регулятора всех перераспределительных процессов, активно воздействующего на микро- и макроэкономику страны.

    В общемировой теории выделяют следующие элементы налога:

  • субъект налога — налогоплптельщик — физическое или юридическое лицо;
  • налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с законом возлагается обязанность начислить и перечислить налог в бюджет;
  • налоговая база — часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется налоговая ставка;
  • объект налога — совокупность предметов (имущество или доход), подлежащих налогообложению;
  • источник налога — доход субъекта из которого непосредственно уплачивается налог;
  • налоговая ставка — ставка (величина налоговых отчислений), по которой исчисляется налог с объекта налога;
  • налоговая льгота — преимущество, предусмотренное законом, предоставляемое определенной категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными.
  • По каждому элементу налога должна быть принята отдельная статья в налоговом законе.

    В России налог считается установленным, если определены субъекты налога и следующие элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, налоговый период (срок, в течении которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется размер налогового обязательства), налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Эти элементы являются обязательными. К необязательным элементам Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) относит налоговые льготы.

    www.ekonomika-st.ru

    Налоги в системе финансовых отношений, их экономическое содержание, назначение, классификация налогов.

    В Налоговом Кодексе РФ дается такое юридическое определение налога: — это обязательный индивидуально — безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

    Бывают личные – уплачиваются с действительно получаемого дохода и реальные – взимаются с предполагаемого дохода, напр., налог на недвижимость, налог с владельцев транспортных средств, на операции с ценными бумагами.
    — косвенные (включаются в цену товара и оплачиваются потребителем (НДС, налог с продаж, таможенные платежи). Косвенные делятся на индивидуальные акцизы (на реализацию нефтепродуктов), универсальные акцизы (НДС, налог с продаж), таможенные пошлины.
    По субъектам налогообложения:
    – раскладочные, которые распределяются между налогоплательщиками,
    — количественные, учитывают имущественное состояние налогоплательщика.
    По месту поступления:
    — закрепленные (поступают в определенный бюджет или во внебюджетные фонды;
    -регулирующие (поступают в различные бюджеты в пропорциях, установленных законодательством).
    По уровню управления: федеральные, региональные, местные.
    По цели использования:
    -общие (поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий);
    — целевые — имеют строго определённые назначения.
    По строкам оплаты:
    регулярные
    разовые (налог с имущества).
    По объектам налогообложения: налоги на имущества, налоги на доходы, ресурсные налоги, налоги на действия, прочие налоги.
    По субъектам — налогоплательщикам:
    налоги с физических лиц (подоходный, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);
    налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, налог с продаж, акцизы, налог на операции с ценными бумагами);
    смешанные, которые уплачивают как физические лица, так и юридические лица (налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, гос. пошлина и др.).
    По форме взимания:
    1) взимаемые у источника до получения дохода (с дивидендов юридических лиц, уплачиваемый работодателем с доходов физических лиц);
    2) по декларации после получения дохода;
    3) по кадастру (на строение, на владельцев автотранспортного средства, земельный);
    По источникам налогообложения
    1) налоги, включаемые в цену продукции (товара) сверх оптовой цены (акцизы, НДС, с продаж),
    2) налоги, включаемые в себестоимость (таможенные пошлины, земельный налог, отчисления во внебюджетные фонды.
    3) налоги, относимые на финансовые результаты деятельности (налог на прибыль предприятий и организаций, единый налог на вмененный доход).
    4) налоги, относимые на прибыль предприятия до её налогообложения (на имущество предприятий, на рекламу и др.).
    5) налоги на прибыль, остающуюся после уплаты налога на прибыль (налог на операции с ценными бумагами, сборы за использование российской символики, местные налоги и сборы).

    Налоговая политика государства, ее основные направления в условиях перехода к рынку и на современном этапе.

    Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной налоговой политики связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. Современные теории налогообложения рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью отказаться от индивидуальных льгот.
    Практическая реализация той или иной налоговой политики в зависимости от ее целей включает маневрирование соотношением прямых и косвенных налогов, использование налогов разной степени прогрессии, применение различных моделей фискального федерализма во взаимосвязи с бюджетной политикой.

    economics.studio

    Налоговые механизмы в финансовой системе государства.

    Тема 3. Налоговые механизмы в финансовой системе государства

    4.1. Налоги: сущность, функции, классификация

    4.2. Принципы построения налоговой системы

    4.3. Эволюция налоговых систем

    4.4. Налоги в Налоговом кодексе Республики Молдова

    4.5. Финансово-правовые аспекты взимания налогов

    4.6. Налоговая политика

    4.7. Рационализация налогообложения

    4.1. Налоги: сущность, функции, классификация

    Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

    Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РМ:

    Статья 6. Налоги (пошлины) и сборы и их виды

    (1) Налогом (пошлиной) в РМ признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определенных и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика.

    (2) Сбором признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не являющийся налогом (пошлиной).

    (3) Другие платежи, осуществляемые в рамках отношений, регулируемых неналоговым законодательством, не относятся к категории обязательных платежей, именуемых налогами (пошлинами) и сборами.

    Статья 5. Общие понятия

    Следующие понятия применяются для целей налогообложения без изменения правового статуса юридических и физических лиц, предусмотренного действующим законодательством:

    1) Лицо – любое физическое или юридическое лицо.

    2) Налогоплательщик, субъект налогообложения – лицо, которое в соответствии с налоговым законодательством обязано исчислять и/или уплачивать в бюджет любой налог (пошлину), сбор, соответствующие пеню и штраф; лицо, которое в соответствии с налоговым законодательством обязано удерживать или взимать с другого лица и уплачивать в бюджет указанные платежи.

    3) Физическое лицо:

    а) гражданин Республики Молдова, иностранный гражданин, лицо без гражданства;

    b) предприятие со статусом физического лица – индивидуальное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство.

    4) Юридическое лицо:

    а) любое предприятие (включая постоянное представительство нерезидента в Республике Молдова), учреждение, объединение и другие организации, за исключением структурных подразделений перечисленных организаций, не имеющих обособленного имущества, а также индивидуальных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств;

    b) нерезидент, имеющий экономическое присутствие на территории Республики Молдова.

    а) любое физическое лицо, которое соответствует одному из следующих требований:

    i) имеет постоянное местожительство в Республике Молдова, в том числе:

    — находящееся на лечении или на отдыхе, или на учебе, или в командировке за рубежом;

    — являющееся должностным лицом Республики Молдова, находящимся при исполнении служебных обязанностей за рубежом;

    ii) находится в Республике Молдова не менее 183 дней в течение налогового года;

    b) любое юридическое лицо, или индивидуальное предприятие, или крестьянское (фермерское) хозяйство, деятельность которого организуется или управляется в Республике Молдова либо основным местом осуществления деятельности которого является Республика Молдова.

    а) любое физическое лицо, которое не является резидентом в соответствии с подпунктом а) пункта 5) либо, хотя и соответствует требованиям подпункта а) пункта 5), пребывает в Республике Молдова:

    — в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

    — в качестве сотрудника международной организации, созданной на основе межгосударственного соглашения, одной из сторон которого является Республика Молдова, или в качестве члена семьи такого сотрудника;

    — на лечении, или на отдыхе, или на учебе, или в командировке, если это является единственной целью пребывания физического лица в Республике Молдова;

    — исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Молдова (транзитное следование);

    b) любое юридическое лицо, или индивидуальное предприятие, или крестьянское (фермерское) хозяйство, которое не соответствует требованиям подпункта b) пункта 5).

    7) Индивидуальное предприятие – предприятие, находящееся в собственности физического лица или членов одной семьи.

    8) Крестьянское (фермерское) хозяйство – сельскохозяйственное предприятие, имеющее статус физического лица и образованное в соответствии с законодательством.

    9) Товарищество – любая организация, за исключением акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющая предпринимательскую деятельность на партнерских началах и учрежденная в соответствии с законодательством, которая:

    а) имеет не более 20 членов-резидентов или лиц, управляющих в случае смерти членов товарищества имуществом умерших;

    b) отвечает требованиям пропорционального распределения доходов и убытков между собственниками капитала.

    10) Акционер – любое лицо, являющееся собственником одной или более акций акционерного общества.

    11) Пайщик – любое лицо, владеющее долей капитала юридического лица.

    12) Взаимозависимое лицо – член семьи налогоплательщика или хозяйствующий субъект, который контролирует налогоплательщика, контролируется налогоплательщиком либо находится совместно с ним под контролем третьего лица. Для целей настоящего пункта:

    а) семья налогоплательщика включает: супругу (супруга) налогоплательщика; родителей налогоплательщика; детей налогоплательщика и их супругов; деда и бабушку налогоплательщика; внуков налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер налогоплательщика и их супругов; прадеда и прабабушку налогоплательщика; правнуков налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер родителей налогоплательщика и их супругов; племянников налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер деда и бабушки налогоплательщика и их супругов; детей брата и сестры родителей налогоплательщика и их супругов; детей племянников налогоплательщика и их супругов; а также перечисленных лиц со стороны супруги (супруга) налогоплательщика;

    b) под контролем понимается владение (непосредственно либо через одно или более взаимозависимых лиц) 50 и более процентами капитала или прав голоса хозяйствующего субъекта. При этом физическое лицо рассматривается как лицо, владеющее всеми долями участия в капитале, принадлежащими прямо или косвенно членам его семьи.

    13) Хозяйствующий субъект – любое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

    14) Некоммерческая организация – юридическое лицо, не преследующее в качестве цели своей деятельности извлечение дохода и не использующее какую бы то ни было часть собственности или дохода для выгоды какого-либо члена организации, учредителя или частного лица.

    15) Постоянное представительство нерезидента в Республике Молдова – филиал или представительство предприятия иностранного государства, зарегистрированные в Республике Молдова в соответствии с законодательством.

    16) Предпринимательская деятельность, бизнес – любой вид деятельности лица в соответствии с законодательством, за исключением работы по трудовому договору (соглашению), который осуществляется с целью получения дохода или в результате осуществления которого независимо от цели деятельности возникает доход.

    17) Услуги – материальные и нематериальные потребительские и

    производственные услуги, включающие передачу собственности в аренду, передачу прав, в том числе на основе лизинга, на использование любых товаров; строительно-монтажные, ремонтные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы.

    18) Экономическое присутствие – осуществление нерезидентом предпринимательской деятельности, в результате которой возникает доход, превышающий 13000 леев в месяц.

    19) Рынок – система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров, оказания услуг, а также движения денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.

    20) Оптовый рынок – вид рынка, на котором товары, услуги, как правило, реализуются одними лицами другим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, использующим в дальнейшем товары, услуги в процессе производства или реализующим их на рынке розничной торговли.

    21) Рынок розничной торговли – вид рынка, на котором товары, услуги реализуются населению для конечного потребления.

    22) Рынок на понижение – вид рынка, на котором предложение превышает спрос, либо реализуются товары, услуги, не соответствующие стандартам качества или поврежденные в результате стихийных бедствий, катастроф, других чрезвычайных событий, имевших место, либо продавец испытывает финансовые трудности, обусловленные его временной неплатежеспособностью, ликвидацией или банкротством, либо складываются другие, аналогичные ситуации, при которых товары, услуги предлагаются к продаже по цене ниже складывающихся на рынке цен.

    23) Закрытый рынок – вид рынка, на котором реализация товаров, услуг осуществляется между участниками общей собственности или между взаимозависимыми лицами. Цены на закрытом рынке не являются доказательством рыночной цены.

    24) Рыночная цена, рыночная стоимость – цена товара, услуги, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на оптовом рынке идентичных товаров, услуг, а при отсутствии идентичных товаров, услуг – в результате сделок, заключенных на соответствующем оптовом рынке между лицами, не являющимися участниками общей собственности или взаимозависимыми лицами. Сделки между участниками общей собственности или взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только при условии, что их взаимозависимость не повлияла на результаты таких сделок.

    Источниками информации о рыночных ценах на момент заключения сделки признаются:

    а) информация государственных органов статистики и органов, регулирующих ценообразование; а при ее отсутствии —

    b) информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации; а при ее отсутствии —

    с) официальная и/или опубликованная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже – информация о биржевых котировках на этой другой бирже, а также информация о котировках по государственным ценным бумагам и обязательствам.

    Налогоплательщик имеет право представить налоговым органам информацию из других источников о рыночных ценах на момент передачи товаров, услуг, а налоговые органы имеют право использовать представленную информацию при наличии оснований для признания ее достоверной.

    25) Дисконт – скидка с цены товара, услуги, валюты и других финансовых активов.

    26) Фискальный код – персональный идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный в порядке, установленном настоящим кодексом.

    Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

    Первый сущностный признак налога — императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

    Второй признак — смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

    Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи

    обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и без-

    возмездность (плательщик не получает за выплаченные налога ника-

    ких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в оп-

    ределенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик

    последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных

    операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную

    границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждения-

    ми (с исковых заявлений имущественного и неимущественного харак-

    тера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами го-

    сударственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных

    и апелляционных жалоб, заявлений о признании организации и инди-

    видуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами

    (за регистрацию граждан РФ по месту их жительства); отделами сиз и

    регистрации; органами загс и другими органами.

    Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо

    выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся:

    субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, ис-

    точник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога, на-

    логовый период, налоговая льгота.

    Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физиче-

    ское лицо, на которое государством возложена обязанность уплачи-

    вать налог. При определенных условиях субъект налога может пере-

    ложить уплату налога на другого субъекта, который будет действи-

    тельным носителем налога.

    Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачи-

    вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога

    вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический

    пример: субъектом налога является производитель или продавец то-

    вара, а носителем налога — покупатель товара.

    Объект налога — доход или имущество, которые служат основа-

    нием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, при-

    быль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги,

    предметы потребления и др.).

    Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика

    Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится

    последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть до-

    хода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев

    источник может совпадать с объектом налога (например, налог на

    прибыль (доход) организаций).

    Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при

    исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской

    Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в

    качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному

    налогу — гектар, сотка.

    Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка мо-

    жет устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в

    процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные

    (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фак-

    тические (определяются как отношение уплаченного налога к нало-

    говой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного

    налога ко всему полученному доходу).

    Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога

    за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

    Налоговый период — время, определяющее период исчисления

    оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

    Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применять-

    ся разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е.

    освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога;

    уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (от-

    срочки пнесения оклада налога) и др.

    Важными для понимания налоговых отношений являются также следующие понятия.

    Налоговое право — совокупность юридических норм, определяю-

    щих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, свя-

    занный с возникновением, функционированием, изменением и пре-

    кращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматри-

    ваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу

    элементы, регламентирующие порядок исчисления, взимания, отмены

    налога; сроки уплаты; льготы; ответственность плательщиков; поря-

    док обжалования действий налоговых органов.

    Налогообложение — это определенная совокупность экономиче-

    ских (финансовых) и организационно-правовых отношений, выра-

    жающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное

    изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу го-

    сударства и местных органов власти.

    Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):

    • исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реали-

    зации (классические примеры — налог с оборота и налог с продаж);

    • исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы

    • исчисление налога путем умножения процентной ставки на нало-

    гооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).

    В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

    1. Кадастровый., т. е. на основе кадастра — реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

    2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример — исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).

    3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъ-

    ектом и представления последним декларации о всех полученных го-

    довых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в деклара-

    ции величин объектов обложения и действующих ставок, устанавли-

    вают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом

    масштабов и многообразия личных доходов граждан.

    4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении поку-

    пок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж,

    налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачива-

    ются покупателями, становящимися носителями налога).

    5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с

    владельцев автотранспортных средств).

    6. Административный способ, при котором налоговые органы оп-

    ределяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подле-

    жащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход

    Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов

    Фискальная функция Свое название она получила в Древнем

    Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими кор-

    зинами, которые назывались «/iscus», куда откладывали часть товаров,

    продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право тор-

    говли. Собранные товары переходили в собственность монарха (госу

    дарства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначе-

    ние налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюд-

    жетных доходов. Так, доля налоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов1.

    Однако реализация фискальной функции налогов имеет объек-

    тивные и субъективные ограничения. При недостаточности налого-

    вых поступлений и невозможности сокращения государственных рас-

    ходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде

    всего это обращение к внутренним и внешним государственным, ре-

    гиональным, местным займам. Размещение займов приводит к обра-

    зованию государственного долга.

    Между налогами и займами формируется противоречивая взаи-

    мосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета по-

    требует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок,

    введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бреме-

    ни вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вы-

    зовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к разме-

    щению новых займов. Возникает опасность становления «финансо-

    вой пирамиды», а значит, финансового краха.

    Контрольная функция Эта функция создает предпосылки для

    соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и рас-

    пределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей

    оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового

    «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в

    налоговую систему и налоговую политику.

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы

    неверно отождествлять с налоговым контролем, осу-

    ществляемым налоговыми и таможенными службами, органами госу-

    дарственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача по-

    следнего — контроль за соблюдением налогового законодательства

    посредством налоговых проверок в различных формах.

    Распределительная функция является необходимым дополнением

    контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку

    последняя проявляется лишь в условиях действия распределитель-

    ной функции налогов. Данная функция выражается в распределении

    налоговых платежей между юридическими и физическими лицами,

    сферами и отраслями экономики, государством в целом и его терри-

    ториальными образованиями во временном аспекте.

    Регулирующая функция приобретает особо важное значение в

    современных условиях смешанной экономики, активного воздействия

    государства на экономические и социальные процессы. При этом вы-

    деляют разные аспекты реализации этой функции, называемые под-

    Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулирова-

    нии реализуется через систему налоговых льгот. Цель послед-

    них— сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщи-

    ка. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры

    налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия,

    скидки, налоговый кредит.

    Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение

    из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагае-

    мый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на

    сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (до-

    ходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами на-

    логоплательщика, иными словами, плательщик имеет право умень-

    шить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произве-

    денных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый

    кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки

    или окладной суммы.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    • снижение налоговой ставки;

    • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена Налогового кодекса РМ — получило название налоговых каникул);

    • возврат ранее уплаченного налога или его части;

    • отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);

    • зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Подфункция воспроизводственного назначения <включая природо-

    охранные мероприятия) реализуется через систему налоговых плате-

    жей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для

    восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природ-

    ных), а также расширения степени их вовлечения в производство в

    целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как

    правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам

    и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог

    на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право поль-

    зования объектами животного мира и водными биологическими ре-

    сурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на

    имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распре-

    делительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначе-

    ние — обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необхо-

    димо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие

    равные доходы и имущество, должны платить равные по величине на-

    логи; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие

    большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны

    платить значительно большие налоги, которые через различные меха-

    низмы трансфертов должны передаваться относительно бедным1.

    К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных Налогового кодекса, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налого-

    вые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в

    указан перечень доходов, по которым налог взимается по по-

    В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощен-

    ная система функций налогов:

    • фискальная, на базе которой образуются государственные и му-

    ниципальные денежные фонды;

    • экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются

    темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накоп-

    ление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос;

    • социальная, на основе которой происходит некоторое «выравни-

    вание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;

    • природоохранная, призванная сохранять и приумножать природ-

    ные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.

    В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов

    могут быть положены различные признаки (критерии).

    1 Термин «справедливость» не следует понимать прямолинейно, как, напри-

    мер, безусловную обязанность более богатых передавать часть своего дохода более

    бедным. Речь идет об оправданной справедливости, прежде всего в отношении со-

    циально незащищенных слоев населения. Справедливость должна проявляться и в

    том, чтобы у представителей ннзкодоходного слоя не возникало иждивенческих

    настроении, проявляющихся в «вымывании» стимулов к труду в надежде, что

    можно безбедно жить за счет прямо или косвенно получаемых доходов от пред-

    ставителен высокодоходного слоя. Подобная справедливость в отношении наибо-

    лее активного слоя населения является вполне оправданной и выгодной, ибо, чем

    больше создаваемый ими «пирог», чем больше стимулов войти в этот слой, тем

    динамичнее развитие экономики и более значима часть совокупного дохода, пере-

    распределяемого в пользу других слоев населения.

    По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги

    с юридических и с физических лиц.

    В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги

    (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на

    обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредст-

    венно с налогоплательщика. Косвенные налоги и виде фиксирован-

    ной добавки к цене опосредованно перекладываются па покупателя,

    выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают

    товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конеч-

    По объекту обложения выделяют налоги: (а) с дохода; (б) с

    имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество

    физических лиц и др.); (в) за выполнение определенных действии

    (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сдел-

    ки купли-продажи, займа и др.); (г) рентные (ресурсные); (д) на по-

    требление; (е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу

    (импортные и экспортные тарифы).

    По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:

    (а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е.

    косвенные налоги; (б) относимые на себестоимость (издержки) про-

    дукции; (в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль,

    с доходов от капитала, с доходов физических лиц); (г) уплачиваемые

    за счет чистой прибыли.

    По динамике налоговых ставок различают следующие виды на-

    логообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрес-

    В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанав-

    ливается равная сумма налога независимо от доходов или имущест-

    венного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключи-

    тельно фискальную и перераспределительную функции. Сюда отно-

    сится самый древний и простой вид налогообложения — подушное.

    В Российской империи для содержания армии в мирное время по-

    душное налогообложение было введено Петром I после переписи

    мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной

    подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн

    податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн

    руб.). Подушная подать для основной массы населения России была

    отменена только 14 мая 1883 г.

    Согласно пропорциональному налогообложению для каждого пла-

    тельщика устанавливается обязанность уплатить государству одина-

    ковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачи-

    вается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налого-

    вая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего

    числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. II» НК РФ)-

    При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает

    с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

    • простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том,

    что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени

    (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется воз-

    растающая сумма налога;

    • простая относительная прогрессия, при которой для общего

    размера налоговой базы также устанавливаются определенные разме-

    ры, но для каждого разряда определяются различные ставки. По та-

    кой системе, в частности, построена логика подоходного налогообло-

    жения граждан США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимо-

    сти от разряда облагаемого дохода ставки изменяются следующим

    образом: 15% – 28% – 33% – 28% [Черппк, с. 131];

    • сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на

    налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей

    ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы.

    Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.

    Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

    В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.

    По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

    По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

    4.2. Принципы построения налоговой системы

    Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко арормулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

    Данное определение целесообразно рассматривать как совокупность условий, при которых налоговая система может функционировать эффективно:

    • отлаженность налогового законодательства;

    • однозначно оговоренный (закрытый) перечень видов налогов (сформированная система налогов);

    • права и обязанности налогоплательщиков;

    • способы защиты прав и интересов налогоплательщиков;

    • функции, права, обязанности налоговых и таможенных органон, органов налоговой полиции;

    • налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

    • порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;

    • принципы налогообложения, лежащие п основе налоговой системы.

    Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 г. Согласно Смиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующие четыре «правила» («максимы»):

    • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

    • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

    • время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;

    • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

    Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

    Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения уклонения от уплаты налогов, минимизация «теневой экономики»). Здесь должна действовать формула: «О налогах не договариваются».

    Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

    Принцип определенности. Имеется в пилу, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

    Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения (примат в удобстве за ними, а не за налоговыми службами).

    Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% от величины налоговых поступлений [Грисимова, с. 12].

    Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

    Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению п случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

    Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

    Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3—5 лет).

    Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

    Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

    Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению пли отмене налогов.

    Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальная действительность, состояние экономики и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, следует отметить, что приведенная систематизация принципов, естественно, не является, единственно возможной. В учебно-методической литературе можно найти и более детальную их классификацию (см., например, [Налоги, …. с. 20]).

    3.3. Эволюция налоговых систем

    Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамика изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.

    В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х годов XX в. скачкообразно увеличилась роль прямых налогов.

    Так, удельный пес прямых налогов в начале XX в. и после Великой депрессии возрос в США с 11 до 70%, Канаде — с 9 до 56, Австралии—с 10 до 51, Великобритании — с 48 до 60%.

    Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнсианской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).

    Вторая волна усиления роли прямых налогов наблюдалась в США и странах Западной Европы в период с 1965 по 1975 г. Причиной этому послужили существенные темпы экономического роста в этих странах, сопровождавшиеся высокими темпами инфляции.

    Доходы индивидуальных налогоплательщиков возрастали, и поэтому на них псе больше переносилась тяжесть налогообложения.

    Стагфляция конца 70-х годов означала кризис кейнсианской модели регулирования и поставила развитие западных стран перед необходимостью пересмотра налоговых систем. Основанием этого явилось расширение и качественное изменение круга собственников.

    С массовым развитием акционерных обществ, ориентированных на мелкого собственника, расширился круг последних. Инфляция в сочетании с высокими налогами, стала стимулом не накопления, а потребления. В этот период относительно возросло налогообложение потребления, т. с. наблюдался рост косвенных налогов.

    В этот период косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х годов на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвенных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз => налог с оборота => НДС.

    В основу налоговых систем развитых стран в 1980—1990 гг. была положена неоклассическая теория финансов. Был взят курс на общее снижение тяжести налогового бремени, причем особенно ощутимо были снижены ставки на прибыль корпораций и личные доходы состоятельных слоев населения. Основная тяжесть подоходных налогов была перенесена на представителей среднего класса. Представление о современном состоянии налоговых систем развитых стран дают данные табл. 4.1.

    Роль отдельных налогов в формировании бюджетов в странах ЕС (данные усредненные, %)

    kursak.net

    Смотрите так же:

    • Иск претензий не имею заявление "претензий не имею" как прекратить следствие, если потерпевшая сторона претензий не имеет? Попросить заявителя забрать заявление. Если расследуемое уголовное дело относится к категории дел публичного обвинения (а таких дел 99%), то никак В суде помиритесь, если статья […]
    • Автошкола правила движения Автошкола онлайн Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД Водительские курсы Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного […]
    • Предложение и закон предложения Неценовые факторы предложения Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами […]
    • Постановление суда на заключение под стражу Постановление суда на заключение под стражу П О С Т А Н О В Л Е Н И Е об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу г. Петропавловск-Камчатский 4 сентября 2010 года Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Л.Г.Крамаренко, с участием помощника […]
    • Следущее правило Следущее правило Выживание улья зависит от того, что каждая пчела следует правилам и ролям, которые способствуют выживанию, адаптации и регенерации улья. Без избыточной интеллигентности и ограничений, навеянных правилами хорошего тона. Тем не менее, по общим правилам плод ребёнка, […]
    • Правило охоты на барсука Правило охоты на барсука Выбрать сейф по количеству стволов: Выбрать сейф по стоимости: Телефон: (495) 729-45-19 многоканальный Ждем Ваших звонков: Пн. - Пт. с 10.00 до 18.00 Сб., Вс. - выходные Охота является одним из видов пользования животным миром и в соответствии с […]
    • Курс логики для юристов Курс логики для юристов ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ Под редакцией доктора философских наук, профессора Б.И. Каверина Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов. Теоретический […]
    • Заявление о повторной выдаче свидетельства инн Заявление получение ИНН: при потере или впервые Содержание С 2017 года человек вправе получить ИНН в любой налоговой страны (ранее ИНН получали по прописке или По временной регистрации ИНН можно получить только если нет постоянной регистрации(прописки в паспорте)). Нужно пойти лично в […]